<< Пред.           стр. 1039 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 образом не столько изучение и объяснение существующего, сколько
 наставление к украшению речи подобающими сравнениями, эпитетами,
 метафорами, метонимиями и т. п. И здесь, как в остальных частях теории,
 учение почти исчерпывалось классификацией, но нигде классификация эта не
 доходила до таких изысканных, ненужных и сочиненных тонкостей и
 различий, как в учении о Т. и фигурах. Скалигер, ставивший себе в
 заслугу то, что он первый классифицировал их, различает среди них:
 significatio, demonstratio, sermecinatio, attemperatio, moderatio et
 correctio, asseveratio, conditio, exclamatio, repetitio, frequentatio,
 acervatio, celeritas, evasio, commoratio, coniunctio, attributio,
 anticipatio, assimilatio, exempium, imago, translatio, collatio,
 comparatio, retributio, substitutio, allegoria, praescriptio,
 agnominatio и т. д. Столь же неисчерпаем в этой ужасающей терминологии
 Иоанн Бенциус в "De figuris libri duo" (1594). Значительная доля этих
 схоластических упражнений сохранилась и в наши дни в наших учебниках и
 во французской школьной риторике. Немецкие курсы свободны от них и, быть
 может, в силу реакции, иногда впадают в противоположную крайность. Так
 Боринский ("Deutsche Poetik") склонен к полному отрицанию классификации
 Т. "Они - говорит он представителям старой риторики - желают
 классифицировать прежде, чем исследовали и анализировали. Отсюда та
 пустынная вереница окаменевших обозначений, с которыми возится поэтика,
 сбивая с толку учащегося стараниями разобраться в них. Совершенно
 лишенные значения пошлости как "метонимия" (переименование), полная
 беспомощность, как "синекдоха" (сопонимание), смешение материального
 различения с формальным, как в "персонификации" (оживлении
 неодушевленного предмета): все эти неумелые приспособления очень мало
 могут способствовать внутреннему пониманию присущей образам силы
 поэтического изображения. Дело не в том, чтобы создавать особые
 обозначения для оттенков этой изобразительности, - что легко может быть
 бесконечно, -но в том, чтобы изучать процессы в их совокупности и таким
 образом объяснять их". Но достаточно анализировать ряд Т., чтобы видеть,
 что они представляют собою различные группы. Конечно, классификация их
 есть отвлечение: в действительном Т. мы можем одновременно найти и
 метафору, и метонимию и синекдоху, но виды эти существуют, и выделение
 их может лишь способствовать изучению поэтической иносказательности.
 Основанием классификации Т. должно служить отношение между объясняемым
 явлением и объясняющим образом.
  А. Горнфельд.
  Тростник (Phragmites communis Trin.) - высокий (до 2,5 м.)
 многолетний злак, растущий по болотам по берегам рек, озер во всей
 России, в Зап. Европе, Азии, сев. Африке, в Сев. и Южн. Америке. Кроме
 прямостоячих, сизо-зеленых стеблей, развиты еще ползучие побеги. Листья
 плотные, темно-зеленые, жесткие, по краю шероховатые; язычка нет, вместо
 него ряд волосков. Стебель заканчивается крупною (до 30 стм.),
 развесистою густой, поникающей метелкой, с темно-буроватыми или
 фиолетовыми колосками. Линейно-ланцетные, сплюснутые колоски содержат по
 3-7 цветков, из которых нижний мужской, а верхние обоеполые; колосковые
 чешуйки не равные (нижняя вдвое короче верхней), короче цветковых, из
 которых нижняя длиннозаостренная больше верхней, верхняя о двух килях;
 ось колоска под цветками длинноволосистая, отчего и самая кисть
 пушистая; рыльца темно-красные; зерновка
  - продолговатая. Цветет с июля по сентябрь.
  С. Р.
  Троя (Troia, иначе Илион) - главн. город Троады. Из всех поселений
 Троады пользовалась славою одна Т.; зато у древних греков не было имени,
 с которым было бы соединено столько воспоминаний, около которого
 группировалось бы столько знаменитых героев и событий. Трагическая
 судьба Т., подвиги и бедствия ахейских и троянских героев, воевавших под
 ее стенами, были любимейшими предметами народных сказаний и песнопений
 задолго до составления Илиады и Одиссеи. Разнообразнейшие варианты
 относящихся ко всему этому сказаний далеко не вмещались в рамки
 Гомеровских поэм. Составитель этих поэм, отделенный от воспеваемых
 событий сотней и более лет, остановился на нескольких днях происшествий,
 наполнивших собой десятки лет; подобно этому доисторическому певцу,
 аэду, поступали в позднейшее время античные трагики, когда разрабатывали
 отдельные моменты народных сказаний в целые трагедии. В Илиаде и Одиссее
 впервые были созданы великолепные образы богов и героев с
 индивидуальными чертами, написаны яркие картины сражений, многие сцены
 домашней, интимной жизни, воспроизведены потрясающие или трогательные
 душевные состояния и т. п. Последующие поэты, эпические, лирические,
 драматические, вдохновлялись этими образами, и еще более закрепляли в
 народной памяти имя Т. и окружали его ореолом святыни; с именем Т.
 связывалось первое громкое дело всех эллинов, называвшихся тогда
 ахеянами, аргивянами, данайцами. Имена героев троянской войны сделались
 нарицательными, выражения Гомеровских поэм вошли в поговорку. Не одни
 поэты, но также историки и философы-моралисты в своих изысканиях и
 рассуждениях отводили видное место Т. Художники-ваятели заимствовали из
 сказаний о Т. сюжеты для своих произведений, назначавшихся для украшения
 храмов, общественных зданий и т. п. Словом, память о Т. проходит красной
 нитью через всю древнегреческую литературу и через все искусство греков,
 будучи постоянно оживляема тем или другим способом. К эпохе Т. восходило
 начало многих греческих городов, многих знатных фамилий; благодаря
 этому, имя Т. служило связующим звеном для самых отдаленных одна от
 другой частей эллинского мира. Так, после Троянской войны Нестор
 удалился в Италию и там основал Метапонт, Пизу, Гераклею; там же
 Филоктет основал Петилею и Кримису, отправил колонистов в Егесту в
 Сицилии; по совету Фетиды, своей божественной бабки, Неоптолем прошел
 сухим путем через Фракию в Эпир и там получил царскую власть над
 молоссами, как Одиссей сделался родоначальником феспротских царей;
 Идоменей, Диомед, Менесфей, а также спутники локрского Эанта положили
 начало нескольким городам в Италии и Ливии, а Тевкр - на Кипре и на
 Иберийском полуо-ве. Из троянских героев; уцелевших в войне, особенно
 посчастливилось в позднейших легендах Энею, сыну Анхиза и Афродиты; он
 странствует не меньше Одиссея; его имя приурочивается к городам Эну,
 Энее во Фракии, к Делосу, Орхомену, Мантинее, к островам Кифере,
 Закинфу, Левкаде, ко многим городам Южной Италии и Сицилии, наконец, к
 Лациуму, где он, по повелению оракула, и утвердился, положив основание
 Риму. Римляне гордились воображаемым происхождением от троянского героя
 и его спутников, и Гомеровская Т. вошла в национальный римский эпос на
 правах родного города. Через римлян слава Т. перешла в средневековые
 литературы. Певец Т. свободен от национальной и религиозной
 нетерпимости: одни и те же божества у ахейцев и троян; в рядах троян
 есть герои, достойные противники доблестнейших героев ахейских; глубоким
 сочувствием поэта запечатлены картины страданий врагов. Древние греки
 верили в историческую реальность Т. и связанных с ней событий, только
 отбрасывая из песен об ней лишь то, что находили неправдоподобным;
 философы, особенно стоики, допускали аллегорическое толкование
 мифологических и легендарных образов и отношений. По свидетельству
 Геродота, Ксеркс принес жертву троянской богине Афине в Пергаме Приама и
 объяснил, что идет на Элладу для того, чтобы отомстить. эллинам за
 Приамидов. Когда при Писистрате афиняне отняли Сигей у митиленян, то
 оправдывались тем, что митиленяне не имеют особенных прав на этот город
 преимущественно перед прочими эллинами, помогавшими Менелаю отомстить за
 похищение Елены. Александр Македонский принес жертву самому Приаму на
 алтаре Зевса Геркея, потому что считал себя потомком Неоптолема со
 стороны матери и желал отвратить гнев Приама от потомства Ахилла. Вера
 позднейших греков и римлян в Гомеровскую Т. поддерживалась
 существованием в Троаде города того же имени, населенного эолянами,
 который и считался наследником территории древнего Илиона: из уважения к
 памяти этого древнего города Александр Македонский, Лизимах, Юлий Цезарь
 оказывали историческому Илиону всякие милости. Сомнение в тождестве
 нового Илиона (Novum Ilium) с Гомеровским высказал впервые Димитрий из
 Скепсиса, историк Александрийского периода, и его сомнения разделял
 Страбон. Названные писатели помещали Гомеровскую Т. на месте
 незначительного в то время "поселения илиян" (Iliewn kwmh), на 42 стад.
 к В от моря, к ЮВ от Нов. Илиона, удаленного от моря всего на 12 стадий.
 В настоящее время идущее из древности разногласие решено, по-видимому,
 окончательно раскопками Шлимана, Дерпфельда и других археологов в пользу
 Нов. Илиона, несмотря на то, что сомнение древнего критика находило себе
 в новое время многих сторонников, начиная с Лешевалье, совершившего
 путешествие в эти места в 1785-86 гг. и издавшего описание его в 1802
 г.; еще в атласе Киперта Гомеровская Т. показана отдельно от Нов.
 Илиона, на том месте, которое отводил ей Димитрий из Скепсиса. Имена
 Гиссарлык и Бунарбаши - небольших возвышенностей и турецкой деревни на
 Балидаге - всего чаще упоминаются в новой литературе по топографии Т.; к
 этим двум именам и приурочиваются обе гипотезы. В стороне от них стоит
 Беттихер, по мнению которого Шлиман открыл на Гиссарлыке не Пергам
 Троянский, а кладбище со следами сожжения покойников. Ученое состязание
 между Беттихером и Шлиманом при участии авторитетных свидетелей в
 1889-90 г., происходило на месте раскопок, и Беттихер остался при
 отдельном мнении, к которому не присоединился никто другой.
 Местоположение Бунарбаши - трудно согласить с описаниями места действия
 в Илиаде, кроме того, на возвышенности Балидаг раскопки самые тщательные
 и повторные не дали ничего похожего на развалины знаменитого города.
 Наоборот, многократные раскопки на Гиссарлыке, произведенные Шлиманом,
 Дерпфельдом и другими археологами, открыли обильнейшие остатки сильного
 и богатого поселения, каким должна была быть Гомеровская Т.; остатки эти
 дают понятие о целом доисторическом периоде культуры, которому наука
 присваивает наименование "троянского" и отголоски которого имеются в
 Гомеровских поэмах. Достойно внимания, что историк Дж. Грот, отказываясь
 искать историческую действительность в легендах о Т., тем не менее
 находил, что описаниям Илиады соответствует больше всего местоположение
 Гиссарлыка, но никак не Бунарбаши. Белох и Эд. Мейер, в своих курсах
 греческой истории, не подвергают сомнению нахождение Т. на этом холме,
 хотя вместе с другими исследователями признают, что Гомеровская и
 "троянская" культура не одно и то же, что эта последняя ниже культуры
 микенской, полнее отразившейся в Гомеровских песнях. Турецкое название
 Гиссарлык носит небольшое возвышение выше от древнего ложа Скамандра,
 нын. Мендере, в 5 км. от морского берега; приток Мендере Dumbrek-son,
 древн. Симоэн, омывает северный склон Гиссарлыка, недалеко от которого
 он вливался в Скамандр. В углу, образуемом слиянием двух речек,
 находилось древнее укрепление, господствовавшие над всей равниной и
 открывавшее вид на широкий проход в Геллеспонт, на европейский берег, на
 о-ва Имбр и Самофракию. При таком положении расстояние Т. от ахейской
 стоянки настолько невелико, что в течение одного дня несколько раз могли
 из конца в конец переходит лежащую перед ними равнину воюющие армии, их
 посланцы и глашатаи; представляется возможным преследование Гектора
 Ахиллом вокруг городских стен; если Скамандр протекал по равнине, где
 войска сходились на бой, понятною становится картина борьбы реки с
 Ахиллом. Все сооружения на Гиссарлыке были окружены общей крепостной
 стеной, служившей основанием кирпичной стены с башнями. Северная сторона
 основания состоит из громадных каменных глыб, почему сооружение
 троянской стены могло считаться делом рук Аполлона и Посейдона. К
 расположенному на холме акрополю примыкал нижний город с Ю, ЮВ и ЮЗ. "Т.
 следует искать на Гиссарлыке", говорит Ж. Перро; "открытые Шлиманом
 развалины в глубоких слоях мусора на Гиссарлыке представляют Т., осада и
 взятие которой находили так долго отголосок в поэзии греков и потом,
 переходя из поколения в поколение, в поэзии всех цивилизованных
 народов".
 
  Литература. Кроме сочинений самого Шлимана, особенно его "Ilios,
 ville et pays de Troyens" (П., 1885) и Шуххардта, "Schliemann's
 Ausgrabungen" (2 изд., Лпц., 1881е a также старых сочинений, см. W.
 Christ, "Тоpographie der Тг.", "Tr. Ebene u. die Homerische Frage" (M.
 1874); Eckenbrecher, "Die Lage d. Homer. Т." (Дюссельд., 1875); Ed.
 Meyer, "Geschichte von Troas" (Лпц., 1877); Jebb, "The ruins at
 Hissarlik. II. Their relation to the Iliad" ("Joarn. of Hellenic
 studies", т. III): G. Perrot, "Les fouilles de Schliemann a Troie"
 ("Journ. des Savants", 1891); его же, "La civilisation Mycenienne"
 ("Revue des deux Mondes"; 1893); Ф. Мищенко, "Последние раскопки
 Шлимана" ("Киевск. Унив. Изв.", 1883, № 1).
  Ф. Мишенко.
  Труба (tromba, clarino, множ. clarini - ит., Trompete - нем.,
 trompette - франц.) - медный духовой инструмент, трубка которого длиной
 в восемь футов, с раструбом в конце. В верхней части Т. помещается
 мундштук-чашечка в виде полушария, через который играющий вдувает воздух
 в инструмент. Форма такого мундштука применяется во всех медных
 инструментах, за исключением валторны, имеющей мундштук в виде воронки.
 Устройство мундштука в деревянных инструментах совершенно. Трубка Т.
 согнута овалом, в середине которого помещаются кроны. Настоящий вид Т.
 довольно схож с тем, который установился при Людовике XI. Т. -
 инструмент военный. В опере Т. была впервые применена в начале XVII ст.,
 в "Орфее" Монтеверде. Т. бывают натуральные, издающие только звуки
 натуральной гаммы, и хроматические, с вентилями. Натуральные Т. бывают
 различных величин, а потому различных строев. На некоторых Т. строи
 меняются с помощью машинок или кронов. Т.- инструмент преимущественно
 транспонирующий. Партия пишется как бы в тональности С в скрипичном
 ключе и транспонируется на тот интервал выше или ниже, на какой строй Т.
 отстоит от тональности C. Хроматические знаки ставятся не в ключе, а при
 нотах. Низкие ноты, написанные в басовом ключе, всегда транспонируются
 вверх на октаву или другой интервал, смотря по строю Т. Трубы строев As
 basso, А, В, Н (низкий строй) транспонируются в скрипичном ключе на
 интервал вниз, смотря по строю; напр. нота соль будет звучать в первой
 Т. на большую терцию вниз (ми бемоль), а в третьей - на большую секунду
 вниз (фа), Затем Т. С, Des, D, ES - средний строй. В строе С партия Т.
 звучит как пишется; в других строях ноты транспонируются на интервал
 вверх, напр. нота соль будет звучать в Т. Des на малую секунду вверх, в
 Т. Es - на малую терцию вверх. Высокие строи Т. - Е, F транспонируются
 тоже вверх. Высшие - Ges, G, As atto - также. Наиболее употребительный
 звуковой объем Т. As basso, A, В, Н, С, Des, D, Es в две октавы, от соль
 в малой октаве до ноты соль во второй октаве по письму, но не по звуку,
 так как последний с каждым строем будет меняться. Объем Т. Е и F
  - от до в малой октаве до ми во второй октаве, по письму. Объем в Т.
 Ges, G, As alto - от до в малой октаве до до во второй октаве. Общий
 характер Т. энергичный, воинственный, светлый, но, смотря по строю, в
 частностях характер меняется; напр. в строе С звук простой, в. Des -
 яркий, блестящий и т. д. От вкладывания в раструб демфера (род пробки)
 звук значительно ослабляется. Низшие звуки Т. глухие, средние -
 поддаются всем нюансам, от piano до fortissimo, Верхние звуки -
 преимущественно склонны к forte. Выдерживаемые, но не слишком
 продолжительные ноты, мелодии и пассажи, преимущественно гармонические
 (разбитый аккорд - фанфара), игра несвязанными нотами-в характере Т.
 Быстрое Повторение одной и той же ноты с помощью двойного или тройного
 удара языка (Schmetterton) весьма доступно для Т. В оркестре применяют
 преимущественно две Т. Обе их партии пишутся на одной системе и в одном
 строе. Звуки двух Т. должны по большей части совпадать в консонансах.
 Для Т. выбирается тот строй, который может дать требуемые пьесой
 натуральные звуки этого строя. Уже 30 лет как натуральная Т. вытеснена
 Т. с вентилями или хроматическою Т. (Trompette a piston,
 Ventiltrompete). От вентилей Т. приобрела хроматическую гамму, но
 потеряла серебристую звучность и отчасти воинственный характер
 натуральной Т. Хотя на ней можно играть плавно идущие мелодии, но лучше
 писать партию в характере натуральной Т. Наиболее употребительные строи
 Т. с вентилями - Es, Е, F. Объем Т. в F - от до в малой октаве до ноты
 ми во второй, по письму. Звучит эта Т. на кварту выше писанных нот, т.
 е. настоящий звуковой объем будет от фа в малой октаве до ноты ля во
 второй октаве.
  Н. С.
  Трубецкой (князь Сергей Петрович) - один из наиболее известных членов
 тайного общества в царствование имп. Александра I (так называемых
 декабристов). Род. в 1790 г., служил в гвардии и во время войн с
 Наполеоном обратил на себя внимание своею храбростью. По возвращении
 из-за границы Т. вступил в масонскую ложу "трех добродетелей", в 1818-19
 г. был в ней неместным мастером, затем почетным членом. Т. вместе с
 Александром и Никитою Муравьевыми первые пришли, в 1816 г., к мысли о
 необходимости образования тайного общества, которое и составилось в
 феврале 1817 г. под названием "союза спасения" или "истинных и верных
 сынов отечества"; устав его написал Пестель. Во внешних приемах этого
 общества чувствовалось еще влияние масонства. По показанию Т., члены
 "союза спасения" преимущественно говорили "о обязанности подвизаться для
 пользы отечества, способствовать всему полезному если не содействием, то
 хотя изъявлением одобрения, стараться пресекать злоупотребления, оглашая
 предосудительные поступки недостойных общей доверенности чиновников,
 особенно же стараться усиливать общество приобретением новых надежных
 членов, разведав прежде о их способностях и нравственных свойствах или
 даже подвергнув их некоторому испытанию". Вскоре "союз спасения" был
 преобразован и получил название "союза благоденствия", первая часть
 устава которого была составлена Александром и Михаилом Муравьевыми, П.
 Колошиным и кн. Т., при чем они пользовались уставом немецкого тайного
 общества Тугендбунда. Любопытно, что немецкий устав настаивает на
 освободительных мерах относительно крестьян и требует, чтобы каждый
 вступающий в союз обязался в течение того же хозяйственного года
 освободить своих крестьян и превратить находящуюся в пользовании
 крестьян землю, обремененную барщиной, в свободную собственность,
 которая могла бы дать им достаточное пропитание; между тем в русском
 уставе помещикам рекомендуется только человечное отношение к крестьянам,
 забота об их просвещении и, в случае возможности, борьба с
 злоупотреблениями крепостным правом. Проект второй части устава "союза
 благоденствия", написанный Т., не был одобрен коренною управою общества
 и впоследствии уничтожен. Т. вербовал в члены общества даже людей, мало
 ему знакомых. Так, в 1819 г. он обратился к Жуковскому, но тот,
 возвращая ему устав, сказал, что он "заключает в себе мысль такую
 благодетельную и такую высокую, что он счастливым бы себя почел, если бы
 мог убедить себя, что в состоянии выполнить его требования, но что к
 несчастию он не чувствует в себе достаточной к тому силы". Напротив, Н.
 И. Тургенев принял предложение Т. После съезда членов союза
 благоденствия в Москве, в начале 1821 г., общество объявлено было
 уничтоженным, но на юге Пестель и другие не согласились с этим и
 немедленно образовали южное общество, в Петербурге же северное общество
 составилось лишь в конце 1822 г. Во главе его стоял Никита Муравьев, но
 в конце 1823 г. нашли более удобным, для успеха дела, иметь трех
 председателей, и к нему присоединили кн. Евг. Оболенского и Т., только
 что возвратившегося из-за границы. В бумагах Т. был найден впоследствии
 список (с неважными переменами) проекта конституции Никиты Муравьева,
 предполагавшего учредить в России монархию ограниченную, причем государю
 предоставлялась власть подобная той, которой пользуется президент
 Соедин. Штатов. Когда в 1823 г. в Петербург приезжал Пестель и убедил
 кн. Оболенского признать необходимость республиканского правления в
 России, то Т. разубедил его в этом, доказав, что республику можно
 учредить не иначе, как истребив императорскую фамилию, что привело бы в

<< Пред.           стр. 1039 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу