<< Пред. стр. 76 (из 1179) След. >>
газ, который легче в девять раз, будет проходить в три раза скорее.Таким образом, скорости истечения для одних и тех же газов относятся
между собой, как квадратные корни из их высот давления, для различных же
газов при одном и том же давлении, как квадратные корни из их удельных
весов. При истечении газов имеет место также сжимание струи (contractio
venae), как и в капельножидких телах. Явление всасывания происходит
также при истечении газов, равно как и при истечении жидкостей. На этом
основан опубликованный Клеманом и Деформом (в 1826 г.) аэродинамический
парадокс, который на опыте можно наблюдать, если напр. выдувать из
воронки свернутую воронкообразно бумажную трубку. Бумага эта вместо
того, чтобы вылететь или отстать, наоборот прижимается к стенкам
воронки. Это происходить вследствие того, что при выдувании воздух.
находящийся между бумажной трубкой и бумагой, увлекается отчасти
вдуваемой воздушной струей; вследствие этого между бумагой и воронкой
воздух разрежается, и наружное воздушное давление прижимает бумагу к
стенкам. На том же основано устройство пульверизаторов - иньекторов
новейшего времени. Относительно приборов, которые служат для собирания
газов и удаления их. Подобно жидкостям, газы представляют сопротивление
каждому телу, движущемуся в них, и сопротивление это значительнее, чем
больше поверхность движущегося тела и чем больше его скорость. Если из
двух тел, одинаковой величины и тяжести, одно движется вдвое быстрее
другого, то оно должно не только вытеснить вдвое больший объем воздуха,
чем тело движущееся медленнее, но и придать этому объему воздуха двойную
скорость, так что ему придется преодолевать вчетверо большее
сопротивление, чем телу, движущемуся вдвое медленнее. Из этого следует,
что сопротивление увеличивается пропорционально квадрату скорости, на
самом же деле это увеличение идет еще скорее. Отсюда очевидно, почему
для легких и объемистых тел ускоренное движение при падении переходит в
равномерное. На последнем основано действие парашюта. Движущиеся
воздушные массы могут передавать свое движение также твердым телам. На
этом основано устройство мельниц.
Аэростат (греч.) или воздушный шар. Так как воздух сходен с водой в
отношении легкой подвижности частиц и подобно воде имеет вес, то каждое
тело, находящееся в воздухе, проявляет те же свойства, какие оно
проявляет, будучи погруженным в воду, т.е. следует закону Архимеда.
Таким образом, каждое тело должно потерять в воздухе, столько весу
сколько весит объем вытесненного им воздуха. Если тело весит меньше, чем
объем вытесненного им воздуха, то оно должно следовательно подниматься
вверх в воздух с силой, которая соответствует разности весов: объема
вытесненного воздуха и собственного веса тела. Бумажные фабриканты
братья Стефан и Иосиф Монгольфьеры в Аннонэ во Франции, устроили в
первый раз приспособление (шар), которое было легче вытесняемого им
воздуха. Для этой цели они приготовили из бумаги большой шар и наполнили
его нагретым воздухом, который, вследствие своего расширения, был легче
холодного. Вскоре после этого Шарль в Париже употребил вместо нагретого
воздуха (авг. 1788 г.) водородный газ, который около 14 раз легче (в
1836 г.) атмосферного воздуха. Позже. по предложению Грена (Green),
стали применять для наполнения воздушных шаров в тех городах, где было
введено газовое освещение, светильный газ, который также по удельному
весу своему легче атмосферного воздуха и добывание которого проще и
дешевле добывания водорода. Так как воздушный шар поднимается вверх лишь
в том случае, когда оболочка его и содержимое весят вместе менее
вытесненного воздуха, то, очевидно, чем тяжелее материя его оболочки,
чем больше груз шара и чем менее легок газ, которым наполнен шар, тем
больше должен быть сделан сам шар. Тонкий шар из коллодиума, наполненный
водородом, в состоянии подняться при величине диаметра его в 2
сантиметра. Шар из сусального золота требует для своего поднятия
диаметра в 15 сантим., не отягченный ничем шар из так назыв. шелковой
бумаги - 25 сант., наконец шар из вощеной тафты требует уже диаметра в
125 сант. Большие шары приготовляются из особой крепкой шелковой тафты
(раньше они приготовлялись из китайской шелковой материи); они
изготовляются, главным образом, в Париже, фабричным путем. Форма их была
прежде шаро- или грушеобразная; в новейшем воздухоплавании им придают
овальную, сигаровидную или рыбовидную форму, чтобы уменьшить их
сопротивление по направлении их движения. Так как аэростаты в верхних
разреженных слоях воздуха раздуваются, вследствие уменьшения внешнего
давления, то их окружают сетками из крепких веревок для того, чтобы они
не лопнули; к концам прикрепляется помещение для воздухоплавателей (у
Монгольфьеров они состояло из круглой корзины, у Шарля оно имело вид
лодки или ладьи). Движение аэростата вверх происходит с помощью
выбрасывания балласта (песка), который для этой цели берется в лодку при
отправлении; опускание аэростата происходит от выпускания газа с помощью
особого клапана, от которого веревка проходит в лодку и дает
воздухоплавателям возможность управлять им. Управления аэростатом
пытались добиться с помощью воздушных винтов, колес, парусов и руля.
Привязанные на крепких канатах (ballons сарtifs), равно как свободно
поднимающиеся аэростаты служат для метеорологических исследований высших
слоев воздуха. С помощью малых шаров, привязанных на нитке, измеряют
высоты пещер. В последнее время стали применять А. для фотографирования
с птичьего полета. Для этой цели пускают небольшой шар, с установленными
на нем фотографическим аппаратом, на 3 тонких шнурках, которые дают
возможность держать шар почти неподвижным. Фотографический аппарат
снабжен затвором с особым механизмом, который дает возможность человеку,
находящемуся на земле, действовать им. Достигается это или с помощью
электрического прибора, от которого проводник спускается вниз, или
механическим приспособлением, которое соединено с землей зажигательной
ниткой. Лишь только зажженная нитка сгорела, механизм действует
автоматически.
Аяксы (греч. AiaV) - имя двух греческих героев, участвовавших в осаде
Трои. - Один из них, прозывавшийся Локрийцем или Младшим, был сыном
Оилея, царя локров. Во главе 40 локрийских кораблей он присоединился к
походу против Трои. В войске греков он считался одним из храбрейших
героев, а в быстроте уступал одному лишь быстроногому Ахиллесу. После
падения Трои, он силой вытащил из храма Паллады Кассандру, которая у
богини искала защиты, и увлек ее в лагерь; по другому варианту, который
впервые встречается у александрийских поэтов, он даже обесчестил ее в
храме богини. Этим он навлек на себя месть богини, которая приговорила
его к гибели в морских водах. Одиссей же, не упоминая об оскорблении
Кассандры, а передавая вообще о его высокомерии и гневе Афины,
повествует, что Посейдон спас бы его от морских волн, если бы в свою
очередь, не был оскорблен надменностью героя. Судьба А. послужила
сюжетом для одной из трагедий Софокла, которая до нас не дошла. - Второй
А., прозванный Великим, сын Теламона, царя Саламина, с материнской
стороны приходился внуком Эаку. С 12 кораблями он выступил против Трои и
является у Гомера храбрейшим и прекраснейшим из греков после Ахиллеса.
Когда по смерти Ахиллеса, доспехи последнего были присуждены не ему, а
Одиссею, гнев и ярость обуяли душу героя, его ум омрачился и в отчаянии
он бросился на меч. Трагическая смерть героя была излюбленной темой у
древних авторов. Известно, что ее изобразил и Эсхил, но до нас дошла
лишь трагедия Софокла. Пластика и живопись древности также охотно
изображали подвиги обоих А. Ср. Григоревский, "А., герой греч. поэзии"
("Фил. Зап.", 1867 г., №5, 6 и 1868, № 2).
Баальбек (Бальбек), также Баалат, как показывает само название (город
БаалаВаала), - средоточие культа Ваала, сирийского бога солнца (почему
греки и называли город Б. Гелиополисом), лежал посредине страны,
составляющей западное подножие Антиливана, и известной у греков под
названием Келесирии, т.е. сирийской впадины. В настоящее время Баальбек
представляет небольшое, расположенное на невысоком горном отроге,
тянущемся через долину Эль-Бекаа, местечко, принадлежащее к Сирийскому
вилайету, но состоящее под властью особого эмира; замечательно своими
великолепными развалинами роскошных, древних построек, занимающих
площадь в 4 - 5 кв. км. Самыми значительными и наиболее величественными
являются развалины большего храма, посвященного некогда богу солнца,
представляющие остатки собственно храма и двух больших дворов,
окруженных колончатой галереей, с великолепным портиком при входе.
Здание главного храма в глубине второго большого двора представляло
прямоугольник в 89 м. длины и 49 м. ширины, крыша которого покоилась на
54 коринфских колоннах, образуя перистиль. Из этих колонн в настоящее
время сохранилось всего 6, имеющих приблизительно 7 метров в обхвате и
стержень в 19,8 м. длины, а вместе с пьедесталом - 24 м.; все остальное
представляет жалкие обломки, покрывающие всю занимаемую развалинами
местность. Замечательна массивность употребленных на возведение
фундамента камней; некоторые из них имеют в длину 20 и в ширину 4 м. К
Ю. от большого храма находится другой меньший, перистиль которого и
стены большей частью сохранились. Оба храма, в общих чертах напоминающие
греческие постройки этого рода, возведены, также как и постройки ведущих
к ним дворов, из известняка, в роскошном коринфском стиле времён
позднейших римских императоров, доходящем до фантастичности и произвола
в отделке деталей. Кроме этих храмов, в некотором отдалении от Б.
находится восьмиугольное здание, поддерживаемое восемью гранитными
колоннами. Древнейшая история Б. неизвестна. При императоре Августе
город был обращен в римскую колонию (Соlonia Julia Augusta, Felix) и
содержал римский гарнизон. Храм богу солнца построен Антонином Пием, но
распространенное еще и среди теперешних жителей предание считает его
строителем царя Соломона. Септимий Север даровал жителям так наз. jus
Italicum. Феодосий Великий превратил языческий храм в христианскую
церковь. С завоеванием Б. арабами храм начал приходить в упадок. В
последовавших затем войнах оба храма обращены были в крепости. Город Б.
с течением времени все более падал и в 1759 г. разрушен страшным
землетрясением. - Ср. Вуда и Даукинса (Wood and Dawkins), "The ruins of
В. " (Лондон, 1757); Касса (Cassas), "Voyage pittoresque de la Syrie" (3
т., Пар., 1799); Е. Ренана, "Mission de Phenicie" (Париж, 1864).
Бабёф (Франсуа-Ноэль, Вabeuf) - глава коммунистического заговора во
время Директории во Франции, прозванный Кай Гракхом; род. в С. Кантене в
1764 г. Осиротев на 16 году, он поступил в ученье к землемеру и после
многолетних скитаний получил назначение члена кадастровой комиссии.
Когда в 1789 г. вспыхнула революция, он бросил свою должность и
фанатически увлекся общим движением. Будучи якобинцем, Б. однако
высказался за падение Робеспьера, но тотчас же стал в оппозицию против
захвативших власть термидористов; и вскоре очутился в заточении. Только
тогда, под влиянием товарищей по заключению, Б. стал приверженцем
коммунизма. После амнистии IV года, Б. стал настойчиво пропагандировать
в своем органе "Le tribun du peuple" социальную революцию. В союзе с
Буонаротти, Сильвеном Марешаль, Антонелло Дарте и другими, он основал
тайное общество, собравшее постепенно, с помощью ловкой организации, до
17000 готовых к бою заговорщиков, главным образом, из среды недовольных
солдат и жандармов; предполагалось овладеть магазинами, складами
провианта и т.п., конфисковать имения противников, раздать их народу и
организовать национальную общность имуществ. Заговор был однако в самый
решительный момент открыт одним из посвященных, в мае 1796 г. Стоявшие
во главе его были преданы суду в Вандоме, приговорившему Бабефа и Дарте
к смертной казни (23 мая 1797). По прочтении приговора оба обвиненные,
пытаясь лишить себя жизни, нанесли себе раны кинжалами, но умереть им не
удалось и на следующий день они были гильотинированы. Остальные
соучастники были частью приговорены к ссылке, частью оправданы.
Филиппо-Буонаротти - один из соумышленников Б., написал "Conspiration
pour l'egalite dite de Babeuf suivie du proces auquel elle donna lieu
etc." (2 т., Брюссель, 1828). Важнейшие из бумага Б., в которых изложен
его проект, напечатаны в прибавлении к соч. Рейбо (L. Reybeaud): "Etudes
sur les reformateurs on socialistes modernes" (2 т., 7 изд., Пар.,
1864). Cp. Aдвилль (Adville), "Histoire de Babeuf et du babouvisme" (2
т.. Пар., 1884).
Бабье лето - так называется начало осени (обыкновенно с 1 до 10
сентяб.), когда по воздуху носятся белые нити. Происхождение этих нитей
долгое время не было известно с точностью. Прежде полагали, что это
паутина очень маленьких пауков, которые, носясь по ветру, выпускают
паутинку до тех пор, пока не прикрепятся к какому-нибудь месту. Менге в
своем сочинении о пауках ("Preussische Spinnen" 6 Abtheil, Данц., 1869 -
74) старался доказать, что летающие нити производятся пауками из след.
родов: тарантул (Lycosa), крестовик (Epeira), придорожник (Thomisus) и
теридион (Theridium). Во время язычества происхождение этих нитей
ставили в зависимость от деятельности богов и по верованию
славян-язычников, один из них покрыл всю землю паутиной. Позднее, по
введении христианства, происхождение их приписывалось Богу и Богородице,
вследствие этого во Франции они называются Fils de la Vierge, в южной
Германии - Mariengarn, Marienfaden или Frauensommer, в Англии Gossame. В
Швеции их называют Dvargsnat, т.е. малая сеть.
Багдад (в средние века носил на Западе название Балдах) - главный
город одноименного азиатско-турецкого вилайета, который, за выделением
из него в новейшее время двух новых самостоятельных вилайетов
(Ливас-Моссул и Басра), имеет не более 1200000 жит. Город находится в
средней Мессопотамии, под 33° 20' сев. шир., и расположен по обоим
берегам Тигра, причем две трети занимают левый берег реки, носящей там
местное название Шат, старый же Б., резиденция калифов и некогда
величайший город мусульманского Mиpa, лежит на правом берегу. Через Тигр
здесь ведут два, на 17 - 19 понтонах, плашкаутных моста длиною в 200 -
220 м. Восточный город (на левом берегу) окружен почти совсем
обрушившейся стеною, которая в свою очередь обведена глубоким, ныне
безводным рвом, западный защищен осыпавшимся теперь земляным валом;
турецкое правительство проектировало полное восстановление укреплений.
Лежащая в северо-западн. части восточного города четырехугольная,
построенная из кирпича цитадель на половину разрушена и, так как она с
двух фронтов тесно окружена городскими домами, лишена всякого значения.
Дома строятся из кирпича, и состоят из подвала и нижнего этажа, крыша
которого представляет террасу. Почти все окна раскрываются в сторону
двора, который в домах знатных украшается фонтанами. Летом, при
господствующей там сильной жаре, жители проводят дни в подвальных
помещениях (называемых Сердаб), куда не проникает солнечная жара и где
сравнительно прохладно, ночью же они спять на террасах (т.е. плоских
крышах) домов. Зимой настолько прохладно, что приходится для отопления
жилых помещений прибегать к жаровне (мангал), печей в домах нет.
Население (до 60000) представляет пеструю смесь арабов, турок, курдов,
евреев, армян, сирийцев, несториан, многочисленных персов и
незначительного количества индусов. Магометане распадаются на два почти
одинаковых лагеря шиитов и суннитов, относящихся враждебно друг к другу.
До 1831 г., когда население значительно сократилось, вследствие чумы и
наводнения, число жителей превышало 100000 чел. Персы ведут здесь под
покровительством турецкого правительства обширные торговые обороты.
Евреи (20000) живут в особом участке; они имеют три синагоги и ведут
обширную торговлю. Между зданиями выдаются конак (дворец
генерал-губернатора) и английское консульство с прекрасным садом. При
кратковременном управлении Мидхата-паши было много сделано для городских
нужд: узкие улицы расширены, более грязные улицы очищены, заложены у
реки места для нагрузки и выгрузки товаров, но с его отозванием все
приняло прежний вид и даже проект железной дороги в Кербеллу (много
посещаемое паломниками место с могилой имама Гуссейна) оставлен.
При калифах Б. был центром образованности и учености. Теперь
сохранилось только торговое его значение и основанная в 1233 г. калифом
Мустанзиром знаменитая медресе (высшая школа) уже давно обращена в
караван сарай. Но торговые обороты Б., по отношению обширности и
безопасности, находятся в сильной зависимости от временных
обстоятельств; а именно от отношения правительства в данное время к
разбойничьим племенам бедуинов. Оживление Б. поддерживается тем, что
сюда стекаются с религиозной целью на поклонение гробам чтимых
мусульманами святых, между которыми находится не только патрон города,
шейх Абд-эль-кадер Гилани, но и еврейский пророк Иезекииль. Открытие
Суэсского канала имело важное значение для торгового положения Б., так
как для города явилась необходимость переменить свою коммерческую
политику, и последствия этого еще не выяснились вполне. До 1869 г.
торговые пути в сношениях Б. с Европой шли исключительно через
Аравийскую пустыню и армянское плоскогорье. Но с тех пор дорога через
Персидский и Аравийский заливы приобрела большое значение. Наконец,
когда откроется уже давно проектированная Евфратская жел. дорога, он
станет посредником пассажирского движения по направлению на Запад. Роль
посредника между Европой и Индией Б. потерял, когда был создан более
краткий морской путь в Индостан (через Суэц), но с другой стороны этот
же путь сблизил его с Западом. Б. имеет четыре консульства: английское,
французское, персидское и русское и в нем находится главная станция
англо-индийских телеграфных линий. Между Б. и Басрой существует
пароходное сообщение, которое продолжается до Кораджи и Бомбея. Б. с
давних пор был главным складочным пунктом араб., инд. и перс.
произведений, равно европ. мануфактурных товаров, он снабжал Малую Азию,
Сирию и часть Европы инд. товарами, которые доставлялись в Басру, в
барках вверх по течению Тигра и караванным путём дальше в Токат,
Константинополь, Алеппо, Дамаск и в западные части Персии. Небольшие
обороты делаются также драгоценными камнями. Красивое зрелище
представляют построенные Давидом-пашей, славящиеся на всём Востоке,
базары с 1200 магазинов, полных восточными товарами всех сортов. Главные
фабрикаты сафьян красный и желтый, пользующиеся большой славой,
шёлковые, бумажные и шерстяные материи, кисея, тафта, ковры и шали.
Город был основан в 763 г. абасидским калифом Альмансаром, который
основал здесь свою резиденцию. В IX веке Гарун-аль-Рашид много
содействовал блеску Б., построил там дворец и возвел гробницу для своей
любимой жены Собеиды. В 1258 году город был взят внуком Чингис-хана
Гулагу, который умертвил царствующего калифа и уничтожил калифат. Тимур
взял город в 1393 г. и прогнал потомков Гулагу. В начале XVI в. Б.
овладел шах Исмаил, первый регент Персии из дома Софи, и с тех пор город
сделался яблоком раздора между персами и турками. После славной осады
город был взят в 1638 г. султаном Мурадом IV, и напрасно шах Надир
пытался в XVIII в. вырвать его из рук турок. Как место действия большей
части сказок "Тысячи и одной ночи", Б. пользуется и романтической
известностью. Ср. Вельштет, "Travels to the city of Khaliphs" (Лондон,
1840; нем. перевод Кинцеля, 2 части, Пфорц., 1841); Шлефли, "Reisen in
den Orient" (второй выпуск "Mitteilungen schweiz. Reisender" (Винтерт.,
1864); И. Браун, "Gemalde des mohammed. Welt" (Лейпциг, 1870); Ривоар
(Rivoyre), "Les vrais Arabes et leur pays B. etc. " (Париж, 1884).
Багратиды, династия армянских и грузинских царей.
Багратионы, князья. Древнейший и один из знаменитейших родов в
Грузии, давший много армянских и грузинских царей. Ведет свое начало от
Афанасия Багратида сын которого Ашод Куропалат, умер в 826 г., был царем
Грузии. С Ашода и продолжался род царей грузинских. Царица Тамара
(Великая), умерла в 1211 году, была в первом браке за русским князем
Юрием племянником Андрея Боголюбского, а во втором - за осетинским
князем Давидом, сыном князя Джандерона от первого брака. Некоторые
грузинские летописцы считают Джандерона внуком бежавшего в Осетию князя
Давида, внука царя Георгия I-го. Если эти сказания справедливы, то
нынешние князья Б., грузинские и мухранские - потомки в прямом мужском
колене древних Багратидов; если же показания летописцев ошибочны, то в
таком случае род Багратидов пресекся в 1184 г., со смертью царя Георгия
III-го, и тогда следует считать происхождение этих родов от осетинских