<< Пред.           стр. 858 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 знаменитые "Синдики гильдии ткачей" (наход. в Амстердаме) и "Возвращение
 блудного сына" (имп. Эрмитаж, № 797), а в 1682 - "Еврейская невеста" (в
 амстердамском музее). Многочисленные гравюры Р. отмечены теми же
 достоинствами, как и его картины: характерность рисунка, мастерская
 передача трудных световых эффектов, свободный, уместно тонкий или
 энергичный ход гравировальной иглы - отличительные качества P., как
 гравера. Перечислить все его картины и гравюры представляло бы слишком
 большой труд; достаточно будет сказать, что его творческая мысль
 проникала во все сферы человеческого бытия; портреты, сцены из
 современной жизни, мифологические, библейские, евангельские и
 исторические сюжеты - все это занимало художника. Однако,
 преимущественною его любовью пользовались темы из Библии и Евангелия,
 как более соответствовавшие протестантскому мировоззрению великого
 мастера. С особенным интересом и наиболее часто он обращался к истории
 страданий Спасителя, которые трактовал в картинах и гравюрах, полных
 христианского чувства. Произведения Р. высоко ценятся любителями
 искусства; обладание ими составляет гордость всякого музея; всех других
 картинных галерей богаче ими Императорский Эрмитаж, в котором
 насчитываются 42 картины Р. Великий мастер оказал огромное влияние на
 всю голландскую живопись; главные из его непосредственных учеников - Ф.
 Боль, Г. Флинк, Г. ван ден Экгоут, А. де Гельдер, Н. Мас, Фабрициюс, Ф.
 де Конинк. С. ван Гогстратен, Я. Бакер, Я. де Вет, В. де Портер, Ю.
 Овенс, А. Вердаль и Дрост. Ср. Схельтема, "Redevoering over het leven en
 de verdiensten van R. Van Rijn" (Амстердам, 1853; по-франц. П., 1866);
 Восмар, "R., sa vie et ses oeuvres" (2 изд., Гаага, 1877); Э. Фромантен,
 в "Les maitres d'autrefois" (3 изд., 1877); Боде, "Studien zur
 Geschichte der hollandischen Malerei" (Брауншвейг, 1883); Блан,
 "L'oeuvrede R." (H., 1880, 371 л.); Дютюи, "L'oeuvre complet de R."
 (около 368 л.; там же, 1883); Д. А. Ровинский, "Полное собрание гравюр
 P." (1000 фототипий, СПб., 1890); Э. Мишель, "R., sa vie, son oeuvre et
 son temps" (П., 1893): Ф. Зейдлиц, "Rembrandts Radierungen" (Лпц.,
 1894); его же, "Kritisches Verzeichniss der Radierungen R." (там же,
 1886); анонимного автора, "R. als Erzieher"; Кнакфус, "Rembrandt" (в
 "KunstIermonographien"; русск. перев., СПб., 1890); Боде, "Oeuvre
 complet de R." (вышли в свет I и II тт., П.). А. А. Сомов.
  Ремиссия - термин торгового права, которым означают как возврат
 (обратную отсылку) ценностей и пр., так и уступку (скидку), делаемую для
 округления платежей.
  Ренан (Жозеф Эрнест Renan) - знаменитый французский филолог и
 историк, родился в небольшом городке Бретани, в 1823 г. Его отец,
 небогатый моряк, умер, когда Р. было 5 лет. Наибольшее влияние на Р. в
 детстве оказывала его старшая сестра, Генриетта, с которой он сохранил
 дружбу до самой ее смерти. Мать Р., имея в виду посвятить его церкви,
 отдала его в местную духовную семинарию, откуда он перешел в 1838 г. в
 парижскую семинарию св. Николая (St.-Nicolas du Chardonnet), которою
 управлял тогда знаменитый впоследствии Дюпанлу. Это было небольшое, но
 блестящее и модное учебное заведение, куда поступали избранные ученики,
 по большей части из знатных фамилий. Здесь Р. впервые познакомился с
 светской литературой; Мишле, В. Гюго и Ламартин произвели на него
 особенно сильное впечатление. Так как в семинарии св. Николая не было
 философского класса, то Р. перешел в 1842 г. в Исси (Issy), в отделение
 большой семинарии св. Сульпиция. Знакомство с немецкой философией
 нанесло первый ударь его прежним верованиям: с этих пор "вечное fieri",
 метаморфоза без конца стала казаться ему законом мира" - но он оставался
 еще католиком по чувству и намеревался сделаться священником, утверждая,
 что для этого нет надобности воровать во все то, чему будешь учить. В
 1843 г. он поступил, для изучения богословия, в семинарию св. Сульпиция
 и увлекся изучением еврейского языка, под руководством аббата Ле-Гира
 (Le Hir). В следующем году ему было поручено преподавание еврейской
 грамматики в семинарии и позволено слушать в университете лекции
 знаменитого археолога Катрмера. Ле-Гир рассчитывал сделать из Р. светило
 католической науки; но занятия еврейским языком, положив начало научной
 карьере Р., повели к окончательному его разрыву с церковью. Историк, а
 не философ по натуре. Р., после ближайшего ознакомления с библейской
 критикой, окончательно признал невозможность для себя духовной карьеры,
 вышел из семинарии и не принял места преподавателя в духовной коллегии,
 только что основанной парижским архиепископом Аффром для сближения
 церковной науки со светской. На этот раз Р. остался твердым в своем
 решении, несмотря на все увещания своих прежних профессоров и
 руководителей. "Я не из тех - читаем мы в его "интимных письмах", -
 которые решились никогда не изменять раз принятых воззрений, к какому бы
 научному результату они ни пришли.... Но в настоящее время я не могу
 верить в переворот, по крайней мере настолько сильный, чтобы привести
 меня к католической и священнической ортодоксальности". Чтобы как-нибудь
 материально устроиться, Р. принял место репетитора в Иезуитской
 подготовительной школе св. Станислава, но остался там лишь три недели,
 так как руководители школы стесняли только что приобретенную им свободу
 мысли. Он перешел репетитором в пансион Крузэ, где близко сошелся с
 одним из своих учеников и почти сверстником, известным впоследствии
 ученым Вертело; эта дружба не осталась без влияния на развитие Р. Не
 смотря на многочисленность занятий в пансионе. Р. продолжал изучение
 восточных языков, в 1847 г. сдал все университетские экзамены и получил
 место профессора философии в версальском лицее. В том же году он
 представил в акад. надписей рукопись своего первого ученого труда -
 "истории семитических языков" ("Histoire generale des langues
 semitiques"), который в свое время имел весьма важное значение не только
 по филологической эрудиции автора, но и как одна из первых попыток
 изучения народной психологии на основании языка. До 1848 г. Р. мало
 интересовался политическими и социальными вопросами. Февральская
 революция произвела на него сильное впечатление, но не вызвала в нем
 особых симпатий к демократии. В книге: "Будущее науки" ("L'Avenir de la
 science"), составленной в конце 1848 и в 1849 г., он проводит мысль, что
 нельзя желать торжества народа при его теперешнем состоянии, так как оно
 было бы хуже победы франков и вандалов: народ, однако, слишком силен,
 чтобы находиться в подчиненном положении: поэтому необходимо поднять и
 просветить его. К этому времени относятся работы P.: "Eclaircissements
 tires des langues smitiques sur quelques points de la prononciation
 greque" (П., 1849) и "Sur l'etude du grec dans l'occident au mоyen age",
 за которые он получил от академии надписей командировку для научных
 занятий в Италию. К этому же времени относится первая мысль Р. о
 критической истории происхождения христианства. "Самая важная книга XIX
 ст. - писал он тогда - будет иметь заглавие: Критическая история начал
 христианства ("Histoire critique des origines de Christianisme").
 Удивительный труд! я завидую тому, кто его выполнит. Такая книга будет
 трудом и моего зрелого возраста, если только не помешает смерть или
 роковые внешние обстоятельства". Восьмимесячное пребывание Р. в Италии
 возбудило в нем любовь к искусству и дополнило его развитие в
 эстетическом отношении, а научным результатом командировки была его
 докторская диссертация: "Averroes et l'Averroisme" (П., 1852). Побывав
 около этого времени в Берлине, где его сестра была гувернанткой в одной
 семье, Р., по возвращении вместе с нею в Париж, получил место при
 национальной библиотеке. В 1855 г. была издана его "История семитических
 языков"; в следующем году он был избран членом академии надписей. За
 этот период времени он поместил целый ряд статей по морали и истории
 религии в "Journal general de l'instrucеion publique", в "Revue
 asiatique", в "Journal des Debats" и в "Revue des deux Mondes". Эти
 статьи были изданы им потом в двух сборниках: "Etudes d'histoire
 religieuse" (П., 1857) и "Essais de morale et de critique" (П., 1859),
 создавших ему репутацию либерального философа. Около этого времени Р.
 женился на племяннице известного художника Ари Шеффера и вступил в
 состав редакции "Journal des Debats". Журнальная работа не отвлекла Р.
 от научных занятий; он перевел, с ученым комментарием, книгу Иова и
 Песнь Песней и написал "Nouvelles considerations sur le caractere
 general des peuples semitiques" (П., 1859). В 1857 г. умер Катрмер и в
 College de France освободилась кафедра еврейского языка и библейской
 экзегетики. Р. был единственным возможным кандидатом на эту кафедру, но
 министерство не решалось предоставить ее заведомому еретику, и Наполеон
 III, взамен кафедры, поставил Р. во главе экспедиции, снаряженной для
 археологического исследования древней Финикии (1860). Результаты этой
 командировки, продолжавшейся около года, Р. опубликовал в 1864 г. под
 загл.: "Mission de Phenicie". Его раскопки не особенно расширили наши
 сведения о Финикии; но Р. посетил Палестину, и под живым впечатлением
 виденных мест написал, во время экспедиции, "Vie de Jesus", в ее
 первоначальной форме, имея под руками только Новый Завет и сочинения
 Иосифа Флавия. По возвращении в Париж, Р. был назначен профессором в
 College de France, но при условиях крайне для него невыгодных:
 товарищи-специалисты считали его более литератором, нежели ученым; двор
 и церковь - еретиком, либералы - отступником, продавшимся Наполеону III.
 Его вступительная лекция (изданная под заглавием : "De la part des
 peuples semitiques dans l'histoire de la civilisation", П., 1862) была
 встречена враждебными возгласами, но окончилась шумной дружественной
 манифестацией слушателей, так как новый профессор смело и решительно
 изложил свои воззрения на начало христианства. Курс был приостановлен
 после первой лекции; Р. протестовал особой брошюрой ("Chaire d'hebreu au
 College de France", H., 1862), но протест его остался без последствий.
 Тогдашний министр Дюрюи предложил ему променять кафедру на видное место
 в национальной библиотеке; Р. отказался и был лишен кафедры
 императорским декретом (1864). Вскоре после того он напечатал несколько
 работ по еврейской эпиграфике, а также "Rapport sur les progres de la
 litterature orientale et sur les ouvrages relatifs a l'Orient" (Пар.,
 1868). В 60-х годах вышли и три первых тома его "Histoire des origines
 du christianisme", доставившей ему всемирную известность, "Vie de Jesus"
 (Н., 1863), "Les Apotres" (П., 1866) и "Saint Paul" (П., 1869). Как
 критик и исследователь, Р. значительно уступает немецким ученым, на
 которых он весьма часто опирается. Его оригинальность, составляющая и
 сильную, и слабую сторону его произведений, состоит в художественной
 обрисовке деятелей и их среды. Опираясь на психологию современных
 религиозных людей и отчасти на свою собственную, тщательно изучив
 современную жизнь в Палестине (для этой цели Р. совершил еще раз
 путешествие на Восток), Р. пытается воссоздать в живой картине начало
 христианства в ранний период его истории. Отсюда захватывающий интерес
 его книг, отсюда же и коренной их недостаток - крайний субъективизм и
 модернизация первоначального христианства и его деятелей. В конце 60-х
 годов Р. сделал попытку вступить на политическое поприще: он написал
 книгу, посвященную текущей действительности ("Questions contemporaines",
 Н., 1868), и в 1869 г. поставил в д-те Сены и Марны свою кандидатуру в
 законодательный корпус. Как политик. Р. был либеральным империалистом, в
 духе своего друга принца Наполеона, и так резюмировал свою программу:
 "свобода, прогресс без революции и без войны". Избран он не был. В это
 время, со смертью Мунка, снова освободилась кафедра еврейского языка в
 College de France, и Р. во второй раз поставил свою профессорскую
 кандидатуру, но безуспешно, что не помешало ему за несколько месяцев до
 падения Наполеона издать книгу ("Monarchie constitutionelle en France",
 П., 1870), в которой он решительно защищает конституционную империю.
 Война 1870 г., с ее последствиями для Франции, нанесла тяжелый удар Р.,
 но не излечила его политического идеализма. Воспитавшись на немецкой
 философии, проникнутый глубоким уважением к немецкой науке, Р. считал
 возможным примирение с Германией и в открытом письме к Дав. Штраусу,
 протестуя против отнятия у Франции Эльзас-Лотарингии, настаивал на
 необходимости совместного действия против общего врага цивилизации -
 славян, преимущественно русских. Штраус перевел письмо Р. и издал его, с
 своим ответом, в пользу немецких раненых, причем, подобно многим другим
 представителям немецкой науки, обнаружил такое настроение, при котором
 не могло быть и речи о примирении. Под влиянием этого разочарования Р.
 радикально изменил свою точку зрения по отношению к немцам и русским. С
 другой стороны, исход войны не уничтожил в Р. доверия к либеральному
 цезаризму, который, по его мнению, лучше всего мог излечить раны
 Франции. Самым подходящим для этого человеком ему казался принц
 Наполеон. Коммуна усилила в Р. глубокое недоверие к демократии. Свои
 политические впечатления Р. изложил в книге "Reforme intellectuelle et
 morale" (П., 1871) самой характерной для Р., как политика. Во время
 коммуны Р. жил в Версале и там обдумал свои "Dialogues philosophiques",
 с их презрением к толпе и требованием господства избранных, с их верой в
 торжество идеала, который будет богом и в то же время результатом
 эволюции. Философия Р. стоит не выше его политики. Отправившись в Рим,
 он написал здесь 4-й том своих "Origines" - "Antechrist", за которым
 вскоре последовали и три остальные тома ("Les Evangiles", "L'eglise
 chretienne", "Marc Aurele"), в которых сильно заметно влияние на автора
 последних событий, заставивших его обратить особенное внимание на
 социально-политическую сторону истории христианства. Между тем еще
 правительство национальной обороны назначило Р. на кафедру в College de
 France, что заставило его интенсивнее заняться историей древних евреев.
 Плодом этих занятий были: "Corpus inscriptions cemiticarum (первый
 выпуск которого появился еще в 1867 г.), перевод Экклезиаста, с
 введением и комментариями; и "История народа израильского" (Нistoire du
 peuple d'lsrael", 5 том., Н., 1893), второе главное основание всемирной
 известности Р. Это последнее произведение отличается теми же
 достоинствами и недостатками, как и "Les Origines du christianisme": то
 же художественное воспроизведение прошлого в блестящей форме, тот же
 произвольный субъективизм в характеристиках, та же модернизация явлений
 прошлого. Как критик и исследователь, Р. и здесь значительно уступает
 немецким историкам, но превосходит их как художник. В 1879 г. Р. был
 избран членом франц. академии; в 1882 г. - президентом азиатского
 общества, в 1884 г. - администратором College de France. В 1883 г.
 появились его "Souvenirs d'enfance el de jeunesse", очень важные для его
 ранней биографии и весьма характерные для его настроения в старости.
 Такое же значение имеют его "Feuilles detachees". Между 1878 и 1886 гг.
 появились его "Философские драмы" ("Caliban", "L'Eau de Jouvence", "Le
 pretre de Nemi", "L'Abbesse de Jouarre"), в которых выразились его
 политические, религиозные и этические воззрения. Самые характерные черты
 этих драм - крайний скептицизм по отношению к некоторым нормам
 нравственности (в "L'Abbesse de Jouarre") и примирение с Калибаном, т.
 е. с демократией. "По существу Калибан - говорит Р. - оказывает нам
 более услуг, чем это сделал бы Просперо, реставрированный иезуитами и
 папскими зуавами". Р. умер 2 (14) октября 1892 г. См. Rons, "Ernest R."
 (П., 1882); M-me Darmesteter, "La vie de E. R." (П., 1898).
  M. Корелин.
 
  Литература. В русск. переводе из соч. Р., помимо заграничного издания
 "Жизни Иисуса", имеются лишь мелкие произведения его, частью в виде
 отдельных брошюр ("О происхождении языка", Ворон., 1886; "Что такое
 нация", СПб., 1886, 2 изд. 1888; "Ислам и наука", М., 1888; "Место
 семитских народов в истории цивилизации", М., 1888; "Разорение
 Иерусалима", М., 1886) или журнальных статей ("Древние религии", в
 "Эпохе", 1864, №7; "Конец античного мира", из "Marc Aurele et la fin du
 monde antique", в "Деле", 1882, № 5 и 6; "Марк Аврелий" в "Заграничн.
 Вестнике", 1882, №1; "Иудаизм как раса и как религия", в "Восходе",
 1883, №4), частью в виде сборников ("Исторические очерки", под редакц.
 В. Чуйко, СПб., 1886; "Сборник мелких статей и речей", перев. В. Штейна,
 СПб., 1895), а также некоторые его рассказы ("Бретонка" в "Сев.
 Вестнике", 1890, №7; "Трепальщик льна", в "Русск. Обозрении", 1893, №5;
 "Эмма Козилис", ib., №6). Литература о Р.: Desportes et Bournand,
 "Ernest Renan, sa vie et son ceuvre" (П., 1892): E. Grant Duff, "Ernest
 R., in memoriam" (Л., 1893); Seailles, "Ernest R., essai de biographie
 psychologique" (П., 1894); G. Monod, "Les maitres de l'histoire: R.,
 Taine, Michelet" (П., 1894); Zeiler, "Strauss und R." (в его "Histor.
 Vortrage und Abhandlungen", т. I); Allier, "La philosophie d'Ernest R."
 (П., 1895); кн. С. Н. Трубецкой, "Р. и его философия" ("Русск. Мысль",
 1898, № 3); ст. Н. Страхова (в его "Борьбе с Западом"), А. Волкова
 ("Правосл. Собеседник", 1877, №4), С-на ("Рус. Обозрение", 1892, № 9 и
 10), Л. Слонимского ("Вестн. Европы", 1892, № 11 и 12); характеристики
 Э. Зола ("Вестник Европы", 1878, № 5), Брандеса (перев. в "Деле", 1882,
 №3), Леметра (пер. в "Русск. Мысли", 1888, №4); Л. Слонимский,
 "Философские драмы Р." ("Вестн. Европы", 1893, №1); ст. К. Арсеньева о
 "Калибане" ("Вестн. Европы", 1879, №1), об "Антихристе" (1875, №12), о
 "Souv. d'enf. et de jeun." (1883, №9) и об "Истории Израильского народа"
 (1888, №6 и 1891, №5); Ю. Николаев, "Р., как беллетрист" ("Рус.
 Обозрение", 1893, №6); абб. Гетэ, "Опровержение на выдуманную жизнь
 Иисуса Христа, соч. Э. Ренана" (пер, с франц., СПб., 1865); Берсье,
 "Царское достоинство Иисуса Христа, ответ Э. Ренану и Л. Толстому"
 ("Правосл. Обозрение", 1889, №4); И. Яхонтов, "Изложение и
 историко-критический разбор мнения Р. о происхождении еврейского
 единобожия" ("Прибавления к Творениям св. отцов", 1884, ч. XXXIII). С.
 Годлевский, "P., как человек и писатель" (СПб., 1895).
  Ренегат (новолат.) - лицо, отрекшееся от своей веры, в особенности
 перешедшее из христианства в ислам.
  Ренессанс (итал. Rinascimento. франц. Renaissans = Возрождение) -
 общепринятое название эпохи, следовавшей в истории западноевропейского
 искусства за готической и продолжавшейся со средины XV до начала XVI
 стол. Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре
 к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства, а в
 живописи и ваянии, кроме того
  - сближением художников с природой, ближайшим вникновением их в
 законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных
 явлений. Движение в этом направлении возникло прежде всего в Италии, где
 первые его признаки были заметны еще в XIII и XIV вв. (в деятельности
 семейства Низано, Джотто, Орканьи и др.), но где оно твердо установилось
 только с 20-х годов XV в. Во Франции, Германии и др. странах это
 движение началось значительно позже; несмотря на это, его свойства и ход
 развития, особенно в том, что касается до архитектуры, были везде почти
 одинаковы. Вообще эпоху Р. можно разделить на три периода. Первый из
 них, период так наз. "Раннего Возрождения", обнимает собой в Италии
 время с 1420 по 1500 г. В течете этих восьмидесяти лет искусство еще не
 вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать
 к ним элементы, заимствованные из классической древности, и старается
 примирить между собою те и другие. Лишь впоследствии, и только
 мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий
 жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и
 смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции
 своих произведений, так и в их деталях. Церковное зодчество остается еще
 верным типу базилик с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в
 обработке частностей, в расстановке колонн и столбов, в их отделке, в
 распределении арок и архитравов, в обработке окон и порталов, подражает
 грекоримским памятникам, причем стремится - по крайней мере в Италии - к
 образованию обширных, свободных пространств внутри зданий. Особенно
 излюбленным становится коринфский орден, капители которого подвергаются
 разнообразным видоизменениям, подчас весьма остроумным и красивым. Еще
 более, чем в храмоздательство, новизна проникает в гражданскую
 архитектуру, произведения которой, главным образом дворцы владетельных
 особ, городских властей и знатных людей, хотя и удерживают в себе нечто

<< Пред.           стр. 858 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу