<< Пред.           стр. 955 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 успехом. Последние годы правления С. были омрачены разными внутренними
 неурядицами, частью вследствие борьбы при польском дворе двух партий
 (австрийской и французской), заявлявших притязание на руководительство
 внешней политикой, частью вследствие интриг и происков некоторых
 влиятельных фамилий (Пацы, впоследствии Сапеги и др.), замышлявших
 лишить С. короны. Росло неудовольствие против короля и среди шляхты,
 обеспокоенной слухами, будто бы С. хочет ограничить ее привилегии,
 сделать трон наследственным и т. д. Сеймы проходили бурно, часто были
 срываемы, королю приходилось иногда выслушивать самые оскорбительные
 речи; слышался громкий ропот на королеву, которая, пользуясь своим
 неограниченным влиянием на мужа, раздавала различные должности за
 деньги. К довершению всего возник раздор и в королевской семье: С. любил
 более других старшего сына Якова, к которому не расположена была
 Мария-Казимира. Все это увеличивало мучения короля (С. несколько лет
 страдал подагрой и каменной болезнью): он падал духом и относился с
 совершенным равнодушием к государственным делам. Ум. 17 Июня 1696 г. По
 отзыву современников, личность С. представляется в привлекательном
 свете: он был доступен, приветлив и ласков с низшими, уважал науку и
 просвещение. Блестящий полководец, он не обладал государственным умом:
 победы его не принесли Польше выгоды. Сделав так много для славы своего
 отечества, С. в то же время ничего не сделал для его пользы.
 
  Литература. Salvandy, "Histoire de Jean S." (П, 1827); Coyer,
 "Histoire de Jean S." (Амстердам, 1761); "Archivum francuskie do Jana
 III" (Wyd. Walizewski, Краков, 1879); Vanderlinde, "Vita et res gestae
 Joannis S." (Амстерд., 1685); Szajnocha, "Opowiadanie о Janie III";
 "Listy krola Jana III pisane do krolowey Maryi-Kazimiry w ciagu wyprawy
 pod Wieden w r. 1683" (Wyd. prz. Raczynskiego, Варш., 1824); "Acta Jana
 S." (Wyd. Kluczycki, 1880); "Bibl. Myszkowskich. Listy Jana III" (Wyd.
 Helcel, 1862). К. Ч.
  Соборы церковные (синоды, sunodoi, concilia) - в обширном смысле так
 называются собрания представителей церкви для обсуждения и разрешения
 вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства,
 управления и дисциплины вероисповедных христианских обществ. В праве
 каждой христианской вероисповедной церкви в понятие о С. вносятся особые
 специальные признаки, указывающие на личный его состав и объем
 ведомства. Так, в православной и армяно-грегорианской церквах соборами в
 точном смысле именуются собрания пастырей и учителей церкви,
 составляющиеся, согласно церковным правилам и законам государства, для
 утверждения истин веры, для благоучреждения дел церковных, для
 установления, поддержания и развития порядка и дисциплины в церкви; в
 римско-католической - соборами епископов, прелатов и докторов под
 председательством митрополита, примаса и патриарха, или папы, или
 уполномоченных от него - для регулирования дел веры, религиозной жизни и
 дисциплины; в протестантских церквах - собрание пасторов и
 представителей от общин церковных и правительства для совещаний по
 вопросам религии и церковной жизни. Синоды или соборы существовали в
 церкви во все времена или в виде временных собраний, или - в некоторых
 самостоятельных церквах - в форме постоянных учреждений. Они существуют
 и в настоящее время в различных странах и вероисповедных церквах.
 Основание для существования в строе церкви соборов заключаются в
 вероучении основателя церкви (Матф. XVIII, 18, 15 - 20; Иоан. XVII, 17,
 21 - 26), в примере апостолов, составлявших собор в Иерусалиме (Деян.
 гл. XV), в природе церкви, как вероисповедного общества, в принципах
 исторического развития устройства церкви, и в том, что многие вопросы,
 возникающие среди членов церкви из религиозных верований, не могут быть
 иначе разрешены, как через посредство С. Самое слово - sunodoi,
 по-русски - С., полатыни concilium, отсюда concile, Concilien и проч.,
 означает путь, по которому вместе приходят к одной цели. В истории
 христианской церкви различаются две главные категории С.: вселенские и
 поместные. Такое различие и разделение в настоящее время принимается
 церквами православною, римско-католическою, армяногрегорианскою и др.;
 но каждая из этих церквей признает неодинаковое число С. с значением
 вселенских, и не все С., признаваемые такими в одной из них, принимаются
 с тем же значением в прочих церквах. Поместными ( topicai sunodoi ) или
 частными (S. particulares) С. в православных, римско-католической,
 армяногрегорианской и в других издавна существующих вост. церквах
 называются собрания епископов и других иерархов какой-либо одной
 местной, самостоятельной (автокефальной) или вероисповедной церкви, или
 какой-либо определенной ее области (страны, государства, местности,
 провинции), составляющиеся для разрешения вопросов и дел, возникающих в
 ее пределах касательно вероучения, строя, управления и дисциплины.
 Деление вселенской христианской церкви на поместные и вероисповедные, а
 равно каждой поместной и вероисповедной церкви на области, совершалось в
 истории по условиям времени, места и обстоятельств политической,
 народной и религиозной жизни населения христианского и разнообразилось в
 различных странах мира и в различные времена; вместе с тем
 разнообразились и формы устройства и управления отдельных церквей и
 церковных областей и их учреждений. С. или синоды, как церковные
 учреждения, удерживались в строе поместных и вероисповедных церквей, но
 не в одинаковом виде, подвергаясь в разных странах и церквах и в разные
 времена в своих частных названиях, в организации, в значении и объеме
 ведения разнообразным видоизменениям, но с сохранением начала
 коллегиальности. Посему во вселенской. христианской церкви, как и в
 каждой поместной православной и каждой вероисповедной церкви, С. имеют
 свою историю, исходным началом которой служит законодательство
 вселенской церкви первых девяти веков христианства. С. называются по
 городам, в которых они происходили (антиохийский, сардикийский,
 арелатский, московский, базельский и т. п.), по географическому
 положению церквей, представители которых в них участвовали (С. восточной
 црк., западной црк.), по названиям церквей, в строй которых они входили
 (С. константинопольской церкви, антиохийской, римской, карфагенской и т.
 п. ), по именам стран, где собирались (испанские, малоазийские), по
 народностям (С. русской, сербской, румынской церквей), по
 вероисповеданиям (С. православной, римско-католической,
 армяно-грегорианской, лютеранской церквей), по титулам председателей или
 церковных учреждений (митрополитанские, патриаршие, областные,
 монастырские, епархиальные), по составу членов (архиерейские,
 народно-церковные, смешанные), по их числу (великие, малые, большие,
 меньшие), по продолжительности (временные, постоянные). В древней России
 были временные С., называвшиеся по городам, где собирались (киевские,
 московские); в XVII в. при патриархах различались С. великие и "из
 прилучившихся" архиереев в Москве; при Петре вместо временных С.
 учрежден был при местоблюстителе "освященный С." постоянный, а в 1721 г.
 - св. прав. синод. Созывание временных С. с 1721 г. прекратилось; лишь в
 новейшее время созывались в Казани и Киеве епископы некоторых епархий
 для совещаний, но без авторитета С.; сохранилось лишь за
 административным учреждением лавр название "духовного С.". В
 армяно-грегорианской церкви, в пределах России, высшее
 церковно-правительственное учреждение именуется эчмиадзинским синодом.
 По уставу ев.- лютеранской церкви в России, существуют синоды в округах
 пробстских и консисториальных и генеральный синод ев.- лютеранский. В
 праве римскокатолической церкви, кроме вселенских, различаются С.
 национальные, провинциальные и епархиальные (diocesanae synodi).
 Организация церковных С. устанавливалась обычаями и правилами церкви
 вселенской (1 всел. 5 и др.) и поместных, а в некоторых странах, в новые
 времена - светскими законодательствами, при участии органов церковной
 власти. По действующему праву во всех странах, строй церковных С., объем
 власти и круг предметов ведения их определяются правилами, узаконениями
 и статутами каждой местной церкви, изданными и применяемыми с одобрения,
 санкции или, по меньшей мере, с ведома государственной власти; но
 принципиальные правила вселенской церкви относительно С. поместных
 церквей и ныне сохраняют авторитетное значение источника права почти во
 всех христианских странах, в особенности с населением православного,
 римско-католического и армяно-грегорианского исповеданий. Соборам
 церквей поместных, вероисповедных и территориальных присваивается, в
 определенных местным законодательством церковным или государственным
 пределах, власть устроить, развивать и поддерживать порядок в местной
 церкви, во всех сторонах ее устройства и управления, в частности -
 издавать правила, составлять проекты правил для представления
 правительству, обсуждать, устранять и исправлять учения, несогласные с
 общим церковным учением, в высшей инстанции разрешать споры и пререкания
 касательно прав, отношений и предметов церковных, судить высших
 иерархов, иметь высший надзор в церкви и в православных странах -
 избирать и доставлять епископов и других высших иерархов. Распределение
 видов власти между соборными учреждениями в разных церквах в настоящее
 время весьма разнообразно. В русской и элладской православных церквах
 постоянным синодам предоставлены все виды высшей церковной власти в
 стране; в церквах константинопольской, сербской и румынской в
 австрийских владениях законодательная церковная власть принадлежит
 народно-церковным С., судебная - архиерейским С., административная -
 особым учреждениям. В римско-католической церкви судная власть в высших
 инстанциях получила еще в средние века организацию, отдельную от
 соборной власти. В немецких протестантских территориальных церквах
 синодам в новейшие времена дана определенная организация, с
 предоставлением им права составлять и обсуждать проекты относительно
 церковного устройства и управления, для представления правительству;
 административная и судная власть оставлена за церковными советами и
 консисториями. Постановления С. поместных и вероисповедных церквей
 имели, как и в настоящее время имеют, обязательное значение лишь в той
 области, из представителей которой состояли ее члены. Правила некоторых
 поместных С. древней церкви, выразившие общецерковное правосознание,
 были, однако, приняты православною, римско-католическою и армянскою
 церквами в состав общецерковного законодательства и потому признаются и
 в настоящее время источником права. Во всех православных поместных и в
 армянских церквах таким авторитетом пользуются правила поместных С. :
 анкирского (314 - 315 гг.), неокесарийского (315), гангрского (ок. 340),
 антиохийского (341), лаодикийского (364), сардикийского (347),
 карфагенского (318), константинопольских 394, 864 и 879 гг. В
 римскокатолической церкви таким же авторитетом пользуются первые семь из
 перечисленных С. и еще С. ельвирский (в Испании, ок. 300 г.).
 Историческое значение местных С. в развили церковного права каждой
 вероисповедной и поместной церкви оценивается по степени их влияния на
 церковную жизнь. В каждой почти стране и вероисповедной церкви
 существуют сборники соборных правил и литературные исследования о С. Ср.
 Турчанинов, "Историческое исследование о С. русской церкви" (М., 1829);
 Григорович, "О С. русской церкви" (М., 1866); Zhishman, "О С. восточных
 церквей" (1867); Hefele, "Conciliengeschichte".
  М. Горчаков.
  Совет министров - учрежден в 1861 г., по мысли кн. Горчакова, для
 рассмотрения дел, которые требуют не только Высочайшего утверждения, но
 и личного присутствия Государя при обсуждении их. Учреждение С.
 министров вызвано было усилением значения личных докладов министров,
 приведшим к нарушению единства в управлении. С. министров является
 особою формою коллективного доклада, имея тот же характер, какой, по
 учреждению министерств 1802 г., должен был иметь комитет министров . Это
 отражается как на составе, так и на компетенции С. министров. С.
 министров составляется, под личным председательством Государя
 Императора, из всех министров и главноуправляющих, пользующихся правами
 министров, а также других лиц, по непосредственному Высоч. назначению.
 При всех заседаниях С. присутствует государственный секретарь, для
 представления по законодательным вопросам сведений из дел
 государственного совета. Компетенция С. носит совершенно факультативный
 характер. Все дела вносятся в него не иначе, как по особому каждый раз
 Высоч. разрешению. Заведывание делами С. министров возложено на
 управляющего делами комитета министров, к которому все дела, назначенные
 Государем к обсуждению в С. министров, препровождаются за три дня до
 заседания. Заседания С. не имеют определенных сроков; они назначаются
 каждый раз по Высоч. усмотрению. Дела докладываются в С. самими
 министрами и только в случае невозможности - заведующим делами С.
 Резолюция может быть постановлена немедленно по окончании прений: в
 таком случае она излагается или министром, на его докладе, или, при
 многосложности дела и резолюции, заведующим делами, по соглашению с
 министром. Дела, особо важные и сложные, могут быть обращаемы Государем
 к новому рассмотрению вне Высоч. присутствия; рассмотрение это
 поручается особой комиссии, из членов С. и др. лиц. Результаты совещания
 представляются Государю в виде краткой мемории через заведующего делами
 С. Высоч. резолюция по делу, рассмотренному в С. министров, имеет силу
 Высоч. повеления, состоявшегося по личному докладу министра. Дела
 законодательные, по предварительном рассмотрении их в С. министров,
 обязательно вносятся в государственный совет. Об исторических мотивах к
 образованию С. министров см. "Пособие к изучению русского госуд. права",
 А. В. Романовича-Словатинского, вып. 2-й.
  Советов (Александр Васильевич) - известный русский ученый агроном и
 общественный деятель, сын священника, род. в 1826 г. Первоначальное
 образование С. получил в вифанской духовной семинарии, высшее - в
 горыгорецком земледельческом институте, откуда, по окончании курса в
 1850 г., был сначала командирован для изучения сельского хозяйства в
 некоторые внутренние и прибалтийские губернии, а позднее заграницу, где
 занимался в гогенгеймской земледельческой академии и затем изучал
 выдающиеся хозяйства в Бельгии, Германии и др. По возвращении, С.
 получил сначала кафедру сельскохозяйственной технологии в горыгорецком
 земледельческом институте. В 1859 г. защитил в московск. унив.
 магистерскую диссертацию: "О разведении кормовых трав". Задача,
 избранная С. для разработки, была вполне своевременна для русского
 земледелия, вступавшего тогда в новые условия по случаю приближавшейся
 крестьянской реформы. В этой книге впервые обстоятельно доказана
 настоятельная необходимость и возможность разведения кормовых трав не
 только в нечерноземной, но и в черноземной полосе России, и указаны для
 последней самые травы. Кроме того, в 1885 г. С. написал краткое
 "Наставление к разведению кормовых трав" для комитета грамотности. В
 1859 г. спб. университет избрал Советова на кафедру сельского хозяйства.
 Здесь в 1867 г. С. защитил докторскую диссертацию "О системах
 земледелия". Главной задачей автор поставил исследовать связь между
 первобытными и современными формами земледелия, что и удалось ему после
 тщательного изучения многих исторических памятников древнерусского
 земледелия - летописей и законодательных актов. Книга "О системах
 земледелия" не лишена интереса и для практических хозяев, так как в ней
 впервые дано ясное представление о различии главнейших систем земледелия
 и их постепенном развитии и уделено много внимания характерным явлениям
 русской хозяйственной жизни. С. является учителем большинства
 современных агрономов. Из его учеников многие занимают самостоятельные
 кафедры в наших высших учебн. заведениях. Продолжительна и плодотворна и
 общественная деятельность С., которая протекла главным образом в среде
 вольного экономического общества. Одновременно с занятием кафедры в спб.
 университете, С. был избран председателем 1-го сельскохозяйственного
 отделения общества и это звание нес в течение почти 30 лет. Главная
 заслуга С., как председателя, в том, что он умел привлекать в среду
 общества свежие силы, в лице молодых ученых, и располагать их к
 разработке разных сельскохозяйственных вопросов, которые вносились, в
 виде докладов, в отделение и, подвергаясь обсуждению, вызывали интерес в
 членах общества. В том же 1860 г. С. был избран редактором "Трудов"
 общества и вел это трудное дело 26 лет. Вольное экон. общ. избрало С.
 своим почетным членом, поднесло ему благодарственный адрес, присудило
 большую золотую медаль. Его избрали своим почетным членом ученый комитет
 министерства земледелия и государственных имуществ, Императорское
 московское общество сельского хозяйства, новоалександровский институт
 сельского хозяйства и лесоводства и другие учреждения. Кроме того, С.
 более четверти века состоял секретарем петербургского собрания сельских
 хозяев. Но его инициативе, собрание, в память десятилетия своего
 существования, учредило при спб. унив. по физико-математическому
 факультету две стипендии, из которых одна, магистерская, присуждается
 лучшему из окончивших курс по разряду естественных наук, заявившему
 желание продолжать научные и практические занятия по агрономическим
 наукам, и вторая - одному из студентов 3 или 4 курса, который, кроме
 естественных наук, изберет для своих занятий и агрономию. С 1888 по 1900
 г. Советов состоял деканом физикоматематического факультета спб.
 университета. Кроме названных выше диссертаций, С. напечатал много
 статей, из которых назовем только некоторые: "Картофельное производство"
 (1860); "Агрономические заметки из путешествия по Англии летом 1862 г.";
 "Всероссийская выставка в Москве в 1864 г."; "О хищничестве в сельском
 хозяйстве" (1864); "Какие севообороты применимы в той или другой
 местности России" (1865); "О плодосменности в природе" (1867); "О
 русских артельных сыроварнях" (1867); "О значении естественных наук для
 сельского хозяйства" (1868); "Красный клевер в смеси с другими травами"
 (1868); "О природе картофеля (1868); "Вторая балтийская
 сельскохозяйственная выставка" (1871); "Кормовая трава козлятник"
 (1874); "Сельскохоз. выставка в Варшаве в 1874 г. "; "К характеристике
 устройства подмосковных имений прежнего времени" (1875); "Краткий очерк
 агрономического путешествия по некоторым губерниям центральной
 черноземной полосы России в течение лета 1876 г. "; "Кормовые травы из
 семейства злаков" (1877); "Конкурс плугарей, сортировок и запашников на
 щигровской земской выставке" (1878); "О значении русского хлеба, как
 вывозного продукта" (1879); "О важнейших железнодорожных вопросах,
 имеющих связь с интересами сельского хозяйства" (1880); "Развитие
 земледельческой химии со времен Либиха" (1881); "О сельскохозяйственном
 отделе бывшей в Москве художественно-промышленной выставки" (1882); "0
 русском черноземе" (1884); "О породах крупного рогатого скота в сев.
 губерниях России" (1886); "По поводу постоянных жалоб русских хозяев на
 безвыгодность земледелия" (1886); "Об искусственных удобрениях" (1888);
 "О значении клеверных растений в полевой культуре" (1890);
 "Мелиорационный кредит и состояние сельского хозяйства в России и
 иностранных государствах (1891); "Об исследовании окрестностей
 Петербурга в сельскохозяйственном отношении" (1891); "Агрономическое
 путешествие по некоторым из северных губерний" (1891); "О мерах,
 предпринимаемых в Лифляндии к улучшению скотоводства" (1893). Oтдельные
 издания: "Пивоваренное производство" (1861); "Публичные лекции о
 сельском хозяйстве, читанные в Императорском вольном экономическом
 обществе" (1861); "Свинья, ее природные свойства, породы и проч. "
 (1870); "Наставление к разведению кормовых трав" (1885). Перевел
 несколько важных иностранных сочинений по сельскому хозяйству, между
 ними: "Письма Либиха о нынешнем состоянии сельского хозяйства"; "Навозы
 и прочие животные удобрения" Жирардена. С 1885 г. С. издает с Н. П.
 Адамовым: "Материалы по изучению русских почв", по одному выпуску в год.
 С 1896 г. Советов состоит редактором сельскохозяйственного отдела в
 "Энциклопедическом Словаре" Брокгауза и Ефрона, где помещены, между
 прочим, составленные им монографии "Льна", "Пшеницы", "Сахарной
 свекловицы" и мн. др. статьи.
  Совки (Noctuinas, Noctuidae s. Noctuаe) - подотряд или семейство
 бабочек ; в прежнее время всех принадлежащих сюда бабочек соединяли в

<< Пред.           стр. 955 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу