<< Пред. стр. 1029 (из 1179) След. >>
источников играют роль, наряду с чисто минеральным процессом, осажденияуглекислой извести из раствора, некоторые мхи и водоросли; нуждаясь для
произрастанья в углекислоте, они способны отнимать углекислоту от
растворимой двууглекислой извести, превращая ее в мало растворимую
среднюю соль, которая вследствие этого и выпадает из раствора. Из
значительных отложений Т. можно указать Тиволи около Рима, Абруццские
горы, Иэллоcтонкий парк в Сев. Америке и некот. друг.
Травести (Travestie, от итал. traverstire, переодевать) - род
юмористической (иногда и сатирической). поэзии, в которой поэтический
сюжет серьезного или возвышенного содержания представляется в комическом
виде тем, что его содержание облекается в несоответствующую его
характеру форму (отсюда и название), между тем как в пародии в тесном
смысле, наоборот, сохраняется серьезная форма, но содержание ей не
соответствует. Смотря по роду поэзии, Т. может быть эпической,
лирической и драматической.
Трагедия (греч.) - драматическое произведение, изображающее такого
рода страдания героя, в которых проявляются элементы возвышенного, и
притом нравственно-возвышенного. Т. ведет свое происхождение из Греции,
где она развилась из лирической поэзии или дифирамбов. Художественную
форму дифирамбам придал Арион; он же организовал правильный хор из
сатиров спутников Диониса, называвшихся козлами (tragwia); отсюда
название Т. (tragwdia - пение козлов). Дифирамбы эти повествовали о
страданиях Диониса. Дальнейшее свое развитие Т. получила в Афинах.
Изобретателем афинской Т. считается Феспид, так как он, введением
первого актера, сделал первый шаг к преобразованию дифирамба в драму.
Актер Феспида рассказывал мифы, сопровождая свой рассказ выразительной
мимикой и жестикуляцией, и вместе с тем вел разговор с хором. Форма Т.
Феспида была, вероятно, следующая: сначала актер читал пролог, затем пел
хор, а потом следовал диалог актера с хором. При этом актер мог являться
в нескольких ролях подряд, надевая маски, изобретение которых
приписывается тому же Феспиду, таким образом получалась возможность
изобразить частью в прологе, частью в хоре и в диалогах актера с хором,
цельное развитие действия, в котором участвовало несколько лиц.
Нововведение Феспида постепенно совершенствовалось преемниками его
(Херил, Фриних, Аристий и др.). Высшего своего развитая греческая Т.
достигла при Эсхиле, Софокле и Еврипиде. В их Т. участвуют уже несколько
актеров, объем и значение хоровых песен ограничены; сцена
усовершенствована введением декораций, машин и костюмов для актеров. По
воззрениям древних греков, над жизнью людей тяготеет неумолимый рок.
Отсюда возникают противоречия между личностью, ее нравственными
стремлениями или страстями - и слепой силой, управляющей миpoпoрядком.
Нарушение установленного высшей силой порядка составляет вину героя,
независимо от нравственного или безнравственного характера его
стремлений; последствием этой вины являются страдания, которые и
примиряют с героем высшую мировую силу-судьбу, Цель Т., по
Аристотелю-очищение посредством страданий погрешившего против высшей
силы героя. В новой литературе, со времен Шекспира, понятие о
трагическом видоизменилось вместе с новыми представлениями о
нравственном миpoпoрядке. В отличие от древней Т., называемой Т.
объективной или Т. положения и судьбы, новая Т. называется Т.
субъективной или характеров. Здесь трагизм заключается во внутреннем
мире героя, в его полном противоречий характере. Из древних лишь у
Софокла уже видны стремления к индивидуализации героя; в этом отношении
его Т. приближаются к новейшим. О дальнейшем развитии Т. см. Драма и
Русская драма. Ср. Boltz, "Die Idee des Tragischen" (Геттинг., 1836); R.
Zimmermann, "Ueber das Tragische und die Tragodie" (Вена, 1855), Daboc,
"Die Tragik vom Standpunkt des Optimismus" (Гамб., 1885); Glinther,
"Grundzuge der tragischen Kanst, aus dem Drama der Griechen entwickelb"
(Лпц., 1885); Lipps, "Der Streit Uber die Tragodie" (Гамб., 1891);
Siebenlist, "Schopenhauers Philosophie der Tragodie" (Пресб., 1880);
Volkelt, "Aesthatik des tragischen" (Мюнх., 1897, рус. пер. в "Пед.
Сборн.", 1899).
Трагикомедия (греч.) - драматическое произведение, в котором
трагический сюжет изображен в комическом виде или которое представляет
беспорядочное нагромождение трагич. и комич. элементов.
Традиция (traditio, передача) - установление фактического господства
над вещами со стороны их прежнего владельца в пользу нового,
приобретающего их в собственность или владение. Юристы думают, что для
приобретения вещного права, т. е. для установления непосредственной
юридической связи лица с вещью, совершение Т. является неизбежным,
логическим требованием. Обязательственная, личная связь кредитора с
должником может быть установлена одним только соглашением (договором)
этих лиц между собой; но для установления вещного права необходимы два
акта - договор и фактическое установление отношения к вещи, т. е. Т.
Опорой для этого рассуждения служат выражения римских юристов в Cod. П,
3, 20 и Dig. 41, 1, 31 pr. По отношению к разного рода вещам эта теория
имеет, однако, неодинаковое значение. Необходимость акта Т. для
приобретения недвижимостей имела место лишь тогда, когда владение ими
являлось лучшим обеспечением бесспорности приобретения или давало особые
выгоды при защите - например в древнем праве, когда фактическое владение
имело гораздо больше значения, чем укрепляющие его акты приобретения
(beati possidentes), или при такой организации способов приобретения
вещных прав, когда официальные акты приобретения не имеют надлежащей
бесспорности или парализуются иными фактами (давностью). Так было в
Риме, где вовсе не существовало официальной, публичной системы
укрепления вещных прав; отчасти это имеет место до сих пор в России, где
приобретение по акту может быть парализовано правами давностного
владельца. При существовании той системы укрепления, которая носит
название "ипотечной", соглашение отчуждателя и прибретателя вещных прав,
сделанное в присутствии суда или должностного лица и записанное в
вотчинную книгу, несравненно лучше гарантирует права приoбpетателя, чем
реальная Т. владения. Старые формы реальной Т., напр. ввод во владение,
инвеститура, отказ, не имеют, поэтому, в современном западном праве
никакого значения. Что касается движимостей, то по отношению к ним
невозможно, без крайнего стеснения оборота, установление публичных
способов приобретения; поэтому при их приобретении традиция получает
значение гораздо большее чем договор, служащий основанием для обладания
ими. И римские юристы, строго проводившие единство в способах
приобретения и защиты недвижимостей и движимостей, принуждены были
иногда отступать от своей точки зрения. Передаче вещей, сопровождавшейся
ошибочным представлением об основании Т., они иногда сообщали
юридическую силу, или укрепляя приобретение, сделанное путем такой Т.,
если ошибка была несущественна (Dig. 41, 1, 36), или заменяя виндикацию
кондикциямя, как напр. при Т. недолжного. В западном праве приобретателю
движимых вещей по Т. (добросовестному владельцу) всегда отдавалось
предпочтение перед уполномоченным на них в силу более важного титула.
При современной быстроте оборота с движимостями требовать от каждого
отчуждателя их не только факта обладания вещами, но и титула, крайне
затруднительно. Поэтому современные западные законодательства - даже те,
которые, как французское, считают договор купли-продажи создающим для
покупателя, в силу самого факта соглашения, право собственности, -при
продаже одной и той же вещи двум разным лицам отдают предпочтение не
тому покупателю, который заключил договор раньше, а тому, кому вещь
передана. И по русскому праву недвижимость, проданная двум разным лицам,
принадлежит совершившему купчую крепость раньше (ст. 1509, т. X, ч. 1),
а движимость - тому, кому вещь передана (ср. ст. 534 и 1510). Чтобы
помирить "логическое" требование неизбежности Т. для приобретения
вещного права с отступлениями от него в истории и современном праве,
немецкие юристы создали учение о Т., как абстрактном вещном договоре.
Под Т., как способом установления вещных прав, они разумеют соглашение
отчуждателя и приoбpетателя вещи, выразившееся или в реальном акте
вручения вещи, обозначающем намерение с одной стороны передать право на
вещь, с другой - принять его, или в таком действии, которое сообщает
реальную власть над вещью в силу своих юридических свойств. Под это
последнее определение подходит обнаруженное перед судом и занесенное в
ипотечные книги соглашение отчуждателя и приобретателя о переходе от
одного к другому права собственности. Так как этот "вещный договор"
действителен без предшествующего договора купли-продажи, мены, дарения и
других "оснований Т.", и так как при движимостях таким договорам
принадлежит второстепенная роль, а иногда и не принадлежит никакой, то и
этот "общий" способ приобретения собственности на недвижимости и
движимости, в качестве "вещного договора", по мнению этих юристов,
должен быть признан абстрактным, т. е. Т. как вещный договор,
действительна без обозначения, вопреки Dig., 41, 1 31 рг. и согласно с
Dig., 41, I 36. Эта точка зрения развита в мотивах к первому проекту
общегерманского гражданского уложения. В комиссии второго чтения проекта
точка зрения на Т., как вещный договор, была подвергнута сомнению
(решение этого вопроса предоставлено науке), но все-таки признан
абстрактный характер Т. По ст. 929 уложения "для передачи права
собственности на движимую вещь необходимо, чтобы собственник передал
отчуждаемую вещь прибретателю и оба они были согласны в том, что от
одного к другому переходит право собственности. Если приобретатель уже
владеет вещью, то достаточно одного соглашения о переводе
собственности". Основания Т., т. е. предшествующего договора, здесь не
требуется. По внешней форме различают традицию, как непосредственное
вручение вещи, от Т., как передачи знаков или прав, служащих
доказательством власти или дающих возможность осуществить эту власть (Т.
накладной, коносамента, ключей от амбара и т. п.; по ст. 931. герм.
улож. Т. совершается и уступкой притязаний или исков собственника к тому
лицу, у которого вещь находится). Этот вид носит название longa manu
traditio. Установление права на вещь, уже находящуюся во владении
приобретателя, называется brevi manu traditio. Эти виды Т. знает и
русское право, постановляющее, что "передача от продавца покупщику
проданного движимого имущества совершается действительным покупщику
вручением самого сего имущества или поступлением оного в его
распоряжение" (ст. 1510). Формулировка этой статьи показывает, что
русское право не знает абстрактной Т. У нас имущества приобретаются
меною, покупкой и другими договорами, и движимая вещь, находящаяся в
руках владельца, считается его собственностью, пока противное не
доказано (534 ст.).
Литература. Windscheid, "Lehrtb. der Pand." (I, изд. 1900); Dernburg,
"Pandecten" (I, 24 15);Stobbe, "Handb. des deutsch. Privatrechts" (Б.,
1896); Chlamtacz, "Die Rechtliche Natur der Ubereignungsart durch
Tradition im Roem. Recht" (Лпц., 1897); Мейер, "Русское гражданское
право" (стр. 31, 7-е изд., СПб., 1897); Загоровский, "О приобретении
права собственности на движимые вещи посредством передачи" ("Юридич.
Вестник", 1890, № 7).
В. Н.
Трал - так назыв.: 1) снаряд, употребляемый для исследования морских
и речных фарватеров и вообще промеров водного пространства. Т. состоит
из 2 диплотов, связанных между собой линем, сажен 20 в длину; лоты эти
опускаются в воду с 2 шлюпок, идущих параллельно одна другой, тоже на
расстоянии 20 саж. и менее; длина выпущенных диплотлиней может быть
втрое более средней глубины осматриваемого пространства. Если на пути
попадется мель или камень, то линь, волочащийся по дну, заденет за них и
буксируемые лоты задержат шлюпку или по крайней мере произведут
сотрясение. Тогда надобно осторожно выбирать лини, чтобы не отцепить их
от камня и, подтянувшись к камню, определить его положение относительно
берега. Другого вида Т. определяет момент перехода судна на глубину
менее 30 фт. Он состоит из 2 бревен или футштоков, опущенных в воду на
эту глубину и прикрепленных вертикально по обе стороны кормы. Когда
глубина сделается менее 30 фт., футштоки коснутся дна и, оборвав тонкие
верхние стропки, наклонятся, что и послужит знаком начинающегося
мелководья. Ход судна останавливают и производят промерные исследования.
2) Т. также называется особый вид рыболовной сети.
Tpaнс - английский термин (trance), обозначающий своеобразное
болезненное изменение сознания, наблюдаемое иногда под влиянием
алкоголизма. А именно, при этом человек может совершать сложный ряд
действий, кажущихся целесообразными, обдуманными и вполне сознательными,
а на самом деле он их вовсе не сознает, не отдает себе в них отчета и не
сохраняет ни малейшего воспоминания об них и вообще за известный
промежуток времени, который может, по-видимому, длиться до нескольких
суток. В это время движения, речь, вообще поведение больного,
находящегося в "Т.", ничем особенным не поражают, и если он в этом
состоянии совершил преступление, то легко принять его за намеренное,
сознательное действие. На самом же деле поступки, совершенные в Т.,
составляют продукт автоматизма, без участия сознания и воли, и не могут
вменяться в вину. В этом отношении Т. представляет большой интерес для
судебной медицины. У лиц, привычно злоупотребляющих спиртными напитками,
состояние Т. иногда возникает вслед за опьянением. Оно представляет
большую аналогию с состоянием так назыв. absence (отсутствие сознания),
наблюдаемым нередко у эпилептиков, у которых оно длится от нескольких
мгновений до нескольких суток и даже недель. - Кроме того, выражение
"Т." употребляется для обозначения состояний, похожих на летаргию или
экстаз, при которых также имеется помрачение сознания.
П. Р.
Трансепт (архитект.) - поперечный корабль в церквах с планом в виде
неравноконечного креста, пересекающий собой главный, более продолговатый
корабль под прямым углом и выступающий концами из общей массы
сооружения.
Транскрипция (лат. Transscriptio, грамм.) - письменное изображение
звуков и форм известного языка, обладающего или не обладающего
собственной системой письма, при помощи письменной системы, обычно
данному языку не свойственной и принадлежащей какому-нибудь другому
языку или же вполне искусственной. Т. может применяться в видах
практических или научных. В первом случае к ней прибегают с целью
заменить первоначальную туземную, сложную, неудобочитаемую или
малоизвестную письменную систему более употребительной и всем доступной.
Таковы, напр., обычная Т. туземных. санскритских, зендских, арабских,
дравидских и т. п. письмен при помощи латинской азбуки, издание
глаголических памятников старославянского языка в Т. кириллической
азбукой, наша Т. различных иностранных имен, а нередко и слов, русскими
буквами (Шекспир, Сент-Бев, лейтенант, трэст) и т. д. Научная Т. нередко
вытекает из практической. Такова, напр., употребительная ныне в
лингвистических сочинениях Т. санскритского, зендского или других
иранских языков, отличающаяся в некоторых отношениях от обычной,
употребляемой у филологов-санскритистов и иранистов, из которой она
развилась. Отличия эти сводятся к большей фонетической точности Т.,
употребляемой лингвистами. Точность эта достигается путем усложнения
письменной системы, влекущего за собой необходимость предварительного
изучения главных оснований такой точной и научной Т. Практические
системы Т., употребляемые не лингвистами, всегда проще лингвистических,
но за то и не так точны, вследствие чего не дают верного изображения
звуковой стороны данного языка. Идеальная научная Т. должна была бы
изображать звуковую сторону языка с такой точностью, чтобы ее мог
совершенно верно воспроизвести каждый знакомый с основами данной Т.,
хотя бы ему никогда и не приводилось слышать воспроизводимых им звуков.
Такой идеал в настоящее время еще не может считаться осуществленным,
хотя кое-что в этом направлении и достигнуто. Другое идеальное
требование, которое наука в праве предъявлять к точной научной Т. -
чтобы одинаковые звуки всевозможных языков изображались одинаковыми
знаками, - также еще не может быть признано достигнутым. В этом
отношении в лингвистической литературе замечаются далеко не желательные
разнообразие и непоследовательность приемов. Система научной Т.,
построенная на вышеуказанном принципе, существует, но применяется (не
одинаково последовательно по отношению к разным языкам) только в
изданиях нашей Импер. акад. наук, которой и принадлежит честь ее
составления. В основе ее лежит русский алфавит, дополненный некоторыми
латинскими и новыми, нарочно для того изобретенными знаками. На том же
принципе строил Лепсиус свою общую лингвистическую азбуку (на основе
латинского алфавита с теми видоизменениями, которые выработались при
применении его к славянским языкам, особенно чешскому), в настоящее
время устарелую. Кроме научных Т., основанных на том или другом
европейском алфавите, существует несколько искусственных систем
фонетического письма, изобретение и развитие которых тесно связано с
успехами физиологической фонетики или антропофоники. Таковы системы
Брюкке, Таузинга и особенно замечательная по своей точности и
последовательности система английских фонетиков Белля и Суита (так
назыв. Visible Speech). О существующих способах научной Т. см. Бругман,
"Grundriss der vergleich. Grammatik der indogerman. Sprachen" (2-е изд.,
т. 1, Страсбург, 1897, 60-76); его же статью "Zur transscriptionsmisere"
("Indogermanische Forschungen", Страсб., т. VII, стр. 167 ел.); v. d.
Gabelentz, "Die Sprachwissenschaft" (Лпц., 1891, стр. 38-39, 143144).
Транскрипция - переложение вокального или инструментального сочинения
на фортепиано. Т. должна быть сделана так, как будто сочинение написано
специально для фортепиано. Лист первый стал писать Т. и нашел многих
подражателей. Капитальным трудом в области Т. является Листовское
переложение девяти симфоний Бетховена, на фортепиано. Т. делали Гензельт
(увертюра "Оберона"), Брассен (отрывки из опер Вагнера) и мн. др.
Трансплантация или пересадка частей одного организма на другой.
Прививка у растений есть частный случай Т. При Т. можно пересаживать
сравнительно небольшие части одного организма на тело другого, но можно
пересаживать примерно половину тела одной особи на другую, при чем если
от этой последней тоже отрезается более или менее значительная часть,
тогда Т. носит характер сращивания частей двух особей. Можно
пересаживать целый орган или только часть его, напр. известную ткань.
Можно пересаживать наружные органы одной особи на тело другой - это
будет Т. или прививка наружная (greffe exterieure П. Бэра). Можно
пересаживать органы и ткани внутрь тела другой особи - это будет Т. или
прививка внутренняя (greffe interieure). При Т. возможны три случая: или
около пересаженной части образуется нагноение и она удаляется с гноем;
или пересаженная часть прирастает к телу новой особи, живет и даже
растет некоторое время, а потом все-таки погибает; или, наконец,
пересаженная часть делается составной частью той особи, к которой се
пересадили, и живет вполне нормальной жизнью. Наружные прививки с
успехом совершаются особенно между двумя родственными животными. Легче
всего прививка совершается той же самой особи, которой принадлежит
орган. Так, П. Бэр обнажал конец хвоста белой крысы от кожи и вводил его
в отверстие под кожу спины, а потом, по прошествии 10 дней, перерезал
хвост посредине. Этот новый хвост прирос к спине, стал увеличиваться в
росте и даже обнаружил явственную чувствительность. В других опытах П.
Бэр пересаживал отрезанные хвосты на других крыс, при чем сначала хвост
лежал на холоду (не выше 12° С.) около семи дней или подвергался
действию паров эфира, фенола, аммиака и т. п., и во всех этих случаях
хвост сохранял живучесть и способность к пересадке на другие особи. При
внутренней прививке близкое родство видов, по-видимому, одно из главных
условий успешности прививки. Бэр обнажал от кожи крысиный хвост, вводил
его под кожу крысы же, тогда мускулы и нервы хвоста подвергались
перерождению, а хрящевая и соединительная ткань росли, так что кусочек