<< Пред.           стр. 990 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

  Сухум (Сухум-кале) - окр. и портовый гор. Кутаисской губ., на берегу
 обширной и глубокой, но совершенно открытой к 10 Сухумской бухты
 черноморского побережья Кавказа. Жит. (1897) 7809 (pyccкие, греки,
 армяне и др.). Город раскинут на прибрежной низменности и на ближайших к
 морю холмах. За первыми предгорьями виднеются более высокие, покрытые
 лесом, горы; в отдалении блестят вечные снега главного Кавказского
 хребта. Климат С. отличается мягкостью и ровностью. Средняя темп. года
 +14,4°, янв.. +5,5° апр. +12,3°, авт. +23,6°, окт. +16,9°, дек. +8°
 Самая низкая температура, наблюдавшаяся в С., не превышала -8°,
 обыкновенно в самые холодные дни ртуть не опускается ниже -2 или -3°.
 Число зимних дней, в которые темп. опускается ниже нуля, не превышает 5.
 Относительная влажность 78, при колебаниях от 72 (дек.) до 81 (май).
 Годовая облачность 4, 6. Годовое количество осадков 1168 мм., при
 колебаниях от 78 (февр.) до 124 (сент.); число дней с осадками в году
 125, в авг. - 7,7, в апр. -12,5. Снег выпадает каждую зиму, но не более
 2-3 раз и держится не более 1 - 5 дней. Наилучшим временем для жизни в
 С. с климато-лечебными целями следует считать позднюю осень и зиму (с
 сент. по июнь, по проф. Остроумову); летом жарко, господствуют сильные
 лихорадки, не прекращающиеся иногда и ранней осенью; весна сырая и
 довольно ветряная. Наиболее нездоровую и опасную в лихорадочном
 отношении считается западная, прилегающая к болотистой низменности часть
 города, самой здоровой - сев. вост. склоны холмов. Растительность в С.
 очень богатая и разнообразная; в садах акклиматизировано множество
 южно-европейских, американских, китайских, японских, австралийских и
 иных декоративных и плодовых растении - маслины, апельсины, лимоны,
 мандарины, каки (Diospyros kaki), эвкалипты, камфарное дерево, магнолии,
 чай, камелии, бамбуки, агавы, нисколько видов пальм и т. д. Привлекая с
 каждым годом все более и более больных, С., тем не менее, не отличается
 благоустройством; улицы довольно грязны, освещены плохо, удобных
 помещений для больных почти вовсе нет. Развалины старой крепости,
 небольшой бульвар, две православные церкви, женская прогимназия, горская
 школа, церк. приходская школа, два клуба, библиотека и кабинет для
 чтения, книжный магазин, телеграф, типография, аптека; купальное
 заведение. Пристань пароходов, совершающих рейсы на Ю до Батума, на С до
 Одессы. На Сухумском мысе маяк с белым, вертящимся ежеминутно огнем, на
 высоте 121 фт.; огонь виден на 12 морск. миль. Опытная
 сельскохозяйственная и садовая станция, с ботаническим садом; сады вел.
 кн. Александра Михайловича (бывший Введенского) и. Рукавишникова (бывший
 П. Е. Татаринова); садовое заведение Ноева с обширной промышленной
 культурой луковичных растении (гиaцинты, тюльпаны), пальм, садовников и
 пр. В 23 вер. к С по шоссе Ново-Афонский мужской м-рь и по дороге туда
 садовое заведение Беклемишева, с обширной культурой луковичных растении,
 эвкалиптов и роз для добычи розового масла; в 26 в. к Ю, также по шоссе,
 Драндский м-рь. Кроме этих двух участков шоссе, к С. примыкает
 Клухорская тропа, ведущая через ущелье Кодора и Клухорский перевал в
 ущелье Теберды и Баталпашинск, Кубанской обл. В последнее время возникло
 предположение о соединении С. железной дорогой с одной стороны с ветвью
 Владикавказской жел. дор. на Екатеринодар, с другой - с ст. Ново-Сенаки
 Закавказской ж. дор. С. отпускает дес, кукурузу, фрукты и табак. По
 сказаниям древних писателей, на месте С. находилась знаменитая в
 древности милетская колотя Дюскурия, что отчасти подтверждается
 находимыми здесь древними монетами. При римском владычестве в Абхазии на
 месте греческой колонии возник гор. Севастополь, процветавший еще во
 времена генуэзского господства на Черном море. В 1455 г. Севастополь был
 взят турками и самое имя этого города было забыто. При турецком
 владычестве, продолжавшемся до начала XIX в., С., называемый в
 грузинских летописях Сухуми, был одним из главных центров торговли
 рабами. В начале ХVIII в. турки построили здесь, на развалинах
 генуэзской крепости, укрепление, остатки корого сохранились до сих пор;
 крепость эта была резиденцией пании, управлявшего кавказским берегом. В
 1810 г., в виду беспорядков, возникших из-за обладания С. между турками
 и туземцами, С. был занят русскими. В 1832 г. в С. была учреждена
 таможенная застава; в 1848 г. он возведен на степень портового города, с
 дарованием жителям льгот. В 1866 г. С. сделался резиденцией начальника
 Сухумского военного окр., образованного из абхазских земель. В 1855 г.
 С. находился недолго во власти турок; в 1877 г. был вновь занять
 турками, после 2-дневного бомбардирования, но в августе того же года,
 когда к С. подступили pyccкие отряды Шелковникова, Алхазова и Бабича,
 турки, ограбив и поджегши город, ушли в море.
  Сухумский округ Кутаисской губ., занимает сев. зап. часть последней и
 граничить на С с Кубанской обл., на СЗ - с Черноморской губ., на ЮЗ - с
 Черным морем; имеет вид неправильного, вытянутого по широте
 четырехугольника; занимает 7575 кв. вер. (8621 кв. км.) с населением в
 100498 чел. (1897). Примыкая с одной стороны к Главному Кавказскому
 хребту, а с другой к морю и будучи изрезан многочисленными хребтами и
 контрфорсами, С. округ представляет в большей своей части лесистую
 горную страну, понижающуюся с С от Главного Кавказского хр. на ЮЗ к
 Черному морю. Низменности, тянущаяся узкими полосками по берегу моря,
 занимаюсь более значительное пространство лишь в южной части окр. от
 устья р. Кодора до низовьев Ингура. Между отрогами Главн. Кавказского
 хребта в С. окр. замечательны: хребты Бзыбский и Кодорский, между
 которыми с одной стороны и главным хребтом, с другой, расположены
 глубокие ущелья pp. Бзыби в Кодора, верхние части коих лежат почти
 параллельно Главному хребту. Бзыбский хр. отделяется от Главного
 Кавказского хр. у вершины Капышистра и тянется с В на о вдоль левого
 берега Бзыби, упираясь в русло реки там, где она вырывается на
 плоскость. Хребет этот скалист и обрывист, одет сплошными первобытными
 лесами и достигает высоты свыше 9000 фт.; между ним и Главным хребтом
 расположено трудно доступное ущелье Бзыби, верхняя часть коего образует
 котловину Цеху, занятую прежде одним из наиболее диких не признававших
 никакой власти абхазских обществ, ныне же совершенно пустынную. Кодорсюй
 хр., отделяясь от Главного хребта нисколько зап. Эльбруса, тянется
 сначала на ЮЗ, а потом на З, вдоль левого берега р. Кодора, образуя,
 вместе с предыдущим и Главн. Кавказским хребтом, лесистое ущелье Кодора,
 в средней части (ущ. Дал) более широкое и населенное никогда свободным
 абхазским обществом Замбал, ныне же- также пустынное. Вост. часть
 Кодорского хр. известна под именем хр. Джодесвик. За исключением вершин
 ближайших к Кавказскому хр., гребень Кодорского хр. не доходит до
 снеговой линии. Описанные хребты и их многочисленные и отроги заполняют
 всю горную часть С. окр. Главными реками С. окр. являются помянутые-
 Бзыб и Кодор. Первая из этих рек, начинаясь из снегов Главного
 Кавказского хр., течет сначала на З, а потом на ЮЗ и вер. в 15 от моря
 выходит на равнину; длина Бзыби около 100 в., ширина у выхода на равнину
 ок. 35 саж., ниже 50 саж., глуб. ок. 3 арш. Для переправы у выхода из
 гор существует паром. Ущелье Бзыби покрыто сплошными лесами, среди коих
 встречаются прекрасно сохранившиеся насаждения самшита или кавказской
 пальмы (Buius semper virens) и местами очень трудно доступно. Кодор по
 характеру походит на Бзыб; обе эти реки являются типичными горными
 реками, уровень воды в них часто изменяется, они текут очень быстро и, в
 случай высокой воды, непроходимы вброд. Ущелья их трудно доступны и
 покрыты первобытными лесами. У устья через Кодор построен железный мост
 длиной в 80 саж. Из других речек, которые во множестве прорезывают
 прибрежные части С. окр.. беря начало на южн. склонах Бзыбского и
 Кодорского хребтов, более значительна р. Гадизга, впадающая в море около
 мет. Очемчиры; бассейн верховьев этой реки составляет Ткварчельскую
 казенную лесную дачу, где недавно расследовано обширное месторождение
 очень хорошего, имеющего способность коксоваться каменного угля. Запас
 угля в пределах двух исследованных площадей составляет около 7 миллиард.
 пд. Коксовальные печи предполагается устроить в мет. Очемчиры, где также
 намечено устройство порта. Из других полезных ископаемых в С. округе
 известны месторождения серебро-свинцовых руд. Лесная площадь занимает
 383 тыс. дес. (55,5% всего округа). Климатические условия С. окр., в
 виду разнообразя его поверхности, поднимающейся от уровня моря почти до
 13 тыс. фт., весьма разнообразны. На морском побережье климат отличается
 ровностью мягкостью, в горах он значительно суровые, климатические
 условия северной окраины округа, прилегающей к Главному Кавказскому хр.,
 отличаются большой суровостью; здесь выпадает масса снега, зимой бывают
 большие морозы; наиболее высокие горы покрыты вечными снегами. Население
 округа состоит из абхазцев и самурзаканцев (86%), мингрельцев (5, 5%),
 греков (3.5%), армян (1,5%), русских (ок. 2%), грузинов (около 1%),
 немцев и проч. Огромное большинство (91%)- православное, но значительная
 часть абхазцев, по своим верованиям, представляющим смесь мусульманских
 и христианских обрядов с грубыми суевериями и фетишизмом, являются
 скорее язычниками, чем христианами или даже магометанами. Главнейшее
 занятие населения - земледелие, а именно культура кукурузы, пшеницы и
 гоми (Setaria italica), частью также садоводство, табаководство и
 скотоводство. Под посевами всего 37 - 38 тыс. дес. (5% всего окр.). В
 некоторых районах важное значение имеет культура высших сортов табака
 (самсун, трапезонд), и в этом отношении С. окр. занимает первое место в
 Кутаисской губ.; в 1898 г. насчитывалось 2790 плантаций, площадью в 2632
 дес., с которых собрано 149417 пд. табака. Под виноградниками 2557 дес.
 Кое-где довольно сильно развито пчеловодство; на предгорьях есть пасеки
 по 200 ульев. В 1891 г. в С. окр. насчитывалось: рог. скота 43000 гол.,
 лошадей 13490, буйволов 16000, овец 55000, коз 40000, свиней 9000. Сыр и
 молоко имеют важное значение в качестве пищевых продуктов. Кустарные
 промыслы развиты весьма слабо; кое-где в небольших размерах существует
 производство медных и серебряных изделий. Фабр. заводская промышленность
 почти не существует, за исключением лишь нескольких довольно
 значительных лесопильных заводов. Для заграничной торговли пользуются
 почти исключительно парусными судами, вывозящими кукурузу, строевой и
 поделочный лес (орех, самшит и др.), на сумму свыше 1200 тыс. руб.
 ежегодно. Привоз из-за границы ничтожен. Горное дело только еще
 возникает. С. округ делится на 4 участка: Гумистинский (центр - Сухум),
 Гудаутский (Гудаут), Кодорский (Очемчиры) и Самурзаканский (Окум) и
 заключает в себе три прежних области: Абхазио, Самурзакань и Цебельду.
 Под именем Самурзакани известна страна между Ингуром и Гализгой; Абхазия
 простирается от Гализги до Гагр и от моря до главного Кавказского хр.;
 бассейн верхнего и среднего течения р. Кодора называется Цебельдой. В.
 М.
  Сущность. - Отношение С. предмета к его субстанции есть отношение
 постоянных предикатов к постоянному же субъекту. Таким образом по
 отношению к субстанции отношение С. совпадает с понятием атрибутов. Но
 отношением к понятию субстанции не выясняется во всей полноте смысл
 понятия С. Постоянные предикаты предмета могут существовать при разной
 степени определенности и постоянства его субъекта, и потому сущность не
 всегда соотносительна субстанции. Предмету может быть приписываемо
 неопределенное, не возведенное к отчетливости мысли бытие - и такому
 неопределенному и неотчетливому субъекту могут, тем не менее,
 принадлежать постоянные свойства, составляющие его С. С другой стороны,
 предмет может заведомо иметь для мысли лишь условные постоянство и
 самостоятельность, т. е. субстанциальность его может быть отрицаема и,
 тем не менее, ему можно приписывать постоянную природу или С. Это
 последнее соображение указывает на неправильность очень часто
 встречающегося в философии противоположения между С. и явлением. Явление
 есть все то, чему принадлежит не бытие в точном значении этого слова, но
 существование, т. е. бытие обусловленное, зависимое. Не имея, таким
 образом, само в себе субстанции, явление, однако, также имеет свою С.,
 т. е. постоянные предикаты. Следовательно, противоположение существует
 не между явлением и С., а между явлением и тем сущим, которое служит
 первоисточником явления, или, пожалуй, между С. явления и С. этого
 сущего. Эта особенность понята С. может быть кратко выражена так, что
 для С., как постоянного предиката, необходим субъект логический, но нет
 необходимости в субъекте действительном. , С. совпадает с тем, что в
 логике именуется существенными признаками понятия; всякое раскрытие
 содержания понятия в общем, утвердительном, категорическом суждении есть
 раскрытие С. предмета понятия. В логике различают нередко разные степени
 и виды существенности признаков разными терминами; так, основные
 существенные признаки (essentialia constitutiva) отличают от производных
 (essentialia consecutiva); которые иногда дают наименование атрибутов,
 равно как существенные признаки, общее нескольким понятиям (essentialia
 communia), от признаков, исключительно принадлежащих данному понятию
 (essentialia propria). Гораздо важнее этих терминологических различий те
 соображения, которые, вытекая из развитого выше понятия С., определяют
 отношения его к другим близким ему понятиям. Как предикат субъекта
 неопределенного или даже мнимого, С. не предполагает непременно резкого
 рассудочного отделения бытия предмета от его свойств. Поэтому, понятие
 сущности близко к первоначальному, еще не расчлененному мыслью,
 непосредственному состоянию понятия бытие когда постоянные или
 принимаемые за постоянные свойства сущего отождествляются с сущим как
 таковым (так было, напр., в древнейшей греческой философии, для которой
 вода или воздух были вместе и самим первосущим, и его сущностью). В
 развили мысли о бытии категория С. предшествует категории субстанции,
 как предполагающая меньшую отчетливость разграничивающей, рассудочной
 деятельности. Засим, с выработкой мысли о субстанции, С. отождествляется
 с ее атрибутами. Что касается отношения С. к акциденту и модусу, то в
 одном смысле она их исключает, в другом - отождествляется с ними. Как
 постоянный предикат субстанции, С. ее не есть ни акцидент, ни модус; но
 и акцидент, и модус, как таковые, имеют свою С., т. е. свои постоянные
 предикаты. Причинность вещей есть одно из их постоянных свойств и, как
 таковое, обнимается понятием С.; постоянство существенного признака
 понятия не есть неизменность предмета во времени, а есть постоянство в
 самом временном изменении, буде последнее имеет место. Существенным
 признаком организма служит, напр., его развитие - стало быть,
 единообразное изменение во времени под влиянием внутренних причин,
 Вполне мыслимо даже такое предположение. что С. всякой вещи есть
 закономерное изменение (хотя, конечно, мыслимость этого предположения не
 означает еще его доказанности). Вместе с тем, однако, понятие С. шире
 понятия причинности, так как в предметах есть единообразие, не
 подчиняющиеся началу причинности (свойства геометрических тел,
 единообразие во взаимных отношениях тела и души и т. п.).
  В истории философии понятие С. всегда было важно главным образом в
 его соотношение с понятием субстанции, т. е. в смысле понятия о ее
 постоянных свойствах или атрибутах. Укажем лишь на общую тенденцию
 движения философии по отношению к понятию С. В течение всего
 докантовского периода философии понятия бытия и того, чему присуще бытие
 (свойства), хотя и различаемые рассудком, обнаруживали стремление к
 тесному сочетанию и даже слиянию в мыслимом предмете понятия: вещь,
 характеризуемая известными признаками, именно через сопричастие этим
 признакам приобретала значение сущей. Предполагалось, что есть свойства
 или атрибуты, которым, как таковым, необходимо принадлежит бытие. Эта
 неразрывность двух понятий - свойства и бытия вещи - представлялась
 равно необходимой как с точки зрении догматиков, так и с точки зрения
 эмпиристов. Первые, определяя субстанцию известными атрибутами,
 естественно находили их в таких свойствах вещей, которые (свойства)
 представлялись им необходимо-сущими, т. е. понятие о которых с их точки
 зрения предполагало бытие. Первое положение "Этики" Спинозы в
 самопричине С, предполагает существование, т. е. природа С. может быть
 постигнута лишь как существующая. Таким образом выходит, что существо
 вещей создает их субстанциональность, т. е. что мы должны признавать
 субстанциональное бытие за такими свойствами, из понятия которых оно
 следует с необходимостью (иначе - противоположное которым невозможно).
 Это, так сказать, материальное, т. е. основанное на изучении свойств
 вещей установление их бытия, составляет убеждение и эмпиризма. Юм,
 давший вполне последовательное завершение доктрины эмпиризма, подвергает
 подробному исследованию вопрос, есть ли идея бытия чтолибо отличное от
 идей воспринимаемых качеству и находит, что они тождественны, т. е.
 свойства вещей и суть их бытие. "Просто думать о чем-либо и думать о
 чемлибо, как существующем - говорит он, - в этом нет никакой разницы".
 Различие между эмпиристами и догматиками заключается в данном случай
 лишь в том, что необходимое, субстанциальное бытие первые отрицают, и
 поэтому превращают не С. в субстанцию, а вообще воспринимаемые свойства
 в сущее. Для Канта бытие есть не признак вещи, а ее положение (вещь
 сущая имеет те же признаки, что и несущая), и потому от мыслимых
 признаков вещи нельзя заключать к ее бытию: тем самым отвергается
 догматизм. Вместе с тем отвергается и эмпиризм, так как (опытное) бытие
 вещей есть категория рассудка, а не непосредственное внушение чувств;
 следовательно, один чувственный значок сам по себе еще не тождествен
 бытию, и тем более субстанции (права которой в опытной области Кант
 также восстанавливает). Таким образом возможность превращения С. в
 субстанции или вообще свойства в сущее раз навсегда пресекается.
 Шопенгауэр, в духе Канта, признает невозможным какое-либо заключение от
 С. (essentia) к сушествованию (existentia), хотя с другой стороны
 утверждает, что существование без С. есть пустое слово. У Гербарта и
 Гегеля влияние произведенной Кантом реформы проявляется в том, что, в
 противоположность докантовской философии, заключавшей от С. к сущему,
 они стремятся С., как и субстанцию, вывести из понятия бытия. Из
 определения бытия, как простого положения, у Гербарта следует ряд
 заключений и о качестве (природе) сущего. У Гегеля категория С.
 составляет содержание второй книги "Логики" и С. определяется как
 основание (Hintergrund) или самоуглубление бытия, достигаемое его же
 собственным развитием. В настоящем вопросе, как и в вопросе о
 субстанции, дозволительно ожидать плодотворных результатов лишь от
 генетического исcледoвaния понятия бытия. Это исследование одно может
 дать разрешение или доказать неразрешимость искони занимавшей философию
 задачи - найти необходимые, т. е. логически связанные с самым бытием
 вещей, предикаты их. И. Г. Дебольский.
  Суэцкий канал. - Громадное значение, как стратегическое, так и
 торговое, какое может иметь соединение Средиземного и Красного морей для
 народов, живущих по их берегам, было оценено уже в глубокой древности
 египтянами; при Рамзесе II (XlV B. до Р. Хр.). задача была решена и
 канал, достаточный для кораблей той эпохи, был прорыть между устьем Нила
 (через озеро Тимза) и сев. концом Красного моря. Через нисколько
 столетии он был заброшен и стал недоступным для плавания. Фараон Нехао
 (616-600) начал новый кандал от Бубастиса (нынешний Сагасиг) на Ниле к
 Патумосу на Красном море, но, вследствие неблагоприятного оракула, по
 которому канал должен был оказаться полезным лишь для врагов, оставил
 это предприятие, хотя, по сведениям Геродота, оно стоило уже 120000
 человеческих жизней. Когда в Египте господствовали персы, при Дарии
 Гистаспе (526-486), этот второй канал был окончен. По сообщены Геродота,
 длина его равнялась четырем дням пути, а ширина была такова, что две
 триремы могли разойтись свободно. При Птолемее II (285 - 247), канал был
 углублен, расширен и снабжен шлюзами. Ко времена царствования Кдеопатры
 он был частью занесен песком, но все-таки настолько еще годен для
 плавания, что после битвы при Акциуме (13 г. до Р. Хр.) нисколько
 кораблей Клеопатры успели спастись через него в Красное море. Судя по
 некоторым данным, он был восстановлен при импер. Траяне; по крайней мере
 он носил тогда название amnis Traianus. После нового периода
 заброшенности и полной негодности он совершенно заново был восстановлен
 полководцем Омара, наместником Египта Амру (умер в 664), при котором он
 служил весьма важной дорогой для хлебной торговли. К концу VIII века он

<< Пред.           стр. 990 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу