<< Пред. стр. 945 (из 1179) След. >>
его именем связаны так называемые десять "троп" или 10систематизированных доводов против возможности знания. Здесь с особенной
подробностью анализировано понятие причинности. Смысл всех троп -
доказательство относительности человеческого познания. Тропы перечислены
в сочинении Секста Эмпирика: "Пирроновы основоположения", книга 1, 14.
Все они имеют ввиду факты восприятия и привычку; мышлению посвящена
только одна ( 8-я ) тропа, где доказывается, что мы познаем не самые
предметы, а лишь предметы в отношении к другим предметам и к познающему
субъекту. Младшие скептики предлагают иную классификацию троп. Агриппа
выставляет их пять, а именно: 1) бесконечное разнообразие мнений не
дозволяет образоваться твердому убеждению; 2) всякое доказательство
покоится на другом, также нуждающемся в доказательстве, и так далее до
бесконечности; 3) все представления относительны, в зависимости от
природы субъекта и от объективных условий восприятия. 4-я тропа
представляет лишь видоизменение второй. 5) Истинность мышления покоится
на данных восприятия, но истинность восприятия покоится на данных
мышления. Деление Агриппы сводит тропы Энезидема к более общим точкам
зрения и не останавливается исключительно или почти исключительно на
данных восприятия. Наиболее важный для нас писатель-скептик - это Секст
Эмпирик, врач, живший во II в. по Р. Хр. Он не отличается большой
оригинальностью, но его сочинения для нас - незаменимый источник. В
христианскую эпоху С. получил совершенно иной характер. Христианство,
как религия, не ценило научного знания или по крайней мере не признавало
в знании самостоятельного и руководящего начала. Такой С. на почве
религиозной имеет и ныне своих защитников (напр. Брюнетьер, "La science
et la Religion", Пар., 1895). Под влиянием религии явилось учение о
двойной истине - теологической и философской, впервые провозглашенное
Симоном из Турнэ в конце XII в. (см. Magwald, "Die Lehre von d.
zweifachen Wahrheit", Берл., 1871). Философия не вполне свободна от него
и до настоящего времени. В эпоху возрождения, наряду с попытками
самостоятельного мышления, вновь появляются древнегреческие системы, а
вместе с ними и С., но прежнего значения он уже не мог приобрести. Ранее
всего С. появился во Франции. Мишель де Монтэнь (1533 - 92) своими
"Опытами" вызвал целый ряд подражателей, как-то: Шаррон, Санхед,
Гирнгайм. Ла Мот Ле Вайе, Гюэ, Глэнвиль (англичанин), Бэкер (англичанин)
и др. Все доводы Монтэня содержатся в его большом опыте о философии
Раймунда Сабундского: чего-либо принципиально нового у Монтэня нет.
Монтэнь - скорее скептик по настроению, чем скептик в смысле Эпезидема.
"Книга моя - говорит Монтэнь - заключает в себе мое мнение и выражает
мое настроение; я высказываю то, во что верю, а не то, во что все должны
верить... Может быть завтра я буду совершенно иным, если научусь
чему-либо и изменюсь". Шаррон в существенном следует за Монтэнем, но кое
в чем старается распространить свое скептическое настроение еще далее;
напр. он сомневается в бессмертии души. Ближе всех к древним скептикам
Ла Мот Ле Вайе, писавший под псевдонимом Ораций Туберо; из двух его
учеников один, Сорбьер, перевел часть Секста Эмпирика на франц. язык, а
другой, Фуше, написал историю академии. Самый крупный из франц.
скептиков - Пьер Даниил Гюэ (1630 - 1721); его посмертное сочинение "О
слабости человеческого ума" повторяет доводы Секста, но он имеет в виду
современную ему философию Декарта. Сочинение епископа Гюэ - самое
крупное произведение скептической философии после Секста Эмпирика.
Гленвиль был предшественником Юма в анализе понятия причинности. В
истории С. обыкновенно отводят обширное место Петру Бэйлю (1647 - 1706);
Дешан посвятил ему даже особую монографию ("Le scepticisme erudit chez
Bayle"); но настоящее место Бейля - в истории религиозного просвещения,
а не в истории С.; он в XVII в. был тем, чем Вольтер в ХVIII-м. С. Бейля
проявился в знаменитом его историческом словаре, вышедшем в свет в 1695
г. Главная проблема, приведшая его к С., была проблема об источнике зла,
усиленно занимавшая XVII-й в.; его скептические принципы изложены в
статье о Пирроне и пиррониках, из коей видно, что С. важен для него
главным образом как орудие против теологии. Приблизительно к этому же
времени относятся и опровержения С., написанные Мартином Шоком
(Schoock,"De scepticismo", Гронинген, 1652), Сильоном ("De la certitude
des connaissances humaines", Пар., 1661) и де Виллеманду ("Scepticismus
debellatus", Лейден, 1697). В новой философии, начиная с Декарта, нет
места абсолютному С., но относительный С., т. е. отрицание возможности
метафизического познания, чрезвычайно распространен. Исследования
человеческого познания, начиная с Локка и Юма, как и развитие
психологии, должны были привести к усилению субъективизма; в этом смысле
можно говорить о С. Юма и находить скептические элементы в философии
Канта, поскольку последний отрицал возможность метафизики и познание
предметов самих по себе. Совершенно иным путем к несколько сходному в
этом пункте результату пришла и догматическая философия. Позитивизм, в
лице Канта и его последователей, утверждает невозможность метафизики,
подобно эволюционизму Спенсера, стоящему за непознаваемость бытия самого
по себе и за относительность человеческого познания; но вряд ли
справедливо ставить эти явления новой философии в связь с С. Упоминания
заслуживает сочинение Е. Шульце, "Aenesidemus oder uber die Fundamente
der von H. Reinhold geliferten Elementarphilosophie" (1792), в котором
автор защищает принципы С. путем критики Кантовой философии. Ср.
Staudlin, "Geschichte und Geist des Scepticismus, vorzuglich in
Rucksicht auf Moral u. Religion" (Лпц., 1794); Deshamps, "Le scepticisme
erudit chez Bayle" (Льеж, 1878); Е. Saisset, "Le scepticisme" (П.,
1865); Kreibig, "Der ethische Scepticismus" (Вена, 1896). Э. Радлов.
Скерцо (scherzo) - пьеса игривого, шутливого, а иногда причудливого
характера, в скором темпе; пишется в форме песни с трио. У позднейших
композиторов, напр. у Шумана, С. заключает в себе два трио. Когда в С.
одно трио, последнее пишется в тональности по квинтовому направлению
вниз от главной тональности, в которой пишется песнь. В форме песни с
двумя трио, первое трио пишется в тональности по квинтовому направлению
вверх, а второе трио - по квинтовому направлению вниз от главной темы.
Порядок чередования частей в последней форме следующий: песнь, 1-е трио,
повторение песни, 2-е трио, повторение песни. В С. песнь пишется в 3/4,
трио - в 3/4 или 2/4. Трио часто отличается от песни более спокойным
характером. С. имеет в конце коду . С. встречается в числе четырех
отделений сонаты, квартета, симфонии; в этих формах оно следует или
после первой части, или после второй. Со времени Бетховена С. стало
заменять в них менуэт. С. пишется и отдельно, не составляя части
большого сочинения. В таком случае С., как самостоятельная пьеса,
получает более развития, в особенности в смысле введения больших ходов,
связующих части С.
Скиты - так называются келии, устраиваемый при больших монастырях, в
большем или меньшем от них отдалении, для одиноких отшельников. Слово
скит происходит, вероятно, от греческого слова scutoV , кожа; это
указывает на то, что первоначальные скитники-подвижники не имели
правильно устроенных домов, а довольствовались устройством кожаных
прикрытий из шкур диких зверей тех лесов, в которых отшельники сначала
ютились. Ныне С. ничем, большею частью, не отличаются по внутреннему
устройству от монастырей; вся разница между ними - в зависимости скита
от монастырского настоятеля. Скит, некогда обозначавший безусловное
отшельничество и одиночество, ныне часто состоит из меньшего, чем в
монастыре, числа братий. Гефсиманский скит при Троицкой лавре -
настоящий монастырь, имеющий свои храмы. Прежние С. ныне часто
называются киновиями, т. е. общежитиями, где все у иноков общее. И. Б -
в.
Склероз (медиц.) - затвердение, уплотнение тканей артерий, сердца,
мозга головного и спинного, ведущее к заболеваниям этих органов.
Склифосовский (Николай Васильевич) - заслуженный проф., директор Имп.
клинического института вел. княгини Елены Павловны в СПб. Род. в 1836
г., в 1859 г. окончил курс медицинского факультета московского унив. и
принял на себя заведывание хирургическим отделением одесской городской
больницы. Степень д-ра медицины получил в Харькове в 1863 г. за дисс.:
"О кровяной околоматочной опухоли". В 1866 и 1867 гг. работал в Германии
в патолого-анатомическом институте проф. Вирхова и хирургической клинике
проф. Лангенбека; в прусской армии работал на перевязочных пунктах и в
военном лазарете. Затем во Франции у Кломарта и в клинике Нелатона и в
Англии у Симпсона. По возвращении в Россию выпустил целую серию трудов
(перечень их - в дисс. К. Э. Лопатто, "Кафедра хирург. патологии при
Имп. военно-мед. акд.", 1898), благодаря которым в начале 1870 г. был
приглашен на кафедру хирургии в киевский унив. В 1871 г. С. перешел на
кафедру хирург. патологии в Имп. мед. хир. акд. В этот период им
напечатан ряд работ: "Резекция обеих челюстей" ("Военно-Мед. Журн.",
1873), "Оперативное лечение неподвижности коленного сочленения" ("Прот.
Общ. Рус. Врачей", 1873 - 4), "Вырезывание зоба", "Сосочковое
новообразование яичника (papiloma). Иссечение его" (1876) и др. В том же
году работал в течение 4 месяцев в военных лазаретах нашего Красного
Креста в Черногории, а затем на берегах Дуная. Деятельность на войне
дала С. материал для опубликования ряда работ по военной медицине и
военно-санитарному делу (перечень их - в дисс. Лопатто): "Перевозка
раненых на войне" ("Мед. Вестн.", 1877), "Наше госпитальное дело на
войне" (здесь С. отмечает прогресс санитарного дела в войне 1877 - 78
гг. и вред дуализма власти медицинского управления на войне и др.). В
1878 г. С. перешел на кафедру академической хирургической клиники, а в
1880 г. на кафедру факультетской хирургической клиники в Москве; при С.
был осуществлен проект устройства новых клиник на Девичьем поле. В 1893
г. С. был приглашен стать во главе клинического института вел. кн. Елены
Павловны. С. совместно с проф. Н. А. Вельяминовым издает журнал:
"Летописи Рус. Хирургии". С. принадлежат ценные работы по хирургии,
числом свыше 70. А.
Скобелев (Михаил Дмитриевич) - ген.-адъютант (1843 - 82); сначала
воспитывался дома, потом в парижском пансионе Жирарде; в 1861 г.
поступил в петербургский университет, откуда через месяц уволен,
вследствие возникших между студентами беспорядков; определился юнкером в
кавалергардский полк и в 1863 г. произведен был в корнеты. Когда
вспыхнул польск. мятеж. С. поехал в отпуск к своему отцу, находившемуся
в Польше, но на пути туда присоединился, в качестве волонтера, к одному
из наших пехотных отрядов, и все время отпуска провел в поисках и
погонях за бандами повстанцев. В 1864 г. С. переведен был в л.- гв.
гродненский гусарский полк и участвовал в экспедициях против мятежников.
Окончив курс в Николаевской акад. генерального штаба, он был назначен в
войска Туркестанского военного округа. В 1873 г., во время экспедиции в
Хиву, С. находился при отряде полковника Ломакина. В 1875 - 76 гг.
принял участие в Кокандской экспедиции, где, кроме замечательной отваги,
соединенной с благоразумною предусмотрительностью, выказал
организаторский талант и основательное знакомство с краем и с тактикою
азиатцев. В марте 1877 г. он командирован был в распоряжение
главнокомандующего армией, назначенной для действий в европ. Турции.
Новыми сослуживцами он был принят весьма недружелюбно. На молодого
34летнего генерала смотрели как на выскочку, добывшего чины и отличия
легкими победами над разным азиатским сбродом. Некоторое время С. не
получал никакого назначения; во время переправы через Дунай он состоял
при ген. Драгомирове в качестве простого добровольца, и только со 2-й
половины июля ему стали поручать командование сборными отрядами. Вскоре
взятие Ловчи и бои 30 и 31 авг. под Плевною обратили на него общее
внимание, а переход через Иметлийский перевал Балканов и бой под
Шейновым , за которым последовала сдача турец. армии Вессельпании (конец
декабря 1877 г.), утвердили за С. громкую и блестящую известность. В
Россию он вернулся, после кампании 1878 г., корпусным командиром, в чине
ген.-лейт. и в звании ген.-адъютанта. Приступив к мирным занятиям, он
повел дело воспитания вверенных ему войск в обстановке, близко
подходящей к условиям военной жизни; при этом преимущественное внимание
он обращал на практическую сторону дела, особенно на развитие
выносливости и лихости конницы. Последним и самым замечательным подвигом
С. было завоевание Ахал-теке, за которое он произведен в генералы от
инфантерии и получил орден св. Георгия 2-й ст. По возвращении из этой
экспедиции, С. провел несколько месяцев за границей. 12 янв. 1882 г. он
произнес перед офицерами, собравшимися праздновать годовщину взятия
Геок-тепе, речь, наделавшую в свое время много шума: в ней указывалось
на угнетения, претерпеваемые единоверными нам славянами. Речь эта,
имевшая резкую политическую окраску, вызвала сильное раздражение в
Германии и Австрии. Когда С., после того, был в Париже и тамошние
студенты-сербы поднесли ему, за вышеупомянутую речь, благодарственный
адрес, он отвечал им лишь несколькими словами, но крайне задорного
характера, причем еще ярче выразил свои политические идеи и указывал на
врагов славянства. Речь эта, вызвавшая целую бурю в прессе, повела к
тому, что С. был вызван из-за границы ранее окончания срока его отпуска.
В ночь на 26 июня 1882 г., С. находясь в Москве, скоропостижно умер.
Имп. Александр III, желая, чтобы военные доблести связывали войско и
флот общими памятованиями, повелел корвет "Витязь" впредь именовать
"Скобелев".
Сковорода (Григорий Саввич, 1722 - 94) - украинский философ, сын
простого казака; учился в киевской духовной академии, а потом был
отправлен в СПб. в придворную певческую капеллу; в 1744 г. получил
увольнение от должности певчего, с званием придворного уставщика, и
остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к
духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен
из бурсы. Желая пополнить свои познания, С. решил побывать за границей,
куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком
странствуя по Венгрии, Австрии, и, вероятно, по Польше, Германии и
Италии, С. знакомился с учеными и приобретал новые познания: так, он
изучил языки латинский, греческий, немецкий и еврейский. Вернувшись в
Россию, С. занял место учителя поэзии в Переяславле и написал для
училища "Руководство о поэзии", в котором проводил много новшеств; когда
же переяславский епископ потребовал, чтобы С. преподавал предмет по
старине, С. не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759 г. С.
приглашен на место учителя поэзии в харьковском коллегиуме, но,
назначенный преподавать правила благонравия, С., вследствие некоторых
мыслей, выраженных им во вступительной лекции и истолкованных в
превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в 1766 г.).
После этого С. большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях
пешком по Слободской Украине, останавливаясь по дороге в крестьянских
избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и посвящая
свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим
образом жизни. К этому же периоду относится и составление философских
сочинений С., которые, впрочем, при его жизни не были напечатаны. Что
касается значения философского учения С., то одни считают С. мистиком и
масоном, последователем мартинистов, другие называют С. рационалистом.
Причиной такого разногласия является то, что сочинения С. до последнего
времени не были собраны; напечатаны были лишь некоторые из его
трактатов. Только с появлением собрания сочинений С., изданного проф.
Багалеем (Харьк., 1894), явилась возможность приступить к их изучению.
С. - философморалист: он действовал и живым словом, и сочинениями;
понимая значение западноевропейской цивилизации, он вооружался против
утилитарного направления умов, заглушавшего все высшие запросы духа;
ответ на эти высшие запросы он нашел в Библии и в древней классической
философии, которая предохранила С. как от мистицизма, к которому он был
склонен по природе, так и от рационализма XVIII в. Взгляд С. на Библию
представляет собою нечто среднее между чисто ортодоксальным и
рационалистическим ее толкованием. С. смотрел на Библию, как на
поэтическое творение, которое скрывает истину под внешними образами.
Черпая философские идеи из древнеклассической философии, С.
перерабатывал их согласно собственному настроению и тенденциям. В сфере
религиозной С. вел борьбу против бездушной обрядности и внешности; он
протестовал против узкого понимания православия и христианства. С. не
признавал необходимости чудес, так как для познания Бога достаточно
естественных источников, в которых он открывает себя обильно и очевидно.
На философию С. смотрит, как на фундамент и центр образования вообще:
она есть жизнь духа, постоянное искание истины. В своей умозрительной
философии С. находился под сильным влиянием Платона, у которого он
заимствовал определение души, ее природы и жизни. Изречение Сократа:
"познай самого себя" С. объясняет в смысле познания своей высшей
природы, духа, разума. Дуализм, по учению С., распространяется не только
на человека, но и на весь мир: везде является материя и форма или идея.
В учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени С.
отступил от Платона и находился под влиянием Филона. Практическая
философия С. находится в тесной связи с умозрительной: для истинно
счастливой жизни нужно знание и мудрость; счастье состоит в душевном
мире и сердечном веселии, для достижения его нужно отдаться на волю
Божию, что значит жить согласно с природой. Для достижения и личного
счастия человека, и общественного блага С. советовал: не входить в
"несродную стать", не несть должность, природе противную, не обучаться к
чему не рожден; все это носит у С. название "несродности". Указать свою
сродность - одна из важнейших задач самопознания и раскрытия воли
Божьей, пребывающей в человеке; вне удачного решения этой задачи не
может быть для человека и речи о счастье. В своих философских сочинениях
С., между прочим, выступал проповедником идеи национальности. С.
старался сочетать разум и веру: разум должен стремиться к отысканию
истины, которая не дана человеку Богом, а постепенно открывается им - но
наряду с разумом видное место занимает и вера. Весь мир состоит из трех
миров: большого, малого и символического: большой (космос) - это
природа; малый (микрокосмос) - человек; символический - Библия. В каждом
мире существуют два начала: Бог или вечность и материя или временное; во
всей природе дух господствует над материей. Как богослов, С. находился
под влиянием восточных отцов и учителей церкви, в особенности писателей
александрийской школы - Климента и Оригена, которые для постижения Св.
Писания не довольствовались буквальным его толкованием, а посредством
аллегорических объяснений стремились открыть внутренний его смысл. Еще
больше, чем сочинениями, С. имел для Украины значение всею своею жизнью:
он был человек свободолюбивый, с большою стойкостью нравственных
убеждений, смелый в обличении местных злоупотреблений. Несмотря на
некоторый свой мистицизм и семинарский, топорный и нередко неясный слог,
С. умел на практике быть совершенно понятным и вполне народным человеком
во всей Украине тогдашнего времени. В С. как бы олицетворилось
умственное пробуждение украинского общества конца XVIII в. Повсеместно
на Украине во многих домах висят портреты С.; его странническая жизнь
служит предметом рассказов и анекдотов, странствующие певцы усвоили его
песни.
Многочисленные сочинения С. делятся, по форме своей, на
философскобогословские и литературные труды. Первыми
богословско-философскими сочинениями С. были трактаты "Наркис, разглагол
о том: узнай себе" и "Асхань, или симфония о познании себя самого": они
посвящены вопросу о самопознании, который является исходным пунктом
всего мировоззрения С. К этим двум трактатам примыкают "Разглагол о
древнем мире" и "Беседа двое" (1772); в последнем сочинении говорится о
двух мирах - ветхом и новом, о двух началах - тленном и вечном. Наиболее
просто, удобопонятно и вместе с тем систематически С. изложил свои
взгляды на религию и христианство в сочинении: "Начальная дверь ко
христианскому благонравию" (1766): это - конспект курса, читанного
молодым дворянам в харьковском коллегиуме. Специальными исследованиями,
посвященными Библии, являются сочинения С. : "Израильский змий" (1776),