<< Пред.           стр. 1036 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 тем не менее они могли, как у гуннов, составлять часть похоронных
 празднеств. Эти последние имели одну только цель: доставить покойнику
 как можно больше развлечений, удовольствий и проявлений симпатии и
 преданности. По Ибн-Фоцлану (X в.), целая треть имущества покойника
 обязательно тратилась на покупку крепких напитков. На Т. Игоря Ольга
 велит готовить побольше меду. Еще и теперь выпивка - непременный спутник
 поминок. Но покойники при жизни любили также развлекаться и военными
 играми, ристанием, борьбой и т. п. физическими упражнениями, точно так
 же как плясками, песнями, переряжениями и т. п.; поэтому все такие
 развлечения и являлись спутниками прощальных и поминальных церемоний.
 Покойник, которого усаживали с чарой вина, по-прежнему с удовольствием
 следил за обычными зрелищами игр, которые тешили его при жизни.
 Выделить, следовательно, Т. в отдельный военный обряд прощания из общего
 ритуального празднества нет никакого основания. Вообще же ритуал этот
 представлял совершенно естественное соединение веселого пиршества для
 развлечения покойника с самыми эксцентричными проявлениями горя. "Кожи
 кроения, лица драния", плачи, вопли, кровавые жертвоприношения
 чередовались с самым бурным разгулом, пьянством, песнями, веселыми
 беседами, играми, скоморошничеством. Подобные обычаи не были свойственны
 одним только славянам; мы встречаем их одинаково у многих исторических
 народов, как и у современных племен первобытных. Характерный образчик
 дает Геродот в описании похорон у скифов, живших на юге России. Когда
 скифский царь умирал, тело умершего, обмазав воском, наполнив
 благовонными травами, укладывали на колесницу и возили по степи
 поочередно ко всем подвластным народам. Встречая кортеж, резали себе
 уши, остригали волосы, прокалывали правые руки стрелами, но вместе с тем
 устраивали пиршества, пили, пели, плясали. Наконец, в сопровождении
 огромной разноплеменной толпы кортеж вступал в страну Геры, где в
 громадной могиле, разделенной на отдельные камеры, хоронили вместе с
 покойным его жену и всех его приближенных. Через год устраивались
 поминки, на которых убивались еще 50 приближенных. У простых скифов
 покойника возили в течение 40 дней из дома в дом к родственникам,
 которые по этому случаю устраивали богатые пиры для гостей и покойника.
 То же видим в описании похорон Аттилы, где разгул веселья, песен,
 пьянства, военных игр чередовался с жалобными песнями, истерическими
 припадками горя, избиением приближенных и т. д. Специально игры военные
 играли, таким образом, незначительную роль. Существенную часть
 составляли пир (угощение покойника) и убийство жен и приближенных; это
 мы ясно видим и в единственном и древнейшем описании славянских
 (норманских?) похорон (X в.) Ибн-Фоцлана, где, не считая обряжения
 покойника и снабжения его всякими запасами в дорогу, все обряды
 сосредоточены вокруг убиения молодой рабыни, изъявившей желание
 последовать за своим господином, и угощения покойника медом.
 -Постепенно, когда кровавые приношения покойнику вышли из употребления,
 от ритуала Т. остались одни обычаи пиршествования, песен, плачей, игр и
 т. п. Как на пример игр, близко подходящих к военным у совершенно мирных
 первобытных народов, можно указать на гиляков, у которых в дни
 медвежьего праздника, устраиваемого в виде поминок по умершем,
 происходят беги на собаках, фехтование, борьба и всякие другие игры,
 точно так же во время летних и весенних поминок по утопленникам и
 задранным медведями. Ср. А. Котляревский, "О погребальных обычаях у
 языческих славян" (М., 1868); Забелин, "Очерки русской народной жизни";
 Соловьев, "История России" (т. 1); ст. Микуцкого о Т. ("Известия II отд.
 академии наук", л. 7).
  Л. Ш.
  Трико - шерстяная ткань из тонкой кардной пряжи саржевого или
 фасонного (несложно узорчатого) переплетения, ясно видимого на ее
 поверхности, чем она и отличается от сукна. На основу идет тонкая
 шерстяная пряжа (часто крученая в 2 нитки), уток простой, более грубый.
 Иногда часть узора исполняется шелковыми нитями. В более дешевых сортах
 основа хлопчатобумажная. Валяется гораздо слабее, чем сукно, ворсуется
 также слегка, в почти сухом состоянии. Стрижется очень гладко, затем
 прессуется. Вся отделка Т. направлена к тому, чтобы придать ему сходство
 с тканями из гребенной шерсти. Некоторые сорта Т. изготовляются также и
 из камвольной (гребенкой) пряжи. Гладкое тонкое Т. в настоящее время во
 многих случаях заменяет сукно, напр. в черном мужском платье, сюртуках
 военных и т. п. Пестрое более плотное Т. идет главным образом на мужские
 брюки.
  С. Ганешин.
  Трилобиты - отдел ракообразных, имеющий большое значение для фауны
 древнейших (палеозойских) образований земного шара. Положение Т. в
 системе обуславливается родственным их отношением к различным группам
 современных ракообразных. Из нынешних групп наблюдается некоторое
 кажущееся сродство с Т. у Xiphtosura, Isopoda и Phyllopoda, к которым в
 различное время и причисляли Т. До недавнего времени от Т. была известна
 только одна скорлупа или панцирь спинной стороны тела. Только в самое
 последнее время в Америке были открыты на брюшной стороне конечности
 (ноги) и щупальцы. Панцирь спинной стороны, служащий и ныне главным
 образом для описания и подразделения Т., состоит из трех частей: 1)
 головной щит с двумя большей частью хорошо развитыми глазами; 2)
 туловище (thorax), состоящее из различного числа подвижно соединенных
 между собой сегментов; и 3) хвостовой щит (pygidium), отличающийся от
 туловища тем, что составляющие его сегменты соединены между собой
 неподвижно. Кроме того, двумя продольными, почти параллельными спинными
 бороздками скорлупа подразделяется на три лопасти: среднюю и 2 боковые.
 От этого подразделения и происходит название Т. (трехлопастых). Многие
 Т. обладали способностью свертывать свое тело таким образом, что все
 нежные органы нижней поверхности облекались твердой скорлупой. Головной
 щит обыкновенно по своему очертанию приближается к полукругу. Средняя
 более или менее выдающаяся лопасть головного щита называется глабелью
 (Glabella), боковые- щеками; задние углы щек нередко вытянуты в более
 или менее длинные щечные остроконечия. Головной щит редко состоит из
 одной неразрывной части, обыкновенно же разделяется с помощью особых
 линий или так наз. швов на несколько отдельных частей, по которым после
 смерти и при процессах окаменения нередко происходило распадение
 головного щита. К этим отдельным частям принадлежит и особая пластинка
 на завороченной части щита, так называемая гипостома (hypostoma)б
 служившая, вероятно, прикрытием живота. Туловище распадается на среднюю
 или осевую часть (rhachis) и боковые части (pleurae), тогда как на
 хвостовом щите как на продолжение 3 соответствующих частей туловища
 отличают осевую лопасть и боковые лопасти. Осевые части туловища и
 хвостового щита в окаменелом состоянии открыты снизу, так как они были
 прикрыты при жизни тонкой кожицей, но у боковых частей сохранился
 твердый заворот, отличающийся обыкновенно особыми украшающими его
 линиями. Придатки брюшной стороны, открытые в последнее время, состоят:
 1) из четырех пар конечностей над головным щитом по бокам ротового
 отверстия, состоящих из 6-7 члеников и служивших частью в качестве
 жевательных органов. Конечные члены задней пары имели вид плавательных
 лопастей; 2) из парных двуветвистых конечностей, находящихся как под
 туловищными, так и под хвостовыми сегментами, состоящих из некоторого
 числа члеников, оканчивающихся коготками. Над наружной ветвью находились
 еще особые двуветвистые и спирально свернутые придатки, рассматриваемые
 как жабры. По последним исследования Бичера, впереди ротового отверстия
 находится еще пара длинных, тонких членистых антенн, которые открыты
 пока только у очень немногих Т. (Triarthrus). В начале этой статьи было
 сказано об отношениях Т. к различным группам ракообразных. Новейшие
 исследования показали, что эти родственные отношения весьма ограничены и
 что Т. должны составить совершенно самостоятельны отдел ракообразных.
 Число Т. весьма велико. Еще Барранд насчитал их свыше 1700 видов, из
 которых 252 относятся к кембрийскому периоду, 866 к нижнесилурийскому,
 482 к верхнесилурийскому, 105 к девонскому и только 15 к
 каменноугольному периоду; в пермский период переходит только 1 вид.
 Распределение по отдельным группам доставило много работы
 палеотнолонгам. Оказалось, что нельзя держаться при этом одного
 какого-либо признака, но надо взять все признаки совокупно. Древнейшая
 группа Olenidae преобладает в кембрийском периоде, она отличается
 большим числом сегментов в туловище, преобладанием величины головы над
 хвостовым щитом (у других Т. они обыкновенно равняются по величине),
 малым развитием глаз и лицевого шва, при том способность свертывания еще
 мало у них развито. В нижнесилурийской системе замечательна особенно
 группа азафидов (Asaphidae). У них постоянное число сегментов туловища
 8, сложные хорошо развитые глаза, поверхность всегда гладкая; семейство
 Phacopidae развито от нижнесилурийской до девонской системы. У них
 постоянное число сегментов 13 и глаза носят своеобразный характер. В
 верхнесилурийской системе развиты группы Proetidae, Broneidae,
 Calymenidae, которые переходят в девонскую систему; в каменноугольной
 системе встречаются только представители Proet'идов. Что касается
 литературы о Т., то можно считать основной работой большую монографию о
 богемских Т. Барранда ("Systeme silurien du centre de la Boheme", т. I,
 1852, и Supplement, 1874), в которой имеются в виду и Т. всех других
 стран. Кроме того, нужно указать след. монографии: Angelin,
 "Palaeontologia scandinavica" (Лунд, 1852-54); Salter, "Monograph of
 British Trilobites" ("Palaeontographical society" (1867 - 1884); F.
 Schmidt, "Revision der ostbaltischen silnrischen Trilobiten" (СПб.,
 1881-98) и др. Изложение новейших открытий по организации Т. встречается
 преимущественно в работах американских: Walcott, "The Trilobite new and
 old evidence relating to its organisation" (1881); "Proceedings Biolog.
 Soc. Washington" (1894); Beecher; "American Journ. Scienc. Arts" (1893);
 Jackel, "Ueber die organisation der Trilobiten" ("Zeitschir. d. Deut.
 Geol. Ges." 1901) и др.
  Ф. Шмидт.
  Tpиo - Вокальное Т. пишется преимущественно в малых формах в коленном
 складе. Инструментальное Т. (Sonata a tre) имеет более обширный объем и
 состоит из нескольких частей: первая часть в сонатной форме, вторая и
 третья части - в более легких формах, последняя - в сонатной или в одной
 из больших форм рондо. Средняя часть в скерцо или менуэте, а также в
 танцах и маршах также называется Т. и пишется в коленной форме.
  Н. С.
  Трипитака (санскр. Tripitaka=три корзины, палийск. Типитака) -
 название собрания канонических книг у буддистов Индии, а впоследствии и
 других стран. Оно делится на три отдела (санскр. pitakam=корзина),
 отличающиеся друг от друга по содержанию и по названию. Первый отдел,
 Виная-питакам, заключает в себе учение о буддийской иерархии и
 дисциплине буддийского духовенства; второй содержит в себе Сутры или
 беседы Будды с его учениками и его изречения и проповеди, излагающие
 главные основания его учения; третий, Абхидхарма - метафизику буддизма.
 Деление это не вполне выдержано и основывается скорее на предании, чем
 на каких-либо логических основаниях. Т. сохранилась в двух оригинальных
 редакциях, ни одна из которых, однако, не представляет первичного языка
 буддийской церкви - пракритского диалекта Магадхи. Одна из них писана на
 языке пали и употребительна у южных буддистов; другая, на санскрите,
 была найдена лет 70 тому назад в Непале известным английским ученым
 Ходжсоном. Сравнительное изучение обеих редакций еще не закончено, и
 вопрос о их сравнительной древности и важности остается пока открытым. В
 общем, однако, едва ли можно сомневаться, что следует предпочесть
 палийскую редакцию, которая была закреплена еще в V в. комментариями
 Буддхагхоши и, по-видимому, лучше сохранила различие между оригинальными
 древними религиозными писаниями и сравнительно недавними продуктами
 религиознолитературного творчества. Зато в отношении народной
 словесности и фольклора преимущество должно быть отдано гатхам северных
 сутр. Обе редакции переведены на разные другие языки; смотря по
 употреблению той или другой, различаются две буддийские церкви -
 северная и южная. Текст палийской редакции употребляется у южных
 буддистов на Цейлоне, в Бирме, Пегу и Сиаме; Непал, Тибет, Китай,
 Япония, Аннам, Камбоджа, Ява и Суматра употребляют текст санскритской
 редакции и принадлежат, таким образом, к северному буддизму. Литература:
 1) палийская редакция: Spence Hardy, "Eastern Monachism" (Л., 1860, стр.
 166 сл.); Childers, "Dictionary of the pali language" (Л., 1876, стр.
 506); Rhys Davids, "Buddhism etc." (стр. 18 и cл.). 2) Непальская
 редакция: статьи Hodgson'a в XVI т. "Asiatic Researches", II т.
 "Transactions of the Royal Asiat. Society", и V и VI т. "Journal of the
 Asiatic Society of Bengal" (перепечатаны в его "Essays on the languages,
 literature and religion of Nepal and Tibet", Л., 1874) и особенно у
 Burnouf, "Introduction a l'Histoire du Bouddhisme Indien" (П., 1844).
 см. также Cowell and Eggeling, "Catalogue of Buddhist Sanscrit
 Manuscripts in the Possession of the Royal Asiat. Society (Hodgson
 Collection)" в "Journal of the Royal Asiat. Society", new series, VIII.
 Для тибетской редакции Т. см. статьи Csoma Koeroes в "Journ. of the
 Asiat. Society of Bengal", т. 1, и в "Asiatic Researches", т. XX; о
 китайских текстах - S. Beal, "The Buddhist Tripitaka as it is known in
 China and Japan" (1876) и его же, "Buddhism in China" (Л., 1884);
 Bunyire Nanjio, "Catalogue of the Chinese translation of the Buddhist
 Tripitaka" (Оксфорд, 1883). Индийскую и китайскую редакцию имеет в виду
 J. Tsing, "Record of the buddhist religion as practised in India and the
 malay archipelago" (Оксфорд, 1897). Тибетскую и китайскую редакцию
 рассматривает В. П. Васильев в своем исследовании "Буддизм" (СПб.,
 1857). Издания полной Т. не существует. Более всего посчастливилось
 первому отделу "Виная", который образцово издан известным (на яз. пали)
 Ольденбергом: "The Vinaya Pitakam" (Л., 1879-83; английский перевод,
 Оксфорд, 1881-85 = томы 13, 17, 20 коллекции "Sacred Books of the
 East"). Отрывки из разных частей Т. см. у Neumann'a, "Buddhislische
 Anthologie" (Лейден, 1892). О разных других вопросах относительно Т. см.
 Burnouf, цитир. мемуар Р. Морриса и Макса Мюллера, читанный в лонд.
 академии 21 и 28 авг. 1880 г.; Сенара, "Notes sur quelques Termes
 Buddhiques" ("Journal Asiatique", 1876, т. VIII, стр. 477 cл.) и "Essai
 sur la Legende du Buddha" (там же, 1874, т. III, стр. 363, 409 сл.);
 Керна, "Over de Jaartelling der Zuidelijke Buddhisten" (1873); его же,
 "Manual of indian buddhism" в Бюлеровском "Grundriss der indo-arischen
 Philologie" (т. III, вып. 8, Страсбург, 1896, стр. 1-8).
  С. Б-ч.
  Триполи (Tripoli, итал. Tripoli di Barbaria, тур. и арабск.
 Tarabulus-el-Gharb, т. е. западный Тарабул в отличие Тарабула Сиpийского
 ) - гл. г. турецкого вилайета того же наименования в сев. Африке, лежит
 под 32°54' с. ш. и 13°11' в. д., в плодородной равнине на берегу Малого
 Сырта, на выдающейся косе, насчитывает ок. 40 тыс. жит., в том числе
 около 4-5 тыс. европейцев, главным образом мальтийцев и итальянцев, и
 8000 евреев, которые занимают особый квартал в городе, называемый Гарра,
 и держат в своих руках главные отрасли торговли. При городе гавань,
 защищенная особою батареей, но мало спокойная и недостаточно безопасная.
 Самый город со своими стройными минаретами и круглыми куполами 12
 мечетей представляет очень красивый, привлекательный вид; но и вблизи он
 поражает европейца сравнительною (с другими городами Востока) чистотою и
 опрятностью своих узких и кривых уличек, хорошими караван-сараями,
 европейскими гостиницами и красивым дворцом бея - генерал-губернатора.
 Город окружен высокими стенами; 12 мечетей, 1 греческая церковь, 1
 католическая церковь с францисканским монастырем, несколько синагог;
 общественные бани; заводы и фабрики кордуана, ковров, шелковых,
 шерстяных и хлопчатобумажных тканей и т. д. Из памятников древностей
 заслуживает упоминания триумфальная арка в честь Марка Аврелия с
 мраморными скульптурами. Т. является главным торговым пунктом страны и
 портом для ввоза во внутреннюю Африку, из которого товары караванными
 путями через Мурзук и Бильму идут на Борну. В 1892 г. в гавань Т.
 заходили 279 пароходов (преимущественно итальянских, французских и
 английских) с грузом в 244997 тонн и 203 парусных судна (преимущественно
 турецких) с грузом в 13930 тонн.
  Триптих - икона, состоящая из трех частей: средней доски, занятой
 главным изображением, и из двух привешенных к ней на петлях боковых
 створок с побочными изображениями (напр., на средней доске - Богоматерь
 с Младенцем, на створках - предстоящие ей святые). Створки, вращаясь на
 петлях, могут ложиться на среднюю доску и вполне заслонять собою
 находящееся на ней изображение, причем и то, что написано на них самих,
 делается невидимым. Иконы такого рода известны на Руси под названием
 "складней". Они завелись очень рано, прежде всего в Византии и Италии,
 откуда перешли и в другие страны Европы. Их брали с собой в путешествия
 и походы, хранили в домашних молельнях, помещали на алтарях и над
 алтарями, раскрывая во время богослужения или для поклонения верующих.
 Смотря по назначению Т., размер их бывал весьма различный - от величины
 в два-три дюйма до саженной. В значении надпрестольных икон Т. особенно
 сильно были распространены на западе Европы в XIV-XVI ст. В это время,
 кроме живописных Т., нередко изготовлялись резные из дерева, с
 рельефными, раскрашенными изображениями. Образцы подобных складней,
 иногда высокохудожественные и чрезвычайно роскошные, доныне уцелели в
 некоторых церквах Германии; их можно также видеть во многих музеях.
  Тристан и Изольда - легендарные любовники, история которых была
 излюбленной темой средневекового эпоса и романа. Легенда о них,
 кельтического происхождения, возникла в Бретани приблизительно в Х в. по
 Р. Хр. и оттуда распространилась по Франции и Англии. Содержание ее
 сводится к тому, что витязь Т., племянник короля Корнвальского Марка, он
 же рыцарь "круглого стола" короля Артура, освободил Ирландию от
 Моргоута, чудовища вроде Минотавра, которое собирало с Корнваллиса дань
 молодыми девушками, и сосватал для Марка золотокудрую Изольду, дочь
 короля Ирландского. Во время путешествия из Ирландии в Корнваллис Т. и
 Изольда, по ошибке, выпивают любовное зелье и отныне связаны взаимной
 страстью навеки. Марк женится на Изольде, но последняя обманывает
 супруга с Т. После ряда веселых и опасных приключений, Т., изгнанный
 ревнивым королем, возвращается на родину, в Бретань. Там он женится, с
 отчаяния, на другой женщине, которая напоминает ему Изольду именем и
 наружностью - на Изольде-белоручке (lseult aux blanches mains).
 Начинаются странствия скучающего Т. и его подвиги. Т. получает в
 сражении рану; ее может излечить лишь первая Изольда, за которой Т. и
 посылает; вестнику он велит поднять на корабле белый парус, если он
 привезет Изольду, и черный - в противном случае. В миг приезда
 золотокудрой Изольды, ее соперница Изольдабелоручка, из ревности и
 мести, сообщает Т., что паруса на корабле - черные. Т., "удерживавший
 свою жизнь" (qui retenait sa vie - по выражению старых поэм) лишь до
 этой минуты, умирает. Золотокудрая Изольда умирает на его трупе. Из
 могилы любовников вырастают виноградная лоза и розовый куст, которые,
 обнявшись, вечно цветут. Самые имена героев указывают на древность
 легенды: Т., (Drystan) был у кельтов божеством, горевшим любовью к
 богине Изольде (Essylt); некоторые мифологи видят поэтому в Т. -
 воплощение солнца, в Изольде - воплощение земли, в любовном напитке -
 символ плодотворящего дождя. В легенде есть черты, роднящие ее с
 античными сказаниями (о Тезее: минотавр, история с парусами, повлекшая
 смерть Эгея) и древнегерманскими сагами (о Нибелунгах: любовь Зигфрида к
 Брунгильде, сосватанной им для короля Гунтера). Основная тенденция
 легенды - прославление страсти, рвущейся из границ социальных условий и
 приличий - обусловила успех ее в кругу средневековых романистов и
 читателей, недовольных аскетическим духом современности. Веселые
 авантюры Т. особенно ценились средневековьем; но уже очень рано
 появились меланхолические, мечтательные и сентиментальные поэтические

<< Пред.           стр. 1036 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу