<< Пред.           стр. 1060 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 Guerin-Meneville, в "Annales d. I. Soc. Entom. de France" (1845 и 1847).
  М. Римский-Корсаков.
  Ускорение (Acceleration, Beschleanigung) - У. есть величина, которая
 выражает быстроту изменения скорости, как по величине, так и по
 направлению. Изменение скорости движения точки в течение промежутка
 времени от момента t до момента t1, есть геометрическая разность между
 скоростью v1 в момент t1 и между скоростью v в момент t. Эта разность
 есть также скорость, изображаемая тою хордою годографа , которая
 соединяет оконечность вектора ОН годографа (изображающего величину и
 направление скорости v с оконечностью вектора ОH1 годографа
 (изображающего величину и направление скорости v1 . Отношение изменения
 скорости к промежутку времени можно назвать средними У. для этого
 промежутка. Предел, к которому приближается среднее У. при уменьшении
 промежутка времени, т. е. при приближении момента t1 к моменту t,
 представляет величину У. в момент t. Можно сказать, что величина У.
 представляется величиною скорости точки H, описывающей годограф
 одновременно с движением рассматриваемой точки по ее траектории.
 Направление скорости точки H можно рассматривать как направление У.
 Вследствие этого У. в каком либо движении представляется как вектор ,
 имеющий величину и направление. Величина всякого У. измеряется
 отношением длины к квадрату времени, подобно тому, как величина всякой
 скорости измеряется отношением длины к времени. Единица У. будет
 отношение единицы длины к квадрату единицы времени и, следовательно,
 величина единицы У. будет зависеть от величин единиц длины и времени.
 Если точка движется прямолинейно и равномерно-ускоренно , т. е. с
 постоянным У. и притом У. равно , а точка в начальный момент вышла из
 покоя, то в первую единицу времени она пройдет половину единицы длины.
 У. силы тяжести на уровне моря на широте Парижа равно:
  ;
  Направление У., изображенного в виде вектора, отложенного от места
 точки на ее траектории, всегда заключается в плоскости соприкосновения
 траектории в этом месте. Проекция У. на направление скорости равна и это
 величина положительная, если скорость возрастает с увеличением t, в
 противном случае эта величина отрицательная. Проекция У. на направление
 главной нормали, направленной в вогнутую сторону, т. е. к центру
 кривизны кривой, равна , где R есть величина радиуса кривизны траектории
 места точки на этой кривой. Величина эта всегда положительная, так что
 У. никогда не может быть направлено в выпуклую сторону траектории. Если
 траектория имеет точку перегиба, то в этой точке R равен бесконечности и
 потому У. здесь может быть направлено только вдоль по кривой. При
 прямолинейном движении У. везде направлено вдоль по прямой и тогда оно
 может быть выражено так:
  .
  Проекции У. на оси координат могут быть выражены производными второго
 порядка от координат по времени, т. е. величинами: Д. Б.
  Успение Божией Матери (15 авг.) - дванадесятый богородичный праздник.
 По самому древнему и общепринятому преданию церкви, событие это
 представляется в таком виде: после вознесения на небо И. Христа Пресв.
 Дева, оставаясь, согласно завещанию Сына, на попечении св. Иоанна,
 постоянно пребывала в подвиге поста и молитвы и в живейшем желании
 созерцать Сына, седящего одесную Бога Отца. День кончины Ее был открыт
 Ей от Господа. В этот день апостолы были восхищены на облаках из разных
 стран земли и поставлены в Иерусалиме. Сам Господь с ангелами и святыми
 явился в сретение души Ее. Согласно воле Пресв. Девы, тело Ее было
 погребено близ Иерусалима, в Гефсимании, между гробами Ее родителей и
 обручника. На третий день, когда не бывший при кончине Богоматери ап.
 Фома пришел ко гробу, тела Ее уже не было в гробнице. Церковь всегда
 веровала, что оно было взято на небо. Праздник У. Богоматери восходит к
 древнейшим временам христианства. В IV в. он является уже повсеместным,
 как это видно из свидетельства Григория Турского и из упоминания его во
 всех древнейших календарях. В V в. написаны стихиры на этот праздник
 Анатолием, патриархом константинопольским, а в VIII в.
  - два канона, приписываемые Козьме Святоградцу и Иоанну Дамаскину.
 Первоначально праздник совершался 18 января, но по местам праздновался
 15 августа. Всеобщее празднование его 15 августа установлено при
 императоре Маврикии (с 582 г.). В настоящее время он чествуется церковью
 с 14 по 23 августа. К празднованию его верующие приготовляются
 двухнедельным постом, который называется Успенским и продолжается с 1 до
 15 августа . В праздник У. церковь прославляет Богоматерь, честнейшую
 херувимов и без сравнения славнейшую серафимов, которая ныне, как
 царица, предстала одесную Сына, и, приняв под Свое покровительство род
 человеческий, ходатайствует за него к благосердию Владыки. Вместе с тем
 событием У. Богоматери церковь учит нас, что смерть не есть уничтожение
 нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения
 к вечному бессмертию. К этой основной цели с IV в. присоединяется и
 другая - обличить заблуждение еретиков, которые отрицали человеческую
 природу Пресвятой Девы и утверждали, поэтому, что о смерти Богоматери не
 может быть и речи. Таково было заблуждение коллиридиан, еретиков IV в.
  Успенский (Глеб Иванович) - известный писатель. Род. 14 ноября 1840
 г. в Туле, где его отец, сын сельского дьячка, служил секретарем палаты
 государственных имуществ. Учился в тульской и черниговской гимназиях;
 поступил сначала в петербургский унив., по юридическому факультету,
 потом перешел в московский, но по недостатку средств не мог окончить
 курса и вышел из университета в 1863 г. В это время умер его отец, и
 семья осталась без всяких средств. У. был вынужден усиленно заниматься
 литературной работой, к которой он обратился еще в бытность свою
 студентом, сотрудничая в журнале Колошина "Зритель", где в 1862 г.
 напечатан был его первый рассказ: "Старьевщик". В 1864 - 1865 гг. в
 "Русском Слове" появилось, за подписью У., несколько рассказов из быта
 мелкого чиновничества, не попавших ни в одно собрание его сочинений;
 только немногие из них перепечатаны в изданной В. Е. Генкелем книжке: "В
 будни и в праздник. Московские нравы" (СПб., 1867). Литературная
 известность У. начинается с 1866 г., когда в "Современнике" явились его
 очерки: "Нравы Растеряевой улицы". Продолжение этих очерков печаталось в
 "Женском Вестнике" 1867 г. В том же году несколько очерков У. появилось
 в "Деле", а начиная с 1868 г. он стал печатать свои произведения почти
 исключительно в "Отеч. Записках", лишь изредка помещая мелкие вещи в
 других изданиях, напр. ("СПб. Ведомости", 1876 - письма из Сербии,
 "Pyccкие Ведом.", 1885 - письма с дороги). После прекращения "Отеч.
 Записок" У. был сотрудником сначала "Сев. Вестн.", затем "Русской
 Мысли". В начале 1893 г. его постигла душевная болезнь, положившая конец
 его литературной деятельности. Последнее его произведение - небольшая
 сказка - напечатано в "Русском Богатстве" того же года. Отдельно из
 сочинений У. в первый раз изданы были Печаткиным "Очерки и Рассказы"
 (СПб., 1866). Это издание, с дополнениями, повторено в 1871 г. В том же
 году явилось "Разоренье", а в следующем - "Нравы Растеряевой улицы".
 "Наблюдения одного лентяя" и "Про одну старуху" напечатаны были в 1873
 г. в виде отдельного томика "Библиотеки современных писателей". После
 того явились еще: "Глушь. Провинциальные и столичные очерки" (Cпб.,
 1875) и "Из памятной книжки. Очерки и рассказы Г. Иванова" (СПб., 1879).
 В 1885 г. вышло собрание сочинений У. в 8-ми тт., за которым вскоре
 последовали три издания Павленкова - два первые в двух, третье в трех
 тт. В этом последнем издании собрано все напечатанное У. с 1866 г., за
 исключением указанных выше очерков, двух небольших рассказов, помещенных
 в "Иллюстрированной Газете" В. Р. Зотова, 1873 г. (там же, 1873, № 1,
 впервые напечатан и портрет У.), рассказа "Злые новости" ("Отеч. Зап. ",
 1875, № 3) и "Воспоминания о Некрасове" ("Пчела" М. О. Мивешина, 1878,
 янв.). Литературную деятельность У. можно разделить на два периода. В
 первом - приблизительно до конца 70-х годов - У. является
 преимущественно бытописателем разного мелкого городского люда -
 мастеровых, мещан, маленьких чиновников и т.п. "обывателей", с их
 ежедневными нуждами и тревогами в борьбе за существование и с их
 смутными порываниями к лучшей жизни. Сюда же примыкают картинки из жизни
 провинциального и столичного "мыслящего пролетариата", с его идеальными
 стремлениями, надеждами и тяжелыми разочарованиями, и путевые очерки из
 заграничных поездок У., побывавшего во Франции (после коммуны), затем в
 Лондоне и, наконец, в Сербии, вместе с русскими добровольцами 1876 г. Во
 втором периоде своей деятельности У. является представителем так назыв.
 "народничества", избирая предметом своих изучений и очерков почти
 исключительно различные стороны деревенской жизни. Развитие и содержание
 этой деятельности У. вполне отвечало характеру и интересам русского
 общества 60-х и 70-х гг. В эпоху реформ, когда молодой писатель впервые
 выступил на литературном поприще, внимание нашей передовой литературы
 поглощено было "разночинцами" той общественной среды, мимо которой
 прежде обыкновенно проходили без внимания и которая в эту пору сразу
 выдвинула в литературу нескольких крупных представителей. Успенский по
 своему происхождению сам принадлежал к этой среде, сам жил ее жизнью и с
 детства вынес на себе все ее горести и лишения. Одаренный от природы
 отзывчивым сердцем, он уже в ранней юности глубоко прочувствовал всю
 тяжесть, а нередко и безвыходность этих темных существований,
 изобразителем которых он явился в первых своих произведениях. "Вся моя
 личная жизнь" - говорит он в своей автобиографической записке, - "вся
 обстановка моей личной жизни до 20-ти лет обрекала меня на полное
 затмение ума, полную погибель, глубочайшую дикость понятий,
 неразвитость, и вообще отделяла от жизни белого света на неизмеримое
 расстояние. Я помню, что я плакал беспрестанно, но не знал, отчего это
 происходит. Не помню, чтобы до 20ти лет сердце у меня было когда-нибудь
 на месте. Начало моей жизни началось только после забвения моей
 собственной биографии, а затем и личная жизнь, и жизнь литературная
 стали созидаться во мне одновременно собственными средствами". В первом
 своем более крупном произведении: "Нравы Растеряевой улицы" У. явился
 правдивым изобразителем жизни того мелкого серого люда, к которому он
 присмотрелся у себя на родине - его нравов и понятий, дикого невежества
 и горького пьянства, ничтожества, бессилия и почитания "кулака", того,
 "что изуродовало нас и заставило нутром чтить руку бьющего паче ближнего
 и паче самого себя..." - "Вот какие феи", говорит У., "стояли у нашей
 колыбели. И ведь такие феи стояли решительно над каждым движением, чем
 бы и кем бы оно ни возбуждалось. Не мудрено, что дети наши пришли в ужас
 от нашего унизительного положения, что они ушли от нас, разорвали с
 нами, отцами, всякую связь..." От этого статического изображения
 общества У. переходит к динамическому - к изображению того движения,
 которое началось в пору перелома русской жизни, "когда в наших местах
 объявились новые времена" и одни стали подниматься снизу вверх, другие,
 наоборот, падать сверху на самое дно, так как старый, питавший их склад
 жизни, уже отошел в историю, а к новому приспособиться они были не в
 силах. Это перемещение центра тяжести - все в той же общественной среде,
 которую У. изображал и ранее - составляет содержание ряда новых очерков:
 "Разоренье", "Новые времена - новые заботы" и др. Рассчитавшись в первых
 своих произведениях с той "биографией, которую ему необходимо было
 забыть, чтобы начать новую жизнь "собственными средствами", У. обратился
 к этой новой жизни. "Все; что накоплено мною собственными средствами в
 опустошенную забвением прошлого совесть", говорит он в автобиографии,
 "все это пересказано в моих книгах, пересказано поспешно, как пришлось,
 но пересказано все, чем я жил лично. Таким образом, вся моя новая
 биография, после забвения старой, пересказана почти изо дня в день в
 моих книгах. Больше у меня в жизни личной не было и нет". Эти слова как
 нельзя точнее обрисовывают и отношение самого писателя к изображаемой им
 жизни: он - не посторонний, более или менее равнодушный наблюдатель
 проходящих мимо него явлений; он переживает их на самом себе, отзываясь
 на них всем своим существом, глубоко чувствуя своим отзывчивым сердцем
 весь трагизм захватывающих его положений, пробивающийся наружу нередко
 из-под комической внешности. "На дне каждого его рассказа", говорит Н.
 К. Михайловский, "лежит глубокая драма"; впечатления, для него самого
 мучительные, "льются как жидкость из переполненного сосуда". Чаще всего
 жизнь дает ему ряд положений внешне комических, под которыми чувствуется
 глубокий внутренний трагизм; впечатление усиливается и обостряется этою
 противоположностью внешности с внутренним содержанием наблюдаемых
 фактов. Самый мелкий, повседневный случай, виденный, слышанный или
 просто вычитанный из газет, случай, мимо которого большинство проходит
 совершенно равнодушно, ничего не замечая, ни о чем не думая, для У.
 получает серьезное и общее значение, глубоко западает в его ум и душу и
 "сверлит" их до тех пор, пока не найдет себе исхода в простом,
 безыскусственном, но проникнутом страстною силою рассказе, где каждое
 слово пережито написавшим его. Повествуя о том, как новое общественное
 движение 60-х гг. отозвалось в низших слоях городского населения, куда
 постепенно стали проникать новые, неведомые ранее мысли, разъедающие
 прежний строй жизни и по-видимому прочно установившихся понятий, У.
 характеризует этот процесс названием "болезни совести" или стремления к
 "сущей правде". Правда настойчиво предъявляет свои права среди
 насыщенной всевозможною тяготою действительности: "никогда еще так не
 болели сердцем, как теперь", говорит У. Эта болезнь наблюдается им
 повсюду - и среди людей темных, инстинктивно порывающихся осмыслить свое
 существование, и среди "интеллигентных неплательщиков": всех гложет тот
 же "червяк", у всех "душа не на месте" и тревожно ищет равновесия,
 утраченной цельности. Всего сильнее и мучительнее болел сердцем сам
 писатель, чутко подмечавший и отражавший в своих произведениях это общее
 беспокойное состояние. Во всей русской литературе еще не было и до сих
 пор нет другого писателя, у которого это беспокойное искание "грядущего
 града" сказалось бы с такой захватывающей искренностью и с такой
 глубокой скорбью. Вторая половина 70-х гг., когда У. возвратился в
 Россию из заграничной поездки, также оставившей свой след в том, что он
 называл своей "душевной родословной", характеризуется в нашей литературе
 развитием так назыв. "народничества". Это было время, когда впервые
 получило ясную формулировку сознание "неоплатного долга" интеллигенции
 народу, послышались призывы "в деревню" и началось "хождение в народ",
 отразившееся в литературе, на первых же порах, расцветом "мужицкой"
 беллетристики. Это общее веяние той поры не могло не захватить и У., в
 глазах которого мужик рисовался тогда "источником искомой правды".
 Случай доставил Успенскому возможность стать с этим источником в
 непосредственные отношения: он приглашен был заведывать крестьянской
 ссудо-сберегательной кассой в одном из уездов Самарской губ. и, таким
 образом, мог проверить на опыте свои теоретические представления о
 деревне. Эта проверка, результатом которой явился ряд новых очерков
 деревенской жизни, произвела на самого У. крайне удручающее впечатление:
 она разрушила те кабинетные иллюзии, которым предавались народолюбцы,
 идеализировавшие мужика, как носителя всевозможных добродетелей.
 Деревенская жизнь повернулась к У. своей оборотной стороной; он увидел в
 ней господствующее стремление - "жрать", которое разрушает все
 нравственные понятия, сводя всю жизнь к измышлению способов добычи денег
 и отдавая деревню во власть "кулакам". Этот вывод, сделанный У. с
 обычною для него полною искренностью, для многих явился неожиданным, но
 едва ли не более всех - для самого У. "Я в течение полутора года не знал
 ни дня, ни ночи покоя", писал он. "Тогда меня ругали за то, что я не
 люблю народ. Я писал о том, какая он свинья, потому что он действительно
 творил преподлейшие вещи... " С этим безотрадным выводом он не в
 состоянии был помириться. "Мне нужно было знать", говорит он, "источник
 всей этой хитроумной механики народной жизни, о которой я не мог
 доискаться никакого простого слова и нигде. И вот, из шумной,
 полупьяной, развратной деревни забрался я в лес Новгородской губ., в
 усадьбу, где жила только одна крестьянская семья. На моих глазах дикое
 место стало оживать под сохой пахаря, и вот, я тогда в первый раз в
 жизни увидел действительно одну подлинную, важную черту в основе их
 жизни русского народа, именно - власть земли. Таким образом, поиски
 идеала в деревне привели У. к заключению, что "воля, свобода, легкое
 житье, обилие денег, т. е. все то, что необходимо человеку для того,
 чтобы устроиться, мужику причиняет только крайнее расстройство, до того,
 что он делается вроде свиньи"; спасти его от этого расстройства может
 только "власть земли", т. е. полная зависимость всего строя крестьянской
 жизни от ее основной цели - земледельческого труда, который дает мужику
 хлеб, но зато и создает для всей его деятельности строгие рамки. Земля
 нужна народу не только как обеспечение его хозяйственного положения, но
 и как ручательство его нравственного равновесия; от этой власти он не
 может уйти не только потому, что рухнет все его хозяйство, но и потому,
 что жизнь его потеряет тогда всякий смысл. Исходя из этого общего
 начала, У. является решительным защитником власти крестьянского "мира" и
 схода, как единственно нормальной для деревни; в установившемся веками
 общинном укладе сельской жизни он видит корень всей народной
 нравственности, а вторжение в общинный быт индивидуализма признает
 гибельным и разрушительным. В этом духе написаны им "Власть земли" и
 другие позднейшие очерки из народного быта. - Внешняя форма произведений
 У. отличается недостаточностью литературной отделки: он не мог
 заботиться о слоге и художественности не только потому, что не имел
 времени этим заниматься, но в особенности потому, что это противоречило
 бы его нервной, страстной натуре, побуждавшей его как можно скорее
 передавать свои впечатления в том самом виде, как они ложились ему на
 душу. Он дает читателю обрывки, недосказанные рассказы, торопливо
 набросанные мысли, которые он и сам называет "черной работой
 литературы", в широкой мере примешивая к изображению типов и сцен из
 жизни публицистические рассуждения. Все, им написанное, производит
 впечатление возбужденной речи нервного человека, который спешит
 поделиться с другими тем, от чего в данную минуту болит его сердце. Эти
 произведения даже как-то странно назвать обычным словом беллетристика,
 Н. К. Михайловский недаром видит в них скорее "оскорбление беллетристики
 действием", - до такой степени У. нарушает общепринятые манеры повести
 или рассказа. Несмотря на это, У. обладает большим художественным
 талантом: при полном отсутствии каких-либо украшений речи, картинность
 его изображений большею частью очень сильна, благодаря способности метко
 уловить и наглядно передать виденное и слышанное. Самое выдающееся и
 самое ценное свойство У. - его безусловная и всегдашняя искренность. Он
 всегда прямо высказывает свои мысли и смело договаривает их до конца,
 хотя бы они шли в разрез с понятиями, установившимися в том кругу, к
 которому он сам принадлежит. По справедливому замечанию Н. К.
 Михайловского, У. нередко открыто "делает дерзости духу времени". Эта
 прямота и независимость убеждений У., вместе с его горячей сердечной
 отзывчивостью и неустанным исканием правды, делают его одним из самых
 замечательных и привлекательных писателей своего поколения и времени.
 См. ст. Н. К. Михайловского при Павленковских изд. сочинения У. и в
 "Соч. " Михайловского (т. VI); Скабичевский, "Беллетристы-народники" и
 "История нов. русской лит. "; Протопопов, в "Русской Мысли" (1890, №№ 8
 и 9); Ср. Миллер, "Г. И. Успенский. Опыт объяснительного изложении его
 сочинений" (СПб., 1889); А. Н. Пыпин, "История русской этнографии" (т.
 II, гл. XII).
  П. Морозов.
  Уссури - р. Приморской обл., правый приток Aмуpa, образуется из
 слияния р. Даубихэ и Улахэ (Сандогу-Улахэ), в 4 вер. ниже телеграфной
 станции Бельцовой; течет первоначально по довольно открытой долине, имея
 ширину в среднюю воду от 50 до 100 саж., и в некоторых местах разбиваясь
 на протоки, образующие острова. В 135 вер. от слияния упомянутых двух
 pp. У., после впадения в нее с левой стороны р. Сунгачи, расширяется и
 течет с Ю на С более спокойно, местами разделяясь на протоки. Ниже

<< Пред.           стр. 1060 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу