<< Пред. стр. 904 (из 1179) След. >>
Н. С.Санкхья (санскр. Samkhya - относящийся к числу, численный,
"перечисляющий", затем перечисление, исследование, различение,
размышление) - древнейшая и главнейшая из шести философских школ древней
Индии, более близкая к школе йога; время и место ее возникновения (в
сев. Индии) еще не поддаются определению. Можно только утверждать, что
школа С. существовала еще в добуддийскую эпоху, как это доказывает ряд
общих черт у буддизма и С., подтверждающий туземное предание о
происхождении буддизма из основных учении С. (см. Якоби, "Der Ursprung
d. Buddhismus aus dem Sankhya-Yoga", в "Nadir, d. Gott. Gesellsch. d.
Wissenschaften", 1896, стр. 43 и сл). Так как с другой стороны очевидно,
что философия С. - поздние древнейших упанишад, то не лишено вероятия
мнение Рих. Гарбе, что С. возникла в виде реакции пантеизму упанишад.
Другого, малоправдоподобного, мнения держатся Нилакантха Шастри Гор,
Гауг (Gough) и Макс Мюллер, утверждающие, что С. первоначально
представляла собой "перечисление" основных понятий веданты, излагаемой в
упанишадах, при котором были употреблены особые выражения; подлинное
значение этих терминов со временем забылось, и с ними связаны были новые
понятия, составившие основы философии С., позднейшим развитием которых
является учение С. в тесном смысле слова. Если в древнейших упанишадах
учение С. еще не встречается, то, напротив, позднейшие упанишады нередко
содержат в себе те или другие его идеи, хотя нигде они еще не приведены
в систему. Основателем учения С. считается во всей индийской литературе
мифический мудрец Капила, о котором ничего неизвестно, кроме легендарных
данных, находимых в Махабхарате, Рамаяне и Пуранах. Более веса можно
придать буддийским свидетельствам о нем, приводящим его в связь с
городом Капилавасту. Эти известия довольно правдоподобны, в виду
указанных уже связей С. с буддизмом, в истории которого город
Капилавасту играет видную роль. Во всяком случай, если Капила
действительно существовал, то время жизни его, в виду зависимости
буддизма от С., должно быть отнесено ко времени до половины VI в. до Р.
Хр. Непосредственным учеником Капилы предание называет Асури (Asuri), о
котором также ничего достоверного неизвестно. Более определенной
является личность второго из главных авторитетов школы С., философа
Панчашикха. Индийские источники перечисляют еще ряд других философов, в
том числе Виндхьявасину или Виндхьявасаку, жившего, вероятно, в I в. по
Р. Хр. и упоминаемого китайскими источниками; от прочих сохранились
только одни имена, да и те не всегда внушают доверие к своей
подлинности. Время расцвета школы С. относится к первым векам нашей эры,
когда она оказала заметное влияние на образование гностических и
неоплатонических учений, объясняющееся частыми сношениями между Индией и
Александрией. Влияние С. на гностицизм сказалось особенно в учении об
антагонизме между духом и материей, в отождествлении духа со светом, в
делении людей на три класса (pneumatikoi, yucikoi, ulikoi = три гуны в
учении С.), в учении о личном существовании разума, воли и т. д.
Зависимость неоплатонизма от С. еще сильнее и сказывается нередко в
полном тождестве некоторых учений. Из С. заимствовано учение Плотина,
что душа свободна от страданий и изменений, присущих только миру
материальному, что человек должен отказаться от чувственного мира и
стремиться к истине путем созерцания. Обещание философии Плотина
избавить людей от их страданий также имеет прототип в аналогичном
обещании философии С. Как и гностики, Плотин заимствовал из школы С.
учение о тождестве духа и света; у него повторяется также (при
объяснении сознательного познания) сравнение души с зеркалом, в котором
появляются образы предметов. Еще теснее зависел от С. ученик Плотина,
Порфирий. В самой Индии учение С. оказало широкое влияние на всю ее
философскую и религиозную жизнь, начиная с начала нашей эры и кончая
новейшей эпохой. Об этом свидетельствуют все главнейшие памятники
санскритской литературы: законы Ману и другие юридические сборники,
Махабхарата, представляющая древнейшее связное изложение доктрины С.,
Грхьясутры, Пураны, Тантры и т. д. Влияние С. сказывается и на
позднейших философских системах Вайшешика и Ньяя. Древнейшие трактаты
школы С. - сочинения Панчашикхи и трактат Шаштитантра ("система 60
понятий") - не дошли до нас. Последний памятник упоминается в позднейших
трактатах, причем из него приводятся и цитаты. Древнейшим из
сохранившихся систематических изложений является трактат Санкхьякарика
(Samkhyakarika), возникший не позже V в. по Р. Хр. и вызвавший два
комментария (Гаудапады, между 700 и 750 гг. по Р. Хр., и Вачаспатимишры,
в первой трети XII в.). К началу XI в. относится так называемая
Раджаварттика (Rajavarttika). К первой половине этого же века относится
известное сочинение об Индии арабского писателя Альберуни, дающее
обстоятельные сведения об учении санкхья. До половины XVI в. возник
небольшой (как и все вышеназванные) трактат Таттвасамаса, вызвавший
несколько комментариев (один издан Баллантайном, в его "Lecture on the
Sankhya Philosophy", Мирзапур, 1850). Древнейшими источниками С. долго
считались С. сутры, хотя уже Кольбрук указывал на ошибочность
приписывания их Капиле. На самом деде это - довольно поздние тексты,
возникшие между концом XIV и серединой XV в. К этим сутрам примыкает ряд
комментариев (древнейший - Анируддхи, относящийся к самому началу XVI
в.), доходящих до XVIII в. Имя С. рассматриваемое учение получило в
сравнительно позднее время (оно встречается впервые только в поздних
упанишадах и в Махабхарате). Первоначальное его значение, по
правдоподобному мнению Гарбе, было "перечисление", в виду пристрастия С.
к числам и особенно "перечислению" 25 принципов, имевшего большой вес в
глазах ее последователей. Только впоследствии оно получило более широкое
значение "различения, размышления". С. выходит из вполне определенного
пессимистического взгляда на мир. Всякая сознательная жизнь есть
страдание; кажущиеся радости бытия перемешаны с страданиями и влекут их
за собой. Самое величайшее зло этого мира - необходимое возвращение
смерти в каждом новом существовании. Высшей целью человеческих
стремлений может быть, поэтому, только полное устранение страданий,
которого не дают ни мирские средства, ни жертвоприношения, не
устраняющие вполне смерти (уже убиение жертвенного животного есть грех,
требующий возмездия; сложный и дорогой жертвенный ритуал доступен только
богатым, да и достижение высшего божественного достоинства не избавляет
от переселения душ, которому подлежат даже боги). Надежда на прекращение
всякой сознательной жизни при разрушении мира тщетна, ибо за этим
разрушением последует новый период созидания, в котором снова начнется
странствование душ из одной формы в другую. Только с помощью философии
человек (без различия касты или состояния) может достигнуть
спасительного познания, заключающегося в признании абсолютного различия
духа от всего материального мира. Чтобы дойти до этого познания, учение
С. развивает свою мировую теорию, пытаясь установить причинную связь
явлений материального мира, а также и душевных процессов. В доктрину С.
входит и несколько общих учений, выработанных индийской философией, в
роде учения о возмездии, круговращении жизни и переселении душ,
встречаемого во всех религиозно-философских системах Индии. Главная
характеристическая черта школы С. - атеизм, отрицание вечного верховного
существа, создавшего и поддерживающего мир. Эта черта резко отличает
систему С. от школы йога. Атеизм С. вытекает из учения, что
бессознательной материи природы присуще стремление развиваться для
пользы чисто рецептивных душ, а также из связанного с этим учением
общеиндийского представления о последствиях деятельности всех живых
существ - последствиях, которыми вышеназванное стремление природы
возбуждается и определяется. Последователи С. поддерживают свое
атеистическое учение указанием на то, что при теистическом мировоззрении
возникновение зла является неразрешимой загадкой и неизбежно влечет за
собой упрек верховному существу в жестокости и пристрастии. Кроме того
система С. развивает ряд оригинальных космогонических, физиологических и
психологических учений. По ее учению, в мире существует два вечных,
исконных начала, различных в самом своем основании и потому не
возводимых ни к какому высшему единому началу: материя и души. Описание
сущности этих начал и их взаимных отношений и составляет собственное
содержание системы С. Подробное исследование философии С. дал Рих.
Гарбе: "Die S.-Philosophie, eine Darstellung d. indisch Rationalismus"
(Лпц. 1894); его же позднейшее, исправленное, но сокращенное изложение:
"S. und Yoga", в "Grundriss d. indo-arischen Philologie" Бюлера (т. III,
вып. 4, Страссб. 1896). В первом из назв. трудов приведена и вся
библиография вопроса. См. еще Barthelemy St.-Hitaire, "Memoire sur le
Sankhya" (П. 1852, Davies, "Hindu philosophy. The S. Karika of Iswara
Krishna. An exposition of the system of Kapila" (Л. 1881); Martinetti,
"Il sistema S. Studio sulla filosofia Indiana" (Турин, 1897). Издания и
переводы туземных источников: "S.-Pravacana-Bhashya or commentary on the
exposition of the o. philosophy by Vijsanahhikshu" (Кембр. и Лпц.,
1895); англ. перев. Ballantyne (Кальк., 1865); "Sankhyasara: a treatise
of Sankya philosophy" (Кальк., 1862); "Vacaspatimiсra.
Samkhya-tattva-Kaamudt, der Mondschein der Samkhya-Wahrheit, nebst
Einleitung uber das Alter u. die Herkunft d. S. Philosophic v. R. Garbe"
(Мюнх. 1892); англ. перевод и подл. текст, изд. Ganganatha lha (Бомбей,
1896).
С. Б-ч.
Санкция (лат.): - 1) утверждение законопроекта главою государства. В
конституционных государствах глава государства, отказывая в утверждении
законопроекта, принятого представительным собранием, осуществляет свое
право вето. - 2) Та часть закона, которою ограждается исполнение его.
Содержанием санкция является, прежде всего, признание действий,
нарушающих закон, ничтожными или оспоримыми. Законы с такою С. назыв.
совершенными (leges perfectae). Для таких норм, по отношению к которым
признание правонарушительного действия оказывается недостаточным,
устанавливается С. связывающая с этим действием невыгодные для
совершителя его последствия (гражданское взыскание в пользу
потерпевшего, наказание, налагаемое государственною властью в интересах
общественных). Законы, снабженные такою С., назыв. leges plus quam
perfectae. Если С. закона заключается в том, что нарушение его влечет за
собою невыгодные для правонарушителя последствия (напр. штраф за
неоплату заемного обязательства гербовым сбором), но при этом самое
действие, соединенное с нарушением закона, сохраняет свою юридическую
силу, то такого рода законы назыв. leges minus quam perfectae. Наконец,
законы, не имеющие С., т. е. законы, последствия нарушения которых вовсе
не определены, называются несовершенными (leges imporiectae). К числу
последних принадлежит большая часть норм публичного права.
Предполагается, что соблюдение норм публичного права ограждается
надлежащею организацией властей, призванных осуществлять их; но, в виду
недостаточности такой гарантии, граждане, по мере упрочения в управлении
начал правомерности, приобретают право административного иска,
направленного к признанию незаконных распоряжений администрации
недействительными. Этим путем значительная часть норм публичного права
из несовершенных превращается в совершенные.
Санкюлоты (франц. Sansculottes; неточно переводится словами
бесштанники, голоштанники) - в эпоху великой франц. революции так
назывались пролетарии и революционеры, в отличие от представителей
высших классов: последние носили culottes, т. е. штаны по колени, с
чулками, а первые - панталоны, т. е. длинные штаны до пят. Название это
появилось в феврале 1792 г. и стало означать доброго патриота и
гражданина.
Сан-Паоло (San-Paulo) - главн. город бразильского штата того же
имени, в 5 км. к Ю от устья р. Титэ, на высоте 753 м. над ур. моря.
Университет с факультетами юридическим и богословским, иезуитская
коллегия, музей, театр. С. - центральный торговый пункт штата. Вблизи
итальянские колонии: Санта-Анна, Глория, С.-Каэтано и С. Бенардино. Жит.
ок. 40000.
Сан-Ремо (San-Remo) - город и зимняя климатическая станция
итальянской провинции Порто Маурицио, на берегу Генуэзского залива
(Ривьера-ди-Поненте) в 5 часах от Генуи; с С хорошо защищен тройною
цепью гор. 121/2 тыс. жит. Лицей, мореходное и техническое училище.
Нежный климат, снежные зимы крайне редки. Богатая южная растительность.
Средняя годовая t° = 15,6° Ц., зимы 9,4, весны 14,1, лета 22,4, осени
16,6, с ноября до марта 11,41° Ц. Среднее барометрическое стояние
годовое 761,43 мм. Восточные и западные ветры чувствительны только в
местах близких к морю; восточный ветер - самый сильный и частый,
мистраль едва дает себя знать. Хорошо устроенное заведение со всеми
лечебными приспособлениями. Санатория со всеми удобствами. Больных до
8000 в год, с упадком питания, золотухой, страданиями дыхательных
органов, почек, диабетом.
Сан-Сальвадор (San Salvador) - столица центр. амер. республики того
же имени, на небольшой реке, впадающей в Тихий океан, в хорошо орошенной
и облесенной долине, в 5 км. от вулкана С. Основан в 1523 г. испанскими
эмигрантами; в 1854 г. перенесен на другое место, вследствие частых
землетрясений, но и здесь дважды уже частью разрушался ими. Много
церквей и монастырей. Обширные склады сахара и индиго, фабрики железных
изделий и хлопчатобумажных тканей. Жит. 16000 (1890), до землетрясения
1873 г. - 40000.
Санскара (санскр. samskfira - приготовление, церемония,
священнодействие) - главнейшие религиозные церемонии, обязательные для
каждого индуса хорошей касты. Гаутама, называющий этим термином все
религиозные церемонии, насчитывает их сорок, но обыкновенно под
названием С. разумеется главных десять очистительных церемоний. Каждая
С. имеет определенный и нередко довольно сложный порядок,
устанавливаемый такими авторитетами, как Ману, Яджнявалкья и др. В
буддийской философской терминологии С. означает душевные способности и
наклонности человека.
С. Б-ч.
Сан-Себастьян (San Sebastian) - портовый гор. в испанской провинции
Гвипускоа, на Атлантическом океане, крепость первого ранга, при устье р.
Урумеа, между двумя бухтами: на З в новейшее время расчищенная и
защищенная сильными дамбами бухта Зурриола (Zurriola), на З -
соединяющаяся с морем только узким проливом между Monte Orgullo (с
фортом) и Monte-lgueldo (с маяком) бухта La Concha. После английского
погрома 1813 г. отстроен заново. Жит. (1887) 29047. Церковь св. Марии, в
стиле Возрождения, с роскошным фасадом и величественными алтарями;
церковь San Vicente в готическом стиле (XI стол.); вилла
королевы-регентши (Miramor), арена для боя быков. Школы торговая и
мореходная. Заводы якорные, стеклянный, химических продуктов, фабрики
ковровые и парусные. Торговля транзитная и экспедиционная; ввоз
английских и французских продуктов, хлопчатой бумаги, корабельного к
строевого леса, трески; вывоз вина, муки, консервов. В 1894 г. в бухту
Конха вошли 108 судов различных наций с грузом в 62483 тонн. С.Себастиан
принадлежит к самым удобным и благоустроенным курортам (морские купанья)
северного побережья Испании. Близ С.-С. бывший иезуитский монастырь San
Ignacio de Loyola. Находясь на пути из Франции к Мадриду, С.-Себастиан
неоднократно играл роль в военной истории страны. В августе 1794 г.
франц. ген. Монсе неожиданно подступил к стенам города, и гарнизон,
застигнутый врасплох, сдался на капитуляцию. В 1813 г., после победы при
Виттории, С.-Себстиан был осажден англ. войсками; франц. гарнизон, под
нач. ген. Pea, оборонялся с большим упорством и сдался только тогда,
когда почти все верки были разрушены и надежда на выручку исчезла. В
1823 г., в самом начале похода герцога Ангулемского в Испанию, дивизия
ген. Бурка обложила С.-Себасиан, и крепость сдалась еще до открытия
французами осадных работ.
Санскрит. - В основе этого термина лежит древнеиндийская форма
samskrtam. Традиционное произношение брахманов ставить слог ri на месте
древнего слогового r, и форма С. попала в Европу именно в таком
традиционном произношении. Значение древнеиндийского samskrtam или
samskrta до сих пор еще вполне точно не установлено; обыкновенно толкуют
термин С. как составленный (искусственный), украшенный, освященный (язык
свящ. литературы), образованный (в смысле культурном) язык. В общем
употреблении под этим термином разумеют язык древних индусов, на котором
они говорили и писали за нисколько веков до Р. Хр. При этом употреблении
разные диалектические и хронологические разновидности, замечаемые в
общем составе древнеиндийского языка, оставляются без внимания. С.
называют и язык древнейшего памятника индийской (и индоевропейской)
литературы - Ригведы и вообще веды, и язык позднейшей, искусственной,
художественной индийской литературы - язык эпических поэм в роде
Махабхараты и Замаяны, драм Калидасы и др. Индийские ученые понимали под
термином samskrta bhasha только позднейший, нормированный грамматиками
искусственный или классический книжный язык, получивший право
гражданства в эпоху индийского средневековья (от 600 г. до Р. Хр.), и
отличали его от bhasha просто, т. е. живой, разговорной речи. Древнейшей
формой древнеиндийского языка является язык ведь (2000 - 1500 лет до Р.
Хр.) или ведийский (ведаический) С., как принято называть его в
европейской науке, в отличие от С. классического. Ведийский С.
отличается от классического не только большим богатством и разнообразием
грамматических форм, но и несомненными чертами языка более живого,
свободно развивающегося, но столь стесненного литературной и книжной
традицией. Тем не менее и ведийский С. не может быть признан вполне
чистым и неприкосновенно сохранившим древнейшие черты древнеиндийского
языка, каким он должен был быть в эпоху создания вед и самой древней из
них - Ригведы. Не смотря на благоговейное отношение к чистоте и целости
священных текстов, эти последние не могли избежать общей участи всех
литературных памятников, передаваемых путем изустного предания из
глубокой древности в позднейшие эпохи с другим строем языка: они
подверглись значительному подновлению. Постепенное преобразование
ведийского С. в этом направлении было завершено учеными редакторами вед,
давшими этим памятникам окончательную внешнюю группировку в виде
дошедших до нас самхит или ведийских сборников. Подновление коснулось
главным образом фонетической стороны (так назыв. сандхи), но и здесь не
было проведено последовательно. Нередко встречаются архаизмы,
сохранившиеся потому, что их неправильно понимали, Замечается даже
влияние среднеиндийских диалектов и чужих языков, снабдивших ведийский
С. несколькими заимствованиями, сразу обличающими свое неарийское и
неиндоевропейское происхождение. То обстоятельство, что веды сохранялись
в одном сословии - среди жрецов, заставляет предполагать, что ведийский
С., несмотря на отсутствие определенной ученой или книжной нормировки,
должен был все-таки разниться от живого народного языка и представлять
большую неподвижность и искусственность, характеризующую языки книжные и
поэтические. На это указывает употребление форм, принадлежащих разным
историческим периодам, ошибочное употребление некоторых форм,
образование неправильных форм и тому подобные особенности,
свидетельствующие об известной искусственности языка. Древнейший вид
ведийского С. находим в Ригведе, которая, однако, неоднородна в языковом
отношении, представляя в некоторых своих частях более древнее состояние
языка, а в других (10-я книга) - более новое, являющееся переходной
ступенью к языку еще более поздних ведийских сборников (самхит). В
послеведийскую эпоху ведийский санскрит еще более расходится с живыми
говорами, оставаясь более или менее неподвижным, в то время как они
беспрерывно развиваются. Уже другие веды представляют более новый язык,
характеризуемый лексическими неологизмами, исчезновением разных старых
форм, более частым появлением l на месте общеарийского r и т. п.
Прозаическая ведийская литература брахман и жертвенных формул Яджурведы
хотя и представляет более новую стадию языка, чем Ригведа, но в то же