<< Пред.           стр. 958 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 определение не повторено и вообще нигде в законе оно не проводится. В
 Россию слово С. было перенесено с Запада, одновременно с заимствованием
 зап. войсковых порядков. Полки, учрежденные при Михаиле Федоровиче и
 Алексее Михайловиче по иностранному образцу с иностранными офицерами,
 были названы солдатскими. С образованием регулярной армии все нижние
 чины стали именоваться С. По рекрутскому уставу, рекрут получал это
 звание по прослужении известного числа лет; оно сохранялось за ним и по
 увольнении в отставку и сообщалось жене и детям. Так образовалось
 сословие С., солдатских жен и детей. С изданием устава о всеобщей
 воинской повинности, на основании коего призванные на военную службу
 сохраняют свою принадлежность к обществам и сословиям, сословное
 значение слова С. утратилось само собою. Солдатенков (Козьма
 Терентьевич, род. в 1818 г.) - московский негоциант, приобрел широкую
 известность как покровитель искусства и бескорыстный издатель ряда
 ценных сочинений. С. изданы: соч. Белинского, Кавелина, "Всеобщая
 история" Вебера (пер. Чернышевского 14 т, ); Вейс, "Внешний быт народов"
 (5 частей); Брайс, "Американская республика" (I - III т.); Гиббон,
 "История упадка Римской империи" (7 т.); Грин, "История английского
 народа" (4 т.); Дройзен, "История эллинизма" (3 т.); Зибер, "Очерки
 первобытной экономич. культуры"; Каррьер, "Искусство в связи с развитием
 культуры" (4 т.); Момсен, "Римская история" (5 тт.); Тикнор, "История
 испанской литературы"; Тренделенбург, "Логические исследования"; Фрикен,
 "Римские катакомбы" (4 ч.); Фриман, "Историческая география"; Шмидт,
 "История педагогики" и мн. др. капитальные произведения, преимущественно
 по истории. Все издания С. вышли в Москве, где находится и картинная
 галерея его.
  Солипсизм (solus-ipse-sum) - фил. термин, обозначающий такую точку
 зрения, согласно которой несомненна одна реальность моего сознания;
 существование же помимо моего сознания внешнего миpa и других
 одушевленных существ подлежит сомнению. На такую точку зрения становится
 Декарт, распространяя свое doute metodique на все объекты познания, но
 С. у Декарта лишь методологический прием, а не конечный вывод теории
 познания. Декарт признает одушевление других людей, хотя и отрицает его
 у животных. В немецкой философской литературе в XVIII в. входит в
 употребление слово эгоизм, эгоист в смысле "С.", "солипсист". Пфаф в
 сочинении: "Oratio de Egoismo nova philosophica Haeresi" (1722)
 утверждает, что термин изобретен Вольфом. Кант (в "Антропологии" и в
 "Метафизике", изданной Пэлицом) также пользуется термином "эгоизм", для
 обозначения точки, зрения, подвергающей сомнению реальность чужого
 одушевления. В новейшей философской литературе вопрос о теоретической
 состоятельности С. подвергается специальному исследованию в брошюре
 проф. А. Введенского: "О пределах и признаках одушевления", в которой
 автор склоняется в пользу теоретической неопровержимости точки зрения,
 отрицающей существование объективных признаков одушевления. Горячим
 противником С. выступает Фолькельт в статье: "Das Denken als
 Hulfvorstellungs-Thatigkeit und als Anpassungsvorgang. Beitrage zur
 Kennzeichnung des Positivismus" (см. "Zeitschrift fur Philos. und Ph.
 Kritik", 1889), где он оспаривает взгляды Кейбеля. Фолькельт, наряду с
 термином С., употребляет в том же значении выражение эгоцентризм. Во
 Франции противником "эгоцентризма" выступает Фуйллье, критикуя
 "кантизм". Брошюра проф. Введенского вызвала возражения проф. С. Н.
 Трубецкого, Н. Грота, Лопатина, М. М. Филиппова и С. А. Аскольдова.
  Соло(Solo) (итал. - один) - исполнение музыки одним лицом. Если при
 совокупном исполнении (напр. в хоре, оркестре) один голос получает
 преобладающее значение в смысле мелодии, то над ним в партитуре ставят
 слово С. В оркестре в партии струнного инструмента, выделенного из всей
 группы остальных инструментов, надписывается Solo obligate. Так, напр.,
 для скрипки пишут Solo violino obligato, остальные же партии скрипок
 называются ripieni .
  Соловецкие острова - Архангельской губ., Кемского у., в Белом море.
 Группу этих о-вов составляют о-ва Соловецкий, к СВ от него Анзерский,
 Большой и Мал. Муксальмы, близ вост. берега первого, и Заяцкие, в 1 вер.
 от юго-зап. края С. ова. К С от Заяцких, у юго-зап. берега С. о-ва,
 расположены небольшие островки Парусный, Сенные и Песьи; эти мелкие
 острова покрыты кустарниками. Проливы между островами Соловецким,
 Анзерским и Муксальмой называется Анзерской Салмой, между Соловецким
 о-вом и обеими Муксальмами - Железными воротами, между Соловецким и
 Заяцкими островами - Печалковской Салмой. Около островов много мелей и
 подводных камней. Глубина моря чем далее к С., тем более: близ северных
 берегов С. и Анзерского островов 10 саж., а в 10 милях - от 30 до 50
 саж. В проливах между островами глубина от 10 до 30 саж. У берегов С.
 о-ва производятся рыбные и звериные промыслы, отчасти монахами и
 богомольцами, отчасти крестьянами из селений Летнего берега; одна треть
 или даже половина добычи поступает в монастырь. На Анзерском о-ве два
 монастырских скита, Анзерский и Голгофа: в первый ссылаются под строгий
 надзор провинившиеся из монастырской братии. О-в Бол. Муксальма соединен
 с С. каменной дамбой и постоянным мостом. Как на Анзерском о-ве, так и
 на Бол. Муксальме, косят для монастыря сено. На Бол. Муксальме скотный
 монастырский двор.
  С. о-в, наибольший в группе С. о-вов, имеет в длину от С к Ю 23 в., в
 ширину 15 вер.; вся его окружность по береговой линии 175 вер. Берега
 его низменны, песчано-каменисты; только нижняя часть о-ва оканчивается
 гранитным утесом, мысом Печак в 4 саж. высоты, близ которого возвышается
 песчано-каменистая того же имени гора, имеющая до 20 саж. высоты.
 Поверхность острова, равняющаяся 250 кв. вер., неровная, гористая, но
 без крутых подъемов; высшая точка (до 40 саж.) - песчано-каменистая
 Секирская гора, покрытая лесом; на ее вершине скит с церковью, на
 колокольне которой устроен маяк. Горный кряж, называемый Гремячими
 горами, высотою не ниже Секирской горы; прочие холмы и горы имеют высоту
 до 20 саж. Почва о-ва состоит из крупного песка и таких же гранитных
 валунов; верхний землистый ее слой более или менее тонкий. Поверхность
 о-ва покрыта озерами, болотами и лугами, а также кустарниками и лесами,
 преимущественно сосновыми и березовыми. Одних озер на о-ве до 300; из
 них самое большое Белое, имеющее до 5 вер. в длину и до 1 вер. в шир.,
 затем Святое, у самых стен монастыря. Лугов до 20000 дес.; образованием
 своим они обязаны искусственной культуре, произведенной монастырем,
 который провел на о-ве немало осушительных канав и устроил прекрасно
 содержимые дороги. Сена ежегодно накашивается до 50 тыс. пд. По
 суровости климата земледелия на о-ве нет, но огромный монастырский
 огород дает обильную жатву овощей, благодаря искусственному удобрению
 почвы и защите овощей от холодов. Произрастающий на о-ве лес годен лишь
 на дрова; строевой лес привозится с материка. На о-ве растут черная и
 красная смородина, малина, можжевельник, черемуха, рябина, морошка,
 брусника, черника, голубика, вороника, клюква. Из животных, кроме
 домашнего скота, водятся лисица, зайцы, белка и дикие олени, привезенные
 на о-в митрополитом Филиппом. Озера не особенно богаты рыбою. Птиц на
 о-ве довольно много, в особенности чаек, совершенно не боящихся человека
 и как бы совсем прирученных, хотя на зиму они и покидают о-в. Берега
 о-ва изрезаны многочисленными заливами и бухтами; более других
 замечательны Соловецкая, в сев. зап. углу которой расположен С. м-рь ,
 Сосновая - на сев. берегу и Долгая - на вост. берегу. Около Соловецкой
 губы вода имеет зеленый цвет и прозрачна почти на 3 саж. Климат о-ва
 сырой, холодный, переменчивый и не особенно благоприятный для здоровья.
 Зима начинается с половины октября, весна - в половине апреля, лето
 продолжается всего 21/2 месяца. В декабре на о-ве царит почти
 непрерывная ночь или сумерки, зато в мае и июне совсем нет ночей.
 Средняя годовая температуру немного более 1°. Самый теплый месяц - июль,
 самый холодный - январь. До основания на о-ве монастыря он был
 совершенно пустынен и посещался лишь летом рыболовами и
 зверопромышленниками.
  Соловецкий ставропигиальнынй монастырь (Соловки) - Архангельской
 губ., Кемского у., на юго-зап. берегу С. о-ва, при глубоко
 врезывающейся, прикрытой от всех ветров бухте и гавани Благополучия, на
 перешейке между этою бухтою и Святым оз. Монастырь окружен стеной,
 которую начали класть в 1584 г. и над которой трудились монахи и
 монастырские крестьяне 12 лет. Стена сложена из громадных камней дикого
 булыжника и гранитных глыб, в виде неправильного пятиугольника;
 окружность ее 510 саж., высота ее 5 - 6 саж., ширина 3 саж. На стенах 8
 громадных башен; в амбразурах некоторых башен стоят старинные пушки, из
 которых стреляют в царские дни. В стене 7 ворот; из них главные -
 Святые, выходящие на набережную бухты; над ними церковь Благовещения.
 Всех церквей в монастыре внутри стен 9; из них главная - Троицкий собор,
 где находятся в серебряных раках мощи основателей монастыря, преподобных
 Зосимы и Савватия. Преображенский собор - самый большой и великолепно
 отделанный монастырский храм; под ним церковь препод. Германа, с его
 мощами. Под церковью Николая Чудотворца монастырская ризница, в которой
 много драгоценных даров царей московских, начиная с Иоанна III, и других
 жертвователей. Здесь же хранятся палаш кн. Михаила СкопинаШуйского и
 сабля кн. Пожарского. Близ Преображенского собора часовня с мощами
 препод. Иринарха. Главная колокольня имеет 28 саж. высоты и 35
 колоколов, из коих в наибольшем 1100 пд. весу; под другой колокольней,
 "Царской", сложена пирамида из бомб и ядер, которыми англичане в 1854 г.
 обстреливали монастырь. Вне монастырских стен на братском монастырском
 кладбище црк. св. Онуфрия. Часовен 6. Всех каменных строений 17, из них
 8 для братии; в числе остальных больница (с доктором, фельдшером и
 аптекой), богадельня и тюрьма, в которой некогда содержались сосланные в
 монастырь лица. За стенами монастыря, на берегу Святого оз., много
 хозяйственных строений, казармы для рабочих, огороды, конный двор. На
 юге от монастыря имеется док для починки и осушки судов. Монастырская
 библиотека, хотя в 1854 г. много из ее было вывезено драгоценного в
 Казань, до сих пор довольно богата. В монастыре начальное училище и
 иконописное заведение. При монастыре заводы салотопенный, свечной,
 гончарный, кирпичный, лесопильный и кожевенный, мукомольная мельница,
 мастерские сапожная, портняжная, серебряных дел, малярная, столярная,
 слесарная, переплетная, корзинная, санная, колесная, экипажная, обширная
 кузница, литейное и механическое заведение, смолокурня и др. Прекрасно
 устроенное водоснабжение, начало которому положил еще святитель Филипп,
 управлявший монастырем в 1561 г. и соединивший Святое оз. посредством
 каналов с 52 озерами: ныне оно соединено уже с 70 озерами. Не менее
 хорош для такой холодной местности монастырский огород, разведенный на
 40 десятинах. Молочная ферма. Монашествующих в монастыре теперь 230 чел.
 (в XVII в. их было до 370 - 450), в том числе 45 монахов, 30 дьяконов и
 около 60 послушников. Крестьян между монахами 140, мещан 40, купеческого
 звания 7; духовн. 18, прочие - разных сословий. В монастыре проживают
 даровые работники из богомольцев, так называемые "трудники" (Так
 называются лица, добровольно обрекшие себя на безвозмездную работу по
 указанию монастырского начальства; получают от монастыря жилище, одежду
 и пишу.) до 500 чел., и другие вольнонаемные служащие и рабочие; всего в
 монастыре проживает круглый год от 800 до 850 чел. Женщин проживающих
 постоянно нет; приезжающие летом на богомолье живут вне монастырских
 стен, в течение 3 дней. Богомольцев, посещающих летом монастырь, бывает
 от 11 до 12 тыс., иногда и более. Монастырь имеет значительные доходы
 как от богомольцев, так и от других своих хозяйственных статей,
 архангельского подворья, пароходов, рыбных и звериных ловель и проч.,
 всего от 160 до 170 тыс. руб. в год. Расходы монастыря составляют
 ежегодно от 150 до 155 тыс. руб. Монастырь имеет несколько парусных
 судов и 4 парохода, экипаж которых состоит из монашествующих, трудников
 и вольных рабочих. Пароходы ходят в Архангельск и посад Суму, перевозя
 богомольцев и монастырские грузы. Монастырю принадлежат лошадей 180
 голов, рогатого скота 80, овец 150. Управляется монастырь настоятелем, в
 сане архимандрита, и монастырским собором, состоящим из наместника,
 казначея, ризничего, благочинного и духовника. С. монастырь играл видную
 роль на севере, как его колонизатор, просветитель и защитник. Первыми
 поселенцами С. острова, дотоле пустынного, были иноки
 Кирилло-Белозерского монастыря Герман и Савватий, прибывшие на остров в
 1429 г. и поселившиеся под Секирною горою, где и прожили вдвоем 6 лет. В
 1435 г. Савватий, отправившись на материк, дорогою заболел и умер в дер.
 Сороке, где и был похоронен. После того к Герману прибыл инок Зосима,
 уроженец с. Толвуя. Оба эти отшельника, с помощью нескольких других,
 построили небольшую церковь и испросили игумена во вновь устроенный
 монастырь у новгородского архиепископа, так как вся тогдашняя
 Беломорская страна зависела от Новгорода. При третьем игумене, Ионе,
 монастырь выхлопотал у Великого Новгорода дарственную грамоту на вечное
 владение всеми С. островами. Грамота эта, с "вислыми" оловянными
 печатями, доныне хранится в монастырской ризнице. Владение это
 подтверждено было Иоанном III. В 1450 г. новгородская боярыня Марфа
 Посадница пожертвовала м-рю свои беломорские волости Суму и Кемь. В 1471
 г. мощи преподобного Савватия перенесены были из с. Сороки в С.
 монастырь. В 1478 г. представился преподобный Зосима, который с 1452 г.
 управлял монастырем в звании игумена; в 1484 г. умер и преподобный
 Герман, управлявший монастырем после Зосимы. В 1485 и 1557 гг. монастырь
 погорал. С 1558 г. при игумене Филиппе (впоследствии митрополите
 московском) началась постройка каменного монастырского здания. В 1571 г.
 было неудачное на монастырь нападение шведов, вследствие чего в
 монастырь был прислан воевода Озеров, со стрельцами. Озеров поставил
 деревянный острог с пушками. В 1584 г. началась по плану, составленному
 монахом Трифоном, постройка каменной стены и были выстроены остроги в
 монастырских селениях Кеми и Суме. Войска как в монастыре, так и в
 острогах содержались на монастырский счет, и С. игумен фактически был их
 главным начальником. С. монастырь сделался важным стратегическим
 пунктом, из которого исходила защита всего сев. Поморья; лишь только где
 появлялся враг, С. войска бились с ним до прибытия подкреплений из
 Москвы. Так, напр., в 1582 г. они разбили шведских воевод Магнуса и
 Иварстона. В 1596 г. С. войско состояло из 1000 чел. стрельцов и в
 отмщение за нападения финляндцев опустошило г. Каяну и соседнюю с ним
 страну. Монастырь заботился о разоренных войною крестьянах и достиг
 того, что в начале XVII в. на С. монахов стали смотреть как на
 единственных защитников крайнего севера. Иностранные соседи видели в С.
 настоятеле главного сев. воеводу, сносились с ним по делам и даже
 заключали с ним перемирия. В 1611 г. шведы разбойнически напали на
 монастырские волости и подступили к монастырю, но были отражены с
 уроном. В 1613
  - 15 гг. воpовскиe казаки разорили монастырские поморские волости, но
 не могли взять Кемских и Сумских острогов. В то же время шведы
 потребовали от игумена сдать Сумской острог, но получили отказ. Монахи
 так освоились с военным делом, что в 1637 г. последний С. воевода сдал
 С. настоятелю все письменные дела, крепостные ключи, воинские запасы и
 отбыл в Москву. Во время ливонско-шведской войны при царе Алексее
 монастырские стены с сев. и южн. сторон, откуда был единственный удобный
 доступ к монастырю, были окопаны рвом; монахи насыпали земляной вал, на
 стенах поставили 90 пушек и снабдили монастырь боевыми и хлебными
 запасами; вся братия, в числе 454 чел., призвана была к оружию, что
 составило с стрельцами до 1500 чел. В 1667 г. началось С. возмущение:
 иноки не хотели принимать новопечатных книг и стали отстаивать старую
 веру; это повело к осаде монастыря, длившейся 7 лет. Монахи геройски
 защищали свою обитель и успешно отражали все приступы воеводы
 Мещеринова; только измена монаха Феоктиста, указавшего тайный проход в
 монастырь, открыла, после жестокой сечи, ворота монастыря. Мещеринов
 круто расправился с побежденными: все защитники мря, кроме 14 чел., были
 казнены или разосланы по тюрьмам. После этого разгрома монастырь долго
 не мог оправиться, но благодаря энергии и трудолюбию иноков уже к началу
 XVIII в. опять пришел в довольно цветущее положение. Царь Петр в 1694 и
 1703 гг. посетил монастырь и пожаловал ему 200 пд. пороху. Для охраны
 монастыря, в северную войну прислана была воинская команда. В 1781 г. С.
 войско, в числе 110 чел., было передано в распоряжение архангельского
 губернатора. В 1796 г. в Соловках был установлен штат местной команды в
 33 чел., при офицере. 7 июля 1854 г., при архимандрите Александре,
 произошло нападение на м-рь двух английских военных пароходов. В
 монастыре было 50 чел. воинской команды, восемь небольших орудий на
 стенах и два трехфунтовых полевых орудия. Англичане потребовали
 немедленной сдачи монастыря, но архимандрит отказал, после чего был
 открыт по монастырю огонь из 35 орудий. Бомбардировка продолжалась целых
 9 час.; оба полевые орудия, под прикрытием берегового холма, отвечали на
 неприятельский огонь. Вечером, в 6 час., англичане удалились, разрушив
 лишь здание выстроенной на берегу гостиницы, да попортив кое-где стены и
 Преображ. собор: ни убитых, ни раненых в монастыре не было. В девяностых
 годах нын. века прекращена была ссылка в монастырь. Из числа сосланных и
 умерших в монастыре были знаменитый советник Ивана Грозного священ.
 Сильвестр, известный келарь Троицко-Сергиевской лавры Авраамий Палицин,
 касимовский царь Симеон Бекбулатович. В числе С. иноков был и патриарх
 Никон, из-за новшеств которого так тяжко пришлось пострадать С. обители.
 Богатство монастыря до издания монастырских штатов при императрице
 Екатерине II было огромное: он имел 5000 душ крестьян и владел почти
 всем южным поморьем Белого моря (до 1640 кв. вер.), со многими рыбными
 ловлями, соловарнями и другими угодьями. И в настоящее время его
 земельные владения не малы; кроме того он обладает денежным капиталом
 более чем в 1/2 милл. руб., приносящим ежегодно 22000 руб. До 1900 г.
 здесь находилась зоологическая станция, на которую ежегодно летом
 командировались ученые исследователи моря, с несколькими студентами.
 Теперь станция эта переведена в новый город Александровск, при
 Екатерининской гавани. В голодные годы С. монастырь не раз приходил на
 помощь беломорскому бедному населению. Духовный надзор над монастырем
 принадлежит московской синодальной конторе. Н. Л.
  Соловей (Erithacus) - род мелких певчих зубоклювых птиц из сем.
 дроздовых (Turdidae). К С. относят несколько (около 9) видов, из которых
 общеизвестны два европейских вида: обыкновенный или восточный С. (Е.
 philomela), распространенный по всей Европе кроме северных окраин ее, и
 западный С. (Er. luscinia), гнездящийся во всей Западной и центральной
 Европе. Оба вида зимуют в Африке. И тот, и другой вид окрашены сходно:
 верхняя сторона тела их - буровато-серая, нижняя - грязно-белая, хвост
 бурый с ржавым оттенком, но у восточного С. окраска в общем темнее и
 верхняя сторона тела с ясно выраженным оливковым оттенком. Восточный С.,
 кроме того, крупнее (Е. philomela - 19 стм., Е. luscinia - 7 стм.),
 главное же отличие его заключается в том, что у него первые маховые
 перья относительно гораздо короче, чем у западного С. Все соловьи
 питаются исключительно насекомыми и преимущественно личинками их,
 отыскивая их на земле и в кустах. Кустарники, живые изгороди тенистых
 садов, опушки светлых рощ вблизи прудов и озер и вообще недалеко от воды
 - суть любимые места, в которых держатся С. Гнезда С. вьют довольно
 небрежно в кустах над самой землей, причем главным материалом для
 постройки гнезд служат старые побуревшие листья деревьев. Полная кладка
 (1 раз в лето) состоит из 5 шоколадно-зеленых одноцветных яиц. В период
 гнездования, т. е. с начала лета и до конца июня, песнь самца раздается
 каждую ночь. Ю. Вагнер.
  Песня восточного С. короче чем западного, исполняется с малыми
 паузами между коленами, сильно и торжественно, причем отдельные колена
 отличаются звонкостью, полнотою и силою звука; песня западного С.
 исполняется медленнее, с довольно продолжительными паузами, причем в
 звуке чувствуется нежность и мелодичность. Вообще, местность, состояние
 погоды и, главным образом, пример старых. певцов имеют огромное влияние

<< Пред.           стр. 958 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу