<< Пред. стр. 893 (из 1179) След. >>
дает посредственные урожаи на местах; где унаваживание производится неежегодно; сплошного удобрения здесь нельзя встретить даже в лучших.
хозяйствах. Песчаная, местами иловатая почва сев. части у., без
постоянного удобрения, совершенно неплодородна. По берегам р. Оки
прекрасные заливные луга. С покосов на Ю уезда сено получается сочное,
душистое, в северной (Заокской или Мещерской) сторон луга тощие. Богатые
залежи фосфоритов (разрабатываются); добывается также торф. Уезд
орошается рекою Окою и ее притоками, из которых более значительные:
Вожа, Меча, Трубеж и Пра; судоходна одна Ока; на ней в пределах уезда 10
пристаней. Озер и болот много по левой стороне Оки, в сев. части у.
Озера лежат среди болот или в долине р. Оки; все озера незначительны.
Особенно болотиста часть у., прилегающая к границе Спасского у.; из
болот более обширное - Большое, которое, соединяясь со многими другими,
оканчивается громадными Родовицкими болотами. Начиная с 1867 г. в уезде
осушено болот более 1 тыс. дес. В 1887 г. лесами занято было 125820 дес.
(св. 30% площади у.) Леса сосредоточены в северной части уезда; на юг от
Оки они встречаются небольшими рощами. Жителей в у. (без Рязани) 170959,
в том числе 79522 мжч. и 91437 жнщ.; население великорусское, главная
масса его - православные; раскольников ок. 4000. По раскладке земства на
1898 г., казне принадлежало 28488 дес., городу 447 дес., частным
владельцам 188868 дес., крестьянским обществам 164365 дес. Прежде
главная масса частновладельческих земель находилась во владении дворян:
в 1865 г. им принадлежало 154039 дес. К 1895 г. дворянское землевладение
сократилось до 89773 дес., т. е. на 42%. По данным за 1896 г., из 100
дес. общего количества земли приходилось 35 пахотной, 32 лесной, 23
лугов, выгонов и проч., неудобной 10 дес. Скота у крестьян: раб. лошадей
25440, жеребят 3853, коров 26470, телят 14576, овец 80727, свиней 9730.
1 заводская конюшня, 3 конских завода и несколько заводов рогатого
скота. Хлебопашество составляет важнейшее занятие крестьянского
населения. В 1897 г. под посевами было: ржи 26000 дес., овса - 11500,
гречи - 2000, проса - 3000, картофеля - 5500, чечевицы - 1500, остальных
яровых хлебов - 3500 дес. При среднем урожае хлеба не хватает на
покрытие потребностей местного населенна. Сады и огороды, расположенные
вблизи г. Рязани, имеют промышленное значение. В 1896 г. местными
промыслами занимались 14203 чел.; более всего плотников, сапожников,
портных и кузнецов. Фабрик и заводов 359, с производством на 2433510 р.,
при 2744 рабоч.; по оборотам первое место занимают шпалопропиточный
завод (186 тыс. р.), 2 машиностроительных (450 тыс. руб.). 5 лесопильных
(210 тыс. р.), 25 сенопрессовальных (103 тыс. руб.), 20 ватных фабрик
(973 тыс. руб.), 38 суконных и шерстобитных (260 тыс. руб.). Торговых
документов в уезде выдано в 1896 г. 1393, из них гильдейских - 281, на
мелочную торговлю - 861. Народных школ в Р. у. в 1896 - 97 уч. г. было
123; из них 73 земские (в 1865 г., при введении земских учреждений, шк.
в у. было всего 4), 2 минист., частных 6, церк.-приход. и грамоты - 42.
Учеников 8011 об. пола (ок. 50% всех детей школьного возраста); из них
5380 (67%) обучались в земских школах. На содержание школ израсходовано
61450 р. (в том числе 36192 р. земством). Преподавателей в народных
школах 130 чел. (73 жнщ.) и 82 законоучителя. Земская богадельня на 100
чел., колония и приют для малолетних преступников, 3 больницы на 104
кровати; врачей на службе земства 5, низшего медиц. персонала 7,
ветеринарный врач 1. По земской смете 1898 г. назначено на расходы
242584 р., из них на содержание управы 15670 р., на народное образование
37632 р., на медицинскую часть и общ. призрение 43902 р. Почт.-телеграф.
учреждений 3. Церквей правосл. 112 (55 камен. и 57 дер.); м-рей 3, два
муж. и один женский. Р. у. интересен в археологическом и историческом
отношении; несколько старинных церквей, много предметов каменного века
(раскопки Парковского могильника около Рязани); найдены клады с
арабскими монетами и предметами из драгоценных металлов.
A. Ф. С.
Рязань Старая - с. Рязанской губ., Спасского у., при р. Оке, в 2 вер.
от уездного города; ныне незначительное селение, в XI - XIII вв. была
столицею велик. кн. рязанских. Упоминается впервые в 1096 г.; в 1208 г.
была сожжена Всеволодом Юрьевичем, кн. муромским, в 1237 г. разорена
Батыем и позже неоднократно подвергалась опустошениям, что и было
причиною перенесения столицы в Переяславль-Рязанский (ныне гор. Рязань).
Как город, Р. Старая упразднена в XVIII в. Остатки укреплений, зданий,
гробниц вел. князей; при раскопках находят много древних драгоценных
вещей. Пристань на Оке, почта и телеграф.
Ряса - верхняя одежда христианских священнослужителей, которую они
носят вне богослужения. Это - широкая прямая одежда (иногда лишь
несколько суживающаяся в поясе), покрывающая все тело от шеи до пят, с
большими рукавами, от половины руки расширяющимися. Цвета она может
быть, для всех лиц белого духовенства и для епископов, всякого (не
исключая и белого), для лиц монашествующих - только черного. В первые
три века христианские священнослужители в своей частной жизни одевались,
вероятно, как миряне. Отправляя апостолов на проповедь (Map. VI, 9),
Христос сказал им: обувайтесь в сандалии, но не облачайтесь в две ризы.
Это не установляло, однако, общего правила относительно одежды
духовенства: иначе апостолы не употребляли бы впоследствии, поверх
хитона, фелони (2 Тим. IV, 13). Слова Христа обусловливались, вероятно,
временем года, когда апостолы отправлены были на проповедь. Паллий (в
его первоначальном виде) был, по-видимому, предпочтительно употребляем
клиром в качестве верхней одежды или P., еще со времен апостольских. Еще
до христианства верхней одеждой людей серьезных, например, посвящавших
себя изучению наук, был преимущественно паллий, называвшийся плащом
философов. Его усвоили себе, с некоторыми изменениями, и клирики, бывшие
прежде философами. Такой плащ или паллий носил блаж. Иероним, которого,
поэтому, не один раз принимали за философа, а иногда за обманщика,
который чужою формой одежды хотел усвоить себе не свое звание, о чем сам
Иероним пишет к Марцелле (послан. XXXVIII, 5). Pallium asceticum
надевали иногда и епископы, не бывшие аскетами, напр. Мартин Турский (IV
в.), но большинство их воздерживалось от употребления этого костюма,
непопулярного в народе. Известно, что pallium ascelicum не носили ни
Киприан Карфагенский, ни блаж. Августин. Папа Целестин (V в.) запретил
клирикам этот вид одеяния; в VI в. его уже вовсе не существовало.
Епископы в IV в. иногда носили верхнюю одежду белого цвета, но этот
обычай не был общим. С V в. начинает упоминаться habitus religionis -
одежда "религиозного характера", которая могла быть употребляема
клириками в их обыденной жизни, подобно тому, как священные облачения
употребляются ими при богослужении. Особая одежда - "церковная"
(clericalis) - дается Герману Оксерскому и Цезарию Арльскому, при первом
их вступлении в клир. На существование особого и от богослужебных
облачений, и от одежд мирских костюма клириков в это время указывает
Аполлинарий Сидоний, в письме к одному из своих друзей, вступившему в
клир. В VI в. стали одеваться по-новому, по образцу варваров, покоривших
римские области; место длинного костюма римского, полного "важности и
достоинства", заступили одежды короткие. Церковь держала себя в стороне
от этих новшеств и тщательно хранила вид и материал древней одежды
церковной. Собор агдский (506 г., прав. XX) обязывает клириков носить
одежду и обувь, какие употреблялись ими дотоле, При Григории Вел.
клирики одевались "поримски", в одежды длинные, чем они отличались от
мирян. Эту одежду св. папа называет "одеждой религиозной", "святой" -
название новое, неизвестное в предыдущие века. Мартин, епископ пражский
(572 г.), предписывает клиру иметь верхнюю одежду до пят. На Востоке
только в VII в. одежда клириков стала отличаться от одежды мирян.
Трулльский собор в прав. 27 установляет, что клирики должны носить
одежды "уже определенные" для состоящих в клире. VII-й всел. собор, в
прав. 16, говорит, что "всякая роскошь и украшение тела чужды
священнического чина и состояния". По словам Вальсамона (в толковании на
вышеупомянутое правило), клирики носили во время собора особенно
роскошные одежды, так наз. "экзанитовые", у которых нижние части были не
только другого цвета, но и златотканые. В VIII в. однообразие одежды
клира на Востоке снова исчезло, под влиянием иконоборства. В Х веке все
клирики носили обязательно одежду черную. В западной церкви цвет одежды
клириков не был определен канонически до XVI в. Действующие правила
относительно одежды клириков в римской церкви санкционированы триентским
собором. Особенно разнообразны в католичестве одежды церковных орденов.
Некогда главные цвета монашеского одеяния на Западе были - темно-красный
каштановый и коричневый.
Н. Б - в.
Ряска (Lemna L.) - родовое название растений из сем. рясковых. Это -
крохотные многолетние растеньица, плавающие обыкновенно в громадном
количестве на поверхности тихо стоячих вод. Между цветковыми растениями
Р. наиболее редуцированы: у них нет расчленения на стебель и лист, и все
тело их представлено зеленою пластинкою, несущею снизу один корень, а по
бокам сзади боковые, такие же пластинчатые побеги, сидящие в особых
углублениях, так наз. кармашках. Побеги разрастаются, обособляются и
таким образом происходить размножение Р. Цветут они крайне редко. Цветки
мелкие, невзрачные, однополые, появляются в кармашке. Они собраны в
мелкие соцветия, состоящие из двух мужских цветков, низведенных до 2
тычинок, и одного женского цветка, представленного лишь пестиком.
Соцветие снабжено небольшим листовым придатком, напоминающим крыло у
початкоцветных. Завязь одногнездная с 1 - 4 - 6 семяпочками. Плод -
мешочек. Семя имеет толстую кожуру и небольшой белок; при прорастании
оно вскрывается крышечкою. Род Lemna распадается на подроды: 1)
Hydrophace (завязь с одною семяпочкою; белок трехслойный; сюда относится
обычное в наших водах L. trisulca L. - погруженное в воду растение,
побег имеет вид продолговатоланцетного прозрачного листка с тонкою
ножкою; боковые побеги не отделяются от произведшего их, отчего
растеньице кажется очень ветвистым. L. minor L., также обычное у нас
растеньице, плавающее на поверхности воды; тельце его округлое,
эллиптическое, непрозрачное; не суженные в ножку боковые побеги вскоре
обособляются от произведшего их; 2) Telmatophace (завязь с 4-6
семяпочками; белок однослойный; сюда относится редкое у нас растение L.
gibba L., раздутое тельце которого содержит воздушные полости).
Представители Р. встречаются во всех странах света как в умеренных, так
и с тропическим климатом, но только в пресной воде. Р. идет в пищу
свиньям, курам, гусям и уткам ("утиная трава"). С. Р.
Савва - свят. (1169 - 1237), в мире Растько (Ростислав), младший из
сыновей Стефана Немани, брат Стефана сербского Первовенчанного. На 18-м
г. оставив предоставленное ему отцом удельное княжение, С. удалился на
Афон, где принял монашество, возобновил запустевший Хиландарский м-рь,
дал ему устав, завел строгое общежитие, создал благотворительные
учреждения, заботился о просвещении. Возвратясь на родину, С. был
игуменом в Студеницком монастыре, потом устроил новый монастырь в
местности Жиче. Отправившись в Никею, он склонил императора и патриарха
к учреждению в Сербии независимой архиепископии и сам принял звание
архиепископа (1219). На обратном пути, в Солуни, С., по выражению жития
его, "книги многи преписа законные о исправлении вере, их же требование
соборная ему церкви". Под законными книгами разумеют прежде всего
Кормчую книгу, которую он списал в греческом тексты и потом перевел на
славянский язык; это - та самая Кормчая, которая потом прислана была
киевскому митрополиту Кириллу II болгарским деспотом Святиславом и была
принята к общему употреблению на владимирском соборе 1274 г. Прибыв в
Сербию, С. основал свою кафедру в Жиче, учредил восемь епархий и кафедр
архиерейских и поставил им епископов, преимущественно из своих учеников.
Созвав собор, С. всенародно произнес православное исповедание веры,
которое повторяли за ним все присутствовавшие, начиная с государя, брата
его Стефана II, и изрек осуждение на ереси и расколы. Он заботился о
восстановлении в Сербии христианской семейственности, стремясь в тоже
время к ограждению безопасности Сербии, угрожаемой соседними уграми, и о
возвышении политического значения государства. Брата своего Стефана он
венчал королевским венцом. В 1233 г. он поставил в преемники себе своего
ученика Арсения, а сам отправился в путешествие на Восток. Умер в
Тернове (в Болгарии), 14 (по другим 12) января 1237 г. Полгода спустя
мощи С. были перенесены в Мелешевский м-рь, на юго-западе Герцеговины,
между Сербией и Черногорией, близ городка Преполье. В 1208 или 1210 г.
С. составил краткое житие своего отца Стефана Немани (изд. Шафариком).
Когда мощи отца его прославились чудотворениями и он был причислен к
лику святых, С. написал "Каноны и стихеры и чудотворения" его. Он
составил уставы иноческого жития для трех монастырей: Студеницкого,
Хиландарского ("Указание жития в монастыри Пресвятые Богородицы") и
Карейского. В 1595 г. мощи С. сожжены турками. Имя св. С. появляется в
русских святцах со времени митроп. Киприана и затем входит в общие
святцы русской церкви; память его 12 января. Западная церковь также
признает С. в числе святых. См. П. С. Казанский, "Жизнь св. С., первого
архиепископа сербского" ("Прибавления к творениям св. отцов", 1849); Е.
Голубинский, "Краткий очерк истории православных церквей болгарской,
сербской и румынской или молдо-валашской" (М., 1871); прот. К.
Добронравин, "Очерк истории славянских церквей" (СПб., 1873); Ив.
Малышевский, "Св. С., архиепископ сербский" ("Церковные Ведомости",
1892, № 9).
Саввин-Сторожевский - Рождество-Богородицний мужской 1-го класса
монастырь - Московской губ., Звенигородского уезда. Основан около 1380
г. преп. Саввою (см.). В XVI в. монастырь пользовался значительным
благосостоянием, а после явления мощей св. Саввы (1652) достиг
наибольшей славы, особенно покровительствуемый царем Алексеем
Михайловичем и его сыном Феодором. В начали XVIII в. стал приходить в
запустение; в 1812 г. был разорен французами. Богатая ризница. См.
Смирнов, "Историческое описание Саввино-Сторожевского м-ря" (М., 1860, 2
изд.).
Савина (Марья Гавриловна) - артистка русской драматической труппы
Имп. театров, дочь актера Подраменцова (по театру Стремлянова), род. 30
марта 1854 г. в Каменец-Подольске, училась в одесской гимназии, в 1869
г. дебютировала в Минске, в пьесе "Бедовая бабушка", играла с
возраставшим успехом в Харькове, Калуге (куда она поехала уже выйдя
замуж за провинциального актера Савина), Нижнем Новгороде, Казани, Орле,
Саратове и др. В Петербург С. приехала в 1874 г. и, после блестящего
дебюта на сцене благородного собрания, была приглашена на
Александринскую сцену, где выступила в роли Кати, в пьесе "По духовному
завещанию", и скоро заняла первенствующее место. В 1899 г. она получила
звание "заслуженной артистки"; в том же году дала несколько
представлений в Берлине, где имела выдающийся успех. Репертуар С. очень
богат и разнообразен, обнимая собою роли самого противоположного
свойства, от наивных и шаловливых девочек в современной легкой
драматурги до крупных комических или истинно драматических типов в
произведениях Гоголя ("Ревизор"), Островского ("Последняя жертва",
"Бесприданница", "Невольницы" и др.), А. Потехина ("Виноватая" и др.),
Тургенева ("Месяц в деревне", "Провинциалка"), Лопе-де-Вега ("Собака
садовника"), Шекспира ("Укрощение строптивой"). Современные. иностранные
драматурги (Ибсен, Зудерман и др.) нашли в ней тоже прекрасную
исполнительницу; многие из современных русских писателей обязаны главным
образом ей успехом своих произведений. Отличительные черты таланта С. -
поэтическая женственность, искренняя веселость наряду с глубоко
трогающим драматизмом, развитая до высокой степени совершенства мимика.
Ср. М. Карнеев, "Мария Гавриловна Савина и критики ее сценической игры"
(СПб., 1894).
П. В.
Савиньи (Фридрих Карл von Savigny, 1779-1861) - знаменитый юрист,
основатель исторической школы права; происходил из старинного
лотарингского дворянского рода, один из представителей которого в 1630
г., в эпоху гонений на протестантов, переселился в Германию. С. посещал
университетские лекции в Марбурге, где на него оказал влияние чтением
пандект Вейс, образованный философски и литературно юрист "элегантной"
голландской школы; затем он слушал Шпиттлера в Геттингене. С 1800 г. он
читал в Марбурге уголовное и римское право. В 1803 г. он выпустил в свет
книгу: "Das Recht des Besitzes", сразу доставившую ему громкую
известность. В 1810 г. он занял кафедру во вновь основанном берлинском
унив., где завязал дружеские связи с Нибуром и Эйхгорном. В 1812 г. С.
был уже ректором университета. В 1814 г. появляется его знаменитый
памфлет: "Vom Berufe unserer Zeit fuг Gesetzgebung und
Rochtswissenschaft"; с 1815 г., вместе с Эйхгорном, он основывает
"Zeitschrift fur geschichtliche Rechtswissenschaft", предназначенный
проводить в жизнь идеи новой школы; в том же году появляется первый том
его "Geschichte des Romischen Rechts im Mittelalter". В 1840 и 1841 г.
изданы им первые пять томов "System des heutigen Romischen Rechts". В
1842 г. С. стал во главе выделенного из министерства юстиции особого
министерства законодательства, программа деятельности которого,
составленная С., была вполне одобрена только что вступившим на престол
учеником С., прусским королем Фридрихом Вильгельмом IV. До 1848 г. С.
поглощает политическая деятельность; лишь в 1847 г. появляется 6-й том
"Системы". В 1850 г. он издает 5 томов "Vermischte Schriften", в 1851 -
52 гг. - два тома обязательственного права. В 1856 г. С. был назначен
членом палаты господ и королевским синдиком, но до смерти уже не
принимает участия ни в какой общественной деятельности. Всесторонней
оценки деятельности С., как философа, политика и ученого, мы до сих пор
не имеем, хотя о нем написано много трактатов. Успех его воззрений на
процесс правообразования, положенных в основание учений исторической
школы, объясняется не столько способом формулировки этих воззрений,
сколько общественным настроением, подготовленным предшественниками С.
(особенно Монтескье и Гуго), моментом, когда они были высказаны, и
обстановкой, при которой появились. Консервативные и реакционные течения
общественной мысли были в полной силе, когда Тибо хотел путем создания
общего гражданского уложения сплотить политические силы для борьбы с
"султанизмом" многих германских правительств того времени. Перенеся
центр тяжести поставленного Тибо политического вопроса на почву
отвлеченно философскую и краткою и неопределенною, в сущности,
формулировкою своего учения не затронув страстей, С. вывел из
затруднения многих ученых Германии, не склонных к политической борьбе и
охотно перешедших к частным историческим исследованиям, вместо решения
жгучих и щекотливых вопросов. Отсюда же и повсеместное покровительство
учению С. со стороны правительств. В ответ на замечания, иногда резкие и
сильные, С. не развивает подробно своих воззрений, наполняя свой журнал
специальными статьями и работами. И до сих пор, поэтому, учете С.
излагается кратко, стереотипными фразами, взятыми из его памфлета и
передовой статьи в журнале, возбуждая неразрешенными трудами С. вопросы
о связи личного и коллективного творчества в правообразовании, о роли
законодательства и т. д. Свои специальные работы С. также не связывает с
своей философией, давая сплошь и рядом фантастические, лишенные общих
выводов, исследования. В "Истории римского права", вместо решения общего
вопроса об отношении прав национального и римского, дается богатая
фактическими подробностями история литературной обработки этого права,
без сопоставления ее с развитием права в действительной жизни.
Устранение от принципиальных споров и горячая отповедь Геннеру,
заподозрившему политическую благонадежность С., показывает, что и сам С.
придавал своему учению столько же политическое, сколько и научное
значение. Противоречия в его воззрениях (особенно на роль
законодательства в жизни) и их детальная невыработанность дают основание
думать, что многие стороны учения С. не были ясны и ему самому, не
интересуя его с принципиальной стороны. Политические убеждения С. были