<< Пред. стр. 987 (из 1179) След. >>
сочинения его были изданы Н. И. Новиковым дважды, в 1781 и 1787 гг.Всего больше выдаются из них драматические произведения, которыми С.
стяжал у современников славу "отца российского театра" и "северного
Расина". Конечно, серьезно сравнивать С. с франц. трагиком нельзя; он
уступал ему и по силе таланта, и по оригинальности. Образцом для С.
служили Расин и Вольтер. Его трагедии отличаются всеми внешними
свойствами ложноклассической французской трагедии - ее условностью,
отсутствием живого действия, односторонним изображением характеров и т.
д. С. не только перерабатывал, но прямо заимствовал из французских
трагедий план, идеи, характер, даже целые сцены и монологи. Его Синавы и
Труворы, Ростиславы и Мстиславы были лишь бледными копиями Ипполитов,
Британников и Брутов французских трагедий. Современникам трагедии С.
нравились идеализацией характеров и страстей, торжественностью
монологов, внешними эффектами, яркой противоположностью между
добродетельными и порочными лицами; они надолго утвердили
ложно-классический репертуар на русской сцене. Будучи лишены
национального и исторического колорита, трагедии С. имели воспитательное
значение для публики в том отношении, что в уста действующих лиц
влагались господствовавшие в то время в европейской литературе
возвышенные идеи о чести, долге, любви к отечеству и изображения
страстей облекались в облагороженную и утонченную форму. О характере
переделок С. может дать понятие хотя бы следующее место из "Гамлета"
(действие 1, явл. 2), где датский принц говорит:
Я бедствием своим хочу себя явить,
Что над любовию могу я властен быть.
Люблю Офелию; но сердце благородно
Быть должно праведно, хоть пленно, хоть свободно...
В 1-м явл. II действия Клавдий восклицает:
Когда природа в свет меня производила,
Она свирепствы все мне в сердце положила.
Во мне искоренить природное мне зло,
О воспитание! и ты не возмогло,
Се в первый раз во мне суровый дух стонает
И варварством моим меня изобличает... Интересен разговор Полония и
Гертруды, в котором поставлен и разрешен в духе времени вопрос о царской
власти.
Полоний.
Кому прощать царя? - народ в его руках.
Он Бог, не человек, в подверженных странах.
Когда кому даны порфира и корона,
Тому вся правда власть, и нет ему закона.
Гертруда.
Не сим есть праведных наполнен ум царей:
Царь мудрый есть пример всей области своей;
Он правду паче всех подвластных наблюдает,
И все свои на ней уставы созидает,
То помня завсегда, что краток смертных век,
Что он в величестве такой же человек,
Рабы его ему любезные суть чады,
От скипетра его лиется ток отрады.
Комедии С. имели меньший успех, чем трагедии. И они, большей частью,
переделки и подражания иноземным образцам; но в них гораздо больше
сатирического элемента, обращенного к русской действительности. В этом
отношении комедии С., из которых лучшая - "Опекун", вместе с сатирами,
баснями и некоторыми эклогами, представляют богатый материал для
изучения духа эпохи и общества. Цель комедии С. определил в одном из
своих стихотворений; ее назначение-"издевкой править нрав; смешить и
пользовать прямой ее устав". В его комедиях богатейший подбор
"презрительных вещей", которые безобразили русскую жизнь и происходили
или от невежества, или от ложно понятого, поверхностно усвоенного
европейского образования. Не стесняясь в выражениях падал С. и на темные
стороны старого русского общества - на дворянскую спесь, ханжество,
бездельничанье, самовластие помещиков, любовь к угодничеству и лести.
Особенно же досталось от С. "крапивному семени", "хамову отродью", как
он называл подъячих. и судей: их он без пощады преследовал за
лицеприятиe, взяточничество, казнокрадство. Сам С. много страдал от
подъячих, еще в детстве ему пришлось однажды лично отвезти одному из них
взятку в 50 руб., и он на всю жизнь не мог отделаться от впечатления
этого визита. "Слово чернь - говорит он в одной из своих филиппик против
московской публики - принадлежит низкому народу, а не слово подлый
народ, ибо подлый народ суть каторжники и прочие презренные твари, а не
ремесленники и земледельцы. У нас сие имя всем тем дается, которые не
дворяне. Дворянин! великая важность! Разумный священник и проповедник
величества Божия, или кратко богослов, естество слов, астроном, ритор,
живописец, скульптор, архитектор и проч. по сему глупому положению члены
черни. О несносная дворянская гордость, достойная презрения! Истинная
чернь суть невежды хотя бы они и великие чины имели, богатство Крезово и
влекли бы свой род от Зевса и Юноны, которых никогда не бывало". Большую
часть своих комедий С. написал в Москве, и нападки его на современные
нравы относятся преимущественно к московской публике. По его выражению,
невежеством в Москве "все улицы вымощены толщиной аршина на три". Для
исправления своего Москва не одного, а "ста Мольеров требует", - писал
он Екатерине. Во всяком случай, общественная и критическая мысль С. шла
впереди поэтического чувства: в его поэзии гораздо более рассудочного
элемента, чем истинного вдохновения. Лучшая из его песен - та, где нашло
себе выражение опятьтаки сатирическое чувство автора: "Хор к превратному
свету". Оды С. напыщенны, вялы и лишены, в противоположность одам
Ломоносова, исторического и общественного содержания. Но в баснях и
эпиграммах живая, насмешливая, задорная натура С. сказалась вполне; не
отличаясь высоким художественным достоинством, они любопытны по тем
бесчисленным штрихам живой современности, которые рисуют эпоху ярче
самых обстоятельных описаний. Новиков считал басни С. "сокровищем
российского Парнаса". Забота о внешней форме и об аллегории стояла в них
на последнем плане; мораль также отступала перед широким сатирическим
содержанием, взятым из условий окружающей жизни. Крылов не только знал и
изучал басни С., но иногда заимствовал основные черты их сюжетов. Ябеды
и крючкотворства С. не мог не задать даже в своих эклогах, посвященных
"прекрасному российского народа женскому полу", где, в духе Фонтенеля,
изображал перипетии сентиментальной любви, на лоне природы, при участии
Аврор и Диан, нимф и зефиров. К эклогам близки идиллии С., в которых
воспевается тоска любовников, изнывающих друг по другу. Те же мотивы и в
песнях романсах С., которые он тщетно пытался подделать под народный
лад. В тяжелые минуты душой С. овладевало религиозное чувство, и он
искал утешение от скорбей в псалмах; он переложил псалтырь в стихи и
писал духовные сочинения, но в них столь же мало поэзии как и в его
духовных одах. Его критические статьи и рассуждения в прозе имеют в
настоящее время лишь историческое значение.
Литература. Н. Булич, "Сумароков и современная ему критика" (СПб.,
1854); важные дополнения и поправки к этому труду в статье В. Гаевского,
"Ж. М. Н. Пp. "(1854, № 7); см. также разбор А. Пыпина ("СПб. Ведом. ",
1854, № 83); Александр Петрович С. ", Владимира Стоюнина (СПб., 1856);
"Русская поэзия", под ред. С. А. Венгерова, вып. II (избранный
сочинения, вступительные статьи М. Д. Хмырова и Н. Н. Булича).
Евг. Ляцкий.
Сумбатов (князь Александр Иванович, по сцене Южин) - драматический
писатель и известный актер, род. в 1857 г.; по отцу грузинского
происхождения; учился в тифлисской гимназии и на юридич. факультете СПб.
унив. В 1881 г. поступил на сцену в Москве, в театре Бренко, а в 1882 г.
перешел на Импер. моск. сцену. Первая пьеса С., "Громоотвод", написана в
1878 г.; затем последовали "Дочь века" и "Листья шелестят" (1880 и
1881). В 1883 г. запрещена к представлению пьеса Сумбатова "Сергей
Сашидов", где автор коснулся вопроса о праве сельских сходов ссылать
своих односельчан в Сибирь на поселение. Б 1884 г. написаны комедия "Муж
знаменитости" и историческая хроника "Царь Иоанн IV", в 1886 г. -
"Арказановы", в 1888 г. - "Цепи"., Следующие три пьесы - "Старый закал"
(1895), "Джентльмен" (1897), "Закат" (1898) - появляются одна за другой
после семилетнего перерыва писательской работы и выгодно отличаются, по
приемам письма, от первых пьес С. В "Русской Мысли" 1897 г. (№5 и 6)
помещена большая статья С.: "Первый всероссийский съезд сценических
деятелей, его резолюции и настроения", а в "Сборнике в память
Белинского" (1898) - речь: П. С. Мочалов в жизни и на сцене". Статья С.
: "Отношения С. А. Юрьева к сцене в последние годы его жизни",
напечатанная в сборнике "Памяти С. А. Юрьева", дает характеристику
московского Малого театра 1880-х годов. Пьесы "Цени" и "Старый закал"
переведены на немецкий, польский, сербский и чешский языки и ставились
на иностранных сценах. В 1898 г. "Старый закал" - в переводе Евг. Цабеля
- имел большой успех в Берлине. В 1901 г. вышло собрание сочинений С., в
трех томах. Все пьесы Сумбатова очень сценичны и, не отличаясь особенной
глубиной захвата, задаются серьезными психологическими задачами. Как
актер, кн. С. (под псевдонимом. Южина)
- один из наиболее выдающихся деятелей московского Малого театра.
Главные роли его: Макбет, Гамлет, Яго, Ричард III, Петручио, гр. Дюнуа,
маркиз Поза, Мортимер, Лейчестер, Эгмонт, Рюи-Блаз, Самозванец, Царь
Борис, Чацкий. Его репертуар обнимает всего около двухсот ролей. С.
серьезно и добросовестно относится ко всякой роли. Его исполнение
отличается естественностью, глубокой искренностью и силой чувства.
Сумерки. - Так называется переход от полного дневного света к ночной
темноте и обратно. С. бывают вечерние и утренние, а также гражданские и
астрономические. Вечерние С. начинаются в момент солнечного захода.
Концом гражданских С. считают время, когда, за недостатком света, должны
быть прекращаемы полевые работы (солнце под горизонтом на 6°.5), а
концом астрономических - момент исчезновения в западной части горизонта
последней светлой полоски (солнце ниже горизонта на 18°). Обратное имеет
место по отношению к утренним С., но началу их, по исследованиям Гузо,
Гельмана и др. соответствует высота солнца не-18°, как принимали раньше,
а-15°. Продолжительность С. зависит от наклона суточных параллелей к
горизонту; она наименьшая на экваторе (для астрон. С. в среднем вывод 1
ч. 12 мин.), а наибольшая на полюсах (около 2 мес.). Постепенность
перехода от дневного света к ночной темноте объясняется постепенностью в
ослаблении, по мере понижения солнца под горизонтом, света, отраженного
находящимся над горизонтом воздуха. На планетах, не имеющих атмосферы,
нет и сумерек.. Продолжительность С., между прочим, зависит от высоты
"оптического" предела атмосферы, и наоборот, высота предела- от степени
прозрачности воздуха, главным образом, от гидрометрического состояния
его и количества пыли, особенно в высших слоях атмосферы. Если воздух
влажнее (относит. вл.) или более загрязнен пылью (после сильных
вулканических извержений), С. продолжительнее. Утром относит, влажность
воздуха меньше, чем вечером а летом меньше, чем зимой, почему утренние
С. короче вечерних, а летние короче зимних. По той же причине
продолжительность С. увеличивается при приближены к данному месту
циклона. Так как с одной стороны область циклона в верхних слоях гораздо
более распространена по горизонтальному направлению, чем в нижних, а с
другой гидрометрическое состояние высших слоев атмосферы замечательным,
хотя еще мало исследованным образом и связано не только с одним
циклоном, но с циклоническим характером более или менее продолжительного
промежутка времени, то, определяя из наблюдений продолжительность С.,
можно судить о предстоящей погоде задолго вперед. На сколько важно в
этом отношении знание влажности высших слоев, показывают исследования
Монтиньи, определявшего ее по мерцанию звезд и удачно предсказывавшего
таким образом засуху или дождливую погоду на нисколько недель вперед. С.
в гористой местности короче, чем на равнине. Во время С. небо
последовательно принимает разнообразные цветные оттенки. Это явление
называют зарей. Соответственно сумеркам, зарю различают вечернюю и
утреннюю. Они сходны между собою, лишь ход цветных оттенков обратный.
Последние наблюдаются не только в западной, но и в восточной части неба
и распадаются на ряд явлений, который мы рассмотрим согласно описанию
нормальной вечерней зари, сделанному Бецолдом. При приближении солнца к
горизонту нижняя часть западного неба постепенно принимает беловатый
оттенок, который затем переходит в золотисто-желтый, а у самого
горизонта в красный; над солнцем небо кажется как бы прозрачным. В
момент захода. солнца желтый цвет переходит в оранжевый, а прозрачное
место увеличивается в горизонтальных разгарах и переходит в светлую
полосу, называемую сиянием зари. Одновременно с этим на большой высоте
появляется круглое розовое или, правильные, пурпурное пятно, которое,
быстро увеличиваясь, кажется спускающимся позади желтой части неба.
Вскоре пурпурная окраска делается весьма интенсивной (при высоте
солнца-4°). Это первый пурпурный свет. Через некоторое время он
превращается в узкую полоску, отграничивающую сверху желтый сегмент и
называемую первой дугой западной зари. Желтый сегмент назыв. первым
светлым сегментом. Первая дуга все суживается и, наконец, исчезает; в
этот момент замечается необыкновенно быстрое убывание дневного света и
наступает конец гражданских сумерек. Вслед затем заканчивается и первая
половина астрономических сумерек. Одновременно с западной зарей
наблюдается и восточная. При приближении солнца к горизонту небо на
востоке имеет грязно-желтый, а потом мутно-пурпурный оттенок. Сейчас же
по заходе солнца на В показывается пепельно-синий сегмент,
представляющий не что иное, как тень земли. Сегмент наз. первым темным
сегментом. При распространении его вверх ограничивающий его сверху
мутнопурпурный цвет суживается и превращается в узкую полоску. Это
первая дуга восточной зари. После исчезновения ее тень земли становится
невидной. Вторые С. представляют повторение тех же явлений зари, но в
менее интенсивной форме; наблюдаются: второе сияние зари, второй светлый
сегмент, вторая дуга западной зари, второй пурпурный свет, второй темный
сегмент и вторая дуга восточной зари. Впрочем, иногда второй пурпурный
свет бывает интенсивнее первого; в это время предметы становятся снова
отчетливо видны. Исчезновение желтого сегмента характеризует окончание
астрономических С. Иногда на фоне пурпурного света бывают видны
расходящиеся от солнца темно-синие или темно-зеленые полосы. Это тени от
облаков или других предметов, находящихся под горизонтом. Обстоятельного
объяснения всех деталей зари до сих пор нет. Желтая, оранжевая и красная
окраски неба в стороне солнца являются следствием поглощения атмосферой
коротких световых волн. Пурпурный цвет - результат смешения оранжевого и
красного цветов с фиолетовым и синим (частицы воздуха отражают по
преимуществу луча с короткими волнами). Весьма загадочна правильная
(круглая) форма пурпурного цвета. По Кисдингу и Пернтеру, это есть
явление дифракционное, но мы здесь не можем поместить его объяснения. С
явлением пурпурного света тесно связано явление "пылание альп"
(Alpengluehen), наблюдаемое всего лучше в меловых и снежных горах, напр.
в Швейцарии. Оно состоит в том, что при появлении на небе пурпурного
цвета ту же окраску принимают и вершины гор, которая достигает
наибольшей интенсивности во время наибольшей интенсивности пурпурного
света. Так же как и последний, и "пылание" альп различают первое и
второе. После сильных вулканических извержений наблюдаются ненормальные
зори (оптические возмущения в атмосфере). Они отличаются от нормальных
необыкновенной яркостью всех цветных оттенков неба, а иногда и
появлением новых цветов, большей продолжительностью, а также некоторыми
особенными явлениями, которые обыкновенно не наблюдаются, напр. кольцо
Бишопа. Причина этих зорь - вулканический пепел, вещество чрезвычайно
измельченное, пористое, наполненное водородом и другими газами, высоко
поднимающееся интенсивными восходящими воздушными потоками, имеющими
место при извержении, и распространяющееся на большие пространства в
высших слоях. Особенно хорошо изучены (Кислингом, Пернтером, Арчибальди,
Ессе и др.) эти явления, наблюдавшиеся повсюду на земле после
сильнейшего извержения вулкана Кракатоа на острове Яве 27 августа 1883
г. Их сопровождала характерная мгла, в виде дымчатых желтого цвета
облаков и тумана, местами закрывавшая солнце, казавшееся синим, иногда
зеленым. Днем солнце представлялось окруженным широким цветным кольцом,
подобным венцу, но больших размеров. По всей вероятности, это явление
дифракционное и представляет начальную стадию пурпурного света.
Литература. Houzeau, "Vade-mecum de l'astronomie" (1882); Hellmann,
"Beobachtungen uber die Dammerung" ("Zeitschr. d. Oest. Ges. fur
Meteor.", 1884); Von Bezold, "Beobachtungen uber Dammeruug" ("Pogg.
Annal. d. phys. und chem.", 1864); Kiessling, "Untersuchungen uber
Dammerungserscheinungen zur Erklarung der nach dem Krakatau-Ausbruch
beohachteten atmospharisch-optischen Storung" (1888); Pernter, "Die
Theorie des ersten purpurlichtes" ("Meteor. Zeitschr. d. Deutscih.
Meteor. Ges. ", 1890); Perater, "Zur Theorie des Bishopischen Ringes."
("Met. Zeitschr.", 1889); Sommel, "Theorie der Dammerungsfarben"
("Abhandl. der K. Bayer. Akad. d. Wiss.", 1897). H. Броунов.
Сумы - уездн. гор. Харьковской губ., при pp. Псле, Суме и Сумке; ст.
жел. дор. Жителей в 1898 г. 26355 ( 12418 жнщ.); из них мещан. и цеховых
11075, крестьян 10579. Православных - 23763, р. Католиков - 1112,
лютеран - 705, армяногрегориан - 28, евреев - 635, караимов - 39,
магометан - 73. Зданий в городе 1351 камен. и 2292 дерев., из них жилых
домов 1260 камен. и 2177 дерев. 9 каменных правосл. церквей. Учебн.
завед. 13, из них 9 начальных, с 1085 учен. (735 мал. и 350 дев.), 1
муж. и 1 жен. гимназ., реальн. уч. и муж. духовное уч. Детский приют Н.
М. Харитоненко. Город, общ. библиотека (6 тыс. том.), окружной суд,
больница, богадельня, 2 аптеки. Ремесленников 3179; больше всего -
изготовляющих пищевые продукты, одежду и занимающихся извозом. С. -
центр свекло-сахарного производства края; торговля его весьма
значительна. 6 самостоятельных банков, отд. госуд. и орловск. коммерч.
банков, агентство харьковского земельного банка. Общ. взаимного
страхования. Казенный склад вина. Из фабрик и заводов в С. более
значительные: 1 машиностроительный (600 рабоч.), водочный: (исключ.
изготовляет наливки) и табачная фбр. (286 рабоч.). В 1898 г. городские
доходы-120724 р., расходы - 115011 р.; на общественное управление
расходуется ок. 12%, на народное образование - 22% на врачебное дело -
ок. 1%.
История. С. основаны выселившимися из-за Днепра малороссами в 1658
г.; до тех пор место это называлось Липенским городищем. При раскопках
здесь находили арабские монеты VII-IX вв. В 1665 г. был образован
сумский полк и с тех пор до нашествия Карла XII на Малороссы (1708)
сумцы постоянно принимали участие в войнах русских с соседними
народностями. В 1708 г. С. был приписан к Киевской губернии, в 1732 г. -
к Белгородской и стал адм. центром Слободско-украинских полков, в 1765
г. назначен местоприбыванием провинциальной канцелярии вновь
образованной Слободско-Украинской губ., впоследствии переименованной в
Харьковскую; с 1780 г. уездный город.
Сумский уезд, в сев. зап. части Харьковской губ., занимает 2801 кв.
вер. или 290511 дес. Поверхность С. у. ровная почва (чернозем) весьма
плодородная. В геологическом строении у. принимают участие верхнемеловые
и нижнетретичные породы в виде мелового рухляка, главконитовых и белых
песков, зеленых рухлянов и пестрокрашенных глин. Из полезных ископаемых
встречаются фосфорит, гончарные глины. Кроме того в уезде имеются три
значительные торфяника, площадь которых ок. 900 дес., а толщина слоя-6 и
7 фт.; торф разрабатывается для нужд местных свекло-сахарных заводов.
Реки, орошающие уезд, принадлежат системе Днепра, из них более