<< Пред. стр. 842 (из 1179) След. >>
развитием капитализма. Грегори Кинг в конце XVII-го века вычислил, чтонаселение Англии и Вэллиса лишь к 2300-му г. достигнет 11 миллионов, а к
3500 г. - 22-х миллионов, и на этой цифре остановится. Между тем, уже в
настоящее время цифра население Англии и Вэллиса превзошла 30 миллионов.
Вместе с этим общим ростом населения прогрессивно возрастала численность
Р. класса. Во всех цивилизованных странах (за исключением, быть может,
Англии) рост Р. класса значительно опережает естественный прирост
населения. Известная часть самостоятельных производителей переходит в
разряд несамостоятельных. Численность Р. класса в России прогрессивно
возрастала во второй половине XIX века, обгоняя прирост населения; одних
фабрично-заводских рабочих в 1896 г. числилось, согласно новейшему
официальному изданию: "Торгово-промышленная Россия" (под редакцией А. А.
Блау), до 1742181 человек. Если считать эту цифру сравнимой с цифрой
свода данных о фабрично-заводской промышленности России за 1893 г. -
1406765, то окажется, что за три года число фабричных рабочих
увеличилось на 336 тыс., т. е. на 24%.
Следующие данные последовательных цензов показывают рост числа
промышленных рабочих в Соединенных Штатах Северной Америки:
С 1880 по 1890 г. число рабочих увеличилось на 65,77%. Из 4477 тыс.
рабочих ценза 1890 г. 80,40% были мужчины, 16,92% - женщины и 2,68% -
дети.
Констатируемое в земледелии оттеснение наемного труда или сокращение
относительной численности земледельческого Р. класса стоит в тесной
связи с сельскохозяйственным кризисом и зависящим от него падением
значения земледелия во всей системе германского народного хозяйства.
Вследствие абсолютно огромного приращения рабочих, занятых в
промышленности и торговле, общее относительное число лиц, исполняющих
предпринимательскую функцию, падает. Это означает рост численности и
социального веса обособленного Р. класса.
Таким образом, на Р. класс в Германии приходится 56,8% всего
производительного населения, при чем к рабочим не причислены члены их
семейств, занятые в предприятиях.
Если обратиться к чисто промысловым занятиям, который по терминологии
германской статистики обнимают всю промышленность, горное и
горнозаводское дело, торговлю, ресторанное дело, артистическое и
торговое садоводство, рыболовство и рыбоводство, несельскохозяйственное
животноводство и некоторые стороны транспортного дела, то процесс
относительного роста Р. класса выступить с особенной ясностью. В 1882 г.
число предпринимателей во всех промысловых занятиях составляло 39,9 %,
число служащих - 2,8%, число рабочих - 57,6%. В 1895 г. соответствующие
цифры были: 28,4%, 4,4%, 66,9%. Для промышленности в тесном смысле цифры
констатируют еще более резкие изменения: 1882 г. - 37,3%, 2,0%, 60,8%;
1895 г. - 25,8%, 3,3%, 70,9%. Процент рабочих моложе 16 лет в общем
числе промысловых рабочих Германии составляет 8,8. Процент рабочих
женского пола составляет 19,6, без малолетних - 17,6 (при этих
вычислениях работающие члены семей исключались). В историческом развитии
промышленности процентное отношение между мужчинами и женщинами
изменяется в смысле увеличения числа последних. Машинное производство
благоприятствует женскому и детскому труду. Не следует, однако,
преувеличивать размеры, значение и общность этого процесса, не говоря
уже о том, что ему ставятся значительный препятствия фабричным
законодательством и рабочими коалициями. Американский ценз 1890 г.
констатировал, что за десятилетие с 1880 по 1890 г. число женщин,
занятых промышленным трудом, возросло на 47,91%, тогда как число мужчин
возросло на 78,93%. В хлопчатобумажной промышленности Соедин. Штатов
Северной Америки процент занятых женщин за этот период даже пал. Число
детей в составе активного Р. класса Соедин. Штатов Северной Америки
упало с 1880 по 1890 г. на 32,25%. Германская промысловая перепись 1895
г. констатировала, что с размером предприятий отношение числа рабочих
моложе 16 лет к числу взрослых рабочих не возрастает, а падает. Таким
образом теория, в силу которой по мере промышленного развития труд
взрослых мужчин прогрессивно вытесняется трудом женщин и детей, не может
быть поддерживаема в прежней абсолютной форме. Точно также нет солидных
оснований утверждать, чтобы квалифицированный и хорошо оплачиваемый труд
прогрессивно вытеснялся неквалифицированным и плохо оплачиваемым.
Действительный процесс гораздо сложнее такого представления. Развитие
промышленности постоянно создает одни и уничтожает другие виды
квалифицированного труда. Самое машинное производство требует во многих
случаях повышения умственного уровня рабочего. Не выдерживает также
критики фактов утверждение, что процесс новейшего промышленного развития
раскалывает Р. класс на избранных и на простых рабочих и что между этими
двумя классами образуется целая пропасть. Фраза об аристократии Р.
класса сложилась как плод поспешного обобщения некоторых явлений
английского тред-юнионизма на весь мир промышленных рабочих. В
действительности необученные (простые) рабочие своим подъемом обязаны
рабочим обученным и хорошо оплачиваемым, которые, по общему правилу,
являются авангардом своего класса в борьбе за улучшение условий труда.
Столь же невозможно утверждать, что развитие промышленности имеет
тенденцию прогрессивно увеличивать отношение числа безработных к общему
числу рабочих. Наблюдения самых сведущих экономистов нашего столетия
(Сисмонди, Родбертус, Маркс) над первыми шагами развития новейшего
капитализма привели к теории, согласно которой по мере развития
капитализма степень эксплуатации Р. класса повышается, доля его в
национальном доходе падает и общее положение ухудшается. Это утверждение
опровергается фактами новейшей экономической истории, удостоверяющими,
что реальная заработная плата в главнейших капиталистич. странах
повышалась и социальная сила Р. класса возрастала. Противоречие старой
теории с новыми фактами разрушается исторически. Первый период
капиталистического развития культурного мира действительно
характеризуется повышением эксплуатации труда. Это вызывает реакцию со
стороны Р. класса, объективное значение которого в национальном
производстве прогрессивно растет. Соответственно этому растет его
классовое сознание и уменье защищать свои интересы. Свободные
учреждения, которые выработало историческое развитие буржуазии,
сослужили ему при этом большую службу. Социальная и политическая сила Р.
класса стоит в прямом отношении к его экономическому значению, которое,
в свою очередь, зависит от степени промышленнокапиталистического
развития страны (исключение представляют, быть может, Соед. Штаты Сев.
Америки, благодаря их колониальному характеру). В только что указанном
смысле первое место принадлежит Англии, где Р. класс оказывает
наибольшее реальное влияние на ход государственной жизни и всего лучше
организован для охраны своих жизненных интересов. В Германии, второй
капиталистической стране Зап. Европы, Р. класс довольно рано сплотился в
могущественную политическую организацию - социал-демократическую Р.
партию, но по своей реальной силе он далеко уступает английскому; его
экономические организации слабы и не добились еще признания ни со
стороны правительства, ни со стороны предпринимательского класса.
П. Струве.
Раввин (от раб - "учитель") - духовный представитель еврейской
общины, исполняющий в ней обязанности наставника, проповедника,
блюстителя и толкователя религиозного закона, а прежде присоединявший к
ним и функции судейские. Право на занятие должности P., по еврейскому
закону, имеет всякий, отличающийся основательным богословским знанием и
благочестием,. Во время существования первого храма рядом со
священниками ааронидами, в руках которых сосредоточивался храмовой
культ, религиозными наставниками являются пророки, которые по большей
части были миряне. После вавилонского плена, реставрации храма и реформ
Ездры и Неемии светский элемент еще более усиливается в деле
религиозного наставничества, в лице "книжников" (соферим) и "мужей
Великого Собора". Впоследствии роль наставников и толкователей закона
переходит к фарисеям, вступающим в открытую борьбу с саддукеями, которые
были преимущественно священниками. С разрушением второго храма Р.
становятся единственными религиозными руководителями народа. В числе Р.
талмудического периода и последующих веков встречаются люди из
всевозможных общественных сфер и самых разнообразных профессий. Однако,
еще в талмудический период установлена была известная форма посвящения
на раввинство - так называемая семиха, т. е. ординация посредством
рукоположения. Этот обряд, упраздненный в начале IV в., вновь был введен
к XIV в., при чем претендовавшему на звание Р. выдавалась venia docendi
(гаттарат-гораа), с правом на титул морену (т. е. учитель наш).
Должность Р. считалась почетной; первоначально занимавший ее не получал
никакого вознаграждения. Начиная с XIII в. общины мало помалу стали
назначать приглашаемым ими Р. известное вознаграждение. Р. был первым
лицом в общине и являлся представителем ее перед властью. В Испании и
Германии правительство назначало иногда верховных Р. или "великих
магистров над всеми Р." (Magisler Judaeorum, Hochmeister). Особенно
влиятельно положение Р. ("доктор жидовские") было в Польше. где им
предоставлены были королями весьма широкие судебные полномочия и где
организованы были периодические съезды раввинов, для решения сложных
процессов и разъяснения спорных пунктов талмудического права. Во второй
половине XVI в. эти съезды обратились в правильные синоды. В новейшее
время характер и организация раввината подверглись весьма значительным
изменениям. Деятельность раввинов везде ограничена областью религии и
школы. Кроме богословских знаний, приобретаемых в специальных
учреждениях, он должен обладать общим образованием. Раввинат везде
подчинен правительственному надзору и урегулирован особенными
узаконениями. Во Франции и Бельгии существует консисториальная
организация. В Англии Р. подчинены лондонскому верховному Р.
(Chief-Rabbi). В некоторых германских государствах (Вюртемберг, Баден,
Мекзенбург-Шверин) делами раввината ведают "церковные советы"
(Kirchenrath, Oberrath). В России закон 3 мая 1855 г. требовал для
определения в Р. окончания курса в раввинских училищах или в общих
высших и средних учебных заведениях; в случае недостатка таких
кандидатов, разрешалось приглашение ученых евреев из-за границы;
последнее правило теперь отменено. Хотя раввинские училища давно
закрыты, тем не менее и в настоящее время от Р. требуется
образовательный ценз среднего учебного заведения (ст. 1083 уст. иностр.
испов. по прод. 1890 г.). Лица, удовлетворяющие требуемому законом
образовательному цензу и выбираемый на должность официальных или
"казенных" Р., не всегда обладают специальной подготовкой, нужной для
исполнения богословских обязанностей; поэтому во многих общинах рядом с
казенными существуют еще духовные раввины. Р. выбираются на три года и
утверждаются губернским начальством. На них, кроме исполнения треб и
обрядов, лежит еще обязанность ведения метрических книг.
Равенство, как политический принцип играло роль уже в древней Греции,
особенно в Афинах, где оно (isonomia) было одним из постоянных и
важнейших требований демократии но понималось чрезвычайно узко, как
равенство перед законом и равное право на участие в управлении
государственными делами, но не для всех, а только для свободных граждан;
рабы, иностранцы, женщины исключались. Таким образом это было равенство
с сохранением важнейших из существовавших привилегий и неравенств. В
древнем Риме не было даже и термина, соответствовавшего греческой
isonomia, но фактически Рим, распространив свою власть почти на весь
известный ему мир, очень скоро уравнял в правах провинциалов и римских
граждан, т. е. уничтожил одну из важнейших привилегий древнего мира. В
области религии принцип Р. перед Богом был провозглашен христианством (о
Христе бо Иисусе несть эллин, ни Иудей, раб ни свобод, но всяческая и во
всех Христос). Средние и новые века, до XVIII века включительно, были
эпохой господства всевозможных привилегий и неравенств - сословных,
классовых, расовых и иных. Борьба средних классов против аристократии
воскресила в XVIII в. идею Р.; наиболее ярким ее выразителем явился
Руссо. Все люди, по его словам, родятся равными не только социально, но
и духовно; воспитание и общественные условия вносят в их среду
неравенство; в царстве дикарей доныне господствует полное Р., забытое
цивилизацией; следовательно, идеал, к которому надо стремиться - позади.
Начало политического Р. осуществлено в американской конституции, а затем
нашло теоретическое и в значительной степени практическое выражение во
французской революции. Р., свобода и братство провозглашены основными
правами человека и гражданина . Конституция 1791 г., ст. 1, гласит: "Все
люди родятся свободными и равными. Социальные различия могут быть
установлены только ради общей пользы". Конституция 1793 г., ст. 3: "Все
люди равны по рождению и перед законом". Конституция 1848 г., ст. 4:
"Французская республика признает принципом свободу, Р. и братство". Из
французских конституций принцип Р. перешел во многие швейцарские, частью
даже в германские. В течение всего XIX в. происходила борьба за
распространение принципа Р. на все гражданские и общественные отношения.
Философская основа этого принципа (Р. всех по рождению) давно оставлена,
как совершенно несостоятельная, но тем не менее Р. является главным
требованием современной демократии. В противоположность демократии
греческой, демократия современная проводит его без различия расы,
класса, сословия, даже пола, иногда, впрочем, по требованию
обстоятельств, делая те или иные исключения (прежде в Америке для
цветных, теперь для китайцев, часто и во многих местах для женщин. В
принцип Р., как оно понимается ныне, входят: Р. перед законом и судом
(уничтожение всяких привилегий в сфере как гражданского, так особенно
уголовного и процессуального права); Р. обязанностей по отношению к
государству, как личных (всеобщая воинская повинность), так и
имущественных (не в смысле абсолютного Р. обложения, а в смысле Р.
тяготы); Р. прав на участие в управлении государством (всеобщее
голосование, распространяемое последовательными демократами и на
женщин). Против принципа равенства выставляются возражения и ведется
борьба со стороны сторонников классовых и сословных различий, которые,
опираясь: 1) на неравенство духовных и физических сил людей, 2) на
абсолютное неравенство имущественных жертв, приносимых государству в
действительности и требуемых, в будущем, демократией, и, наконец, 3) на
невозможность вполне последовательного проведения принципа Р.
(малолетние, безумные и т. д. требуют опеки и не могут пользоваться
равными правами в сфере публичной жизни), требуют различия в правах на
управление. С противоположной стороны указывают на то, что принцип Р.
перед законом и даже Р. в правах на управление остается пустым звуком,
пока между людьми существуют слишком большие имущественные различия;
так, напр., на суде человек, имеющий возможность заплатить адвокату, и
человек, не имеющий этой возможности, не могут быть равны даже при
наличности безвозмездной защиты. С этой точки зрения принцип Р. в том
виде, как он выставлен французской революцией, критикуется, как
буржуазный, и ведется борьба за расширение его в сторону экономического
равенства. В. В - в.
Равнины - Р. отличаются от нагорий тем, что они находятся на
небольшой высоте над уровнем моря. Можно приблизительно принять, что
равнины находятся ниже 150 саж. или 300 м., или 1000 рус. фт. над
уровнем моря, а нагорья - выше. Подобно тому, что уже замечено о
нагорьях, и рельеф равнин более или менее разнообразен. На большей части
равнин встречаются или отдельные возвышенности (холмы, шишки, шиханы,
сопки), еще чаще - долины рек и речек и овраги (балки). Первая форма
неровностей земной поверхности обязана своим происхождением действию
воздуха, дождевых вод, быстрой смене температур, попеременному таянию и
замерзанию, вторая - действию текучих вод или ледников. Самые обширные
равнины земного шара занимают: 1) значительную часть
Европейско-Азиатского материка - Западную Сибирь, значительную часть
Туркестана, большую часть Европейской России и небольшую часть Западной
Европы до западного берега Франции. На севере восточная и западная часть
этой равнины отделены Уральским хребтом, далее на юг подобного
разделения не существует. 2) Равнина, занимающая почти весь
Южно-американский материк к В от Анд и прилегающих к ним нагорий; близ
устьев Амазонки и Ориноко она доходит до берега Атлантического океана.
Относительно равнин нельзя выразиться так определенно. Осадков (дождя и
снега) на равнинах обыкновенно выпадает менее, чем в горных странах (да
и то не везде); но зато с гор вода и стекает быстрее, так что воздух и
верхний слой почвы горных стран в общей сложности не влажнее воздуха и
поверхности почвы равнин. Сравнивая равнины и нагорья материков, не
трудно убедиться в том, что нагорья суше. Это всего резче выражено па
обоих американских материках. Самая сухая часть Южн. Америки - нагорья
на западе. Напротив, обширная равнина Амазонки очень влажна, осадков
выпадает много, о чем свидетельствует роскошная растительность, воздух
очень влажен, поверхность почвы также. На Северо-Американском материке
нагорья на западе также гораздо суше равнины Миссисипи на востоке, на
большей части которой выпадает более 800 мм. осадков в год, а частью и
более 1000. На ЕвропейскоАзиатском материки есть очень сухие равнины
Туркестана, западной части Индии, но пространство очень сухих нагорий
гораздо обширнее; с другой стороны есть Р. очень влажные восточные части
Индии, все Р. Загангского полуострова, равнина восточного Китая. Самая
обширная пустыня земного шара, Сахара, состоит на большей части
пространства из нагорий.
А. В.
Равноденствие - моменты, когда солнце в своем видимом движении по
эклиптике пересекает экватор. Весеннее равноденствие наступает 8 марта
по старому стилю, когда солнце переходит из южного полушария в северное,
а осеннее 10 или 11 сентября, когда оно переходит из северного в южное.
В эти дни для всех мест земли солнце восходить и заходить в точках В. и
З. горизонта и день равен ночи. Пересечения экватора с эклиптикой
называется точками равноденствий. Вследствие эллиптичности орбиты земля
переходит от точки осеннего равноденствия до весеннего скорее, чем
обратно. Положение экватора, а также эклиптики медленно изменяется,
поэтому меняется положение равноденственных точек и время равноденствия.
От точки весеннего равноденствия ведется счет прямых восхождений по
экватору, долгот по эклиптике. Определение положения этой фиктивной
точки на небесной сфере составляет одну из главных задач практической
астрономии. Р. обусловливают смену времен года. Промежуток между двумя
одноименными Р. называется тропическим годом, который и принят для
измерения времени. Юлианский год заключает 3651/4, суток, поэтому
равноденствие приходится на разное время суток, передвигаясь вперед
каждый раз на 6 часов. Вставной день високосного года возвращает
равноденствие на прежнее число года. Но тропический год немного меньше
юлианского и равноденствие в действительности медленно отступает по
числам юлианского года. В григорианском же летосчислении, вследствие
пропуска 3 дней в 400 лет, оно почти неподвижно. В настоящее время
весеннее равноденствие по новому стилю наступает 20 марта, но 1900 год
не будет считаться високосным и равноденствие перейдет на 21 марта. Это
число и постановлено в григорианском календаре пригонять к весеннему
равноденствию.
В. С.
Рага (caнскр. Raga = краска. цвет, страсть желание, наслаждение
чем-либо) - в индийской музыкальной терминологии олицетворения
музыкальных строев или ладов ("гласов"), числом шесть и более. У каждого
Р. была и своя подруга, Рагини (Ragini). В философской школе Йога это же
имя носит одно из пяти основных огорчений, а именно любовь.
Раджа (санскр. raja - царь) - индийский титул владетельной особы,
государя, князя или царя. Слово это происходит от корня raj - сиять,
блестеть, и ведет свое начало еще из индоевропейской эпохи. Иногда для
усиления его прибавляются эпитеты в роде Мага-Р. (великий царь), или