<< Пред.           стр. 691 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 выветривающихся силикатных пород, выполняя трещины и пустоты в них или
 проникая их массу. В таком случае получаются нечистые О., к которым
 относятся: полуопал, мутный, с жирным блеском, белого, серого, желтого,
 красного и бурого цветов; опаловая яшма окрашена примесью значительного
 количества окислов железа в красный или бурый цвет. От пропитывания
 древесных остатков получается деревянистый О., имеющий строение дерева.
 Пористые, ноздреватые разности, образовавшиеся из горячих источников,
 называются кремнистым туфом и кремнистою накипью. Землистые, рыхлые
 отложения микроскопических организмов, главным образом диатомей,
 называются трепелом, полировальным сланцем и пр. Из них в настоящее
 время особенное значение получил трепел, как материал для приготовления
 динамита. К О., сверх сего, принадлежат: 4) гиалит, водяно-прозрачный,
 образует корки, гроздовидной наружности, на различных породах; иногда
 облепляет собою мхи и лишаи. Богемия, Силезия и др. 5) Гидрофан, порист;
 пропитываясь водою, становится полупрозрачным и обнаруживает красивую
 игру цветов, подобно О. Саксония, Венгрия.
  П. З.
  Опекушин (Александр Михайлович) - скульптор, род. в 1840 г.,
 образование получил под руководством проф. Д. Иенсена, после чего
 занимался в Имп. акд. худ., которая, в 1864 г., присудила ему звание
 неклассного художника за скульптурные эскизы "Велизарий" и "Амур и
 Психея". Из этого звания он был повышен, в 1869 г., в классн. художники
 2 ст., в 1870 г. - в классн. художники 1 ст., за бюст гр. Шуваловой и за
 семь колоссальных фигур, вылепленных для спб. монумента имп. Екатерине
 II и, наконец, в 1874 г. - в академики, за бюст цесаревича Николая
 Александровича и статую Петра Великого. Из работ О., сверх упомянутых,
 наиболее известны: памятники адмиралу Грейгу, в Николаеве,
 моделированный по проекту М. Микешина, А. Пушкину, в Москве, и М.
 Лермонтову, в Пятигорске. В первую пору своей деятельности 0. произвел
 немало орнаментальных лепных работ для петербургских зданий и был одним
 из главных сотрудников М. Микешина в его трудах по осуществлению
 сочиненного этим художником проекта вышеупомянутого монумента Екатерине
 II.
  Опенок (Agaricus melleus L.) - пластинчатый базидиомицетный гриб из
 сем. Agaricaceae, группы Agaricinei. Плодовые, шляпочные тела его
 появляются осенью кучками у основания деревьев, большею частью хвойных,
 а также на лесной почве, богатой перегноем. Шляпка, от 6 до 8 стм.
 шириною, сидит на центральном пеньке (до 12 стм. высотою), несколько
 утолщенном к основанию и снабженном пленчатым кольцом; шляпка плоская, в
 центре несколько углубленная, с верхней поверхности светло-бурая, с
 нижней беловатая; споры белые. О. - съедобный гриб. Растет он как
 сапрофит на мертвых корнях и пнях лиственных и хвойных деревьев, на
 всякой гниющей древесине (мостах, подпорках), а также в почве, богатой
 перегноем и, как паразит, главным образом на хвойных деревьях (сосне,
 ели, пихте и проч.), которым он причиняет довольно опасные болезни
 (смолоистечение, земляной рак). Грибница у О. двоякого рода: 1) в виде
 черных или буро-черных, ветвистых, похожих на корни, тяжей,
 распростирающихся в земле и облекающих поверхность мертвых и живых
 корней, а иногда заходящих и в их кору: раньше эти образования
 принимались за самостоятельный гриб, Rhizomorpha, теперь же доказано,
 что это грибница О., ее склероций; 2) в виде белой пленки;
 разрастающейся под корою и на старых живых корнях поднимающейся иногда
 до трех метров высоты от почвы. Оба рода грибницы находятся во взаимной
 связи. Шнуровидная грибница растет на своем кончике, где находится
 молодая нежная ткань, клеточки которой вытягиваются в длину и делятся
 поперечными перегородками. Разрастаясь в земле, грибница встречает
 здоровые корни дерева и поражает их, так что болезнь передается от
 дерева к дереву через землю при помощи грибницы. Кончик грибницы покрыт
 многочисленными тонкими гифами, торчащими свободными концами наружу. Как
 только грибница коснется корня, гифы, прибивая кору, входят в
 сердцевидные лучи и в смоляные ходы. Из сердцевидных лучей они проникают
 в элементы древесины, разрушают их, образуя так наз. "белую гниль".
 Разрастаясь же по смоляным ходам, гифы разрушают выстилающие их
 паренхиматические клеточки, результатом чего появляется изобилие
 терпентина, стекающего вниз и потом вытекающего у основания дерева
 наружу через трещины убитой грибницею и подсохшей уже коры
 ("смолоистечение"). Пораженное дерево страдает, мало помалу сохнет и
 отмирает, почему О. должен считаться опаснейшим паразитом для наших
 хвойных лесов. Для предупреждения распространения болезни советуют
 удалять больные и отмершие экземпляры, зараженные участки окапывать
 канавками, перерубая все корни: появляющиеся в канавке плодовые тела О.
 следует уничтожать.
  С. Р.
  Опера (opera - итал., Орег - нем., opera - франц.) -
 художественно-драматическая форма театральных представлений, в которой
 речь, соединенная с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое
 действие имеют преобладающее значение. Зародыш такой драматической формы
 следует искать в Италии, в мистериях, т. е. духовных представлениях, в
 которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой степени. Духовная
 комедия: "Обращение св. Павла" (1480), Беверини, представляет уже более
 серьезный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до
 конца. В пол. XVI стол. большой популярностью пользовались пасторали или
 пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере
 мотета или мадригала. В "Anfiparnasso", Оpaцио Векки, хоровое пение за
 сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры
 актеров на сцене. Эта "Commedia armonica" была дана в первый раз при
 Моденском дворе в 1597 г. В конце XVI столетия попытки ввести в такие
 сочинения одноголосное пение (монодию) вывели О. на тот путь, на котором
 ее развитие пошло быстро вперед. Авторы этих попыток называли свои
 музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per
 musica; название О. стало применяться к ним в первой половине XVII стол.
 В последнее время некоторые оперные композиторы, напр. Рихард Вагнер,
 опять вернулись к названию: музыкальная драма. Цель 0. - усилить и
 углубить, с помощью музыки, действие драматического произведения. Хотя
 музыка в О. имеет преобладающее значение, тем не менее успех ее
 находится в зависимости от текста , который должен иметь интересный,
 ясный сюжет, сжатую, красивую литературную форму, жизненность и
 выразительность речи. Сюжет должен давать возможность к разнообразному
 выбору голосов (сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, бас) и к участию
 хора. Задача О. - не эффектность, а полная выразительность. О.
 отклонилась от этой задачи у итальянцев в XVIII стол. и в первой
 половине XIX стол.; ради эффектной вокальной виртуозности они почти
 превратили О. в концерт в костюмах. В последнее время виртуозность
 отступила на второй план или совсем изгнана из О., но явился другой
 недостаток - слишком сильная и сложная инструментовка, заглушающая пение
 и препятствующая слову, этому важному фактору в О., доходить до
 слушателя с полной ясностью. В настоящее время взгляд на правильное
 соотношение музыкальной формы и текста далеко еще не установился.
 Большинство композиторов склоняется к системе Вагнера, придерживавшегося
 в своих позднейших О. речитатива и ариозного пения; меньшинство, не
 отрицая полезности этих форм, вводит в свои О. также арии и ансамбли, т.
 е. номера, имеющие определенную форму. Представителями последнего
 направления пользования речитативом, ариозо или округленными формами
 совершенно рационально ставится в зависимость от требования текста.
 Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 г. в
 Венеции; ранее О. служила только для придворных развлечений. Первой
 большой О. можно считать "Дафне" Пери, исполненную в 1597 г. О. скоро
 распространилась по Италии, а затем и по остальным странам Европы. В
 Венеции со времени открытия публичных зрелищ в продолжение 65 лет
 появилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до
 40) 357 О. Первыми оперными пионерами были: в Германии Шютц ("Дафне",
 1627), во Франции Камбер ("La pastorale", 1647), в Англии Пypцель; в
 Испании первые О. появились в начале XVIII стол.; в России Арайя первый
 написал "Цефал и Прокрис" на самостоятельный русский текст (1755).
 Первая русская 0., написанная в русских нравах - "Танюша или счастливая
 встреча", музыка Ф. Г. Волкова (1756). Разновидности О.: большая О.
 (opera seria - итал., tragedie lyrique, позднее grand-opera - франц.),
 полукомическая (semiseria), комическая О. (орега-buffa - итал.,
 opera-comique - франц., Spieloper - нем.), романтическая опера, на
 романтический сюжет. В комической О., немецкой и французской, между
 музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьезные О., в которые
 вставлен диалог, напр. "Фиделио" Бетховена, "Медея" Керубини, "Волшебный
 стрелок" Вебера. Отпрыском комической О. следует считать оперетту ,
 которая получила особенное распространение во второй половине XIX стол.
 О. делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог,
 в конце О. - эпилог. В состав О. входят: солисты, хор, оркестр, военный
 оркестр, орган, в оперную музыку - речитативы, apиозо, песни, арии,
 дуэты, триo, квартеты, ансамбли и т. д., из симфонических форм-
 увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная
 музыка.
  Н. С.
  Операции военные. - Известный проф. стратегии, Г. А. Леер дает им
 следующее определение: "Каждая война состоит из одной или нескольких
 кампаний, каждая кампания - из одной или нескольких О., представляющих
 собою известный законченный период, от стратегического развертывания
 армии на исходной линии О. до окончательного решения О. путем
 победоносного боя на поле сражения, если бою предпослано было окружение
 разбитой армии, а в противном случае - путем энергической эксплуатации
 одержанной победы преследованием на поле сражения и на театре военных
 действий". В состав О. входит и подготовка ее: организация армии,
 устройство основания действий (операционной базы), сосредоточение на нем
 запасов и войск (стратегическое развертывание армии), подготовка театра
 военных действий в инженерном отношении. Наконец, О. обнимает, в виде
 существенного ее дополнения, устройство тыла армии в административном и
 боевом отношении, т. е. устройство промежуточных (вспомогательных) баз и
 коммуникационной линии. Главным центром О. служит правильная выработка
 основной ее идеи, или, выражаясь технически - правильный выбор
 операционной линии. По мере осуществления основной идеи О., по мере
 удаления армии от своей базы, операционная линия обращается, в тылу
 армии, в питательную ее артерию (коммуникационную линию) и в путь
 спасения ее на случай неудачи. Вопрос об операционной линии является,
 таким образом, главным, центральным вопросом стратегии: он все обнимает,
 все определяет. Отправными точками для решения вопроса о выборе
 операционной линии служат следующие основные условия: 1) она должна
 вести к достижению важной цели (предмет действий, объект), какой; в
 большинстве случаев, является уничтожение или крайнее ослабление
 неприятельской армии; 2) она должна быть удобнейшей по отношению ко всей
 обстановке О., т. е. О. должна быть ведена в направлении, наиболее
 богатом по последствиям, и 3) она должна быть безопасной, как путь
 наступления, отступления и подвозов.
  Оперетта - небольшая опера, в которой отдельные муз. номера связаны
 не речитативами, а диалогами. В О. все музыкальные номера меньше по
 размеру, проще по форме и по фактуре, чем в опере. О. состоит из одного,
 двух или трех актов, не более. Сюжет О. - исключительно комический. Хотя
 итальянскую opera-buffa нельзя вполне считать О., но она генетически
 связана с нею. Первой формой operabuffa было веселое интермеццо,
 исполнявшееся между актами серьезной оперы, чтобы путем контраста
 возвысить художественное действие серьезной оперы. Выдающимися
 композиторами в этой области были Лагрошино, Пиччини, Галуппи,
 Паизиелло, Чимароза, позднее Россини, Доницетти. Opera-buffa есть
 продукт XVIII ст. После изгнания итальянской opera-buffa из Парижа, там
 явилась французская оперетта: "Comedie а ariettes". Первое сочинение в
 этом роде, " Les troqueurs", написал Антуан д'Оверн (1754); затем О.
 писали во Франции Дуни, Филидор, Монсиньи, Гретри, д'Алейрак, Госсек,
 Катель, Николо Изуар. У позднейших композиторов О. скорее переходит в
 комическую оперу (Буалдьё, Адам, Мегюль, Обер). Позднейшая О. во Франции
 получила у Герве, Оффенбаха, Лекока и мн. др. характер музыкальной
 сатиры. В Германии О. зародилась в начале второй половины XVIII стол.
 Первая О.: "Der Teufel ist los", с музыкой Штандфуса, была дана в
 Лейпциге, в 1752 г. О. писал еще Адам Гиллер. В Вене О. появилась годом
 раньше, чем в Лейпциге: "Der Krumme Teufel" написана Иосифом Гайдном в
 1751 г. В 1768 г. Моцарт (отец) написал "Bastien und Bastienne". Для
 Вены оперетты писал еще Карл Диттерс фонДиттерсдорф. В Мюнхене в этой
 области действовал Винтер, в Мангейме - Гольцбауэр, в Берлине - Андре,
 Иоган Шульц. Писали еще О. Цумштеег, Бенда и др. Под влиянием новейшей
 франц. О. развилась новейшая немецкая, представителями которой являются
 Зуппе, Иоганн Штраус, Миллекер, Целлер. В Англии во второй половине XIX
 стол. О. стала пользоваться особенными симпатиями; из композиторов ее
 особенно известны Сюлливан и Осмонд Карр. Хотя в Poccии иностранная О.
 пользуется yспехом, но до сих пор попытки в области русской О.
 оказывались ничтожными. Названиe "О." установилось в середине прошлого
 столетия. К области легких сценических представлений с музыкой относится
 и водевиль.
  Н. С.
  Опиум (хим.). - Под этим названием в продаже известен высушенный
 млечный сок, добываемый из семенных коробочек мака (Papaver somniferum).
 С химической точки зрения О. представляет смесь весьма многих веществ,
 при чем количественные отношения их, по-видимому, изменяются в
 зависимости от места происхождения товара. Наиболее важную составную
 часть О. представляют алкалоиды (12 - 19%) и меконовая кислота (около
 5%); остаток от указанных веществ состоит из меконина, смолистых веществ
 (около 11%). клетчатки и частью растворимых, частью нерастворимых в воде
 минеральных солей, среди которых , между прочим , находятся сернокислые
 соли. До сих пор, из О. выделено 20 алкалоидов. Среди них в
 преобладающем количестве находится морфин (8 - 16%) и затем наркотин (2
 - 2,5%), количество же всех остальных алкалоидов не превышает 1 - l,5%.
 Все эти растительные щелочи, вероятно, представляют производные
 бензил-изохинолина или продуктов его распада (гидрокотарнин). Выделены
 след. алкалоиды О.: 1) морфин C17H19NO3 и его производные: кодеин
 C18H21NO3, псев доморфин (С17H18NO3)2. 2) Алкалоиды, стоящие,
 по-видимому, в весьма тесной связи с морфином: лауданин C17H16NO(OCH3)3,
 лауданидин C17H16N(OCH3)3, лауданозин C17H15N(OCHЗ)4, кодамин
 C18H19NO2(OCH3)2 и тебаин C17H15NO(OCH3)2 3). Алкалоиды, строение
 которых доказано и которые представляют производные бензилизохинолина
 или продуктов его распада: наркотин C22H23NO7, папаверин C21H21NO4,
 нарцеин C23H29NO9, гидрокотарнин C12H15NO3. 4) Алкалоиды весьма мало
 исследованные для того, чтобы установить их генетическую связь с
 предыдущими: криптопин C21H23NO5 , протопин C20H19NO5, лантопин
 C23H25NO4, оксинаркотин C22H23NO8, меконидин С21Н23NО4, гноскопин
 C22H23NO4 ,папаверозин (формула неизвестна) и ксантамин C37H36N209. Для
 выделения главнейших алкалоидов из О. поступают следующим образом:
 водный раствор соляно-кислых оснований разбавляют до тех пор, чтобы он
 содержал не более 1/6% нарцеина и, прибавив избыток уксусно-натровой
 соли, оставляют при обыкновенной темп. на 24 часа. Образовавшийся
 осадок, состоящий из солей папаверина и наркотина, растворяют в
 разбавленной соляной кислоте, разбавляют водой до образования 1/4%
 раствора наркотина и осаждают папаверин красной солью Гмелина. Фильтрат
 от первоначального осадка папаверина и наркотина сильно сгущают и
 оставляют стоять, при чем осаждается нарцеин. Из жидкости,
 отфильтрованной от нарцеина салицилово-натровой солью осаждают
 салицилово-кислый тебаин. Далее, салициловую кислоту удаляют из раствора
 соляной кислотой и последующим выщелачиванием хлороформом; в кислом же
 водном растворе роданистым калием осаждают кодеин и по отфильтровании
 последнего - амиком морфин.
  Д. А. Хардин.
  Важнейший из алкалоидов О., морфин, впервые найден в О. Сертюрнером;
 кристаллизуется (лучше всего из сивушного масла) в мелких ромбических
 призмах с l паем воды, который теряет при 120°, очень трудно растворим в
 воде, почти не растворим в эфире и бензоле, довольно хорошо растворяется
 в винном и древесном спирте; вращает плоскость поляризации влево;
 обладает (в спиртовом растворе) сильно щелочной реакцией и, как
 одноатомное основание, образует с кислотами большею частью хорошо
 растворимые в воде, хорошо кристаллизующиеся и очень горького вкуса
 соли, напр., С17Н19NO3.HCl.3H2O (шелковистые нити),
 (C17H19NO3)2.H2SO4.5H2O, хлороплатинат (С17Н19NО3.НСl)2РtСl4, желтый
 осадок, кристаллизующийся из воды с 6Н2О. В то же время морфин
 растворяется в едких щелочах, что вместе со способностью его солей
 давать синее окрашивание с хлорным железом указывает на присутствие в
 нем фенольного характера. Далее, морфин показывает способность
 обменивать 2Н на кислотные радикалы при нагревании с кислотами, их
 ангидридами и хлорангидридами, образуя напр. с уксусным ангидридом
 соединение С11Н17(С2H3О2)NO3, (Wright, Hesse). При нагревании с иодистым
 метилом и этилатом натрия, морфин дает кодеин, который таким образом
 представляет метиловый эфир морфина C17H18(OCH3)NO2.H2O (Grimaux).
 Подобным же образом получаются и другие эфиры морфина. При сплавлении с
 едким кали морфин дает протокатеховую кислоту и метиламин (Wertheim,
 Barth, Weidel), который образуется также, вместе с аммиаком, пирролом,
 пиридином и фенантреном, при перегонке морфина с цинковой пылью
 (Cerichten, Schrotter). При нагревании морфина (также кодеина) с
 хлористым цинком, с крепкой соляной или разбавленной серной кислотой,
 получается (Matthiessen, Wright, Mayer) апоморфин
 C17H17NO2=C17H19NO3-H20 (при кодеине и соляной кисл. образуется еще
 хлористый метил: C17H18(OСH3)NO2+HCl=C17H17NO2 +CH3Cl + Н2O), основание,
 имеющее вид белой аморфной массы и дающее соли, действующие как сильное
 рвотное. Морфин окисляется очень легко (в аммиачном растворе) даже прямо
 кислородом воздуха, при чем переходит в псевдоморфин (2С17Н19NO3+
 0=С34Н36N2О6+Н20), который образуется также при окислении морфина
 азотистой кислотой, хамелеоном и (в щелочном растворе) красной солью.
 Азотная кислота (70%), окисляя морфин, дает между прочим кислоту
 C10H9NO9, которая при обработке дымящей азотной кислотой образует
 пикриновую кислоту C6H2(OH)(NO2)3. Легкая окисляемость морфина
 обуславливает его воcстановительное действие на серебряные растворы и на
 иодноватую кислоту, из которой он тотчас выделяет свободный иод, что
 применяется как одна из качественных реакций на морфин (Serullas, Dupre)
 и даже служит для количественного его определения колориметрическим
 путем (Procter, Stein; 1871), растворяя выделившийся иод в хлороформе
 или сернистом углероде.
  Производство О. возможно во всех странах с мягким и субтропическим
 климатом и не слишком большим количеством осадков, но не везде оно
 выгодно. В настоящее время оно ведется лишь в Малой Азии, Персии, Индии
 и Китае, а в небольших размерах - в Египте и в Европейской Турции. О.,
 добываемый во многих местностях Европы (в Вюртемберге, на Рейне, в
 Силезии, под Берлином, в Австрии, Франции), в Алжире, Сев. Америке и
 Австралии, имеет для торговли лишь ничтожное значение, хотя в общем
 европ. О. богаче алкалоидами, чем азиатский. В Малой Азии мак разводится
 преимущественно мелкими земледельцами. Одна коробочка мака дает 0,02 гр.
 О. Малоазиатский О., производимый в количестве около 300000 кгр. в год,
 поступает в торговлю через Смирну и Константинополь и считается лучшим
 сортом. Смирнский О. имеет вид сплюснутых или почти шарообразных
 лепешек, весом до 0,75 кгр., реже продается брусками, весом в 1-3 кгр. В

<< Пред.           стр. 691 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу