<< Пред. стр. 972 (из 1179) След. >>
называемым сталактитовым пещерам, из которых славятся на ЗападеАдельсбергская и Аггтелекская пещера в Австро-Венгрии, Лазурный грот на
о-ве Капри, Антипаросская пещера в Греческом Архипелаге и некоторые
пещеры Крыма, поэтически описанные Марковым в его "Очерках Крыма". Рост
С. в одних случаях настолько медленный, что надписи, сделанные на С.
некоторых пещер в XIII и XIV веке, с тех пор успели покрыться только
тонким прозрачным слоем углекислой извести. В других случаях С. растут
довольно быстро и образуются, так сказать, на наших глазах: напр., со
сводов каменного моста в г. Юрьеве спускаются С. до 0,3 м. длиною;
довольно значительные С. можно видеть также и на нижней поверхности
Николаевского моста в С. Петербурге, построенного сравнительно недавно,
к сталактитовым образованиям некоторые ученые относят известковые полые
трубочки, представляющие результат отложения углекислого кальция в тех
канальцах, которые остаются в некоторых горных породах (лёсс) на месте
истлевших корней растений. Сюда же могут быть отнесены оригинальные
полые натеки бурого железняка шаровидной или неправильной формы, с очень
тонкими станками, отлагающиеся около корней растений в некоторых пунктах
Закаспийского края и в др. местностях.
Б. И.
Станкевич (Николай Владимирович) - глава знаменитого в истории
новейшей русской литературы "кружка Станкевича". Род. в 1813 г. в с.
Удеревке, Острогожского у., Воронеж. губ., в богатой помещичьей семье.
Окончил курс на словесном факультете москов. унив. Время его
студенчества (1831-34) совпадает с переворотом во внутренней жизни
московского университета, когда с профессорской кафедры, вместо прежнего
монотонного чтения старых тетрадок, послышалось живое слово,
стремившееся удовлетворить нарождающимся потребностям жизни. Большая
перемена происходила и в московском студенчестве: студент из бурша
превращался в молодого человека, поглощенного высшими стремлениями.
Прежние патриархальные нравы, когда московские студенты более всего
занимались пьянством, буйством, задиранием прохожих, отходят в область
преданий. Начинается образование среди московских студентов тесно
сплоченных кружков, желающих выяснить себе вопросы нравственные,
философские, политические. Студенчество нового типа сгруппировалась по
преимуществу в двух кружках - Станкевича и Герцена. Оба кружка, хотя и
одушевленные одним и тем же жаром высоких и чистых стремлений, почти не
имели между собой общения и отчасти даже враждебно относились друг к
другу. Они были представителями двух направлений. Кружок Станкевича
интересовался по преимуществу вопросами отвлеченными - философией,
эстетикой, литературой - и был равнодушен к вопросам политическим и
социальным. Кружок Герцена, тоже много занимавшийся философией, отдавал
свое внимание не столько литературе, сколько вопросам социального
устройства. В состав кружка С., первоначально чисто студенческого, но
продолжавшего жить в теснейшем духовном общении и после того, как члены
его в 1834-1835 гг. оставили университет, входили: талантливый историк
Сергей Строев, поэты Красов и Ключников, известный впоследствии
попечитель кавказ. округа Неверов; цвет сообщали кружку прежде всего сам
С., затем Константин Аксаков и Белинский. Из не студентов весьма близок
был к С. его земляк Кольцов, талант которого С. первый оценил; он же
издал первый сборник стихотворений Кольцова. Несколько позже к кружку
теснейшим образом примыкают Михаил Бакунин, Катков, Василий Боткин и
Грановский. Это были люди различных темпераментов и душевных
организаций, но всех их соединяло обаяние необыкновенно светлой, истинно
идеальной личности главы кружка. С. представляет собою чрезвычайно
редкий пример литературного деятеля, не имеющего никакого значения в
качестве писателя и тем не менее наложившего свою печать на целый период
русской литературы. С. - автор очень плохой quasi-исторической драмы
("Скопин-Шуйский"), слабой повести, двух-трех десятков стихотворений
второстепенного значения и нескольких отрывков философского характера,
довольно интересных, но найденных только после смерти С. в бумагах его и
напечатанных целых 20 лет спустя. Очень замечательна его переписка с
друзьями, полная блестящих мыслей, метких определений и представляющая
собой летопись его глубоко искреннего стремления познать истину; но и
эта переписка была собрана в одно целое только 20 лет после его смерти.
Весь этот литературный багаж С., вместе с переводами и перепиской, занял
небольшой томик (М.. 1857; 2е изд.. без переписки, М., 1890), и не в нем
источник первостепенного значения С. Не обладая крупным литературным
дарованием, он был очень талантливой личностью просто как человек.
Одаренный тонким эстетическим чутьем, горячей любовью к искусству,
большим и ясным умом, способным разбираться в самых отвлеченных вопросах
и глубоко вникать в их сущность, С. давал окружающим могущественные
духовные импульсы и будил лучшие силы ума и чувства. Его живая, часто
остроумная беседа была необыкновенно плодотворна. Всякому спору он умел
сообщать высокое направление; все мелкое и недостойное как-то само собой
отпадало в его присутствии С. представлял собой удивительно
гармоническое сочетание нравственных и умственных достоинств. В
идеализме С. не было ничего напускного или искусственно приподнятого;
идеализм органически проникал все его существо, он мог легко и свободно
дышать только на горных высотах духа. Этот высокий душевный строй С. и
его кружка раньше всего сказался в восторженном понимании
шеллингианства, принявшего в кружке С. окраску скорее религиозного
воззрения, чем сухой схемы, тем более, что шеллинговский пантеизм и сам
по себе больше заключал элементов поэтических, чем чисто философских. В
вопросах искусства настроение С. и его кружка сказалось в необыкновенно
высоких требованиях, предъявленных к современной литературе и
современному театру, и в вытекавшей отсюда ненависти ко всему фальшивому
и пошлому. При нелюбви самого С. к журнальной, да и вообще литературной
деятельности, в текущей литературе выразителем духовной жизни кружка
явился не он, а Белинский. Параллельное изучение переписки С. и первых
томов соч. Белинского, обнимающих 1834 - 37 гг., показывает, что
великому искателю истины принадлежит несравненный блеск его вдохновенных
статей, но самое содержало новых идей, во имя которых он выступил,
раньше было формулировано С. в письмах к друзьям и кружковых беседах. В
1837 г. начинающаяся чахотка и жажда приложиться к самому источнику
философского знания вызвали отъезд С. за границу. Он подолгу живал в
Берлине, где вступил в тесное общение с душевно полюбившим его
профессором философии, гегельянцем Вердером. В это время в сферу его
обаяния попал Тургенев. В 1840 г. 27-летний С. умер в итальянском
городке Нови. Ранняя смерть его произвела потрясающее впечатленье на
друзей его, но вместе с тем она необыкновенно гармонично завершила
красоту его образа. Et rose, elle a vecu се que vit une rose - l'espace
d'un matin, сказал французский поэт про умершую в цвете дет девушку.
Душевная красота С. была тоже своего рода благоуханным цветком, который
мог бы и выдохнуться при более прозаических условиях, как выдохся
позднее идеализм иных членов его кружка. Теперь же, благодаря трагизму
судьбы С. и цельности оставленного им впечатления, имя его стало
талисманом для всего поколения 40-х годов и создало желание приблизиться
к нему по нравственной красоте. Ср. Герцен, "Былое и Думы"; Анненков,
"Николай Владимирович С. и его переписка" (М., 1857); Добролюбов, "Соч."
(т. 2); А. Станкевич, "Т. Н. Грановский"; К. Аксаков, "Воспоминания
студентства", в "Дне" 1862 г., №№ 39 и 40; Тургенев, "Первое собрание
писем"; Барсуков, "Жизнь и труды Погодина"; Пыпин, "Белинский"; "Полное
Собр. Соч. Белинского" под ред. С. А. Венгерова, примечания к I и III
тт.
С. Венгеров.
Стапель - наклонная плоскость, на которой строят суда; С. блоки -
деревянные брусья, набранные в форме трапеции известной величины и
скрепленные между собою; служат на С. подставками для судна, которое
лежит на них килем.
Старов (Иван Егорович, 1743 - 1808) - архитектор, в 1755 г. был
принят в воспитанники московск. университета, через год переведен из
него в гимназию при спб. академии наук и в 1758 г. поступил в ученики
академии худ. Окончив в ней курс, с 1762 по 1768 г. путешествовал за
границей в качестве пенсионера академии и долее всего оставался в Риме.
По возвращении своем в СПб., за проект здания для кадетского шляхетского
корпуса, был признан в 1769 г. академиком, в следовавшем затем году
занял в академии должность адъюнкт-профессора, из которой в 1770 г.
повышен в профессоры и в 1794 г. в адъюнкт-ректоры. Служил, кроме того,
при Кабинете Ее Величества и комиссии строения императ. дворцов и садов.
Важнейшие из произведенных им сооружений - собор в Александро-Невской
лавре (1779 - 91), Таврический дворец в СПб. (оконч. в 1782), собор в
Софии близ Царского Села, и дачные дворцы в имениях Демидова, Сиворицы и
Пелла, СПб. губ.
А. С-в.
Старообрядство - есть последование церковной старине в той области,
которая касается не существа веры, а внешней церковной жизни, т. е.
всего того, что относится до церковного чина и благоукрашения, а равно и
до церковных обычаев. С. весьма часто отожествляется с понятием раскола,
между тем как это понятия существенно различные. Хотя старые обряды
церкви, как двуперстное сложение для крестного знамения, сугубая
аллилуия, посолонное хождение, седмипросфорие, чтение "обрадованная"
вместо "благодатная", употребление лестовок и подручников и т. д., и
являются достоянием раскола, но существенным признаком его служит
противление, нарушение церковного мира и единения из-за вопросов, не
входящих в область веры. С церковной точки зрения, С. само по себе не
есть раскол: церковный взгляд на обряд таков, что последний, как вещь
средняя, до существа веры не относящаяся, сам по себе ни свят, ни не
свят, не ведет ни к спасению, ни к гибели; в этой области церковь
допускает разнообразие, возможность и законность изменений или
исправлений при отсутствии "всякого зазора" и при взаимном согласии.
Некоторые видят в С. верность русской старине и протест против увлечения
новшествами; утверждают, что старые обряды суть обряды народные, что
народ является их исконным охранителем и что они должны быть
неприкосновенны, как народная святыня; вытекающая отсюда
неприкосновенность обрядов как бы отодвигает церковную власть, с
присущими ей правами, на второй план. Другие, исходя из той же ней о
народности обрядов, видят в этом недостаток и считают обязанностью
церковной власти устранение С. и замену его обрядами вселенской церкви.
Оба взгляда эти не соответствуют учению церкви. Тем не менее
приверженность к старым церковным обрядам сама по себе не есть раскол:
так наприм., единоверие "составляет единую с православною святую
соборную апостольскую церковь", как это установлено на съезде
архипастырей в Казани в 1885 г. и подтверждено св. синодом. Ср. проф. Н.
Ивановский, "С. и раскол" ("Странник", 1892, № 5).
Стасов (Василий Петрович)- архитектор (1769-1848). Получив домашнее
образование, начал службу в 1783 г. архитекторским помощником при
московск. управе благочиния, в 1794 г. поступил унтер-офицером в
Преображенский полк, в 1795 г. выпущен из него с чином поручика на
гражданскую службу. В 1802 г. был отправлен на казенный счет во Францию,
Англию и Италию для усовершенствования в архитектуре. В 1807 г., получил
титул профессора академии св. Луки в Риме. Возвратившись в отечество, в
1808 г. определен на службу в собственный Его Имп. Вел. Кабинет. В 1811
г., за планы и фасады памятника русским воинам, павшим в битве под
Полтавой, удостоен имп. академией худ. звания академика, а в 1827 г.
признан ее почетн. вольн. общником". Главные его работы: постройка по
собственным проектам здания Имп. лицея при бол. Царскосельском дворце
(1811), казарм л.-гв. Павловского полка, что на Царицыном лугу (1817),
зданий и церкви придворного конюшенного ведомства (1817), Нарвских
триумфальных ворот (1827), собора Спаса Преображения (1829), Троицкого
собора в Измайловском полку (1835) и Московских триумфальных ворот в
СПб.; возведение китайской деревни в Царскосельском дворцовом парке
(1818), переделка некоторых частей Зимнего и Таврического дворцов
(1819), возобновление Царскосельск. больш. дворца после пожара (1820),
окончание постройки Собора всех учебных заведений, остававшейся
недовершенною после Растрелли (1835) и возобновление одной половины
Зимнего дворца, пострадавшей от пожара (1839).
Статус(Status) (лат.) - положение, состояние; S. quo - положение, в
котором лицо или предмет находится или находилось; S. quo ante (bellum)
- положение государств, предшествовавшее началу войны. В римском праве
S. обозначало также три главных признака лица (persona): свободу (S.
libertatis), римское гражданство (S. civitatis) и семейное положение (S.
familiae); изменение такого S. влекло за собоq capitis deminutio.
Статут (лат.) - положение, закон; в средние века в Западной Европе
так назывались городские привилегии, а также фамильные законы высшей
аристократии. В Германии С. называются уставы различных общин,
корпораций и акционерных обществ. В Англии С. (Statute) означает
законодательный акт, изданный с согласия парламента и короны, в
противоположность указу (Ordinance), для которого не требуется согласия
обеих палат.
Стафилококк (Staphylococcus Ogston) или гроздекокк - так названы были
те микрококки, которые в препаратах имеют вид кокков, собранных в
небольшие кучки и этим отличаются от цепочковидных стрептококков. С
ботанической точки зрения С. особого рода бактерий не представляют, так
как при известных условиях все микрококки обладают способностью давать
формы, подобные С. С медицинской точки зрении С. называются
микроорганизмы, принадлежащие к гноеродным микрококкам. Известнейшие из
них: S. pyogenes aureus (Rosenbach), S. p. citreus (Passet), S. p. albus
(Rosenbach) - гроздекокки золотистый, лимонный и белый. С. весьма
распространены в природе - в воздухе, пыли и на поверхности различных
предметов, они встречаются как на теле человека, так и в полости рта,
кишечника и во влагалище. Живя сапрофитами, они приобретают, при
известных условиях, вирулентность и вызывают тогда нагноение и явления
воспаления. Фурункул, карбункул, везикулезные воспаления кожи,
остеомиелит, а равно и амилоидное перерождение печени, селезенки и почек
- вызываются С. В культурах С. развиваются на различных средах. Пигменты
С. образуются только при доступе кислорода воздуха, сами же они могут
слабо развиваться и в условиях анаэробиоза. Фильтрованные культуры С.
содержат токсины.
Б. И.
Стебель (caulis) - осевой орган растений, растущий неограниченно на
своей верхушке и производящий в акропетальной последовательности боковые
органы - листья. Верхушка С. большей частью коническая или
полусферическая и в противоположность верхушке корня, другого осевого
органа растении, голая, т. е. она не одета особой защитной тканью,
подобной корневому чехлику, так как она, будучи прикрыта молодыми
листьями, густо и плотно налегающими один на другой, достаточно защищена
ими от всяких внешних неблагоприятных условий. По мере нарастания
стеблевой верхушки в длину возникают новые листья, а старые, раньше
образовавшиеся, мало помалу, разрастаясь, расходятся один от другого,
отклоняются в сторону и принимают нормальное для данного растения
положение. Такое расхождение листьев в значительной степени зависит от
того, что участки стеблевой верхушки, находящиеся между двумя
последовательными листьями, вытягиваются в длину, благодаря
происходящему в них вставочному (интеркалярному) росту; под конец на
участке С., прекратившему свой рост в длину, листья находятся иногда на
довольно значительном расстоянии один от другого, и С. становится тогда
явственно расчлененным на узлы и междоузлия, т. е. С., по мере удлинения
междоузлий (т. е. промежутков между листьями), выходит из состояния
почки. Стебель в крайне редких случаях (у однодольных, напр. пальм,
древовидных папоротников и др.) остается простым, не ветвистым; обычно
же он ветвится моноподиально, симподиально или дихотомически; ветвление
обусловливается или раздвоением верхушки (дихотомическое), или
появлением в пазухе листьев новых почек такого же строения, как и
верхушечная почка. Ветви (rami) называются также сучьями, С. второго,
третьего и т. д. порядка. От способа ветвления С. зависит общий облик
растений. Размеры С. весьма различны; иногда он чрезвычайно мал (у
некоторых мхов в несколько сантиметров длины и в несколько миллиметр.
толщины), а иногда достигает колоссальных размеров как в длину, так и в
толщину, при чем у многолетних двудольных растений и у хвойных он
периодически нарастает и в длину, и в толщину. Громадные С. живут по
несколько лет, а иногда столетиями и даже тысячелетиями (Taxus baccata,
Dracaena Draco и др.); у других растений С. живут год или два
(однолетние и двулетние С.). Консистенция С. также различна: у одних
растений С. все время остаются мягкими (так наз. травянистые С. у трав,
таковые же однолетние С. у многолетних растении, зимующих при посредстве
корневищ, клубней, луковиц), у других они со временем становятся
плотными, твердыми (так наз. деревянистые С. у кустарников, деревьев);
мощный деревянистый С. деревьев называется обыкновенно стволом
(truncus). Форма С. обыкновенно цилиндрическая или, правильные, узко
коническая, так как к верхушке он всегда тоньше, чем к основанию; но от
такой формы наблюдаются различные уклонения; так, у пальм С. большей
частью имеет наибольшую толщину по середине, к основанию же и к верхушке
он тоньше, у кактусов и некоторых молочаев С. толстый, мясистый, иногда
плоский лепешковидный (у Opuntia, напр.), иногда многогранный (у Gereas,
различных Euphorbia), шарообразный (у Mamillaria), бочонковидный (у
Bombax), плоский лентовидный (у различных лиан); у губоцветных С.
четырехгранный и пр.
Поверхность С. также чрезвычайно различная, то гладкая, то
шероховатая, то голая, то волосистая, чешуйчатая, покрытая типами,
иглами и пр. У многолетних растений поверхность молодых С. значительно
отличается от поверхности старых С., так как старые С. утрачивают
волоски и обыкновенно на старых С. развивается корка. С. бывает то
прямой, вертикальный, то лежачий, приподнимающийся, ползучий по земле. У
одних растений он свободно держится в воздухе, у других же опирается на
свои воздушные корни, на соседние растения, на различного рода подпорки
(камни, стены, скалы и пр.), цепляясь за них при помощи усиков, прицепок
и пр.; наконец, С. бывает вьющимся, обвивающимся вокруг подпорок,
стеблей других растений то вправо, то влево. Выше очерченная форма С.
вполне соответствует его назначению: во-первых выносить листья,
главнейшие органы испарения и ассимиляции углерода, в воздух и на свет,
т. е. в ту среду, где эти функции могли бы совершаться беспрепятственно;
во вторых, поддерживать в воздухе органы размножения - цветки и позже
плоды. В то же время С. служит посредником между корнями, поглощающими
из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества, и листьями,
испаряющими воду и перерабатывающими поглощенные, сырые вещества в более
сложные. Рост С. вверх обусловливается действием земного притяжения, так
как отрицательно геотропичен. Анатомическое строение С. вполне
соответствует выполнению назначения этого органа. Так в С. проходят
сосудисто-волокнистые пучки, представляющие непосредственное продолжение
таких же пучков корней и переходящие прямо в листья. По пучкам этим
движутся вода и разнообразные вещества.
У многих растений (двудольных, хвойных) С. в молодом состоянии бывает
иначе устроен, нежели в более старом; различают первичное и вторичное
строение. (Сначала молодой С. состоит из кожицы, одевающей его со всех
сторон, основной ткани и сосудисто-волокнистых пучков. Кожица - обычного
строения; основная ткань состоит из паренхимы, в которой для сообщения
С. прочности развиваются еще механические ткани: колленхима или
склеренхима, в виде сплошных слоев, дуг, отдельных участков и пр.;
развиваются в паренхиме еще млечники, масляные, смоляные ходы, воздушные
полости; иногда в середине С. вдоль каждого междоузлия паренхима