<< Пред.           стр. 1077 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 (после девятимесячной избирательной борьбы), перенес свою резиденцию в
 Авиньон, находившийся не во власти, но под непосредственным влиянием
 французского правительства. Покончив с папством, сделав его орудием в
 своих руках, Ф. принялся осуществлять заветную мечту свою. Ему давно уже
 хотелось наложить руку на орден тамплиеров, обладавший большим
 количеством драгоценных металлов; Ф. был, к тому же, весьма много должен
 этому ордену. В 1307 г. Ногарэ велел арестовать тамплиеров и начал
 против них процесс. Процесс вели, кроме светских властей, еще и
 инквизиторы. Под ужасающими пытками тамплиеры почти все сознались во
 всех преступлениях, какие только приходили в голову их палачам. Процесс
 длился несколько лет; Климент V пробовал слабо защищать несчастных
 рыцарей, но король предал их суду, который постановил сжечь многих
 членов ордена. В 1311 г. папа объявил орден уничтоженным, и Ф. завладел
 почти всем его имуществом. Вообще, Климент делал все, чего только хотел
 король; он даже согласился на "суд над Бонифацием VIII", вернее - над
 его памятью. Король обвинял покойного папу в ереси, в
 противоестественных пороках и т. д., и требовал вырыть и сжечь труп
 покойного. Суд признал, что Ф. действовал вполне справедливо и законно,
 но Бонифация не обвинил. Этот процесс и дело тамплиеров показали ясно,
 что папство не смеет и думать о борьбе с Ф. Основным нервом всей
 деятельности Ф. было постоянное стремление наполнить пустую королевскую
 казну. Для этого созывались несколько раз генеральные штаты и отдельно
 городские представители; для этого же продавались и отдавались в аренду
 различные должности, производились насильственные займы у городов,
 облагались высокими налогами и товары, и имения, чеканилась низкопробная
 монета, причем население, особенно не торговое, терпело большие убытки.
 В 1306 г. Ф. даже должен был бежать на время из Парижа, пока не прошла
 первая народная ярость по одному такому поводу. Администрация была
 сильно централизована; в особенности это давало себя чувствовать в
 провинциях, где еще сильны были феодальные традиции. Права феодальных
 владетелей были значительно ограничены (напр. в деле чеканки монеты),
 короля не любили не столько за его готовую на всякое преступление
 натуру, сколько за слишком алчную фискальную политику. Чрезвычайно
 деятельная внешняя политика Ф. относительно Англии, Германии, Савойи и
 всех пограничных владений, приводившая иногда к округлению французских
 владений, была единственною стороною правления короля, которая нравилась
 и его современникам, и ближайшим поколениям.
 
  Ср. Boutaric, "La France sous Philippe le Bel" (П. 1861); Jolly,
 "Philippe le Bel" (П., 1869); В. Zeller, "Philippe le Bel et ses trois
 fils" (П.,1885). Е. Т.
  Филистимляне (егип. Pulasti, евр. Pelistim, ассир. Palastu, греч.
 библ. Fulistieim; классич. Palaistinoi Suroi; народная этимология
 allojuloi =: "иноплеменницы" перевода LXX) - народ, давший свое имя
 Палестине. Источники для знакомства с его историей скудны. Он несомненно
 обладал письменностью и архивами, но пока мы не располагаем этим
 материалом, так как в стране почти не было производимо систематических
 раскопок. Приходится довольствоваться сведениями, почерпаемыми из
 Ветхого Завета (книги Судей, Царств, Пророков), египетских текстов
 (Рамсеса III), ассирийских летописей и классических писателей (Юстин и
 др.).
 
  История. Ф. не принадлежали к семитическому племени и не были
 туземцами в Сирии. Библия называет их выходцами из Кафтора (Второз. II,
 23; Иep. XLVII, 4; Амоса IX, 7), который некоторые считают Критом,
 основываясь на "Kretim" (1 Цар. XXX, 14), имени южной части области Ф.;
 в книге прор. Исаии (IX, II) имя Ф. переведено даже "EllhneV;. Имя
 Кафтор недавно найдено в одном весьма позднем египетском географическом
 списке, без всяких дальнейших пояснений. Во всяком случае северное,
 островное или малоазиатское происхождение Ф. несомненно; возможно, что
 они принадлежали к расе, населявшей берега и острова Эгейского моря до
 греков, и были арийского племени. На их появление в Сирии проливают свет
 памятники фараона Рамсеса III. В надписях на стенах храма Мединет-Абу и
 в своем завещании (Раруr. Harris) царь говорит о счастливом исходе его
 войны с вторгнувшимися с суши и с моря племенами пуласти; цаккара,
 шакруша, данона и вашаша. Они явились с севера, некоторые с островов,
 шли чрез царство Хеттов, которое разгромили, и расположились в сев.
 Палестине, где и были разбиты. Дело идет о морском нашествии, подобное
 которому Египет испытал при Меренпта , когда на него нападали, между
 прочим, шакруша, теперь показавший филистимлянам дорогу в богатый
 Египет. Фараону удалось не допустить их в страну, но выгнать их из
 Палестины он не мог и должен был, вероятно, удовольствоваться формальным
 признанием своего верховенства. Ф. осели на берегу к Ю от Кармила, заняв
 пятиградие: Газу, Аскалон, Азот (Ашдод), Гее и Экрон (Аккарон), а также
 Иоппию и Дору. В области последней поселились цаккарэ. Скоро у них
 образовались отдельные царства; постоянно прибывавшие с моря толпы
 земляков дали возможность не обращать внимания на вассальные отношения к
 слабому при Рамессидах Египту. Временно им удалось даже покорить Фининию
 и разрушить Сидон. Сведения об этом периоде истории Ф. дает папирус,
 приобретенный В. С. Голенищевым и рассказывающий о приключениях в Сирии
 египтянина Уну-Амона, посланного при Гиргоре и Смеядесе от храма Амона в
 Фивах для закупки леса. В Доре он нашел вполне организованное царство
 цаккара, обладавшее даже государственным архивом. Царь Бадир не был к
 нему предупредителен, открыто настаивал на своей равноправности с
 фараоном и едва не задержал посла, подобно тому, как сделал это раньше с
 другими египетскими послами, могилы которых он показывал. При дворе его
 были египетские рабы и египетские певицы. Отправление нагруженного лесом
 корабля с туземными матросами возбудило мятеж, и царь в народном
 собрании принужден был давать объяснения. Владения Ф. в этой части
 побережья не удержались. В Библии мы уже не встречаем цаккара, хотя еще
 застаем Ф. в сев. Палестине. 0сев в плодородной равнине, в торговых
 приморских городах, давно обогатившихся от арабской караванной торговли,
 Ф. пришли в враждебное столкновение с евреями, занимавшими торговые пути
 и также стремившимися к распространению на запад (Иис. Нав. XV, 45).
 Время судей и первых царей было эпохой кровопролитных войн двух народов.
 Самгар (Суд. III, 31) и особенно Самсон прославлены как народные герои
 евреев в этой борьбе. В конце периода Судей могущество Ф. достигло
 апогея. Их завоевания распространились вглубь настолько, что только горы
 Иудова и Ефремова колена оставались во власти евреев (Суд. XIV и XV),
 попавших в зависимость от Ф. Попытка восстания при первосвященнике Илии
 не удалась; даже Ковчег завета был захвачен Ф. Пророку Самуилу удалось
 сплотить угнетенный народ и ослабить Ф.; из наиболее страдавшего от них
 Вениаминова колена вышел первый еврейский царь Саул, борьба которого с
 Ф. велась с переменным счастьем, но кончилась страшной катастрофой при
 Гельвуе (1 Цар. XXVIII - XXXI). Ф. снова подчинили всю Палестину; в
 отдельных городах сидели их губернаторы ("нециб"; 1 Цар. X, 5).
 Окончательно сломить Ф. удалось - вероятно, не без египетской помощи, -
 только Давиду, сначала бывшему вассалом у Анхуса (Ахиша), царя филист.
 города Гефа. Вероятно, в это время Ф. перестали подкрепляться притоком
 свежих сил с моря; к тому же экспедиции Шешонка могли иметь целью
 напоминание им об египетском верховенстве. Северная часть их прежних
 владений, с Дорой и Иоппией, опять сделалась финикийской. Отдача
 Соломону фараоном важного пункта Гезера указывает, может быть, на
 действительное значение египетской власти и на желание ее установить в
 Палестине равновесие, ослабив Ф. в пользу более слабых евреев. Войны с
 последними не прекращались. При Иocaфате Ф. платили дань Иудеям (2
 Паралип. XVII, II), но при Иораме восстали и, в союзе с арабами, даже
 взяли Иерусалим (ib. XXI, 16; Иоиля IV, 4). Озия снова смирил их,
 разрушив Геф и Азот (ib. XXVI, 6); потом Геф попал в руки Азаида
 дамасского и исчез из истории (2 Цар. XII, 18). При Ахазе Ф. оправились
 (2 Пар. ХХУШ, 18), но Езекия "поразил Ф. до Газы" (2 Цар. XVIII, 8). У
 Ф., как и у всех сирийцев, появился в то время более страшный противник
 - accирияне. Еще Рамман - Нирари III (812 - 783) говорит, что он между
 прочим покорил "Паласту до великого моря Запада". В 734 г. Ганнуну, царь
 Газы, пытался сопротивляться Тиглатпалассару III, но был прогнан в
 Аравию. Вернувшись, он в 720 г. участвовал в коалиции против Саргона ,
 разбитой при Рафии. Царь Аскалона Митинти был вассалом Тиглатпалассара,
 но участвовал в коалиции Рецина сирийского. При Саргоне царь Азота
 Азурие держась Египта, восстал против Ассирии, но был низложен и заменен
 братом Алимити, который был устранен египетской партией, выдвинувшей
 Ямани, не из царского рода. К нему примкнули Иудеи, моавитяне и идумеи.
 Саргон покорил Азот. При Синахерибе в сирийских городах были движения в
 пользу или Египта, или Ассирии. Езекия иудейский был центром коалиции
 против последней; цари Ф. держались Ассирии, но граждане тянули к
 Египту. Пади экронский был ими низложен и выдан Езекии, Шарлудари
 аскалонский был прогнан Цидкой, примкнувшим к коалиции; только ЦильБел
 газский и Митинти азотский остались верными вассалами Ассирии. Битва при
 Эльтеке (701) разрушила коалицию. Экрон был взят, Пади освобожден
 Езекией и возвращен на царство; он, равно как верные Ассирии цари Газы и
 Азота, были награждены частями Иудейского царства, отнятыми у Езекии.
 При Ассаргаддоне и Ассурбанипале Ф. были спокойны; упоминаются цари
 Митинти аскалонский, Ахимелек азотский, Икаусу (Анхус?) экренский.
 Вероятно ко времени ассирийских завоеваний и палестинских коалиций с
 участием Египта относится деятельность египтянина Педисе, "царского
 уполномоченного в Ханаане и филистимской области". Египтяне вообще не
 забывали о своем господстве над Cирией. При первом усилении своем в
 саисскую эпоху, они взялись за сирийские походы. Псаметих , после долгой
 осады, берет Аскалон и грабит тамошний храм небесной Астарты, Нехао
 захватывает Газу. Первому является препятствием к дальнейшим успехам
 скифское нашествие; второй был прогнан из Азии Навуходоносором.
 Халдейские цари удерживали господство над Ф. Газа оказала упорное
 сопротивление Камбизу. Персы включили Ф. в 5-ую сатрапию, обязав, между
 прочим, поставлять корабли (Herod. 3, 89). Аскалон был подчинен Тиру,
 Газа была автономна и процветала; она оказала сильное сопротивление
 Александру Вел. Сильно страдали Ф. от возродившегося еврейского
 государства при Маккавеях. Иуда ходил в Азот уничтожить культ Дагона (1
 Мак. V, 6); Ионафан сжег этот город и подчинил его Аскалон; Аккарон был
 ему отдан селевкидом Александром Бала, Газа дала ему заложников;
 последняя пала только в 96 г., при Александре Ианне. И на этот раз Ф.
 города скоро оправились, особенно под покровительством римлян. Габиний
 отстроил в 55 г. Азот, в 58 г. Газу; Помпей, изъяв их от Иудейского
 владычества, подчинил их непосредственно римскому управлению (Иос. Фл.,
 Др. 14, 4, 4). Октавиан подарил Ироду часть Ф. области, с Газой и
 Иоппией;но это было для нее благоприятно, так как Ирод оказывал ей
 особое внимание, как своей родине. Аскалон, где его отец был жрецом, он
 украсил банями и колоннадами. Город превзошел Газу и стал называться
 "Невестой Сирии". Во время Иудейского восстания Ф. были на стороне
 римлян, почему Аскалон, Газа и Анфедон были частью сожжены или разрушены
 иудеями. Аммиан Марцеллин называет Газу и Аскалон "egregiae civitates".
 Эллинизация проникла сюда уже давно и в это время едва ли может строго
 идти речь о национальности Ф., которая терпела также от смешения с
 арабами, наполнявшими страну. Газа в римское время даже была одним из
 центров греческого искусства и красноречия; в Аскалоне были знаменитые
 школы, воспитавшие многих известных деятелей в греч. науке и литературе.
 Сельское население, впрочем, еще говорило по-арамейски. Были в городах и
 многочисленные еврейские колонии. Поэтому христианство долго встречало
 отпор, несмотря на весьма раннее начало проповеди (ап. Филипп; см. Деян.
 VIII, 26, 40); до конца IV в. язычество было сильно в Газе; только при
 императрице Евдокии был разрушен храм Марны. В Аскалоне, несмотря на
 епископскую кафедру, христианство долго жестоко преследовалось и
 население было привержено к древним культам. Мусульманское нашествие
 совершенно уничтожило христианство.
 
  Культура. Ф., пришедшие в сравнительно небольшом количестве в область
 древней культуры, скоро смешались с ее носителями и сделались
 совершенными семитами по языку и религии. Евреи могли с ними объясняться
 без переводчиков; у Неемии (XIII, 24) азотское наречие - один из
 семитических диалектов. Ф. культы - те же ханаанскиe, существовавшие в
 их городах до их переселения. Дагон (в Газе и Азоте), Ваал-Зебуб (в
 Аккароне, оракул), Деркето - достаточно известные семитические божества.
 Точно также унаследовали Ф. от своих предшественников и города, с их
 торговлей и благосостоянием. Пять главных городов были центрами пяти
 владений, управлявшихся царями. Последние носили титул "серен" и правили
 подобно царям гомеровского времени. Каждое из небольших царств заключало
 в себе меньшие города, напр. область Гефа - пять (1 Цар. XXII. 5).
 Синахериб говорит о "Бет-Дагоне, Иоппии, Бене-бараке, Азуру, городах
 Цидки аскалонского". В противоположность финикийским, у Ф. городов не
 заметно соперничества, особенно во время войн. Они выставляли для них
 довольно многочисленные войска; против Саула сражалось 30 тыс. колесниц
 и 6 тыс. всадников (1 Цар., XIII, 5). Земледелие процветало на
 плодородной равнине Шефеда, скотоводство - в Негебе, к Ю от Газы,
 торговля - в городах (Маюма, гавань Газы). Об обилии денег говорит
 неоднократно Библия; Александр Вел. нашел в Газе огромные запасы
 благовоний; Ф. продавали в Ханаан египетских лошадей (3 Цар. X, 28),
 полотна и ткани (Иезек. XXVII, 7), а ханаанское вино и масло - в Египет.
 Евреям они продавали оружие (3 Цар. XIII, 19), которое, по-видимому,
 приготовлялось ими самими. Вообще об их ремеслах свидетельствуют золотые
 мыши и члены тела (3 Цар. VI, 18), идолы (4 Цар. V, 21). Единственный
 дошедший пока до нас мраморный барельеф, найденный Saulcy в Аскалоне и
 представляющий богиню Деркето среди двух сидящих женских фигур, довольно
 груб. Несмотря на приморское положение, Ф. не только не сделались
 морским народом, но из морского, каким явились, превратились в
 земледельческий и континентально-торговый. Воинственность, однако, они
 сохранили. Египтяне, ознакомившись с ними, называли их "тухер", т. е.
 герои. Их барельефы изображают довольно ясно вооружение и тип Ф. при их
 появлении в Азии. Тип их в то время был еще не семитический, близкий к
 европейскому; бород они не носили; вооружение состояло из длинных копий,
 кинжалов и круглого щита. На головах были шлемы с венками из стоячих
 перьев, как у ликийцев (ср. Herod. 7, 92), с ремешком у подбородка.
 Боевые колесницы были хеттского типа, корабли - европейского. Обоз с
 семьями передвигался при помощи волов, запряженных по тройке в
 кубические, неуклюжие двуколки. Парадное одеяние было похоже частью на
 сирийское, частью на килитйское (обувь). Сохранилось изображение двух Ф.
 послов, несущих золотую чашу. Во время войн с евреями Ф. имели
 легковооруженных стрелков и тяжеловооруженных, с круглым медным шлемом,
 панцырем, бронзовыми поножами и длинным копьем. От эллинистического и
 римского времени дошли монеты Ф. городов. Серебряные драхмы Газы,
 представляющие полное подражание аттическим, иногда с именем города
 семитическими буквами, имеются от V и IV вв. до Р. Хр. После Александра
 на монетах исключительно греческие легенды. В римское время чеканились
 бронзовые монеты, как автономные, так и императорские, иногда с именем
 бога Марны или с изображением храма и статуи Артемиды и Аполлона.
 Аскалонские тетрадрахмы селевкидского и птолемеевского времени имеются с
 греч. легендами ( Askalwnitwn ieraV Asulou) и головами Астарты.
 Бронзовые монеты римского времени имеются, между прочим, с фигурами
 Деркето, городской Тихи с трезубцем и божеством египетского типа на трех
 львах. Датированы они, по городской эре 104 г. до Р. Хр. Культурная роль
 Ф. была, вероятно, значительна, так как Ф. были единственным народом
 западной культурной сферы, акклиматизировавшимся в области
 древневосточных цивилизаций и долго не прекращавшим сношений с родиной.
 При скудости источников ближайшим образом эту роль пока определить
 нельзя.
 
  Литература о Ф. Старый труд Hitzig'a, "Urgeschichte und Mythologie d.
 Philistaer" (Лпц., 1845), и в свое время при пользовании требовал
 осторожности, а теперь совершенно не годится. Сочинение Stark'a: "Gaza
 und die Philistaische Kuste" (Иена, 1852) до сих пор имеет значение, как
 хороший свод классического и библейского материала. Обновить его новыми
 данными ассир. и егип. источниками старались Winckler, в первом томе
 своей "Geschichte Israels", и W. Мах Muller, в V т. "Mittheilungen d.
 vorderasiat. Gesellschaft" ("Urheimat d. Philister. Papyrus
 Golenischeft. Chronologie d. Pilistereiwanderung", Б., 1900) и в книге:
 "Asien u. Europa nach altagyptischen Denkmalern" (Лпц., 1893). См. еще
 Chassinat, "Un interprete Egyptien pour les pays Chananeens" ("Bullet,
 de l'Inst. Franc. d'arch. Orient"); В. С. Голенищев, "Гиератический
 папирус о путешествии Уну-Амона" ("Сборник в честь В. Р. Розена"). Ввиду
 значительной населенности местности и в настоящее время, а также
 непрерывности культурной жизни, археологические изыскания в области Ф.
 затруднительны. Древниe памятники послужили материалом для новых
 построек, а многочисленные культурные наслоения эллинистического.
 христианского и мусульманского времени скрывают древний Ф. слой. До сих
 пор были произведены незначительные раскопки в Аскалоне, в 1815 г., лэди
 Stanhope, с целью открыть храм Деркето, но был найден лишь один
 мраморный бюст; так же ничтожны были результаты раскопок Ибрагима-паши в
 1832 г. Gruerin обследовал развалины церквей, театра и цистерн. См.
 "Travels of Lady Н. Stanhope" (Л., 1846); Roberts, "Vues et monuments de
 la Terre Sainte. Ascalon" (Брюссель. 1845); Guerin, "Description des
 ruines d'Ascalon" ("Bullet, de la Soc. d. Geogr.", 1857); Guthe, "Die
 Ruinen Ascalons" ("Zeitschrift d. deutschen Palastina-Vereins", 1879,
 где помещен план города, составленный Шиком). В 1898 - 1900 г.
 английское "Palestine Exploration Fund" производило, под руководством
 Blisse, раскопки в области Гефа. Под холмом Телл-Закария и Телл-эс-София
 были обнаружены остатки доеврейских поселений и древнеханаанского
 сооружения, может быть святилища; в других местах нашли сооружения
 селевкидского и римского времени. Всюду найдено много мелких древностей
 из камня, кости и металла и глиняной посуды всех времен, начиная с самых
 древних, а также мелких египетских древностей саисской эпохи.
 Характерных филистимских памятников и на этот раз не нашли. Отчеты об
 этих раскопках см. в "Palestine Exploration Fund", 1900; П. К. Коковцев,
 в "Сообщ. Правосл. Палест. Общ.", 1901 г. Б. Тураев.
  Филон Александрийский или Ф. иудей (прибл. 20 до Р. Хр.-50 по Р. Хр.)
 - выдающийся представитель еврейского эллинизма, центром которого была
 Александрия, богослов, апологет иудейства и религиозный мыслитель,
 оказавший большое влияние на последующее богословие своим эксегетическим
 методом и своим учением о Логосе. Как философ, он был сторонником
 эклектического платонизма, сильно окрашенного стоицизмом и процветавшего
 в его родном городе. Подобно другим современным ему эклектикам, он видит
 в таком учении общую суть всей греческой философии и, вместе с тем,
 подобно другим иудеям-эллинистам, признает источником греческой мудрости
 священное откровение Ветхого Завета, из которого, по его мнению, черпали
 древние философы. Книги Моисея, боговдохновенные, по Ф., в каждой букве
 не только подлинника, но и того греческого перевода, которым пользуется
 Ф., заключают в иносказательной форме учение Платона, Пифагора, Зенона и
 Клеанфа. Поэтому наиболее значительные сочинения Ф. представляют
 комментарий на св. книги (главным образом на кн. Бытия), дающий
 истолкование их в смысле популярной греческой философии того времени.
 Сверхчувственная истина, приспособляясь к человеческой немощи,
 облекается в иносказательную форму; все Писание есть аллегория, и задача
 толкователя - в том, чтобы раскрыть "духовный" смысл, скрытый в этой
 аллегории. Таким образом Ф. является посредником между философией и

<< Пред.           стр. 1077 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу