<< Пред. стр. 91 (из 1179) След. >>
и качество требуемых от них работ было определено договором или обычаем.Эта барщина по большей части ограничивалась 12 рабочими днями в году,
отчасти с упряжью или орудиями, причем нельзя было требовать более 3
дней в месяц. В королевских и церковных поместьях она еще уменьшалась от
6 до 1 дня. Эпоха крестовых походов значительно способствовала
облегчению участи крепостного населения. С одной стороны религиозное
одушевление побуждало многих землевладельцев делать некоторые уступки
крестьянам, с другой, сильная потребность в деньгах, ощущаемая
крестоносным рыцарством, заставляла рыцарей продавать крестьянам
некоторые привилегии, по которым они или переводились с неопределенной
Б. на определенную, или же им уменьшался размер последней, что вызвало
так называемый выкуп повинностей. Далее, усиление королевской власти и
образование городов, получивших общинное устройство, не мало
способствовали уменьшено повинностей, лежавших на крестьянах. которые
обыкновенно помогали королю и городам в борьбе с феодалами. Некоторые из
крестьян становятся горожанами или лишь формально приписываются к
городам и таким образом мало-помалу освобождаются от барщины. В XIII в.
вырабатываются у легистов и теоретические положения о необходимости
свободы, выразившиеся в изречении: "по естественному праву всякий на
земле франков должен быть свободным; следствием этих взглядов было более
частое применение выкупа повинностей, хотя этот выкуп по большей части
переводил лишь крепостных с неопределенной Б. на определенную или
ограничивался перенесением на землю всех тягостей, лежавших прежде на
личности серва. Подобные выкупы имели место при Людовике VIII (1246),
Людовике IX, Филиппе III и Филиппе IV (Тулуза и Альби 1298 и Валуа
1311). Людовик Х ордонансом 1315 допустил выкуп во всех королевских
доменах, но им воспользовалось лишь весьма незначительное число
крестьян. В половине XIV в. начинает также проявляться сознание
невыгодности подневольного труда для самих землевладельцев,
доказательством чего служит грамота архиепископа безансонского,
относящаяся к 1347 г. Под влиянием этих воззрений, а также в виду
значительного уменьшения числа рабочих рук вследствие черной смерти,
господствовавшей в 1348, наемный труд начинает мало-помалу заменять
собою труд барщинный. Но в это же время подавление восстания крестьян,
известного под именем "жакерии" (jacquerie) в 1350 и окончательное
возвышение королевской власти, переставшей нуждаться в поддержке низших
сословий и стремившейся найти себе опору в феодальном дворянстве, имели
своим последствием усиление лежавших на крепостных тягостей и
предоставление их полному произволу владельцев. Начавшееся в следующем
веке редактирование постановлений местного обычного права (coutumes)
явилось лишь законодательным оформлением созданного произволом
землевладельцев порядка вещей, который, не смотря на некоторые попытки
улучшения быта крестьян, просуществовал до первой Революции. В это время
сложился афоризм, гласящий, что народ это вьючный скот, который идет
хорошо лишь тогда, когда он хорошо навьючен, поэтому неудивительно, что
Б. достигла пышного расцвета, доходя местами до чудовищных размеров,
местами выражаясь в самых нелепых формах. Так, в XV ст. в деревне
Монтюрёв Лотаринги существовал особый вид Б., заключающийся в том, что,
когда туда приезжал люксейлъский аббат, крестьяне должны были ночью бить
палками по прудам, чтобы кваканье лягушек не нарушало безмятежного сна
смиренного служителя церкви. Состоявшееся в XIV в. постановление об
освобождении крестьян на королевских землях не имело на практике почти
никаких последствий, точно также как и эдикт 8 августа 1779 по тому же
предмету. Раздававшиеся от времени до времени голоса частных лиц в
защиту свободного труда, закончившиеся планами Тюрго и Бонсеруга(1776) о
выкупе барщинных повинностей, не нашли себе отголоска в
правительственных сферах, установившийся веками порядок не мог уже
подвергнуться преобразованию путем мирных административных мер; для
создания нового порядка вещей необходим был столь решительный переворот,
как ночь 4 авг. 1789 г., подавшая всему европейскому континенту сигнал
освобождения крестьян и окончательной победы свободного труда над
средневековой барщиною.
История барщинного труда в Германии до XII в. та же, что и во
Франции, хотя здесь крестьянская свобода сохранилась гораздо лучше и
только позднее положение крестьян стало значительно ухудшаться.
Первоначально развитии барщинного труда препятствовал недостаток рабочих
рук, побуждавшей землевладельцев привлекать к себе различными льготами
необходимое для них число земледельцев. С наемщиками в этом отношении
конкурировали города, владевшие значительными пространствами земли и
быстро шедшие к тому процветанию, которого они достигли в конце средних
веков. Кроме того, многочисленные переселения голландцев, которым
предоставлялись особые привил спи, гарантировавшие их свободу, долго
препятствовали закрепощению и замене наемного труда барщинным.
Впоследствии, однако, обеднение дворянства и постоянные феодальные смуты
повлекли за собою некоторые злоупотребления со стороны землевладельцев,
вызвавшие в течении XIII в. во многих местах крестьянские бунты, которые
привели лишь к ухудшению быта низшего сословия. После Крестовых походов
большинство крестьян Германии уже находится в большей или меньшей
зависимости от землевладельцев, в состоянии прикрепленных к земле
(Grundhorige, Leibeigene, Schutzhersiche), за пользование которой они
были обложены барщиной или оброком. Но еще в XV в. повинности эти были
сносны и размеры их определялись особыми: постановлениями (Weistumern),
послужившими основанием так называемому "дворовому праву" (Hofrecht) и
почти не встречалось неопределенной Б. (ungemessene, unbestimmte Frone).
Повинности Б. были главною причиною возгоревшейся в 1525 г. Крестьянской
войны, повлиявшей в свою очередь на ухудшение отношений между
земледельцами и их господами. Повсеместный разгром и разорение,
причиненные тридцатилетнею войною, не могли не повлиять на ухудшение
быта низшего класса населения, который все более и более стал
чувствовать гнет могущественных владельцев и подчиняться их произволу.
Тяжесть Б. в отдельных странах Германии не везде была одинакова; так,
хуже всего она была в землях. принадлежавших некогда славянам, напр. в
Пруссии, Лузаце, Померании, Мекленбург и Голштинии, в менее тягостной
формой она встречается в Вестфалии и пограничных с нею местностях;
наконец, в мягкой форме существовала в некоторых местностях Сакcoнии,
долго сохранившей свободное крестьянство. В конце XVIII и в начале XIX
в. Б, исчезает в Германии при освобождении крестьян, которое началось в
Пруссии на королевских землях с 1719 и 1720 г. и закончилось отменою
крепостного права в саксонской Верхней Лузации 1832 г.
В Австрии со времен Иосифа II крепостное состояние было заменено
подданством (nexus subditelae, Untertanigkeit), за исключением
итальянских провинций, Тироля, саксонской Трансильвании и Военной
Границы, причем предоставленная крестьянам этим состоянием личная
свобода не освобождала их, однако, от повинностей и личных услуг,
которые они обязаны были нести в пользу помещика. Без обеспечения
помещику обработки земли подданный не мог выселиться из имения. Для
определения меры исполнению феодальных повинностей, почти во всех
провинциях, за исключением Трансильвании, где действовало обычное право,
были составлены "Урбарии" или положение о состоянии имений и о
повинностях с ними сопряженных. Вообще, положение крестьян в немецких
провинциях было сносно: они находились здесь под более действительным
покровительством законов и были обложены менее отяготительною барщиною;
в Чехии и славянских землях со смешанным населением положение
земледельцев было хуже. По упомянутым урбариям Б. (Roboten) в Верхней
Австрии и Буковине не превышала 6,12 или 14 дней в году; в Штирии
Галиции доходила от 104 - 156 дней. В Тироле, где уже в 1525 Б. была
значительно уменьшена земским уложением (Landesordnung), сохранилось
много свободных крестьян собственников, возделывавших свои земли
барщинным трудом других крестьян, находившихся у них в подчинении. В
саксонской Трансильвании Б. сильно ограничивалась льготами,
предоставленными тамошним земледельцам венгерским королем Гюзою (1142) и
подтвержденных харчей Андрея II (1224). В землях Военной Границы, т. е.
южной части Кроации; Славовии и Баната, существовало особое устройство,
данное этим землям принцем Евгением Савойским и фельдмаршалом Ласси и
преобразованное в 1807 г. Здесь главным помещиком считался император, а
милиционеры были обложены Б. в пользу государства или местных общин; так
что она соответствовала государственным или общественным натуральным
повинностям. Эта своеобразная Б. была отменена 7 мая 1850 г. В
итальянских округах Тироля и в Далмации последние следы барщины и вообще
феодального устройства исчезли со времени французского владычества.
Возникшие в 1846 г. в Галиции беспорядки крестьян, угнетенных
помещиками, пробудили императорское правительство постановлением 14
декабря 1846 г. дать обещание постепенно уничтожить барщину путем
обращения ее в денежные ренты или выкуп, непосредственное же и
совершенное освобождение крестьян совершилось лишь по постановлению 7
сентября 1848 года, объявившему немедленное полное уничтожение
подданства и всех от него происходящих повинностей за соответственное
вознаграждение. В Венгрии, где крепостничество и связанная с ним барщина
окончательно установились в начале XVI стол., после усмирения восстания
"куруцов" (1514) и где дворянство почти исключительно представляло собой
нацию, отличаясь от низших сословий племенным своим происхождением,
взаимные отношения между земледельцами и землевладельцами были
определены на законодательном собрании 1767 - 1773 гг., которым был
выработан урбарий, утвержденный 1791, а затем измененный в 1836 г. Этим
урбареальным законом был установлен определенный размер Б., которая не
должна была превышать 104 дней пешей или 52 дней конной службы в год,
вместе с тем был разрешен выкуп феодальных повинностей. Это разрешение
выкупа не принесло, однако, на практике никаких результатов, так как
освобождение от повинностей зависело от взаимного соглашения земледельца
с помещиком и встречало бездну всевозможных препятствий, не устраненных
какими-либо законодательными определениями. В 1847 г. по королевскому
предложению было преступлено к изысканию мер для облегчения крестьянам
выкупа урбарьальных повинностей, которые затем были отменены на сейме 18
марта 1848 г.
В прочих государствах западной Европы барщина получила гораздо
меньшее развитие. В Италии она существовала лишь в некоторых северных,
соседних с Германией местностях. Преобладающими формами поземельных
повинностей были здесь оброк и половничество, кроме того быстрое
развитие городов, принимавших в число граждан многих крестьян, не могло
не повлиять на улучшение участи последних. В Испании образованию и
развитию Б. воспрепятствовало нашествие арабов в VIII в. Мягкое
обращение арабов с подчиненными, сближение укрывшихся в горы Астурии
туземцев крестьян с вестготами дворянами, большое количество
достававшихся в руки, при постоянных войнах, военнопленных, обращаемых в
рабов и употребляемых на сельские работы, и, наконец, огромное
пространство свободной земли, оставшейся после изгнания арабов,
представили собою совокупность таких условий, при которых лишь в самой
незначительной степени мог развиться барщинный труд. Существовавшая
здесь незначительная Б. была с древнейших времен точно определена
особыми грамотами, носившими у испанцев название "фуэросов" ("Fueros"),
в Португалии же называвшийся "фороэсами" ("Forces"), которыми
определялись и ограждались от произвола права отдельных лиц и сословий.
Один из дошедших до нас таких фуэросов указывает, что королевские
крестьяне (Realegos) были обложены барщиной в 3 - 4 дня в год,
господские же (Solariegos) и церковные. (Abadengos)
- один день в месяц. Кроме того, уже в конце XV в. нередко
встречается освобождение крестьян некоторых местностей от лежавших на
них повинностей со стороны как королей, так и самих феодальных
владельцев. Развивавшийся впоследствии, особенно в северных, соседних с
Францией провинциях, феодализм в некоторой степени способствовал
ухудшению быта крестьян, но во всяком случае на Пиренейском полуострове
Б. никогда не получала такого развитая, как в центральной Европе и
совершенно исчезла с полным освобождением крестьян в начале нынешнего
века.
Из Скандинавских государств Б. существовала лишь в Дании, где в конце
прошлого века она была подробно определена королевским указом (6 декабря
1799). Швеция и Норвегия сохранили свободу низших классов точно также,
как Швейцария, освободившаяся от феодальных владельцев уже в начале XIV
в., а равно и некоторые мелкие народцы, обитавшие у устьев Везераи
Эльбы, как фризы, дитмарнии и штедингеры.
В Англии взаимные отношения дворян победителей и крестьян побежденных
сложились при совершенно других, чем на континенте условиях.
Немногочисленная норманнская дружина, завладевшая Англией, не могла сама
обрабатывать это громадное пространство земли, на земледельческий труд
было более спроса, чем предложения, что заставило землевладельцев, с
самого основания английской монархии, привлекать к себе обывателей
выгодными условиями, и уже с XI в. точно определить все лежащие на
крепостных повинности особыми инвентарями (customs) и для разбора споров
относящихся к этим повинностям, учредить особое присутствие (couslomary
court). При этом феодальная система Англии, признававшая короля
верховным собственником всей земли, сохранявшим все права феодального
верховенства по отношению ко всем жителям острова, не могла допустить
такого произвольного обращения дворян с низшим сословием, какое
повсеместно существовало на континенте. Эти условия повели к тому, что в
Англии землевладельцы, раньше чем где либо в Европе, отказались от
барщинного дарового труда. В 1350 Эдуардом III был издан замечательный
законодательный акт под названием "Статута о пахарях" (Statute of
labourers), по которому окончательно была отменена барщина (servitia),
всякому рабочему, вольному и невольному обеспечена заработная плата
(wages) и право иска ее признано не только обычаем (common law) но и
положительным правом (statute law). Не смотря, однако, на отмену
барщины, как труда дарового, на долгое еще время сохранился здесь
оплачиваемый по установленной таксе обязательный труд как
земледельческий, так и ремесленный. Все эти реформы закончились статутом
Карла II 1672 г., в котором сведены и обнародованы все предыдущие
преобразования. На основании этого статута все личные повинности и
услуги, вытекавшие из прежних феодальных отношений, были отменены без
всякого права на вознаграждение, не исключая и тех, которые отбывались в
пользу короля, как верховного землевладельца (all tenures of the king №
capite).
Развившаяся на Западе под влиянием феодализма Б. точно также, хотя и
при других условиях и значительно позже, возникла и установилась в
восточной Европе.. В Молдавии и Валахии закрепощение крестьян (царан и
мошненов), сопровождаемое неопределенною Б., произошло лишь в половине
XVII в., именно в Валахии этот порядок получил законодательную санкцию
при Матвее Бессарабе (1652), в Молдавии же в кодекс Василия Воика
(1646). Тяжелое положение крепостных, обложенных непомерными барщинами,
вызвало значительную эмиграцию. Желая склонить переселенцев к
возвращению на родину, общее собрание бояр, состоявшее и марта 1746,
обещало им личную свободу, ограничение Б. 6-ю днями в году и другие
льготы, которые 5 августа 1746 года были распространены в Валахии и на
оставшихся в отечестве поселенцев. Затем, по настояны бояр, урбариумом
Маврокдордато Б. была увеличена до 8 - 12 дней в год, смотря по
обоюдному соглашению сторон, но вскоре опять уменьшена Александром Гикой
(1768). В Молдавии некоторое время оставался еще прежний порядок; в 1749
г. на собрании бояр Б. была определена в размере 24 дней в год, затем
уменьшена до 12 - 14 при Григории Гике (1777), а в последствии
значительно увеличена Александром Мурузи (1790). В начале нынешнего
столетия Б. снова была увеличена в Валахии, что вызвало народное
восстание под начальством Тодора Владимиреско (1821), усмиренное
вмешательством Порты. После Адрианопольского мира (1829), поступив под
непосредственное покровительство России, княжества приглашены были нашим
правительством приступить к составлению законоположений, которые бы
удовлетворяли интересам страны и тогдашнему положению дел. На
экстраординарных собраниях в Яссах и Бухаресте был составлен новый
"Органический Устав" (1832), который, подвергшись впоследствии некоторым
изменениям после нового пересмотра международною комиссиею, окончательно
был. одобрен Парижской конвенциею 1858 г. Этим. "Орг. Уст." Б. была
увеличена до 22 дней и просуществовала в Румынии до введения в этой
стране конституционного правления. В Турции в покоренных славянских
землях существовала повинность, называемая "базлук" и до известной
степени соответствующая понятию барщины.
В древнесербском законодательстве, именно в уставе царя Стефана
Сербского 1249, упоминается о Б. В Польше по всей вероятности уже в XI
в. были примеры фактического угнетения "кметей" - первоначального
земледельческого населения страны, долго хранившего старые обычаи и
языческие верования, со стороны родоначальников позднейшей знати
(шляхты) - христианских дружинников королей. Уже на Ленчицком съезде
(1180) Казимиром Справедливым устанавливаются некоторые законодательные
меры и для ограничения произвола шляхты. Появившиеся в XII веке
иностранные переселенческие общины, которым предоставлено было
пользоваться особыми законами и иметь собственную администрацию (Jure
teutonico sou magdeburgiense), отодвинули коренное земледельческое
население, не пользовавшееся этими привилегиями, на последнюю ступень
социального положения, и не мало способствовали подчинению его знати.
Казимир Велшний, поборник равенства всех сословий перед законом, в
значительной степени улучшил положение низшего класса, деятельно защищая
простолюдинов от насилия и самоволия знатных и казня последних даже
смертью за обиды, нанесенные поселенцам, за что и получил прозвание
"короля мужиков" (krol chlopkow). В изданном этим королем своде
великопольских и малопольских статутов, известном под названием
"Вислицких статутов" нигде не упоминается о Б., хотя на более раннее
существование ее в Польше указывает относящаяся к 1145 г. привилегии
Мечислава Старого, данная цистерианам ланденского монастыря [Жыщeвcкiй
(Rzyszczewski) "CodexDiplomaticus Poloniaes", т. I, стр. 2]. После
смерти Казимира В. права дворянства значительно расширились на основании
Косницкого договора (1574 г.) и шляхта, захватив в свои руки
государственную власть, стала пользоваться ею, как орудием для угнетения
низших сословий и снятия у поселян всех предоставленных им великим
организатором прав и вольностей. До конца XIV в. Польша была еще мало
населена, потребности народа были ограничены, внешняя торговля
незначительна, почему и не представлялось надобности в значительной
производительности и фольварочное, т. е. Широко поставленное сельское
хозяйство почти не существовало, Землевладельцы дворяне, не занимаясь
сами хозяйством довольствовались по большей части получаемым от крестьян
оброком - деньгами или чаще натурою и не имели никакой надобности в Б. В
XV в., вследствие развития политического могущества страны и расширение
ее пределов, народонаселение стало быстро увеличиваться, потребности
народа развились, внешняя торговля усилилась. Взамен прежней мелкой
крестьянской обработки земли, оказавшейся недостаточною, явилось
большое, обширное фольварочное хозяйство, требовавшее много рабочих рук.
В виду этого, от подпавших тогда закрепощению крестьян стали требовать
вместо оброка работ и размер ее. стал постепенно возрастать. Не мало
способствовало усилению Б. знакомство польской шляхты с чужеземными
обычаями и феодальным воззрением на низшие классы народа. Под влиянием
всех этих причин создался статут короля Яна Альбрехта 1496, которым
сильно ограничивалась свобода передвижения крестьян, а за ним следует
целый ряд законоположений, развивающих институт крепостничества. Первое
общее распоряжение о Б. относится к 1421 г. и находится в Мазовецких
статутах князя Иоанна, где размер ее определяется одним днем в неделю с