<< Пред. стр. 1003 (из 1179) След. >>
казне - 22746 дес., уделу - 858 дес., гор. Т. - 2956 дес., Т. губ.Земству - 741 дес., церквам и монастырям - 6464 дес., частным владельцам
- 77657 дес., в том числе дворянам - 56602 дес. (к 1897 г. дворянское
землевладение сократилось до 49939 дес.; в 1865 г. оно составляло 101953
дес.), купцам - 6198 дес., торговопромышл. Предприятиям - 7791 де.,
мещанам - 1975 дес., прочим владельцам - 765 дес. Земледелие. Культурных
земель в Т. уезде 89827 дес., кормовых 144898 дес., лесных 75921 дес.,
неудобных 48568 дес. Культурные земли состоят из земель усадебных - 7111
дес. и пашни - 82716 д. (2189 дес. запущенной), кормовые - из сенокосов
заливных 6298 дес., простых 105849 дес. и выгонных земель 32751 дес. За
последние 50 лет пашня сократилась на 12%, леса - на 40%; увеличилась
площадь кормовая. Приемы хозяйства у крестьян большей частью рутинные;
плужная вспашка начала развиваться только за последние 20 лет; в
настоящее время в у. имеются до 1000 плугов. Крестьяне сеют рожь, овес,
ячмень, картофель и лен. Средние урожаи: ржи 48,1 мер с 1 дес., овса -
80,1, ячменя - 54,2, картофеля - 424, льна - 22 м. Населению не хватает
ржи в годы среднего урожая до 21 тыс. четвертей, что отчасти дополняется
картофелем, отчасти покупным хлебом. В 1899 г. у крестьян было лош.
18840, крупн. рогат. 29368 гол., мелкого 35664. Безлошадных семей 9,5%
(в 1890 г. их было 16,6%). Частновладельческое хозяйство в общем
неудовлетворительно: из 220 имений хозяйство ведется только в 135,
остальные сдаются крестьянам. Из 135 хозяйств многополье введено в 65, в
остальных - трехполье. Под посевом 5196 дес., из них под рожью - 1086
дес., овсом - 899, ячменем - 280, картофелем - 248, льном - 191, гречкой
- 57, горохом - 37, кормовыми травами - 1114, другими растениями - 10,
под паром - 1274 дес. Обработка и удобрение на частновладельческих
землях лучше крестьянских, а потому и урожайность выше процентов на 30.
У частных владельцев лош. 1003, крупн. рогат. скота (не считая молодого)
2637 гол. В некоторых, особенно пригородных, имениях ведется огородное и
тепличное хозяйство; многие из хозяев перерабатывают молоко в сыр и
масло (с-цо Козлово). Промыслы в Т. у. существуют исстари: в описании
уезда конца XVIII в. упоминается, что крестьяне целыми селениями
занимались тем или иным промыслом (гвоздарным, бондарным, извозом и
др.). С проведением жел. дороги, ямщина по Пет.-Моск. шоссе совершенно
прекратилась, вместе с тем сократился и гвоздарный промысел. В настоящее
время местными промыслами занято около 9 т. чел. (в том числе до 3 т.
кустарей): делание папиросных гильз (до 1500 чел., преимущественно
женщины), извоз (1185, крестьяне пригородных селений), поделки из дерева
(дрань для крыш, шторы, бондари, берд и др.), гвоздарный промысел (с.
Васильевское с окрестными деревнями - 440 чел.) плетение сетей (673),
гончарный промысел, сельскохоз. работы. Паспортов в 1899 г. выдано
39468; по ним отлучились 25761 мжч. и 13707 жнщ. Уходят на фабрики в
Тверь (9 т.), в Петербург - дворники, торговцы, извозчики и на фабрики
(5 т.), в Москву - прислуга, извозчики и на фабрики (3 т.), остальные на
Волгу и на работы по жел. дор. В 1899 г. крестьяне Т. у. прислали по
почте на родину 23839 денежных пакетов на сумму 317986 руб.. Фабрик и
заводов (1898) 54, с 2339 рабочими и производством на 2500 т. руб.; из
них более значительны 1 ткацкая фабр. (1395 т. р.), лесопильные,
кожевен., кирпичи., гильзовые и 2 винокуренных (в 1899-1900 г. выкурено
3177 т. градусов спирта). Торговля исключительно местная; торговых
заведений 354, их оборот около 1500 т. р. Пути сообщения. Никол, жел.
дор. пересекает Т. у. на 72 вер.; судоходство по pp. Волге, Тверце и
Шоше (сплав леса к ст. Давидово, Московской губ.). Движение грузов (1899
г.): по Никол. жел. дор. отправлено 5650 т. пд. (мука, дрова и лес),
получено 6760 т. пд. Главным образом работает ст. Тверь (хлеб и нефтяные
продукты); часть грузов из Т. у. отправляется через две крупные станции,
расположенные близ границ уезда - Новоторжскую (Новоторжского у.) и
Завидово (Клинского у. Москов. губ.). С пристаней Т. у. (почти
исключительно с Тверской) отправлено 715 судов и 30 плотов с грузом в
860 т. пд., разгружено с 1671 судов 5094 т. пд. и 47700 плотов в 20743
т. пд. (дрова и лес). По Шоше прибыло к Завидову (в Клинском у.) грузов
свыше 4300 тыс. пуд. (лес), частью из пределов Т. у. Врачебное дело. В
Т. у. 7 земских больниц, в которых лечилось в 1899 г. 2998 больных,
кроме амбулаторных (49030); в с. Бурашеве - колония для душевнобольных,
содержимая губ. земством. Школ (1899-900) было: городских 8,
министерских 3, земских 99, частных З. црк. приход. 20, школ грамоты 17,
всего 150; учащихся 11938 (8478 мальч. и 3460 девоч.); в с. Бурашеве шк.
пчеловодства и низшая сельскохозяйственная 1-го разряда. Из 492
новобранцев призыва 1899 г. грамотных было 466 (94,7%). Земский бюджет
(1900 г.). Расходы исчислены в 257815 р., из них на губернские
надобности 37948 р., на медицину - 66721 р., на народное образование -
79288 р.
Д. Рихтер.
Творчество - в прямом смысле есть созидание нового. В таком значении
это слово могло бы быть применено ко всем процессам органической и
неорганической жизни, ибо жизнь - ряд непрерывных изменений и все
обновляющееся или вновь зарождающееся в природе есть продукт творческих
сил. Но понятие творчества предполагает личное начало - и
соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к
деятельности человека. В этом общепринятом смысле Т.
- условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в
воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в
(относительно) новой и оригинальной форме, в области отвлеченной мысли,
художественной и практической деятельности (Т. научное, Т. поэтическое,
музыкальное, Т. в изобразительных искусствах, Т. администратора,
полководца и т. п.). Широкое значение, придаваемое термину, едва ли не
составляет отличительного свойства русского языка. Др. греч. poihsiV
имело специальное применение к области словесного. В зап. европейских
яз. сливаются термины Т. и творения, созидания (creation, Schopfung), в
различных специальных приурочениях. Отчасти понятию Т. отвечает нем.
Schaffen (dichterisches Sch.), франц. invention (не в смысле только
изобретения), genie createur и т. п. Термин invention уже в лат. яз.
(inventio) выражал понятие сочинять, творить и в области риторики
(трактат Цицерона "De inventione") и в поэтиках Возрождения оно имело
специальное значение - композиции, сочинения, вымысла, прикрась ("belle
invenzioni" у Торквата Тассо, "Discorsi dell'Arte роеtica"). Различение
Т. научного от Т. художественного и от Т. в области жизненных отношений,
т. е. то различение деятельностей, которое может быть усмотрено и в
приемах, и в конечных целях каждого вида Т., приводило Аристотеля к
различному обозначению 3 основных свойства разума: созерцательного,
действенного и творческого в тесном смысле слова (Никомахова Этика; ср.
Em. Egger, "Essais sur l'histoire de la critique chez les Grecs", 1887).
Распространяя значение творческого акта даже на ремесла, - стало быть,
при несколько внешнем понимании термина, - Аристотель все же дал
прекрасную, хотя и не исчерпывающую формулу художественного Т., как
способности обдуманного или сознательного воплощения истинного, при
отожествлении истины и красоты. В настоящее время принято различать
двоякого рода Т.: непроизвольное, бессознательное, непосредственное - и
продуманное, сознательное, художественное; первое характеризует по
преимуществу произведения первобытного, народнособирательного искусства,
а второе относится к области высшего искусства, в котором
непосредственность вдохновения идет рука об руку с размышлением и
проверочной аналитической работой. Народно-собирательное Т.
характеризуется также эпитетами безличного и безыскусственного, в
противоположность Т. индивидуальному и сознательному. Последний эпитет
имеет несколько условное значение и не исключает непроизвольности и
непреднамеренности, составляющих характерные особенности процессов
творчестве. Когда все предусмотрено и предрешено заранее, тогда нет
места для творческой мысли и является то, что принято называть
сочинительством. Впрочем, отношение сознания к творческой работе мысли
представляется сложным и далеко еще не решенным вопросом. В житейском
смысле "сознание" понимается по преимуществу как оценка значения - и с
этой точки зрения Белинский, по прочтении "Бедных Людей" Достоевского,
мог выразить сомнение, чтобы автор сам понимал то, что он создал. С
психологической точки зрения вне нашего сознания нет высшей психической
жизни, а могут быть лишь психические состояния; но в вопросе о
сознательном или бессознательном Т. имеется в виду большая или меньшая
координация различных функций психического организма человека. Затем
вопрос сводится к метафизической проблеме о первоисточниках творческого
вдохновения. Различное отношение к этой проблеме двух великих философов
древности, Платона и Аристотеля, является характерным показателем двух
различных мнений о сущности Т., который поддерживаются поныне
представителями разных миросозерцаний. Великолепное описание
поэтического экстаза, данное Платоном в "Федре", в связи с теорией о
предсуществовании идей, со стремлением души освободиться от оков плоти,
чтобы созерцать духовными очами вечную красоту и истину - представляется
основой позднейших теорий о творческом прозрении невидимого в мире
реальных отношений. К этому взгляду примыкают и новейшие теории о Т.
бессознательном или интуитивном. Аристотель, останавливаясь на
определении искусства, как подражании природе (определении, между
прочим, высказанном и Платоном), является представителем более
реалистического понимания процессов Т. С этой точки зрения Т. сводится к
простой комбинации данных нашего сознания, восприятии внешнего мира.
Взгляды на Т., в исторической преемственности эстетических и философских
учении, разделяют судьбу этих учении и тесно связаны с решением
метафизических проблем о красоте и истине; еще ближе вопрос о Т. входит
в круг задач современной психологии, в связи с проблемами о процессах
мышления и зарождении идей. Поэты и художники не раз обращались сами к
определению сущности творческого акта (опыт циркулярного опроса
современных писателей по этому вопросу см. в "Аnnee psychologique", ч.
1); но в показаниях о процессах Т. обыкновенно ускользает самое главное,
по-видимому неуловимое и не поддающееся определению в психическом
аффекте, обусловливающий творческий процесс. Историки и критики, пытаясь
проникнуть в тайники Т., обыкновенно ограничиваются (по необходимости)
собиранием и сопоставлением внешних форм, в которые последовательно
выливались психические состояния, предшествовавшие окончательному
воплощению творческого замысла, разлагая последний на его составные
части и подвергая оценке произведение в его целом. Если, по проверке,
всякое "новое слово" художника и мыслителя имеет лишь относительное
значение и абсолютно новое не представляется уделом человеческого Т.,
если, с другой стороны, в невыясненном еще окончательно вопросе об
отношении сознательной и бессознательной душевной деятельности
первоисточник Т. характеризуется бессознательностью и непроизвольностью,
то во всяком случае акт Т. есть процесс прояснения нашего сознания,
продукты Т. - показатели расширение горизонта сознания, и "новыми" они
представляются, прежде всего опять таки по отношению к нашему сознанию.
"Человеческий ум - замечает Сеаль (Grabriel Seailles, "Essai sur le
genie dans l'art", П., 1897) - не есть простое зеркало, отражающее
природу... Он не получает своих познаний, а приобретает их; не
подчиняется им, а создает их (l'esprit ne subit pas ses connaissances,
il les cree)". В этом смысле, Т. е. по отношению к индивидуальному
сознанию, Т. вполне законно приобретает широкое применение, и если
Алексей Толстой - тот из наших поэтов, который всего резче высказался
против придания слишком безусловного значения художественному Т., -
возражал против мнения, что художник - создатель своих творений, то им
же вполне верно сказано:
Много в пространстве невидимых
форм и неслышимых звуков, Много чудесных в нем есть сочетаний
и слова и света, Но передаст их лишь тот, кто умеет
и видеть и слышать.
В этом умении воспринимать и в воплощении воспринятого - основные
атрибуты Т.
О. Батюшков.
Тевтонский орден иначе называемый также прусским или немецким
орденом, во время своего многовекового существования пережил несколько
стадий развития.
I. Т. орден был основан в 1128 г. в Иерусалиме небольшим кружком
богатых немцев, с целью оказывать материальную помощь больным и бедным
паломникам германского происхождения. Небольшой кружок быстро разросся в
целое общество, члены которого стали называться братьями св. Марии
тевтонской. Около 1189 г. сын Фридриха Барбаруссы сообщил новому ордену
военный характер, дал ему устав тамплиеров и форму одежды (белый плащ с
черным крестом) и назвал Т. орден Домом св. Девы Иерусалимской. В 1191
г. папа Климент III утвердил устав ордена, который стали называть просто
Т. орденом. Первым начальником ордена - или гохмейстером, как они стали
называться впоследствии, - был Генрих Вольдботт. Сделавшись военным
учреждением, Т. орден тем не менее сохранил и свой первоначальный
характер религиозно-благотворительного учреждения, со многими правилами
монастырской жизни. Пополнялся он, главным образом, членами германских
аристократических фамилий. Большой роли в Палестине Т. орден не играл,
так как сразу стал на сторону Фридриха II и, вообще, Гогенштауфенов в
борьбе последних с папой. Вскоре после падения Акры гохмейстер Т. ордена
Герман Зальца вместе с рыцарями переправился в Венецию, где и основал
свою резиденцию. Фридрих II и папа Георгий Ill наделили орден
многочисленными землями в Германии и Италии. Каждый из них хотел
привлечь Т. орден на свою сторону. Зальца очень ловко лавировал между
ними, стремясь как-нибудь помирить их. Главной его целью было найти
такую область, где можно было бы стать самостоятельным государем. Как
раз в это время венгерский король Андрей предложил Т. ордену
Трансильванскую область Бурзу с гг. Крейцбургом и Кронштадом, под
условием защищать ее от набегов половцев, но скоро отнял у ордена землю,
под предлогом неисполнения им своего обязательства. После этого в 1226
г. князь Мазовецкий Конрад предложил Т. ордену Кульмскую и Лёбодскую
земли, за защиту от прусов. Наученный предыдущим опытом, Зальца
выхлопотал у Фридриха II грамоту на владение Кульмской землей и на
Прусскую землю, чтобы "ввести там хорошие обычаи и законы для упрочения
веры и установления благополучного мира между жителями". В 1228 г. отряд
рыцарей Т. ордена пришел на берега Вислы.
II. Завоевание Пруссии или Боруссии. Пруссия, иначе Боруссия, ныне
прусская провинция Прусского королевства, была населена прусами или
борусами, народом литовского племени. Это были язычники, с довольно
разработанным культом. В 1209 г. впервые стал распространять в этой
стране христианство еп. Христиан, с благословения папы и при содействии
Конрада, князя мазовецкого. В 1215 г. папа назначил Христиана епископом
и владетелем Пруссии. Христиан стал созывать крестовый поход против
прусов. Поход не удался. Конрад Мазовецкий, покровительствовавший
Христиану, обратился, как сказано выше, к Т. ордену, но Христиан не
соглашался признать права ордена на Кульмскую землю и на Пруссию. После
долгих препирательств между Фридрихом II, папой, Конрадом Мазовецким и
Христианом, Т. ордену удалось устроиться. По тайному договору с Конрадом
Т. орден получил от последнего в собственность Кульмскую землю (правда,
договор этот был составлен в очень неопределенных выражениях), ранее
отданную Христиану: папе сообщили некоторые статьи этого договора и он
санкционировал его. В 1231 г. был заключен договор и с Христианом: Т.
орден признал себя его вассалом, обязался платить ему десятину и отдать
значительную часть Пруссии, если ее удастся завоевать. С этого же года
начинается постепенный захвата земли пруссов, по определенному плану:
завоевывается известная местность; в ней строят замки, города; жители
избиваются; призываются переселенцы из Германии, и завоеванная область
становится германской. В 1231 г. был построен Торн. Пользуясь тем, что
Христиан попался в плен, Т. орден, в 1234 г., получил от папы Кульмскую
землю и Пруссию в вечное владение, за обязательство платить дань. С тех
пор папы покровительствовали всеми силами Т. ордену, который овладел
Померанией и всеми укреплениями до устья р. Ногаты. В 1237 г. был
захвачен Бальгас, откуда идут попытки завладеть Вармией. В том же году к
Т. ордену присоединяется ливонский орден. Т. ордену пришлось в своих
завоевательных стремлениях столкнуться с Русью; в 1242 г. Александр
Невский разбил его войска на льду Пейпуса. Поднялось восстание.
Положение Т. ордена было шаткое, тем более, что Христиан к этому времени
был выкуплен из плена и заявил притязания на владения ордена; но папа
поддерживал орден, а Христиан скоро умер. В 1249 г. спор с
архиепископской властью был окончательно решен в пользу ордена папой
Иннокентием IV. Архиепископская кафедра была перенесена в Ригу;
кульмские и прусские епископы стали самостоятельными и назначались из
членов Т. ордена. Папа ревностно поддерживал орден, склоняя рыцарей
поступать в братство "храбрых Маккавеев". Завоевание шло успешно. В
1254-55 г. был предпринят богемским королем Оттокаром крестовый поход
против пруссов, окончившийся расширением владений ордена и основанием
Кенигсберга. Население смирилось и стало принимать христианство, но
ужасы завоевания и управления вызвали общее восстание в 1260-61 гг., под
руководством литовского князя Миндовга. Положение ордена было
критическое. Тщетно папы Урбан IV и Климент IV взывали о помощи ордену:
В Германии царила анархия. Правда, Оттокар, по настоянию папы, двинулся
крестовым походом, чтобы "одолеть воскресшее в Пруссии чудовище прежнего
идолослужения"; но поход его был неудачен. Избрание Рудольфа
Габсбургского спасло Т. орден. Из Германии, при содействии Рудольфа,
двинулся целый поток германцев, и восстание было подавлено, залито
кровью: в Померании все жители были перебиты, в Самландии население
частью истреблено, частью скрывалось в лесах; Судавия обращена в
пустыню; Курляндия и Семгалия покорены и опустошены. Таким образом Т.
ордену, с помощью Германии и ливонского ордена, удалось завладеть
обширной площадью от низовья Вислы до границ Литвы на В и до Мазовии на
Ю. Было основано много замков и городов - Эльбинг, Мариенвердер,
Мариенбург, Гольдинген, Виндава, Митава и т. д. было вызвано множество
немцев-колонистов, которые сели частью на земле, частью в городах;
города получили право самоуправления (магдебургское, любекское); прибыло
много и германских дворян; туземное население обратили в крепостное
состояние и обращались с ним ужасно - оно были вне закона. "Мы скоро
умрем и пойдем на небо - говорили несчастные - и будем мучить там немцев
так, как они мучили нас здесь на земле". Война продолжалась, собственно
говоря, около 55 лет
- с 1230 по 1285 г. К началу XIV в. Пруссия представляла собою
настоящую германскую провинцию; даже левый берег Вислы был в руках Т.
ордена и здесь стоял цветущий гор. Данциг. Завоевание Пруссии Т. орденом
может служить иллюстрацией к общему характеру захвата германцами
славянских земель в средние века и кровавой германизации этих земель.
XIV в. был временем наибольшего процветания ордена; завоевания были
упрочены, торговля и промышленность росли, города богатели (В 1309 г.
гохмейстер Зигфрид Фейтхванген перенес свою резиденцию из Венеции в
Мариенбург. С этого времени Т. орден отказался от своего религиозного
призвания и стал государственным учреждением). Т. орден не отказался от
своей политики захватов на счет Литвы и Польши, но и соседи ордена в
свою очередь объединяли свои силы. Польша достигла значительной силы при
Владиславе Локетке; Литва собралась в одно княжество под властью
Гедимина. В 1315 г. Гедимин заключил с Владиславом Локетком союз против
ордена. Началась многолетняя опустошительная война между Т. орденом и
Литвой. Германская знать по прежнему являлась на помощь и принимала
участие в походах тевтонцев; но помощь эта не имела большого значения
для ордена, он в ней не нуждался. Гохмейстеры Фейхтванген, Беффарт и
Орселон энергично укрепляли могущество ордена. При гохмейстере Лотаре