<< Пред.           стр. 1065 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 тонкая металлическая трубочка в виде S, к концу которой прикреплен
 двойной мундштук из двух тесно сложенных пластинок, как у гобоя. Ф.
 изобретен в 1539 г. каноником Афранио в Ферраре. Значительно
 усовершенствованный в середине XVI стол. инструментальным мастером
 Зигмундом Шейцером в Нюрнберге, Ф. получил всеобщее распространение в
 Германии, Франции, Италии. Позднее Алменредер усовершенствовал систему
 клапанов и дырочек и урегулировал звучность каждой ноты хроматической
 гаммы, издаваемой этим инструментом. Ф. имеет важное значение басового
 голоса среди духовых деревянных инструментов. Это один из полезнейших
 инструментов симфонического оркестра. Партия Ф. пишется в басовом ключе
 для низких и средних звуков и в теноровом для высоких. Ноты звучат как
 пишутся. Объем - от contra В до Н в первой, октаве. Лучшие регистры -
 низкий и средний; высокий регистр в первой октаве имеет звук сдавленный.
 Легче играть в строях с небольшим числом диезов или бемолей. Техника Ф.
 схожа с техникою гобоя. Трели, состоящие из двух нот с диезами или
 бемолями, трудны. В оркестре пишут две партии Ф. на одной системе. Ф.
 весьма полезен для подкрепления струнных инструментов низкого строя.
 Чрезвычайно редко применяется для небольшого соло. Кварт-фагот -
 увеличенный Ф. - имеет по письму тот же объем, но каждая нота звучит на
 чистую кварту ниже писанной ноты. С введением контра-фагота , в котором
 каждая нота звучит октавою ниже писанной, кварт-фагот вышел из
 употребления. Н. С.
  Фазановые (Phasianidae) - обширное семейство куриных птиц (Gallinae),
 часто делится на несколько более мелких самостоятельных семейств. В
 широком смысле слова к Ф. относятся те куриные, которые обладают очень
 глубокими вырезками, на заднем краю грудной кости, - вырезками,
 превосходящими половину длины этой кости, а также - более короткою
 основною фалангою заднего пальца, чем соответственная фаланга третьего
 пальца. В отличие от ceм. Opistocomidae - киль грудины хорошо развит; в
 отличие от сем. Cracidae и сем. Megapodidae - задний палец расположен
 выше передних. В этом смысле к Ф. принадлежит большинство настоящих
 куриных птиц с довольно коротким, изогнутым и крепким клювом, щелевидные
 ноздри которого обыкновенно прикрыты голыми пластинками; - с
 сравнительно небольшою головою и сильною шеей; - часто с голыми, не
 оперенными местами на голове, в особенности вокруг глаз, и иногда с
 мясистыми выростами на подбородке, возле ушей или на лбу и темени; - с
 короткими округленными крыльями; с сильными и грубыми ногами,
 приспособленными для ходьбы и для разрывания земли. Растительная и
 отчасти смешанная пища, вторичные половые признаки самцов, часто
 встречающаяся полигамия, значительное число яиц одной кладки, способ
 устройства гнезда, располагаемого в громадном большинстве случаев на
 земле, характер и поведение птенцов, наконец, образ жизни, - все эти
 признаки для Ф. в равной мере характерны, как и для куриных вообще. Ф.
 принято делить на 6 групп (подсемейств), именно на: тетеревиных
 (Tetraorninae), куропатковых (Perdicinae), древесных кур
 (Odontophorinae), фазановых в соб. см. (Phasianinae), павлиновых
 (Pavoninae) и цесарковых (Numedinae). У представителей первых трех
 подсем. в отличие от других Ф. на голове, за исключением разве одной
 полоски над глазами, нет неоперенных мест. Тетеревиные, в частности,
 отличаются оперенными ноздрями и оперенною цевкою. У куропатковых и
 древесных кур ноздри прикрыты голою чешуйкою, а плюсна покрыта щитками.
 В отличие от куропатковых подклювье древесных кур снабжено с каждой
 стороны двумя зубцами. Цесарковые отличаются от Ф. в соб. см. и от
 павлиновых - коротким хвостом. Удлиненный хвост павлиновых - плоский, у
 Ф. крышеобразный. Древесные куры (Odontophorinae), водящиеся в числе
 около 50 видов в Америке, заменяют собою в Нов. Свете куропаток Ст.
 Света. Это - средней величины или мелкие, пестро окрашенные птицы,
 вполне напоминающие формою своего тела куропаток, а по образу жизни
 занимающие среднее место между ними и тетеревиными. Одни из древесных
 куропаток, как, напр., виргинская перепелка (Ortyx virginianus),
 водящаяся на юге Сев. Америки и разводимая в большом количестве в неволе
 не только в Америке, но и в Европе (Англия), в данном отношении сходны с
 европейскими куропатками; другие, как, напр., хохлатые перепелки
 (Саllipepla) - напоминают рябчиков. Виды Саllipepla, отличающиеся
 существованием на темени высокого хохолка из 2-10 приподнятых,
 расширенных на конце и изгибающихся вперед перьев, живут в густых
 кустарниках и зарослях молодого леса и в случае опасности взлетают на
 деревья, где стараются скрыться, прижимаясь к стволу или толстым ветвям.
 Более известный вид калифорнийский перепел (С. californica, s. Lophortyx
 californiens), - немногим меньше нашей серой куропатки . Представителями
 Ф. в соб. смысле (Phasianinae) могут служить фазаны настоящие (р.
 Phasianus), фазаны ушастые (р. Crossoptilon), петухи (р. Gallus) и Ф.
 куры (Gallophasis). Из ряда признаков, характеризующих это подсем.,
 заслуживают внимания - шпоры, почти всегда существующие на ногах у
 самцов, затем, - короткие, сильно округленные крылья, обыкновенно
 длинный и широкий, кровлеобразный хвост из 12-18 перьев, из которых
 средние нередко удлинены, наконец, расширенный в форме горизонтальной
 пластинки, соответственно сильному развитию хвостовых перьев, остистый
 отросток последнего хвостового позвонка. Все Phasianinae - оседлые
 птицы, живущие в лесах, реже в кустарниках, и предпринимающие лишь
 незначительные странствования после вывода птенцов. Все они плохо и
 неохотно летают, но хорошо бегают, нередко помогая себе при этом
 крыльями. Не делая значительных перелетов, они никогда не взлетают
 высоко над землею. Во время гнездования между самцами происходят
 жестокие бои. Полигамия составляет правило. Яйца (6-10 и больше)
 кладутся на землю в углубление, выстилаемое сухими листьями и хворостом.
 Птенцы уже на третьей неделе могут взлетать на деревья. После вывода
 птенцов большинство соединяется в небольшие смешанные стаи. Различия
 между самцами и самками выражено здесь особенно резко. Самцы вообще
 отличаются блестящим, часто очень ярким оперением. Группа Phasianinae
 представляет большой биологический интерес в том отношении, что здесь
 легче и чаще, чем у другой какой-либо группы птиц, как в неволе, так и
 на свободе, происходит спаривание между различными видами и даже родами
 и образование гибридов. Несомненно, что некоторые из описанных видов
 представляют продукт именно такой гибридизации. Некоторые из гибридов,
 как напр. гибриды от самцов кавказского Ф. (Phasianus colchicus) и самок
 кольчатого Ф. (Ph. torquatus), или пестрого (Ph. versicolor) могут
 размножаться. В птичниках нередко встречаются гибриды между домашними
 петухами и родами Phasianus и Gallophasis. Ю. Вагнер.
  Факсимиле (от латинск. "fac simile" = делай подобное") -
 воспроизведение всякого графического оригинала - рукописи, рисунка,
 чертежа, гравюры, подписи, монограммы, - передающее его вполне точно, со
 всеми подробностями. В прежнее время Ф. делалось посредством прорисовки
 оригинала чрез прозрачную бумагу и затем гравирования на металле или
 дереве и литографирования, в новейшее же время изготовление подобных
 снимков очень облегчилось, благодаря изобретению и усовершенствованию
 светописи - фотографии, фототипии, фотогравюры, фотоцинкотипии и
 фотолитографии, дающих возможность получать безусловно верные Ф. чисто
 механическим путем. Процесс исполнения таких воспроизведений называется
 "факсимилированием".
  Факт (от латинск. facere делать, нем. Thatsache) - логический термин,
 имеющий обширное и не всегда определенное значение. В противоположность
 общему, идее, Ф. есть всегда нечто единичное. Ф. есть то основание, на
 котором строится теория, то, что требует объяснения, даваемого наукою.
 Он должен быть твердо установлен и в таком случае является инстанцией,
 которую замолчать или обойти нельзя. Достаточно одного Ф.,
 противоречащего теории, для того, чтобы признать ее ложною. Клод Бернар
 в своем введении в экспериментальную медицину говорит, что "Ф. сам по
 себе есть ничто: он имеет значение лишь поскольку с ним связана идея или
 поскольку он служит доказательством чего-либо. Когда новый Ф. называют
 открытием, то открытие составляет не Ф. сам по себе, но новая идея, из
 него вытекающая; точно также если Ф. что-либо доказывает, то не Ф. сам
 по себе служит доказательством, а лишь разумное отношение, которое он
 устанавливает между явлением и его причиною. Эта связь или отношение и
 составляет научную истину". Все это справедливо; если смотреть на Ф. как
 на нечто случайное; но Ф. есть выражение общего закона, и без точного
 описания и установки Ф. самый закон найден быть не может; поэтому всякий
 Ф. имеет безусловное значение, как точка отправления для теории. В
 словаре Болдвина ("Dictionary of philosophy", 1901) мы находим следующее
 определение Ф.: "Ф. есть объективно данное, установленное опытом, но
 рассматриваемое независимо от того пути, которым оно установлено". В
 этом определении понятию опыта придано самое широкое, а понятно Ф. -
 самое узкое значение, ибо под Ф. обыкновенно разумеют не только
 объективно данное, т. е. предмет, но и субъективно данное в сознании, т.
 е. явление. Мы говорим о фактах сознания на ряду с фактами физического
 мира; давно прошедшие события мы называем Ф. истории, и даже
 мифологические представления или измышления спиритов готовы назвать Ф.
 интеллектуальной или нравственной жизни, хотя бы и патологической. Из
 этого явствует, что под понятием Ф. подводится весьма разнообразное
 содержание, имеющее лишь два общих признака: Ф. обозначает всегда нечто
 единичное и с представлением о Ф. связана всегда уверенность в
 действительном, реальном существовании содержания известного
 представления. Так, для спирита материализованный дух есть Ф., в
 реальность которого спирит верит, в то время как для неспирита
 материализация есть лишь Ф. сознания верующего, реальным же Ф. является
 производимый спиритом обман. Понятие опыта в определении Болдвина
 употреблено в значении, противоположном умозрению, т. е. Ф. признается
 то, что найдено нашими чувствами, внутренними или внешними, а не путем
 длинного ряда умозаключений. Э. Р.
  В истории фактами называются главным образом отдельные события
 (прагматические Ф.). но то же название распространяется и на все явления
 исторической жизни, которые могут быть констатированы. Битва при
 Бородине - Ф., но Ф. может быть названо и существование крепостного
 права в России до 1861 г. В этом смысле фактам противополагаются мифы
 или легенды. Все фактическое содержание истории сводится к прагматизму и
 культуре, т. е. к событиям и состояниям, имевшим место в
 действительности. О многих Ф. мы знаем непосредственно из исторических
 источников, свидетельствующих о их существовании, раз достоверность этих
 источников не подлежит сомнению. Есть и такие Ф., о которых источники
 молчат, но о существовании которых мы догадываемся или существование
 которых должны предполагать, заключая от фактически известных следствий
 к неизвестным их причинам или судя по аналогии с тем, что находим в
 других местах. Некоторые называют такие несомненно или предположительно
 существовавшие, но неизвестные нам Ф. - скрытыми. Наука не может
 отказаться от их исследования, тем более, что многие Ф. могут быть
 названы скрытыми лишь отчасти, когда, напр., мы не знаем только важных и
 существенных подробностей. Теория исследования скрытых Ф. входит в
 состав исторической методологии , но разработана она очень мало. В
 русской литературе попытку методологии скрытых Ф. сделал С. А. Муромцев
 , в "Очерках общей теории гражданского права". Одним из способов такого
 исследования является метод сравнительно-исторический . Н. К Факториал -
 есть выражение вида х(х - h) (х - 2h)... (х - nh).
  Здесь х и h могут иметь произвольные значения, а n есть целое
 положительное число. Такого рода выражения имеют большое значение в
 исчислении конечных разностей . Для того, чтобы напр. вычислить сумму
 f(1)+f(2)+f(3)+...f(n), где f(x) целая функция от х, то сначала
 разлагают f(x) по Ф., а потом производят суммирование. Д. С.
  Фаллический культ - выражается: 1) в обоготворении органов
 оплодотворения, мужского (Фаллос) и женского (ктеис) как самостоятельных
 божественных существ; 2) в обоготворении действительных или
 символических изображений этих органов; 3) в антропоморфировани этих
 органов, как божеств плодородия земли и человека, 4) и в поклонении этим
 божествам чрезвычайно разнообразными актами, начиная с приношения в
 жертву изображений genitalia и кончая эксцессами сладострастия,
 общественным проституированием - и противоположными актами:
 самооскоплением, периодическим воздержанием и аскетизмом. Культ этот
 царил не в одном только классическом мире, откуда пошло его название
 (см. ниже). Он одинаково распространен в различных стадиях развития, у
 самых первобытных племен, и у культурных народов внеевропейских (напр.
 японцев), а в виде многочисленных переживаний - у крестьянского
 населения Европы. Еще так часто встречающийся среди нас грубый обычай
 ставить "кукиш" оскорбителю или для предохранения от дурного глаза ведет
 свое начало от Ф. культа, так как изображение Ф., символом которого
 является в данном случае "кукиш", в прежнее время повсюду считалось
 охранителем от всяких злых духов и чар. Типической страной Ф. культа,
 сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени, является
 Япония. По пиинтопатической космогонии , даже самые острова япон.
 архипелага представляют собою ничто иное, как гигантские Ф., созданные
 Ф.- ами. Реальные изображения Ф. и ктеис находим в божницах, на дорогах.
 Символы Ф. (гриб, рыло свиньи) и ктеис (бобы, персики) - служат
 жертвоприношениями. Индоевропейские и семитические религии, включая и
 Египет, полны следов Ф. культа. Еще на заре ведической мифологии мы
 встречаем образ быка-оплодотворителя, во множестве вариаций
 повторяющегося во всех индоевропейских мифологиях (Дионис - "могучий
 бык" у греков); в брахманизме уже выступает явственно могучий deus
 phallicus, Шива, главные символы которого linga = греч. фаллос и yoni =
 kteis, они же символы воспроизведения и обновления. В аллегорической
 форме шара и призмы символы эти повсеместно украшают храмы этого бога
 рождения и разрушения. Ф. поклонники его с XII в. образовали секту
 лингаитов, которые постоянно носят с собою маленькие фигурки Ф., как
 защиту против злых наваждений. Поклонение Шиве у одних выражается
 суровым аскетизмом, у других, наоборот, самым необузданным развратом.
 Как в древнем Риме, изображения фаллоса из бронзы или камня служили
 украшениями женщин; гигантские изображения его воздвигались в храмах, и
 еще в настоящее время факиры у храмов предлагают бесплодным женщинам
 целовать фаллос. Греко-римский Ф. культ, концентрировавшийся главным
 образом вокруг Диониса и Афродиты - культ заимствованный из семитических
 религий; под разными именами он господствовал во всей западной Азии и
 Египте. Типичнее всего культ этот выразился в Сирии. Храм Астарты и
 Аттиса украшался у входа изображениями фаллоса и целыми Ф. сценами из
 культа Астарты. Множество оскопленных в женском одеянии прислуживали
 богине; другие, возбуждая себя музыкой и пляской, приводили себя в
 экстаз и оскопляли себя. В Финикии во время празднеств по умершем
 Адонисе женщины срезывали свои волосы и проституировали себя. У самых
 первобытных племен следы Ф. культа встречаются в самых различных местах
 и в самых различных формах. Гиляки благоговейно относятся к срезываемой
 шкурке фаллоса медведя; айны ставят на могилах огромные деревянные
 фаллосы; бушмены, жители о-вов Адмиралтейства, обитатели Суматры и др.
 изготовляют Ф. изображения своих богов. Почти универсальным можно
 считать обряд обрезания, который является как бы заменой жертвы Ф.
 самооскопления в культе Астарты. Генезис фаллического культа лежит в
 анимизме первобытного человека вообще и в частности в представлении о
 множественности душ индивида, т. е. в представлении о том, что, кроме
 главной души-дубликата всего человека, существуют еще самостоятельные
 души отдельных частей тела. Органы оплодотворения, с этой точки зрения,
 более чем какие-либо другие должны были обладать самостоятельным
 существованием; за это говорило все: и таинственность процесса
 воспроизведения, и еще более импульсивная бессознательность процесса, в
 котором органы оплодотворения действуют помимо и даже вопреки желания
 индивида. Отсюда и представление о фаллосе как об индивиде, могущем
 существовать даже и совсем отдельно от человека, и проявлять в таком
 состоянии свои чудотворные действия. Некоторые Ф. изображения даже более
 или менее культурных народов наглядно иллюстрируют это представление.
 Великолепное гигантское божество Аннама, украшающее вестибюль нашего
 этнографического музея акд. наук и представляющее антропоморфированную
 зверочеловеческую фигуру, слона и пантеры, опирающуюся на царственный
 жезл, снабжено огромным фаллосом, украшенным такими же атрибутами
 (рогами, клыками, пятнистой шкурой), как и его царственный обладатель, и
 представляет как бы двойник этого последнего. От человека и животных
 такие представления о природе Ф. органов были перенесены и на всю
 остальную природу. Деревья, цветы, травы, даже камни считались
 размножающимися таким же путем, как человек. Отсюда воззрение на смену
 времен года и связанную с нею смену растительной жизни, как на результат
 периодического возрождения и умирания Ф. божеств, творцов растительной
 жизни. Это последнее воззрение должно было играть огромную роль в
 земледельческий период, когда все существование человека зависело от
 благоприятного роста культурных растений и размножения животных. Оно
 вызвало целый цикл мифов об умирающем и рождающемся Адонисе, об
 овдовевшей Астарте, а также весенние и осенние обряды земледельческих
 народов. Необъяснимыми казались до самого последнего времени Ф.
 эксцессы, которыми сопровождались земледельческие праздники у самых
 различных народов. В них видели переживание первобытного коммунального
 брака, но это оставляло без объяснения эксцессы противоположного
 характера - обязательное воздержание от сексуальных сношений и даже
 самооскопление. Оригинальное объяснение дал этим фактам Фрэзер; он свел
 их к общим приемам симпатической магии, к которым обыкновенно прибегает
 первобытный человек в интересах самосохранения и для гарантирования
 своего материального благополучия. Все боги цикла Дионисия - боги
 деревьев и хлебных злаков, от производительных актов которых зависит
 урожай тех или других растений и, жизнь домашних животных. Чтобы
 воздействовать на этих богов, главнейших виновников благополучия, в
 наиболее важные моменты - в начале весны или осенью, по окончании жатвы
 - первобытный земледелец прибегал к торжественным массовым сексуальным
 излишествам, которые, по симпатии, должны были вызвать усиленную половую
 производительность самих богов хлеба, плодов, скота. Даже ритуальное
 воздержание Фрэзер объясняет той же психологией. Первобытный человек,
 говорит он, "может думать, что сила, которую он отказывается тратить на
 воспроизведение себе подобных, образует так сказать фонд энергии,
 которым воспользуются другие существа, растительные или животные, в
 размножении своего вида. Таким образом из одной и той же грубой
 философии дикарь различными путями доходит либо до обязательства (rule)
 эксцессов (profligacy), либо до аскетизма". Кроме общей литературы по
 истории религии, см. G. Frazer, "The Golden Bough" (Л. 1900, изд. II).
  Д. Штернберг.
  У греков фаллос ( jalloV, jallhV, jalhV, jalhV ) - орган мужской
 производительности, служил символом божеств Диониса, Гермеса, Добрых
 демонов, Пpиaпa и Афродиты, олицетворявших половой инстинкт, плодородие
 и производительную силу природы, причем Ф., - быть может, представлявший
 собою первоначально фетиш, - впоследствии сделался атрибутом в культе
 божества. Значение Ф., как фетиша, освещается тем фактом, что в
 мистериях Диониса Ф. изображает самого Диониса; в культе же Афродиты Ф.,
 очевидно - атрибут, символизирующий основные черты богини. Наиболее
 значительную роль Ф. играет в культе Диониса, особенно во время сельских
 праздников сбора винограда и городских празднеств, которыми
 ознаменовывалось наступление весны. На сельских или малых Дионисиях Ф.
 поднимали вверх и носили в процессии (jallhjoria, jallagwnia), с особыми
 так называемыми фаллическими песнями, образчик которых мы имеем в стихах
 263 - 279 "Ахарнян" Аристофана (изд. Bergk'a). Описываемая в этой
 комедии процессия устраивается Дикеополем и членами его семьи; впереди
 идет его дочь с корзиной на голове (канефора), за нею следует раб

<< Пред.           стр. 1065 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу