<< Пред. стр. 635 (из 1179) След. >>
Лисовским. Древний М. имел по Оке прямое сообщение с промышленнойзаволжской Болгарией, а через нее - с Востоком, благодаря чему был в Х и
XI веке богатым торговым пунктом. Кроме болгар в М. съезжались торговые
гости из Киева, Чернигова, Смоленска, Рязани, Крыма. В 1681 г. в М.
считалось 344 посадских двора, с которых собиралось 447 р. 16 алт. 4
денги на жалованье московским стрельцам. С XII по XIV в. М. был
епархиальным городом, а в начале XIV в. еп. Василий св. перенес enapxию
в Рязань. В 1708 г. М. приписан к Московской губ., а через 11 лет - к
Владимирской провинции той же губернии; в 1778 г. М. - уездный город
Владимирского наместничества, в 1796 г. - Владимирской губ.
Муромцсв (Сергей Андреевич) - известный юрист, род. 23 сентября 1850
г. в СПб., в старинной дворянской семье; учился в 3-й московской
гимназии и московском унив., слушал в Геттингене Иеринга. После защиты
магистерской диссертации ("О консерватизме в римской юриспруденции", М.,
1875) был избран доцентом римского права в качестве преемника Н.И.
Крылова. После получения докторской степени в 1877 г. (за диссертацию
"Очерки общей теории гражданского права", М., 1876) был избран
экстраординарным, а затем ординарным профессором по той же кафедре. В
1879 г. он принял на себя редактирование "Юрид. Вестника", которое и
продолжал до прекращения журнала в 1892 г.; с 1880 г. состоит
председателем моск. юридического общества. В 1880 - 81 г. занимал пост
проректора московского унив. Принимал деятельное участие в городских и
земских делах в качестве гласного московского и тульского земских
собраний и московской городской думы. В 1884 г., по независящим
обстоятельствам, принужден был оставить кафедру и вступил в присяжные
поверенные округа московской судебной палаты. 9-летняя профессорская
деятельность М. была в высшей степени плодотворна как в
учено-литературном, так и в учебном отношении: М. заявил себя
оригинальным мыслителем и блестящим лектором и занял одно из первых мест
на факультете рядом с А.И. Чупровым и М.М. Ковалевским. Верно оценив
значение кризиса в старом направлении германской юридической мысли,
знаменовавшего близкое падение этого направления, поняв важность
разработки науки в новом духе, указанном трудами Иеринга, Муромцев
вступил на путь самостоятельного творчества в области установления
основных задач и методов изучения гражданского правоведения, опираясь, с
одной стороны, на труды Иеринга, с другой - на английские философские и
социологические работы. Сильный логический ум, широкое философское и
историческое образование помогли М. достигнуть на этом пути, двадцать
лет тому назад, таких научных результатов, которые только теперь
начинают находить все большее признание в Германии. Восстановив в своей
магист. диссертации истинный смысл творчества римских юристов, определив
в докторской диссертации задачи как "историко-философского" или
"объективно-научного", так и догматического изучения гражданского права
в его соотношении с римским правом, установив "Определение и основное
разделение права" (заглавие книги, появившейся в 1879 г. в Москве), М.
принялся за последовательную разработку истории римского и догмы
современного права на новых, выработанных им самим основаниях. Плодом ее
явились "Гражданское право древнего Рима" (М., 1883) и "Рецепция
римского права на Западе" (М., 1885). Первый из этих трудов, "вводя, как
немногие, в процесс римского юридического развития" (отзыв пражского
профессора Эсмарха), представляет собой первую попытку изобразить рост
римского гражданского права во всей его полноте, в связи с внутренними
факторами его и приемами творчества римских юристов. Лишь несколько лет
спустя за подобную работу принялись некоторые ученые-юристы в Англии,
Франции и Германии, приходя к аналогичным результатам. Полемика,
вызванная этим трудом, побудила М. написать тонкий методологический этюд
"Что такое догма права?", переведенный на немецкий язык проф. Эсмархом.
В "Рецепции римского права" М., проследив развитие римского права на
Западе, вновь формулирует истинные задачи изучения современного
гражданского права. Этими трудами М. заложил прочное основание для
развития в России науки гражданского правоведения в духе новых
философских течений времени и в связи с другими отраслями
обществоведения. В Германии также отмечены оригинальные стороны работы
М.: выдающееся значение его книги "Учение нем. юристов об образовании
права" (2 изд. второй части "Очерков общей теории гражданского права",
М., 1886) признано проф. Бергбомом, а профессора Колер и Регельсберг
цитируют М., развивая некоторые его мысли. Преподавательская
деятельность М. оставила в его учениках глубокие следы: он развивал для
них стройную, последовательную и врезавшуюся в память схему общих
юридических идей и принципов и примерами творчества римских юристов
воспитывал в них чувство законности и живое сознание истинных задач
правосудия. Удаление М. с кафедры - до сих пор невознагражденная и
трудно вознаградимая потеря моск. юридического факультета. По своим
научно-философским воззрениям М. является выразителем лучших сторон
англо-франц. позитивизма и в особенности проводником его методов точного
научного исследования. Близкий по своим взглядам на природу права к
Иерингу, М. свободен от односторонности и увлечений как этого юриста,
так и многих его последователей. Как юрист-политик М. неоднократно
выступал в печати и юридическом обществе сильным и убежденным защитником
тесной связи права и жизни, проводя мысль о долге юриста быть носителем
лучших культурных идеалов времени и, рядом с законодателем, творческим
деятелем в отправлении правосудия. Залог этой деятельности М. видит в
более свободном, чем допускала до сих пор теория, положении судьи по
отношению к закону и в непосредственном общении его с представителями
общества в виде присяжных, присутствие которых, по мнению М., столь же
плодотворно на суде гражданском, как и на суде уголовном. Идеи М. в этом
направлении, изложенные, кроме указанных трудов, в специальных статьях:
"Суд и закон в гражданском праве" ("Юрид. Вестн.", 1880. № 11),
"Творческая сила юриспруденции" (ib., 1887, № 9) и "Право и
справедливость" ("Сборн. Правоведения", II), имеют защитников и в
Германии, в лице Бюлова, Колера и др. юристов, и входят все более и
более в общее сознание. Не оконченными остаются оригинально задуманные
"Социологические очерки" М. ("Русская Мысль", 1889).
Муррей или Марри (Murray), также назыв. Гульва - самая большая река в
Австралии, в верхнем течении носящая имя Юм, начинается на зап. склоне
Австралийских Альп, у Форестгилля, течет сначала в сев. направлении,
потом поворачивает на З. и, извиваясь, течет к Ю. на протяжении 9
градусов долготы, образует границу между Нов. Южн. Виллисом и Викторией,
протекает оз. Александрину у Веллингтона, далее оз. Викторию (называемое
аборигенами Каинга) и впадает под 35°20' ю.ш. и 139° в.д. в залив
Энкаунтер Тихого океана, пройдя путь в 2500 км и занимая бассейн в
700000 кв. км. Главные притоки ее справа: Дарлинг и Маррамбиджи с
Лахлан; слева: Голборн, Кампаспе и Лоддон. Берега М. представляют целые
полосы пустынь, назыв. Маллиланд или М.-Скрёбс, частью заросших
деревьями малли, из породы эвкалиптов. М. богата рыбой. Вследствие
сухости климата воды в М. обыкновенно немного: она доступна лишь
неглубоко сидящим судам. Нередки сильные и опустошительные наводнения.
Мускус - обладающий резким специфическим запахом продукт,
вырабатываемый семенными железами самца кабарги (Moschus moschiferus). В
медицине употребляется тибетский или китайский М., который
приготовляется следующим образом: железа, расположенная между кожей,
покрытой густыми волосами, и мышцами живота, вырезывается вместе с кожей
и высушивается на воздухе или на горячих листах; при такой обработке М.
содержится в мешке, но в продаже встречается препарат, вынутый из мешка.
М. ценится очень дорого и поэтому его часто фальсифицируют. Заключенный
в мешках препарат образует круглые, с легким жирным блеском зерна,
величиной с булавочную головку до чечевичного зерна. Вкус его - горький,
запах - своеобразный, резкий, долго не исчезающий; высушенный, не
обладает запахом, последний снова появляется при увлажнении препарата.
Физиологическое и терапевтическое действие принадлежит еще не
исследованному в химическом отношении пахучему веществу, так как другие
вещества, находящиеся в М. (жир, смола, соли), не обладают активными
свойствами. М. приписывалось в прежнее время чрезвычайно большое
врачебное значение, причем препарат употребляли, по преимуществу, как
возбуждающее средство, в различных случаях упадка сердечной
деятельности, предпочтительно перед всеми другими возбуждающими
средствами. Возникшие в последнее время сомнения в возбуждающих
свойствах препарата не основательны, так как, на основании
физиологических исследований, установлено, что мускус оказывает на все
нервные образования несомненное возбуждающее действие. Особенно
благоприятным действие мускуса признается в детской практике. Как при
других возбуждающих, так и при М. замечается уменьшение эффекта при
повторении одинаковых доз, поэтому при повторяющихся припадках сердечной
деятельности дозы М. обыкновенно приходится увеличивать. М. назначается
также как противосудорожное средство, в особенности при спазме голосовой
щели и при коклюше. Обыкновенно препарат назначают по 0,05 - 0,1 гр. 2 -
4 раза в день, чаще всего в порошках с сахаром. Мускусная настойка
назначается по 10 - 20 капель, а также под кожу (1 - 2 шприца). М.
употребляется также в зубных порошках для устранения дурного запаха изо
рта. В настоящее время М. далеко не имеет того обширного применения,
какое он имел раньше: современная медицина располагает другими
возбуждающими средствами с вполне известным химическим составом и при
том с более постоянным действием, независящим от тех случайностей, с
которыми связано получение хорошего препарата М.
Мускусный овцебык, мускусный бык (Ovibos moschatus Blainv.) -
единственный современный представитель особого рода Ovibiоs из семейства
полорогих (Cavicornia). Род Ovibos занимает промежуточное положение
между быками и овцами; передняя часть морды покрыта короткими волосами
(не голая, как у быков); рога при основании очень широки, вздуты и
морщинисты и так сближены на лбу животного, что между ними остается лишь
узкий желобок; они сначала загибаются вниз, потом вперед, далее вверх и
кнаружи; они гладки и круглы в поперечном сечении (кроме основной
части); уши малы, заострены и почти скрыты в шерсти; шерсть очень
густая, длинная, мохнатая, свешивающаяся почти до земли, удлиненная на
нижней стороне шеи, с густым подшерстком, короткая лишь на ногах; ноги
относительно короткие, сильные, с неодинаковыми копытами каждой ноги;
короткий хвост скрыт в шерсти. Известен один современный вид и 2
ископаемых. М. овцебык сверху темнобурого, снизу черно-бурого цвета с
буроватым светлым пятном на середине спины; рога светлого рогового
серого цвета с черными концами; длина тела до 2,35 м, хвост 7 см, высота
плеч до 1,1 м. Водится в Сев. Америке к С. от 60° с. ш., но область
распространения его все суживается и он становится малочислен; к З. от
р. Макензи он в настоящее время уже не встречается; кроме материка
водится на земле Парри, Гринелевой земле, зап. и вост. Гренландии. По
образу жизни напоминает овец. Живет стадами по 20 - 30 голов, очень
ловко лазает по скалам, питается мхом, лишаями, травой; с сентября до
мая кочует. В конце мая или начале июня (нов. стиля) самка рождает
одного детеныша. Мясо самцов, а иногда и самок, может сильно отзываться
мускусом, и его едят в таком случае лишь индейцы и эскимосы; но запах
этот не всегда силен, и потому мясо иногда употребляется в пищу и
европейцами. В дело идет у индейцев и эскимосов также мех и кожа.
Ископаемые останки встречаются в плейстоцене Сибири, Германии, Франции и
Великобритании.
Мусоргский (Модест Петрович, 1839 - 1881) - талантливый русский
композитор. Родился в Торопецком у. Псковской губ., окончил курс в
бывшей школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в преображенском
полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве госуд.
имуществ и в госуд. контроле. Музыкальный кружок Балакирева оказал
огромное влияние на артистическое развитие М., выявив его настояшее
призвание и заставив обратить более серьезное внимание на музыкальный
занятия. Под руководством Балакирева М. читал оркестровые партитуры,
знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой.
Раньше М. учился игре на фортепиано у Герке и сделался хорошим
пианистом. Хотя пению М. и не учился, но обладал довольно красивым
баритоном и был недурным исполнителем вокальной музыки. Уже в 1852 г.
фирмой Бернард в СПб. издана фортепианная пьеса М. В 1858 г. М. написал
два скерцо, из которых одно инструментовано им для оркестра и в 1860 г.
исполнено в концерте русского музыкального общества под управлением А.Г.
Рубинштейна. Вслед затем М. написал несколько романсов и принялся за
музыку к трагедии Софокла "Эдип"; последняя работа не была окончена и
только один хор из музыки к "Эдипу", исполненный в концерте К.Н. Лядова
в 1861 г., издан в числе посмертных произведений М. Для оперной
обработки М. сначала выбрал роман Флобера "Саламбо", но вскоре оставил
эту работу неоконченной, как и попытку написать музыку на сюжет
"Женитьбы" Гоголя. Известность М. принесла опера "Борис Годунов",
поставленная на сцене Мариинского театра в СПб. в 1874 г. и признанная в
некоторых музыкальных кружках произведеним образцовым. В течение 10
последующих лет "Борис Годунов" бы дан 15 раз и затем снят с репертуара.
Только в конце ноября 1896 г. "Борис Годунов" снова увидел свет, но в
несколько ином виде. Н.А. Римский-Корсаков исправил, переделал и
переинструментовал заново "Бориса Годунова" и поставил его на сцене
большого зала музыкального общества (новое здание консерватории), при
участии членов "Общества музыкальных собраний". Фирма Бессель и К° в
СПб. выпустила к этому времени новый клавираусцуг "Бориса Годунова", в
предисловии к которому Римский-Корсаков объясняет причины, побудившие
его взяться за эту переделку (плохая фактура и оркестровка). В Москве
"Борис Годунов" поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 г. В
1875 г. М. начал драматическую оперу ("народную музыкальную драму")
"Хованщина" (по плану В.В. Стасова), одновременно работая и над
комической оперой на сюжет "Сорочинской ярмарки" Гоголя. Музыку и текст
"Хованщины" М. почти успел закончить, но опера не была инструментована;
последнее сделано Н. Римским-Корсаковым, который вместе с тем закончил
"Хованщину" и приспособил ее для сцены. Фирма Бессель и К° издала
партитуру оперы и клавираусцуг (1883 г.). "Хованщина" исполнена на сцене
спб. музыкальнодраматического кружка в 1886 г. под управлением С.Ю.
Гольдштейна; на сцене Кононовского зала в СПб. в 1893 г., частным
оперным товариществом; у Сетова в Kиеве в 1892 г. Довести до конца
"Сорочинскую ярмарку" оказалось невозможным, так как из этой оперы в
бумагах М. сохранились лишь немногие черновые наброски. М. - большой
самобытный талант, и притом талант чисто русский; он принадлежит к
группе музыкальных деятелей, стремившихся к оформленному реализму.
Национальность М. как композитора сквозит и в умении обращаться с
народной песней, и в самом складе его музыки, в ее мелодических,
гармонических и ритмических особенностях, на конец - в выборе сюжетов,
главным образом, из рус. жизни. М. - ненавистник рутины, для него в
музыке не существует авторитетов; на правила музыкальной грамматики он
обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь
сборник композиторских приемов прежних эпох. Всюду М. отдается своей
пылкой фантазии, всюду стремится к новизне. Юмористическая музыка вообще
удавалась М., и в этом жанре он разнообразен, остроумен и находчив;
стоит только вспомнить его сказку про "Козла", историю долбящего латынь
"Семинариста", влюбленного в поповскую дочь, "По грибы" (текст Мея),
"Пирушку". М. не любит останавливаться на лирических темах, да они ему и
плохо даются (лучше других его лирические романсы "Ночь" на слова
Пушкина и "Еврейская мелодия" на слова Мея); за то широко проявляется
творчество М. в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской
жизни. Богатой колоритностью отмечены песни М.: "Калистрат",
"Колыбельная Еремушки" (слова Некрасова), "Спи-усни, крестьянский сын"
(из "Воеводы" Островского), "Гопак" (из "Гайдамаков" Шевченко), "Светик
Савишна" и"Озорник"(обе последние - на слова самого М.) и мн. др.; М.
весьма удачно нашел здесь правдивое и глубоко драматическое музыкальное
выражение для той тяжелой, безысходной скорби, которая скрыта под
внешним юмором текста песен. Сильное впечатление производят
выразительной декламацией песни "Сиротка" и "Забытый" (на сюжет
известной картины В.В. Верещагина). В такой тесной, казалось бы, области
музыки, как романсы и песни, М. сумел найти совсем новые, оригинальные
задачи и вместе с тем применить новые своеобразные приемы для их
выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской
жизни под общим заглавием "Детская" (текст самого М.), в 4-х романсах
под общим заглавием "Песни и пляска смерти" (1875 - 1877; слова гр.
Голенищева-Кутузова; "Трепак" - картина замерзающего в лесу, в метель,
подвыпившего крестьянина; Колыбельная" рисует мать у постели умирающего
ребенка; другие два - "Серенада" и "Полководец"; все весьма колоритны и
драматичны), в "Царе Сауле" (для мужского голоса с аккомпанементом
фортепиано, текст самого М.), в "Поражении Сеннахериба" (для хора с
оркестром, слова Байрона), в "Иисусе Навине", удачно построенном на
оригин. еврейских темах. М. - плохой симфонист; его специальность -
музыка вокальная, как иллюстрация текста. Он образцовый декламатор,
схватывающий малейшие изгибы слова; в своих произведениях он всегда
отводит широкое место речитативу. Родственный Даргомыжскому по складу
своего таланта, М. примыкает к нему и по взглядам своим на музыкальную
драму, навеянным на него оперой Даргомыжского "Каменный гость". Несмотря
на неудачное либретто, на многие шероховатости и промахи "Борис Годунов"
- талантливое произведение, многие сцены которого (избрание Бориса на
царство, корчма на литовской границе, рассказ Пимена, смерть Бориса,
сцена у фонтана) блестят жизненностью, юмором, правдой и поэтической
красотой. В инструментовке М. мало опытен, хотя она иногда не лишена
колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок; к музыке в
законченных формах, с развитием тематического материала, М. мало был
способен, да и не был склонен. Из оркестровых произведений М., кроме
упомянутых уже, заслуживает внимания "Интермеццо" (сочинено в 1861 г.,
инструментовано в 1867 г.), построенное на теме сурового характера,
напоминающей музыку XVIII в., и изданное в числе посмертных произведений
М., с инструментовкой Римского-Корсакова. Талантливая фантазия "Ночь на
Лысой горе" также закончена и инструментована Н. Римским-Корсаковым и с
большим успехом исполнена в 1886 г. в СП.; это - ярко колоритная картина
"шабаша духов тьмы" и "величания Чернобога". Укажем еще на ряд
музыкальных эскизов под заглавием "Картинки с выставки", написанных для
фортепиано в 1874 г., в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В.А.
Гартмана. Все произведения М. изданы фирмой В. Бессель и Ко в СПб.;
многое издано и в Лейпциге, фирмой М.П. Беляев (см. каталог ее на 1895
г.). Биографические сведения и хронологические данные о композиторской
деятельности М. имеются в статье В.В. Стасова, напечатанной в "Вестнике
Европы" (май и июнь 1881 г.). См. его же "Перов и М." ("Русская
Старина", 1883, т. XXXVIII, стр. 433 - 458); его же, "М.П. Мусоргский.
Памяти его" ("Истор. Вестн.", 1886, март); его же,"Памяти М." (СПб.,
1885); В. Баскин, "М.П. Мусоргский. Биографич. очерк" ("Русс. Мысль",
1884, кн. 9 и 10; отдельно - М., 18870; С. Кругликов, "М. и его "Борис
Годунов" ("Артист", 1890, № 5); П. Трифонов, "М.П. Мусоргский" ("Вестн.
Европы", 1893, дек.). Брошюра о М. M. Pierre d'Alheim (П., 1896),
панегирического характера, серьезного значения не имеет.
Муссоны (как предполагают от арабского маусим) - ветры времен года
или дующие с противоположных направлений летом и зимой. Летние М. дуют с
моря и приносят сырую, дождливую погоду, зимой - с суши и приносят ясную
и сухую погоду. Классическая страна М. - Индия. Правильная смена ветров
на морях, омывающих Индию (зимой сев.-вост. летом юго-зап.), настолько
важна для судоходства, что М. были известны издревле мореплавателям,
ходившим в Индию. Европейцы познакомились с ними во время походов
Александра Великого, а китайцам, арабам и финикийцам они, конечно, были
известны гораздо раньше. На материке Индии начало дождливого летнего М.