<< Пред. стр. 958 (из 1179) След. >>
определение не повторено и вообще нигде в законе оно не проводится. ВРоссию слово С. было перенесено с Запада, одновременно с заимствованием
зап. войсковых порядков. Полки, учрежденные при Михаиле Федоровиче и
Алексее Михайловиче по иностранному образцу с иностранными офицерами,
были названы солдатскими. С образованием регулярной армии все нижние
чины стали именоваться С. По рекрутскому уставу, рекрут получал это
звание по прослужении известного числа лет; оно сохранялось за ним и по
увольнении в отставку и сообщалось жене и детям. Так образовалось
сословие С., солдатских жен и детей. С изданием устава о всеобщей
воинской повинности, на основании коего призванные на военную службу
сохраняют свою принадлежность к обществам и сословиям, сословное
значение слова С. утратилось само собою. Солдатенков (Козьма
Терентьевич, род. в 1818 г.) - московский негоциант, приобрел широкую
известность как покровитель искусства и бескорыстный издатель ряда
ценных сочинений. С. изданы: соч. Белинского, Кавелина, "Всеобщая
история" Вебера (пер. Чернышевского 14 т, ); Вейс, "Внешний быт народов"
(5 частей); Брайс, "Американская республика" (I - III т.); Гиббон,
"История упадка Римской империи" (7 т.); Грин, "История английского
народа" (4 т.); Дройзен, "История эллинизма" (3 т.); Зибер, "Очерки
первобытной экономич. культуры"; Каррьер, "Искусство в связи с развитием
культуры" (4 т.); Момсен, "Римская история" (5 тт.); Тикнор, "История
испанской литературы"; Тренделенбург, "Логические исследования"; Фрикен,
"Римские катакомбы" (4 ч.); Фриман, "Историческая география"; Шмидт,
"История педагогики" и мн. др. капитальные произведения, преимущественно
по истории. Все издания С. вышли в Москве, где находится и картинная
галерея его.
Солипсизм (solus-ipse-sum) - фил. термин, обозначающий такую точку
зрения, согласно которой несомненна одна реальность моего сознания;
существование же помимо моего сознания внешнего миpa и других
одушевленных существ подлежит сомнению. На такую точку зрения становится
Декарт, распространяя свое doute metodique на все объекты познания, но
С. у Декарта лишь методологический прием, а не конечный вывод теории
познания. Декарт признает одушевление других людей, хотя и отрицает его
у животных. В немецкой философской литературе в XVIII в. входит в
употребление слово эгоизм, эгоист в смысле "С.", "солипсист". Пфаф в
сочинении: "Oratio de Egoismo nova philosophica Haeresi" (1722)
утверждает, что термин изобретен Вольфом. Кант (в "Антропологии" и в
"Метафизике", изданной Пэлицом) также пользуется термином "эгоизм", для
обозначения точки, зрения, подвергающей сомнению реальность чужого
одушевления. В новейшей философской литературе вопрос о теоретической
состоятельности С. подвергается специальному исследованию в брошюре
проф. А. Введенского: "О пределах и признаках одушевления", в которой
автор склоняется в пользу теоретической неопровержимости точки зрения,
отрицающей существование объективных признаков одушевления. Горячим
противником С. выступает Фолькельт в статье: "Das Denken als
Hulfvorstellungs-Thatigkeit und als Anpassungsvorgang. Beitrage zur
Kennzeichnung des Positivismus" (см. "Zeitschrift fur Philos. und Ph.
Kritik", 1889), где он оспаривает взгляды Кейбеля. Фолькельт, наряду с
термином С., употребляет в том же значении выражение эгоцентризм. Во
Франции противником "эгоцентризма" выступает Фуйллье, критикуя
"кантизм". Брошюра проф. Введенского вызвала возражения проф. С. Н.
Трубецкого, Н. Грота, Лопатина, М. М. Филиппова и С. А. Аскольдова.
Соло(Solo) (итал. - один) - исполнение музыки одним лицом. Если при
совокупном исполнении (напр. в хоре, оркестре) один голос получает
преобладающее значение в смысле мелодии, то над ним в партитуре ставят
слово С. В оркестре в партии струнного инструмента, выделенного из всей
группы остальных инструментов, надписывается Solo obligate. Так, напр.,
для скрипки пишут Solo violino obligato, остальные же партии скрипок
называются ripieni .
Соловецкие острова - Архангельской губ., Кемского у., в Белом море.
Группу этих о-вов составляют о-ва Соловецкий, к СВ от него Анзерский,
Большой и Мал. Муксальмы, близ вост. берега первого, и Заяцкие, в 1 вер.
от юго-зап. края С. ова. К С от Заяцких, у юго-зап. берега С. о-ва,
расположены небольшие островки Парусный, Сенные и Песьи; эти мелкие
острова покрыты кустарниками. Проливы между островами Соловецким,
Анзерским и Муксальмой называется Анзерской Салмой, между Соловецким
о-вом и обеими Муксальмами - Железными воротами, между Соловецким и
Заяцкими островами - Печалковской Салмой. Около островов много мелей и
подводных камней. Глубина моря чем далее к С., тем более: близ северных
берегов С. и Анзерского островов 10 саж., а в 10 милях - от 30 до 50
саж. В проливах между островами глубина от 10 до 30 саж. У берегов С.
о-ва производятся рыбные и звериные промыслы, отчасти монахами и
богомольцами, отчасти крестьянами из селений Летнего берега; одна треть
или даже половина добычи поступает в монастырь. На Анзерском о-ве два
монастырских скита, Анзерский и Голгофа: в первый ссылаются под строгий
надзор провинившиеся из монастырской братии. О-в Бол. Муксальма соединен
с С. каменной дамбой и постоянным мостом. Как на Анзерском о-ве, так и
на Бол. Муксальме, косят для монастыря сено. На Бол. Муксальме скотный
монастырский двор.
С. о-в, наибольший в группе С. о-вов, имеет в длину от С к Ю 23 в., в
ширину 15 вер.; вся его окружность по береговой линии 175 вер. Берега
его низменны, песчано-каменисты; только нижняя часть о-ва оканчивается
гранитным утесом, мысом Печак в 4 саж. высоты, близ которого возвышается
песчано-каменистая того же имени гора, имеющая до 20 саж. высоты.
Поверхность острова, равняющаяся 250 кв. вер., неровная, гористая, но
без крутых подъемов; высшая точка (до 40 саж.) - песчано-каменистая
Секирская гора, покрытая лесом; на ее вершине скит с церковью, на
колокольне которой устроен маяк. Горный кряж, называемый Гремячими
горами, высотою не ниже Секирской горы; прочие холмы и горы имеют высоту
до 20 саж. Почва о-ва состоит из крупного песка и таких же гранитных
валунов; верхний землистый ее слой более или менее тонкий. Поверхность
о-ва покрыта озерами, болотами и лугами, а также кустарниками и лесами,
преимущественно сосновыми и березовыми. Одних озер на о-ве до 300; из
них самое большое Белое, имеющее до 5 вер. в длину и до 1 вер. в шир.,
затем Святое, у самых стен монастыря. Лугов до 20000 дес.; образованием
своим они обязаны искусственной культуре, произведенной монастырем,
который провел на о-ве немало осушительных канав и устроил прекрасно
содержимые дороги. Сена ежегодно накашивается до 50 тыс. пд. По
суровости климата земледелия на о-ве нет, но огромный монастырский
огород дает обильную жатву овощей, благодаря искусственному удобрению
почвы и защите овощей от холодов. Произрастающий на о-ве лес годен лишь
на дрова; строевой лес привозится с материка. На о-ве растут черная и
красная смородина, малина, можжевельник, черемуха, рябина, морошка,
брусника, черника, голубика, вороника, клюква. Из животных, кроме
домашнего скота, водятся лисица, зайцы, белка и дикие олени, привезенные
на о-в митрополитом Филиппом. Озера не особенно богаты рыбою. Птиц на
о-ве довольно много, в особенности чаек, совершенно не боящихся человека
и как бы совсем прирученных, хотя на зиму они и покидают о-в. Берега
о-ва изрезаны многочисленными заливами и бухтами; более других
замечательны Соловецкая, в сев. зап. углу которой расположен С. м-рь ,
Сосновая - на сев. берегу и Долгая - на вост. берегу. Около Соловецкой
губы вода имеет зеленый цвет и прозрачна почти на 3 саж. Климат о-ва
сырой, холодный, переменчивый и не особенно благоприятный для здоровья.
Зима начинается с половины октября, весна - в половине апреля, лето
продолжается всего 21/2 месяца. В декабре на о-ве царит почти
непрерывная ночь или сумерки, зато в мае и июне совсем нет ночей.
Средняя годовая температуру немного более 1°. Самый теплый месяц - июль,
самый холодный - январь. До основания на о-ве монастыря он был
совершенно пустынен и посещался лишь летом рыболовами и
зверопромышленниками.
Соловецкий ставропигиальнынй монастырь (Соловки) - Архангельской
губ., Кемского у., на юго-зап. берегу С. о-ва, при глубоко
врезывающейся, прикрытой от всех ветров бухте и гавани Благополучия, на
перешейке между этою бухтою и Святым оз. Монастырь окружен стеной,
которую начали класть в 1584 г. и над которой трудились монахи и
монастырские крестьяне 12 лет. Стена сложена из громадных камней дикого
булыжника и гранитных глыб, в виде неправильного пятиугольника;
окружность ее 510 саж., высота ее 5 - 6 саж., ширина 3 саж. На стенах 8
громадных башен; в амбразурах некоторых башен стоят старинные пушки, из
которых стреляют в царские дни. В стене 7 ворот; из них главные -
Святые, выходящие на набережную бухты; над ними церковь Благовещения.
Всех церквей в монастыре внутри стен 9; из них главная - Троицкий собор,
где находятся в серебряных раках мощи основателей монастыря, преподобных
Зосимы и Савватия. Преображенский собор - самый большой и великолепно
отделанный монастырский храм; под ним церковь препод. Германа, с его
мощами. Под церковью Николая Чудотворца монастырская ризница, в которой
много драгоценных даров царей московских, начиная с Иоанна III, и других
жертвователей. Здесь же хранятся палаш кн. Михаила СкопинаШуйского и
сабля кн. Пожарского. Близ Преображенского собора часовня с мощами
препод. Иринарха. Главная колокольня имеет 28 саж. высоты и 35
колоколов, из коих в наибольшем 1100 пд. весу; под другой колокольней,
"Царской", сложена пирамида из бомб и ядер, которыми англичане в 1854 г.
обстреливали монастырь. Вне монастырских стен на братском монастырском
кладбище црк. св. Онуфрия. Часовен 6. Всех каменных строений 17, из них
8 для братии; в числе остальных больница (с доктором, фельдшером и
аптекой), богадельня и тюрьма, в которой некогда содержались сосланные в
монастырь лица. За стенами монастыря, на берегу Святого оз., много
хозяйственных строений, казармы для рабочих, огороды, конный двор. На
юге от монастыря имеется док для починки и осушки судов. Монастырская
библиотека, хотя в 1854 г. много из ее было вывезено драгоценного в
Казань, до сих пор довольно богата. В монастыре начальное училище и
иконописное заведение. При монастыре заводы салотопенный, свечной,
гончарный, кирпичный, лесопильный и кожевенный, мукомольная мельница,
мастерские сапожная, портняжная, серебряных дел, малярная, столярная,
слесарная, переплетная, корзинная, санная, колесная, экипажная, обширная
кузница, литейное и механическое заведение, смолокурня и др. Прекрасно
устроенное водоснабжение, начало которому положил еще святитель Филипп,
управлявший монастырем в 1561 г. и соединивший Святое оз. посредством
каналов с 52 озерами: ныне оно соединено уже с 70 озерами. Не менее
хорош для такой холодной местности монастырский огород, разведенный на
40 десятинах. Молочная ферма. Монашествующих в монастыре теперь 230 чел.
(в XVII в. их было до 370 - 450), в том числе 45 монахов, 30 дьяконов и
около 60 послушников. Крестьян между монахами 140, мещан 40, купеческого
звания 7; духовн. 18, прочие - разных сословий. В монастыре проживают
даровые работники из богомольцев, так называемые "трудники" (Так
называются лица, добровольно обрекшие себя на безвозмездную работу по
указанию монастырского начальства; получают от монастыря жилище, одежду
и пишу.) до 500 чел., и другие вольнонаемные служащие и рабочие; всего в
монастыре проживает круглый год от 800 до 850 чел. Женщин проживающих
постоянно нет; приезжающие летом на богомолье живут вне монастырских
стен, в течение 3 дней. Богомольцев, посещающих летом монастырь, бывает
от 11 до 12 тыс., иногда и более. Монастырь имеет значительные доходы
как от богомольцев, так и от других своих хозяйственных статей,
архангельского подворья, пароходов, рыбных и звериных ловель и проч.,
всего от 160 до 170 тыс. руб. в год. Расходы монастыря составляют
ежегодно от 150 до 155 тыс. руб. Монастырь имеет несколько парусных
судов и 4 парохода, экипаж которых состоит из монашествующих, трудников
и вольных рабочих. Пароходы ходят в Архангельск и посад Суму, перевозя
богомольцев и монастырские грузы. Монастырю принадлежат лошадей 180
голов, рогатого скота 80, овец 150. Управляется монастырь настоятелем, в
сане архимандрита, и монастырским собором, состоящим из наместника,
казначея, ризничего, благочинного и духовника. С. монастырь играл видную
роль на севере, как его колонизатор, просветитель и защитник. Первыми
поселенцами С. острова, дотоле пустынного, были иноки
Кирилло-Белозерского монастыря Герман и Савватий, прибывшие на остров в
1429 г. и поселившиеся под Секирною горою, где и прожили вдвоем 6 лет. В
1435 г. Савватий, отправившись на материк, дорогою заболел и умер в дер.
Сороке, где и был похоронен. После того к Герману прибыл инок Зосима,
уроженец с. Толвуя. Оба эти отшельника, с помощью нескольких других,
построили небольшую церковь и испросили игумена во вновь устроенный
монастырь у новгородского архиепископа, так как вся тогдашняя
Беломорская страна зависела от Новгорода. При третьем игумене, Ионе,
монастырь выхлопотал у Великого Новгорода дарственную грамоту на вечное
владение всеми С. островами. Грамота эта, с "вислыми" оловянными
печатями, доныне хранится в монастырской ризнице. Владение это
подтверждено было Иоанном III. В 1450 г. новгородская боярыня Марфа
Посадница пожертвовала м-рю свои беломорские волости Суму и Кемь. В 1471
г. мощи преподобного Савватия перенесены были из с. Сороки в С.
монастырь. В 1478 г. представился преподобный Зосима, который с 1452 г.
управлял монастырем в звании игумена; в 1484 г. умер и преподобный
Герман, управлявший монастырем после Зосимы. В 1485 и 1557 гг. монастырь
погорал. С 1558 г. при игумене Филиппе (впоследствии митрополите
московском) началась постройка каменного монастырского здания. В 1571 г.
было неудачное на монастырь нападение шведов, вследствие чего в
монастырь был прислан воевода Озеров, со стрельцами. Озеров поставил
деревянный острог с пушками. В 1584 г. началась по плану, составленному
монахом Трифоном, постройка каменной стены и были выстроены остроги в
монастырских селениях Кеми и Суме. Войска как в монастыре, так и в
острогах содержались на монастырский счет, и С. игумен фактически был их
главным начальником. С. монастырь сделался важным стратегическим
пунктом, из которого исходила защита всего сев. Поморья; лишь только где
появлялся враг, С. войска бились с ним до прибытия подкреплений из
Москвы. Так, напр., в 1582 г. они разбили шведских воевод Магнуса и
Иварстона. В 1596 г. С. войско состояло из 1000 чел. стрельцов и в
отмщение за нападения финляндцев опустошило г. Каяну и соседнюю с ним
страну. Монастырь заботился о разоренных войною крестьянах и достиг
того, что в начале XVII в. на С. монахов стали смотреть как на
единственных защитников крайнего севера. Иностранные соседи видели в С.
настоятеле главного сев. воеводу, сносились с ним по делам и даже
заключали с ним перемирия. В 1611 г. шведы разбойнически напали на
монастырские волости и подступили к монастырю, но были отражены с
уроном. В 1613
- 15 гг. воpовскиe казаки разорили монастырские поморские волости, но
не могли взять Кемских и Сумских острогов. В то же время шведы
потребовали от игумена сдать Сумской острог, но получили отказ. Монахи
так освоились с военным делом, что в 1637 г. последний С. воевода сдал
С. настоятелю все письменные дела, крепостные ключи, воинские запасы и
отбыл в Москву. Во время ливонско-шведской войны при царе Алексее
монастырские стены с сев. и южн. сторон, откуда был единственный удобный
доступ к монастырю, были окопаны рвом; монахи насыпали земляной вал, на
стенах поставили 90 пушек и снабдили монастырь боевыми и хлебными
запасами; вся братия, в числе 454 чел., призвана была к оружию, что
составило с стрельцами до 1500 чел. В 1667 г. началось С. возмущение:
иноки не хотели принимать новопечатных книг и стали отстаивать старую
веру; это повело к осаде монастыря, длившейся 7 лет. Монахи геройски
защищали свою обитель и успешно отражали все приступы воеводы
Мещеринова; только измена монаха Феоктиста, указавшего тайный проход в
монастырь, открыла, после жестокой сечи, ворота монастыря. Мещеринов
круто расправился с побежденными: все защитники мря, кроме 14 чел., были
казнены или разосланы по тюрьмам. После этого разгрома монастырь долго
не мог оправиться, но благодаря энергии и трудолюбию иноков уже к началу
XVIII в. опять пришел в довольно цветущее положение. Царь Петр в 1694 и
1703 гг. посетил монастырь и пожаловал ему 200 пд. пороху. Для охраны
монастыря, в северную войну прислана была воинская команда. В 1781 г. С.
войско, в числе 110 чел., было передано в распоряжение архангельского
губернатора. В 1796 г. в Соловках был установлен штат местной команды в
33 чел., при офицере. 7 июля 1854 г., при архимандрите Александре,
произошло нападение на м-рь двух английских военных пароходов. В
монастыре было 50 чел. воинской команды, восемь небольших орудий на
стенах и два трехфунтовых полевых орудия. Англичане потребовали
немедленной сдачи монастыря, но архимандрит отказал, после чего был
открыт по монастырю огонь из 35 орудий. Бомбардировка продолжалась целых
9 час.; оба полевые орудия, под прикрытием берегового холма, отвечали на
неприятельский огонь. Вечером, в 6 час., англичане удалились, разрушив
лишь здание выстроенной на берегу гостиницы, да попортив кое-где стены и
Преображ. собор: ни убитых, ни раненых в монастыре не было. В девяностых
годах нын. века прекращена была ссылка в монастырь. Из числа сосланных и
умерших в монастыре были знаменитый советник Ивана Грозного священ.
Сильвестр, известный келарь Троицко-Сергиевской лавры Авраамий Палицин,
касимовский царь Симеон Бекбулатович. В числе С. иноков был и патриарх
Никон, из-за новшеств которого так тяжко пришлось пострадать С. обители.
Богатство монастыря до издания монастырских штатов при императрице
Екатерине II было огромное: он имел 5000 душ крестьян и владел почти
всем южным поморьем Белого моря (до 1640 кв. вер.), со многими рыбными
ловлями, соловарнями и другими угодьями. И в настоящее время его
земельные владения не малы; кроме того он обладает денежным капиталом
более чем в 1/2 милл. руб., приносящим ежегодно 22000 руб. До 1900 г.
здесь находилась зоологическая станция, на которую ежегодно летом
командировались ученые исследователи моря, с несколькими студентами.
Теперь станция эта переведена в новый город Александровск, при
Екатерининской гавани. В голодные годы С. монастырь не раз приходил на
помощь беломорскому бедному населению. Духовный надзор над монастырем
принадлежит московской синодальной конторе. Н. Л.
Соловей (Erithacus) - род мелких певчих зубоклювых птиц из сем.
дроздовых (Turdidae). К С. относят несколько (около 9) видов, из которых
общеизвестны два европейских вида: обыкновенный или восточный С. (Е.
philomela), распространенный по всей Европе кроме северных окраин ее, и
западный С. (Er. luscinia), гнездящийся во всей Западной и центральной
Европе. Оба вида зимуют в Африке. И тот, и другой вид окрашены сходно:
верхняя сторона тела их - буровато-серая, нижняя - грязно-белая, хвост
бурый с ржавым оттенком, но у восточного С. окраска в общем темнее и
верхняя сторона тела с ясно выраженным оливковым оттенком. Восточный С.,
кроме того, крупнее (Е. philomela - 19 стм., Е. luscinia - 7 стм.),
главное же отличие его заключается в том, что у него первые маховые
перья относительно гораздо короче, чем у западного С. Все соловьи
питаются исключительно насекомыми и преимущественно личинками их,
отыскивая их на земле и в кустах. Кустарники, живые изгороди тенистых
садов, опушки светлых рощ вблизи прудов и озер и вообще недалеко от воды
- суть любимые места, в которых держатся С. Гнезда С. вьют довольно
небрежно в кустах над самой землей, причем главным материалом для
постройки гнезд служат старые побуревшие листья деревьев. Полная кладка
(1 раз в лето) состоит из 5 шоколадно-зеленых одноцветных яиц. В период
гнездования, т. е. с начала лета и до конца июня, песнь самца раздается
каждую ночь. Ю. Вагнер.
Песня восточного С. короче чем западного, исполняется с малыми
паузами между коленами, сильно и торжественно, причем отдельные колена
отличаются звонкостью, полнотою и силою звука; песня западного С.
исполняется медленнее, с довольно продолжительными паузами, причем в
звуке чувствуется нежность и мелодичность. Вообще, местность, состояние
погоды и, главным образом, пример старых. певцов имеют огромное влияние