<< Пред.           стр. 972 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 называемым сталактитовым пещерам, из которых славятся на Западе
 Адельсбергская и Аггтелекская пещера в Австро-Венгрии, Лазурный грот на
 о-ве Капри, Антипаросская пещера в Греческом Архипелаге и некоторые
 пещеры Крыма, поэтически описанные Марковым в его "Очерках Крыма". Рост
 С. в одних случаях настолько медленный, что надписи, сделанные на С.
 некоторых пещер в XIII и XIV веке, с тех пор успели покрыться только
 тонким прозрачным слоем углекислой извести. В других случаях С. растут
 довольно быстро и образуются, так сказать, на наших глазах: напр., со
 сводов каменного моста в г. Юрьеве спускаются С. до 0,3 м. длиною;
 довольно значительные С. можно видеть также и на нижней поверхности
 Николаевского моста в С. Петербурге, построенного сравнительно недавно,
 к сталактитовым образованиям некоторые ученые относят известковые полые
 трубочки, представляющие результат отложения углекислого кальция в тех
 канальцах, которые остаются в некоторых горных породах (лёсс) на месте
 истлевших корней растений. Сюда же могут быть отнесены оригинальные
 полые натеки бурого железняка шаровидной или неправильной формы, с очень
 тонкими станками, отлагающиеся около корней растений в некоторых пунктах
 Закаспийского края и в др. местностях.
  Б. И.
  Станкевич (Николай Владимирович) - глава знаменитого в истории
 новейшей русской литературы "кружка Станкевича". Род. в 1813 г. в с.
 Удеревке, Острогожского у., Воронеж. губ., в богатой помещичьей семье.
 Окончил курс на словесном факультете москов. унив. Время его
 студенчества (1831-34) совпадает с переворотом во внутренней жизни
 московского университета, когда с профессорской кафедры, вместо прежнего
 монотонного чтения старых тетрадок, послышалось живое слово,
 стремившееся удовлетворить нарождающимся потребностям жизни. Большая
 перемена происходила и в московском студенчестве: студент из бурша
 превращался в молодого человека, поглощенного высшими стремлениями.
 Прежние патриархальные нравы, когда московские студенты более всего
 занимались пьянством, буйством, задиранием прохожих, отходят в область
 преданий. Начинается образование среди московских студентов тесно
 сплоченных кружков, желающих выяснить себе вопросы нравственные,
 философские, политические. Студенчество нового типа сгруппировалась по
 преимуществу в двух кружках - Станкевича и Герцена. Оба кружка, хотя и
 одушевленные одним и тем же жаром высоких и чистых стремлений, почти не
 имели между собой общения и отчасти даже враждебно относились друг к
 другу. Они были представителями двух направлений. Кружок Станкевича
 интересовался по преимуществу вопросами отвлеченными - философией,
 эстетикой, литературой - и был равнодушен к вопросам политическим и
 социальным. Кружок Герцена, тоже много занимавшийся философией, отдавал
 свое внимание не столько литературе, сколько вопросам социального
 устройства. В состав кружка С., первоначально чисто студенческого, но
 продолжавшего жить в теснейшем духовном общении и после того, как члены
 его в 1834-1835 гг. оставили университет, входили: талантливый историк
 Сергей Строев, поэты Красов и Ключников, известный впоследствии
 попечитель кавказ. округа Неверов; цвет сообщали кружку прежде всего сам
 С., затем Константин Аксаков и Белинский. Из не студентов весьма близок
 был к С. его земляк Кольцов, талант которого С. первый оценил; он же
 издал первый сборник стихотворений Кольцова. Несколько позже к кружку
 теснейшим образом примыкают Михаил Бакунин, Катков, Василий Боткин и
 Грановский. Это были люди различных темпераментов и душевных
 организаций, но всех их соединяло обаяние необыкновенно светлой, истинно
 идеальной личности главы кружка. С. представляет собою чрезвычайно
 редкий пример литературного деятеля, не имеющего никакого значения в
 качестве писателя и тем не менее наложившего свою печать на целый период
 русской литературы. С. - автор очень плохой quasi-исторической драмы
 ("Скопин-Шуйский"), слабой повести, двух-трех десятков стихотворений
 второстепенного значения и нескольких отрывков философского характера,
 довольно интересных, но найденных только после смерти С. в бумагах его и
 напечатанных целых 20 лет спустя. Очень замечательна его переписка с
 друзьями, полная блестящих мыслей, метких определений и представляющая
 собой летопись его глубоко искреннего стремления познать истину; но и
 эта переписка была собрана в одно целое только 20 лет после его смерти.
 Весь этот литературный багаж С., вместе с переводами и перепиской, занял
 небольшой томик (М.. 1857; 2е изд.. без переписки, М., 1890), и не в нем
 источник первостепенного значения С. Не обладая крупным литературным
 дарованием, он был очень талантливой личностью просто как человек.
 Одаренный тонким эстетическим чутьем, горячей любовью к искусству,
 большим и ясным умом, способным разбираться в самых отвлеченных вопросах
 и глубоко вникать в их сущность, С. давал окружающим могущественные
 духовные импульсы и будил лучшие силы ума и чувства. Его живая, часто
 остроумная беседа была необыкновенно плодотворна. Всякому спору он умел
 сообщать высокое направление; все мелкое и недостойное как-то само собой
 отпадало в его присутствии С. представлял собой удивительно
 гармоническое сочетание нравственных и умственных достоинств. В
 идеализме С. не было ничего напускного или искусственно приподнятого;
 идеализм органически проникал все его существо, он мог легко и свободно
 дышать только на горных высотах духа. Этот высокий душевный строй С. и
 его кружка раньше всего сказался в восторженном понимании
 шеллингианства, принявшего в кружке С. окраску скорее религиозного
 воззрения, чем сухой схемы, тем более, что шеллинговский пантеизм и сам
 по себе больше заключал элементов поэтических, чем чисто философских. В
 вопросах искусства настроение С. и его кружка сказалось в необыкновенно
 высоких требованиях, предъявленных к современной литературе и
 современному театру, и в вытекавшей отсюда ненависти ко всему фальшивому
 и пошлому. При нелюбви самого С. к журнальной, да и вообще литературной
 деятельности, в текущей литературе выразителем духовной жизни кружка
 явился не он, а Белинский. Параллельное изучение переписки С. и первых
 томов соч. Белинского, обнимающих 1834 - 37 гг., показывает, что
 великому искателю истины принадлежит несравненный блеск его вдохновенных
 статей, но самое содержало новых идей, во имя которых он выступил,
 раньше было формулировано С. в письмах к друзьям и кружковых беседах. В
 1837 г. начинающаяся чахотка и жажда приложиться к самому источнику
 философского знания вызвали отъезд С. за границу. Он подолгу живал в
 Берлине, где вступил в тесное общение с душевно полюбившим его
 профессором философии, гегельянцем Вердером. В это время в сферу его
 обаяния попал Тургенев. В 1840 г. 27-летний С. умер в итальянском
 городке Нови. Ранняя смерть его произвела потрясающее впечатленье на
 друзей его, но вместе с тем она необыкновенно гармонично завершила
 красоту его образа. Et rose, elle a vecu се que vit une rose - l'espace
 d'un matin, сказал французский поэт про умершую в цвете дет девушку.
 Душевная красота С. была тоже своего рода благоуханным цветком, который
 мог бы и выдохнуться при более прозаических условиях, как выдохся
 позднее идеализм иных членов его кружка. Теперь же, благодаря трагизму
 судьбы С. и цельности оставленного им впечатления, имя его стало
 талисманом для всего поколения 40-х годов и создало желание приблизиться
 к нему по нравственной красоте. Ср. Герцен, "Былое и Думы"; Анненков,
 "Николай Владимирович С. и его переписка" (М., 1857); Добролюбов, "Соч."
 (т. 2); А. Станкевич, "Т. Н. Грановский"; К. Аксаков, "Воспоминания
 студентства", в "Дне" 1862 г., №№ 39 и 40; Тургенев, "Первое собрание
 писем"; Барсуков, "Жизнь и труды Погодина"; Пыпин, "Белинский"; "Полное
 Собр. Соч. Белинского" под ред. С. А. Венгерова, примечания к I и III
 тт.
  С. Венгеров.
  Стапель - наклонная плоскость, на которой строят суда; С. блоки -
 деревянные брусья, набранные в форме трапеции известной величины и
 скрепленные между собою; служат на С. подставками для судна, которое
 лежит на них килем.
  Старов (Иван Егорович, 1743 - 1808) - архитектор, в 1755 г. был
 принят в воспитанники московск. университета, через год переведен из
 него в гимназию при спб. академии наук и в 1758 г. поступил в ученики
 академии худ. Окончив в ней курс, с 1762 по 1768 г. путешествовал за
 границей в качестве пенсионера академии и долее всего оставался в Риме.
 По возвращении своем в СПб., за проект здания для кадетского шляхетского
 корпуса, был признан в 1769 г. академиком, в следовавшем затем году
 занял в академии должность адъюнкт-профессора, из которой в 1770 г.
 повышен в профессоры и в 1794 г. в адъюнкт-ректоры. Служил, кроме того,
 при Кабинете Ее Величества и комиссии строения императ. дворцов и садов.
 Важнейшие из произведенных им сооружений - собор в Александро-Невской
 лавре (1779 - 91), Таврический дворец в СПб. (оконч. в 1782), собор в
 Софии близ Царского Села, и дачные дворцы в имениях Демидова, Сиворицы и
 Пелла, СПб. губ.
  А. С-в.
  Старообрядство - есть последование церковной старине в той области,
 которая касается не существа веры, а внешней церковной жизни, т. е.
 всего того, что относится до церковного чина и благоукрашения, а равно и
 до церковных обычаев. С. весьма часто отожествляется с понятием раскола,
 между тем как это понятия существенно различные. Хотя старые обряды
 церкви, как двуперстное сложение для крестного знамения, сугубая
 аллилуия, посолонное хождение, седмипросфорие, чтение "обрадованная"
 вместо "благодатная", употребление лестовок и подручников и т. д., и
 являются достоянием раскола, но существенным признаком его служит
 противление, нарушение церковного мира и единения из-за вопросов, не
 входящих в область веры. С церковной точки зрения, С. само по себе не
 есть раскол: церковный взгляд на обряд таков, что последний, как вещь
 средняя, до существа веры не относящаяся, сам по себе ни свят, ни не
 свят, не ведет ни к спасению, ни к гибели; в этой области церковь
 допускает разнообразие, возможность и законность изменений или
 исправлений при отсутствии "всякого зазора" и при взаимном согласии.
 Некоторые видят в С. верность русской старине и протест против увлечения
 новшествами; утверждают, что старые обряды суть обряды народные, что
 народ является их исконным охранителем и что они должны быть
 неприкосновенны, как народная святыня; вытекающая отсюда
 неприкосновенность обрядов как бы отодвигает церковную власть, с
 присущими ей правами, на второй план. Другие, исходя из той же ней о
 народности обрядов, видят в этом недостаток и считают обязанностью
 церковной власти устранение С. и замену его обрядами вселенской церкви.
 Оба взгляда эти не соответствуют учению церкви. Тем не менее
 приверженность к старым церковным обрядам сама по себе не есть раскол:
 так наприм., единоверие "составляет единую с православною святую
 соборную апостольскую церковь", как это установлено на съезде
 архипастырей в Казани в 1885 г. и подтверждено св. синодом. Ср. проф. Н.
 Ивановский, "С. и раскол" ("Странник", 1892, № 5).
  Стасов (Василий Петрович)- архитектор (1769-1848). Получив домашнее
 образование, начал службу в 1783 г. архитекторским помощником при
 московск. управе благочиния, в 1794 г. поступил унтер-офицером в
 Преображенский полк, в 1795 г. выпущен из него с чином поручика на
 гражданскую службу. В 1802 г. был отправлен на казенный счет во Францию,
 Англию и Италию для усовершенствования в архитектуре. В 1807 г., получил
 титул профессора академии св. Луки в Риме. Возвратившись в отечество, в
 1808 г. определен на службу в собственный Его Имп. Вел. Кабинет. В 1811
 г., за планы и фасады памятника русским воинам, павшим в битве под
 Полтавой, удостоен имп. академией худ. звания академика, а в 1827 г.
 признан ее почетн. вольн. общником". Главные его работы: постройка по
 собственным проектам здания Имп. лицея при бол. Царскосельском дворце
 (1811), казарм л.-гв. Павловского полка, что на Царицыном лугу (1817),
 зданий и церкви придворного конюшенного ведомства (1817), Нарвских
 триумфальных ворот (1827), собора Спаса Преображения (1829), Троицкого
 собора в Измайловском полку (1835) и Московских триумфальных ворот в
 СПб.; возведение китайской деревни в Царскосельском дворцовом парке
 (1818), переделка некоторых частей Зимнего и Таврического дворцов
 (1819), возобновление Царскосельск. больш. дворца после пожара (1820),
 окончание постройки Собора всех учебных заведений, остававшейся
 недовершенною после Растрелли (1835) и возобновление одной половины
 Зимнего дворца, пострадавшей от пожара (1839).
  Статус(Status) (лат.) - положение, состояние; S. quo - положение, в
 котором лицо или предмет находится или находилось; S. quo ante (bellum)
 - положение государств, предшествовавшее началу войны. В римском праве
 S. обозначало также три главных признака лица (persona): свободу (S.
 libertatis), римское гражданство (S. civitatis) и семейное положение (S.
 familiae); изменение такого S. влекло за собоq capitis deminutio.
  Статут (лат.) - положение, закон; в средние века в Западной Европе
 так назывались городские привилегии, а также фамильные законы высшей
 аристократии. В Германии С. называются уставы различных общин,
 корпораций и акционерных обществ. В Англии С. (Statute) означает
 законодательный акт, изданный с согласия парламента и короны, в
 противоположность указу (Ordinance), для которого не требуется согласия
 обеих палат.
  Стафилококк (Staphylococcus Ogston) или гроздекокк - так названы были
 те микрококки, которые в препаратах имеют вид кокков, собранных в
 небольшие кучки и этим отличаются от цепочковидных стрептококков. С
 ботанической точки зрения С. особого рода бактерий не представляют, так
 как при известных условиях все микрококки обладают способностью давать
 формы, подобные С. С медицинской точки зрении С. называются
 микроорганизмы, принадлежащие к гноеродным микрококкам. Известнейшие из
 них: S. pyogenes aureus (Rosenbach), S. p. citreus (Passet), S. p. albus
 (Rosenbach) - гроздекокки золотистый, лимонный и белый. С. весьма
 распространены в природе - в воздухе, пыли и на поверхности различных
 предметов, они встречаются как на теле человека, так и в полости рта,
 кишечника и во влагалище. Живя сапрофитами, они приобретают, при
 известных условиях, вирулентность и вызывают тогда нагноение и явления
 воспаления. Фурункул, карбункул, везикулезные воспаления кожи,
 остеомиелит, а равно и амилоидное перерождение печени, селезенки и почек
 - вызываются С. В культурах С. развиваются на различных средах. Пигменты
 С. образуются только при доступе кислорода воздуха, сами же они могут
 слабо развиваться и в условиях анаэробиоза. Фильтрованные культуры С.
 содержат токсины.
  Б. И.
  Стебель (caulis) - осевой орган растений, растущий неограниченно на
 своей верхушке и производящий в акропетальной последовательности боковые
 органы - листья. Верхушка С. большей частью коническая или
 полусферическая и в противоположность верхушке корня, другого осевого
 органа растении, голая, т. е. она не одета особой защитной тканью,
 подобной корневому чехлику, так как она, будучи прикрыта молодыми
 листьями, густо и плотно налегающими один на другой, достаточно защищена
 ими от всяких внешних неблагоприятных условий. По мере нарастания
 стеблевой верхушки в длину возникают новые листья, а старые, раньше
 образовавшиеся, мало помалу, разрастаясь, расходятся один от другого,
 отклоняются в сторону и принимают нормальное для данного растения
 положение. Такое расхождение листьев в значительной степени зависит от
 того, что участки стеблевой верхушки, находящиеся между двумя
 последовательными листьями, вытягиваются в длину, благодаря
 происходящему в них вставочному (интеркалярному) росту; под конец на
 участке С., прекратившему свой рост в длину, листья находятся иногда на
 довольно значительном расстоянии один от другого, и С. становится тогда
 явственно расчлененным на узлы и междоузлия, т. е. С., по мере удлинения
 междоузлий (т. е. промежутков между листьями), выходит из состояния
 почки. Стебель в крайне редких случаях (у однодольных, напр. пальм,
 древовидных папоротников и др.) остается простым, не ветвистым; обычно
 же он ветвится моноподиально, симподиально или дихотомически; ветвление
 обусловливается или раздвоением верхушки (дихотомическое), или
 появлением в пазухе листьев новых почек такого же строения, как и
 верхушечная почка. Ветви (rami) называются также сучьями, С. второго,
 третьего и т. д. порядка. От способа ветвления С. зависит общий облик
 растений. Размеры С. весьма различны; иногда он чрезвычайно мал (у
 некоторых мхов в несколько сантиметров длины и в несколько миллиметр.
 толщины), а иногда достигает колоссальных размеров как в длину, так и в
 толщину, при чем у многолетних двудольных растений и у хвойных он
 периодически нарастает и в длину, и в толщину. Громадные С. живут по
 несколько лет, а иногда столетиями и даже тысячелетиями (Taxus baccata,
 Dracaena Draco и др.); у других растений С. живут год или два
 (однолетние и двулетние С.). Консистенция С. также различна: у одних
 растений С. все время остаются мягкими (так наз. травянистые С. у трав,
 таковые же однолетние С. у многолетних растении, зимующих при посредстве
 корневищ, клубней, луковиц), у других они со временем становятся
 плотными, твердыми (так наз. деревянистые С. у кустарников, деревьев);
 мощный деревянистый С. деревьев называется обыкновенно стволом
 (truncus). Форма С. обыкновенно цилиндрическая или, правильные, узко
 коническая, так как к верхушке он всегда тоньше, чем к основанию; но от
 такой формы наблюдаются различные уклонения; так, у пальм С. большей
 частью имеет наибольшую толщину по середине, к основанию же и к верхушке
 он тоньше, у кактусов и некоторых молочаев С. толстый, мясистый, иногда
 плоский лепешковидный (у Opuntia, напр.), иногда многогранный (у Gereas,
 различных Euphorbia), шарообразный (у Mamillaria), бочонковидный (у
 Bombax), плоский лентовидный (у различных лиан); у губоцветных С.
 четырехгранный и пр.
  Поверхность С. также чрезвычайно различная, то гладкая, то
 шероховатая, то голая, то волосистая, чешуйчатая, покрытая типами,
 иглами и пр. У многолетних растений поверхность молодых С. значительно
 отличается от поверхности старых С., так как старые С. утрачивают
 волоски и обыкновенно на старых С. развивается корка. С. бывает то
 прямой, вертикальный, то лежачий, приподнимающийся, ползучий по земле. У
 одних растений он свободно держится в воздухе, у других же опирается на
 свои воздушные корни, на соседние растения, на различного рода подпорки
 (камни, стены, скалы и пр.), цепляясь за них при помощи усиков, прицепок
 и пр.; наконец, С. бывает вьющимся, обвивающимся вокруг подпорок,
 стеблей других растений то вправо, то влево. Выше очерченная форма С.
 вполне соответствует его назначению: во-первых выносить листья,
 главнейшие органы испарения и ассимиляции углерода, в воздух и на свет,
 т. е. в ту среду, где эти функции могли бы совершаться беспрепятственно;
 во вторых, поддерживать в воздухе органы размножения - цветки и позже
 плоды. В то же время С. служит посредником между корнями, поглощающими
 из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества, и листьями,
 испаряющими воду и перерабатывающими поглощенные, сырые вещества в более
 сложные. Рост С. вверх обусловливается действием земного притяжения, так
 как отрицательно геотропичен. Анатомическое строение С. вполне
 соответствует выполнению назначения этого органа. Так в С. проходят
 сосудисто-волокнистые пучки, представляющие непосредственное продолжение
 таких же пучков корней и переходящие прямо в листья. По пучкам этим
 движутся вода и разнообразные вещества.
  У многих растений (двудольных, хвойных) С. в молодом состоянии бывает
 иначе устроен, нежели в более старом; различают первичное и вторичное
 строение. (Сначала молодой С. состоит из кожицы, одевающей его со всех
 сторон, основной ткани и сосудисто-волокнистых пучков. Кожица - обычного
 строения; основная ткань состоит из паренхимы, в которой для сообщения
 С. прочности развиваются еще механические ткани: колленхима или
 склеренхима, в виде сплошных слоев, дуг, отдельных участков и пр.;
 развиваются в паренхиме еще млечники, масляные, смоляные ходы, воздушные
 полости; иногда в середине С. вдоль каждого междоузлия паренхима

<< Пред.           стр. 972 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу