<< Пред. стр. 728 (из 1179) След. >>
имени указывали на месяцы, в которые происходят роды после зачатия.Позднее это значение П. слилось со значением мойр, при чем к богиням
Nona и Decuma присоединили божество смерти - Morta, создав, таким
образом, троицу, олицетворявшую жизненную судьбу от часа рождения до
часа смерти. П. представлялись в образе трех прядущих сестер -
представление, заимствованное из греческой мифологии.
Н. О.
Парламентаризм - система государственного устройства, при которой
парламент играет преобладающую роль не только в качестве
законодательного органа, но и в качестве органа верховного контроля над
властью исполнительной. П. существует не во всех конституционных
странах: его нет ни в Германской империи, ни в отдельных германских
государствах, ни в Австрии, ни в Соединенных Штатах. Типичным
парламентарным государством является Англия; П. господствует также в
Бельгии, Франции, Италии, Венгрии. В государствах первого типа,
называемых обыкновенно чисто представительными, строго проводится
принцип разделения между властями законодательной и исполнительной;
первая принадлежит главе государства - монарху или президенту
республики, управляющему через посредство назначаемых и сменяемых им
министров, политически не ответственных перед парламентом; вторая, в
понятие которой входит также право вотирования бюджетов, принадлежит
парламенту. Министерства здесь часто бывают внепарламентскими, т. е.
члены его не принадлежат к составу палат. В государствах второго типа
парламент не довольствуется ролью законодательного корпуса: он требует
от исполнительной власти отчетов в ее деятельности и имеет право
привлекать ее к ответственности; в случае неодобрения парламентом образа
действий исполнительной власти у последней остается право апелляции к
избирателям, но при ее неудаче министры обязаны выйти в отставку. Таким
образом исполнительная власть фактически является только органом
парламента. Министры, в парламентарных государствах, принадлежат к
составу парламента; в большей их части правило это, не включенное в
писанные конституции, установилось на практике, в силу необходимости,
очень строго; нарушается оно только в таких государствах (напр.
Болгария), где П. существует более в теории, чем в жизни. При господстве
П. центр тяжести государственной жизни лежит в парламенте, в котором
идет постоянная борьба за власть между двумя или несколькими партиями.
После падения одного министерства глава государства поручает составить
новое общепризнанному вождю партии, свергшей предыдущее; только при
большом числе партий у главы государства может быть некоторый выбор, но
и тут он по необходимости должен стремиться к сформированию
министерства, которое пользовалось бы поддержкой большинства в
парламенте, ибо только такое министерство может быть прочным. Таким
образом П. всегда означает политическое господство наиболее сильной в
народе (точнее - среди избирателей) партии. Все сказанное о роли
парламента относится преимущественно к нижней его палате (в странах с
двумя палатами), хотя строго и безусловно установленным это не может
считаться. Так, во Франции министерство Буржуа (1895-96), находившее
опору в палате депутатов, но встречавшее сильное противодействие в
сенате, некоторое время колебалось; думая вступить в конфликт с сенатом,
но после непродолжительной борьбы вынуждено было уступить и выйти в
отставку. В Англии до середины XVIII в. поддержка палаты лордов имела
для минства значение ничуть не меньшее, чем поддержка палаты общин; но
уже Вальполь опирался преимущественно на последнюю, а с 1832 г. палата
лордов окончательно потеряла возможность вызвать падение кабинета. Так,
в 1850 г. лорд Пальмерстон не обратил ни малейшего внимания на вотум
недоверия, выраженный ею по поводу дела Пасифико. Принцип П. установился
в Англии в XVIII в.: последняя попытка управления страной вопреки палате
общин была сделана Питтом младшим, в 1783-84 г., но и он, после
непродолжительной борьбы, должен был прибегнуть к распущению палаты. Во
Франции господство П. установилось окончательно только в 1875 г.;
Италией он унаследован от Пиемонта, в котором восходит к 1848 г.; в
Бельгии он существует с 1831 г. Швейцария занимает по отношению к П.
особое место: исполнительная власть избирается здесь на 3 года, но в
продолжение этого срока она не может быть сменяема; члены ее часто не
принадлежат к составу палат; поэтому Швейцарию нельзя относить к
государствам парламентарным. Литературу см. при словах: Государственное
право, Конституции, Министерства, Ответственность министров, Партии,
Политика, Разделение властей. Ср. также Дайси, "Основы госуд. права
Англии" (СПб., 1891); Lotbar Bucher, "Der Parlamentarismus, wie er ist"
(3 изд., Штуттг., 1894; только об Англии, весьма враждебна принципу П.);
Hamilton, "Parlamentarische Logik, Taktik u. Rhetorik" (2 изд.,
Тюбинген, 1872); Prins, "La democratie et le regime parlementaire" (2
изд., Брюссель, 1886); Ojeay Somoza, "El parlamentarismo" (Мадр., 1884);
Duvergier de Hauraune, "La reforme parlementaire et la reforme
electorale" (П., 1846); его же, "Histoire du gouvernement parlementaire
en France de 1814-48" (Пар., 1857-73); Benj. Constant, "Principes de
politique" (Париж, 1815, гл. II и IX; новейшее издание Лабуле);
Prevost-Paradol, "Du Gouvernement parlementaire", в его "Essais de
politique" (Пар., 1859).
В. В-в.
Парламентер - лицо уполномоченное одной из воюющих сторон на
вступление в переговоры с другой. По брюссельской декларации П. должен
являться с белым знаменем, в сопровождении трубача или барабанщика и
знаменосца. Как сами П., так и сопровождающие их лица пользуются
неприкосновенностью; но одно появление парламентерского знамени (или
флага) во время сражения не обязывает к прекращению огня, а потому
ненамеренное причинение вреда П. не влечет за собой ответственности.
Прием П. не обязателен и зависит от усмотрения начальника войск
противной стороны, который может сделать даже общее заявление, что в
течение известного времени принимать П. не будет. Дабы скрыть от П.
расположение войск и др. обстоятельства, против него могут быть приняты
меры предосторожности (напр., обыкновенно П. завязывают глаза на все
время следования от сторожевых постов до ставки начальника), а если таки
обстоятельства ему случайно станут известны, то допускается задержание
его, пока разглашение их может иметь значение. Злоупотребление
парламентерским флагом приравнивается к шпионству. В морской войне суда
с парламентерским флагом называются картельными. Картельным судном может
быть и нейтральное, и это не считается нарушением нейтралитета.
К. - К.
Парма (Parma) - гл. гор. в итал. провинции П. на р. того же имени,
прит. р. По. 5 старинных ворот. Статуи Корреджио (1872) и Гарибальди
(1893). Собор в ломбардо-романском стиле (1059-1074); в куполе фрески
Корреджио. Баптистерий XII в.; прк. С. -Джованни Евангелиста, в стиле
Возрождения (Закканьи, 1510 г., с фресками Корреджио); церковь Мадонна
делла Стеката - самая красивая церковь в П., в стиле Возрождения;
церковь С.-Паоло, с красивой мраморной гробницей графа Нейпперга,
супруга императрицы Марии-Луизы. Величественный палаццо делла Пилота, с
музеями, библиотекой, государственным архивом и с реставрированным
театром Фарнезе (построен в 1618 г. на 5000 зрителей). Бывший дворец
герцогов - теперь здание префектуры. Палаццо дель Джиердино (1564),
теперь военное училище, с фресками Агостино Каррачи. Жители (1895)
52433. Чугунолитейные заводы, пряжа шелка, казенная табачная фабрика.
Университет, основанный в 1612 г. (63 преподавателя и З студентов);
лицей, гимназия, технологический институт, техническая школа, семинария,
военное училище, консерватория, академия художеств (собрание картин
Корреджио), музей древностей, национальная библиотека (215400 т., 4554
рукописи, 3039 инкунабулы); 3 театра.
Парменид - греческий философ конца VI и первой половины V в.,
принадлежавший к элеатской школе. П. уже в зрелом возрасте стал
слушателем Ксенофана, но не прямым его последователем; он уже ранее был
обращен к философскому образу жизни пифагорейцами Амением и Диохайтом и,
вероятно, принадлежал к пифагорейскому союзу, как и ученик его Зенон.
Свое учение П. изложил в поэме "О природе", дошедшей до нас в
многочисленных фрагментах. Лучшее издание их, с нем. переводом и
объяснением, дал H. Diels ("Parmenides Lehrgedicht, 1897). П. влагает в
уста богини откровение истины. Его поэма распадается на две части, в
которых излагаются два пути познания - "путь истины" и "путь лжи".
Первый состоит в признании существующим того, что есть второй - в
признании бытия того, чего нет. Есть только одно истинное бытие, истинно
сущее. Ложного бытия абсолютно нет: оно потому и ложно, что его нет.
Нельзя сказать про небытие, что оно существует хотя бы отчасти, что оно
познаваемо или мыслимо нами. Когда мы думаем, напр., о слове "небытие",
то мы думаем о чем-то существующем; на самом деле то, чего нет, не может
быть никаким образом ни в слове, ни в знании человека; мысль не может
относиться к тому, чего нет. Но смертные блуждают в сфере ложной
чувственной видимости; они смешивают то, что есть, с тем, чего нет,
считают бытие и небытие тождественными или полагают их наряду друг с
другом. Пифагорейцы представляли себе множество вещей, возникающих и
уничтожающихся, разделенных между собой той пустотой, которую вдыхает в
себя мир из окружающего его беспредельного пространства. С точки зрения
П. все, что принимается за существующее в отдельности, есть лишь ложный
признак. Пустота есть либо небытие - и тогда ее нет вовсе, либо она есть
бытие, нечто сущее - и тогда приходится опять-таки признать, что между
сущим и сущим нет, и не может быть никакого промежутка. Сущее всецело
едино и непрерывно. Установив эти принципы, П. перечисляет признаки
единого истинного бытия. Оно вечно, однородно, неподвижно, неизменно,
совершенно. Сущее не может произойти из небытия или разрешиться в
небытие, которого нет; оно не может произойти из другого бытия чем оно
само, или разрешиться в другое бытие, ибо бытие абсолютно равно себе
самому. Нельзя сказать, что есть "другое", различное сущее: раз оно
различное, - оно не есть самое сущее; в нем предполагается доля небытия,
отрицания, которое отличает его от истинно сущего, все различия мнимы,
ибо все они сводятся к небытию. Все, кроме бытия, есть небытие или
абсолютное ничто. Сказать, что бытие было или будет, значит его
отрицать; оно вечно есть. Непроницаемость и неподвижность сущего
доказывается посредством отрицания пустоты, неизменность сущего -
посредством отрицания всякого перехода между бытием и небытием. Этим
самым опровергается учение тех физиков, которые объясняли происхождение
вещей посредством уплотнения и разрежения первоначальной стихии: раз
сущее равно себе, в нем не существует ничего неравного. Замечательно,
что П. отвергал понятие о беспредельности сущего, признавая, вместе с
пифагорейцами, беспредельность за отрицательное определение:
беспредельная пустота пифагорейцев, лежащая за сферой мира, есть
небытие. Сущее имеет свой предел в себе самом, и в своем внутреннем
тождестве. Поскольку оно представляется со всех сторон определенным и
ограниченным, П. уподобляет его непроницаемому и неподвижному
сферическому телу абсолютной плотности. Видимое разнообразие преходящих
вещей есть лишь кажущееся и призрачное; для мысли есть только одно
сущее, наполняющее собой все. Мысль не имеет другого объекта, кроме
сущего; отвлеченная от ложных чувственных представлений, она совпадает с
сущим, не различается от него: "одно и тоже есть мысль и то, о чем она
мыслит". Но если "по истине" все едино и вечно, то по "видимости" это
единство дробится на множество изменчивых и преходящих явлений,
подвижных и разнообразных, в которых, в противность логической "истине",
бытие соединяется с ложью небытия, преломляющей единое сущее на
множество вещей, разделяя его пустотой в пространстве, дробя его во
времени на множество преходящих моментов. Аристотель говорит, что П.,
вынужденный сообразоваться с видимым множеством явлений, должен быть,
наряду с умопостигаемым единством, допустит два новых начала - теплое и
холодное: одно - сообразное бытию, небесный огонь, начало тепла и света,
другое - сообразное небытию, начало холода, густого мрака. Сам П.
называл их началами "света и ночи"; Аристотель отожествляет первое с
огнем, второе - с землей. Нетрудно заметить сходство этих начал с
дуализмом древнейших пифагорейцев, которые признавали в основании сущего
коренное раздвоение начал положительного и отрицательного, света и
мрака, огня и беспредельного воздуха. Воздух, по представлению древних
физиков - более или менее легкий туман, сгущающийся то в облака, то в
небесную синеву. Точно также и ночь представлялась им особенным густым,
темным телом, в роде той "тьмы египетской", которую до сих пор хранят в
виде порошка или ваксы в некоторых монастырях. Естественно, что такая
"тьма" могла обращаться в землю. Логически в сфере истинного бытия нет
противоположностей: это сфера чистого света - но в видимой, являющейся
вселенной господствуют противоположности. Тонкий беспримерный эфир
разлит всюду и проникает во все; ночь также кажется разлитой по всей
сфере бытия, и она-то ложным образом отделяет сущее от сущего во времени
и пространстве; в ней единый свет то угасает, то возгорается,
преломляясь в обманчивой игре лучей и меняя свои цвета. Вселенная есть
всеединая сфера сущего. "По истине" она однородна, непроницаема,
неподвижна, неделима, полна бытия; а по "мнению" она состоит из
нескольких концентрических светлых и темных сфер дня и ночи, вращающихся
вокруг земли и сменяющих друг друга. Крайняя из таких сфер есть темная
небесная твердь. Солнце не есть самостоятельный источник, а только
восприемник дневного света. В центре вселенной царит великая богиня,
управляющая процессом мучительного рождения всех существ - матерь всех
богов и всех тварей. Она создала небо и управляет его движениями, связав
все своими цепями. Она же управляет судьбой душ, которых то посылает из
света в ад, то вновь выводит на свет из ада - представление,
показывающее, что П. разделял пифагорейское учение о переселении душ.
Образ этой роковой богини-судьбы связывает обе части поэмы: переход от
истины к лжи, от полноты бытия к призрачному, чувственному миру,
первенцем которого является желание или эрос; - может быть только
роковым, так как сущее логически исключает множество. В философии П. и
его школы мы находим первую попытку формулировать признаки бытия
субстанциального в противоположность являющемуся. Что такое учение, при
всей своей односторонности, было необходимым моментом развития мысли -
это доказывается уже примером ранней индийской философии, которая
представляет поразительные аналогии с концепцией П., не смотря на все
различие практических тенденций. Но субстанция есть только одно из
определений сущего, и едва ли нужно доказывать, что абсолютное не может
быть ни отвлеченным единством, ни физич. телом, каким оно оказывается в
философии П. В софистике Горгия мы находим как бы саморазложение этой
философии: отправляясь от ее посылок, Горгий последовательно доказывал,
что знание о сущем столь же невозможно, как и знание о небытии: где нет
различия, там нет и знания, и бытие ничем не отличается от небытия. В
философии Платона мы находим положительную критику учения П. и по пытку
восполнить его абстрактное определение сущего другими, более
конкретными. Не смотря на свою отвлеченность, концепция П. дала мощный
толчок греческому умозрению; его учение о неизменности субстанции
отразилось на учениях весьма различных, как, напр., на философии
Анаскагора, Эмпедокла и атомистов.
Кн. С. Трубецкой.
Парнас - (ParnatsoV, Parnhso) - священная гора в Греции (в Фокиде),
связанная подобно Олимпу, Гедикону, Киферону, с мифическими сказаниями и
известная местонахождением на ней пифийского оракула. Гора П. считалась
сосредоточием земли (omjaloV ghV), подобно тому, как г. Дельфы
признавался центром панэллинского государства в религиозном отношении. В
широком смысле под П. разумеется горная цепь, начинающаяся от Эты и
направляющаяся к ЮВ, как граница Локриды и Беотии с Фокидой; эта горная
цепь доходит до самого Коривеского моря, под названием Кирфис (теперь -
Сумалиэс). Высшая ее точка - Дельфийский П., с вершинами Тифорея и
Ликорея (теперь - Лиокура, 2459 м.), вследствие чего он называется
двухвершинным. П. покрыт лесом, а вершины его - снегом. При дельфийском
храме было много ущелий и обрывов; здесь же находился известный
Кастальский источник (h Kastalia), посвященный Аполлону и музам,
вследствие чего и сам П. считался местопребыванием муз.
Парни (Эварист-Дезире де Форж вивиконт Раrny) франц. поэт, член
франц. академии (1753-1814). До семнадцатилетнего возраста этот будущий
певец чувственных наслаждений отличался религиозной экзальтацией.
Поступив в семинарию, он готовился к духовному званию, но, уступая воле
отца, перешел в военную службу. Здесь впечатлительная натура молодого
человека очень скоро попала в течение совершенно противоположное, с
"философским" (преимущественно антицерковным) направлением соединявшее
фривольность и эпикурейское наслаждение жизнью. К этому же времени
относится и знакомство молодого П. с тогдашней французской поэзией,
которая, нарушая завет Вольтера: "Горе в этом веке тому стихотворцу,
который остается только стихотворцем!", имела главными руководителями
таких ничтожных писателей, как Дора, Буффлер и др., - поэзией
мадригалов, псевдоанакреонтических взглядов и стремлений. В первом
сборнике стихотворений П.: "Poesies erotiques" преобладало, однако,
настроение элегическое. Громкая известность, доставленная молодому
автору этими стихотворениями, была упрочена похвалой Вольтера, который
возвел его во французские Тибуллы. Дальнейшие произведения П. являются
уже чисто эротическими, часто со значительной примесью цинизма (напр.
поэма "Les amours des reines de France", сожженная им самим в 1793 г.).
Поэма "La guerre des dieux anciens et modernes", написанная во время
директории - неудачное подражание, по тону, манере и характеру,
"Pucelle" Вольтера. В том же роде и другие поэмы П. - "Le paradis
perdu", "Galanteries de la Bible", "La Christianide"; последняя не
появилась в печати, так как рукопись была куплена у автора
правительством реставрации и уничтожена. Революция превратила П. из
богатого человека в бедняка, существовавшего только скудным жалованьем в
разных присутственных местах и такими же скудными литературными
заработками. Как поэт, П. мог бы занять почетное место в истории
литературы, если бы не подчинился влиянию нездоровых струй
величественного, в общем, течения литературы XVIII в. Его "Poеsies
еrotiques" доказали его искренность, свежесть, способность поэтически
воспроизводить пережитое: проблески этих достоинств встречаются и в
позднейших его произведениях, чем и объясняется сочувствие к нему таких
писателей, как Шатобриан, Ламартин, Беранже (издавший часть его
стихотворений), таких критиков, как Сент-Бёв (написавший большое и
прекрасное предисловие к полному собранию его сочинений). наконец,
поэтов не только французских, но и иностранных. У Пушкина, напр., есть
не мало переводов и подражаний П., не только в "лицейских"
стихотворениях, но и до 1824 г.; он упоминает о П. даже в "Евгении
Онегине", в письмах ставит его, как Вольтер, рядом с Тибуллом, или желая
похвалить Батюшкова, называет последнего "российским Парни", а на
Баратынского возлагает надежду, что он "превзойдет Парни". Подражателей
и переводчиков между русскими писателями П. нашел также в Крылове,
Батюшкове, Давыдове, Вяземском. Узость кругозора, отсутствие
"изобретательности"и "волшебства кисти" (la magie du pinceau),
подчинение фальшивым влияниям - все это, однако, выдвинуло П. в ряд тех
писателей, о которых история литературы упоминает только потому, что в
свое время они играли более или менее значительную роль.
П. В-б.
Парник представляет собой особое устройство четырехугольный ящик,
деревянный или каменный, наполненный внизу навозом, а вверху землей и
прикрытый стеклянными рамами, в котором культивируются растения при
искусственно созданных благоприятных условиях. Благодаря парнику
представляется возможным: 1) разводить в любом климате растения,
свойственные более теплым странам, 2) выгонять обычные растения гораздо