<< Пред. стр. 800 (из 1179) След. >>
России Рупрехта. Вообще, появление в 1866 г. работы академика Рупрехта("Геоботанические исследования о черноземе") следует считать эрой
русского научного П. Вместе с несколькими позднейшими исследованиями
Менделеева, Ильенкова, Леваковского и др., сочинение Рупрехта может быть
названо фундаментом почвенной науки. Но возведение самого здания,
бесспорно, принадлежит проф. Докучаеву и его многочисленным ученикам.
Нет почти ни одного вопроса в П., который не имел бы своего
исследователя в докучаевской школе. Вот перечень главнейших моментов в
деятельности почвоведов докучаевской школы; появление сочинения "Русский
чернозем" (1883); почвенно-геологическое исследование Нижегородской губ.
(1882 - 86); подобное же исследование Полтавской губ. (1887 - 91);
издание (с 1885), под редакцией дроф. Советова и Докучаева, "Материалов
по изучению русских почв" (вышло 11 выпусков); учреждение (1888)
постоянной почвенной комиссии при Имп. вольн. экон. обществе и издание
"Трудов" ее (вышло 3 тома); почвенногеологические исследования имений
Энгельгарда, Бильдерлинга, Толстого, кн. Воронцова, Нарышкина и др.
(1888 - 97); снаряжение (1892) лесным департаментом степной экспедиции и
издание "Трудов" ее (вышло 18 выпусков); учреждение почвенного бюро при
ученом комитете министерства земледелия (1894); учреждение кафедры
научного П. в Ново-александрийском сельскохозяйственном институте
(1894); составление общей почвенной карты Poccии (печатается) и мн. др.
Помимо указанной школы почвоведов, в развитии русского П. принимают
большое участие и др. русские научные силы. В области химического
изучения почв выделились труды проф. К. Шмидта, Костычева, Густавсона,
Томса и др.; в области геоботаники - Коржинский, Костычев; по изучению
геофизики - Измаильский. Близнин и др.; по почвенно-съемочным -
Ризположенский, Гордягин; по общим вопросам П. - Энгельгардт, Никитин и
др. В течение семидесятых годов в литературе мы находим 10 - 20 работ по
П. ежегодно, в восьмидесятые - число их возрастает до 50, а в текущее
десятилетие почвенным вопросам посвящается более 100 работ в год. По
примеру земств нижегородского и полтавского, многие земства (казанское,
псковское, саратовское, владимирское, самарское, тульское, старобельское
и др.) предпринимают почвенные исследования. В настоящее время поднят
вопрос об учреждении кафедр П. при университетах и центрального -
почвенного комитета.
П. Отоцкий Почки (болезни их). - 1) Воспаление П. 2) Из врожденных
аномалий имеют значение солитарная и подковообразная П. Иногда у
совершенно здоровых людей оказывается только одна П., обыкновенно
большей величины, чем нормальная (компенсаторная гипертрофия).
Распознать это при жизни, к сожалению, почти нет возможности, между тем
это иногда было бы крайне важно; прежде чем решиться на оперативное
удаление больной П., надо быть уверенным, что у больного имеется другая
П. Подковообразная П. происходит вследствие внутриутробного сращения
нижних концов П. между собой; обыкновенно такая П. лежит в тоже время
ниже нормальной. Весьма нередко в такой П. наблюдаются и другие
аномалии, напр. отхождение почечных артерий от art. iliaca, а не от
аорты, вместо двух мочеточников может быть один или три четыре и т. д.
Весьма нередко в такой П.. развивается нефрит. Подвижная или блуждающая
П. образуется вследствие ослабления связок внутрибрюшного давления,
удерживающих П. на своем месте. Поэтому подвижность П. развивается
нередко у людей полных, внезапно похудевших и потерявших свой брюшной
жир, у женщин после родов и быстрого опорожнения матки, после удаления
больших опухолей брюшной полости (кисть яичника, фибромием). Наоборот
расстройства, причиняемые подвижной П., нередко уменьшаются, если
больная располнеет или забеременеет. У многих людей подвижная П. не
вызывает никаких расстройств, у других бывают коликообразные боли,
тягостное ощущение подвижного тела в животе, тошнота, рвота,
расстройства пищеварения, иногда психическое угнетение. Больной должен
носить соответствующий бандаж для поддержания П.; иногда приходится
прибегнуть к оперативному прикреплению П.. - Опухоли П. (саркомы и раки)
встречаются преимущественно у детей (до10 лет) и после 50 лет. Иногда
они бывают врожденные. 0ни обыкновенно прощупываются через брюшные
покровы, быстро растут, сопровождаются болями, отделением кровавой мочи
и истощением больного. Лечение возможно только оперативное, но и то лишь
в редких случаях. Кистовидное перерождение П. бывает врожденное или
приобретенное во второй половине жизни. При этом П. бывает вся насквозь
пронизана множеством полостей, с тонкими просвечивающими станками,
наполненными прозрачной жидкостью. Клинические явления большей частью
соответствуют хроническому интерстициальному нефриту. Бугорчатка П.
может быть либо частью общей бугорчатки, либо самостоятельным
заболеванием П. и мочеполового аппарата. В последнем случае П. может
превратиться в мешок. наполненный гноем и казеозным распадом; такой же
гной и распад наблюдается в моче, нередко вместе с туберкулезными
бациллами. Лечение возможно только оперативное (удаление П.), и то лишь
в тех случаях, где можно исключить заболевание другой П., пузыря и
других. частей мочеполового аппарата. - Амилоидное перерождение П.
всегда бывает двустороннее и зависит от тех же причин, что и амилоидное
перерождено вообще. Самостоятельного клинического значения оно не имеет.
Паранефритом называется гнойное воспаление клетчатки, окружающей П. Оно
сопровождается лихорадкой, болями и припухлостью в области П., особенно
сзади, со стороны поясницы; иногда гной прокладывает себе дорогу в
почечную лоханку и появляется в моче. Лечение должно заключаться в
вскрытии и опорожнении гнойника через разрез. Л.
Пошлины (вообще) - источники государственных доходов, занимающие
среднее место между налогами и частно-хозяйственными доходами. С
последними П. имеют то общее, что они уплачиваются не всеми гражданами
вообще (как налоги), а лишь лицами, приходящими в известное
соприкосновение с государством, по поводу каких-либо особых отношений к
нему или между собою. Некоторые П. носят характер платы за услуги
государственных учреждений, и в этом отношении они наиболее схожи с
частно-хозяйственными источниками дохода; различие заключается в том,
что услуги, оплачиваемые П., не носят материального характера (как напр.
почтовая или телеграфная корреспонденция, пользование шоссейными или
железными дорогами и т. д.). Некоторые финансисты причисляют к П.
почтовые, телеграфные, дорожные и т. п. сборы; но это едва ли правильно,
так как почта, телеграф, пути сообщения и т. п. скорее должны быть
относимы к механическим источникам дохода (регалиям и государственным
имуществам). Однако, в нашем законодательстве именуются пошлинами
шоссейные сборы, налоги на жел-дор. пассажирские билеты и грузы большой
скорости и вообще многие сборы, в сущности ничем не отличающиеся от
налогов (напр. таможенные сборы, гильдейские П.). Наименование таких
платежей пошлинами не находит себе никакого научного оправдания и может
быть объяснено только историческим происхождением сборов и особенным
значением слова П. в русском языке, в котором оно прежде означало
издавна установившиеся платежи "по П.", т. е. "по старине". В
историческом своем развитии многие из современных П., носящие характер
налогов, прежде действительно имели характер платы за особые услуги со
стороны государства или других лиц и учреждений. П. вообще возникали
раньше налогов, в те отдаленные времена, когда слабая государственная
власть не решалась обращаться к своим подданным с прямым требованием
уплаты налогов. Происхождение большинства П. относится к средневековой
феодальной эпохе. Желая получить средства для покрытия государственных
расходов, правительства того времени должны были мотивировать свои
требования в большинстве случаев действительно исходившие из услуг,
которые оказывало государство. Такова была одна из древнейших П. -
судебная, сохраняющая этот характер больше других и до настоящего
времени. Точно также давно развились П. за передвижение, как плата за
пользование путями сообщения; отчасти в связи с ними состояли таможенные
П, как плата за пользование портами, гаванями и другими местами для
торговли товарами. Торговля и промыслы рассматривались, притом, как
особо разрешаемое государством занятие, за что, как напр. за
принадлежность к цехам и гильдиям, приходилось платить деньги.
Сопоставляя вышеуказанные черты сходства и отличия П. с налогами и
механическими доходами, можно дать следующее определение пошлины: это -
обязательные платежи граждан, падающие лишь на некоторых лиц, их
действия и имущества и потому не имеющие такого всеобщего значения, как
налоги, которые уплачиваются совершенно независимо от соотношения их
величины со стоимостью получаемых от государства услуг. П. можно
разделить на две главные группы: 1) носящие в большей или меньшей
степени характер платы за услуги и 2) приближающиеся более к типу
налогов. К первой категории относятся такие пошлины, как крепостные,
явочные, гербовые, вексельные, судебные, за передвижение, за клеймение
изделий, мер и весов, за привилегии и патенты, за пожалование званий,
титулов, орденов, за повышение окладов содержания и т. п. Ко второй
категории относятся П. с наследств и безмездного перехода имуществ, с
пассажирских билетов и грузов большой скорости, со страхуемых от огня
имуществ, с паспортов и др. В П. первой категории сохраняется большее
или меньшее соответствие между размером П. и стоимостью оказываемой
услуги (ценой крепостного акта, суммой векселя, ценностью иска), хотя
многие гербовые П. взимаются в случаях, где нет на лицо никакой денежной
ценности и характер услуги со стороны государства весьма сомнителен. В
переходных формах ко второй категории П. общим признаком служит
известный особый момент взимания - пользование случаем обнаружения
ценности имущества. Это особенно заметно в П. со страхуемых имуществ.
Страхование есть акт предусмотрительности со стороны владельцев частных
имуществ, гарантирующий их от возможных убытков; такая
предусмотрительность должна быть поощряема государством, иногда даже
прямо принуждающим к ней граждан (например, земское обязательное от огня
страхование). Этому противоречит обложение добровольного страхования
особой П., т. е. в данном случае просто налогом. Объяснением его может
служить только факт ясного обнаружения ценности страхуемого имущества,
которым государство стремится воспользоваться, нередко тормозя страховою
П. развитие страхового дела. Тоже самое можно сказать и о П. с
пассажирских билетов: сама по себе стоимость билета уже выражает собою
плату за пользование средствами сообщения, включающую в себе, в
большинстве случаев, некоторую прибыль и потому являющуюся
частно-хозяйственным источником дохода. Государственный сбор с тех же
билетов представляет собою налог, близкий к П. лишь тем, что он
уплачивается только пользующимися железными дорогами (все равно,
частными или казенными). Возвышая стоимость проезда, П. эта может
приводить к сокращению пользования железными дорогами, что опять таки
нежелательно. Не смотря на указанные недостатки, у этого вида П. есть
горячие приверженцы, которые выставляют следующие общие доводы в их
пользу или следующие их достоинства, частью фискального, частью
практического характера. Момент взимания П. очень удобен, так как
плательщик П.. совершая оплачиваемое ими действие, напр. тот или другой
акт, получая наследство и т. д., имеет в это время платежную
способность. Для взимания П., далее, не требуется особого персонала
сборщиков, а следовательно и специального расхода по взиманию П. : они,
взимаются теми же лицами, которые свидетельствуют или совершают
какие-либо акты или другие действия. Размер П., при этом, легко
определяется при помощи заранее составленных тарифов, табелей,
расписаний и т. п. Плательщики П. как бы сами заинтересованы в их
уплате, ибо без этого не может состояться сделка, акт. получение
наследств и т. п.; недоимки, поэтому, тут менее возможны, чем при
налогах. Соображения эти справедливы только отчасти; так например, они
применимы к получению наследств, потому что это есть несомненное
приобретение новых ценностей. И тут, однако, уплата П. может быть
затруднена невозможностью реализовать хотя бы часть ценности имуществ,
особенно при разделе наследства. Далее, к числу прямых недостатков П.
следует отнести их неравномерность и то, что они далеко не всегда
соразмеряются с имуществами и доходами плательщиков. Это особенно
заметно в судебных П., ложащихся не одинаковым бременем на неодинаково
состоятельные тяжущиеся стороны; всякая тяжба, при том, сопряжена с
риском проигрыша. Неравномерны даже чисто имущественные П. - напр.
крепостные: имущества, чаще переходящие из рук в руки, несут
значительные уплаты, от которых свободны имущества, остающиеся в одних и
тех же руках. Главным недостатком большинства П. следует признать тот,
что они вообще уплачиваются с капитальной стоимости имуществ, а не с
доставляемого ими дохода, который является естественным и разумным
основанием обложения налогами, особенно прямыми. Из сопоставления
указанных достоинств и недостатков П. можно сделать тот. заключительный
общий вывод, что они не должны играть существенной роли в составе
источников государственного дохода, а могут существовать лишь в качестве
источника дополнительного. Фактически П. и являются именно таким
дополнительным источником в большинстве бюджетов современных государств,
играя сравнительно большую роль там, где значительнее и живее
гражданский оборот, как напр. в большинстве западноевропейских
государств ;в сравнении с Россией. В России П. доставляют в настоящее
время около 70 миллионов. руб., в том числе около 30 миллионов.
гербовых, судебных и канцелярских П., около 18 миллионов. с переходящих
имуществ, около 10 миллионов. с железнодорожных пассажиров и грузов
большой скорости, около 3 миллионов. с застрахованных от огня имуществ в
около 7 миллионов все остальные П.
В. Яроцкий.
Праведники или праведные - на. церковном языке название святых,
пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных
условиях семейной и общественной жизни, и в частности святых
ветхозаветных, напр. "праведный Ной", "праведные Симеон и Анна",
"праведный Иов многострадальный" и пр. П. называются также лица, местно
чтимые как святые, но еще не канонизованные церковью.
Правительство. - I. В абсолютных западно-европейских монархиях
старого режима все без исключения функции государственной власти, как бы
они ни были разнообразны по своему содержанию, имели одну и туже
юридическую природу: все они являлись выражением неограниченной воли
монарха. Именно потому, что старый режим отчасти не знал характерных
признаков, которыми в настоящее время отличаются друг от друга
законодательная, правительственная и судебная власть, отчасти считал их
несущественными, он мог всю совокупность государственной деятельности,
как вполне однородной, подводить под одну категорию, называть одним
именем. В государствах старого режима правительство издает законы,
правит страною, творит суд. Правительство - это монарх. В руках монарха
сосредоточиваются все нити государственного управления. Конечно,
вследствие ограниченности человеческих сил, монарх фактически не в
состоянии непосредственно и лично осуществлять всех функций
государственной власти. По общему правилу, он оставляет за собою
наиболее важные из них; менее важные он передает для исполнения своим
помощникам и слугам, которые творят или, по крайней мере, должны творить
его волю. Тем не менее, даже самый маловажный вопрос может быть разрешен
непосредственно монархом, если последний, по той или иной причине, им
заинтересован. Немецкие публицисты старого режима классифицировали
совокупность актов государственной власти по их объектам: так, они
различали международное, военное, финансовое, полицейское и т. п.
верховенство. В понятие каждого верховенства входило как издание общих и
абстрактных норм, так и совершено индивидуальных и конкретных
правительственных действий, касающихся определенного объекта. Такая
классификация, очевидно, была возможна только при игнорировании
коренного различия между законодательной и правительственной властью.
Понятие закона, как абстрактной нормы, было известно и старому режиму;
но в широкой сфере правительственной деятельности, т. е. за пределами
гражданского и уголовного права, закон не создавал ни субъективных
прав., ни объективного права: он являлся технической или политической,
но отнюдь не юридической нормой. В каждом отдельном случае, когда общая
норма, по той или иной причине, стесняла П., последнее могло заменить ее
индивидуальным распоряжением, изданным ad hoc. Таким образом, закон не
ограничивал правительственной власти, не налагал на нее никаких
обязанностей в отношении к подданному, не признавал за подданным никаких
прав в отношении к власти. Закон, как абстрактное веление верховной
власти, обращался не к подданным, я к подчиненным властям; далеко не
всегда даже он был публикуем во всеобщее сведение. Все управление старой
Франции покоилось на не обнародованных инструкциях, который король давал
своим интендантам. Закон регламентировал обязанности подчиненных властей
в отношении к монарху, определял их служебную компетенцию, объем
предоставленной им публичной власти. Он устанавливал внутренний
распорядок управления, и только посредственно, определяя деятельность
властей, определял обязанности подданных. Превышая власть, орган
подчиненного управления нарушал свои обязанности в отношении к верховной
власти; но никаких обязанностей в отношении к подданному он не нарушал,
потому что подданный не имел никаких прав в отношении к нему. Поскольку
государство не выступало как фиск, т. е. как лицо гражданского права, у
подданного имелось одно только средство защиты против незаконных
действий правительственной власти - жалоба по начальству, а не судебный
иск. Таким образом при старом режиме, пока законодательная и
правительственная, власть были нераздельно слиты друг с другом,
публичное право было лишь евфемистическим названием той области
государственной жизни, которая, в отличие от гражданского в уголовного
права, находилась за пределами права вообще. Публичное право старого
режима - политика, а не право. Необходимо, однако, заметить, что принцип
нераздельности власти не был вполне осуществлен и абсолютной монархией
старого режима. И здесь, не смотря на возможность авторитетных велений
(Machtspruche) со стороны верховной власти, судебная власть, отчасти
благодаря историческим традициям, отчасти благодаря политической
необходимости, умела дифференцироваться, отделиться от верховной власти,
приобрести подзаконный характер. Самый факт существования множества
чрезвычайных судилищ, создаваемых ad hoc для (определенной категории
дел, а иногда и для определенного дела, неопровержимо доказывает
относительную независимость обыкновенных судов. К концу XVIII века
непосредственное участие верховной власти в отправлении правосудия
становится все более и более редким. Так напр., в Пруссии король Фридрих
Вильгельм 1 уже в 1739 г. грозил повесить без пощады, рядом с собакой,
каждого, кто посмеет обращаться к нему с жалобой на решенное судами
дело. Рескриптом 22 октября 1752 г. Фридрих Великий объявляет, что он не
намерен непосредственно вмешиваться в отправление правосудия, так как
желает, чтобы все совершалось сообразно с правом и законами страны,
которым он сам готов подчиниться в своем собственном деле.
Правительственное распоряжение 1772 г. объявляет, как "первое основание
судебного устройства", что никакое дело, решенное судом в последней
инстанции, не может быть рассматриваемо и перевершаемо вновь. Отделение
судебной функции от законодательной явилось, таким образом, результатом
естественного развития политической жизни; уже по одному этому
несправедливо считать теорию разделения властей абстрактным измышлением
рационализма, неприменимым к действительной жизни. Уже Генрих Кокцей, в
конце XVII в., провозгласив начало: "Princeps ex plenitudine potestatis
jus quaesitum siubditis auferre non potest", - тем самым признал, в
сущности, разделение властей. Если в отношении к судебной власти
практика предшествовала теории, то в отношении к правительственной
власти, наоборот, теория предшествовала практике. Только благодаря
великим завоеваниям рационализма оказалось возможным отделение
правительственной власти от законодательной, или, другими словами,
возникновение правового государства наших дней.