<< Пред.           стр. 625 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 уничтожены те отсрочки, который давались должнику по отношению ко всем
 его кредиторам. С изданием общеимперского конкурсного устава 1877 г. М.
 были повсеместно в Германии упразднены. Англо-американское право не
 знает М. Древнерусскому законодательству не чуждо понятие о М. По
 Судебнику Иоанна III государев боярин уполномочен давать так наз.
 полетную грамоту купцу, получившему товар в кредит и сделавшемуся
 несостоятельным вследствие гибели товара в дороге от какого-нибудь
 стихийного несчастия. Несколько напоминают мораторийные законы
 постановления франц. гражданского кодекса (1244 ст. Code civil) и
 русского Уст. гражд. судопр. (136 ст.; постановления ее повторены в 91
 ст. Правил об устройстве судебной части l производства судебных дел 29
 декабря 1889 г.) о рассрочке в платеже долга, даваемой судом стороне,
 уже обвиненной последовавшим присуждением иска (что обыкновенно не
 бывает в случаях М. в настоящем смысли слова).
  В противоположность М. специальным, которые определялись нормами
 гражданского права, известен другой вид М. - гемеральных, когда, в виду
 постигших страну общественных бедствий (война, эпидемическая болезнь),
 временно приостанавливаются действующие законы об обязательствах, и всем
 жителям страны отсрочиваются их долги, а кредиторам не вменяются в вину
 упущения, сделанные ими в исполнении законом требуемых обрядов.
 Издаваемый в новейшее время меры о М. касаются обыкновенно вексельных и
 других бесспорных долгов, по которым взыскание сопряжено с особенной
 строгостью. % на капитальный долг при этом иногда уменьшались (напр.,
 после 30-летней войны). После тильзитского мира долги прусских помещиков
 были отсрочены более, чем на 10 лет. Особенно известны французские
 мораторийные законы, изданные во время войны 1870 - 71 г. 13 августа
 1870 г., в самом начале войны, был обнародован закон, по которому
 отсрочено на один месяц право требования по всем денежным коммерческим
 сделкам, заключенным по день издания закона, а право иска долгов с лиц,
 призванных на защиту отечества, отсрочено до окончания войны. Закон этот
 неоднократно повторялся в течение войны. 16 апреля 1871 г. отсрочка
 платежей по векселям была подтверждена советом париж. коммуны (см.
 Коммуна). Франц. мор-йные законы вызвали богатую литературу по вопросу о
 том, насколько они имеют силу в иностранных государствах. Еще недавно, в
 1891 г., в Португалии, во время финансового кризиса, установлен был М. в
 60 дней для вексельных и других бесспорных долгов. В России генеральные
 М. являлись в Виде древних полетных грамот, которые жаловались
 правительством, в исключительных случаях, целым сословиям. 24 декабря
 1771 г., по Высочайше утвержденному докладу, последовал сенатский указ
 "о несчитании в просрочку векселей и закладных, непротестованных и
 неявленных, по случаю заразительной болезни в Москве" в течение всего
 того времени, как будет свирепствовать моровая болезнь. По прекращении
 "поветрия" и с открытием присутственных мест, полагался для погашения
 долгов еще трехмесячный срок. Подобный постановления были изданы во
 время холерной эпидемии 1830 - 31 гг. относительно должников
 коммерческого банка. Указом от 15 января 1832 г. жителям северо- и
 юго-западных губерний, наиболее пострадавших от польского восстания,
 были Высочайше дарованы "некоторые льготы в отношении к судебным срокам
 и долговым платежам".
  Морг (la Morgue) - место, где выставляются мертвые тела, для осмотра
 и для удостоверения личности. Название производится от лангедокского
 morga или старофранцузского morgue - "лицо"; отсюда "место выставки
 лиц". Первоначально М. называлось отделение в тюрьме, где тюремщики
 пристально всматривались во вновь поступавших арестантов, чтобы
 запечатлеть в памяти их лица; позже в эти отделения стали класть трупы
 неизвестных лиц, чтобы прохожие могли осматривать и распознавать их.
 Родоначальником нынешнего парижского М. является выставка трупов в
 Гран-Шателе, называвшаяся Basse-Geole и упоминаемая с 1604 г.; трупы
 здесь обмывались из особого колодца и затем клались в погреб: смотрели
 на них через окно сверху. До устройства этого помещения забота о
 находимых на улицах трупах лежала на госпитальных сестрах св. Екатерины
 (так наз. catherinettes), по уставу их ордена; они и позже продолжали
 этот труд. До 1804 г. Basse-Geole продолжал служить М.; неизвестные
 трупы лежали здесь по целым дням, наваленные друг на друга;
 разыскивавшие пропавших родственников спускались сюда с фонарем, чтобы
 рассматривать трупы. Ордонанс 29 терм. XII г. упорядочил устройство М. и
 дал ему новое помещение. В новом своем виде М. представляет здание,
 приспособленное для удобнейшего обозревания выставленных трупов. Вымытые
 в особых бассейнах и раздетые трупы расставляются на мраморных столах, с
 медными возвышениями под головами трупов, чтобы обозреватель легко мог
 видеть лицо; средняя часть тела покрыта кожаным передником; столы
 постоянно орошаются свежей водой, чтобы помешать гниению. Близ трупов
 или вдоль стен развешаны вещи, принадлежавшие покойникам; эта мера
 введена была после июльской революции 1830 г. Освещается зал светом,
 падающим сверху; он в течение всего дня открыт для обозревателей. Через
 3 дня трупы убираются со столов и, если они не узнаны, погребаются;
 обыкновенно, однако, их узнают в течение первых 24 часов. Число
 выставляемых в М. мужчин около 41/2 раз больше числа женщин;
 новорожденные и зародыши (около 1/8 всего числа трупов) также поступают
 в М. С 1884 г. при М. читаются медицинские лекции, Ср. F. Maillart,
 "Recherches historiques et critiques sur la Morgue" (1860).
  Морган (Lewis Henri Morgan) - известный амер. этнолог и социолог
 (1818 - 81). Будучи молодым человеком, вступил в тайное общество,
 носившее название "Великого ордена ирокезов" и состоявшее из белых и
 образованных краснокожих. Члены его задавались ближайшей целью сохранить
 обычаи и нравы индейцев, а дальнейшей - отстоять за туземцами право
 самостоятельного развития в рамках американской цивилизации и под
 охраной федеральной конституции. М. был настолько увлечен деятельностью
 этого общества, что поселился на некоторое время среди ирокезов
 Нью-Йоркского штата и даже был "усыновлен" одним из их племен, сенеками.
 Необходимость избрать себе какое-нибудь занятие заставила М. выйти из
 общества, которое вскоре после того распалось, а М. получил известность
 как адвокат. Уже с 1846 г. начали появляться в различных изданиях
 интересные статьи о краснокожих, подписанные именем Шенандоаха: то был
 псевдоним М. В 1851 г. вышел его первый большой труд о конфедерации пяти
 ирокезских племен, под заглавием: "League of the Ho-de-no sau-nee or
 Iroquois" (Ротчестер). Это было первое строго научное сочинение о
 военной организации и социальном быте, формах брака, семьи и
 наследования у краснокожих; особенное внимание М. обратила на себя
 своеобразная система обозначения родства у ирокезов. Когда была
 предпринята постройка железной дороги на южном берегу Верхнего озера, М.
 сделался одним из директоров образованной для этого компании и каждое
 лето, начиная с 1855 г. и до конца 60-х гг., жил на берегу Верхнего
 озера, проводя свободное от занятий время в наблюдении и изучении
 бобров. Основанный на этом изучении опыт "психологии животных" (как
 выражается сам М.) появился в 1868 г., под заглавием: "The american
 Beaver and his Works" (Филадельфия). В 1858 г., живя в Мичигане, М.
 часто имел дело с племенем оджибвеев (Ojibways) и, наблюдая его
 внутренний строй, пришел к заключению, что эти краснокожие, несмотря на
 разницу языка, выработали те же самые формы родовой организации и ту же
 систему родства, какую Морган нашел уже у ирокезов. Пораженный этим, он
 составил программу вопросов, касающихся названий родства, и разослал
 вопросные бланки к разным миссионерам и агентам правительства, живущим
 среди индейцев, с просьбой сообщить термины, употребляемые у различных
 племен. Сначала сведения стекались очень туго, и М. решил сам заняться
 этим исследованием, посетив целую массу племен от Канзаса и Небраски до
 территории Гудзонова залива, озера Виннипег и форта Бентон в Скалистых
 горах. Повсюду он встретился с одинаковыми приемами обозначения степени
 родства у краснокожих, несмотря на крайнюю разницу в диалектах. Это
 навело его на мысль расширить объем исследуемого явления и проследить
 систему родства по возможности на всем земном шаре. Он успел
 заинтересовать в своих исследованиях вашингтонское ученое общество,
 известное под названием "Смитсоновского института", и некоторых лиц,
 занимавших важное официальное положение. С 1860 г. почти вся
 корреспонденция, вызванная опросными бланками М., ведется через
 Смитсоновский институт и при посредстве послов, консулов, агентов
 правительства. К середине 60-х годов в руках М. скопился огромный
 материал по интересовавшему его вопросу. В 1868 г. он представил ученой
 комиссии Института обширный мемуар, в котором были систематически
 обработаны полученные данные и который появился в свет в 1871 г., как
 17-й том "Smithsonian Contributions to Knowledge", под заглавием:
 "Systems of Consanguinity and Affinity of the Human Family". Помещенные
 здесь таблицы названий родства и свойства охватывают 139 различных
 племен и народностей, принадлежащих к трем крупным подразделениям
 человечества. Обобщающие взгляды автора изложены в заключительной главе.
 Рядом с изданием этого большого труда М. напечатал много журнальных
 статей о различных сторонах жизни индейцев. Главное сочинение М.
 появилось в 1877 г., под заглавием: "Ancient Society, or Researches in
 the Lines of human Progress from Savagery through Barbarism to
 Civilisation (Нью-Йорк и Лондон). В последние годы своей жизни М. был
 занят большой монографией: "Houses and Houselife of the American
 Aborigines" (Вашингтон, 1881), которая, между прочим, вносила
 существенные поправки в традиционные воззрения писателей Старого, а
 отчасти и Нового Света на древнюю цивилизацию ацтеков. Труд этот был
 издан североамериканским правительством с гравюрами и фотографиями
 главнейших индейских развалин, и составляет IV т. "Contributions to
 North American Ethnology" (1881). Вклад М. в науку заключается в
 следующем. Он впервые ясно и отчетливо показал, что у краснокожих
 (ирокезов) племенная организация не основывалась на разрастании
 потомков, происходящих от одного общего отца, "так как отец и дитя
 никогда не были одного и того же рода". Он показал, что "родословная
 велась здесь во всех случаях по женской линии". Сначала (в 50-х годах)
 ему даже казалось, что тут лежало основное различие родовой организации
 Нового Света от "всех таких же учреждений Старого". М. тогда же обратил
 внимание на одну интересную особенность терминологиии родства у
 ирокезов: они не делали никакого словесного различия между прямой и
 побочными линиями ни в восходящем, ни в нисходящем порядке, за
 исключением некоторых определенных случаев. Так, какой-нибудь вождь
 называл, напр., безразлично своими матерями свою мать и ее сестер,
 своими отцами - своего отца и его братьев, своими детьми - своих детей и
 детей своего брата; но этот же вождь называл детей своей сестры уже не
 своими детьми, а племянниками, как это делаем и мы, и т. д. М. подметил
 также, что наследование у краснокожих происходит обыкновенно по женской
 линии. Наконец, он описал политическую организацию ирокезов, представил
 ее военной демократией с выборными вождями ("умеренной олигархией",
 говорит он в одном месте) и уже в то время пытался сблизить ее развитие
 с развитием политических учреждений в древней Греции. Материал,
 собранный в течение 60-х годов М., помог ему расширить его
 первоначальные взгляды. В своем сочинении о "Системах родства" он успел
 уложить все разнообразные приемы обозначения родства у человека в две
 группы. Одна из них - описательная, столь известная всем нам: она точно
 определяет отношения каждого отдельного родственника к данному лицу.
 Другая - классификаторская, находящаяся в употреблении у туранских,
 малайских и американских племен, объединяет в один ряд целое поколение
 лиц и, ставя их всех на одну доску, устанавливает их коллективное
 отношение к данному лицу. Из этого, так сказать, филологического факта
 М. (под влиянием своего друга, профессора Мак-Ильвэна) вывел чрезвычайно
 важное социологическое заключение, а именно, что эти различные системы
 родственных названий выражают в застывшем, кристаллизованном виде те
 жизненные отношения, в каких люди некогда стояли друг к другу в половой
 сфере и вытекавшей отсюда кровной родовой связи. Например, ирокез
 называет детей своего брата своими детьми, а детей своей сестры - своими
 племянниками. Отсюда М. выводит заключение, что некогда существовала
 такая форма половых отношений, при которой группа мужчин находилась в
 половой связи с группой женщин, сестер или кузин между собой, но отнюдь
 не сестер этих мужчин. Эта форма брака (пуналуа) существует и поныне
 кое-где на Гавайских и др. островах, тогда как тамошняя терминология
 родства указывает на еще более примитивные формы половой связи. Восходя
 по лестнице анализа различных ступеней родства, М. доходит до
 существования в человечестве беспорядочных половых отношений всех мужчин
 со всеми женщинами племени, и эти различные формы половой связи и
 родовой организации являются для него последовательными этапами, которое
 проходило все человечество. Новое и решительное развитие взгляды М.
 получили в его труде о "Древнем обществе". Основную пружину
 человеческого прогресса он видит в "открытиях и изобретениях", под
 которыми разумеет главным образом развитие материальных отношений. Затем
 он рассматривает три группы идей в их постепенном развитии, шедшем
 параллельно с материальным прогрессом: идеи правительства, идеи семьи и
 идеи собственности. Идея правительства прослежена начиная с
 первоначальной, чисто родовой организации, как мы ее видим у
 австралийцев, с их кланами и сложными запрещениями брака между мужчинами
 и женщинами клана, и вплоть до современной политической организации,
 опирающейся на "территориальном" начале. При этом сделана интересная
 попытка найти тождественные этапы развития в Греции, Риме и у
 краснокожих, как у обществ, постепенно переходивших от чисто родового
 быта к срастанию кланов и племен в национальное целое. Идея семейной
 организации прослежена в ее пяти различных формах, начиная от
 сожительства братьев с сестрами и вплоть до современной семьи. При этом
 указано на рост различных ограничений половой связи (и таким образом
 объяснено существование "эндогамических" и "экзогамических" племен
 Мак-Леннана), на первоначальную распространенность всюду (а не у одних
 лишь краснокожих) родства по матери и матернитета и замену его
 патриархальным строем. Наконец, идея собственности рассмотрена в ее
 различных формах существования и передачи по наследству сначала всем
 членам клана, затем агнатическим родственникам (сначала по женской,
 затем по мужской линии) и т. д. В соч. о "Домах и домашней жизни
 американских туземцев" М., на основании личных разведок, сделанных
 главных образом в северной части Новой Мексики доказывает следующее:
 громадные сооружения, которые испанские писатели приняли за дворцы
 монарха, представляют собою общие дома первобытных коммунистов,
 лепившихся целыми сотнями и даже тысячами в колоссальном улье,
 состоявшем из бесчисленных каморок. Интересно, что в своем сочинении о
 бобрах М. смотрит на сооружения бобрами плотин не как на результат более
 или менее планомерной общей деятельности животных, а как на постепенное
 вырастание целой колонии из независимой стройки жилищ отдельными семьями
 бобров. Древний американец оказывается большим коммунистом, чем бобер).
 - М. был не чужд промахов, скороспелых выводов, теоретических увлечений.
 Он строил, например, чересчур однообразную и строго педантическую
 лестницу различных фазисов "дикого состояния", "варварства" и пр. В его
 сближениях между развитием общественнополитических учреждений у
 классических народов и их развитием у краснокожих есть местами
 неточности и натяжки. Он, может быть, недостаточно оттенил роль фикции в
 представлении человека о кровном родстве и, может быть, слишком перегнул
 палку в другую сторону, борясь с Мак-Леннаном, который не хотел видеть в
 "системах родства" ничего кроме формы приветствий. Все эти недостатки не
 мешают М. занять одно из самых видных мест среди этнологов и социологов,
 хотя Энгельс и преувеличивает, сравнивая М. с Дарвином. См. Fr. Engels,
 "Der Ursprung der Familie, des Privateigenthums und des Staats"
 (Штутгарт, 1892, 4-е изд.).
  P.
  Морганьи (Giovanni Battista Morgagni, 1682 - 1771) - основатель
 патологической анатомии. Впервые представил изменения, наблюдаемые при
 вскрытии на трупах людей, умерших от различных болезней; эти наблюдения
 позволили распознавать болезни на основании вскрытий и сравнивать
 прижизненные припадки с посмертными изменениями. Был 59 лет проф.
 анатомии в Падуе, где у него учились лучшие впоследствии итальянские
 анатомы. Сочинения: "Adversaria аnаtomica" (Болонья, 1706 - 1719), "De
 sedibus et causis morborum per anatomen indagatis libri V" (1761;
 новейшее изд., 1827 - 29, переведена на яз. франц., нем. и англ.),
 "Opera" (1765).
  Мордвинов (граф Николай Семенович, 1754 - 1845) - знаменитый русский
 государственный деятель. Рано был отдан отцом на службу во флот и в 1774
 г. послан для усовершенствования в морском искусстве в Англию, где
 пробыл 3 года, познакомился с ее бытом и воспитал в себе симпатии к ее
 учреждениям. Участвовал во второй турецкой войне, но уже в 1790 г.,
 вследствие размолвки с начальствовавшими в краю лицами, главным образом
 с Потемкиным, оставил службу. В 1792 г. он занял место председателя
 черноморского адмиралтейского правления: находясь на этом посту, М.
 вступил в борьбу с другим известным администратором Hoвороссии,
 Дерибасом, продолжавшуюся и в следующее царствование. При вступлении на
 престол Павла М. было пожаловано имение с 1000 душ крестьян (еще ранее,
 при Екатерине, он получил также значительные населенные имения), но
 затем он был предан суду и уволен, еще до приговора, в отставку. Вскоре,
 однако, он был назначен членом адмиралтейской коллегии и произведен в
 чин адмирала. Воцарение Александра открыло более широкое поприще для
 деятельности М., обратившего на себя внимание либерализмом своих
 взглядов; особенно сильное впечатление произвело поданное им, довольно
 смелое по тогдашним понятиям мнение по делу Кутайсова с казной (так
 назыв. делу об эмбенских водах). М. привлекался в эту пору к обсуждению
 важнейших государственных вопросов, поднимавшихся императором
 Александром и его ближайшими сотрудниками, а с образованием министерств
 (1802) занял пост министра морских сил, на котором оставался только 3
 мес., так как, убедившись в преобладании над государем влияния своего
 помощника, адмирала Чичагова, отказался от управления министерством и
 остался лишь членом комитета для улучшения флота. Популярность его в
 обществе наглядно сказалась в выборе его московским дворянством в 1806
 г. предводителем московского ополчения, хотя он не был в то время даже
 дворянином Московской губернии. Значение Мордвинова в правительственных
 сферах вновь увеличилось с возвышением Сперанского, с которым его
 сблизила общность взглядов по многим вопросам и для которого он сделался
 помощником в составлении плана новой системы финансов. С учреждением
 государственного совета М. был назначен его членом и председателем
 департамента государственной экономии, но последовавшая вскоре ссылка
 Сперанского на время пошатнула и его положение: он вышел в отставку и
 уехал в Пензу и хотя уже в 1813 г. вернулся в Петербург, но прежнее
 место занял только в 1816 г. Выйдя через два года вновь в отставку, он
 два года пробыл за границей, по возвращении же вскоре был назначен
 председателем департамента гражданских и духовных дел государственного
 совета; вместе с тем он был членом финансового комитета и комитета
 министров, и эти же должности сохранял за собой и в царствование
 императора Николая. В 1834 г. он был возведен в графское достоинство. В
 1823 г. он был избран председателем вольно-экономического общества и
 сохранял это звание до 1840 г. Не пользуясь в течение своей долгой
 служебной карьеры особым доверием свыше за исключением лишь краткого
 периода могущества Сперанского, и не успев приобрести непосредственного
 и сильного влияния на внутреннюю политику, М. принадлежал, однако, к
 числу наиболее видных деятелей высшей администрации времен Александра I.
 Одаренный от природы недюжинным умом, получив хорошее образование и
 обладая литературными дарованиями, он явился одним из наиболее даровитых
 и энергичных поборников идей политического либерализма в высших сферах.

<< Пред.           стр. 625 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу