<< Пред.           стр. 840 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 шотландские и ирландские, являются членами палаты только in posse, т. е.
 могут вступить в палату по избранию. Число английских пэров
 неограниченно и постоянно растет, вследствие новых возведений в это
 достоинство; от права возведения в достоинство шотландских пэров корона
 отказалась в 1707 г.; один новый ирландский П. назначается, когда
 вымирают три старых рода. С конца XVIII в., с появлением и ростом
 торгово-промышленной буржуазии, сила и влияние пэров падают, и палата
 лордов, где они заседают, отодвигается на задний план. Все старые
 привилегии пэров, кроме одной - наследственного права заседать в
 парламенте, - в настоящее время исчезли.
  В. В - зов.
  Пювис де-Шаванн(Puvis de Chavannes, 1824 - 98) - современный
 французский исторический живописец, образовался под руководством Ари
 Шеффера и Кутюра и посвятил себя преимущественно декоративной и
 монументальной живописи в духе итальянских живописцев XV ст.,
 произведения которых он изучал во время своего пребывания в Италии.
 Первые его картины в этом роде, обратившие на себя внимание, "Bellum" и
 "Concordia", были написаны в 1861 г. для амьенского музея. За ними
 следовали: "Работа" и "Покой" (1863), "Осень" (1864), "Ave Picardia" -
 символическое изображение сельской жизни в Пикардии (1865) и "Массилия"
 - идиллическая сцена из древнегреческой жизни. Самая лучшая картина П.
 де-Ш. в том же роде, "Propatria Indus", была написана в 1882 г., также
 для амьенского музея. В ней художник представил пикардийских юношей,
 упражняющихся в метании копий. В композициях де-Ш. пейзаж и человеческие
 фигуры играют одинаково важную роль и как бы взаимно дополняют друг
 друга, производя в высшей степени целостное впечатление. Не будучи
 безукоризненным рисовальщиком и даже умышленно избегая точно
 моделировать фигуры, П. де-Ш. ставил себе задачу главным образом
 передавать дух эпохи, из которой черпал сюжеты. Из его монументальных
 работ лучшими считаются фрески в парижском Пантеоне, изображающие 2
 сцены из жизни св. Геновевы, "Священная роща" (на лестнице дворца
 искусств в Лионе), картина в амфитеатре Сорбонны, "Inter artes et
 naturam" (на лестнице руанского музея), "Четыре времени года" (в
 парижской ратуше). Менее удачны его патриотические аллегории:
 "Вооруженная богиня-покровительница города Парижа следит глазами за
 воздушным шаром", "Богиня, принимающая письмо от почтового голубя", и
 "Париж, приветствующий Витора Гюго". См. Vachon, "P. de-Ch." (П. 1895).
  Пятигорск - окружный гор. Терской обл., на южн. склоне Машука: обязан
 своим происхождением минеральным источникам. До устройства поселения
 больные жили в Константиновской креп. (в 3 вер. от гор.) или во
 временных палатках, балаганах и кибитках. Постоянные дома стали
 устраиваться с 1812 г. С 1830 г. город окончательно получил название
 Пятигорска, до того же времени он назывался то Горячеводском, то
 Пятигорском. В 1829 г. в П. было домов 47, а в 1866 г. - 594 (в том
 числе каменных 217). Жит. было в 1866 г. 8862, а в 1897 г. - 18638, в
 том числе 10306 мжч. и 8332 жнщ. (не считая приезжих). По сведениям 1896
 г., pyccкиe и православные составляют 92% постоянных жит. Церквей
 правосл. 4, катол. 1, армян. 1, лют. 1; евр. молитв. дом. Муж. (177 уч.)
 и жен. (74 уч.) гимназии, город, учил. (224 уч.), со школою ремесленных
 учеников, 2-кл. жен. училище (132 уч.), начальное учил., церк. прих. и
 воскресная школы. Военный госпиталь и больница кн. Васильчиковой (12
 кроватей). Благотворительных обществ 3; одно из них имеет целью помогать
 больным приезжим, другое помогает местным жителям и содержит богадельню,
 третье помогает учащимся в разных учебных заведениях П. Грот Дианы,
 построенный известным архитектором Бернардаци; геогностический музей, с
 прекрасной коллекцией образцов всех горных пород, встречающихся в районе
 минеральных вод; грот Лермонтова; памятник Лермонтову на площади против
 собора; Эолова арфа (беседка). В окрестностях П. - провал, гора Юца,
 озеро Тамби или Тамбукан и казенный сад. Бальнеологическое общество.
 Летом в П. издается "Справочный листок кавказских минеральных вод". П.
 соединен жел. дорогой со всеми остальными группами вод.
 Торгово-промышленных заведений в 1896 г. было 298, с оборотом до 1800
 тыс. руб. Во время сезона открывается отделение госуд. банка. В 1896 г.
 поступило городских доходов 96333 руб., израсходовано 83532 руб. Жители
 занимаются садоводством, огородничеством и пчеловодством. Две ярмарки.
 Управление кавказскими минеральными водами. Водопровод. См. "Терский
 Календарь" и "Терский Сборник" за 1891, 1895 и 1896 гг.
  Пятидесятница - второй из трех великих праздников древнееврейского
 народа. Установлен в память дарования народу закона при горе Синае;
 праздновался в пятидесятый день после Пасхи. П. приходилась к окончанию
 жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву в
 храме, куда народ отовсюду собирался огромными массами (Jos. Antiq.,
 XVII, 10, 2). В день П. совершилось сошествие Св. Духа на апостолов,
 вследствие чего праздник этот перешел и в христианскую церковь, сохранив
 то же самое название, заменяемое иногда и другими
  - день св. Троицы, сошествие Св. Духа и пр. От П. ведется счет
 богослужебных недель, с их рядовыми евангельскими и апостольскими
 чтениями, вплоть до недели Мытаря и Фарисея (всего 32 недели), перед
 великим постом.
  А. Л.
  В древности под именем П. разумелся и весь промежуток времени,
 отделявший праздник Пасхи от праздника П., и праздник в память сошествия
 Св. Духа на апостолов, или П. в собственном смысле. В Постановлениях
 апостольских есть прямая заповедь праздновать П. (кн.V, гл. 20); в
 другом месте тех же Постановлений (кн. VIII, гл. 33) в числе дней, в
 которые рабы должны быть свободны от работ,после Пасхи и Вознесения
 упоминается и П. В IV в. у Евсевия Кесарийского, св. Василия Великого,
 Григория Богослова, Григория Нисского, Епифания, Златоуста, блаж.
 Августина и др. часто встречается упоминание о празднике сошествия Св.
 Духа под именем П. Есть предание, что на месте сошествия Св. Духа на
 апостолов устроен был первый христианский храм, который в IV в.
 возобновлен был св. Еленой. Пятьдесят дней после Пасхи уже в древней
 церкви были отличены некоторыми особенностями; так, в эти дни, как и
 теперь, полагалось чтение книги Деяний Апостольских. Особенную
 торжественность придавал празднику П. обычай древней церкви совершать в
 этот день крещение над оглашенными. В VIII в. св. Иoанном Дамаскином и
 Косьмою Маюмским составлены в честь праздника П. многие песнопения,
 которые и ныне поет церковь. В праздник П. непосредственно за литургией
 совершается вечерня, во время которой читаются священнослужителем в
 царских вратах, с коленопреклонением, три молитвы, составленные св.
 Василием Великим. В праздник П., по обычаю, храмы и дома верующих
 украшаются деревьями, травой и цветами. Это представляет собой начатки
 возобновляющейся весны, но вместе с тем указывает на обновление людей
 силой снисшедшего Духа Святого. Посвящая пятидесятый день после Пасхи
 воспоминанию сошествия Св. Духа на апостолов, церковь в следующий за тем
 день (понедельник) прославляет особо Пресв. Духа .См. П. Лебедев, "Наука
 о богослужении православной церкви" (М., 1890); прот. Г. Дебольский,
 "Дни богослужения православной кафолической восточной церкви" (т. II,
 СПб., 1887); прот. К. Никольский, "Пособие к изучению устава
 богослужения православной церкви" (СПб., 1888).
  Пятикнижие - общее название для первых пяти книг Библии: Бытия,
 Исхода, Левита, Числ и Второзакония. Название это есть перевод с
 греческого PentateucoV ,употребленного Оригеном; в самой Библии П.
 называется "Книгой закона Моисеева", "Законом" (Тора), "Книгой закона
 Иеговы" и т. д. (Неем. VIII, 1, 2, 3; I X, 3; ХIII, 1). В западной
 экзегетической литературе составляющие П. книги называются просто
 "Книгами Моисея" и в отдельности обозначаются цифрами - 1-я книга Моисея
 (т. е. книга Бытия), 2-я книга Моисея (т. е. Исход) и т. д. Книги эти
 частью исторического, частью законодательного характера; последний
 настолько преобладает, что все П. называлось иногда "Законом" (Тора).
 Автором П. признается Моисей, что находит себе подтверждение как в самой
 Библии, где во многих местах авторство приписывается Моисею, так и в
 древнем предании, и еврейском, и христианском. Это традиционное
 воззрение с конца прошлого века подверглось сначала робкой, а затем все
 более и более резкой критике, пока последняя не дошла в наше время до
 полного почти отрицания как авторства Моисеева, так и единства самого П.
 Поводом к этому послужила прежде всего заключительная глава П. (Второз.
 XXXIV), где рассказывается об обстоятельствах смерти и погребения
 Моисея: не мог же сам Моисей написать эту главу! П. не могло быть
 написано Моисеем - стала утверждать критика, - потому что в то время, к
 какому обыкновенно относят его происхождение, еврейский народ стоял на
 низкой ступени развития и не мог понимать и даже читать (по
 безграмотности) подобные книги, предполагающие сравнительно высокую и
 потому гораздо позднейшую культуру. Затем, при дальнейшем исследовании
 критика нашла, что как в самом П., так и в отдельных его частях или
 книгах нет единства, а напротив, замечаются явные следы авторства
 различных писателей, которые писали в разные века, с разных точек зрения
 и даже на разных ступенях религиозного развития. Так, замечено было (еще
 Астрюком, в 1753 г., в его "Conjectures etc."), что самые имена Бога в
 различных частях употребляются не одинаковые: в одних частях
 исключительно или преимущественно встречается Элогим, а в других -
 Иегова. На этом основании заключили, что П. состоит по крайней мере из
 двух разных документов, из которых один, более ранний, принадлежит
 "элогисту", другой, более поздний - "иеговисту". Это мнение было
 подхвачено немецкими экзегетами рационалистической школы (Эйхгорн,
 Де-Ветте, Эвальд). Крайним выразителелем его выступает Велльгаузен,
 который довел отрицание подлинности П. до последней степени, отвергнув
 даже подлинность десятословия. На пути своего развития критика прошла
 несколько стадий и в последнее время нашла себе выражение в трех
 гипотезах. По одной из них, так называемой фрагментарной, П. составилось
 из отдельных фрагментов, которые впоследствии собраны были в одно целое,
 но сохранили следы прежнего своего состояния в частых перерывах,
 повторениях и т. п. (Фатер, Гартман и др.). Гипотеза эта скоро была
 оставлена, так как более тщательное исследование обнаружило следы
 чьей-то одной, редакторской руки, наложившей очевидный отпечаток
 внешнего единства на все произведение. Выдвинута была другая гипотеза,
 супплементарная, старающаяся доказать, что хотя в своей основе П. и
 представляет единство, но эта основа в различные века дополнялась
 различными писателями, причем книга Второзакония является уже совсем
 поздним дополнением (Тух, Блеек, Делич и др.). По недостаточности
 оснований и эта гипотеза теперь оставлена (даже и самим Деличем), и
 наибольшей распространенностью пользуется гипотеза документарная,
 которая утверждает, что П. составлено двумя или большим числом
 компиляторов из различных документов. Отдельные критики допускают при
 этом самую широкую свободу предположений касательно и самих
 составителей, и числа, и характера документов. Этой гипотезы держится
 большинство новейших немецких богословов рационалистической школы, во
 главе которых стоит Велльгаузен. Они полагают, что Пятикнижие есть
 произведение весьма позднего времени (около вавилонского плена), на что
 указывают многие будто бы замечаемые в нем анахронизмы (в отношении
 места богослужения, обрядов, праздников, разделения народа на мирян и
 духовенство и т. д.). Свою теорию Велльгаузен воплотил в "Истории
 Израиля", в которой весь традиционный план священной или библейской
 истории подвергается самой радикальной переделке. В последнее время
 появилось много аналогичных библейско-исторических исследований и
 комментариев; крайним выражением этого направления явилась так
 называемая "Многоцветная Библия" (Кауча), в которой результаты
 критического анализа наглядно обозначены различными красками печати.
 Именно эта многоцветная Библия и показывает, до какой крайности можно
 дойти, держась односторонней теории. Едва ли можно найти двух-трех
 критиков, которые бы были вполне согласны между собой касательно
 авторства и времени происхождения тех или других документов, а также и
 самого состава документов, раздробляемых настолько, что нередко одна
 половина стиха приписывается одному автору; другая - другому, хотя между
 общими половинами нет ни малейшего различия ни по существу, ни по стилю.
 С расширением библейских и историко-археологических знаний оказалось,
 что теория Велльгаузена погрешает во многих существенных пунктах. Так,
 самое деление П. на документы элогиста и иеговиста сильно пошатнулось
 вследствие открытия в древнейших вавилонских клинописях (несомненно
 до-Моисеева происхождения) совместного существования тех самых
 "документов", которые приписывались критикой различным авторам.
 Несоответствие, будто бы, П. еврейской культуре времен Моисея
 опровергнуто египтологическими и ассириологическими исследованиями и
 открытиями, доказавшими, что египтяне и ассирияне обладали во времена
 Моисея обширной литературой. Было бы неестественно предполагать, что
 еврейский народ, живя среди этих народов и находясь в постоянном общении
 с ними, оставался безграмотным и диким. Предположение Велльгаузена, что
 учреждение девитства было делом уже позднейшим, опровергается тем
 фактом, что Египет, служивший для евреев колыбелью их культуры, имел
 строго выработанную иерархию, влияние которой не могло не отразиться и
 на религиозной организации молодого народа. Все это сильно пошатнуло
 теорию Велльгаузена, и в западноевропейской литературе началась реакция
 против увлечений отрицательной критики, в пользу положительного,
 традиционного воззрения.
 
  Литература. Кроме комментариев к Библии, библейских словарей ср.
 Hengstenberg, "D. Authentie d. Pentateuchs" (1836 - 1839); Graf, "Gesch.
 Bucher d. А. Т." (1866); Reuss, "Geschichte d. b. Schriften" (1881);
 Sayсе, "Higher Criticism and the Monuments"; статьи профессоров Якимова,
 Елеонского, Лопухина и др.
  А. Л.
  Ра - верховное божество древних египтян. Имя это означает "солнце",
 богом которого и был Р. Центром культа был Илиополь, где Р. был
 отожествлен с Тумом и где ему были посвящены, как его воплощения, птица
 феникс, бык мневис и обелиск. В других религиозных центрах Ра
 сопоставлен с местными божествами света: Амоном (в Фивах), под именем
 Амона-Р., Хнумом (в Элефантине) - в форме Хнума-Ра, Гором
  - в форме Ра-Гармахиса. Последнее сопоставление было особенно
 распространено. Известно несколько мифов об этом божестве,
 сохранившихся, кроме случайных заметок и намеков в различных религиозных
 сборниках и многочисленных гимнах, в специальном папирусе туринского
 музея, в надписях на стенах гробниц царей 19 - 20 дин. и др. Из них
 видно, что Ра считался сыном первобытного хаоса Нун и до мироздания
 пребывал в нем вместе с божествами стихий. Затем он, "более великий, чем
 произведший его, более древний, чем родившие его", вышел из Нун на том
 месте, где впоследствии возник город Великий Ермополь, и здесь, посде
 победы над силами мрака, повелел своим словом воссиять свету из цветка
 лотоса. Затем Ра произвел из себя пару богов: Шу и Тефнут, от которых
 родилась новая пара, Кеб и Нут - земля и небо, родители Осириса и его
 цикла. Эти божества составили так назыв. илиопольскую эннеаду, во главе
 которой стоял Р. Во время среднего царства было выработано возвышенное
 учение, по которому восемь божеств представляют единое со своим
 родителем, будучи членами тела верховного бога. Этот бог так говорит о
 себе в 17 гл. Книги мертвых: "Я - Тум, существующий, единый. Я - Р. в
 его первом восходе. Я - великий бог, создавший себя сам, создатель
 своего имени "владыки эннеады". Я был вчера; я знаю завтрашний день".
 Создав мир, Р. царствовал над ним подобно человеку-фараону, и в это
 время был золотой век. Р. все держал в своих руках, благодаря магической
 силе своего таинственного имени. Его премудрая правнучка Исида, когда он
 состарился, хитростью выпытала у него это имя; последствием было
 неповиновение людей. Пo совету своего отца, Р. решился истребить
 человеческий род, наслав на него свое "око" в виде богини Гатир, которая
 произвела страшное избиение; люди стали тонуть в собственной крови. Р.
 сжалился и спас на другой день уцелевших людей, напоив Гатор допьяна.
 Однако неблагодарность людей огорчила Р. и он решился уйти от них на
 небо. Богиня последнего, Нут, предстала пред ним в виде коровы, и он
 уехал, сев на ее спину. Люди раскаялись, явились проводить его, изъявили
 готовность перебить его врагов и учредить в честь него жертвы и культ.
 Царствовать стали Шу и Тефнут. Но и удалившись на небо, Р. не перестал
 благодетельствовать землю. Ежедневно выезжает он с востока в дневной
 барке, в сопровождении других божеств, чтобы освещать землю, и через 12
 часов пересаживается в ночную барку, чтобы в течение 12 ночных часов
 озарять 12 мытарств загробного мира. Зесь он побеждает чудовищ мрака и
 посещает богов и покойников, получавших от него наделы землей и
 считавшихся его вассалами. Только один час в сутки мог каждый из них
 наслаждаться его лицезрением и только особые избранники удостаивались
 счастья проводить с лучезарным богом все время, плывя с ним в барке. Эта
 участь считалась желанной для всякого благочестивого египтянина; отсюда
 множество гимнов в честь Ра и его изображений в надгробных надписях
 времен нового царства. Гимны эти попали и в "книгу Мертвых" (15 глава);
 кроме того, до нас дошли 75 "величаний" в честь Р. в гробницах царей 20
 династии. Небольшие пирамидки, на каждой из четырех сторон которых
 изображалась солнечная барка в различные периоды суточной жизни и
 писались молитвы Р. под изображением коленопреклоненного покойника,
 также должны были облегчать последнему постоянное пребывание во свете.
 Изображался Р. с головой кобчика на теле человека, с солнечным диском и
 змеей урея на голове. О культе P., особенно в форме Амона-Р. в Фивах,
 сохраняются в Берлинском музее интересные ритуальные папирусы, изучение
 которых начато О. Э. ф. Леммом ("Das Ritualbuch", 1886) и которые в
 настоящее время издаются. Первоначально при Р. не было женских божеств:
 он творил сам по себе, но впоследствии мы находим рядом с ним богинь
 Иycaаст, Рат и др. Искусственность их совершенно ясна, между прочим, уже
 из их изображений, которые делали из них двойника Исиды и Гатор, а не
 супруг иеракокефального бога света. Миф об истреблении людей см. у
 Naville, "La Destruction des hommes" (в "Transactions лондонского Общ.
 Библ. Археол.", т. IV и VIII); Brugsch, "Die neue Weltordnung" (1881);
 Lefebure, в "Zeitschrift fur agypt. Sprache" (1883). О плавании P.,
 составляющем предмет книги "Амдуат" (о том, что в преисподней), см. у
 Масперо, в "Biblioth. Egyptolog." (II, 1 - 181). Гимны в честь P. - у
 Naville, "La litanie du soleil" (Лпц., 1875).
  Б. Т.
  Рабат. (арабск. Эрребат, также Сла-Джедид, т. е. Новое Сале) - город
 в Марокко, у Атлантического океана, на левом берегу р. Бураграб; по ту
 сторону реки находится город Сале (Сла). Число жителей в обоих городах
 35000, из которых 1/3, исключительно мусульмане, живет в Сале; в Р. от 3
 до 4 тыс. евреев и до 50 европейцев. Оба города окружены стенами, для
 защиты от нападений берберов; последние разрушили даже водопровод, по
 которому вода проходила в город, и теперь арабы привозят воду в кожаных
 мехах. Крепость Касба защищает город от нападений с суши и с моря.
 Развалины старинного дворца и мечети, с башней вышиной в 65 метр.
 (Гассана). Производство ковров, покрывал, циновок; шерстяной материи,
 дубленой кожи, туфель, глиняных изделий. Вследствие небезопасного рейда,
 торговля Р. не очень значительна. В 1893 г. привоз (хлопчатобумажные
 изделия, сахар, чай, шерстяные товары) равнялся 4134150 фр., вывоз
 (шерсть, шерстяные товары, кожи; ковры) - 1365425 фр.; в том же году
 число судов, посетивших P., было 81 (из них 73 паровых), вместимостью в
 58274 тонны. Близ Р. находятся развалины древнего карфагенского города
 Села, впоследствии римской Хеллы (Ghella). Р. основан Якубом эль Мансур
 в 1306 г. и получил название Р. эль Фат (т. е. победоносный лагерь).
  Рабле (Франсуа Rabelais) - французский писатель, один из величайших

<< Пред.           стр. 840 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу