<< Пред.           стр. 1085 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 прекратились, поэтому, беллетристическое творчество Ф. и научные его
 занятия; времени, свободного от публицистики и политики, хватало Ф.
 разве на короткие лирические стихотворения (в 1893 г. изд. сборник
 "Зiвяле листье" - "Увядшие листья" - нежно-меланхолич., любовного
 содержания, с девизом для читателя: Sei ein Mann und folge mir nicht).
 Около 1893 г. Ф. вдруг отдается преимущественно ученым занятиям, вновь
 записывается в львовский унив., где намечается проф. Огоновским в
 преемники по кафедре древнерусской и малорусской словесности, потом
 доканчивает историко-филологическое образование в венском университете
 на семинариях у акад. Ягича, издает (1894) обширное исследование об
 Иоанне Вышенском докторскую диссертацию: "Варлаам и Йоссаф", издает (с
 1894 г.) литературно-историко-фольклорный журнал "Життье i Слово",
 печатает старорусские рукописи и т. д. В 1895 г., после удачной
 вступительной лекции Ф. в львовском унив., профессорский сенат избрал
 его на кафедру малорусской и старорусской литературы, и Ф. мог
 радоваться, что наконец у него есть возможность сбросить с себя "ярмо
 барщины" (так он называл обязательную работу в польских газетах ради
 куска хлеба для себя и семьи) и посвятить себя всецело родной науке и
 литературе. Однако, галицкий наместник граф Казимир Бадени не допустил
 до утверждения в профессуре человека, "который три раза сидел в тюрьме".
 Тяжелое пессимистическое настроение Ф. выразилось в его сборнике
 стихотворений: "Мий Iзмарагд" (1898, сост. по образцу древнерусских
 "измарагдов"); в одном из стихотворений исстрадавшийся поэт заявил, что
 он не в силах любить свою инертную, неэнергичную нацию, а просто будет
 ей верен, как дворовая собака, которая верна своему господину, хотя его
 не любит. Испорченность польскошляхетского общества Ф. обрисовал в
 романах "Основи суспильности" = "Столпы общества", "Для домашнього
 огнища" = "Ради семейного очага" 1898) и др. Такие произведения, как
 "Основи суспильности", истолковывались польскими врагами Ф. в смысле
 осуждения не только польского дворянства, но и всего польского народа.
 Всего больше Ф. поплатился за свое исследование о Мицкевиче, по случаю
 его юбилея: "Der Dichter des Verraths" (в венск. журн. "Zeit"). Всеобщее
 негодование польского общества закрыло для него доступ в польские газеты
 и журналы, даже наиболее беспристрастного оттенка. Источником средств к
 существованию оставалась работа в журналах немецких, чешских, русских
 ("Киевск. Стар.", "Сев. Курьер"), но этого случайного заработка было
 недостаточно, и поэту одно время грозила слепота от темной квартиры и
 голодная смерть с семьею. Как раз к этому времени "Ученое общество имени
 Шевченка во Львове" получило, под председательством проф. Грушевского,
 прогрессивный характер и предприняло несколько серий научных и
 литературных изданий; работа в этих изданиях стала оплачиваться и в
 число главных работников был привлечен Ф. С 1898 г. он состоит
 редактором "Лiтературно-Наукового Вiстника", лучшего малоpoccийского
 журнала, издаваемого общ. имени Шевченко; здесь и печатается большая
 часть его беллетристических, поэтических, критических и
 историко-литературных произведений. Его роман "Перехреснi стежки" =
 "Перекрестные тропинки" (1900) изображает тернистую жизнь честного
 общественного деятеля-русина в Галичине, энергия которого должна в
 значительной степени тратиться на борьбу с мелкими дрязгами и вторжением
 политических врагов в его личную жизнь. Лирическим воспоминанием о
 пережитом печальном прошлом является сборник стихотворений: "Iз днiв
 журби" = "Из дней скорби" (1900). Ученые сочинения Ф. по истории,
 литературе, археологии, этнографии и т. п. издаются в "Записках" ученого
 общ. имени Шевченко и - монографиями - в многочисленных "Трудах" секций
 общества, в одной из которых Ф. состоит председателем. Неполный перечень
 одних только заглавий написанного Ф., составленный М. Павликом,
 образовал объемистую книгу (Львов, 1898). 25-летний литературный юбилей
 Ф. торжественно отпразднован в 1899 г. малороссами всех партий и стран.
 Лучшие малороссийские писатели России и Австрии без различия направлений
 посвятили Ф. сборник: "Привiт" (1898). Некоторые сочинения Ф. переведены
 на немецкий, польский, чешский и - преимущественно в последнее время
  - русский яз. Из обширной литературы о Ф. важны: 1) предисловие
 Драгоманова к "В потi чола" (Львов, 1890). где помещена автобиография
 Ф.; 2) обстоятельная биография и анализ произведений - в "ист. малорос.
 лит." проф. Огоновского; 3) статья О. Маковея в "Лiт.-Н. Вiстн." (1898,
 кн. XI); 4)"Iв. Ф." - обзор проф. А. Крымского (Львов, 1898). См. ст. Е.
 Дегена в "Нов. Слове" (1897, кн. III) и предисловие М. Славинского к
 русскому переводу "В поте лица" (СПб., 1901). Об этнограф. трудах Ф. - у
 проф. Н. Сумцова, во II т. "Современной малор. этнографии".
  А. Крымский.
  Франко (итал.) - при почтовых пересылках означает, что стоимость
 пересылки оплачена отправителем.
  Франс (Анатоль France) - известный французский романист и критик,
 род. в 1845 г. Дебютировал томиком стихов в манере парнасской школы,
 "L'Etui de Nacre", и античной драмой в стихах, "Les Noces
 Corinthiennes"; затем писал и пишет маленькие рассказы, повести,
 психологические и общественные романы, критические очерки, газетные
 хроники (долго состоял постоянным хроникером в "Temps"). В последние
 годы, со времени процесса Дрейфуса, Ф. стал видным деятелем
 антинационалистского лагеря, принимает участие в устройстве народных
 университетов, читает лекции рабочим, произносить речи на народных
 собраниях. Ф.
  - философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченному
 эпикурейству. Он самый острый из франц. критиков современной
 действительности, без всякой сентиментальности раскрывающий слабости и
 нравственные падения человеческое натуры, несовершенства и уродство
 общественной жизни, нравов, отношения между людьми; но в свою критику он
 вносит особую примиренность, философскую созерцательность и
 безмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству. Он не
 судит и не морализирует) а только проникает в смысл отрицательных
 явлений. Это сочетание иронии с любовью к людям, с художественным
 пониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характерную
 черту произведений Ф. Одна из его первых повестей, "Le Crime de
 Silvestre Bonnard" (русск., перев. СПб., 1899) - идиллическая сатира, в
 которое легкомыслию и доброте отдается предпочтение перед суровой
 добродетелью. В последующих повестях и рассказах Ф. с огромной эрудицией
 и тонким психологическим чутьем воссоздает дух разных исторических эпох.
 "La Rotisserie de la Reine Pedauque" - сатирическая повесть во вкусе
 XVIII в., с оригинальной центральной фигурой аббата Жерома Коньяра; он
 благочестив, но ведет греховную жизнь и оправдывает свои "падения" тен,
 что они усиливают в нем дух смирения. Того же аббата Ф. выводит в "Les
 Opinions de Jerоme Coignard". В целом ряде маленьких рассказов (сборники
 "Ваlthasar", "Le Puits de Sainte-Claire" и др.) Ф. обнаруживает яркую
 фантазию; его любимая тема - сопоставление языческого и христианского
 миросозерцаний в рассказах из первых веков христианства или раннего
 Возрождения; лучшие образцы в этом роде - "Saint Satyr" и "Puits de
 Sainte-Clаire". Ф. один из лучших французских "contеurs" по
 художественности языка, благородству стиля и выразительной сжатости
 повествования. Повесть "Thais" (рус. перев., СПб., 1891)
  - история знаменитой древней куртизанки, ставшей святою - написана в
 том же духе снисходительности и любви к "грешникам", с тем же оттенком
 эпикурейства и в тоже время христианской умиленности, как книги о Жером
 Коньяре и мелкие рассказы. "Clio" - сборник трех рассказов из античной и
 средневековой жизни; лучший из них, по образности и красочности описаний
 - рассказ о жизни и странствованиях Гомера. От исторических и
 фантастических рассказов и повестей Ф. перешел к психологическим и
 общественным романам из современной жизни. В "Lys Rouge", на фоне
 изысканно художественных описаний Флоренции и живописи примитивов,
 представлена чисто парижская адюльтерная драма в духе Бурже (за
 исключением прекрасных описаний Флоренции и картин, "Lys Rouge" - одна
 из наиболее слабых вещей Ф.). Затем Ф. начал серию своеобразных романов
 под общим заглавием: "Histoire Contemporaine". В нее вошли до сих пор:
 "D'Оrme da Mail", Mannequin d'Osier", "L'Anneau d'Amethyste", "Monsieur
 Bergeret a Paris". Это - историческая хроника с философским освещением
 событий. Как историк современности, Ф. обнаруживает проницательность и
 беспристрастие ученого изыскателя наряду с тонкой иронией скептика,
 знающего цену человеческим чувствам и начинаниям. Вымышленная фабула
 переплетается в этих романах с действительными общественными событиями,
 с изображением избирательной агитации, интриг провинциальной бюрократии,
 инцидентов процесса Дрейфуса, уличных манифестаций. Наряду с этим
 описываются научные изыскания и отвлеченные теории кабинетного ученого,
 неурядицы в его домашней жизни, измена жены, психология озадаченного и
 несколько близорукого в жизненных делах мыслителя. В центре событий,
 чередующихся в романах этой серии, стоит одно и тоже лицо - ученый
 историк Бержере, воплощающий философский идеал автора: снисходительно
 скептическое отношение к действительности, ироническую невозмутимость в
 суждениях о поступках окружающих лиц. Юмор Ф. заключается в том, что его
 герой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных на
 вид явлений. Тот же исторический критерий, на основании которого он
 судит о событиях в древнем Египте, служит ему для суждения о
 дрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитический
 метод, с которым он приступает к отвлеченным научным вопросам, помогает
 ему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти,
 не осуждая, но и не прощая. Новейшая повесть Ф., "Affaire Crainquebille"
 - сатира на французское судопроизводство, написанная с блестящим юмором
 и знанием рабочего класса. В своих критических очерках (5 т. "Vie
 litteraire") Ф. с такой же объективностью относится к современным
 литературным явлениям, проявляя верность и твердость художественного
 вкуса. Вместе с тем и прежде всего Ф. - мастер слова, доводящий
 литературный стиль до такой художественной выразительности и красоты,
 которая равняет его с Флобером и другими франц. классическими
 прозаиками.
  З. Венгерова.
  Франц Фердинанд - эрцгерцог австрийский, старший сын эрцгерцога
 Карла-Лудвига (брата имп. Ф. Иосифа, 1833 - 96) и Марии Анунциаты,
 принцессы Обеих Сицилий (1843 - 71); род. в 1863 г. В 1875 г. он
 наследовал значительное состояние и имя д'Эсте от Ф. V Моденского, а в
 1896 г., после смерти отца, стал наследником австро-венгерского
 престола. В 1892 г. совершил большое путешествие вокруг света, описание
 которого ("Tagebuch meiner Reise um die Erde") издал в Вене, в 1895 - 96
 г. В 1898 г. назначен заместителем императора в верховном командовании
 армией. В 1900 г. Ф. женился морганатическим браком на Софии, графине
 Хотек и Вогнин (род. в 1868 г.), получившей при выходе замуж титул княг.
 Гогенберг. Перед бракосочетанием, совершенным с согласия императора, Ф.
 должен был торжественно отречься за своих будущих детей от прав на
 престолонаследие. Сообщение об этом и соответственный законопроект были
 приняты в австрийском рейхсрате довольно спокойно; только младочехи
 воспользовались случаем, чтобы еще раз потребовать отделения богемской
 короны от австрийской. В венгерском рейхстаге оппозиция вызвала шумную
 сцену; она настаивала на том, что венгерские законы не знают
 морганатических браков и следовательно брак Ф. должен быть признан
 вполне законным. Министр президент Селль отстаивал проект, и он был
 принят лишь после бурных дебатов. В 1901 г. Ф. принял под свое
 попечительство "католический школьный союз", причем произнес речь,
 выражавшую его симпатию клерикальным стремлениям союза и отстаивавшую
 необходимость решительной борьбы с Los-von-Rom-Bewegung. Речь эта
 вызвала сильное негодование во всей неклерикальной печати Австрии. В
 1902 г. Ф., получив на утверждение, в качестве председателя пражской
 академии, список вновь избранных почетных членов, вычеркнул из него Льва
 Толстого. Вообще он считается крайним клерикалом, не особенно склонным
 считаться с предписаниями конституции и вовсе не желающим стоять выше
 партий.
  В. В - в.
  Франца-Иосифа Земля - архипелаг в Северном Ледовитом океане, к С от
 Европы. Открыт совершенно случайно: австрийская экспедиция Вейпрехта,
 отправившаяся в 1872 г. для открытия Северо-Восточного прохода, была
 затерта льдами к СЗ от Новой Земли и затем, постепенно уносимая ими к З,
 в августе 1873 г. принесена была к берегам неизвестной земли, которая и
 была тогда же Вейпрехтом и Пайером обследована, насколько было возможно
 к С и вдоль южн. ее окраины. Пайеру удалось достигнуть до 82° 5' с. ш.
 (в апреле 1874 г.) и составить карту этого обширного архипелага,
 казавшегося первым исследователям состоявшим из ряда обширных островов.
 В 1880 и 1881 - 82 гг. архипелаг посетил англичанин Лей Смит; первое его
 плавание было удачно, во второе яхта потерпела аварию и он вынужден был
 зимовать на южн. берегу. Англичанин Джексон в 1895 - 97 гг. произвел ряд
 обстоятельнейших обследований южной, средней и юго-зап. частей
 архипелага, оказавшегося состоящим из гораздо более значительного числа
 островов, нежели предполагали раньше, но меньших размеров сравнительно с
 обозначенными на карте Пайера. В течение этого же времени сев.-вост. и
 средняя часть архипелага была посещена еще Нансеном, который во время
 своего знаменитого санного путешествия вынужден был, в середине августа
 1895 г., зазимовать на берегу одного из северных островов архипелага. На
 пути к этому месту Нансен убедился, что архипелаг не имеет продолжения к
 СВ, кроме небольших островков. В июне 1896 г. Нансен наткнулся на
 зимовку Джексона и таким образом связал свои работы с его трудами. В
 1898 г. американец Уельман отправился на землю Ф.-Иосифа с целью зимою,
 по льду, попробовать достигнуть полюса. Весною 1899 г., по льду, ему
 удалось добраться только до 82° с. ш., по восточной стороне острова
 Земля Рудольфа, на которой был и Пайер. Другая часть экспедиции, под
 руководством Бальдвина, обследовала неизвестные части юго-вост. окраины
 архипелага, который, как оказалось, не идет далеко на В; наконец, летом
 удалось посетить среднюю часть архипелага. На возвратном пути экспедиция
 встретила другую, итальянскую, герцога Абруцского, которой удалось очень
 легко пройти в конце июля 1898 г., на судне, до о-ва Рудольфа и даже
 побывать на его сев. берегу, причем он оказался гораздо менее обширным,
 нежели предполагал Пайер. Зимовали приблизительно около места, до
 которого в 1874 г. Пайер добрался на санях. Отсюда была предпринята
 весною 1900 г. поездка на санях с собаками по льдам к С, под начальством
 капитана Каньи. Ему удалось пройти до 86°33' с. ш.; эта поездка
 окончательно выяснила, что земли Петермана к С от о-ва Рудольфа и земли
 Короля Оскара к СЗ, значившихся на карте Пайера, не существует и вообще
 дальше к полюсу нет никакой сколько-нибудь значительной земли. Летом
 1901 г. южн. и юго-зап. берега архипелага были посещены и обследованы
 вице-адмиралом С. О. Макаровым. Все эти работы установили, в общих
 чертах, размеры архипелага. В 1902 г. на Земле Ф.Иосифа зимует
 американская экспедиция Бальдвина, имеющая целью попытаться дойти по
 льдам до полюса.
  Ю. Ш.
  Францисканский орден - нищенствующий монашеский орден, основанный
 Франциском Ассизским. В 1221 г. папа Гонорий III утвердил его правило; в
 1228 г. оно было заменено другим, которое и осталось основой его
 устройства. Несмотря на формальное запрещение, выраженное Франциском в
 его завещании, это последнее правило подвергалось различным
 истолкованиям и дополнениям. Первоначальная община учеников Франциска
 вовсе не имела монашеского характера; это было соединение людей,
 проникнутых братскими чувствами и апостольскими идеалами; они занимались
 проповедью и благотворительностью, не имели постоянного местопребывания
 и собственности. С умножением их числа, под давлением церкви, созданы
 были общие и местные капитулы (собрания), должности генерального и
 провинциальных министров. Местом деятельности первоначальной
 францисканской общины была Средняя Италия, но весьма быстро братья
 распространяются по всем странам Европы: в 1219 г. они появляются в
 Германии и Франции, в 1220 г. в Англии, в 1228 г. - в Венгрии, вслед
 засим в Бельгии, Польше, Дании, Норвегии, Исландии. Община, обращенная в
 орден, стала в теснейшую связь с римской курией. Последняя оказывала
 францисканцам неизменное покровительство при частых столкновениях их с
 епископами и приходским духовенством и содействовала притоку щедрых
 пожертвований в их пользу со стороны светского общества. Из привилегий,
 данных ордену, важнейшей было право проповеди и совершения таинств.
 Особенное значение имела францисканская проповедь, проникавшая во все
 слои населения и своим нравственно-практическим направлением
 отличавшаяся от более ученой проповеди доминиканцев. В свою очередь,
 францисканцы сделались верными слугами римской курии. В области
 религиозной они, вместе с доминиканцами, получают в свое распоряжение
 инквизицию над еретиками; в области политической они употребляются на
 борьбу с противниками пап.
  Деятельное участие Ф. орден принял в преследовании императора
 Фридриха II; немало он содействовал и приведению португальских королей к
 покорности римскому престолу (во второй половине XIII в.). Наконец,
 нищенствующие францисканцы, не имеющие, по их правилу, никакой
 собственности, являются в роли собирателей всяких сборов в пользу Рима.
 Особенно упрочилась связь ордена и курии при Александре IV, который в
 столкновении парижских профессоров с нищенствующими орденами энергично
 принял сторону последних, осудил их главного противника, Вильгельма
 де-Сент-Амур, и даровал им право свободного преподавания в университетах
 (1256) - право, коим и доминиканцы, и францисканцы воспользовались в
 широкой мере. Несмотря, однако, на этот тесный союз ордена и курии,
 среди францисканцев сохранялась группа, болезненно чувствовавшая
 изменения, которые обратили первоначальную общину в орден. Первоначально
 она стремилась лишь к тому, чтобы в возможной чистоте сохранить Ф.
 правило и завещание Франциска, несмотря на то, что Григорий IX признал
 последнее необязательным. Когда во главе ордена стал преемник Франциска,
 Илья Кортонский, желавший возможно больше использовать привилегированное
 положение ордена, обличавшие его ревнители строгого соблюдения заветов
 Франциска подвергались всяческим преследованиям. Особенное значение
 получила эта орденская партия, когда в ее среде распространились
 доктрины Иоахима Флорийского; образовалась целая псевдоиоахимовская
 литература, возвещавшая близкое осуждение церкви и переход к царству Св.
 Духа, где носителями благодати станут монашеские ордена, в особенности
 Ф. Сам Франциск Ассизский приобрел значение как бы второго Христа,
 принесшего людям новое откровение. Не менее охотно, чем грядущий суд над
 церковью, изображали псевдо-иоахимисты ее настоящие недостатки,
 преобладание в ней светских корыстных интересов в особенности обвиняли
 они пап за искажение заветов Франциска. Церковь отвечала репрессиями,
 всячески укрепляя власть орденских прелатов-министров и орденскую
 дисциплину вообще. Трактат францисканца Герардина: "Введение в вечное
 Евангeлиe", представлявший собою истолкование подлинных сочинений
 Иоахима в духе францисканского радикализма, был предан сожжению, а автор
 его осужден на пожизненное заточение.
  В конце VIII в. францисканцы, стоящие на почве переработанного
 иoaxимизма, получают название "мужей духа", "спиритуалов" и
 сосредоточиваются в Южной Франции и Италии. Главным представителем
 южно-французских спиритуалов был Петр Олива. Мы находим у него идею
 постепенного развития церкви, проходящей через 7 стадий или эпох;
 последняя эпоха будет благодатным царством Св. Духа, предвестником
 которого является Ф. орден. Однако, у Оливы, как и у самого Иоахима,
 этот переход представляется не как осуждение современной церкви, а как
 естественное развитие откровения. Олива старался примирить высокую
 оценку, которую давали спиритуалы правилу и завещанию, с послушанием
 церкви; поэтому он не подвергся преследованию. Гораздо более резкое

<< Пред.           стр. 1085 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу