<< Пред. стр. 649 (из 1179) След. >>
действительных явлениях со стороны их закономерности или неизменногопорядка. Хотя на деле существуют только особые науки, но это не мешает
говорить о Н. в единственном числе, подразумевая под этим общее свойство
всех наук или самую научность, в неравной степени принадлежащую
различным результатам познавательной деятельности человеческого ума.
Существенные признаки Н., как таковой, или свойства научности сводятся к
двум условиям: 1) наибольшей проверенности или доказательности со
стороны содержания и 2) наибольшей систематичности со стороны формы. Оба
эти условия ставят Н. в неизбежную связь с философией как такой
областью, в которой 1) окончательно проверяются понятия и принципы,
безотчетно предполагаемые различными науками, и 2) сводятся к
всеобъемлющему единству все частные обобщения этих наук. В самом деле,
математика, в высшей степени точно и доказательно определяющая
всевозможные пространственные и числовые отношения, принимает самые
понятия пространства и числа как готовые, без отчета и проверки;
подобным образом естественные науки без доказательств принимают бытие
материи и физического мира и постоянство естественных законов. С другой
стороны, если между областями всех частных наук существует связь, не
входящая ни в одну из научных специальностей, то эта связь не может быть
определена и простым их сложением. Следовательно, если Н. в целом не
хочет терять своего научного характера, оставаясь без полной
доказательности своего содержания и без полной систематичности своей
формы, она должна ждать от философии окончательных принципов своей
достоверности и своего единства. Исторически несомненно, что Н. и после
того, как выделилась и стала самостоятельно развиваться, всегда получала
из той или другой философской системы обосновывающие и объединяющие
начала. В XVII и XVIII вв. такое значение для Н. имели картезианство и
Лейбнице-Вольфова философия, а под конец - кантовский критицизм. В XIX
в., после разочарования в натурфилософии Шеллинга и панлогизме Гегеля,
большинство прогрессивных научных деятелей попало под влияние
материалистической метафизики, которой невольно подчинялись и
приверженцы французского позитивизма. В последние десятилетия замечался
поворот к более глубокому и многостороннему объединению философии и
науки, результат которого еще не выяснился.
Наумбург - город в прусской провинции Саксония, на реке Заале; 19 793
жителя; собор, древний замок Морица Саксонского, виноделие, живопись по
стеклу. Экард, маркграф тюрингенский, основал Н. в X в.; в 1564 г. Н.
перешел к Саксонии, в 1815 г. - к Пруссии. Ср. Mitzchke, "Naumburger
Inschriften"; Lepsius, "Die Sage von den Hussiten vor N.".
Нафталин - Н. (мед.), как обладающий сильными антисептическими
свойствами - применяется в хирургии, как дизинфизирующее средство,
главным же образом внутрь при болезнях кишечника, катаре мочевого
пузыря, против глистов, а также при брюшном тифе и как жаропонижающее;
кроме того - как предохраняющее от укусов насекомых: оводов, слепней,
мух и др. и как предохранительное средство для ухаживающих за больным
сибирской язвой скотом: в форме смазывания открытых частей тела
раствором из 2 зл. на 1 бутылку масла. Нахимов (Павел Степанович) -
знаменитый адмирал (1802 - 55). Род. в Вяземском у. Смоленской губ.;
обучался в морском кадетском корпусе; под командой Лазарева совершил в
1821 - 25 гг. кругосветное плавание; в 1827 г. отличился в наваринском
сражении и с 1834 г. до конца жизни служил в черноморском флоте. Первым
и важнейшим подвигом Н., сделавшим имя его популярным, была одержанная
им 18 ноября 1853 г., на Синопском рейде, победа над турецкой эскадрой
Османа-паши. Вызывало удивление иностранцев и само его отплытие от
Синопа к Севастополю в такую погоду, когда не решались выйти из гавани
лучшие иностранные корабли. В Севастополе Н. хотя и числился командиром
флота и порта, но, после потопления флота, защищал, по назначению
главнокомандующего, южную часть города, с удивительной энергией руководя
обороной и пользуясь величайшим нравственным влиянием на солдат, звавших
его "отцом-благодетелем". Смертельно раненый в голову, он умер 30 июня
1855 г. Ср. "Адмирал П.С. Нахимов" (СПб., 1872); ст. А. Асланбегова в
"Морском Сборнике" за 1868 г., № 3 (ст. написана по поводу
неблагоприятной для Н. "Записки севастопольца", появившейся в "Русском
Архиве" за 1867 г., и служит прекрасным ее опровержением); ст. А.
Соколова, "О значении адмирала П.С. Нахимова в Севастопольской обороне"
("Яхта", 1876, № 7); "Записки" Игнатьева в сборнике "Братская помощь"
(СПб., 1874).
Нахичевань (Нахджаван у др. арм., Наксуана у класс. пис.) - уездн. г.
Эриванской губ., на высоте около 3000 фт. над ур. моря, на предгорьях
Карабахских возвышенностей, в 1 вер. от правого берега р. Н.-чай и в 8
вер. от левого берега р. Аракс. По преданию, основан Ноем, гробница
которого показывается местными армянами. Некоторые персидские и
армянские историки относят основание его к 1539 г. до Р.Х. По
распоряжению армянского царя Тиграна I (565 - 520 до Р.Х.) Н. была
заселена пленными мидянами; в IV в. по Р.Х. город был разрушен персами,
в 1064 г. им овладел сельджукский султан Альп-Арслан, в XIII в. Н. была
разграблена Чингисханом и затем много раз подвергалась разорению персами
и турками.
В 1828 г., по Туркманчайскому договору, Н. уступлена Персией России.
К 1896 г. в Н. было 7433 жителя (3988 мжч. и 3445 жнщ.): армян 2376,
азербайдж. татар 4512, русских 52 чел. 1 православная церковь, 3
арм.-григ., 5 мечетей, 1 мужское городское училище, 1 мусульманское
городское училище, 2 арм.-григ. церковноприходские училища; на народное
образование расходуется до 9876 руб. в год. Климат нездоровый
(лихорадка). Жители занимаются садоводством и частью ремеслами.
Достопримечательности Н. - развалины крепости, мечеть из тесаного камня,
с барельефными украшениями, и Атабегова башня в 13 саж. выш., в виде
10гранной призмы, украшенная изразцами и покрытая барельефными
куфическими надписями. Постройка башни относится к XIV в.
Национализация земли - так называется план радикальной аграрной
реформы, предлагаемый в последнее время группой экономистов и
публицистов и заключающийся в обращении земли или дохода от нее в
собственность государства. Сходясь в этом пункте с социалистами,
защитники Н. земли отличаются от них признанием законности и
справедливости дохода от капитала и желанием сохранить как частное право
собственности на капитал, так и вообще индивидуалистический характер
современного экономического строя. Еще в 1856 г. Госсен, в сочинении
"Entwickelung der Gesetze des menschlichen Verkehrs", видел главное
препятствие для благополучия общества в существовании частной
собственности на землю, препятствующей людям находить на земле наиболее
благоприятные для их производств места. Он предлагал государству
скупить, путем добровольных сделок, всю землю, находящуюся в частных
руках, и затем сдавать ее в долгосрочную аренду лицам, дающим наибольшую
арендную плату. Несколько позднее Джон Стюарт Милль, в мелких статьях и
публичных речах, высказывался, в принципе, за то, чтобы земля, как
естественная монополия, была изъята из рук частных лиц, подобно железным
дорогам, почте, монете, и обращена в государственную собственность; но в
то же время он несколько скептически относился к возможности немедленно
осуществить этот план в виду неспособности государства вести такое
сложное дело. При участии Милля, в 1870 г. была основана в Англии лига
реформы поземельной собственности, в программу которой входило
требование, чтобы государство, путем налога, взимало возрастающую
поземельную ренту в свою пользу. С 80-х годов вопрос о Н. земли
выдвигается целым рядом писателей, причем образуются два направления:
одни предлагают экспроприировать только поземельную ренту, получаемую
земельными собственниками, другие считают необходимым изъять саму землю
из распоряжения нынешних землевладельцев и передать ее в распоряжение
государства, которое уже от себя сдавало бы ее в аренду частным лицам.
Генри Джордж проводит первую точку зрения; средство исцеления
социальных недугов он видит в огосударствлении поземельной ренты
посредством особого налога, взимаемого с землевладельцев. Поземельные
собственники сохраняют землю, но лишаются права получать доход, который
не создан их трудом. Это изъятие поземельной ренты из распоряжения
землевладельцев не требует никакого вознаграждения. Налог на поземельную
ренту, возрастая постепенно, достигнет, наконец, таких размеров, что
сделает излишним другие налоги и станет единым налогом. Вторую точку
зрения проводит Валлас в книге "Land Nationalization". Земля должна
принадлежать государству, но улучшения, вложенные в нее трудом
владельцев и арендаторов, могут оставаться в частной собственности. В
собственность государства переходит только внутренняя ценность земли
(inherent value), которая не может быть уменьшена или уничтожена и
потому может быть удобно сдаваема в аренду частным лицам, обязанным
лично вести хозяйство; переарендование сданных в аренду земель должно
быть запрещено, залог их - строго регулирован и ограничен. В продаже и
вообще в распоряжении арендованными участками арендаторы сохраняют
полную свободу; но продавать они могут только право аренды
(tenant-right), капитализируемое по расчету долговечности улучшений. В
интересах земледельцев, которые должны быть уверены в результатах своих
затрат, необходимо обеспечение постоянства аренды: арендатор сохраняет
свою землю, пока исправно платит арендную плату. Земля, по плану
Валласа, переходит в собственность государства посредством своеобразного
выкупа у нынешних собственников; именно этим последним и тем их
наследникам, которые уже родились при осуществлении Н. земли или при
жизни собственников, обеспечивается платеж ежегодной ренты, равный
прежнему доходу от земли; затем всякие обязательства и платежи
государства прекращаются. Чтобы облегчить приобретение поземельных
участков, государство должно выдавать приобретателям ссуды для уплаты за
улучшения. Главные свои доводы Валлас черпает из истории и из
современного положения частного землевладения в Англии. Он указывает на
злоупотребления собственников (удаление фермеров, огораживание общинных
земель, обращение громадных пространств под парки или места для охоты),
на зависимость от них всех местных жителей - арендаторов, сельских
рабочих, даже торговцев, на вмешательство лендлордов в политическую и
религиозную жизнь населения, на обусловливаемую частным землевладением
невозможность для человека селиться и приобретать поземельные участки
там, где он хочет. Если человек и может быть постоянным владельцем
земли, то только при условии личной ее обработки; но это владение не
обозначает абсолютной собственности; над ним должно быть нечто высшее -
верховное право государства на землю. Менее определенна точка зрения
Флюргнейма, руководителя движения в пользу Н. земли в Германии;
сочинения его - "Der einzige Rettungsweg", "Auf friedlichen Wege",
"Deutschland in 100 Jahren", "Papst und Socialreform" - вообще
отличаются спутанностью и противоречивостью воззрений. Он признает
возможным устранить чистую поземельную ренту (т.е. ту, которая вытекает
исключительно из естественных преимуществ поземельных участков и из
общего прогресса общества, а не из труда владельца) двояким путем:
посредством обложения землевладельцев налогом или посредством покупки
земли государством и сдачи ее в аренду частным лицам. Для Америки и
Англии он считает возможным применить оба приема одновременно, для
Германии предлагает второй способ; государство должно произвести оценку
всей земли и затем постепенно скупить ее, в силу права преимущественной
купли (Vorkaufsrecht). Средства для выкупа земли государство может
получить путем выпуска государственных процентных бумаг, которые будут
погашаться из сумм постоянно возрастающей поземельной ренты, поступающей
в пользу государства, что даст возможность, в связи с вытекающим из
огосударствления ренты падением процента, погасить весь долг через 25
лет. При сдачи в аренду государство должно взимать такую арендную плату,
которая поглощала бы чистую поземельную ренту, оставляя арендатору
вознаграждение за его труд и издержки. Предметы, которые могут быть
отделяемы от почвы, могут оставаться в частной собственности арендаторов
(дома, деревья, сооружения для орошения и осушения и пр.). По мнению
Флюргнейма, все существующие экономические бедствия сводятся к частной
поземельной собственности. Так, кризисы обусловливаются тем, что
капиталисты помещают большую часть своих доходов в земельную
собственность, дающую доход без приложения труда. Если бы не было
частной поземельной собственности и скапливающиеся в руках капиталистов
средства (т.е. весь прибавочный продукт, Меhrprodukt) были бы, по
необходимости, помещаемы в промышленность, то это, с одной стороны,
вызывало бы усиленное потребление и спрос на новые средства
производства, с другой - увеличивало бы производство и понижало бы цену
продуктов; рабочие находили бы себе занятие, а потребление их могло бы
возрастать соразмерно удешевлению продуктов; нарушение равновесия между
потреблением и производством, вызываемое "недопотреблением"
капиталистов, исчезло бы. Причину возникновения процента Флюргнейм видит
в поземельной ренте: раз капиталист имеет возможность вложить свой
капитал в землю и получать, таким образом, без всякого труда доход, он
требует и за отдаваемый взаймы капитал известное вознаграждение -
процент, который не может быть меньше поземельной ренты.
С уничтожением возможности получать поземельную ренту процент
сведется к ничтожной премии за риск. К названным писателям примыкает, с
одной стороны, довольно широко распространенная агитация в пользу
огосударствления земли, с другой - ряд второстепенных авторов,
разрабатывавших и популяризировавших идеи своих учителей. Особенно много
сторонников приобрел Генри Джордж. Его книга разошлась в сотнях изданий
и была переведена на многие иностранные языки. В Америке, Англии,
Шотландии и Австралии образовалось несколько обществ для пропаганды его
идей (напр., Land Reform Union, позднее Land Restoration League, Land
and Labour League). Наибольший, сравнительно, успех эта пропаганда имеет
в Англии, где ненормальный аграрный строй создал наибольшее
недовольство. Валлас также образовал в Англии общество для
огосударствления земли (Land Nationalization Society), но оно далеко не
имело такого успеха, как основанные при содействии Джорджа. В Германии
еще в 1874 г. было основано Штаммом общество, под названием "Verein fur
Humanismus", преобразованное в 1884 г. в "Gesellschaft zur
Grundbesitz-Verstaatlichung und Erlosung vom korperlich-geistigen
Elend", которое, между прочим, имеет в виду огосударствление земельной
собственности. В 1888 г. Флюргнейм основал в Германии союз для реформы
поземельной собственности ("Bund fur Bodenbesitzreform") и стал издавать
журнал, называвшийся первоначально "Deutschland", а теперь "Freiland". В
Германии пропаганда Н. земли не встречает особого сочувствия, отчасти
потому что поземельные отношения имеют здесь более или менее здоровый
характер, отчасти потому что социал-демократия, проводящая идею
обобществления всех орудий производства, привлекла на свою сторону
большую часть недовольных современным экономическим строем.
Подробный указатель литературы Н. земли см. в статье проф. Диля:
"Bodenbesitzreform" в "Handworterbuch der Staatswis." (I
Supplement-Band). За последние годы в Poccии тоже замечается некоторое
движение в пользу Н. земли; но при своеобразно сложившихся поземельных
отношениях (большая часть земли составляет государственную и общинную
собственность) оно принимает у нас совершенно иной характер, чем на
Западе. В то время, как за границей Н. земли имеет характер радикальной
реформы, в Poccии она поддерживается не только либеральными органами
печати, но и самыми консервативными. Предложения сводятся к обращению
всей земли крестьянских общин в государственную собственность с тем,
чтобы крестьяне, подобно прежним государственным крестьянам, уплачивали
известную арендную плату, а выкупные платежи были уничтожены.
Встречаются также предложения обращения в собственность государства всех
лесов и всех частных владений, подлежащих продаже с публичных торгов за
банковые недоимки.
Национализм - превращение живого народного самосознания в отвлеченный
принцип, утверждающий "национальное" как безусловную противоположность
"универсального", и "свое родное" - как безусловную противоположность
"чужеземного". Первоначально слово Н. не имело этого смысла, принадлежа
к английской политической терминологии, где оно обозначало стремления
ирландцев к автономии. В общем значении оно стало употребляться
преимущественно в русской литературе с начала 80-х годов. Как
отвлеченный принцип, Н. основан на ложном разделении того, что в
действительности неразрывно соединено. Все, что производилось ценного в
истории, имело всегда троякий характер: 1) личный, 2) национальный и 3)
универсальный. Всякое историческое творчество коренится в личных силах и
дарованиях, обусловливается национальной средой и приводит к результатам
всечеловеческого значения. Так, еврейская библия, индийский буддизм,
греческая философия, римское право, арабское мусульманство, латинская
теократия, итальянский гуманизм, немецкая реформация - создавали
всеобщее из личного через национальное. Даже в таких более внешних и
местных явлениях, как реформа Петра Великого или французская революция,
ясно обозначается присутствие этих трех элементов. Поэтому национализм,
как исключительное утверждение одного из них в ущерб двум другим, есть
воззрение прежде всего антиисторическое. С другой стороны, обособление
каждого народа в смысле отрицательном, то есть его отчуждение от всех
других и замкнутость в себе, будучи делом безнравственным, по существу
(как отрицание альтруизма и человеческой солидарности), является, при
современном прогрессе внешней культуры, физической невозможностью.
Последовательного теоретического оправдания Н., как и все отвлеченные
начала, не допускает. Практическое значение он отчасти имеет как знамя
дурных народных страстей, особенно в странах с пестрым многонациональным
населением. Основание некоторой популярности, которой еще пользуется Н.,
есть ошибочное его смешение с патриотизмом.
Начетчик, начетчица - так называются у русских старообрядцев их
богословы, высшее достоинство которых, с старообрядческой точки зрения,
состоит в возможно большей начитанности в старопечатных (до-Никоновских)
книгах, относящихся к богослужению, а также содержащих в себе творения
св. отцов. У беспоповцев Н. имеют авторитет не только нравственный, но и
внешний, в смысле церковном (при устройстве богослужения и в управлении
общинами).
Наяды - дочери Зевса; были нимфами влажной стихии и являются
родственными нимфам Океана. Как Зевс - бог облаков и дождя, так и они -
богини той же стихии. Кроме Зевса, Н. сопровождают еще Посейдона,
Диониса, Аполлона, Афродиту, Деметру, Персефону, подают изобилие,
плодородие и здоровье, покровительствуют бракам. Неандертальский череп -
один из древнейших ископаемых черепов человека, получивший большую
известность у анатомов и антропологов. Он найден в 1856 году в Рейнской
провинции, недалеко от Дюссельдорфа, в Неандерской долине (реки Дюссель,
притока Рейна), в небольшом Фельдгоферском гроте, саженях в 8 - 9 над
рекой и напротив более значительной Неандерской пещеры. Вход в этот грот
был скрыт выступом скалы и слоями глины дилювиального происхождения,
покрывающей здесь всюду известняки. Так как по близости находились
каменоломни, то рабочие дошли до закрывающей грот скалы, взломали ее и
открыли пещеру, выполненную тоже глиной (наносным илом) до высоты в 6
фт. По удалении этого наноса открылся грот сажени в 2 длиной, со входом
шириной в 10 и вышиной в 8 фт. Недалеко от входа, в глине, рабочие нашли
несколько человеческих костей и неполный череп, которые д-р Фульрот
приобрел в собственность. Других костей или каких-нибудь изделий в
пещерном иле найдено не было, поэтому древность оказавшихся в нем
человеческих останков не может считаться вполне бесспорной; тем не менее
нахождение их в древнем наносе, в котором (в других пещерах той же
долины, напр., в отстоящей всего на 30 шагов так наз. Чертовой комнате
[Teufelskammer]) были найдены останки, несомненно, дилювиaльныx
животных, а равно вид костей, степень их сохранности, особенности черепа
и т.д., побудили признать в них остатки человека глубокой древности,