<< Пред. стр. 625 (из 1179) След. >>
уничтожены те отсрочки, который давались должнику по отношению ко всемего кредиторам. С изданием общеимперского конкурсного устава 1877 г. М.
были повсеместно в Германии упразднены. Англо-американское право не
знает М. Древнерусскому законодательству не чуждо понятие о М. По
Судебнику Иоанна III государев боярин уполномочен давать так наз.
полетную грамоту купцу, получившему товар в кредит и сделавшемуся
несостоятельным вследствие гибели товара в дороге от какого-нибудь
стихийного несчастия. Несколько напоминают мораторийные законы
постановления франц. гражданского кодекса (1244 ст. Code civil) и
русского Уст. гражд. судопр. (136 ст.; постановления ее повторены в 91
ст. Правил об устройстве судебной части l производства судебных дел 29
декабря 1889 г.) о рассрочке в платеже долга, даваемой судом стороне,
уже обвиненной последовавшим присуждением иска (что обыкновенно не
бывает в случаях М. в настоящем смысли слова).
В противоположность М. специальным, которые определялись нормами
гражданского права, известен другой вид М. - гемеральных, когда, в виду
постигших страну общественных бедствий (война, эпидемическая болезнь),
временно приостанавливаются действующие законы об обязательствах, и всем
жителям страны отсрочиваются их долги, а кредиторам не вменяются в вину
упущения, сделанные ими в исполнении законом требуемых обрядов.
Издаваемый в новейшее время меры о М. касаются обыкновенно вексельных и
других бесспорных долгов, по которым взыскание сопряжено с особенной
строгостью. % на капитальный долг при этом иногда уменьшались (напр.,
после 30-летней войны). После тильзитского мира долги прусских помещиков
были отсрочены более, чем на 10 лет. Особенно известны французские
мораторийные законы, изданные во время войны 1870 - 71 г. 13 августа
1870 г., в самом начале войны, был обнародован закон, по которому
отсрочено на один месяц право требования по всем денежным коммерческим
сделкам, заключенным по день издания закона, а право иска долгов с лиц,
призванных на защиту отечества, отсрочено до окончания войны. Закон этот
неоднократно повторялся в течение войны. 16 апреля 1871 г. отсрочка
платежей по векселям была подтверждена советом париж. коммуны (см.
Коммуна). Франц. мор-йные законы вызвали богатую литературу по вопросу о
том, насколько они имеют силу в иностранных государствах. Еще недавно, в
1891 г., в Португалии, во время финансового кризиса, установлен был М. в
60 дней для вексельных и других бесспорных долгов. В России генеральные
М. являлись в Виде древних полетных грамот, которые жаловались
правительством, в исключительных случаях, целым сословиям. 24 декабря
1771 г., по Высочайше утвержденному докладу, последовал сенатский указ
"о несчитании в просрочку векселей и закладных, непротестованных и
неявленных, по случаю заразительной болезни в Москве" в течение всего
того времени, как будет свирепствовать моровая болезнь. По прекращении
"поветрия" и с открытием присутственных мест, полагался для погашения
долгов еще трехмесячный срок. Подобный постановления были изданы во
время холерной эпидемии 1830 - 31 гг. относительно должников
коммерческого банка. Указом от 15 января 1832 г. жителям северо- и
юго-западных губерний, наиболее пострадавших от польского восстания,
были Высочайше дарованы "некоторые льготы в отношении к судебным срокам
и долговым платежам".
Морг (la Morgue) - место, где выставляются мертвые тела, для осмотра
и для удостоверения личности. Название производится от лангедокского
morga или старофранцузского morgue - "лицо"; отсюда "место выставки
лиц". Первоначально М. называлось отделение в тюрьме, где тюремщики
пристально всматривались во вновь поступавших арестантов, чтобы
запечатлеть в памяти их лица; позже в эти отделения стали класть трупы
неизвестных лиц, чтобы прохожие могли осматривать и распознавать их.
Родоначальником нынешнего парижского М. является выставка трупов в
Гран-Шателе, называвшаяся Basse-Geole и упоминаемая с 1604 г.; трупы
здесь обмывались из особого колодца и затем клались в погреб: смотрели
на них через окно сверху. До устройства этого помещения забота о
находимых на улицах трупах лежала на госпитальных сестрах св. Екатерины
(так наз. catherinettes), по уставу их ордена; они и позже продолжали
этот труд. До 1804 г. Basse-Geole продолжал служить М.; неизвестные
трупы лежали здесь по целым дням, наваленные друг на друга;
разыскивавшие пропавших родственников спускались сюда с фонарем, чтобы
рассматривать трупы. Ордонанс 29 терм. XII г. упорядочил устройство М. и
дал ему новое помещение. В новом своем виде М. представляет здание,
приспособленное для удобнейшего обозревания выставленных трупов. Вымытые
в особых бассейнах и раздетые трупы расставляются на мраморных столах, с
медными возвышениями под головами трупов, чтобы обозреватель легко мог
видеть лицо; средняя часть тела покрыта кожаным передником; столы
постоянно орошаются свежей водой, чтобы помешать гниению. Близ трупов
или вдоль стен развешаны вещи, принадлежавшие покойникам; эта мера
введена была после июльской революции 1830 г. Освещается зал светом,
падающим сверху; он в течение всего дня открыт для обозревателей. Через
3 дня трупы убираются со столов и, если они не узнаны, погребаются;
обыкновенно, однако, их узнают в течение первых 24 часов. Число
выставляемых в М. мужчин около 41/2 раз больше числа женщин;
новорожденные и зародыши (около 1/8 всего числа трупов) также поступают
в М. С 1884 г. при М. читаются медицинские лекции, Ср. F. Maillart,
"Recherches historiques et critiques sur la Morgue" (1860).
Морган (Lewis Henri Morgan) - известный амер. этнолог и социолог
(1818 - 81). Будучи молодым человеком, вступил в тайное общество,
носившее название "Великого ордена ирокезов" и состоявшее из белых и
образованных краснокожих. Члены его задавались ближайшей целью сохранить
обычаи и нравы индейцев, а дальнейшей - отстоять за туземцами право
самостоятельного развития в рамках американской цивилизации и под
охраной федеральной конституции. М. был настолько увлечен деятельностью
этого общества, что поселился на некоторое время среди ирокезов
Нью-Йоркского штата и даже был "усыновлен" одним из их племен, сенеками.
Необходимость избрать себе какое-нибудь занятие заставила М. выйти из
общества, которое вскоре после того распалось, а М. получил известность
как адвокат. Уже с 1846 г. начали появляться в различных изданиях
интересные статьи о краснокожих, подписанные именем Шенандоаха: то был
псевдоним М. В 1851 г. вышел его первый большой труд о конфедерации пяти
ирокезских племен, под заглавием: "League of the Ho-de-no sau-nee or
Iroquois" (Ротчестер). Это было первое строго научное сочинение о
военной организации и социальном быте, формах брака, семьи и
наследования у краснокожих; особенное внимание М. обратила на себя
своеобразная система обозначения родства у ирокезов. Когда была
предпринята постройка железной дороги на южном берегу Верхнего озера, М.
сделался одним из директоров образованной для этого компании и каждое
лето, начиная с 1855 г. и до конца 60-х гг., жил на берегу Верхнего
озера, проводя свободное от занятий время в наблюдении и изучении
бобров. Основанный на этом изучении опыт "психологии животных" (как
выражается сам М.) появился в 1868 г., под заглавием: "The american
Beaver and his Works" (Филадельфия). В 1858 г., живя в Мичигане, М.
часто имел дело с племенем оджибвеев (Ojibways) и, наблюдая его
внутренний строй, пришел к заключению, что эти краснокожие, несмотря на
разницу языка, выработали те же самые формы родовой организации и ту же
систему родства, какую Морган нашел уже у ирокезов. Пораженный этим, он
составил программу вопросов, касающихся названий родства, и разослал
вопросные бланки к разным миссионерам и агентам правительства, живущим
среди индейцев, с просьбой сообщить термины, употребляемые у различных
племен. Сначала сведения стекались очень туго, и М. решил сам заняться
этим исследованием, посетив целую массу племен от Канзаса и Небраски до
территории Гудзонова залива, озера Виннипег и форта Бентон в Скалистых
горах. Повсюду он встретился с одинаковыми приемами обозначения степени
родства у краснокожих, несмотря на крайнюю разницу в диалектах. Это
навело его на мысль расширить объем исследуемого явления и проследить
систему родства по возможности на всем земном шаре. Он успел
заинтересовать в своих исследованиях вашингтонское ученое общество,
известное под названием "Смитсоновского института", и некоторых лиц,
занимавших важное официальное положение. С 1860 г. почти вся
корреспонденция, вызванная опросными бланками М., ведется через
Смитсоновский институт и при посредстве послов, консулов, агентов
правительства. К середине 60-х годов в руках М. скопился огромный
материал по интересовавшему его вопросу. В 1868 г. он представил ученой
комиссии Института обширный мемуар, в котором были систематически
обработаны полученные данные и который появился в свет в 1871 г., как
17-й том "Smithsonian Contributions to Knowledge", под заглавием:
"Systems of Consanguinity and Affinity of the Human Family". Помещенные
здесь таблицы названий родства и свойства охватывают 139 различных
племен и народностей, принадлежащих к трем крупным подразделениям
человечества. Обобщающие взгляды автора изложены в заключительной главе.
Рядом с изданием этого большого труда М. напечатал много журнальных
статей о различных сторонах жизни индейцев. Главное сочинение М.
появилось в 1877 г., под заглавием: "Ancient Society, or Researches in
the Lines of human Progress from Savagery through Barbarism to
Civilisation (Нью-Йорк и Лондон). В последние годы своей жизни М. был
занят большой монографией: "Houses and Houselife of the American
Aborigines" (Вашингтон, 1881), которая, между прочим, вносила
существенные поправки в традиционные воззрения писателей Старого, а
отчасти и Нового Света на древнюю цивилизацию ацтеков. Труд этот был
издан североамериканским правительством с гравюрами и фотографиями
главнейших индейских развалин, и составляет IV т. "Contributions to
North American Ethnology" (1881). Вклад М. в науку заключается в
следующем. Он впервые ясно и отчетливо показал, что у краснокожих
(ирокезов) племенная организация не основывалась на разрастании
потомков, происходящих от одного общего отца, "так как отец и дитя
никогда не были одного и того же рода". Он показал, что "родословная
велась здесь во всех случаях по женской линии". Сначала (в 50-х годах)
ему даже казалось, что тут лежало основное различие родовой организации
Нового Света от "всех таких же учреждений Старого". М. тогда же обратил
внимание на одну интересную особенность терминологиии родства у
ирокезов: они не делали никакого словесного различия между прямой и
побочными линиями ни в восходящем, ни в нисходящем порядке, за
исключением некоторых определенных случаев. Так, какой-нибудь вождь
называл, напр., безразлично своими матерями свою мать и ее сестер,
своими отцами - своего отца и его братьев, своими детьми - своих детей и
детей своего брата; но этот же вождь называл детей своей сестры уже не
своими детьми, а племянниками, как это делаем и мы, и т. д. М. подметил
также, что наследование у краснокожих происходит обыкновенно по женской
линии. Наконец, он описал политическую организацию ирокезов, представил
ее военной демократией с выборными вождями ("умеренной олигархией",
говорит он в одном месте) и уже в то время пытался сблизить ее развитие
с развитием политических учреждений в древней Греции. Материал,
собранный в течение 60-х годов М., помог ему расширить его
первоначальные взгляды. В своем сочинении о "Системах родства" он успел
уложить все разнообразные приемы обозначения родства у человека в две
группы. Одна из них - описательная, столь известная всем нам: она точно
определяет отношения каждого отдельного родственника к данному лицу.
Другая - классификаторская, находящаяся в употреблении у туранских,
малайских и американских племен, объединяет в один ряд целое поколение
лиц и, ставя их всех на одну доску, устанавливает их коллективное
отношение к данному лицу. Из этого, так сказать, филологического факта
М. (под влиянием своего друга, профессора Мак-Ильвэна) вывел чрезвычайно
важное социологическое заключение, а именно, что эти различные системы
родственных названий выражают в застывшем, кристаллизованном виде те
жизненные отношения, в каких люди некогда стояли друг к другу в половой
сфере и вытекавшей отсюда кровной родовой связи. Например, ирокез
называет детей своего брата своими детьми, а детей своей сестры - своими
племянниками. Отсюда М. выводит заключение, что некогда существовала
такая форма половых отношений, при которой группа мужчин находилась в
половой связи с группой женщин, сестер или кузин между собой, но отнюдь
не сестер этих мужчин. Эта форма брака (пуналуа) существует и поныне
кое-где на Гавайских и др. островах, тогда как тамошняя терминология
родства указывает на еще более примитивные формы половой связи. Восходя
по лестнице анализа различных ступеней родства, М. доходит до
существования в человечестве беспорядочных половых отношений всех мужчин
со всеми женщинами племени, и эти различные формы половой связи и
родовой организации являются для него последовательными этапами, которое
проходило все человечество. Новое и решительное развитие взгляды М.
получили в его труде о "Древнем обществе". Основную пружину
человеческого прогресса он видит в "открытиях и изобретениях", под
которыми разумеет главным образом развитие материальных отношений. Затем
он рассматривает три группы идей в их постепенном развитии, шедшем
параллельно с материальным прогрессом: идеи правительства, идеи семьи и
идеи собственности. Идея правительства прослежена начиная с
первоначальной, чисто родовой организации, как мы ее видим у
австралийцев, с их кланами и сложными запрещениями брака между мужчинами
и женщинами клана, и вплоть до современной политической организации,
опирающейся на "территориальном" начале. При этом сделана интересная
попытка найти тождественные этапы развития в Греции, Риме и у
краснокожих, как у обществ, постепенно переходивших от чисто родового
быта к срастанию кланов и племен в национальное целое. Идея семейной
организации прослежена в ее пяти различных формах, начиная от
сожительства братьев с сестрами и вплоть до современной семьи. При этом
указано на рост различных ограничений половой связи (и таким образом
объяснено существование "эндогамических" и "экзогамических" племен
Мак-Леннана), на первоначальную распространенность всюду (а не у одних
лишь краснокожих) родства по матери и матернитета и замену его
патриархальным строем. Наконец, идея собственности рассмотрена в ее
различных формах существования и передачи по наследству сначала всем
членам клана, затем агнатическим родственникам (сначала по женской,
затем по мужской линии) и т. д. В соч. о "Домах и домашней жизни
американских туземцев" М., на основании личных разведок, сделанных
главных образом в северной части Новой Мексики доказывает следующее:
громадные сооружения, которые испанские писатели приняли за дворцы
монарха, представляют собою общие дома первобытных коммунистов,
лепившихся целыми сотнями и даже тысячами в колоссальном улье,
состоявшем из бесчисленных каморок. Интересно, что в своем сочинении о
бобрах М. смотрит на сооружения бобрами плотин не как на результат более
или менее планомерной общей деятельности животных, а как на постепенное
вырастание целой колонии из независимой стройки жилищ отдельными семьями
бобров. Древний американец оказывается большим коммунистом, чем бобер).
- М. был не чужд промахов, скороспелых выводов, теоретических увлечений.
Он строил, например, чересчур однообразную и строго педантическую
лестницу различных фазисов "дикого состояния", "варварства" и пр. В его
сближениях между развитием общественнополитических учреждений у
классических народов и их развитием у краснокожих есть местами
неточности и натяжки. Он, может быть, недостаточно оттенил роль фикции в
представлении человека о кровном родстве и, может быть, слишком перегнул
палку в другую сторону, борясь с Мак-Леннаном, который не хотел видеть в
"системах родства" ничего кроме формы приветствий. Все эти недостатки не
мешают М. занять одно из самых видных мест среди этнологов и социологов,
хотя Энгельс и преувеличивает, сравнивая М. с Дарвином. См. Fr. Engels,
"Der Ursprung der Familie, des Privateigenthums und des Staats"
(Штутгарт, 1892, 4-е изд.).
P.
Морганьи (Giovanni Battista Morgagni, 1682 - 1771) - основатель
патологической анатомии. Впервые представил изменения, наблюдаемые при
вскрытии на трупах людей, умерших от различных болезней; эти наблюдения
позволили распознавать болезни на основании вскрытий и сравнивать
прижизненные припадки с посмертными изменениями. Был 59 лет проф.
анатомии в Падуе, где у него учились лучшие впоследствии итальянские
анатомы. Сочинения: "Adversaria аnаtomica" (Болонья, 1706 - 1719), "De
sedibus et causis morborum per anatomen indagatis libri V" (1761;
новейшее изд., 1827 - 29, переведена на яз. франц., нем. и англ.),
"Opera" (1765).
Мордвинов (граф Николай Семенович, 1754 - 1845) - знаменитый русский
государственный деятель. Рано был отдан отцом на службу во флот и в 1774
г. послан для усовершенствования в морском искусстве в Англию, где
пробыл 3 года, познакомился с ее бытом и воспитал в себе симпатии к ее
учреждениям. Участвовал во второй турецкой войне, но уже в 1790 г.,
вследствие размолвки с начальствовавшими в краю лицами, главным образом
с Потемкиным, оставил службу. В 1792 г. он занял место председателя
черноморского адмиралтейского правления: находясь на этом посту, М.
вступил в борьбу с другим известным администратором Hoвороссии,
Дерибасом, продолжавшуюся и в следующее царствование. При вступлении на
престол Павла М. было пожаловано имение с 1000 душ крестьян (еще ранее,
при Екатерине, он получил также значительные населенные имения), но
затем он был предан суду и уволен, еще до приговора, в отставку. Вскоре,
однако, он был назначен членом адмиралтейской коллегии и произведен в
чин адмирала. Воцарение Александра открыло более широкое поприще для
деятельности М., обратившего на себя внимание либерализмом своих
взглядов; особенно сильное впечатление произвело поданное им, довольно
смелое по тогдашним понятиям мнение по делу Кутайсова с казной (так
назыв. делу об эмбенских водах). М. привлекался в эту пору к обсуждению
важнейших государственных вопросов, поднимавшихся императором
Александром и его ближайшими сотрудниками, а с образованием министерств
(1802) занял пост министра морских сил, на котором оставался только 3
мес., так как, убедившись в преобладании над государем влияния своего
помощника, адмирала Чичагова, отказался от управления министерством и
остался лишь членом комитета для улучшения флота. Популярность его в
обществе наглядно сказалась в выборе его московским дворянством в 1806
г. предводителем московского ополчения, хотя он не был в то время даже
дворянином Московской губернии. Значение Мордвинова в правительственных
сферах вновь увеличилось с возвышением Сперанского, с которым его
сблизила общность взглядов по многим вопросам и для которого он сделался
помощником в составлении плана новой системы финансов. С учреждением
государственного совета М. был назначен его членом и председателем
департамента государственной экономии, но последовавшая вскоре ссылка
Сперанского на время пошатнула и его положение: он вышел в отставку и
уехал в Пензу и хотя уже в 1813 г. вернулся в Петербург, но прежнее
место занял только в 1816 г. Выйдя через два года вновь в отставку, он
два года пробыл за границей, по возвращении же вскоре был назначен
председателем департамента гражданских и духовных дел государственного
совета; вместе с тем он был членом финансового комитета и комитета
министров, и эти же должности сохранял за собой и в царствование
императора Николая. В 1834 г. он был возведен в графское достоинство. В
1823 г. он был избран председателем вольно-экономического общества и
сохранял это звание до 1840 г. Не пользуясь в течение своей долгой
служебной карьеры особым доверием свыше за исключением лишь краткого
периода могущества Сперанского, и не успев приобрести непосредственного
и сильного влияния на внутреннюю политику, М. принадлежал, однако, к
числу наиболее видных деятелей высшей администрации времен Александра I.
Одаренный от природы недюжинным умом, получив хорошее образование и
обладая литературными дарованиями, он явился одним из наиболее даровитых
и энергичных поборников идей политического либерализма в высших сферах.