<< Пред. стр. 1036 (из 1179) След. >>
тем не менее они могли, как у гуннов, составлять часть похоронныхпразднеств. Эти последние имели одну только цель: доставить покойнику
как можно больше развлечений, удовольствий и проявлений симпатии и
преданности. По Ибн-Фоцлану (X в.), целая треть имущества покойника
обязательно тратилась на покупку крепких напитков. На Т. Игоря Ольга
велит готовить побольше меду. Еще и теперь выпивка - непременный спутник
поминок. Но покойники при жизни любили также развлекаться и военными
играми, ристанием, борьбой и т. п. физическими упражнениями, точно так
же как плясками, песнями, переряжениями и т. п.; поэтому все такие
развлечения и являлись спутниками прощальных и поминальных церемоний.
Покойник, которого усаживали с чарой вина, по-прежнему с удовольствием
следил за обычными зрелищами игр, которые тешили его при жизни.
Выделить, следовательно, Т. в отдельный военный обряд прощания из общего
ритуального празднества нет никакого основания. Вообще же ритуал этот
представлял совершенно естественное соединение веселого пиршества для
развлечения покойника с самыми эксцентричными проявлениями горя. "Кожи
кроения, лица драния", плачи, вопли, кровавые жертвоприношения
чередовались с самым бурным разгулом, пьянством, песнями, веселыми
беседами, играми, скоморошничеством. Подобные обычаи не были свойственны
одним только славянам; мы встречаем их одинаково у многих исторических
народов, как и у современных племен первобытных. Характерный образчик
дает Геродот в описании похорон у скифов, живших на юге России. Когда
скифский царь умирал, тело умершего, обмазав воском, наполнив
благовонными травами, укладывали на колесницу и возили по степи
поочередно ко всем подвластным народам. Встречая кортеж, резали себе
уши, остригали волосы, прокалывали правые руки стрелами, но вместе с тем
устраивали пиршества, пили, пели, плясали. Наконец, в сопровождении
огромной разноплеменной толпы кортеж вступал в страну Геры, где в
громадной могиле, разделенной на отдельные камеры, хоронили вместе с
покойным его жену и всех его приближенных. Через год устраивались
поминки, на которых убивались еще 50 приближенных. У простых скифов
покойника возили в течение 40 дней из дома в дом к родственникам,
которые по этому случаю устраивали богатые пиры для гостей и покойника.
То же видим в описании похорон Аттилы, где разгул веселья, песен,
пьянства, военных игр чередовался с жалобными песнями, истерическими
припадками горя, избиением приближенных и т. д. Специально игры военные
играли, таким образом, незначительную роль. Существенную часть
составляли пир (угощение покойника) и убийство жен и приближенных; это
мы ясно видим и в единственном и древнейшем описании славянских
(норманских?) похорон (X в.) Ибн-Фоцлана, где, не считая обряжения
покойника и снабжения его всякими запасами в дорогу, все обряды
сосредоточены вокруг убиения молодой рабыни, изъявившей желание
последовать за своим господином, и угощения покойника медом.
-Постепенно, когда кровавые приношения покойнику вышли из употребления,
от ритуала Т. остались одни обычаи пиршествования, песен, плачей, игр и
т. п. Как на пример игр, близко подходящих к военным у совершенно мирных
первобытных народов, можно указать на гиляков, у которых в дни
медвежьего праздника, устраиваемого в виде поминок по умершем,
происходят беги на собаках, фехтование, борьба и всякие другие игры,
точно так же во время летних и весенних поминок по утопленникам и
задранным медведями. Ср. А. Котляревский, "О погребальных обычаях у
языческих славян" (М., 1868); Забелин, "Очерки русской народной жизни";
Соловьев, "История России" (т. 1); ст. Микуцкого о Т. ("Известия II отд.
академии наук", л. 7).
Л. Ш.
Трико - шерстяная ткань из тонкой кардной пряжи саржевого или
фасонного (несложно узорчатого) переплетения, ясно видимого на ее
поверхности, чем она и отличается от сукна. На основу идет тонкая
шерстяная пряжа (часто крученая в 2 нитки), уток простой, более грубый.
Иногда часть узора исполняется шелковыми нитями. В более дешевых сортах
основа хлопчатобумажная. Валяется гораздо слабее, чем сукно, ворсуется
также слегка, в почти сухом состоянии. Стрижется очень гладко, затем
прессуется. Вся отделка Т. направлена к тому, чтобы придать ему сходство
с тканями из гребенной шерсти. Некоторые сорта Т. изготовляются также и
из камвольной (гребенкой) пряжи. Гладкое тонкое Т. в настоящее время во
многих случаях заменяет сукно, напр. в черном мужском платье, сюртуках
военных и т. п. Пестрое более плотное Т. идет главным образом на мужские
брюки.
С. Ганешин.
Трилобиты - отдел ракообразных, имеющий большое значение для фауны
древнейших (палеозойских) образований земного шара. Положение Т. в
системе обуславливается родственным их отношением к различным группам
современных ракообразных. Из нынешних групп наблюдается некоторое
кажущееся сродство с Т. у Xiphtosura, Isopoda и Phyllopoda, к которым в
различное время и причисляли Т. До недавнего времени от Т. была известна
только одна скорлупа или панцирь спинной стороны тела. Только в самое
последнее время в Америке были открыты на брюшной стороне конечности
(ноги) и щупальцы. Панцирь спинной стороны, служащий и ныне главным
образом для описания и подразделения Т., состоит из трех частей: 1)
головной щит с двумя большей частью хорошо развитыми глазами; 2)
туловище (thorax), состоящее из различного числа подвижно соединенных
между собой сегментов; и 3) хвостовой щит (pygidium), отличающийся от
туловища тем, что составляющие его сегменты соединены между собой
неподвижно. Кроме того, двумя продольными, почти параллельными спинными
бороздками скорлупа подразделяется на три лопасти: среднюю и 2 боковые.
От этого подразделения и происходит название Т. (трехлопастых). Многие
Т. обладали способностью свертывать свое тело таким образом, что все
нежные органы нижней поверхности облекались твердой скорлупой. Головной
щит обыкновенно по своему очертанию приближается к полукругу. Средняя
более или менее выдающаяся лопасть головного щита называется глабелью
(Glabella), боковые- щеками; задние углы щек нередко вытянуты в более
или менее длинные щечные остроконечия. Головной щит редко состоит из
одной неразрывной части, обыкновенно же разделяется с помощью особых
линий или так наз. швов на несколько отдельных частей, по которым после
смерти и при процессах окаменения нередко происходило распадение
головного щита. К этим отдельным частям принадлежит и особая пластинка
на завороченной части щита, так называемая гипостома (hypostoma)б
служившая, вероятно, прикрытием живота. Туловище распадается на среднюю
или осевую часть (rhachis) и боковые части (pleurae), тогда как на
хвостовом щите как на продолжение 3 соответствующих частей туловища
отличают осевую лопасть и боковые лопасти. Осевые части туловища и
хвостового щита в окаменелом состоянии открыты снизу, так как они были
прикрыты при жизни тонкой кожицей, но у боковых частей сохранился
твердый заворот, отличающийся обыкновенно особыми украшающими его
линиями. Придатки брюшной стороны, открытые в последнее время, состоят:
1) из четырех пар конечностей над головным щитом по бокам ротового
отверстия, состоящих из 6-7 члеников и служивших частью в качестве
жевательных органов. Конечные члены задней пары имели вид плавательных
лопастей; 2) из парных двуветвистых конечностей, находящихся как под
туловищными, так и под хвостовыми сегментами, состоящих из некоторого
числа члеников, оканчивающихся коготками. Над наружной ветвью находились
еще особые двуветвистые и спирально свернутые придатки, рассматриваемые
как жабры. По последним исследования Бичера, впереди ротового отверстия
находится еще пара длинных, тонких членистых антенн, которые открыты
пока только у очень немногих Т. (Triarthrus). В начале этой статьи было
сказано об отношениях Т. к различным группам ракообразных. Новейшие
исследования показали, что эти родственные отношения весьма ограничены и
что Т. должны составить совершенно самостоятельны отдел ракообразных.
Число Т. весьма велико. Еще Барранд насчитал их свыше 1700 видов, из
которых 252 относятся к кембрийскому периоду, 866 к нижнесилурийскому,
482 к верхнесилурийскому, 105 к девонскому и только 15 к
каменноугольному периоду; в пермский период переходит только 1 вид.
Распределение по отдельным группам доставило много работы
палеотнолонгам. Оказалось, что нельзя держаться при этом одного
какого-либо признака, но надо взять все признаки совокупно. Древнейшая
группа Olenidae преобладает в кембрийском периоде, она отличается
большим числом сегментов в туловище, преобладанием величины головы над
хвостовым щитом (у других Т. они обыкновенно равняются по величине),
малым развитием глаз и лицевого шва, при том способность свертывания еще
мало у них развито. В нижнесилурийской системе замечательна особенно
группа азафидов (Asaphidae). У них постоянное число сегментов туловища
8, сложные хорошо развитые глаза, поверхность всегда гладкая; семейство
Phacopidae развито от нижнесилурийской до девонской системы. У них
постоянное число сегментов 13 и глаза носят своеобразный характер. В
верхнесилурийской системе развиты группы Proetidae, Broneidae,
Calymenidae, которые переходят в девонскую систему; в каменноугольной
системе встречаются только представители Proet'идов. Что касается
литературы о Т., то можно считать основной работой большую монографию о
богемских Т. Барранда ("Systeme silurien du centre de la Boheme", т. I,
1852, и Supplement, 1874), в которой имеются в виду и Т. всех других
стран. Кроме того, нужно указать след. монографии: Angelin,
"Palaeontologia scandinavica" (Лунд, 1852-54); Salter, "Monograph of
British Trilobites" ("Palaeontographical society" (1867 - 1884); F.
Schmidt, "Revision der ostbaltischen silnrischen Trilobiten" (СПб.,
1881-98) и др. Изложение новейших открытий по организации Т. встречается
преимущественно в работах американских: Walcott, "The Trilobite new and
old evidence relating to its organisation" (1881); "Proceedings Biolog.
Soc. Washington" (1894); Beecher; "American Journ. Scienc. Arts" (1893);
Jackel, "Ueber die organisation der Trilobiten" ("Zeitschir. d. Deut.
Geol. Ges." 1901) и др.
Ф. Шмидт.
Tpиo - Вокальное Т. пишется преимущественно в малых формах в коленном
складе. Инструментальное Т. (Sonata a tre) имеет более обширный объем и
состоит из нескольких частей: первая часть в сонатной форме, вторая и
третья части - в более легких формах, последняя - в сонатной или в одной
из больших форм рондо. Средняя часть в скерцо или менуэте, а также в
танцах и маршах также называется Т. и пишется в коленной форме.
Н. С.
Трипитака (санскр. Tripitaka=три корзины, палийск. Типитака) -
название собрания канонических книг у буддистов Индии, а впоследствии и
других стран. Оно делится на три отдела (санскр. pitakam=корзина),
отличающиеся друг от друга по содержанию и по названию. Первый отдел,
Виная-питакам, заключает в себе учение о буддийской иерархии и
дисциплине буддийского духовенства; второй содержит в себе Сутры или
беседы Будды с его учениками и его изречения и проповеди, излагающие
главные основания его учения; третий, Абхидхарма - метафизику буддизма.
Деление это не вполне выдержано и основывается скорее на предании, чем
на каких-либо логических основаниях. Т. сохранилась в двух оригинальных
редакциях, ни одна из которых, однако, не представляет первичного языка
буддийской церкви - пракритского диалекта Магадхи. Одна из них писана на
языке пали и употребительна у южных буддистов; другая, на санскрите,
была найдена лет 70 тому назад в Непале известным английским ученым
Ходжсоном. Сравнительное изучение обеих редакций еще не закончено, и
вопрос о их сравнительной древности и важности остается пока открытым. В
общем, однако, едва ли можно сомневаться, что следует предпочесть
палийскую редакцию, которая была закреплена еще в V в. комментариями
Буддхагхоши и, по-видимому, лучше сохранила различие между оригинальными
древними религиозными писаниями и сравнительно недавними продуктами
религиознолитературного творчества. Зато в отношении народной
словесности и фольклора преимущество должно быть отдано гатхам северных
сутр. Обе редакции переведены на разные другие языки; смотря по
употреблению той или другой, различаются две буддийские церкви -
северная и южная. Текст палийской редакции употребляется у южных
буддистов на Цейлоне, в Бирме, Пегу и Сиаме; Непал, Тибет, Китай,
Япония, Аннам, Камбоджа, Ява и Суматра употребляют текст санскритской
редакции и принадлежат, таким образом, к северному буддизму. Литература:
1) палийская редакция: Spence Hardy, "Eastern Monachism" (Л., 1860, стр.
166 сл.); Childers, "Dictionary of the pali language" (Л., 1876, стр.
506); Rhys Davids, "Buddhism etc." (стр. 18 и cл.). 2) Непальская
редакция: статьи Hodgson'a в XVI т. "Asiatic Researches", II т.
"Transactions of the Royal Asiat. Society", и V и VI т. "Journal of the
Asiatic Society of Bengal" (перепечатаны в его "Essays on the languages,
literature and religion of Nepal and Tibet", Л., 1874) и особенно у
Burnouf, "Introduction a l'Histoire du Bouddhisme Indien" (П., 1844).
см. также Cowell and Eggeling, "Catalogue of Buddhist Sanscrit
Manuscripts in the Possession of the Royal Asiat. Society (Hodgson
Collection)" в "Journal of the Royal Asiat. Society", new series, VIII.
Для тибетской редакции Т. см. статьи Csoma Koeroes в "Journ. of the
Asiat. Society of Bengal", т. 1, и в "Asiatic Researches", т. XX; о
китайских текстах - S. Beal, "The Buddhist Tripitaka as it is known in
China and Japan" (1876) и его же, "Buddhism in China" (Л., 1884);
Bunyire Nanjio, "Catalogue of the Chinese translation of the Buddhist
Tripitaka" (Оксфорд, 1883). Индийскую и китайскую редакцию имеет в виду
J. Tsing, "Record of the buddhist religion as practised in India and the
malay archipelago" (Оксфорд, 1897). Тибетскую и китайскую редакцию
рассматривает В. П. Васильев в своем исследовании "Буддизм" (СПб.,
1857). Издания полной Т. не существует. Более всего посчастливилось
первому отделу "Виная", который образцово издан известным (на яз. пали)
Ольденбергом: "The Vinaya Pitakam" (Л., 1879-83; английский перевод,
Оксфорд, 1881-85 = томы 13, 17, 20 коллекции "Sacred Books of the
East"). Отрывки из разных частей Т. см. у Neumann'a, "Buddhislische
Anthologie" (Лейден, 1892). О разных других вопросах относительно Т. см.
Burnouf, цитир. мемуар Р. Морриса и Макса Мюллера, читанный в лонд.
академии 21 и 28 авг. 1880 г.; Сенара, "Notes sur quelques Termes
Buddhiques" ("Journal Asiatique", 1876, т. VIII, стр. 477 cл.) и "Essai
sur la Legende du Buddha" (там же, 1874, т. III, стр. 363, 409 сл.);
Керна, "Over de Jaartelling der Zuidelijke Buddhisten" (1873); его же,
"Manual of indian buddhism" в Бюлеровском "Grundriss der indo-arischen
Philologie" (т. III, вып. 8, Страсбург, 1896, стр. 1-8).
С. Б-ч.
Триполи (Tripoli, итал. Tripoli di Barbaria, тур. и арабск.
Tarabulus-el-Gharb, т. е. западный Тарабул в отличие Тарабула Сиpийского
) - гл. г. турецкого вилайета того же наименования в сев. Африке, лежит
под 32°54' с. ш. и 13°11' в. д., в плодородной равнине на берегу Малого
Сырта, на выдающейся косе, насчитывает ок. 40 тыс. жит., в том числе
около 4-5 тыс. европейцев, главным образом мальтийцев и итальянцев, и
8000 евреев, которые занимают особый квартал в городе, называемый Гарра,
и держат в своих руках главные отрасли торговли. При городе гавань,
защищенная особою батареей, но мало спокойная и недостаточно безопасная.
Самый город со своими стройными минаретами и круглыми куполами 12
мечетей представляет очень красивый, привлекательный вид; но и вблизи он
поражает европейца сравнительною (с другими городами Востока) чистотою и
опрятностью своих узких и кривых уличек, хорошими караван-сараями,
европейскими гостиницами и красивым дворцом бея - генерал-губернатора.
Город окружен высокими стенами; 12 мечетей, 1 греческая церковь, 1
католическая церковь с францисканским монастырем, несколько синагог;
общественные бани; заводы и фабрики кордуана, ковров, шелковых,
шерстяных и хлопчатобумажных тканей и т. д. Из памятников древностей
заслуживает упоминания триумфальная арка в честь Марка Аврелия с
мраморными скульптурами. Т. является главным торговым пунктом страны и
портом для ввоза во внутреннюю Африку, из которого товары караванными
путями через Мурзук и Бильму идут на Борну. В 1892 г. в гавань Т.
заходили 279 пароходов (преимущественно итальянских, французских и
английских) с грузом в 244997 тонн и 203 парусных судна (преимущественно
турецких) с грузом в 13930 тонн.
Триптих - икона, состоящая из трех частей: средней доски, занятой
главным изображением, и из двух привешенных к ней на петлях боковых
створок с побочными изображениями (напр., на средней доске - Богоматерь
с Младенцем, на створках - предстоящие ей святые). Створки, вращаясь на
петлях, могут ложиться на среднюю доску и вполне заслонять собою
находящееся на ней изображение, причем и то, что написано на них самих,
делается невидимым. Иконы такого рода известны на Руси под названием
"складней". Они завелись очень рано, прежде всего в Византии и Италии,
откуда перешли и в другие страны Европы. Их брали с собой в путешествия
и походы, хранили в домашних молельнях, помещали на алтарях и над
алтарями, раскрывая во время богослужения или для поклонения верующих.
Смотря по назначению Т., размер их бывал весьма различный - от величины
в два-три дюйма до саженной. В значении надпрестольных икон Т. особенно
сильно были распространены на западе Европы в XIV-XVI ст. В это время,
кроме живописных Т., нередко изготовлялись резные из дерева, с
рельефными, раскрашенными изображениями. Образцы подобных складней,
иногда высокохудожественные и чрезвычайно роскошные, доныне уцелели в
некоторых церквах Германии; их можно также видеть во многих музеях.
Тристан и Изольда - легендарные любовники, история которых была
излюбленной темой средневекового эпоса и романа. Легенда о них,
кельтического происхождения, возникла в Бретани приблизительно в Х в. по
Р. Хр. и оттуда распространилась по Франции и Англии. Содержание ее
сводится к тому, что витязь Т., племянник короля Корнвальского Марка, он
же рыцарь "круглого стола" короля Артура, освободил Ирландию от
Моргоута, чудовища вроде Минотавра, которое собирало с Корнваллиса дань
молодыми девушками, и сосватал для Марка золотокудрую Изольду, дочь
короля Ирландского. Во время путешествия из Ирландии в Корнваллис Т. и
Изольда, по ошибке, выпивают любовное зелье и отныне связаны взаимной
страстью навеки. Марк женится на Изольде, но последняя обманывает
супруга с Т. После ряда веселых и опасных приключений, Т., изгнанный
ревнивым королем, возвращается на родину, в Бретань. Там он женится, с
отчаяния, на другой женщине, которая напоминает ему Изольду именем и
наружностью - на Изольде-белоручке (lseult aux blanches mains).
Начинаются странствия скучающего Т. и его подвиги. Т. получает в
сражении рану; ее может излечить лишь первая Изольда, за которой Т. и
посылает; вестнику он велит поднять на корабле белый парус, если он
привезет Изольду, и черный - в противном случае. В миг приезда
золотокудрой Изольды, ее соперница Изольдабелоручка, из ревности и
мести, сообщает Т., что паруса на корабле - черные. Т., "удерживавший
свою жизнь" (qui retenait sa vie - по выражению старых поэм) лишь до
этой минуты, умирает. Золотокудрая Изольда умирает на его трупе. Из
могилы любовников вырастают виноградная лоза и розовый куст, которые,
обнявшись, вечно цветут. Самые имена героев указывают на древность
легенды: Т., (Drystan) был у кельтов божеством, горевшим любовью к
богине Изольде (Essylt); некоторые мифологи видят поэтому в Т. -
воплощение солнца, в Изольде - воплощение земли, в любовном напитке -
символ плодотворящего дождя. В легенде есть черты, роднящие ее с
античными сказаниями (о Тезее: минотавр, история с парусами, повлекшая
смерть Эгея) и древнегерманскими сагами (о Нибелунгах: любовь Зигфрида к
Брунгильде, сосватанной им для короля Гунтера). Основная тенденция
легенды - прославление страсти, рвущейся из границ социальных условий и
приличий - обусловила успех ее в кругу средневековых романистов и
читателей, недовольных аскетическим духом современности. Веселые
авантюры Т. особенно ценились средневековьем; но уже очень рано
появились меланхолические, мечтательные и сентиментальные поэтические