<< Пред. стр. 820 (из 1179) След. >>
жестокого и неумолимого - милостивым богом, - тем Зевсом, какимпредставляли его набожные греки начала V в. и каким он является в драмах
Эсхила. Время жестокого режима и борьбы сменилось безоблачным периодом
примирения неба с землей и человечество, искупленное страданиями П.,
вкусило наконец дары мирной и культурной жизни. Идея Эсхиловой трилогии
в том, что всякий прогресс должен искупляться страданием (Вейль), а весь
трагизм П. - в его близорукости, в непонимании высших мудрых целей
мироправителя: вмешавшись со своей человеческой волей в высокие
божественные планы Олимпийца, он падает жертвой этой борьбы. Новейшая
литературная критика неодинаково поняла и объясняла пьесу Эсхила, и
главным образом потому, что рассматривали ее одну, без связи с
остальными пьесами трилогии, как самостоятельное художественное
произведение. Так, в Зевсе видели отвратительный образ тирана, а в П. -
поборника свободы, друга людей (Schutz) или истолковывали П., как
идеального человека в борьбе с природой, противопоставляющего ее слепым
силам свою непоколебимую волю и духовную мощь (A. W. Schlegel). Blumner
находил идею драмы в возвеличении судьбы, которая осиливает произвол
тирана, и борьбы, которая, сокрушая человека, возвеличивает его. Hermann
полагал, что Эсхил в драме П. изобразил Зевса народных сказаний в
противоположность тому великому Зевсу, образ которого носился в
религиозных представлениях лучших художников первой половины V века.
Welcker, Schomann, Well, Werklein объясняли эту драму в связи с
остальными пьесами трилогии: по их мнению, Эсхил выразил в своем П.
глубоко религиозную идею вечной, всемогущей, справедливой и премудрой
власти Зевса, перед которой должны смириться даже такие сильные волей и
умом полубоги-полулюди, как П.; стремления П., не смотря на их
симпатичность и возвышенность, односторонни и все величие его жертвы
ничто перед высшей волей Зевса. Schneider истолковывал идею Эсхила в том
смысле, что Зевс хотел сделать добро людям, не дав им огня, как средства
для распространения культуры, так как видел в ней залог гибели
человечества: так что, по Schneider'y, Эсхил был провозвестником идей
Руссо. Миф о Прометее обратил на себя внимание ряда великих поэтов -
Гёте, Байрона, Шелли. Прометей Гёте (1773 или 1774 г.) - бог, равный
Зевсу, презирающий Зевса, потому что тот, не смотря на всю свою
державную силу - подчинен, как и все, судьбе. Гордость и богоподобная
сила П. - не в праздном и бесцельном могуществе, а в творческой энергии,
в живой деятельности, в способности переживать страдания и радости.
Драматическая поэма Шелли "Prometheus unbound" (1821) - "этот
увлекательный гимн к свободе в драматической форме" (Шерр) - изображает
Прометея, как носителя духовного начала и разумной свободы, в
противоположность Зевсу, который олицетворяет собой физический закон
мира. П., по словам самого Шелли (Preface) - тип высшего совершенства
нравственной и интеллектуальной природы, приводимой к лучшим и
благороднейшим целям самыми чистыми и истинными побуждениями.
Демогоргон, свергающий в конце концов Зевса с его мирового трона,
приводит за собой век свободы, любви, мягкости (gentleness),
добродетели, мудрости, терпения: так, благодаря могучему протесту П.
миновало время деспотизма и порабощения духа. Байроновский П. (лир.
стих. "Prometheus", 1816) - также воплощение высоких стремлений человека
к свободе, гордый и непримиримый враг тирании, преступление которого
было в том, что он старался уменьшать сумму человеческих несчастий и
возвышать человека. Из других поэтических произведений на эту тему можно
упомянуть еще трилогию "Promethee", Эдгара Кине (1837), и драму де
Сеневиля Минара (1843), "Promesthee Delivre". Кине и Менар изобразили в
П. обновителя духовной жизни человечества (предшественника Христа).
Литература. A. W. Schlegel, "Vorlesungen uber dramatische Kunst." (1
т.); Blumner, "Die Idee des Schicksals in den Trag. des Aeschylus"
(Лпц., 1814): Weicker, "Die Aeschyleische Trilogie Prometheus"
(Дармштадт, 1824); G. Hermann, "De Aeschyli Prometheo Soluto" (1828);
Toepelmann, "De Aeschyl. Prometheo" (Лпц., 1829); J. H. Schmidt, "De
"Pr. vincio" (Аугсбург, 1831); Heffter, " Prometheus" ("Zeilschrift f.
d. Alterw.", 1836, № 53): Weiske, "Prometheus und. Sein Mysthenkrels"
(Лпц., 1842); E. v. Lausaulx, "Prometheus. Der Mythus und seine
Bedeutung" (Вюрнбург. 1843); G. Hermann, "De Prometheo Aeschyleo" (Лпц.,
1845); Schomann, "Uber den Prometheus des Aeschylus" ("Zeitschr. f.
Alterw.", 1846, №111), M. Carriere, "Prometheus" ("Deutsches Museum",
1855, № 14); Weicker, "Griechische Gotterlehre" (II, 246 - 278,
Геттинген, 1859); Vischer, "Uber die Prometheustragodien des Aesch."
(Базель, 1859); Caesar, "Der Prometheus des Aeschylus" (Марбург, 1859);
Baudry, "Les Mylhes du feu et du breuvage releste" ("Revue Germanique",
1861, p. 358); Teuffel, "Ueber des Aesch. Prometheus und Orestie"
(Тюбинген, 1861); Markowitz, "De Aesch. Proinetheo" (Дюссельдорф, 1865);
Linzow, "Die Prometheussage" ("Padag. Arch.", 1. 866, 641 - 683):
Westphal, "Prolegomena zu AeschylusTragodien" (1869, p. 207. слл.); Th.
Henry Martin, "La Prometheide" (Пар., 1875); Seelmann, "De Prometheo
Aeschyl." (Дессау, 1876), Patin, "Etudes sur les tragiques Grecs" (I,
250 - 305. 1877); Herwig, "Das ethisch-religiose Fundament der Aesch.
Tragodie" (Констанц, 1877); Holle, "Die Prometheussage" (Берл., 1879);
Eichhof, "Die Sage und Dichtung von P." (1879, "Jahresbb. f. Klass.
Philol. u. Padag", 2 отд.); Flach, "Zur Prometheussage" (1881, "Jahresb.
f. Klass. Philol.", с. 817, слл.); Konitzer, "De fabulae Prometheae in
arte litterisque usu" (Галле, 1885); Decharme, "Mythologie de la Grece
antique" (1886, pp. 257 - 266); Kuhn, "Die Herabkunft des Feuers und des
Gottertranks" (1886); Schneider, "Der Prometheus des Aeschylos"
(Дуйсбург, 1889); Wecklein, "Aeschylus, Prometheus" (1893, Лпц.;
введение); Preller, "Griechische Mythologie" (Б. 1894, pp. 91 - 102);
Weil, "La fable de Promethee", в его "Etudes sur le drame Grec" (Пар.,
1897).
И. Обнорский.
Промышленность. - Это слово употребляется в более широком и более
узком смысле. В первом смысле под ним разумеют вообще всякую
хозяйственную деятельность человека, которая ведется как промысел и
направлена на создание, преобразование или перемещение материальных
предметов. Таким образом говорят о добывающей, горной,
сельскохозяйственной, обрабатывающей П. В более тесном и более
употребительном смысле, промышленность обозначает обрабатывающую П., т.
е. переработку сырья в предметы, годные для потребления. В этом же
смысле употребляется и иностранное слово "индустрия". На первоначальных
ступенях хозяйственного быта П. не обособляется еще от других сторон
экономической деятельности человека. При преобладании в древности и даже
в течение первой половины средних веков натурального хозяйства, члены
семьи перерабатывали сырые материалы собственными силами или трудом
рабов или крепостных (так наз. домашнее производство). По большей части
эти изделия служили потребностям членов того же хозяйства. Только в
немногих случаях более крупные хозяйства древности и средних веков,
основанные на несвободном труде, занимались обработкой изделий с целью
продажи. Примером таких промыслов в пределах натурального хозяйства
могут служить в древней Греции мастерские ламп, флейт, мечей, шерстяных
тканей и др., в Риме - мастерские гончарных изделий, сукон. Иногда раб
или крепостной ремесленник того времени, уплачивая оброк своему
господину, занимался производством изделий у себя на дому по заказу
потребителей или же работал на дому у заказчика. Около половины средних
веков происходит отделение П. от земледелия; оно возникает первоначально
в городах, отличавшихся удобством местоположения и сообщений,
безопасности от внешних нападений и пр. В результате создается впервые
вполне обособленная П. в форме городского ремесла. Это ремесло принимает
в средние века форму цеховой П. С увеличением сбыта и с развитием
торгового оборота ремесло все более специализируется; прежние цехи,
обрабатывавшие продукт во всех его стадиях (напр., обработка кож и
выделка из них обуви, переработка металлов в разнообразные предметы),
теперь распадаются на несколько цехов (кожевенники и сапожники, цехи
гвоздарей, ножевщиков, шлемовщиков и т. д.). С XVI в. начинается
дальнейшая эволюция ремесла. Возникают крупные государства, уничтожившие
внутренние заставы; благодаря новым географическим открытиям расширяется
международная торговля, появляются крупные ярмарки; с развитием
разделения занятий денежное хозяйство приобретает все большее значение.
В результате район сбыта ремесленных изделий стал шире. Цеховые мастера,
сбывавшиe прежде свои продукты на местном рынке, теперь должны
отправляться нередко в далекие местности, на ярмарки в чужие
государства, так как их специальное производство (напр., ножей, шпор,
игрушек и т. д.) не могло найти себе сбыт в узких пределах города и его
окрестностей. Далекие поездки требовали больших издержек и часто не
окупались. Поэтому ремесленники поручают сбыт своих изделий одному из
товарищей или кому-либо из купцов, отправлявшихся в далекие страны.
Постепенно эти лица приобретают торговый навык, становятся
исключительными посредниками между ремесленниками и далекими
потребителями. Эти посредники по мере своего обогащения приобретают все
большее влияние на производство и производителей; они начинают сами
делать ремесленникам заказы, снабжать их сырьем и даже давать взаймы
деньги. Возникает экономическая зависимость ремесленников от торговцев;
первые, получая от вторых сырье или ссуду, обязывались передавать им все
свои изделия, определение цены которых зависело ,главным образом, от
торговцев. Создается новая форма П., носящая название домашней формы
крупной П. Она знаменует собой появление торгового капитала,
господствующего над производством, и первое возникновение
капиталистической П. Эта форма раньше всего распространяется на те
отрасли производства, которые не имели цеховой организации, которые
появлялись вновь. Кроме того, домашняя форма П. получила значительное
развитие на почве сельского домашнего производства. Крестьяне, которые
посвящали свободное от земледелия время выделке каких-нибудь изделий,
начинают работать на заказчика - торговца, который берет на себя сбыт их
продуктов; таким образом создается домашняя П. в деревне. Дальнейшей
стадией развития форм П. в Европе (в XVII и XVIII вв.) является
мануфактура , в которой капиталист объединяет рабочих домашней П.,
трудившихся по своим домам, под своим контролем и управлением. К
причинам, создавшим мануфактуры, относится удобство надзора за качеством
работы и за сохранностью сырья, поступающего в обработку, и возможность
организовать распределение рабочих по принципу разделения труда,
создающего огромное повышение производительности труда. С конца XVIII
века, с изобретением машин, начинает складываться новейший фазис
развития П. - фабричный. Здесь господствующим типом промышленных
предприятий является фабрика, т. е. крупное промышленное заведение,
работающее при помощи механических приспособлений и массы рабочих . Рост
фабричной П. в течение XIX столет. выражается в следующих данных. С 1840
г. до 1893 г. ценность обработанных в Европе, Америке и Австралии
изделий увеличилась в 3,2 раза, тогда как ценность производства зерновых
хлебов возросла всего вдвое, мяса - в 1,6 раза. Особенно сильно
развилась промышленность Северной Америки, занявшая первое место среди
прочих стран. Приблизительная сумма ценности промышленных изделий во
всех государствах мира, по Мёльголлю, равняется в настоящее время
54354400000 руб., между тем как ценность пищевых продуктов составляет
24957000000 руб. Главными отраслями П. являются: обработка питательных
веществ - 10,1 миллиардов руб., обработка волокнистых веществ - 7,8
миллиард., металлов - 5,7 милл. р., производство платья - 4,9
миллиардов, обработка кож 4,2 миллиарда руб. О развитии П. по отдельным
странам дает понятие сопоставление ценности обработанных изделий:
Cтрана Общая ценность в миллионах руб. Ценность на 1 жит. в рублях
Соедин. Штаты 18349 268 Великобритания 8234 207 Германия 6486 122
Франция 5602 141 Poccия 3672 28 Австрия 3083 75 Италия 1786 56 Испания
1137 65 Бельгия 1109 179 Швеция и Нор-вегия 582 85 Голландия 461 103
Швейцария 385 132
В Соед. Штатах, Германии, Австрии, Италии, Испании, Швеции и
Норвегии, Голландии и Бельгии на первом месте обработка питательных
веществ, в Великобритании, Франции, России и Швейцарии - волокнистых
веществ. В Америке почти все промышленные изделия производятся машинами,
в Европе - более половины ручным способом. В то время, как на Европу
падает 65% ценности обработанных изделий и 63% ценности паровых сил, а
на Америку 35 и 37%, из всей массы рабочих в Европе находится 88%, а в
Соединенных Штатах всего l2%. И производительность рабочих в П. в
Америке выше, чем в Европе. На 1 рабочего приходится сумма ценности
обработанных изделий: в Соед. Штатах - 338 руб., в Великобритании - 101
р., во Франции - 124 р., в Германии - 74 р., в Австрии - 69 р., в прочих
государствах - 81 р., вообще в Европе - 87 руб. В Российской Империи
считается (по данным департамента торговли и мануфакт. за 1893 г.) 22483
фабрик и заводов, с годовой суммой производства в 1759381000 руб.
(несомненно, ниже действительности) и с числом рабочих в 1094972 чел.;
паровых машин употребляется 13325 с 380057 паровыми силами. Из этого
числа 17605 заведений с производством на 1466998000 руб. приходится на
Европ. Россию, 2711 заведений с ценностью производства в 229485000 р. -
на польские губернии. По размерам обрабатывающей П., первое место
занимает московский центральный район (в Московской губ. ценность
производства 277 милл. р., во Владимирской губ. 143 милл. р.), затем
следует петербургско-балтийский район (в СПб. губ. 213 милл.,
Лифляндской губ. 47 милл.) и польский район (в Петроковской губ. 140
милл., в Варшавской губ. 51 милл. р.). По ценности производства на 1
жит. первое место принадлежит петербургскому району, второе -
московскому, третье - польскому.
Что касается отдельных отраслей П., то первое место по ценности
производства занимает обработка волокнистых веществ (620 милл. руб.),
второе - питательных продуктов (503 милл. руб.), третье - металлов (344
милл. руб.). Кроме того, в России существует свыше 100000 мелких
промышленных заведений с числом рабочих около 150000 чел., но сумма их
производства неизвестна.
М. С - в.
Пропан, диметилметан, C3H8= СН3. СН2. СН3 - углеводород предельного
ряда CnH2n+2, находится в природе в сырой нефти, газообразен, сгущается
в жидкость ниже - 17°, горит светящимся пламенем. При непосредственном
действии хлора в частице П. замещается всего только 6 атомов водорода.
П. растворяется в спирте (1 объем его растворяет 6 объемов этого газа).
Образуется П. восстановлением ацетона, глицерина, пропионитрила,
йодистого аллила и др. йодистоводородной кислотой при 250 - 280° (при
этой температуре наступает распад йодистого водорода на Н и J, причем
водород замещает атом J в образующемся сперва йодангидриде:
C3H7.J+HJ=C3H8+J2); при нагревании 9,6 част. йодистого пропила с 2,5
част. AICI3 между 130 - 140°; получается лучше всего из йодистого
изопропила действием медноцинковой пары, AICI3 или цинка и слабой
соляной кислоты; при действии цинковой пыли в присутствии водного спирта
реакция идет почти без нагревания (цинком и водой йодангидриды
обращаются в предельные углеводороды только при нагревании в запаянной
трубке до 150°: 2C3H7J+2Zn+2H2O= 2CЗH8+ZnJ2+Zn(OH)2. Синтетически
получается при действии натрия на смесь йодистых метила и этала:
CH3.CH2. J+CH3J+2Na=CH3. CH2. CH З +2NaJ - и при действии цинкметила на
йодистый этил: 2СН3. СН2J+Zn(CH3)2=2CHЗ. CH2. CH3+ZnJ2.
А. А.Григорович.
Пропилеи (propulaia) - у древних греков, род сеней или преддверия
преимущественно в храмах, украшенного колоннами.
Проповедь - христианское церковное наставление, преподаваемое в храме
за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить слушающим
учение И. Христа. Учение о П. составляет предмет особой богословской
науки - гомилетики. Главный вопрос в этом учении - о существе в природе
П. - доселе представляется еще нерешенным и спорным. Рейхлин и Эразм,
как гуманисты, исследуя и проповеднические произведения древних отцов
церкви, трактуют о них наряду с произведениями языческой, греческой и
латинской литературы, как о произведениях ораторского искусства, а в
своей гомилетике мало обращают внимания на учение о П., содержащемся в
Св. Писании. Отсюда ведет свое начало взгляд многих гомилетов
последующего времени, по которому при определении проповеди принимается
во внимание одна внешняя ее сторона - словесная форма, и самая природа
проповеди определяется как исключительно риторическая, т. е. П.
представляется как бы не имеющей своих особых законов продукции,
относится к той литературной области, которая называлась красноречием
или искусством ораторским, и подлежит единственно правилам, который были
созданы еще в древности для ораторства вообще. В новейшее время учение о
природе П. стало обосновываться на началах или рационалистических, или
натуралистически-эстетических. По Шлейермахеру, П. - "акт
художественного словесного представления или воспроизведения содержания
личного миросозерцания проповедника пред слушателями, обладающими тем же
содержанием". Т. Гарнак ("Praktische Theologie", 1875) определяет П. как
"акт слова в культе" или акт культа в слове, который в своей продукции
подчиняется общим логическим и эстетическим законам слова и в частности
законам ораторского искусства. Церковное учение о П., опираясь на слово
самого И. Христа и апостолов (Иоан. XVI, 13; XIV, 26; Mф. X, 19; Мр. ХШ,
11: Лук. ХII, 12; 1 Кор. II, 4, 12, 13; посл. aп. Иоан II. 20, 27 и
др.), усматривает в литургийной П. функцию благодатной жизни церкви, т.
е. находит, что по внутреннему существу своему она иной природы, чем
естественное слово ораторского искусства, - что главная продуктивная
сила П. есть благодать, даруемая в таинстве священства. Если в церкви
невидимо присутствует сам Глава ее, И. Христос, и обетованный им Дух
Святой, который наставляет ее на всякую истину, то невозможно допустить,
с церковной точки зрения, чтобы без руководства вспомоществующей
благодати Божией могло обойтись дело церковной П. Вот почему церковь в
своих канонах усвояет право литургийной П. только лицам, имеющим
благодать священства, и притом только епископам и пресвитерам (Прав.
апост. 68-е и прав. 64-е VI-гo вселен, собора), и при поставлении во
священство в посвятительной молитве испрашивает у Бога посвящаемому
"благодати" учительства, почему епископ и священник проповедуют за
литургией не иначе, как имея на себе знаки своих благодатных полномочий,
по меньшей мере омофор (епископ) и епитрахиль (священник). Что касается
античного ораторского искусства, то в древней церкви независимость от
него П. доходила до того, что языческих ораторов и риторов по профессии
церковь принимала в свои недра и допускала ко крещению не иначе, как по
оставлении ими своей ораторской профессии и по отречении от нее. Затем
от своих проповедников- пастырей церковь древняя никогда не требовала
предварительного изучения языческого искусства красноречия, находя его
по природе отнюдь не тождественным с П. церковной. Если ораторство
иногда имеет место в П. даже отцов церкви, то не как черта природы
христианской П., а признак случайный, являющийся у них вследствие того,
что они изучали языческое ораторское искусство в то время, когда о
вступлении на служение церкви еще не думали, а готовились к гражданским
должностям. Некоторые сектанты - мистики и русские хлысты - думают, что
всякая П. может быть продукцией только "непосредственного вдохновения"
от Св. Духа, даваемого, по силе веры только, каждому верующему. По
мнению пиетистов (Шпенер и др.) П. возможна для каждой личности,
"возрожденной и благодатствованной" в таинствах, каковы и миряне.
Православная церковь (как и католическая) учит о необходимости для
храмовой литургийной П. особой благодати, кроме той, какая преподается в
таинствах каждому христианину для жизни - благодати таинства священства.
При этом церковь не отрицает пользы и необходимости для П. естественных