<< Пред. стр. 675 (из 1179) След. >>
свободы, просвещения и прогресса.Обструкционизм (лат. obstructio) - название одного из видов борьбы
парламентского меньшинства с большинством, состоящего в том, что
оппозиция всеми доступными ему средствами старается затормозить действия
большинства. Для этой цели служат длинные речи членов оппозиции,
затягивающие заседания, бесконечные поправки, предлагаемые к каждому
законопроекту большинства, интерпелляции и спешные предположения,
мешающие рассматривать очередные дела, требование поименных голосований
по незначительным вопросам и т. п. Заставляя большинство палаты
употреблять слишком много времени на обсуждение законопроектов, О. имеет
в виду возбудить в избирателях недоверие к его силам и тем вызвать
поворот в общественном мнении в пользу оппозиции. При слишком упорном
О., мешающем какому бы то ни было решению парламента, терпит ущерб
всякая парламентская деятельность, могущая оказаться совершенно
бесполезною. - Обструкцианистами стали называться прежде всего
ирландские члены парламента с Парнеллем во главе, которые в 1879 г.
старались компенсировать этим путем свою численную беспомощность.
Действия их привели к коренному изменению всего делопроизводства палаты
(1887). В Соед. Штатах противники отмены шермановских законов о серебре
(1893) путем О. привели к крушению этой меры. В 1897 г. О. немецкой
либеральной партии против клерикально-славянского большинства привел к
закрытию сессии австрийского рейхсрата.
Общая собственность (русские законы называют ее и общим владением) -
нераздельная собственность нескольких лиц на одну и туже вещь (donimium
plurium рro indiviso). В отличие от индивидуальной, О. собственность не
устанавливает непосредственного и исключительного господства каждого из
обладателей над объектом обладания. Воля сособственников в отношении
пользования, владения и распоряжения вещью связана взаимным соглашением
их между собою; единоличному усмотрению подлежат лишь те права,
осуществление которых не затрагивает интересов других собственников.
Объектом О. собственности является, поэтому, не непосредственно самая
вещь и не реальная или, как обыкновенно думают, идеальная часть ее, а
определенная доля выгод и доходов, приносимых вещью. Римское право
предоставляло каждому сособственнику самостоятельное право распоряжения
своей частью; он мог передать свое право на вещь, заложить ее и
предоставить пользование принадлежащими ему доходами и выгодами
постороннему, без согласия других сособственников. Право владения и
непосредственного доступа к вещи, поскольку это согласуется с правами
других сособственников, также принадлежало каждому сособственнику, и
всякое противодействие со стороны других лиц в этом отношении могло быть
парализовано или владельческими исками, или иском об убытках, или,
наконец, иском о разделе общего имущества. Каждый из сособственников
имел право совершать необходимые для охранения вещи действия и
производить необходимые для того издержки даже без согласия других
сособственников, ставя на их счет причитающееся с них, по соразмерности,
части этих издержек. Переделки вещи, ее улучшения и вообще заботы о ней,
не вызываемый опасением погибели вещи или ухудшения ее состояния, могли
быть предприняты лишь с общего согласия всех сособственников, по
единогласному их решению. Последнее требовалось вообще во всех делах,
касающихся интересов всех совладельцев, и рассматривалось римским правом
как единственная справедливая гарантия каждого сособственника от
поглощения его прав правами большинства. Господство последнего
допускалось лишь при общем обладании в форме юридического лица. В случае
невозможности достигнуть единогласия, О. собственность должна была
распасться, по иску о разделе со стороны одного или нескольких
соучастников; принудительное сохранение общности обладании по римскому
праву не допускалось. Защита против нарушения прав О. собственности со
стороны третьих лиц принадлежала каждому собственнику, независимо от
соглашения с другими и с возложением на них издержек в соответственной
части. По римскому праву, таким образом, союз сособственников.
образованный вследствие общего обладания имуществом, ни в чем не
ограничивал прав отдельных совладельцев, сохраняя за каждым из них
значение самостоятельного субъекта прав на вещь, не подчиненного воле
других совладельцев. О. собственность возникает из отношений
добровольного товарищества, создаваемых для определенных торговых,
промышленных и иных целей и влекущих за собой приобретение вещей в О.
собственность, затем из общих предприятий и приобретений, отказов по
завещанию нескольким лицам одной и той же вещи, случайного соединения
(смешения, слития, confusio) вещей, принадлежащих разным лицам, - вообще
из отношений, не связывающих сособственников в какой-либо принудительный
союз, не создающих между ними корпорации. Отсюда и независимость
положения каждого сособственника. История и современный быт Западной
Европы знает целый ряд иных союзов т где обладание в форме О.
собственности осложняется вмешательством элемента, видоизменяющего
независимое положение сособственников, но не возвышающего их обладания
до формы юридического лица. Особенность этих видов О. собственности
состоит во 1-х в том, что не разграничиваются точно доли каждого из
собственников в общем владении, так что размер обладания каждого
остается или неопределенным, или изменчивым: во 2-х, в целом ряде
отклонений от постановлений римского права, главным образом - от начала
единогласия в некоторых видах распоряжения вещью. От обладания в форме
юридического лица эти виды О. собственности отличаются связью
имущественного обладания с личностями членов союза, как в области
пользования, так и в ответственности по обязательствам, возникающим из
общего имущества. Отсутствие разграничения долей обладания встречается
по преимуществу в той исторической форме, которая известна в Германии
под именем О. руки (Gesammte Hand) - название, происходящее от обычая
при заключении юридических следок браться за руки, для выражения мысли,
что все участники сделки действуют, как один человек. Распространенная в
средние века как между аллодиальными, ленными, дворянскими, так и между
крестьянскими владельцами земель, эта форма обладания на первых порах
представляла собою коммуну, где О. пользование имуществом соединялось с
совместной жизнью под одним кровом и едой за общим столом (соучастники
имеют ein Brod, einen Rauchfang). Поздние довольствовались общим
владением и пользованием имуществом. Обладание было О. в том смысле, что
ни один из членов не мог самостоятельно распоряжаться своей долей в
пользу третьих лиц без согласия всех остальных членов. Он мог, однако,
потребовать раздела, если раздел был возможен до свойству имущества;
размер долей определялся при этом, главным образом, количеством наличных
владельцев. В случай смерти члена, ему наследовали его нисходящие (или
вообще семейные, состоящие под его властью), но не в его долг, а
становясь самостоятельными членами общины и претендуя на право общности
наравне с другими. Раздел и выход из общины был невозможен в тех союзах,
которые имели принудительный характер (общность имущества мужа и жены,
общность семейная, где члены связаны подчинением власти домовладыки, и
другие союзы, сложившиеся по этому типу); но здесь являлось уже
ограничение личной правоспособности отдельных членов и форма обладания
теряла гражданско-правовой характер. В новое время отношения,
слагавшиеся прежде по типу О. руки, уступили место тому виду О.
собственности, при котором различаются доли каждого совладельца, но
запрещается раздел общности, в виду целей союза, рассчитанного на долгое
существование. Каждый сособственник может распоряжаться своей частью
(продавать, закладывать, дарить, отказывать по завещанию и т. д.), но
другим членам предоставляется право преимущественной покупки или выкупа.
Пользование вещью и вообще распоряжение ее субстанцией производится по
большинству, но не наличного числа членов, а долей, на которые разделено
обладание; меньшинству предоставляется право требовать обеспечения
невыгод, могущих произойти от принятого решения, или уничтожения
общности, или судебного рассмотрения правильности решения большинства по
существу. Ответственность за долги падает не только на имущества,
состоящие в общем обладании, но и на остальное имущество сочленов,
которое иногда несколько еще лет после выхода члена из общности
продолжает служить обеспечением сделок, заключенных при его нахождении в
составе союза (прусск., австр. и итал. улож.). Некоторые юристы
(Безелер, Блунчли, в настоящее время Гирке) видят в указанных видах
общей собственности особые образования национально-германского
происхождения и называют их корпоративными товариществами
(Genossenschaften), в отличие от чистой формы общей собственности с
одной стороны и юридического лица с другой; но выставленная ими теория
подлежит большому спору. Новейшие германские законодательства (сакс. и
общегерм. уложение) в отделе О. собственности дают предписания более
близкие к римскому типу, рассматривая видоизменения ее по описанному
выше образцу как особые формы союзов или возведения их на степень
юридических лиц.
Русская организация О. собственности (ст. 543 - 556 т. X ч. 1) по
своему общему характеру ближе к римской, так как требует единогласии в
распоряжении имуществом и в случае несогласия предоставляет только право
требовать раздела, если имущество подлежит разделу (закон различает О.
собственность на раздельные и нераздельные имущества), распоряжение
сособственников своими долями ограничивается, подобно германской общей
собственности, правом предварительной покупки со стороны других
участников, "по справедливой оценке", так как принятие нового члена в
общность требует "общего согласия" (ст. 555 и 548). практика, однако,
ограничивает эти постановления закона, расширяя права отдельного
сособственника. Остзейское право тожественно, в этом отношении, с
русскими законами (ст. 938 - 933). Русскому праву известны также особые
формы О. собственности, близкие к упомянутым выше германским.
Литература. Windscheid, "Lehrb. der Pandekten" (§ 169); Dernburg,
"Lehrb. der preuss. Privatrechts" (I; 222 - 4); Puntschart, "Moderne
Theorie des Privatrechts" (§12, Лиц., 1893); Gierke, "Handb. d. deutsch.
Privatrechts" (I,
75 - 76); В. фон-Зелер, "Учение о праве О. собственности по римскому
праву" (Харьк., 1895); Анненков, "Система русского гражданского права"
(II, 89 сл., СП б., 1895); Дювернуа, "Из курса лекции по гражданскому
праву" (гл. II, изд. 1895).
В. И.
Общественное мнение - одна из сил, действующих на правительство, а
также на отдельных лиц, не будучи, в то же время, властью. Зародилось О.
мнение весьма давно; еще у Гомера есть ясные указания на страх перед О.
мнением (Одиссей после убийства женихов), на его влияние, на стремление
правящих лиц привлечь его на свою сторону. "Это говорил всякий,
обращаясь к своему соседу", - так несколько раз описывается проявление
О. мнения в Илиаде. Позже, в демократиях древней Греции, а также в Риме,
О. мнение не составляло самостоятельной силы, так как общественные
группы, принимавшие участие в его выработке, держали власть
непосредственно в своих руках и имели возможность приводить в исполнение
свои желания; но оно несомненно существовало и сказывалось с особенною
яркостью в институте остракизма. Быстро сменяющиеся настроения демоса,
составляющие в каждый отдельный момент О. мнение, дали обильную пищу
сатире Аристофана. В последние годы римской республики и во время
римской империи, по мере кодификации права, О. мнение нередко приходило,
по частным вопросам, в столкновение с писанным законом, и тяжущиеся
стороны очень хорошо знали, что судьи в весьма значительной степени
подчиняются влиянию первого, в ущерб авторитету второго. В средние века
роль О. мнения была сведена до минимума: общество, раздробленное на
отдельные сословия, при противоположности их интересов, не имело органа,
посредством которого О. мнение могло бы формироваться и проявляться. И
тогда, однако, существовало некоторое подобие О. мнения в каждой
отдельной общественной группе. Сильно развилось О. мнение в новое время,
после изобретения книгопечатания и в особенности после приобретения
обществом, в большей или меньшей мере, права сходок, собраний и т. п. О.
мнение играет сравнительно скромную роль в государствах самодержавных,
где нет свободы печати и общество не имеет никакого предусмотренного и
определенного законом влияния на правительственную политику; но и здесь
значение О. мнения далеко не ничтожно. Объявление войны, способ ее
ведения, заключение мира весьма часто обусловливаются, в большей или
меньшей мере, именно О. мнением. Если не начало отечественной войны 1812
г., то замена Барклая де Толли Кутузовым была прямым результатом
известного настроения О. мнения, точно также как и народное движение
1813 г. в Германии против Франции. Турецкий султан, при всей легальной
неограниченности своей власти, беспрестанно принимает свои решения из
страха перед О. мнением. В таких странах, как Соед. Штаты, при широком
распространении грамотности и интереса к политическим делам, при
неограниченном господстве всеобщего голосования, президент, губернаторы,
даже судьи являются как бы прямыми органами О. мнения. Развитие
ежедневной прессы, обилие политических и иных обществ, частые митинги
служат доказательством его существования, а появляющиеся в прессе статьи
и произносимые на митингах речи, иногда гораздо более содержательные,
чем речи в законодательных собраниях, свидетельствуют о том, что для
политических деятелей гораздо важнее склонить на свою сторону О. мнение,
чем законодательные собрания. Иначе стоит дело в Зап. Европе. Здесь, при
неполном господстве, а иногда при отсутствии всеобщего голосования, О.
классы, принимающие участие в выработке О. мнения, не всегда и не вполне
совпадают с классами, избирающими законодательные собрания, а последние,
при продолжительности их полномочий, приобретают гораздо более,
самостоятельное и независимое значение; этому же содействует большая
разница в степени образована и политического понимания между народными
массами и людьми, принимающими активное участие в политической
деятельности, а также отсутствие или недостаточное развитие органов
местного самоуправления, играющих в Америке роль промежуточного звена
между высшим правительством и народною массою. Вследствие всех этих
условий, О. мнение весьма часто не совпадает с мнением избранных
законодательных собраний, и тем не менее оказывает на них
непосредственное и серьезное влияние, даже там, где они являются
избранниками не всего общества, а только его привилегированных классов
(как в Англии до парламентской реформы). Нужно заметить, однако, что не
всегда и не везде весь народ принимает участие в выработке О. мнения.
Неграмотная или полуграмотная масса, далекая от политической жизни,
стоит обыкновенно вне его, принимая в нем участие только в
исключительные моменты (войны, революции). В прошлом столетия и в первой
половине текущего носителями О. мнения были по преимуществу средние и
высшие классы; в последние десятилетия О. мнение быстро
демократизируется, все глубже и глубже захватывая новые слои народа. В
Англии, напр., госуд. люди, независимо от парламентской деятельности,
стремятся влиять прямо на общественное мнение даже тогда, когда
сочувствие парламента за ними обеспечено, а тем более тогда, когда в
парламенте они остаются в меньшинстве. Палата лордов, тормозя
деятельность палаты общин, ссылается (основательно или неосновательно)
на О. мнение; будто бы несогласное с палатой общин. О. мнение, и притом
именно О. мнение классов, чуждых по закону политической жизни, вынудило
у парламента избирательные реформы 1832 и 1867 г., которые (особенно
первая) были весьма мало желательны как парламенту, так я тем О.
классам, которые он в то время представлял. Еще резче это сказалось в
Бельгии, в 1893 г., когда О. мнение вынудило буржуазный парламент на
крайне ему нежелательную радикальную реформу избирательной системы.
Характерным примером влияния О. мнения может служить также отставка,
данная в 1892 г. в Пруссии королем Вильгельмом II министру Цедлицу,
когда внесенный им школьный законопроект вызвал всеобщее негодование;
отставка была дана не смотря на то, что прусская конституция вовсе не
обязывала короля к такому решительному шагу. О. мнение влияет не только
непосредственно на политических деятелей: государственный кредит,
денежная система находятся от него в теснейшей зависимости. На уголовное
право О. мнение имеет влияние через посредство приговоров присяжных;
этим путем в Англии была завоевана фактическая свобода прессы, не смотря
на наличность сохраняющихся и поныне весьма стеснительных законов против
печати. О. мнение имеет большое влияние на судьбу частных лиц; в
некоторых кодексах (напр. германский, ст. 186, 187, 189) диффамация и
клевета прямо определяются, как попытка унизить лицо в О. мнении. О.
мнение является весьма важной инстанцией в оценке произведений
литературы и искусства, даже музыки; успех часто создается для них не
суждением знатоков; а именно О. мнением. Не смотря на такую крупную роль
О. мнения, часто бывает весьма трудно распознать и определить его.
Показания прессы - главного органа О. мнения и в то же время силы его
формирующей - не всегда безошибочны; причиною этому служит неравномерное
распространение грамотности и состоятельности, а затем недостаточная
приспособляемость прессы ко всем изгибам и переменам О. мнения. Нередко
законодательная мера, восхваляемая большинством газет в стране,
отклоняется всеобщим голосованием, и наоборот; заем, поддерживаемый
печатью, не находит сбыта, а еще чаще бывает обратное. В оценке О.
мнения взгляды сильно расходятся. Одни видят в О. мнении "глас Божий",
другие (напр. Гегель) считают его достойным презрения, Вследствие его
неосновательности и переменчивости, и в независимости от него видят
доказательство умственного и нравственного величия. Первое мнение
находит сочувствие преимущественно в демократическом и либеральном
лагере, последнее - в аристократическом и консервативном. Вообще можно
сказать, что О. мнение - сила, действующая разумно и плодотворно при
благоприятных условиях (распространение образования, отсутствие
стеснений для правильной выработки О. мнения, наличность его органов,
существование известных задержек и противовесов ему и т. д.), неразумно
и вредно - при неблагоприятных. Последнего взгляда держится наиболее
глубокий исследователь О. мнения, Джемс Брайс, в книге: "Американская
республика" (т. III., М., 1890). См. также Гольцендорф, "О. мнение" (СП
б., 1895).
В. В - в.
Объект (предмет) - соотносительно с понятием субъекта (подлежащее)
означает вообще то, что дано в познании, или на что направлена
познавательная деятельность. Противоположение между О. и субъектом есть
чисто относительное и диалектическое, поскольку сам субъект становится
О., когда обращает на. себя познавательную деятельность (в
самосознании), а с другой стороны то, что является для нас как внешний
О. может иметь субъективное бытие для себя. Хотя слово О., кроме
познания, употребляется также и относительно других душевных
деятельностей, но определенный О. дается воде, чувству и т. д. лишь
посредством познания. В средневековой схоластической философии термин
субъективный означал внутреннюю действительность существа, а объективный
лишь бытие в представлении или идее. В обыкновенном словоупотреблении,
напротив, объективный значит имеющий основания в природе вещей,
независимо от познающего субъекта. Для наивного реализма все, что дано в
чувственном опыте, имеет такую независимую от субъекта реальность и
признается в этом смысле объективным. Критически идеализм возвращается
отчасти, хотя другим путем, к терминологии схоластической. Так как с
точки зрения Канта все, что мы находим в познаваемом, заранее вложено
туда познающим субъектом, в виде присущих ему априорных способов или
форм познавательной деятельности, то все данные О. суть, по содержанию
своему, лишь представления субъекта; хотя и обусловленные чем-то вне
его. Особое значение имеет вопрос о независимом от субъекта и в этом
смысле объективном характере идей, определяющих достоинство бытия,
каковы добро, истина, красота.
Вл. С.