<< Пред. стр. 659 (из 1179) След. >>
кн. Потемкиным в 1784 г.; в 1795 г. приписан к Вознесенскомунаместничеству, в 1797 -к Новороссийской губ.; в 1802 г. - губернский
город в Николаевской губ. С 1803 г. подчинен морскому ведомству, вместе
с шестью "адмиралтейскими поселениями", в 1861 г. вошедшими в общий
состав Херсонской губ. Жит. 77 тыс. 9 церквей, мужск. и женск. гимназии,
мореход. юнкерские классы, техническое портовое учил. для шкиперов,
машинистов и кочегаров, уездное уч., мореходные классы, фельдш. школа,
народ. чтения, метеорологич. станция. Первый, после Одессы, пункт в
губернии по торговле хлебом, рыбой и скотом. Торговый оборот - до 1200
тыс. руб. Два базара, по 2 раза в неделю. 805 торгово-промышленных.
заведений, с годовым оборотом в 37 милл. руб.; главнейшие: 2 паровых
мельницы (об. 670 т. р.), 6 чугунно-литейных зав. (об. 276 т. р.),
мыловаренный зав. (об. 200 т. р.), 2 табачных фабрики (об. 117 т. р.),
зав. пивоваренный, лесопильный, уксусный, 6 салотопен, 9 фабрик и
мастерских земледельческих орудий и машин, 9 фургонных и экипажных зав.
(об. ок. 77 т. р.), работа которых славится на юге. В николаевском
адмиралтействе 6 заводов и 18 крупных казенных мастерских, с
производством на 21/2 милл. руб. в год. Городские доходы 474604 р.,
расходы 465971; городского долга 389 тыс. руб., капитала 8662 р. На
учебн. зав. тратится 28590 р. в год, на управление 57 т. р., на
благотворительные заведения 74731 р. Отделения государственного и
одесского учетного банка, комиссионеры русск. для внешней торговли банка
и общ. взаимного кредита, городской общественный банк, 2 банкирских
конторы, городской ломбард. Таможня; конно-железная дорога. Николаевская
ветвь Харьково-Николаевской казенной жел. дор., с комиссионно-ссудным
отделением и коммерческим агентством. Телефонное сообщение с Одессой.
Газета - "Николаевский Вестник". Конторы крупных одесских экспортеров.
Николаевский порть (до 1860 г. исключительно военный) - главный
отпускной пункт для земледельческих произведений обширного района в 180
тыс. кв. в., с населением в 61/2 милл. душ (значит, часть губерний
Харьковской, Полтавской, Херсонской, Екатеринославской, небол. часть
Курской; Черниговской и Киевской). В порту - элеватор, вместимостью в
176 тыс. четвертей хлеба, и хорошо оборудованная каботажная гавань. В
1893 г. вывезено 47,9 милл. пд. разных хлебов. Наибольшая глубина у
набережной достигает 22 фут. Ежегодно прибывает (1892 г.) по железной
дороге до 30 тыс. вагонов (180 милл. ид.) разных грузов. Отправляется за
границу до 69780 тыс. пд. (1896 г.), в том числе сахара 967 тыс. пд.
(1896 г.). Привозится до 11/2 милл. пд. Главные предметы заграничного
привоза - каменный уголь, железо, чугун, сталь и изделия из них, цемент,
кирпич, черепица; отпуска - пшеница, рожь, ячмень, овес, мука, семя
всякое (до 10 милл. пд.), сахар. По каботажной торговле (в 1894 г.)
привоз равнялся 5742 тыс. пд. (главным образом зерновые хлеба, соль,
лес, камен. уголь); вывезено 2283 т. пуд. (главным образом - железа,
чугуна, муки и т. п.). В 1896 г. в приходе к порту было 459 пароходов и
15 парусных судов заграничного плавания, преимущественно английских,
затем шведских и норвежских, греческих, австрийских, итальянских и
турецких; русских - 2. Всего пароходов и парусных судов было (1892 г.):
заграничного плавания - 155, каботажного - 726 и ручного - 768.
Правильное пароходное сообщение поддерживается с Одессой, Херсоном,
Каховкой и Вознесенском пароходами русского общества пароходства и
торговли, российского общества транспортирования и страхования кладей и
трех отдельных предпринимателей. Пристань судов добровольного флота (с
1893 г.), принимающих здесь грузы для Сибирской дороги. Николаевское
военное губернаторство состоит из г. Н., 5 принадлежащих ему хуторов и
владений адмиралтейства. Земли 17337 дес. 84 саж., в том числе усадебной
(садов, огородов, левад) 13,6%, пашни 43,2%, сенокоса и выгона 29,2%,
леса и кустарника 2,3%, неудобной 11,7%. На хуторах ведется городом
правильное хозяйство. Жит. - 86 тыс. (мжч. 46 тыс. и жнщ. 39 тыс.).
Православных 75,6%, католиков 4,4%, лютеран 1,1%, армяно-григориан 0,2%,
раскольников 0,3%, евреев 17,2%, караимов 1%, магометан 0,2%. Дворян
8,9%, духовных 0,2%, купцов и мещан 43,2%, крестьян и колонистов 8,9%,
запасных и отставных военных чинов 36,4%, иностранцев 1,6%, остальных
0,8%. 51 народн, учил., с 2116 учащимися (1435 мал. и 681 дев.); 1
училище приходится на 1934 д., 1 учащийся на 33 души. 1 учащийся мальчик
на 29 д. муж. п., 1 учащаяся девочка на 40 д. Женск. п., В окрестностях
Н. развито огородничество, виноградарство и садоводство (известны
абрикосовые сады). Около города много гипсо-обжигательных и известковых
печей, откуда известь идет на заводы Киевской губ. Близ Н., в Давидовой
балке, залежи бурого угля. Ср. Ге, "Исторический очерк г. Николаева"
(Николаев, 1890).
А. Мурашкинцев.
Николай Кузанский (Nicolaus Chryppfs Cusanus, 1401 - 1464) -
величайший из немецких гуманистов первого поколения, богослов. философ,
математик и церковнообщественный деятель, родом из лотарингской деревни
Кус (Cues), откуда и его прозвание. Сын рыбного торговца: в первой
юности бежал от принудительных занятий отцовскою профессиею н, под
покровительством одного местного вельможи, поступил в школу "духовных
братьев общей жизни" в Девентере, а потом в падуанский университет, где
в 1424 году получил докторскую степень по каноническому праву; вступил в
монашеский орден августинцев и получил священство и место декана в
Кобленце. Призванный, в качестве ученого богослова, на базельский собор,
он подружился с папским легатом гуманистом Юлианом Чезарини и выступил
сторонником церковных реформ без нарушения законных прав центральной
власти. В этом духе написана им книга: "De coucordantia catholica".
Первоосновою церкви на земле Н. признает не иерархию, а таинства, как
самостоятельный божественный элемент духовной жизни. Отстаивая значение
"престола Св. Петра", как средоточия или "души" вселенской церкви, он
отрицает, однако, верховную власть пап над государством и раньше
Лаврентии Валлы доказывает апокрифичность "Константинова дара". В 1436
г. Н. издал проект исправленного времясчисления, на тех основаниях,
которые в конце следующего века были приняты для григорианcкого
календаря. Когда большинство базельского собора открыто выступило против
папы Евгения IV, Н., вместе с меньшинством, уехал в Рим, откуда, как
знаток греческого языка, был послан в Константинополь, для переговоров с
тамошними властями об унии. После участия во. флорентийском соборе Н.
вернулся в Германию настоятелем монастыря в Майнфельде и визитатором
прирейнских и примозельских монастырей, в которые он ввел необходимый
реформы. В это время он издал большое философское сочинено: "De docta
ignorantia" и несколько трактатов разного содержания. Возведенный в
кардиналы-пресвитеры римской церкви (1448) и назначенный затем епископом
бриксенским (в Тироле), Н. получил миссию преобразовать все германские
монастыри. В 1454 г., под впечатлением взятия Константинополя турками,
он издал сочинение: "De расе sive coucordantia fidei", где указывал на
единство истинной основы во всех религиях и на возможность христианского
соглашения со всеми народами, а вслед затем в соч.: "De cribratione
Alchorani", очень замечательном для тогдашнего времени, старался указать
на тесную связь мусульманства с христианством. Последние годы жизни Н.
провел в Италии. За год, до смерти он издал главное свое философское
сочинение: "Devinalione Sapientiae". Ум. в г. Тоди. В сочинении о
вращении земли он на 100 лет предварил Коперника. Его же должно считать
родоначальником математического учения о бесконечном, которое он
связывал с философским своим принципом "совпадения противоположных". Он
первый стал рассматривать круг как многоугольник с бесконечным числом
бесконечно-малых сторон. По словам Джордано Бруно, "божественный Кузанец
открыл величайшие таинства геометрии". В философии Н. примыкает к
платонизму по содержанию и предваряет гегельянство со стороны
формального принципа. Он исходит из мысли о тождестве
бесконечно-великого и бесконечно-малого, или абсолютной полноты и
абсолютной простоты бытия. В Божестве все есть одно, но единство всего
логически предполагает различение. Прежде всего различаются возможность
и действительность всего, но в бесконечном они совпадают. Отсюда три
момента (абсолютная мощь, абсолютное действие и их единство),
представляющие самое отвлеченное основание для истины св. Троицы,
которой, впрочем, Н. дает и более конкретные выражения. Как начало всего
возможного, Божество творит и всякое частное, ограниченное бытие, но
так, чтобы его ограниченность могла упраздняться его соединением с
противоположным, в чем и заключается внутренняя причастность всякого
бытия Богу. Противоположность между духовным и материальным бытием
упраздняется их соединением в человеке, но и человек по отношению к
бесконечному Божеству есть бытие ограниченное - и эта их
противоположность упраздняется в богочеловеке Христе, который и есть
полное и окончательное откровение абсолютной истины. При большой
философской смелости отдельных мыслей и взглядов, писания Н. проникнуты
глубоким христианскомистическим духом. Сочинения Н. были изданы в Париже
(1514) и в Базеле (1565). Немецкий перевод важнейших из них изд. Шарпф
(1862). Из последователей Н. более известны Жак Ле-Февр д'Этапль
(Jacobus Faber Stapulensis), преподававший философию Н. в Сорбонне, в
конце XV и нач. XVI в., и его ученик Шарль Булье (Саrolus Bovillus, 1470
- 1553). Под большим влиянием Н. находились Джордано Бруно и Лейбниц.
См. F. A. Scharptf, "Der Cardinal Nicolaus v. Cusa" (1843); его же, "Der
Card. N. v. C. als Reformator etc." (1871); Fr. J. Clemens, "Giordano
Bruno u. N. v. C" (1846); R. Zimmermann, "Der Card. N. v. C. als
Vorganger Leibnizen's" (1852).
Вл. С.
Николай Михайлович - великий князь, сын вел. кн. Михаила Николаевича,
род. 14 апр. 1859 г., полковник, командир 16 гренадерского Мингрельского
Его Имп. Высочества вел. кн. Дмитрия Константиновича полка, шеф 3 гвард.
артиллерийской бригады и 82 пехотного Дагестанского имени своего полка.
Николай Николаевич (до кончины своего отца - Н. Н. Младший) - великий
князь, старший сын великого князя Николая Николаевича Старшего, родился
6 ноября 1866 г. Окончил курс в Николаевской академии генерального
штаба; тогда же зачислен в списки генерального штаба и назначен
флигель-адъютантом. Участвовал в последней русско-турецкой войне (1877 -
78 гг.), награжден орденом св. Георгия 4-й степени за переправу через
Дунай и золотою саблею с надписью "за храбрость", за переход через
Балканы. Командовал последовательно лейб-гвардии гусарским Его
Величества полком, 2-ою бригадою 2-й гвардейской кавалерийской дивизии и
2-й гвардейской кавалерийской дивизиею. В 1894 г. великий князь Н.
Николаевич назначен генераладъютантом к Его Импер. Величеству, в 1895 г.
- генерал-инспектором кавалерии. В генерал-лейтенанты произведен в 1893
г. Состоит шефом лейб-гвардии Литовского и 56-го пехотного Житомирского
полков, почетным членом Николаевской инженерной академии, председателем
общества "любителей породистых собак и охотничьих лошадей", почетным
президентом русского общества птицеводства.
Николай Николаевич Старший - великий князь, 3-й сын императора
Николая II, род. 27 июля 1831 г. скончался 13 апреля 1891 г. В 1846 г.
получил первый офицерский чин. 24 октября 1851 г. принимал участие в
сражении на Инкерманских высотах и был награжден орденом св. Георгия 4-й
степени. 28 марта 1855 г. был назначен членом государственного совета.
Много трудился над переустройством вооруженных сил России) особенно в
области инженерного дела и кавалерийской службы (он состоял
генерал-инспектором кавалерии и по инженерной части). Во время восточной
войны 1877 - 78 г. состоял главнокомандующим армии, действовавшей на.
европейском театре войны. Переправа через Дунай и взятие в плен
Османа-паши, вместе с армией, доставили ему орден св. Георгия 2-й и 1-й
степ. По окончании войны вел. князь Н. Николаевич, 16 апреля 1878 г.,
произведен в генералфельдмаршалы. Был женат (с 1856 г.) на великой
княгине Александре Петровне (род. 21 мая 1838 г.), дочери принца Петра
Георгиевича Ольденбургского. Их дети - вел. князья Н. Николаевич
(Младший) и Петр Николаевич. Н. - писатели и историки.
Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великий
христианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и по
смерти, "правило веры и образ кротости", как наз. его церковь, чтимый
повсеместно в христианской церкви, восточной и западной, в еретических
обществах Востока и даже часто между мусульманами (на Востоке) и
язычниками (в России). Критически обработанного жизнеописания его доселе
не существует. В известном "житии" его, помещенном в "Четиях-Минеях" св.
Дмитрия Ростовского, заимствованном, с сокращениями, из сказаний Симеона
Метафраста и распространенном в бесчисленном множестве пересказов, черты
жизни этого святого IV в. смешиваются с деяниями другого святого Н.,
епископа пинарского (также в Ликии); жившего двумя столетиями позже
- в VI в., как это доказывается сличением метафрастова жития св. Н.
мирликийского с житием Н. пинарского, найденным и изданным в 1720 г.
apхиеп. Фалаконием. К этому присоединяются несомненные анахронизмы в
сказании Метафраста о Н. мирликийском; так, в нем говорится, что св. Н.,
еще будучи пресвитером, посетил Иерусалим и входил в его храм, двери
которого сами открылись пред ним, после чего возвратившись в Миры, он
делается исповедником при Диоклетиане и Максимиане - между тем
Иерусалимский храм построен не ранее как через 30 лет после Максимиана.
Болландистам Соллерию и Яннингу было известно житие св. Н., составленное
константинопольским патриархом Meфoдиeм. Известный археолог, архимандрит
Антонин, издал в русском переводе как "житие" Н. пинарского, найденное
Филаконием ("Труды Kиев. Дух. Академии", 1869), так и два жития Н.
мирликийского, найденные им самим в монастырях св. Саввы в. Палестине и
в Синайском ("Труды Киев. Акд.", 1373), и из сличения их пришел к
убеждению, что несомненно подлинными чертами жизни Н. мирликийского из
сказания Метафраста остаются: его рождение в Патарах, невкушение
матернего млека в младенчестве в среду и пятницу, его чудесное избрание
на епископство мирликийское, его исповедничество при Диоклетиане за
разорение языческих капищ, его присутствие на первом вселенском соборе,
его заступничество за трех мужей в Мирах, его явление св. Константину в
Константинополе; с некоторою вероятностью к нему может быть отнесено
также сказание о девицах (2-х или 3-х сестрах), спасенных от разврата.
Большая часть остальных черт сказания Метафраста о Н, мирликийском
находятся в житии Н. пинарского, в с большим вероятием могут быть
отнесены к биографии св. Н. VI века, а значительная часть чудес с
одинаковою вероятностью может быть приписана и тому, и другому святому.
Для окончательного решения вопроса о нормальном составе биографии св. Н,
мирликийского о. Антонин находит необходимым дождаться издания и оценки
новых списков его "жития", в новых редакциях и вариантах, каких еще
немало в библиотеках Востока, напр. на Афоне. В 1807 г. итальянские
купцы из г. Бари перевезли мощи св. Николая в свой родной город, и день
прибытия мощей в "Бар-град" (9 мая) празднуется там весьма торжественно.
К этому дню туда стекаются паломники не только из западной Европы, но и
из России, где также чествуется день 9 мая. Столь же торжественно
празднуется день преставления св. Н. (6 дек.) как в России, так и в
различных странах западной Европы. Ср. Schnel, "Sankt Nikolaus"
(Равенсб., 1838 - 86); Praxmarer, "Der heilige Nikolaus and seine
Verehrung" (Мюнстер, 1894).
H. Б - в.
Никотин С10Н14N2 представляет алкалоид табака, в листьях которого он
находится в количестве 0,6 - 8,0%. Н. обладает весьма сильными ядовитыми
свойствами; 1/2 - 2 капли достаточны для смертельного отравления собаки,
у кроликов смерть наступает от 1/4 капли, а маленькие птицы погибают,
если перед клювом их поместить палочку, смоченную Н. Но не все виды
животных одинаково восприимчивы к алкалоиду, так напр. кишечные
инфузории относительно долго выдерживают действие Н., затем. по степени
противодействия в нисходящем порядке следуют: тысяченожки, мухи,
бабочки, пауки, рыбы, лягушки, собаки, кролики и наиболее чувствительны
- кошки. На основании существующих исследований трудно точно определить
смертельную дозу Н. для человека, но известно, что у людей уже от 0,003
гр. наблюдались тяжелые расстройства, а именно: жжение во рту, царапанье
в горле, слюнотечение, общее возбуждение, головная боль, головокружение,
неясность зрения и слуха, светобоязнь, ощущение недостатка воздуха,
отрыжка, тошнота, рвота и частые позывы на низ; развиваются обморок и
бессознательное состояние, иногда, кроме того - общие судороги. Подобные
явления, представляя только количественную разницу, наблюдались у людей
после настоя из листьев табака, введенного в желудок или в виде
клистира, а также после курения. Случаи отравления иногда наблюдались
после прикладывания табачных листьев на голую неповрежденную кожу,
особенно же в случаях, когда подобные компрессы прикладывались к.
поверхности ран. Летучесть и легкая всасываемость Н. объясняет также
различный расстройства у работающих на табачных фабриках (расстройства
зрения, сердцебиение, головокружения и др.). Весьма характерную картину
Н. вызывает при отравлении лягушек. После короткого периода возбуждения,
лягушка успокаивается, вся кожа покрыта пеной, глаза закрыты, дыхание
останавливается; передние лапки притягиваются к животу, бедра
располагаются под прямым углом к продольной оси тела, а голени согнуты
таким образом, что обе стопы соприкасаются в области таза; в различных
мышцах замечаются фибриллярные подергивания, пальцы судорожно раздвинуты
и плавательная перепонка растянута. Сердце вначале отравления
сокращается реже, затем ритм сердца, вследствие паралича окончаний
блуждающих нервов, становится частым, в дальнейшем течении общий паралич
распространяется как на мышцы скелета, так и на мышцу сердца. Н.
возбуждает перистальтические движения кишок, резче - тонких кишок, в
толстых кишках замечаются более слабые сокращения: на этом свойстве
алкалоида основывалось применение настоя из листьев табака в различных
случаях недостаточной деятельности кишечной перистальтики, при завороте
кишок и при ущемленных грыжах. В настоящее время терапевтическое
употребление такого настоя крайне ограничено. В прежнее время такой
инфуз, основываясь на свойстве Н. уменьшать рефлекторную
раздражительность назначали при некоторых нервных заболеваниях, напр.
при бронхиальной астме, коклюше и др., но в настоящее время для такой
цели медицина располагает другими, более соответствующими, средствами.
Алкалоид Н. в чистом виде или в виде солей в медицине не употребляется.
Нил - одна из самых длинных рек земного шара, в Африке, священная
река Египта; за источник принимают Кагер или Александровский Н., приток
оз. Виктории Ньянза, из которого вытекает на С Кивир или Сомерсет-Н.
Последний образует Рипонские водопады, проходит через озера: Гита-Нциге
и Коджа, у Мрули (здесь глубина 3 - 5 м., ширина от 900 - 1000 м.)
поворачивает на С до Фоверы, отсюда на З, образует Каринские и
Мурчисонские водопады (36 м. в.) и 12 порогов, скатывается на вторую
террасу, впадая у Магунго в оз. Альберт. С Ю в. Ньянза впадает р. Исанго
или Землики, вытекающая из Альберт Эдуардского оз., 3-го источника Н. Из
оз. Альбертского (2,5° с. ш.) Н. выходит под именем Бар-эль-Джебель на С
(400 - 1500 м. ш.), судоходен только до Дуфиде, дальние прорезывает
горные цепи 2-й террасы, образует 9 порогов, у Ладо спускается на 200 м.
на равнину восточного Судана и теряет характер горной реки. Из притоков
на этом пути Н. принимает. р. Ассуа и много горных рек; образуя много
о-вов, каналов и рукавов беспрестанно извиваясь, Н. медленно течет на С
до 9°21' с. ш., принимает с З Бар-эль-Газал и поворачивает на В. Во
время дождей Н. превращает долину к С от Габы-Шамбе в озеро шириною в
100 км., после чего здесь выростает такая густая трава, что она часто
заставляет Н. менять направление. Вся равнина между Н. и его рукавом
Сераф образует болотистую область Верхнего Нила. Пройдя 150 км. на В и
соединившись с Серафом, Н. принимает р. Собат, она идет ему на встречу и
заставляет его повернуть на СВ; здесь Н. принимает название
Бар-эль-Абиад, т. е. Белого Н. (собственно Прозрачный Н.), течет на
расстоянии 845 км. в северном направлении и соединяется у Хартума
(15°31' с. ш.) с Бар-эль-Азреком или Голубым Н. (Мутный Н.). Последний