<< Пред. стр. 828 (из 1179) След. >>
pures etappliques", 1896; "Sur une forme nouvelle des equations duprobleme des trois corps", "Sur le developpement de la fonction
perturbatrice", "Sur l'integration du probleme des trois corps", - все в
"Bull. astron.") были напечатаны следующие отдельные сочинения по разным
отраслям физико-математических наук: "Les methodes nouvelles de la
mecanique celeste", "Theorie mathematique de la lumiere",
"Thermodynamique", "Eletricite et optique", "Capillarite", "Elasticite",
"Theorie des tourbillons" и др.; кроме того напечатал немало статей об
электрических колебаниях и явлениях Герца, лучах Рентгена и пр.
Д. Бобылев.
Пуатье (Poitiers) гл. гор. франц. департамента Виенны; лежит на
известковом плато, которое омывается с В и С рекой Клэн (Clain) и с З
рекою Буавр (Boivre). Окружен старинными стенами, с башнями и 6-ю
воротами; к нему примыкают предместья, расположенные в долинах обеих
рек. Город дурно построен; улицы узкие и кривые. Хороший парк. Жителей
около 29000. Несколько церквей в готическом стиле, кафедральный собор
св. Петра (начатый постройкой в 1162 г. и оконченный в XIV столетии),
церковь св. Радегунды, покровительницы города, основанная в 500 г.
королевой Радегундой, супругой Хлотаря I, с подземной капеллой, в
которой находится гробница этой святой, привлекающая много паломников.
Академия с 3 факультетами (основанный в 1431 г. Карлом VII университет
был закрыт во время революции), приготовительное училище для врачей и
фармацевтов, школы рисовальная, земледельческая и повивального
искусства, духовная семинария, лицей, учительская семинария. другие
воспитательные заведения, библиотека с 30000 томов (в том числе 214
первопечатных изданий) и 400 рукописей, музей изящных искусств и
архитектуры, ботанический сад, разные благотворительные учреждения.
Промышленность довольно развита: конный завод, кожевенные, дубильные и
сыромятные заводы, приготовление гусиных шкурок (ежегодно около
40000-50000 штук) для экспорта в Америку, производство отличного сыра
(Montbernage) и пива, растительного масла, уксуса, гончарных изделий,
перчаток и проч. П. богат памятниками строительного искусства
кельтского, римского и средневекового: уцелели развалины римского
акведука, а до 1857 г. еще можно было видеть и римскую арену. По ту
сторону Клана находится так называемый Pierre levee - дольмен, с которым
связано немало древних преданий и суеверий.
Ир. П.
История. При П. произошли две знаменитые битвы. I. Битва между Туром
и П. в 732 г. Завоевав Испанию, арабы вторглись в Галлию через
Пиренейские проходы, овладели Аквитанией и заняли часть Нейстрии.
Христианскому миpy грозила страшная опасность. В это критическое время
спасителем франков и христианства явился Карл Мартел, майордом
франкский. Арабы шли к Туру, чтобы овладеть сокровищами в церкви св.
Мартина. На пути Абдеррахмана стал Карл (октябрь 732 г.). У обоих
противников было одинаково сильное войско. Карл не нападал первый: он 6
дней ожидал нападения. На седьмой день легкая конница арабов и берберов
разбилась о крепко сплоченную массу франков, тяжело вооруженных,
сражавшихся большими мечами, непоколебимых, как "ледяные глыбы". О Карле
рассказывали чудеса; за ним сохранилось название "Martellus" - молот.
Арабы были разбиты. Вопрос, кому достанется победа в Европе - исламу или
христианству - был решен в пользу христианства. II. Битва 9 сентября
1356 г. составляет эпизод столетней войны. Черный принц - герой битвы
при Креси - составил план пройти из Бордо через французское королевство,
соединившись на Луаре с войсками герцога Ланкастерского. В поле он
двинулся на Париж. Французский король Иоанн Добрый, собрав армию до 50
т. чел., быстро появился на Луаре. В войске его были четыре сына короля,
больше 20 герцогов и до 20 т. тяжелой конницы. Англичане не знали о
приближении французов, поэтому, во время отступления английской армии,
французы оказались впереди нее и отрезали ей путь. Малочисленность
английского войска, которого было не более 10 т., поколебала Эдуарда, и
он предложил французам вступить в мирные переговоры, обещав возвратить
все завоевания и 7 лет не воевать. Предложения были отвергнуты: французы
слишком верили в победу. Войско французов заняло равнину, английское -
высоты в полях Мопертюи, в двух лье от П. Местность, где расположились
английские войска, была перерезана кустарником, виноградниками,
изгородями. Эдуард искусно расставил стрелков в кустарниках, поместив их
и перед выходом дороги на равнину. Справа на холме был спрятан отряд
всадников.. Битва началась атакой французских рыцарей. По приказанию
короля, они сошли с коней и сражались пешими. Обе колонны французских
всадников были смяты, узкий проход загроможден людьми и лошадьми,
английские стрелки из-за изгороди пускали тучи стрел, а вылетевшая
конница привела в ужас французское войско, которое обратилось в
беспорядочное бегство. Иоанн храбро сражался, но был взят в плен, вместе
с сыном Филиппом. Погиб весь цвет французского рыцарства. В числе убитых
были герцог бурбонский, коннетабль Франции, епископ шалонский, 16
баронов, 2426 рыцарей; всего убито 8 т., а 5 т. перебито во время
бегства. Пленного короля торжественно привезли в Лондон (24 мая 1357
г.). С Францией было заключено перемирие на 2 года. Взята была
огромнейшая добыча. Франция погружена была в глубокую печаль. Во главе
правительства стали королевские сыновья. Власть Этьена Марселя
увеличилась. Ср. Ledain, "Histoire sommaire de la ville de Poitiers"
(Фонтенэ-ле-Конт, 1892).
П. К - т.
Публицистика - обсуждение в печати насущных вопросов
общественно-политической жизни. Вопросы эти могут быть также предметом
научного исследования, но общность предмета не должна вести к смешению
области науки и П. Разница определяется прежде всего мотивами -
практическим в П. и теоретическим в науке; для П. изучение, теория есть
всегда лишь средство, ведущее к определенной цели - практическому
выводу. Можно сказать, что П. относится к науке об обществе и
государстве, как технология к естествоведению: она черпает из науки
обобщения и обращает их в наставления. Популяризует ли публицист выводы
науки или сообщает результаты своего исследования, он делает это не для
обучения, а для поучения, не для сообщения знаний. а для воздействия на
ту политическую силу, которая называется общественным мнением. Поэтому в
область П. входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в
направлении текущей жизни; таким может явиться в данный момент и чисто
теоретический вопрос. имеющий, при другой комбинации обстоятельств,
исключительно научное значение. Ускоренный пульс общественной жизни,
требующий от своих руководителей всегда определенного и готового мнения,
не дает в П. места сомнению и колебанию. В борьбе за то или иное
направление общественно-политического развития, которая есть лишь
усложненная форма борьбы за существование, нет возможности справляться с
тем, закончено ли точное исследование известного предмета в науке. С
вынужденной часто самоуверенностью, П. опережает выводы осторожной науки
и решает вопросы, которые так или иначе должны быть решены тотчас же;
всегда субъективная, она исходит не столько из исследования прошлого,
сколько из идеала будущего. Полемизируя с противником, она, по
необходимости, видит в нем не столько заблуждающегося теоретика, сколько
носителя и защитника вредных воззрений, распространение и утверждение
которых пагубно для общества; на этой почве легок переход от воззрений
противника к его личности: поэтому на всем протяжении существования П.
самые яркие образцы ее мы находим в форме памфлета. Есть попытки видеть
начало П. в далеком прошлом литературы; Ренан даже называл библейских
пророков публицистами древности. Несомненно, однако, что П. в
современной ее форме есть создание новой истории, все течение которой -
начиная с предвестников реформации - ознаменовано мощным развитием П.,
которой принадлежало видное участие в возбуждении и организации самых
важных общественных движений. Это значение П. еще усилилось с появлением
периодической прессы. Роль П. в современной жизни громадна. Даже в тех
случаях, когда она идет за общественным мнением, она влияет на него,
давая ему определенное выражение и модифицируя его в ту или иную
сторону. Большинство выдающихся политических деятелей Западной Европы
начинало и начинает свою деятельность с П., прибегая к ее помощи и
впоследствии. Особенное значение имеет П. в России, где она является
почти единственным и, во всяком случае, главным проявлением частной
общественнополитической инициативы и где так важна руководящая роль
литературы; авторитетное положение русской литературной критики
объясняется тем, что она - в лице наиболее популярных своих
представителей - занималась по преимуществу П. Отсутствием иных органов
для выражения общественной мысли объясняется также господство в нашей
литературе социального романа с определенной; подчас партийной окраской,
а равно и то явление, что у нас отдавали свои силы П. такие яркие
художественные таланты, как Салтыков и Успенский, представители особого
литературного жанра - соединения художественных образов с П.
Ар. Г.
Публичное право - в объективном смысле есть совокупность норм,
определяющих организацию и функции государства и отношения его к
отдельным лицам. Оно обнимает собой нормы права государственного,
полицейского, финансового, уголовного, церковного; а также процесса
уголовного и гражданского. В субъективном смысле П. права суть
правомочия, которые вытекают из принадлежности данного лица (субъекта
права) к определенному государству или к союзу, составляющему
органическую часть государства (земству, городу и т. п., также церкви, в
тех государствах, где последней присвоено значение союза публичного
права), или же обуславливаются отношениями, возникающими между
отдельными лицами в силу принадлежности их к данному государству. П.
права могут быть подразделены на три группы: 1) так назыв. основные
права или права человека (droits de I'homme), в которых проявляется
начало свободы и неприкосновенности личности и собственности. Сюда
относятся право или свобода передвижения и переселения, свобода
промыслов, свобода совести, свобода выражения мнений (печати и проч.),
свобода сходок, составления обществ и др. 2) Право пользоваться
учреждениями и приспособлениями; предназначенными для общего
пользования, причем данное лицо может обладать этим правом в одних
случаях в силу самой принадлежности его к государству или союзу П. права
(напр., право на призрение), в других случаях - в силу особого основания
(напр. право пользоваться дорогами, общественными зданиями и т. п.). 3)
так назыв. политические права, в силу которых данное лицо может
принимать посредственное или непосредственное участие в
законодательстве, управлении и отправлении правосудия. Сюда, между
прочим, относится право участия в самоуправлении . Политические права
принадлежат гражданам; к таким не должны быть, следовательно,
причисляемы права, сопряженные с известной должностью и осуществляемые
от имени госуд. власти. Весьма многие П. права, и ,в частности, права
политические, в то же время суть публичные обязанности или повинности и
могут быть рассматриваемы как с той, так и с другой точки зрения; таковы
те политические права, которые предоставляют участие в управлении и в
отправлении правосудия (напр., право и обязанность быть присяжным
заседателем, многие общественные должности). По отношению к П.
обязанностям, как и при П. правах, исходным моментом служит подданство,
принадлежность к государству. При П. правах управомоченным является лицо
(физическое или юридическое), а обязанным - государство; при П.
обязанностях, наоборот, управомоченным является государство или союз П.
права, имеющие право требовать от подданного, чтобы он что-либо допускал
(постойная повинность), доставлял (платеж налогов) или нес личную службу
(воинская повинность). Объем П. обязанностей и П. прав в различных
государствах различный, в зависимости от общего состояния культуры в
стране. Вообще, П. обязанности могут быть подразделены на общие и
специальные: первые сводятся к обязанности повиновения государственной
власти и к долгу верности, вторые содержанием своим имеют несение
отдельных повинностей, из которых главнейшие: 1) воинская повинность в
различных ее разветвлениях; 2) так назыв. обязательное обучение; 3)
обязанность давать свидетельские показания; 4) обязанность платить
налоги; 5) обязанность уступать свою собственность и допускать
ограничения ее, необходимые для государственных целей. П. права весьма
часто ограждаются от нарушения уголовной санкцией, вследствие чего
соответствующие правонарушения рассматриваются уголовным судом (напр.,
по делам о нарушении должностными лицами основных прав человека), но
иногда и гражданским (при исках о вознаграждении за вред и убытки,
причиненные нарушением П. прав). Специальными органами по рассмотрению
спорных дел, относящихся до П. прав и обязанностей, являются органы
административной юстиции. Кроме общих курсов государственного права, ср.
Dantscher von Kollesberg, "Die politischen Rechte der Unterthanen"
(1888).
Пугачев (Емельян Иванович, умер в 1775) - предводитель народного
движения, названного, по его имени, пугачевщиной . Время рождения его
неизвестно; при допросе 4 ноября 1774 г. П. показал Шешковскому, что ему
от роду 30 лет - значит, родился он около 1744 года. Родиной его была
Зимовейская станица в Области Войска Донского. В молодости Пугачев
вместе с отцом занимался хлебопашеством; раскольником он никогда не был.
17-ти лет был определен на службу и вскоре женился на дочери казака
Софьи Дмитриевне Недюжевой. Через неделю после свадьбы П. был послан,
вместе с другими казаками, в Пруссию, под начальство графа 3. Г.
Чернышева. Походным атаманом донских полков в армии был полковник Илья
Денисов. Он взял П. к себе в ординарцы. Раз ночью, во время тревоги, П.
упустил одну из лошадей, принадлежавших Денисову, за что и был наказан
"нещадно" плетью. По возвращении из Пруссии, П. прожил полтора года в
Зимовейской станице, затем был командирован в отряд казаков в Польшу, а
когда команда была распущена, снова прожил дома года три или четыре. В
это время у него родились дети. Во время турецкой войны П., уже в чине
хорунжего, служил под начальством графа П. И. Панина и находился при
осаде Бендер. Затем он заболел какой-то злокачественной болезнью ("гнили
у него грудь и ноги"), был отправлен домой, ездил потом в Черкасск
хлопотать об отставке, а из Черкасска приехал в Таганрог навестить свою
сестру, которая была замужем за донским казаком Симоном Павловым. Павлов
стал жаловаться П. на тяжесть своего житья и выразил намерение бежать.
Как ни уговаривал его П., Павлов все-таки бежал и заставил П. перевезти
его, вместе с другими беглецами, через Дон. Впоследствии, когда Павлов
снова вернулся домой и был арестован, он выдал П. Боясь преследования,
П. ушел из дому и скитался некоторое время по станицам, а в конце 1771 г
ушел на Терек и был принят в терское семейное войско, так как там не
знали, что он был беглый казак. Различными обещаниями П. удалось
склонить тамошних казаков избрать его своим атаманом, но 9 февраля 1772
г. он был пойман при выезде из Моздока, посажен на гауптвахту и прикован
цепью к стулу. На цепи он просидел три дня, после чего ему удалось
бежать. П. вернулся на родину; здесь, с его согласия, жена его донесла
начальству о возвращении мужа. Он был арестован и отправлен в Черкасск.
Дорогой он встретил знакомого казака Лукьяна Худякова, представил ему
дело в таком виде, что он страдает от гонения на него старшин, клялся,
что серьезного дела за ним нет, и просил взять его на поруки. Худяков
поверил и вызвался, под своей порукой, отвезти П. в Черкасск. На другой
день он велел своему сыну оседлать две лошади и ехать с Пугачевым. По
дороге П. бросил сына Худякова и убежал на р. Койсуху, где поселены были
выведенные из Польши раскольники. Здесь, в слободе Черниговке, П. искал
человека, который бы свез его к казачьей команде. Ему указали на
раскольника Ивана Коверина. С пасынком его Алексеем Ковериным П. и
отправился в путь. Дорогой он заявил Алексею, что собственно не к
команде он едет, а хочется ему пожить для Бога, да не знает он, где бы
сыскать богобоязливых людей. Алексей свез его на хутор к раскольнику
Осипу Коровке, из Кабаньей слободы Изюмского полка. Коровка отнесся
сначала с недоверием к П., но последнему удалось убедить его, что в
Кременчуге у него осталось серебро и платье, так как, при возвращении
его из под Бендер, их не пропустили вследствие чумы, и что возле Бендер
населяются новые слободы и жить там свободно. У П. не было паспорта, но
Коровка послал с ним сына, дав ему свой паспорт. П., вместе с сыном
Коровки, отправились в Кременчуг, оттуда в Крюков и далее к
Елизаветинской крепости, но по дороге они узнали, что никаких поселений
под Бендерами нет, и решили ехать в Стародубские слободы. Приехали они
сначала в Климову слободу, затем в стародубский монастырь, к старцу
Василию. П. открылся ему, что он беглый казак, и спрашивал, где бы лучше
пожить? Василий посоветовал ему перейти в Польшу, а затем явиться на
Добрянский форпост и сказаться польским выходцем, так как выходцев этих
велено было селить где угодно, по их желанию. 15 недель прожили П. с
Коровкой в Климовой, пока явилась возможность перебраться через границу
в Ветку. В Ветке П. оставался не более недели, затем явился на
Добрянский форпост и объявил себя польским уроженцем Емельяном Ивановым
сыном Пугачевым. Его продержали 6 недель в карантине, а затем выдали
паспорт. Здесь П. познакомился с беглым солдатом 1-го гренадерского
полка Алексеем Семеновым Логачевым; они признались друг другу и решили
вместе идти на Иргиз, в дворцовую Малыковскую волость. Не имея средств
на дорогу, они обратились к благотворительности добрянского купца
Кожевникова, который, узнав, что они идут на Иргиз, поручил им передать
поклон отцу Филарету. Впоследствии П. широко воспользовался этим
поручением Кожевникова. Из Добрянки П. с Логачевым отправились в
Черниговку к Коровке, но уже без сына последнего. Пробыв у него
некоторое время, они пошли на Дон в Глазуковскую станицу, а оттуда через
Камышенку и Саратов прибыли в Симбирскую провинцию, в дворцовое село
Малыковку (теперь гор. Вольск). С разрешения управителя этим селом, они
остались там несколько дней. Отсюда они ездили за 100 верст в Мечетную
слободу (теперь гор. Николаевск Самарской губ.) искать раскольничьего
старца Филарета, которого и нашли в скиту Введения Богородицы. Филарет
очень обрадовался П. и в разговоре, между прочим, сообщил ему о
происшествиях на Яике и о положении казаков. Под влиянием этих рассказов
у П. явилась мысль, показавшаяся ему легкоисполнимой - воспользоваться
неудовольствием казаков, подготовить их к побегу и сделаться их
атаманом. Он высказал ее Филарету, и тот ее одобрил. Чтобы получить
свободу действий, П. хитростью отделался от своего спутника Логачева, а
сам отправился к Яицкому городку, расспрашивая по дороге о положении
казаков и разведывая о том, согласятся ли они переселиться со своими
семействами на Кубань и отдаться, таким образом, турецкому султану. П.
обещал за это по 12 руб. на человека, говоря, что у него есть на 200
тысяч товару на границе. Сведения, полученные П., были благоприятны для
его замысла. Верстах в 60-и от Яицкого городка, в Сызранской степи, П.
остановился в Таловом умете (постоялом дворе), который содержал пахотный
солдат Степан Оболяев, прозванный "Ереминой Курицей". Оболяев был
человек доверчивый, добродушный и близко принимавший к сердцу все
утеснения яицких казаков, вследствие чего он, помимо своей воли, много
сделал для подготовления пугачевщины. Оболяев рассказал П. подробнее об
яицких происшествиях. Оказалось, что там же, недалеко, ловили в степи
лисиц два приезжих яицких казака, Григорий и Ефрем Закладновы. При
посредстве Ереминой Курицы П. познакомился с Григорием и от него узнал,
что среди яицких казаков ходит мысль о переселении, и что они охотно
переселятся, если П. возьмется их проводить. После этого П. отправился в
Яицкий городок, куда прибыл 22 ноября 1772 г. и остановился в доме
казака Пьянова, как посоветовал ему Григорий Закладнов. Это было как раз
тяжелое время для яицких казаков. 17 сентября 1772 г. закончила свою
работу следственная комиссия по делу об убийстве генерала Траубенберга,
и казаки ждали решения своей участи. По городу, между тем, ходил слух о