<< Пред.           стр. 911 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 остроконечной шапкой, почти закрывавшей глаза; женщины носили род рубахи
 поверх длинного, просторного платья без рукавов, а на голове имели
 высокую, заостренную повязку. Дикий, воинственный, вероломный народ, С.
 управлялись царями, иногда царицами. К числу С. древние историки относят
 множество племен, называемых ими по имени, но трудно поддающихся
 топографическому определению. Что касается народности племен, обнимаемых
 у римских писателей именем сарматы, то о многих из них существует
 значительная литература. Финны, хуны и гитоны упоминаются у Птолемея
 впервые; если под гитонами можно разуметь готов, то нет основания в
 хунах видеть гуннов, обозначаемых греческими писателями именем унков
 (#). Славянство вендов установлено в науке прочно, равно как и иранское
 происхождение роксолан. Некоторые из городов Сарматии, перечисляемых
 Птолемеем, могут быть с большею или меньшею точностью фиксированы на
 нынешней карте и отнесены к местам ныне существующих поселений.
 Метрополь, на Борисфене, стоял, вероятнее всего на месте нынешнего
 Киева. Садовский приурочивает Карродун ко впадению Збруча в Днестр,
 Ерект, Вивантиварий, Клепидаву, Метоний - к Тирасполю, Бендерам, Ямполю
 и Могилеву Подольскому. На Припяти лежали города Ниосс, Сабрах и Леин;
 тот жe ученый предлагает такую локализацию их: Чернобыть, Мозырь и
 местность к 3 от Пинска. Эти и другие города Сарматии, из которых многие
 носят греческие имена, не С. были основаны и не им принадлежали. - Под
 С. и древние, и средневековые писатели разумели непременно кочевников.
 Тацит (I-II в. по Р. X.) отличает венетов от С. тем, что первые строят
 дома, носят щиты, имеют навык и ловкость в пешей ходьбе, а вторые - в
 повозках и на коне". Аммиан Марцеллин (IV в. по Р. Хр.) так описывает
 кочевой быт одного из сарматских народов нынешней России, Алан: "они не
 имеют вовсе домов и не занимаются хлебопашеством, кормятся только мясом
 и еще чаще молоком. В повозках, крытых лыком, они беспрестанно переходят
 с места на место по беспредельным равнинам. Где найдут место; пригодное
 для корма скота, там расставляют в круг свои повозки и кормятся, как
 дите звери. Как только пастбище истощится, они кочуют дальние, с своими
 передвижными городами повозок, в которых родятся и воспитываются их
 дети, совершаются браки и все иные житейские дела. Куда бы ни толкнула
 их судьба, они везде у себя дома, гоня перед собою стада крупного и
 мелкого скота и больше всего заботясь о лошадях... Слабые по возрасту
 или полу сидят возле повозок и исполняют домашние работы, а люди
 возрастные и здоровые всегда на коне. С детства привычные к верховой
 езде, они почитают бесчестьем для себя ходить пешком". Славянство С.,
 вопреки свидетельствам древних и средневековых писателей об их кочевом
 образе жизни и наружных признаках, отстаивают в русской литературе
 Венелин, Забелин, Самоквасов, Иловайский. В римской истории один из
 сарматских народов - роксоланы (Sarmatica gens, по Тациту) - часто
 является до конца IV в., при чем римские императоры задабривают
 роксоланских владык подарками. В 69 - 70 г. по Р. Хр., при императоре
 Веспасиане, эти С. были частью истреблены в Мезии (нын. Сербия), частью
 изгнаны оттуда римскими легионами; по словам Тацита, сарматская доблесть
 роксолан не послужила им ни к чему: сражаться пешими они неспособны, а
 лошади их по случаю распутицы падали и вязли. Император Адриан очистил
 от роксолан Дакию (117 - 118 г. по Р. Хр.), но потом заключил с ними
 мирный договор. Хотя они упоминаются еще в XI в., но с половины I в. до
 Р. Хр.; вместо них, как сильнейший сарматский народ, заступают языги, с
 Черноморского побережья двинувшиеся через Карпаты и утвердившиеся между
 Дунаем и Тиссою. Отсюда С., вместе с германскими племенами, сильно
 беспокоили римские владения при Домициане и Марке Аврелии; война римлян
 с ними называлась маркоманскою, германскою, сарматскою. С языгами М.
 Аврелий заключил мир. Начиная с III в. сарматские племена оттесняются
 готами, потом гуннами. Имп. Аврелиан уступил им Дакию в 274 г. Тем не
 менее с С. вели войны императоры: Аврелиан, прозванный сарматским, Проб,
 Диоклетиан, Константин Вел. и др. В IV в. вся Сарматия вошла в состав
 готского царства, К концу этого столетия готское царство было разрушено
 вошедшими из Азии через Дон гуннами; имя С. исчезает. Сведения о С. во
 времена римской империи сообщают Тацит, Амм. Марцеллин, Приск, Евнапий,
 Иордан, Зосим и др.
 
  Литература. Кроме старых сочинений Потоцкого, Георгии, Укерта,
 Маннерта, Кольстера, Шафарика, Мюлленгира. см. И. Е. Забелин, "История
 рус. жизни" (М., 1876, I); Sadowsky, "Handelsstrassen der Griechen u.
 Romer" (Иена, 1877); Д. И. Иловайсrbй, "Разыскания о начале Руси" (изд.
 2е, М., 1882); В. Г. Васильевский, "О мнимом славянстве гуннов, болгар и
 роксолан" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1882, № 7); Bс. Ф. Миллер,
 "Осетинские этюды" (III, М.; 1887); Л. Нидерле, "Staroveke Zpravy е
 zemepisu vychodni Europy se zretelem na zeme slovanske" (Пр., 1899); Юл.
 Кулаковский, "Карта Европ. Сарматии по Птолемею" (К., 1899).
  Ф. Мищенко.
  Сарра (первоначально Сара) - супруга патриарха Авраама, мать Исаака.
 По Иepoниму и арабским писателям, С. была дочь отца Авраама, только от
 другой матери. Иоанн Златоуст, согласно с евреями, принимает ее за одно
 лицо с Есхою, дочерью старшего брата Авраама, Аррана (Быт. XI, 29); но
 первое мнение ясно подтверждается словами самого Авраама (Быт. ХХ, 12).
 С. была весьма красива и в бытность ее с мужем в Египте по причине
 голода подвергалась опасности, будучи взята ко двору фараона, но была
 спасена Богом (Быт. XII). Полагая, что в ней причина ее бесчадия, С.
 убедила Авраама войти к служанке ее Агари, чтобы от ее иметь детей; но
 Господь открыл Аврааму, что обетование Его о многочисленном потомстве
 относится вместе к нему и к С.; жене его, в знак чего Он переменяет их
 имена (по объяснению Иеронима Сара значит "госпожа или владычица моя", а
 С. - "владычица вообще", т. е. госпожа не одной только семьи, но многих
 народностей), нарекает имя будущему их сыну, Исааку, и к его потомству
 относит вечный завет Свой и обещание быть ему Богом; при этом
 учреждается обряд обрезания (Быт. гл. XVII). После истребления городов
 Содома и Гоморры, Авраам поселился на время в Гераре; здесь С., уже
 беременная, подвергалась новой опасности, но спасена была Богом (Быт.
 XX). С. скончалась 127 лет в Хевроне и там погребена Авраамом в
 купленной им для того пещере, на поле Ефрона Хаттеянина, при Махпеле,
 против Мамре (Быт. ХХIII). В личности С. апостол Петр видит об раз
 истинной женской красоты и величия, состоящих не во внешних украшения,
 "не во внешнем плетении волос, не в золотых уборах, не в нарядности
 одежды, но в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа. Так некогда
 св. жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь мужьям своим. Так
 С. повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если
 делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха" (1 Петр. III, 1 - 6).
 Пророк Исайя указывает на Авраама и С., как на прообразы ожидаемого дела
 спасения. Как С., после долгого неплодия, родила Исаака, так Сион, после
 долгого запустения, будет иметь радость и веселье торжествующего
 множества детей вокруг себя. Еще выше восстановления Израиля будет
 великое дело будущности: оно будет источником спасения для всех народов
 мира (Исаии LI, 2; LIV, 1, сд.). Апостол Павел видит в С. великую матерь
 народов, которой принадлежат все рожденные по духу; она - прообраз
 небесного Иерусалима, который есть матерь всем нам (Гал. IV,. 22 - 31).
 С. вспоминается православною церковью в неделю праотец. Ср. прот. П.
 Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. III, СПб.,
 1883).
  Сарти (Griuseppe Sarti) - известный итальянский композитор (1729 -
 1802) - был придворным капельмейстером в Копенгагене, потом
 капельмейстером миланского собора. Первые оперы С., кроме "Pompeo in
 Armenia", не имели большего успеха. Лучшие оперы: "Gelosio villane",
 "Gruilio Sabino", "Le Nozze di Dorina" написаны между 1771 и 1784 гг.
 Мессы, псалмы и другие произведения его для церкви свидетельствуют о
 крупном даровании его в области духовной музыки. В 1784 г. С. был
 приглашен в Россию занять место придворного капельмейстера; Скончался на
 обратном пути в Италию.
  Н. С.
  Сарычев (Гавриил Андреевич, 1763 - 1831) - гидрограф, адмирал, член
 адмиралтейского департамента; в 1829 - 30 г. управлял морским
 министерством. Издал описание своего путешествия по Сибири, "Правила
 морской геодезии" (1804 и 1825), "Дневные записки плавания по
 Балтийскому морю и Финскому заливу"(1802 - 1805), "Лоцию Финского
 залива" (1817); составил атлас Восточного океана и первый правильный
 план СПб.; написал ряд статей в "Записках Гидрографического
 Департамента".
  Сарыч (Buteo) - род сарычевых, отличающийся от близкого к нему
 европейского рода канюков голой плюсною (оперенною лишь в верхней своей
 части). С. по внешнему виду напоминают ястребов (местами неправильно их
 называют ястребами), но сразу отличаются от них своим, сравнительно
 коротким, почти прикрывающимся сложенными крыльями, хвостом и более
 короткими лапами. Род С. имеет очень широкое распространение. Многие
 виды его встречаются в Азии, Африке и Америке, а в Европе живут два
 вида: большой или обыкновенный С. (В. vulgaris) и малый или рыжий С. (В.
 vulpinus). С. довольно вялые птицы. Полет их медленный, хотя и
 продолжительный. Они любят подолгу сидеть на каком-нибудь выдающемся
 предмете, сгорбившись и подняв одну ногу. Охотясь, С. не редко парят на
 одном месте, невысоко над землею, высматривая добычу. Весною и особенно
 осенью, при отлете, С. часто плавно кружатся в воздухе, постепенно
 поднимаясь на очень значительную высоту. Обычную пищу их составляют
 различные виды мышей и вообще мелких грызунов, пресмыкающиеся, лягушки и
 крупные насекомые. Нередко они нападают также на птиц, но последний вред
 их вполне искупается приносимою ими пользою при истреблении грызунов. Из
 Европы в конце августа и в сентябре С. улетают на зимовку к югу.
 Держатся С. преимущественно на опушках лесов, прерывающихся лугами и
 полями. Плоские гнезда, свитые из прутьев и выстланные зелеными тонкими
 веточками, устраиваются на деревьях. Обычная кладка состоит из 3
 зеленоватобелых яиц с ржавыми и серыми пятнами. Яйца высиживаются
 самкою. Птенцы выкармливаются сообща. Резкий крик С. напоминает мяуканье
 кошки. Обыкновенный С. (В. vulgaris) - преимущественно
 западноевропейская птица; в Зап. Европе он распространен повсеместно,
 кроме сев. Швеции и Норвегии, в России же встречается в Прибалтийских
 губ., Польше, но не идет на восток далее Харьковской губ. Наоборот,
 рыжий С. (В. vulpinus) - по преимуществу русский вид, которого западная
 граница гнездованья довольно точно совпадает с зап. границею Европ.
 России. Окраска рыжего С. чрезвычайно варьирует, обыкновенно у старых
 птиц верхняя сторона тела - бурая, с неясными ржавыми пятнами, а нижняя
 сторона тела рыжеватая, с более светлыми пестринками. Горло белое, с
 буроватыми продольными черточками; хвост кирпично-красный, с темными
 поперечными полосами. С. обыкновенный (В. vulgaris) отличается от рыжего
 С., кроме своей большей величины (длина его до 24 и более дюймов, длина
 рыжего С. только до 20 дюймов), еще отсутствием рыжего цвета в своей
 окраски, которая, однако, в общем, походит на окраску рыжего С. и также
 сильно варьирует в деталях. В Киргизских степях и еще восточнее водится
 третий вид русских С. - белохвостый С. (Buteo ferox).
  Ю. Вагнер.
  Сасаниды (Sassanides) - цари новоперсов. После того как в
 продолжительной борьбе с римлянами силы парфян истощились, в собственной
 Персии, где, по старым воспоминаниям, народный чувства высказывались
 всего сильнее, вспыхнуло восстание. Ардешир Бабегхан (прозванный греками
 Артаксерксом), из магийского семейства Сасанов, производившего себя от
 древних повелителей Персии, стал во главе борьбы против царя Ардабана и
 принял, в 226 г. после P. Хр., титул "царя царей". После двух сражений
 последний царь парфян был взят в плен и убит, царство парфян уничтожено;
 только в Армении и Бактрии продолжали существовать побочные линии
 арзакидов. С основанием господства С. наступила реакция против всего
 иноземного и, насколько возможно было, полнейшее восстановление
 древнеперсидского быта. Особенно вновь оживилась религия Зороастра: в
 большом собраний магов, образовавших в новоперсидском государстве
 могущественную знать, это учете было вновь утверждено. Для римлян С.
 скоро сделались столь же опасными врагами, какими были прежде арзакиды.
 Уже Александр Север должен был воевать против них, затем Валериан, около
 260 г., против Сапора I; Галерий - около 300 г., против Нарзеса;
 Констанций и Юлиан - около 360 г., против Сапора II. В течение 400 лет
 С. - величайшая династия, какая когда-либо владела Персией - успешно
 боролись с римлянами и византийцами, но при Ездегерде III, после
 сражений при Кадезии (636) и Нехавенде (642), Персия покорена была
 арабами. Имена наиболее выдающихся царей династии С. еще и теперь живут
 в преданиях персидского народа, как прославленные представители
 персидской нации. Сасаниды оставили много памятников архитектуры и
 надписей; многочисленные монеты С. служат источником для восстановления
 некоторых исторических дат. Некоторые из С., особенно Хозрой Ануширван,
 способствовали процветанию культуры и образования и даже положили начало
 философии в Персии. Большая часть литературных памятников этого времени,
 написанных на языке пехлеви, уничтожена магометанами.
  Сатанинский гриб (Boletus satanas Lenz) - гриб шляпочный из класса
 гименомицетов (Hymenomyceteae) сем. трутовиковых (Polyporeae). Шляпка
 мясистая, сначала полушаровидная, потом плоская, белая или желтоватая, в
 10 - 20 стм. в диаметре. Мясо белое, при обламывании краснеющее, а потом
 синеющее. Ножка толстая, клубневидная, в 5 - 10 стм. длины, желтая,
 оранжевая или красная снабженная, у вершины сетчатым рисунком. Нижняя
 поверхность шляпки состоит из слоя вертикально расположенных желтых
 трубочек с ярко-красным устьем. Трубочки покрыты базидиями с 4-мя
 яйцевидными темно-оливковыми одноклетными спорами. С. гриб встречается в
 лиственных, гористых лесах Зап. Европы, а в России найден на Кавказе.
 Запаха неприятного он не имеет, вкус его приятный, сладковатый.
 Некоторые ученые (Lenz) считают его сильно ядовитым. По всей
 вероятности, С. гриб содержит едкие вещества (алкалоиды), сходные или
 даже тожественные с мускарином, которые обусловливают воспаление
 пищеварительных органов, проявляющееся тошнотой, рвотой, поносом,
 конвульсиями и т. д., но заканчивающееся смертью только в редких
 случаях. При употреблении таких грибов, содержащих алкалоиды, как
 некоторые сыроежки, мухомор, С. гриб, следует их хорошо сварить в
 соленой воде и отбросить при этом воду, в которой производили варку.
 Сушеные грибы можно также считать вполне безвредными. В случае
 отравления, симптомы которого наступают обыкновенно через полчаса или в
 крайнем случае через два часа после еды, следует давать больному
 рвотное, слабительное и черный кофе.
  Яч.
  Сатира - поэтическое обличение текущей действительности: таково
 наиболее полное определение той многообразной литературной формы,
 которую обиходная речь, а за нею иногда и теория, называют сатирой.
 Определение это слишком широко: оно переносит на весьма обширную область
 литературного творчества название, первоначально свойственное вполне
 определенной и ограниченной форме. С точки зрения этого широкого
 определения сатирой должны быть названы "Недоросль", "ДонКихот", "За
 рубежом", хотя первое произведение относится к области драмы, второе
  - романа, третье - публицистики. Теория, в сущности, не знает, что
 делать с С., считая ее то произведением лирическим, то эпическим и
 подчас относя к ней произведения обличительно проповеднического
 характера, то есть по существу своему прозаические. Между тем в том
 чистом виде, какой имела С. в своем источнике - в римской литературе -
 она есть прежде всего произведете поэтическое. Характер поэтически - не
 говоря о стихотворной форме - сообщается С. тем внутренним пафосом,
 который выливается лишь в форму лирики; это не особенная степень пафоса
 - это его особый вид. Этот внутренний двигатель отличает С. от
 публицистики и не позволяет отнести ее к произведениям эпическим. Как бы
 ни было сильно негодующее возбуждение публициста, оно не должно
 отвлекать его от строго логических прозаических форм, в которых движется
 его мысль. Субъективные элементы публицистики, лишенные эстетического
 характера, бесконечно далеки от художественной лирики. С другой стороны,
 ничто не дает права отнести С. к области эпоса. Обличительный и
 насмешливый характер эпического произведения дает иногда обиходной речи
 повод назвать его сатирическим и, расширяя терминологию, относить к
 области чистой С. эпическое, а то и драматическое произведете с
 сатирическим оттенком. Но как бы ни был силен сатирический элемент в
 разных литературных формах - в драме, романе, памфлете, - называть их
 С., значит вносить смешение понятий в терминологию, о ясности которой
 должна заботиться теория. Иное дело - обиходная речь, которая, названием
 С. лишь оттеняет сатирический характер произведения, а также
 литературная история, которая привыкла интересоваться не столько
 судьбами известной формы, сколько литературным выражением тех или иных
 общественных настроений. - Содержание понятия С. выясняется лучше всего
 из сопоставления его с иными смежными литературными и эстетическими
 формами. По исключительной силе пафоса, рядом с С. стоит ода, близкая ей
 по напряжению, но диаметрально противоположная по содержанию: ода
 славословит, С. бичует. Ближе к С. по содержанию как будто стоит элегия:
 обе исходят из одного источника - сознания несовершенств жизни; но
 элегия скорбит о них, а С. негодует; элегия вдохновляется широкими
 моментами личной и мировой жизни - сфера С. ограничивается вопросами
 текущей общественной жизни; излюбленное настроение элегии - пассивное,
 скорбное сознание бессилия - совершенно чуждо С., живой, боевой,
 деятельной, исполненной веры в осуществление своего идеала, смотрящей
 вперед, а не назад. Элемент насмешки, столь свойственный С., давал повод
 сопоставлять ее с юмором, но и это сравнение пригодно лишь для выяснения
 противоположности обоих явлений. Характернейшая черта юмора - сочувствие
 к тому, что он осмеивает - есть полное отрицание сущности С.; юмор есть
 носитель примирения, С. есть выражение борьбы; смех юмора
  - это ласковая улыбка, смех С. - грозный и бешеный сарказм; юмор
 объективнее эпичнее, С. в своей истинной форме есть чистейшая лирика -
 лирика негодования; наконец, юмор интересуется только индивидуальной
 психологией, тогда как С., даже изображая отдельные личности, имеет в
 виду только общественный строй. Отсюда разница в типах: тип в С. - не
 столько живой поэтический образ, сколько схематическое изображение,
 лишенное индивидуализирующих деталей, которые придают такую жизненность
 и прелесть созданиям юмора. Художественные образы вообще - не дело С.;
 вдохновленный бурным негодованием, потрясенный попранием идеала, сатирик
 не обладает тем душевным равновесием, которое составляет необходимое
 условие творческого объективирования жизненных впечатлений; могучий
 перевес социально-этических интересов над эстетическими делает из него
 лирика и подавляет в нем творца объективных типов. Медор, Сильван и Лука
 Кантемира не живые фигуры, а схематические воплощения тех или иных
 течений - не потому, чтоб автор не мог или не хотел сделать их иными, а
 потому, что эти схемы вполне исчерпывают настроение и намерения
 сатирика; большего от своих образов он не требует. Прежняя теория,
 отдававшая так много внимания мелочному разграничению и сближению
 литературных форм, сопоставляла С. с эпиграммой: и там, и здесь мы
 встречаемся с насмешкой над людскими слабостями. Но эпиграмма имеет в
 виду отдельную определенную личность, что в высшей степени чуждо
 высокому настроению сатирика; он проходит мимо всего исключительного,
 индивидуального; лишь пороки целого строя, целого общества рождают в нем
 творческое вдохновение.
  История С. излагается различно, в зависимости от содержания, которое
 тот или иной исследователь вкладывает в этот термин. Образец расширения
 понятия мы имеем в мнении Галахова ("Отеч. Зап.", 1849 г., № II), не
 соглашающегося с теми, которые приписывают "изобретение" С. тому или

<< Пред.           стр. 911 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу