<< Пред.           стр. 1038 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 Кроме того Т.-С. монастырю во многих городах принадлежали дворы и
 дворовые места, а также соляные варницы и рыбные ловли; в его ведении
 состояли 33 других монастыря. Экономическому процветанию монастыря много
 способствовали и льготы от податей и повинностей, льготы в суде и т. д.,
 которые жаловались ему государями. До 1625 г. Т.-С. м-рь имел след.
 льготы: 1) все крестьяне в вотчинах Т.-С. м-ря освобождались от всяких
 податных сборов и земских повинностей, но с 1551 г. они платили ямские
 деньги и несли некот. другие обязанности; 2) при продажах, купле для
 монастыря пошлин не платили; 3) суд над крестьянами Т.-Сергиева
 монастыря, даже уголовный, принадлежал игумену; 4) при смесном суде
 участвовали наместник или лицо им указанное, вместе с игуменом; 5) суд
 над игуменом по светским делам принадлежал царю или указанному им
 боярину; 6) священники и церковные служители освобождались от всяких
 даней митрополиту. В 1625 г. данной царем Михаилом Федоровичем грамотой
 были произведены следующие перемены: 1) крестьяне платят ямские деньги и
 стрелецкий хлеб, несут повинность городового острожного дела по писцовым
 и дозорным книгам. ; 2) суд над архимандритом-игуменом принадлежит
 патриарху; 3) вызывать монастырских крестьян можно не иначе, как через
 пристава; 4) с монастырских исков не брать пошлин; 5) монастырских
 стряпчих освободить от пошлин. Благодаря этим льготам, монастырское
 хозяйство процветало даже в то время, когда поместное сильно пало;
 крестьяне служилых людей перебегали к монастырю и тем возбуждали
 ненависть служилых людей к богатой обители. В настоящее время
 Т.-Сергиева лавра обладает двумя подворьями в Москве и Петербурге,
 земельными угодьями, дачами, прудами; очень большой доход получает она
 от множества стекающихся отовсюду богомольцев, но средства ее все же
 значительно меньше прежнего. К ней в настоящее время приписаны 14
 монастырей. Троицкая лавра представляет из себя теперь целый город: в
 ней 11 храмов, множество зданий, принадлежащих собственно лавре; целый
 ряд зданий занят духовной академией, которая переведена сюда в 1814 г.;
 за оградой построены гостиницы для богомольцев. Главные
 достопримечательности: ризница, где хранится множество редкой утвари,
 древних дорогих облачений и т. д.; библиотека, где в 1642 г. было 623 т.
 т., большею частью все рукописи; вотчинный архив, откуда можно
 почерпнуть важные исторические сведения об экономическом положении
 многих местностей России, так как вотчины монастырские были разбросаны
 по разным нынешним губерниям. Значительное количество документов из
 вотчинного архива в 1766 г. было взято в коллегию экономии, но много
 осталось еще и в архиве. Почти все постройки лавры являются
 достопримечательностями и много говорят о былом. В виду высокого места,
 которое занял Т.-Сергиев монастырь среди прочих обителей русского
 государства, его давно стали выделять из числа прочих монастырей. В 1561
 г. он был поставлен выше всех монастырей московской епархии; в 1702 г. -
 вторым после Kиево-Печерской лавры; в 1744 г. получил наименование
 лавры. Первоначально во главе монастыря стояли игумены и архимандриты,
 затем стали назначать епископов; в настоящее время настоятелем лавры
 считается сам митрополит московской епархии.
  Г. Лучинский.
  Троллоп (Anthony Trolloppe, 1815 - 1882) - младший брат Том.- Ад. Т.,
 романист, один из самых значительных представителей быто-писательного
 романа в духе Джордж Элиот, большой знаток и талантливый изобразитель
 английской помещичьей жизни, пасторских семей и сельского быта. В жизни
 он отличался большим практическим смыслом, служил 30 лет по почтовому
 ведомству, был видным чиновником и выступал много раз посредником при
 заключении почтовых договоров с другими странами, путешествовал по
 Америке, Австралии, Индии и описал свои впечатления в нескольких книгах:
 "The Westindies and the Spanish Main", "North America", "Australia and
 New Zealand", "South Africa". Пользуясь еще большей популярностью, чем
 его мать в качестве автора занимательных романов, Т. в литературном
 отношении значительно выше ее. В современной ему английской
 беллетристике господствовала фальшь, искусственность, карикатурность
 типов - он же, идя против общего течения, дает в своих романах правдивое
 изображение жизни среднего класса - и лишь отчасти, в угоду вкусам
 публики и для большей занимательности, описывает нравы высшего общества.
 Реализм его повествований и любовь к характерным мелким подробностям, к
 типичным фигурам средних людей роднит Т. с его знаменитой современницей
 Джордж Эллиот. Один из его лучших романов - "The Small House of
 Allington", в котором реализм и остроумная сатира нравов сочетается с
 поэтическим изображением нежной и глубокой женской души. Героиня романа,
 Лили Дэль - типичная английская девушка, чистая и любящая,
 самостоятельная и свободная умом и духом. Тонкость психологического
 анализа соединяется в этом романе с большой художественностью языка и
 описаний. В первых своих романах, "The Warden", "Barchester Towers", Т.
 описывает почти с фотографической точностью, но вместе с тем
 художественно и живо, деревенскую жизнь и нравы "Барсетшейра". В том же
 роде и "Framley Parsonage", где бытописательный элемент углубляется
 строгим этическим замыслом, обличением снобизма и светского легкомыслия.
 К числу реалистических романов Т. из жизни среднего класса относятся
 наиболее известные его произведения: "Doctor Thorne", "The Bertrams",
 "Castle Richmond", "The Kellys and the O'Kellys", "The Claverings" и др.
 Кроме того, Т. написал ряд политических романов; лучший из них "The
 Prime Minister". Обособленно от других стоит "Orley Farm".
 Юмористический элемент входит во многие романы Т., но попытка написать
 комический роман не удалась ему: юмористическая повесть "Brown, Jones
 and Robinson" наименее удачное из его произведений. Значительная часть
 романов Т. переведена на рус. яз.
  З. В.
  Тромбон (trombone, увеличительное от tromba - труба; Posaune - нем.)
 - металлический инструмент, имеющий вид большой, согнутой овалом
 металлической трубы. В верхней ее части помещается мундштук, т. е.
 чашечка в виде полушария, через которую исполнитель вдувает воздух.
 Нижний загиб Т. отрезан и может свободно двигаться вверх и вниз по
 главной трубке. Подвижная часть Т. называется кулисой. От выдвигания
 кулисы звук понижается, а от вдвигания - повышается. Т. бывают различных
 величин и, следовательно, различных звуков объемов: альтовый Т. в es,
 теноровый - в b, басовый в - f или es. Написанные для Т. партии звучат
 как пишутся. Объем альтового Т. (trombone alto) от ля в большой октаве
 до ми бемоль во второй октаве. Этот Т. более других способен к быстрому
 исполнению. Теноровый Т. (trombone tenore) имеет объем от ми в большой
 октаве до си бемоль в первой октаве. Этот Т. наиболее употребительный из
 трех Т., как звучный и сильный. Благодаря своему объему, он часто
 заменяет в оркестре басовой или альтовый Т. Тембр на всем протяжении
 инструмента хорош, в forte звук блестящ, в piano - благороден. Партии
 этого Т. не следует придавать большой подвижности. Басовый Т. в f (или
 кварт басовый) и в es (или квинт басовый) имеют объем первый от contra
 si до fa в первой октаве, второй - от contra ля до ми бемоль в первой
 октаве. Инструмент мало подвижный, тяжелый (вследствие больших
 размеров), утомительный, хотя его звук могучий, но нередко басовый Т.
 заменяется в оркестре теноровым. Партия альтового Т. пишется в альтовом
 ключе, а высокие ноты в скрипичном, тенорового - в теноровом, басового -
 в басовом. Нередко, однако, все партии трех Т. пишутся на одной нотной
 системе в ключе fa. Применяя все три Т. вместе, следует стараться, чтобы
 они двигались одновременно и составляли гармонические, консонирующие
 сочетания. В сжатом расположении Т. дают сильную звучность, в широком
 звучат мягче. Соло для Т. в оркестре применяется редко. К этой цели
 более подходит теноровый Т. В новейшее время стали применять
 контрабасовый Т., объем которого от contra ми до ре первой октавы. Т. с
 тремя вентилями не имеют кулисы, так как с помощью вентилей добывается
 хроматическая гамма. Благодаря вентилям, техническая сторона игры на Т.
 стала легче, но тембр потерял в чистоте и благородстве звука. Теноровый
 Т. с четырьмя вентилями имеет объем от contra си бемоль до си бемоль в
 первой октаве. Каждому Т. присваивается название по первой низкой ноте
 его натуральной гаммы, но в выше приведенных объемах Т. эти ноты не
 упомянуты, как очень трудные для исполнения. Эти низкие ноты называются
 педалевыми звуками; каждый из них, вследствие выдвигания кулисы, дает
 еще три хроматических педалевых звука ниже.
  Н. С.
  Трон, иначе престол - принадлежит к знакам верховной власти государей
 или регалиям в обширном смысле слова. Понятие о почетном возвышенном
 седалище существовало в самой глубокой древности и у всех народов. И в
 настоящее время все государи имеют в своих дворцах тронные залы, в
 которых, на особом возвышении, под балдахином, поставлен престол или
 богато убранное кресло. При коронациях употребляются обыкновенно
 престолы более великолепной отделки и замечательные по своей древности.
 У нас в этих случаях употребляются три престола: царя Иоанна IV, царя
 Михаила Федоровича, или так назыв. "персидский" престол, присланный в
 подарок персидским царем Аббасом, и Т. царя Алексея Михайловича,
 известный под именем алмазного, так как он украшен 876 крупными алмазами
 и 1223 яхонтами. Жемчугом унизаны два ангела, изображенные на его
 стенках и держащие вынизанную также жемчугом надпись на латинском языке:
 "могущественнейшему и непобедимейшему Московскому Монарху Алексею, на
 земле счастливо царствующему, сей трон, с величайшим искусством и
 тщанием сделанный, да будет счастливым предзнаменованием грядущего в
 небесах бесконечного блаженства. Лета Христова 1659". Этот. Т. (кресло)
 поднесен в 1660 г. от имени торговой армянской компании в Испагани,
 армянином Сарадовым. Кроме того, существует еще Т. двуместный, сделанный
 из серебра для одновременного коронования царей Иоанна и Петра
 Алексеевичей. Ср. А. Ж., "Царская коронация" (СПб., 1882) и
 "Исторический Вестник" (1883).
  Тропарь (troparion от trepw - обращаю) - церковное песнопение. Стихи,
 следующие за ирмосом в каноне, называются тропарями потому, что они
 обращаются к ирмосу, ведут от него ряд мыслей и в самом пении
 подчиняются ритму и тону ирмоса. Т. или песни, встречаемые вне канона и
 составленные без подражания ирмосам, так названы потому, что для пения
 они обращаются к данному гласу в неделе. В содержание их входит
 молитвенная песнь, выражающая сущность празднуемого и воспоминаемого
 священного события или изображающая главные черты жизни и деятельности
 прославляемого святого.
  Тропинин (Василий Андреевич, 1780-1857) - живописец-портретист,
 родился крепостным человеком гр. А. Маркова, впоследствии отпустившим
 его на волю. Девяти лет от роду был определен своим господином в
 воспитанники имп. академии худ., образовался в ней под руководством
 Щукина и, окончив ее курс в 1804 г., поселился в Москве, где и трудился
 до конца своей жизни. В 1823 г. представил академии, для получения
 степени академика, три свои произведения: портрет гравера Е. С.
 Скотникова, картину "Кружевница" (находится в московском публ. музее) и
 этюд "Старик-нищий"; но совет, заподозрив, что они исполнены
 несамостоятельно, отказал их автору в просимом им отличии. Этот отказ
 заставил Т. в следующем году явиться в СПб. и написать, в виде программы
 на звание академика, портрет медальера Лебрехта, за который оно и было
 ему присуждено. Близко схваченное сходство, выразительность,
 гармоничный, хотя и не особенно блестящий колорит и добросовестная
 законченность исполнения в портретах Т. отводят этому трудолюбивому и
 скромному в жизни художнику одно из первых мест среди русских живописцев
 одной с ним специальности. Из многочисленных его произведений, сверх
 вышеупомянутых, наиболее замечательны портреты: два его собственных (в
 московском публ. музее и в академии худ.), имп. Николая I (1825, в
 московском архиве м-ва иностр. дел), Д. П. Татищева (в академии худ.),
 И. И. Дмитриева (в академии наук), Н. Карамзина, А. Пушкина, Н. Гоголя,
 К. Брюллова, Н. Уткина (все пять - в Третьяковской галл., в Москве), А.
 Е. Лазарева, кн. С. И. Гагарина и нек. др.
  Троп (от греч. trepw - поворачиваю). - Особенного внимания требуют
 они как по своему значению в обиходе поэтической мысли, так и потому,
 что значение это в ходячем представлении и в большинстве учебных курсов
 характеризуется совершенно ошибочно. Основная ошибка общепринятых
 воззрений на поэтическую речь, нашедших выражение в учебниках теории
 словесности, заключается в том, что образность ("изобразительность")
 считается здесь лишь свойством поэтического слога и изложения, тогда как
 она составляет сущность поэтического мышления. Дело представляется таким
 образом: мысль - она предполагается уже готовой, добытой - может быть
 выражена в форме прозаической или поэтической. При чисто прозаической
 форме изложения стилистика предъявляет к слогу писателя требования
 правильности, ясности, точности и чистоты; поэтическая форма потребует
 еще одного качества: "Существенное свойство поэтической формы выражения
 мыслей - говорится в одном учебнике - составляет изобразительность, т.
 е. употребление таких слов и оборотов, которые возбуждают в воображении
 читателя наглядное представление или живой образ предметов, явлений,
 событий и действий. Изобразительности речи способствуют: эпитеты,
 сравнения, тропы и фигуры. Все вообще слова и обороты, употребляемые в
 переносном смысле, и называются тропами" ("Учебный курс теории
 словесности" Ливанова). "Различные свойства слога, рассматриваемого с
 художественной точки зрения, обнимаются общим названием изящества или
 красоты. Под это общее понятие подходят, во первых, все те логические
 свойства языка, от которых зависит ясность или понятность; во вторых,
 свойства, которыми наиболее обусловливается изящество речи, именно: 1)
 благозвучие (или мелодичность), 2) изобразительность (конкретность,
 пластичность речи), 3) выразительность (патетичность).
 Изобразительность, или конкретность, есть такое свойство слога, когда
 слова вызывают в нашем уме живые представления предметов и явлений в том
 именно виде, в каком они воспринимаются нашими внешними чувствами, т. е.
 со стороны цвета, формы, движения и т. п. Конкретность достигается при
 помощи особых стилистических приемов, которые называются фигурами. Эти
 приемы или носят название фигур вообще, или делятся на собственно фигуры
 (сравнение и эпитет) и тропы (метафора, метонимия, синекдоха и проч.)".
 ("Учебный курс теории словесности" Стефановского). Таковы типичные
 воззрения учебников. То, что в одних отнесено к фигурам относится в
 других к Т., те и другие прямо называются стилистическими приемами,
 образная иносказательность смешивается с конкретностью. Той же ошибки не
 избежал и такой проницательный мыслитель, как Гюйо, давший в книге об
 искусстве с социологической точки зрения несколько ценных замечаний о
 Т., которые он охотнее называет образами или метафорами. "Поэзия,
 говорит он, заменяет один предмет другим, одно выражение другим, более
 или менее похожим, во всех тех случаях, когда это последнее возбуждает в
 силу внушения более свежие, более сильные или просто более
 многочисленные ассоциации идей, способные затронуть не только ощущение,
 но ум, чувство и моральное состояние". Здесь также на место поэтического
 мышления подставляются приемы поэтического изображения; автор далек от
 предположения, что мысль выражена в форме Т. потому, что в этой форме
 создалась. По мнению Гюйо, мысль могла быть выражена и в прозаической
 форме, без "замены одного предмета другим"; но необходимо было сообщить
 ей свежесть, силу, многозначность - и вот, - "одно выражение заменено
 другим". Иначе смотрит на эти явления научная теория поэзии, связанная с
 общим языкознанием. Поэзия есть для нее мышление в образах, то есть
 объяснение вновь познаваемого посредством индивидуальных, типических
 символов - заместителей обобщаемых групп. Эта умственная работа
 совершается не только в высших формах сложных поэтических произведений,
 но и в элементарных формах поэтического мышления, т. е. в поэтических
 элементах языка. "Поэт индивидуализирует в деталях - замечает Каррьер -
 потому что и все целое есть - индивидуализация". Создание языка в
 известной стадии идет, как мы знаем, путем поэтического творчества.
 Познавая новое явление, мысль называет его по одному из его признаков,
 который представляется ей наиболее существенным и сам уже познан
 предварительно, как самостоятельное явление. Это объяснение нового
 явления посредством перенесения на него названия уже известного и есть
 то, что мы называем Т., и, так как каждое слово употребляется нами,
 собственно, в переносном значении, имея и прямое (так называемую
 "внутреннюю форму"), то это и дало Потебне основания с некоторым правом
 заявить, что в сущности "в языке нет собственных выражений" ("Мысль и
 язык", стр. 158); та же мысль выражена позже Гербером в известном
 изречении: "все слова суть Т.". Отсюда, очевидно, очень далеко до
 взгляда на Т., как на стилистический прием, посредством которого
 поэтизируют, конкретизируют и извне украшают поэтическую речь, подобно
 тому как украшают гипсовыми орнаментами готовое здание. Т. - не та
 форма, в которую отливается готовая поэтическая мысль, но та форма, в
 которой она рождается. Поэт мыслит образами, а не придумывает их. Кто,
 имея готовое обобщение в виде отвлеченной формулы, переводит эту
 абстракцию в художественную форму единичного случая, тот не поэт. Его
 создание родилось на почве узко рассудочной и имеет лишь один
 определенный смысл, а всякое истинно поэтическое произведение
 многозначно. Изображение готовой мысли в форме индивидуального образа
 есть уже не символ, а аллегория: это-прозаическая схема, уже готовая
 идея, одетая в оболочку образа, не изменяющего эту идею и не
 символизирующего ничего кроме нее. Здесь нет движения мысли-от этого
 образа идея сделалась, быть может, нагляднее и общедоступнее, но не
 изменилась в своем содержании, не стала сложнее и развитее. Аллегория
 для прогресса мысли имеет одну цену с тавтологией; наоборот, Т. есть
 новое завоевание мысли. Более известное он, как и сравнение, уясняет при
 посредстве менее известного - и потому он вовсе не обязан сообщать речи
 конкретность: если явления конкретные для нас новы и не достаточно ясны
 и могут быть уяснены близкими и знакомыми нам отвлеченностями, то поэзия
 найдет в последних неисчерпаемый источник сравнений, а за ними и Т.
 Когда человек больше глядел на природу, чем в свой душевный мир, тогда
 естественно было объяснять отвлеченности конкретными сопоставлениями,
 брать Т. извне - и в основе каждого из наших названий для отвлеченных
 понятий лежит конкретное представление. Отвлеченное есть то, что влекли
 от чего то, понятие - это то, что было взято, схвачено, представление -
 то, что поставлено пред нами. Но современный культурный человек так
 проникнут абстрактными представлениями, что они могут быть для него
 ближе, отчетливее и сильнее, чем внешние предметы; естественно, что,
 изображая последние, он возьмет яркие краски из мира первых. Гюйо
 указывает на Шелли, "который часто описывает внешние предметы, сравнивая
 их с призраком своей мысли, и который вместо реальных пейзажей рисует
 нам перспективы внутреннего горизонта... Он говорит жаворонку: "В
 золотом сиянии солнца,... ты летаешь и скользишь как беспричинная
 радость, возникающая неожиданно в душе". Байрон говорит о потоке воды,
 которая бежит "с быстротой счастия". У Минского "льется дождик...
 тягостный, как голос совести виновной, долгий, как изгнанье, мощный, как
 судьба". Строго говоря, это, конечно, не Т., а сравнения, но разница в
 данном отношении не существенна. Т. только более сжат и энергичен, чем
 сравнение; и там, и здесь мы имеем сопоставление двух явлений и
 выяснение одного при посредстве другого.
  Учение о Т. и фигурах было в старинной поэтике и риторике предметом
 тщательной и мелочной разработки. У Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана мы
 находим ряд рассеянных, но подчас и до сих пор не лишенных интереса
 соображений. Но немногие верные замечания их, затрагивающие существо
 дела, были забыты позднейшими грамматиками и риторами, у которых теория
 Т. получила широкое развитие, обратно пропорциональное ее внутренней
 содержательности. Как вся теория их была по преимуществу практическим
 руководством к составлению прозаических и поэтических сочинений, так и
 многочисленные рассуждения их о Т. н фигурах имели в виду главным

<< Пред.           стр. 1038 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу