<< Пред. стр. 831 (из 1179) След. >>
слова бывает внешним проявлением борьбы против новой идеи, застоем подприкрытием П. Утрированное национальное чувство, в связи с недостаточной
осведомленностью в вопросах языкознания, легко усматривает в усвоении
языком иностранных слов падение народной самобытности; введение в язык
иностранного слова рассматривается как преступление не только против
чистоты литературного языка, но и против устоев народнообщественной
жизни (шовинизм под прикрытием П.). Когда немцы негодуют против
употребления французских слов, когда греки изгоняют из своего словаря
турецкие слова, когда венгерцы и чехи переводят даже собственные имена с
немецкого, они переносят в область языка борьбу, которая здесь неуместна
и бесплодна, как бы ни была она законна сама по себе. Борьба против
заимствованных слов вообще не может быть оправдана уже потому, что
заимствования стары как цивилизация, и без них не обходились самые
самостоятельные языки. Народ не боится заимствованных слов, как не
боится усвоенных идей: и то, и другое необходимо станет его достоянием,
получив своеобразный национальный отпечаток. Развитой язык утилизирует
самые нелепые и ненужные заимствования - и раз такие заимствования
получили право гражданства в обиходе, нет нужды изгонять их, как бы ни
противоречили они в своем происхождении идее чистоты и ясности речи;
уродливый галлицизм "не в своей тарелке" (assiette значит не только
тарелка, но и настроениe) настолько водворился в языке и настолько ясно
выражает известное понятие, что нет основания восставать против него.
Было удачно замечено, что "язык не терпит бесполезных двойников"
(Габеленц): если в языке есть слово даже тождественное с заимствованным,
оно получит лишь новый оттенок значения. Однако, несомненно,
злоупотребления возможны; язык может быть загроможден заимствованиями,
новообразованиями, провинциализмами, делающими его неудобопонятным без
всякой нужды. Очевидно, есть мера для этих посторонних элементов - и это
рождает вопрос о критерии чистоты речи. Едва ли возможно дать ему
какое-либо общее решение, формулировать всегда пригодные наставления.
Оценивать новообразования с точки зрения неподвижной теории невозможно:
окончательным судьей и ценителем является история языка. При внесении
нового слова писатель необходимо обращается не к какому-либо кодексу раз
навсегда определенных правил, но к своему чутью, источник которого -
бессознательная связь писателя с народом - творцом языка; это чутье,
этот внутренний такт и дают возможность во всяком отдельном случае
определить, необходимо ли здесь новое слово, выражает ли оно новое
движение мысли, суждено ли ему найти общее признание, войти в
употребление. Отвергать новшества, опираясь при этом на состав языка
избранных писателей-классиков, очевидно неправильно, так как признание
классического периода в истории литературы и языка ни в чем не
противоречит идее его дальнейшего развития. В виду связи П. с
общественными и политическими воззрениями, объекты его нападений
меняются. Русская литература прошлого века, отрезанная от народа, не
признавала права гражданства за провинциализмами, избегая "подлых" слов
и выражений. В шестидесятых годах нынешнего столетия смеялись над
архаизмами, реакция возмущается неологизмами. Воззрение, усматривающее в
усвоении иностранных слов преступление против народности, получает
особенную силу в эпохи подъема национализма. Так, в Германии еще с конца
прошлого века тянется длинный ряд полемических произведений и обществ,
имеющих целью очищение родного языка от иностранных, особенно
французских заимствований (Verwalschung). Во Франции, где вопрос о
чистоте языка был еще до классиков предметом тщательных изысканий и
забот и где он не сходил с литературной почвы, он не имел такого
острого, боевого характера, тем более что французский язык никогда не
был загроможден в такой степени заимствованными словами, как немецкий.
Усилия немецких пуристов - в связи с поддержкой правительства - имеют
некоторый успех; официальная терминология понемногу вытесняет из языка
иностранные названия (напр. Schaffner вместо Conducteur, Weitbewerb вм.
прежнего Conkurrenz и т. п.); устраивают конкурсы с премиями за удачные
слова для замены иностранных; получают свои особые названия предметы
обихода, повсюду известные под международными названиями: Fernsprecher -
телефон, Fahrrad - велосипед и др. - В русский язык заимствования
хлынули с реформой Петра I, но поток их был задержан, как только на
вопросы языка было обращено серьезное внимание. Приступив к составлению
словаря, российская академия приняла к сведению переданные ей через кн.
Дашкову указания императрицы: "в сочиняемом академией словаре избегать
всевозможным образом слов чужеземных, а наипаче речений, заменяя оные
слова или древними или вновь составленными". Деятельность академии в
этом направлении была мало удачна (ср. заседания 17 сент. 1804 г. и 23
марта 1805 г.); постановлено говорить вм. аудитория - слушалище, вм.
адъюнкт - приобщник, вм. актер - лицедей, вм. акростих - краестишие и т.
п.); вновь изобретенные слова не вытеснили из употребления иностранных.
К началу XIX века относится и деятельность Шишкова, составившего себе
знаменитость ярым П. на шовинистской основе. Дальнейшие стремления наших
пуристов отразились в деятельности Погодина (его доклады в Обществе Люб.
Росс. Словесности 7 и 9 сентября 1860 г.; см. "Жур. Мин. Нар. Пр.",
1860); отметим также статьи Покровского ("Москвитянин", 1854; т. 1) и
Мейера ("Филолог. Зап.", 1876; май). В последнее время образовалось в
СПб. общество со специальной целью заботиться о чистоте русского языка.
Проявило некоторое стремление к замене иностранных слов коренными и
русское правительство. Так, например, не говоря о переименовании Дерпта,
Динабурга, Динаминда, термин "ипотечный" предположено заменить термином
"вотчинный" ("Правит. Вестн.", 1887, №100). В новой иностранной
литературе интересна статья Мишеля Бреаля "Qu'appelle-t-on purite de
langage?" ("Journal des savants", 1897, апрель), по поводу книги Noreen,
"Om sprakrigtighet" (Упсала, 1888).
Ар. Горнфельд.
Пурим (от древнеперсид. пур - жребий) - еврейский праздник,
установленный в память спасения персидских евреев от истребления их
Аманом, любимцем персидского царя Ахашвероша (Ксеркса в V в. до Р. Хр.)
Пуритане. - В середине XVI в. кальвинизм, охвативший почти всю Европу,
перешел и в Англию. Здесь, рядом с реформацией, возникшей по инициативе
правительства, появилась народная реформация: пуританизм вступил в
борьбу с официально преобразованной церковью. П. обнимает собой все
протестантские секты, несогласные с "установленной" церковью,
стремившиеся очистить ее от остатков католицизма, сохранившихся в
англиканизме; отсюда и название их - "Пуритане" (Purity, англ.
=чистота). Кальвинизм давал религиозную санкцию политической оппозиции.
Эта черта выразилась в индивидуальном протестантизме XVII в., когда
пуританская оппозиция из чисто религиозной превратилась в политическую.
Пуританизм появился вследствие самого характера англиканской церкви,
представлявшей компромисс между католицизмом и протестантизмом,
требовавшей единообразия церковной жизни и введенной королевской властью
вместе с парламентом. При Елизавете П. представляли чисто религиозную
оппозицию. Хотя королева боролась с кальвинизмом, но число П. росло.
Большинство богатых торговцев и провинциальных джентльменов были тогда
П. Направление университетов было пуританским. Набожность и ученость
отличали П. Пуританская партия боролась против тех обрядов, которые для
П. имели совершенно определенное символическое значение и не казались
мелочами. Знамение креста при крещении, стихарь, передача кольца при
бракосочетании, коленопреклонение при причастии, поклон при имени Иисуса
и т. п. - все эти "суеверные церемонии" для П. были равносильны отмене
авторитета Св. Писания и прав совести. Сначала П. были преданы власти и
настроение их не было чисто революционным. Они верили в священный
характер власти и божественные права короля, но проповедовал общее
братство во Христе и распространяли идеи социального равенства. П. имели
огромное влияние на английскую культуру, оставив неизгладимые следы на
характере английской нации. Самым ярким типом пуританства был Мильтон, в
поэме которого великолепно отразились все крайности П. Строгий, важный,
остерегавшийся болтливости и легкомыслия, стремившийся к полному
самообладанию, воздержанный во всем, ненавидевший роскошь и лень, П. был
прямолинеен, жесток и нетерпим. Он враждебно относился к вере в
гуманность и в разум, признавая Библию единственным законом Божиим; он
весь был поглощен мыслью о борьбе с Римом. Образцом для английских
пуритан сделалась церковь, основанная Ноксом в Шотландии. Потом Томас
Картрайт систематизировал пресвитерианские воззрения, а во второй
половине царствования Елизаветы среди П. появилась секта броунистов,
отвергавшая всякую церковную иерархию и принявшая радикальный характер.
Впоследствии эта секта обратилась в политическую партию индепедентов. П.
в религиозном отношении были названы "нонконформистами", так как они
были не согласны с установленной церковью. При Елизавете они
подвергались преследованиям, но молились за королеву. Когда на престол
вступил Иаков I (1603 - 1625), П. думали, что наступил для них
благоприятный момент, так как король был воспитан в пресвитерианском
духе, и вышли к нему на встречу с так называемой "петицией тысячи" (1603
г.: "Millenary Petition"), под которой подписалось 827 человек, т. е.
1/10 часть духовенства Англии. Петиционеры требовали отмены обрядов,
реформы церковного суда, более строгого соблюдения воскресного дня,
который они отождествляли с еврейской субботой. Король принял петицию,
обещал созвать конференцию епископов и богословов для ее обсуждения, но
обещания не сдержал. Через несколько времени король объявил, что он
заставит быть их конформистами или выгонит их из Англии. С 1605 г.
начались изгнания пуритан и выселение их в Америку. XVII в. в Англии был
временем культурной, религиозной, социальной и политической борьбы. В
этой борьбе парии политические соединились с партиями религиозными.
Центральную роль играл пуританизм, который разделился на две крупные
фракции: пресвитериан и индепендентов. Борьба приняла (с 1633 г.)
ожесточенный характер при Лауде, который стремился уничтожить П. В
долгом парламенте верх одержали пресвитериане, а П. мечтали уже об
установлении в Англии республики. Организатором индепендентства и
выразителем пуританского образа мыслей был Кромвель. Политическая роль
П. окончилась с возвращением Карла II (25 мая 1660 г.). В первой
половине XVIII века, с 1729 г., П. возродились в виде медотистов. Ср. O.
Brosch, "Cromvell und puritanische Revolution"; Neal, "History of the
puritans" (1732); Fletcher, "The history of the revival and progress ot
Independency in England"; Barclay, "Inner life of the religious
Societies of the Commonwealth"; Weingarten, "Die Revolutionskirchen
Englands"; Waddington, "Congregational history"; С. С. Фортунатов,
"Представитель индепендентов Генри Вен".
П. Конский.
Пурпур - драгоценная в древности краска, добывавшаяся из выделения
особых желез некоторых переднежаберных моллюсков из рода Murex (именно
М. brandaris и М. trunculus). Железы, выделяющие П., свойственны и нек.
др. моллюскам, напр. обыкновенной на морских берегах Purpura. В
настоящее время П. совершенно утратил значение и добывание его давно уже
прекратилось, так как он с успехом заменен более дешевыми и удобными
минеральными красками.
А. П. Л.
Пуссен (Никола Poussin, 1594 - 1665) - знаменитый французский
исторический живописец и пейзажист, родился в Нормандии, первоначальное
художественное образование получил на своей родине, а потом учился в
Париже, под руководством Кентена Варена и Ж. Лаллемана. В 1624 г.,
будучи уже довольно известным художником, П. отправился в Италию и
близко сошелся в Риме с поэтом Марини, внушившим ему любовь к изучению
итальянских поэтов. произведения которых дали П. обильный материал для
его композиций. После смерти Марини, П. оказался в Риме безо всякой
поддержки. Обстоятельства его улучшились лишь после того, как он нашел
себе покровителей в лице кардинала Франческо Барберини и кавалера
Kaccианo дель-Поццо, для которого были написаны им "Семь таинств".
Благодаря серии этих превосходных картин, П. в 1639 г. был приглашен
кардиналом Ришелье в Париж, для украшения Луврской галереи. Людовик XIII
возвел его в звание своего первого живописца. В Париже П. имел много
заказов, но у него образовалась партия противников. в лице художников
Bye, Брекьера и Мерсье, ранее его трудившихся над украшением Лувра.
Особенно сильно интриговала против него пользовавшаяся покровительством
королевы школа Bye. Поэтому, в 1642 г., П. покинул Париж и возвратился в
Рим, где и жил до самой своей смерти. П. был особенно силен в пейзаже.
Воспользовавшись результатами, достигнутыми в этом роде живописи
болонской школой и проживавшими в Италии нидерландцами, он создал так
назыв. "героический пейзаж", который, будучи компанован сообразно
правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и
величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического
золотого века. Пейзажи Пуссена проникнуты серьезным, меланхолическим
настроением. В изображении фигур он держался антиков, через что
определил дальнейший путь, по какому пошла после него французская школа
живописи. Как исторический живописец, П. обладал глубоким знанием
рисунка и даром композиции. В рисунке он отличается строгой
выдержанностью стиля и правильностью. Ему принадлежит та заслуга, что,
благодаря любви к классицизму, которую он умел внушить своим
соотечественникам, на некоторое время был приостановлен развившийся у
французских художников вкус к вычурному и манерному. К лучшим
историческим картинам П., из которых большая часть хранится в Луврском
музее, в Париже, должны быть отнесены: "Всемирный потоп", "Германик",
"Взятие Иерусалима", "Тайная вечеря", "Ревекка", "Женаблудница",
"Моисей-младенец", "Поклонение золотому тельцу", "Иоанн Креститель,
крестящий в пустыне" и "Аркадские пастухи". Императорский Эрмитаж
обладает 21-м произведением этого мастера: из них наиболее любопытны:
"Моисей, источающий воду из камня" (№ 1894), "Эсфирь пред Артаксерксом"
(№ 1397), "Триумф Нептуна и Амфритриты" (№ 1400), "Воздержанность
Сциппиона" (№ 1406), "Танкред и Эрминия" (№ 1408) и два исторических
пейзажа (№№ 1413 и 1414). С картин П. гравировали: Шато, Пуайльи, Одран,
Пеен и Клодина Стелла. См. Cambry, "Essai sur lа vie et les ouvrages du
Poussin" (П., VII); Gaul de St.-Germain, "Vie de N. Poussin, considert
comme chef de l'ecole francaise" (П., 1806); H. Bouchit, "N. Poussin sa
vie et son oeuvre, suivi d'une notice sur la vie et les ouvrages de Ph.
de Champagne et de Champagne le neveu" (П., 1858); Poillon, "Nicolas
Poussin, etude biographique" (2 изд., Лилль, 1875).
Пустельга (Tinnunculus alaudarius) - небольшая хищная птица из сем.
соколиных (Falconidae) ростом немного больше кобчика. От настоящих
соколов П. отличается более короткими, слегка вздутыми пальцами и
сравнительно более длинным хвостом, до конца которого не достигают
крылья. Их когти и клюв, снабженный большим острым зубовидным выступом
по краю надклювья, устроены так же, как у соколов. П., как большинство
соколов, окрашена очень пестро. Обыкновенно основной цвет головы и шеи
самца - пепельно-серый, также как и нижней части спины и рулевых перьев
хвоста. Основной цвет остальных перьев, а также лоб, брови и горло самца
- более или менее рыжего цвета, с часто сильным серым или
голубовато-серым налетом. Хвост на конце рыжеватый или беловатый, с
широкой черной поперечной полосой перед концом. Маховые перья бурые.
Восковица и ноги - желтые. Когти черные. Самка окрашена бледнее, причем
общий цвет ее более рыжий; хвост тоже не серого, а темно-рыжого цвета.
Рыжий цвет молодых птиц светлее, чем у взрослых. П. - очень подвижная
птица. Большую часть дня она летает невысоко над землей, отыскивая пищу.
Временами она останавливается в воздухе, характерно распустив свой хвост
и быстро махая крыльями (отсюда местное название ее "трясучка"). Пища ее
состоит, главным образом, из насекомых и мелких грызунов, а также
птенцов мелких птиц. За взрослыми пташками она не охотится. Гнезда
устраиваются в самых различных местах, обыкновенно на деревьях или под
крышами старых домов и колоколен, часто в сорочьих гнездах, а иногда и
прямо в земле, в расселинах, по краям обрывов и оврагов. Кладка (в
апреле или в мае) состоит обыкновенно из 6 яиц, густо покрытых ржавыми
пятнами. П. очень широко распространена. В Центральн. Европ. России на
полях и лугах это самая обыкновенная птица. Она живет повсеместно в
Европе, кроме крайнего севера, в большей части Азии и Сев. Африке. На
юге П. - оседлая птица, в северных и умеренных странах - перелетная. В
южных степях вместе с обыкновенной П. живет степная П. (Т. сеnchris),
отличающаяся на первый взгляд от обыкновенной - белыми когтями и
однообразным кирпично-рыжим цветом спины.
Ю. Вагнер.
Пустынь. - Прежде уединенный монастырь или келья; теперь так
называются иногда даже очень многолюдные монастыри, возникшие в
безлюдных лесах или степях.
Пустырник (Leonurus L.) - род растений из сем. губоцветных
(Labiatae), колена Stachyoideae-Lamiinae. Травы с пальчато-нервными
листьями и розовыми, красными, пурпурными или белыми цветами в густых,
пазушных ложных мутовках. Чашечка трубчатая или трубчато-колокольчатая.
с 6-ю почти равными колючими зубцами. Венчик с короткой трубкой; верхняя
губа продолговатая, пушистая, нижняя трехлопастная. Тычинок 4. Орешки
тетраэдрические. Около 8 видов во внетропическом поясе Азии и Европы.
Три секции, принимаемые и за отдельные роды: 1) Chaiturus Benth. - без
волосяного кольца в трубке венчика L. Marrubiastrum L.
- с яйцевидно-ланцетными листьями, нередок в южной России по берегам;
2) Cardiaca Benth. - с волосяным кольцом в трубке венчика - L.Cardiaca
L. с пальчато-пятираздельными листьями, П., сердечник (трава
употребляется от биения сердца, тяжести желудка и катара легких),
обыкновенен во всей России на сорных местах; 3) Panzeria Benth. - без
волосяного кольца в трубке венчика - с 3 сибирскими видами.
Тр.
Пушкин (Александр Сергеевич) - величайший русский поэт, род. 26 мая
1799 г., в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой
ул. О своих предках по отцу он пишет в 1830-31 гг.: "Мы ведем свой род
от прусского выходца Радши или. Рачи (мужа честна, говорит летописец, т.
е. знатного, благородного), въехавшего в Россию во время княжения св.
Александра Ярославича Невского... Имя предков моих встречается поминутно
в нашей истории. В малом числе знатных родов, уцелевших от кровавых опал
паря Иоанна Васильевича Грозного. историограф именует и Пушкиных.
Григорий Гаврилович (ошибка; надо читать Гаврило Григорьевич) П.
принадлежал к числу самых замечательных лиц в эпоху самозванцев. Другой
П., во время междуцарствия, начальствуя отдельным войском, один с
Измайловым, по словам Карамзина, сделал честно свое дело. Четверо П.
подписались под грамотою о избрание на царство Романовых, а один из них,
окольничий Матвей Степанович - под соборным деянием об уничтожении
местничества (что мало делает чести его характеру). При Петре Первом сын
его, стольник Федор Матвеевич, уличен был в заговоре против государя и
казнен вместе с Цыклером и Соковниным. Прадед мой Александр Петрович был
женат на меньшой дочери графа Головина, первого андреевского кавалера.
Он умер весьма молод, в припадке сумасшествия зарезав свою жену,
находившуюся в родах. Единственный сын его, Лев Александрович, служил в
артиллерии и в 1762 г., во время возмущения, остался верен Петру III. Он
был посажен в крепость, где содержался два года. С тех пор он уже в
службу не вступал, а жил в Москве и в своих деревнях. Дед мой был
человек пылкий и жестокий. Первая жена его, урожденная Воейкова, умерла
на соломе, заключенная им в домашнюю тюрьму за мнимую или настоящую ее
связь с французом, бывшим учителем его сыновей, и которого он весьма
феодально повесил на черном дворе. Вторая жена его, урожденная Чичерина,
довольно от него натерпелась. Однажды он велел ей одеться и ехать с ним
куда-то в гости. Бабушка была на сносях и чувствовала себя нездоровой,
но не смела отказаться. Дорогой она почувствовала муки. Дед мой велел
кучеру остановиться, и она в карете разрешилась чуть ли не моим отцом.