<< Пред.           стр. 101 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 Ходькомб, Чиннок, Рандаль, Блек, Ирвин, Фельпс и Фелькер - всех
 тринадцать противников. Но первым же постановлением суда были устранены
 от состязания гг. Ричмонд, Холькомб, Рандаль, Фельнс, Чиннок и Берлинер.
 Относительно претензий других дело было подразделено по существу на
 одиннадцать частей и по каждой из них суд постановил особое решение,
 основываясь на показаниях сведущих людей. Изложение этого дела можно
 найти в журнале "La lumire electrique" (Электрический Свет, т. X, Париж,
 1883, стр. 147, в статье Деманьевилля (De Magneville) под заглавием:
 "Des proces relatifs au telephone en Amerique"). Некоторые из упомянутых
 подразделений и решений приводятся здесь с целью показать, в какой мере
 было полно признание Б. изобретателем телефона. Первый вопрос относится
 к "способу передачи и воспроизведения на расстоянии звуковых волн или
 различных колебаний, способных воздействовать на электрический ток,
 пробегающий по цепи, таким образом, чтобы его заменять (remplacer) или
 ослаблять и тем самым возбуждать ряд электрических волн, точно
 соответствующих амплитудою и расстоянием (espacement) звуковым волнам,
 которые должны быть воспроизведены на приемной станции или станциях, в
 таких условиях, чтобы звуки голоса или разговоры всякого рода могли бы
 передаваться телеграфически". Эксперты отвечали на этот вопрос, что до
 выдачи привилегии Б. 14 февр. 1876 г. такие результаты не были получены
 и потому первенство принадлежит ему. Противной стороной по этому пункту
 были: Gray, Edison и Voelker. Четвертый вопрос относился к
 "гидроэлектрическому телефону, в котором жидкость, представляющая
 переменное сопротивление, помещена в вертикальной трубке, содержащей
 концы двух платиновых проволок, погруженных в жидкость". В таком
 употреблении жидкости эксперты отдали преимущество Эдиссону, которого
 телефон с жидкостью был первым материальным осуществлением идеи передачи
 звуков на расстоянии.
  Пятый вопрос относится "к акустическому телефону, способному, как
 производить звуки, так и повторять их, и в котором плоская арматура
 (якорь), состоящая из железной или стальной диафрагмы, или из железного
 диска-якоря, прикрепленного к натянутой перепонке, или же арматуры,
 приделанной к оконечности пластинки, неспособной производить музыкальные
 звуки, если какая либо из поименованных арматур подвержена действию
 электромагнита, которого обмотка составляет часть замкнутой цепи, в
 которой помещении энергетической колебательный (ondniatoire) ток". В
 этом пункте названы существенные части ныне действующего телефона Б.
 Противной стороной были: Т. A. Edison, A. Dolbear, Е. Gray; эксперты
 присудили первенство изобретения этой системы опять Б. Вообще по 8
 пунктам из 11 первенство было признано за Б., по 2 - за Эдиссоном и по
 одному пункту за Мак Доноугом (Mac Donough).
  Независимо от мнения суда ученые вообще признают за Беллем первенство
 изобретения телефона, как полного практического осуществления известной
 идеи. м. журнал "La lamire electrique" (1883 год, стр. 285 и 545: "De la
 question des anteriorites dans la decouverte du telephone, par Th. dn
 Мопсеи").. Б. получил привилегию в феврале 1876 г.. но первое
 воспроизведение членораздельных звуков удалось ему еще 4 мая 1875 года,
 а первые исследования по этому вопросу относятся, по свидетельствам
 многих, к 1874 г. Впрочем, надо отдать должное и другим вышеназванным
 изобретателям, что и будет сделано в статьях о Телефоне и Микрофоне.
  Радиофон или фотофон Белля и его сотрудника Сумнера Тайнтера есть
 изобретение в научном отношении не менее поразительное, чем телефон,
 хотя и не имеет пока практического приложения. Идея состоит в том, чтобы
 произносимыми словами приводить в колебание лучи света, которые,
 действуя прерывающимся образом на селеновую пластинку, сделанную из
 селения, через которую проходит электрический ток, изменяют колебательно
 его силу, что и составляет одно из условий происхождения звуков в
 телефоне, которым завершается вся система. Настойчивость изобретателя
 такова, что он перепробовал до пятидесяти различных устройств радиофона,
 пока получил наконец удовлетворительные в научном отношении результаты.
 Первое заявление об идее этого изобретения Б. сделал в мемуаре,
 представленном королевскому обществу в Лондоне, 17 мая 1878 г., но
 настоящие фотофоны для передачи музыкальных тонов и членораздельных
 звуков Белль показал во французской академии наук 11 и 18 октября 1880
 г. Изобретатель думает применить свой фотофон, между прочим, к
 выслушиванию шума, который, предположительно происходит на поверхности
 солнца. Фотофон Б. был причиною появления в ученой литературе целого
 ряда исследований (Прис, Меркадье, Берлинер, Калишер и др. ), касающихся
 основной его идеи. Из работ Б. упомянем еще об индукционных весах, -
 приборе, назначенном для отыскания металла в пораненном человеческом
 организме. Устройство этого, прибора было вызвано болезнью президента
 американских штатов Гарфильда, раненного выстрелом Гито. К сожалению
 спешность приготовления прибора и отсутствие опытности в применении его
 не дозволили открыть место, где находилась пуля; впоследствии же, в
 других случаях, когда прибор, передвигаемый под кожею, приближался к
 пуле, то звук - все время слышимый в телефоне, становился гораздо
 сильные. Для подобной же хирургической цели Б. устроил телефонический
 зонд. В 1886 г. профессор Белл опубликовал новые, весьма оригинальные
 работы, имеющие отношение к фонографу, придумав способ воспроизведения и
 записывания произносимых слов.
  Беллини (Винченцо Bellini) - итальянский оперный композитор, род. в .
 Катании в Сицилии) 3 ноября 1802 г., музыкальное образование получил в
 неаполитанской консерватории. Успех его оперы "Bianca е Fernando",
 данной в 1826 г. в театре "Сан-Карло" в Неаполе, открыл ему путь на все
 итальянские оперные сцены. В 1827 г. Б. написал для миланского театра
 "La Scala" оперу "Н Pirata", в 1828 г. оперу "La Straniera". Опера
 "Zaira", сочиненная в 1829 г. для театра в Парме, успеха не имела, но
 следующие его оперы: "I Capuleti ed i Montecchi" (поставленная в 1830 г.
 В Венеции) и "La Sonnambula" (в 1831 в Милане) были приняты с
 энтузиазмом. В 1831 г. Б. выступил с оперой "Norma", написанной для
 Миланского театра; это произведение, по драматичности музыки, превзошло
 предыдущие оперы Б. Опера "Beatrice di Tenda", данная в 1832 г. В
 Милане, прошла с гораздо меньшим успехом, чем прежние его оперы. Поездки
 Б. в Лондон и Париж в 1833 - 34 гг. сопровождались блестящим успехом.
 Находясь в Париже, Б. написал в 1834 г. для местной итальянской сцены
 оперу "I Puritani", которая вызвала тем большее к себе сочувствие, что в
 ней Б. рядом с пленительно страстными мелодиями обратил большее против
 прежнего внимание на драматическую правду, на более тщательную отделку
 инструментовки, и на выработку форм отдельных музыкальных номеров.
  Б. умер 24 сентября 1835 г. в Пюто, близ Парижа. Как оперный
 композитор, Б. шел по тому же пути, по которому направил итальянскую
 оперу Россини, но все же он сумел выказать не только значительную
 самобытность, но и внести в формы, данные Россини, также и известную
 самостоятельность. Хотя в произведениях Б. нет той высокой даровитости и
 разносторонности, какие мы находим у Россини, тем не менее они часто
 пленяют очаровательною мягкостью, сердечностью своей музыки, причем,
 однако, Б. иногда не в меру впадает в сентиментальность. Эта последняя
 черта, в связи с большим однообразием ритма, препятствует достижению
 рельефной драматической характеристики и широкой музыкальной передачи
 движений линии; но его кантилена часто отличается совершенством. См.
 Pougin, "В. sa vie, ses oeuvres" (Париж, 1868).
  Беллини (Bellini) - семейство замечательных венецианских живописцев.
 Старшим представителем этой семьи художников был Джакопо Б., род. В
 начале ХV стол., около 1464 г., принадлежавший к числу учеников Джентиле
 да Фабриано. Он жил во Флоренции, Вероне и Венеции. Самым замечательным
 его произведением считается писанное для веронского собора - Распятие
 Христа. Его старший сын Джентиле Б. родился в 1427 или 1428 и ум. в
 1507. От него также сохранились только немногие картины, замечательные
 обилием человеческих фигур. Он был не только живописец, но и отличный
 медальер и в качестве такого отправился в 1479 в Константинополь к
 Мохаммеду II. Здесь, между прочим, он сделал рисунки для рельефных работ
 на колонне Феодосия, которые только в этих рисунках и сохранились.
 Замечательнейшие его картины: в Брере (Милан) "Проповедь св. Марка" и в
 венецианской академии "Крестное Чудо". В стиле он был свободнее своего
 отца, но в сущности держался жесткой манеры старинной венецианской
 живописи, хотя его исторические картины отличаются строгим стилем. -
 Знаменитее Джентиле был его брат - Джованни Б. (Джанбеллин или
 Самбеллин), род. в 1426 году, ум. в 1516. Он - глава старинной
 венецианской школы и наиболее выдающийся представитель того направления,
 которому эта школа обязана своим значением. Живость в подражании
 природе, наивная и вместе с тем тонкая характеристика, сила и
 интенсивность колорита были свойственны ему в высокой степени. У него
 было очень много учеников, из которых знаменитейшие: Джорджоне и Тициан;
 Бонифацио Венециано и Себастиaнo дель Пиомбо также многим ему обязаны.
 Приняв реформы Мантеньи, Б. дал новое направление венецианской живописи.
 После 1470 г. развернулся гений его великого ученика Тициана, повлиявший
 на самого учителя. В первое время он часто употреблял золотой фон.
 Лучшие его произведения находятся в галереях Лувра, венецианской
 академии, Лондона, Вены, Берлина; кроме того, во многих церквах
 Венеции,. напр. св. Захария, св. Иоанна и Павла и друг. Дрезденская
 галерея обладает его прекрасным портретом дожа Леонардо Лоредана,
 писанным в 1502 году.
  Беллона (старинная форма - Дуеллона) - у римлян, наравне с
 древнесабинской Hepиo (или Hepиoне), богиня войны - соответствовала
 греческой Энио. Одни описывают ее как супругу, другие как дочь Марса.
 Аппий Клавдий Цекус в 296 г., во время битвы с этрусками, дал обет
 воздвигнуть ей храм, который в последствии и был построен в Риме на
 Марсовом поле. В этом храме сенат обыкновенно давал аудиенции. послам
 чужеземных народов, не имевшим права вступать в самый город, равно как
 консулам, заявлявшим притязания на триумфальный въезд. Необходимо
 отличать от этой древней китайской В. азиатскую богиню, статуя которой
 во времена Суллы была привезена в Рим из Команы в Каппадокии. Жрецы этой
 богини, Bellonarii, в честь ее наносили себе раны на бедрах, затылке и
 руках.
  Бельэтаж (фр.) - лучший этаж, обыкновенно второй, в жилом помещении;
 в театрах название Б. дается второму ряду лож.
  Бем или Бёме (Иаков Bohme) - нем. мистик, прозванный philosophus
 teutonicus, род. в 1575 в Альтзейденберге (близ Гёрлица) в семье бедных
 крестьян и до 10 лет оставался без всякого образования. Обучаясь
 сапожному мастерству, он во время своих странствий читал, кроме Библии,
 мистические сочинения Парацельса, в особенности Валентина Вейгеля и др.
 и познакомился с воззрениями немецких мистиков, враждебных
 ортодоксальному протестантству того времени. В 1594 он сделался
 сапожником в Гёрдице и женился. После третьего видения, которое он
 приписал непосредственному воздействию Божества, Б. написал свое первое
 сочинение: "Morgenrohte im Aufgaag" (переименованное потом в "Aurora").
 Нападки духовенства еще более укрепили в нем сознание своей правоты и
 снискали ему большую известность, так что чрез 7 лет он издал еще другие
 сочинения: "Vom dreifachen Leben des Menschen" (1619); "Die drei
 Prinzipien gettlichen Wesens" (1619); Psychologia vera, od. 40 Fragen и
 т. д."; "Von wahrer Busse" (1622); "Auch ein Weg zu Cbristo"; "Erklarung
 der ersten Buches Moses" (1623): "117 Theosophische Fragen" (1624).Чтобы
 найти себе защиту от новых преследований, он отправился в 1624 в
 Дрезден, где встретил сочувствие даже при дворе. Четыре доктора
 богословия, перед которыми он излагал свое учение, заявили, что они его
 не понимают и потому отказываются его осудить. По возвращении домой он
 захворал и ум. 24 ноября 1624. Без всяких знаний, кроме знакомства с
 Библией и сочинениями некоторых мистиков, он собственными силами создал
 систему, основанную на тесном сочетании натурфилософии с мистикой. За
 источник своего учения Б. выдает непосредственное Божественное
 откровение. Вот существенные черты его учения: первоначально Бог был
 вечный покой, первобытная причина, беспредметная воля, без качеств и
 желаний, ничто и все, вечно единое, не существо, а первобытное состояние
 всех существ, само себя не сознававшее. Затем Бог вгляделся в самого
 себя, сделал себя своим зеркалом, разделился на тройственность воли,
 которая есть вместе с тем и единство. В тихом божественном созерцании
 или мудрости, имеющей дело с образами (идеями), пробуждается желание,
 огонь, через который Бог открывает себя и который вообще есть источник
 всякой жизни. Этот божественный огонь состоит из двух начал (principia),
 гнева или мрака и любви или света; гнев или природа укрощается любовью;
 Бог есть господство любви. Человек первоначально был предназначен
 властвовать над четырьмя стихиями и, свободный от животных желаний,
 производить детей одной девственной мудростью. Но он сам низринулся на
 степень животной жизни. Так как у него явились желания, то Бог подвел
 ему женщину. Предназначенный питаться словом Божиим, он пожелал вкусить
 земную пищу. Он поддался искушению и был покорен земным духом. Но Бог
 послал свое собственное сердце, Сына, чтобы попрать смерть в
 человеческой душе. Чем Он есть, таким станет каждый, кто уверовал в
 Него. Предстоящий скорый конец всего сущего явится запечатлением нашего
 единства в Боге и с Богом.
  Самому Б. чужда мысль отделиться от государственной церкви, но это
 сделали в XVII и XVIII ст. его последователи, бемисты, основавшие секту
 ангельских братьев. В Англии распространителем его идей был Бромней и
 основанное Иоанной Лид общество филадельфов. Английский врач Джон
 Бордейдж снискал себе славу, как толкователь Б. Во Франции его идеи были
 усвоены известным мистиком Луи Клод С. Мартеном. Метафизические
 воззрения Б. высоко ценились такими людьми, как Шлегель, Шеллинг и
 Гегель; последний, между прочим, возводит к нему начало новейшей
 философии. Изложение теософии Б. с ее метафизической стороны см. у Л.
 Фейербаха в его: "Истории новой философии" (А., 1833). Полное собрание
 сочинений Б. издано Гихтелем (10 т., 1682), Гмозингом (1715),
 Иберфельдтом (1730) и Шиблером (Лейпщ., 1831 - 47), также Вуллен,
 "Bluten aus Jaк. В-s Mystik" (Штутг., 1838); Hamberger, "Die Lehre des
 J. B. in systematischem Auszug" (Мюнх., 1844); Мориц Kappiepb,
 "Philosoph. Weltanschaung der Reformationszeit" (Штутггарт, 1847);
 Фехнер, "J. В." (Берлин, 1858); Peip, "J. В., Der deutsche Philosoph"
 (Лейпциг, 1860); Martensen, "J. B. Teosophische Studien" (Лейпциг,
 1882).
  В России идеи Б. проникли в конце XVII века, когда в Москву приехал
 последователь Б. Кульман, сожженный там по проискам лютеранского
 духовенства. Несомненно, что под влиянием этого именно Кульмана
 появились в конце XVII в. славяно-pyccкие переводы сочинений Б., которые
 нашли такое сочувствие у наших предков, что в заглавии их было
 надписано: "иже во святых отца нашего Иакова Бемена". Причина столь
 сильного влияния Б. на русских и сближения сочинений его с творениями
 св. Отцов заключалась без сомнения в том, что помимо догматических
 положений, сбивчивых и чуждых православному мировоззрению ), у Б.
 встречается очень много молитв, которые сильнее всего могут действовать
 на дух неофитов. Сохранилось известие, что рукописные переводы конца
 XVII стол. содержали в себе именно молитвы, извлеченные из сочинений Б.,
 и что некоторые из этих молитв впоследствии были тайно напечатаны Н. И.
 Новиковым для практического употребления в мистических обществах. В
 новиковскую именно эпоху, во время процветания мистических обществ, т.
 е. во второй половине XVIII стол. и особенно в 80-х годах, сочинения Б.
 пользовались у нас огромной популярностью, многими были переводимы на
 русский язык, еще более списываемы и переписываемы. Знаменитый моек.
 профессор И. Г. Шварц, имевший столь сильное влияние на даровитейших
 людей того времени, положил идеи Б. в основу своих лекций, читанных им
 на дому, и эти же идеи проводил он и в своей общественной деятельности.
 Другим влиятельным распространителем идей Б. был С. И. Гамалей правитель
 канцелярии моск. главнокомандующего. Из "Писем С. И. Гамалеи" (2 изд. 3
 ч., М., 1836 - 39), которые он по разным случаям писал к многочисленным
 друзьям и почитателям своим, и которые пользовались таким уважением, что
 их называли "пастырскими посланиями", можно заключить, что он перевел
 почти все сочинения Б., но переводы эти оставались в рукописях. Не
 меньшим уважением пользовался Б. в у наших мистиков начала нынешнего
 столетия, которые считали его одним из ангелов, описанных в
 Апокалипсисе. Но не смотря на влияние и распространенность сочинений Б.,
 в печати их появилось весьма немного. В конце прошлого века была издана
 "Форма исповедания, взятая из творений Якова Бема, перев. с немец." (М.,
 без обозначения года), а в начале текущего столетия - "Сhristоsорhiа или
 Путь ко Христу, в девяти книгах, творение Иакова Бема, прозванного
 тевтоническим философом"(Спб., 1815). Последняя книга есть ни что иное,
 как сборник 9 отдельных сочинений Б.. составленный заграницей и
 переведенный на русск. язык. К русск. переводу приложены 4 символические
 картины, заимствованный из издания Гихтеля (Амстерд., 1682), и
 присоединено любопытное предисловие издателя, в котором содержится
 отчетливо составленная биография Б., хронологической перечень всех его
 сочинений и сведения о всех переводах его сочинений, сделанных до того
 времени на разные иностранные языки. Предисловие это подписано буквами
 У. М.; это - обыкновенный шифр А. Ф. Лабзина, который и был переводчиком
 этой книги. Кроме того, в различных сборниках философско-мистических
 сочинений, во множестве издававшихся в конце прошлого и вначале
 настоящего столетия, можно встретить иногда отдельные сочинения Б.,
 по-видимому из запаса вышеуказанных старинных переводов. Так, в
 сборнике: "Избранное чтение для любителей истинной философии" (6 ч.,
 Спб., 1819 - 20) во второй книжки помещено соч. Б. "О покаянии". Можно
 думать, что и в другие подобные сборники вошли некоторые из старых
 переводов Б., тем более, что и здесь названная статья напечатана без
 имени автора. Ср. "Рyсские переводы Якова Бема" (Библиографические
 записки", 1858 г., стр. 129 и ел. ), здесь же описан рукописный сборник
 афоризмов Б., относящиеся к 1794 г. и озаглавленный: "Серафимский
 цветник или духовный экстракт из всех писаний Иакова Бема, собранный в
 весьма полезную ручную книжку, могущую в рассуждении великого таинства в
 завете соединения души с Богом возжигать сердце и ум к молитве,
 воздыханию, благоговению и возбуждать к горячности посредством
 непрестанного воспоминания, поощрения и упражнения в новом рождении".
  Бенгальской залив - название северной части Индийского океана,
 отделяющей Индостан от Индокитая. В нем находятся, особенно близ
 берегов, много островных групп, но бухт, за исключением устьев реки, он
 образует мало, вследствие чего имеет и мало хороших гаваней; тем не
 менее он оживляется деятельным судоходством, потому что на северном его
 берегу находится всемирный рынок Калькутта. В этой части Индийского
 океана господствуют правильные ветры, так называемые муссоны, дующие с
 апреля по октябрь с юго-запада, а в остальные шесть месяцев с
 северо-востока.
  Бенедиктинцы - название, присвоенное всем монахам, принявшим устав
 Бенедикта Нурсийского. Благодаря тому, что в этом уставе обращено
 внимание на свойства более сурового климата западных стран и введено
 разумное распределение времени, посвященного не только молитве, но и
 физическому труду, он быстро распространился, так что с половины VI
 стол. бенедиктинцы сделались самым многочисленным монашеским орденом.
 Хотя и без твердой связи между отдельными членами и без определенной
 организации, распространившись во всех западных странах, они имели самое
 благотворное влияние на обращение в христианство западных наций и на
 успехи цивилизации между ними, тем более, что еще Кассиодор (538) ввел
 между бенедиктинцами занятия науками. В своих школах в Сен-Галлен,
 Фульде, Рейхенау, Корвее, Гиршау, Герсфельде и друг. они сохранили для
 позднейших времен сокровища классической древности. Возрастающее
 богатство Б. монастырей в соединении с правилом принимать в орден только

<< Пред.           стр. 101 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу