<< Пред.           стр. 1090 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 появление темы в первой части бывает следующее: вождь, спутник, спутник,
 вождь. Такой порядок чередования называется инверсией. При этом между
 спутниками нет интермедии или же она бывает очень коротка. В этой части
 тема является только в главном строе Ф., т. е. начальном, и в строе
 квинтою выше от главного. В других строях тема является во второй части.
 Если тема, прошедшая по всем голосам в первой части, появляется еще в
 одном из четырех голосов, то такой прием называется проведением сверх
 меры. Во второй части тема проводится в разных строях, находящихся с
 главным строем Ф. в первой степени сродства и очень редко во второй.
 Иногда соблюдается квинтовое отношение между темой и ее имитацией. Кроме
 того, в этой части прибегают к увеличению темы, придавая вдвое большую
 длительность каждой ноте темы, к уменьшению, придавая вдвое меньшую
 длительность каждой ноте темы, к исполнению темы, придавая каждому ее
 интервалу направление обратное прежнему (напр., если тема шла на кварту
 вверх, секунду вниз, терцию вверх и т. д., то при новом приеме она
 пойдет на кварту вниз, секунду вверх, терцию вниз и т. д.) Между
 появлениями темы должны применяться интермедии. В этой же части
 применяется стретто. Вторая часть оканчивается органным пунктом на
 доминанте главного строя. Над этим органным пунктом хорошо брать стретто
 из темы Ф. Третья часть начинается темой в главном строе. Она проводится
 по всем голосам в главном строе, иногда является в строе субдоминанты;
 чаще ее проведение делается сжатым стретто. Ф. оканчивается органным
 пунктом на тонике. Во второй и третьей частях допускаются некоторые
 вольности относительно интервалов темы, а также укорачивание или
 удлинение первой ноты темы. Кроме того, она может менять место своего
 вступления; напр. если тема вступала на сильном времени, то она может
 вступать на бывшем сильном времени или даже на слабом. Это тактовое
 перемещение называется in contrario tempore. Точная имитация темы
 соблюдается в особенности в первой части Ф., но для большей мягкости в
 спутнике иногда делаются изменения. Эти изменения, в самом начале или
 конце темы спутника, основаны на том, что ноты доминантового трезвучия
 строя вождя заменяются нотами субдоминантового трезвучия строя спутника;
 напр. когда вождь начинается тоникой и вводным тоном (терцией
 доминантового трезвучия), то спутник берет тонику нового строя и его
 шестую ступень (терцию субдоминантового трезвучия). Когда вождь
 начинается с тоники и доминанты или прямо с доминанты, то спутник
 начинается с тоники нового строя и субдоминанты или прямо с
 субдоминанты; затем следует возвращаться в спутнике к такому же
 чередованию ступеней, как в вожде. Когда вождь модулирует в конце темы в
 строе доминанты, то спутник, приблизительно в том же месте, модулирует в
 тон субдоминанты строя спутника. Ф., в которой спутник является строгой
 имитацией вождя, называется реальной; если же спутник видоизменен
 сообразно выше изложенным правилам, то Ф., называется тональной.
 Фрескобальди (1583 - 1644) считается установителем правил тональной Ф.
 Кроме четырехголосной, бывают Ф. двухголосные, в которых тема может быть
 длиннее применяемой в многоголосной Ф. Для удлинения двухголосной Ф., в
 первой части, после интермедии, первый голос берет спутника, а второй -
 вождя. В такой Ф. большое значение имеют интермедии. Характер
 трехголосной Ф. легче четырехголосной. Пятиголосная Ф. пишется в
 медленном темпе и отличается гармонической полнотою. Такая Ф. пишется
 для двух одинаковых голосов и трех различных, напр., для двух сопрано,
 альта, тенора, баса, или для сопрано, альта, двух теноров и баса. В
 таких Ф. лучше писать тему в пределах сексты, во избежание
 перекрещивания голосов. Не следует постоянно придерживаться
 пятиголосного сложения; надо периодически переходить к четырех и даже
 трехголосному сложению. Бывают Ф. и с числом голосов больше пяти, напр.
 у Сарти. Многие Ф. отступают от формы изложенной выше четырехголосной
 Ф.; напр., в них нет разграничения частей, вторая часть находится в
 главном строе, причем вследствие тональной монотонности прибегают к
 увеличению и уменьшению темы и т. п. Ф. бывает сопровождаемою, когда
 аккомпанемент или подкрепляет голоса Ф., или же идет самостоятельно,
 поясняя гармоническое содержание Ф. Есть Фуга с непрерывным басом (basso
 continuo), который двигается самостоятельно, без темы Ф., не составляя
 ее голоса. Фугированным хоралом называется Ф., в которой строфа хорала
 служит темою для Ф. Хорал с Ф. или хоральная Ф. состоит в том, что
 аккомпанементом хоральной мелодии служит Ф., причем строфы хорала
 появляются не непосредственно одна за другой, а с большими промежутками.
 Если в Ф. являются эпизоды гомофонические, но все же преобладает строгий
 фуговый стиль, при соблюдении формы. Ф., то последняя называется
 свободной Ф. Эту форму не следует смешивать с фугато, которое есть
 только отрывок Ф., являющийся посреди какогонибудь гомофонического
 сочинения, как полифонический прием для возбуждения интереса. Ф. угето -
 небольшая Ф., с проведением темы в первой части и с весьма сокращенными
 второй и третьей частями. Если сочинение начинается Ф. и расходится
 свободно в гамофонию, то такой прием назыв. фугированным сложением. Оно
 часто встречается в хорах ораторий Генделя. Ф. с двумя проведенными
 темами назыв. двойною Ф. Такие две темы или два субъекта пишутся в
 двойном контрапункте в октаве для того, чтобы они могли применяться
 одновременно и менять свои места. т. е. верхняя тема могла бы быть
 поставлена внизу, а нижняя - над ней. В двойной Ф. в первой части
 проводится первая тема, во второй - вторая, в третьей части обе темы
 соединяются одновременно, причем каждая тема должна быть исполнена
 каждым из четырех голосов. Такая форма двойной Ф. встречается у Баха в
 Credo его торжественной мессы h-moll. Есть двойные Ф., в которых обе
 темы соединяются уже в первой части, напр. в Куriе из реквиема Моцарта.
 К разряду двойных Ф. относится и такая, в которой противусложение к
 спутнику в первой части постоянно и точно сопровождает тему. Тройная Ф.
 имеет три темы, четверная - четыре темы. Образчиком тройной Ф. может
 служить Куriе в мессе g-dur Баха. В этой Ф. в первой части проводится
 первая тема, во второй - вторая и третья, а в третьей проводятся все три
 соединенные темы. Такие темы должны быть написаны в тройном
 контрапункте. Ф. бывают инструментальные - для фортепьяно, органа,
 оркестра - и вокальные. В последних принимается во внимание объем
 голосов. Вокальная Ф. более сжата, чем инструментальная, в которой
 гораздо больше свободы. Ф. достигла своего высшего развития у Генделя и
 в особенности И. С. Баха, а позднее у Моцарта. Замечательные, хотя
 немногочисленные образцы Ф. встречаются у Бетховена, а из позднейших
 композиторов - у Мендельсона и Брамса.
  Н. С.
  Фуке (Жеган Fouquet) - французский живописец, род. в Туре около 1415
 г., образовался в Италии, где написал между прочим превосходный портрет
 папы Евгения IV, удостоившийся помещения в римской црк. C.-Maрия-сопра
 Минерва (в 1437 г.). Поселившись раньше 1460 г. в Париже, работал там
 для кавалеров ордена св. Михаила и потом находился на службе короля
 Людовика XI. Ум. около 1485 г. Станковых картин этого художника
 сохранилось, только пять: две части триптиха, написанного по заказу
 Этьена Шевалье для медюнского собора, из которых одна изображает Мадонну
 на троне, окруженную ангелами (по преданию, лику Мадонны даны черты
 любовницы Карла VII, Агнессы Сорель; находится теперь в антверпенском
 музее), а другая - заказчика триптиха и его патрона, св. Стефана (у Г.
 БрентаноЛароша, во Франкфурте на Майне); мужской поясной портрет (1456
 г. в галл. кн. Лихтенштейна, в Вене), портреты Карла VII и его канцлера
 Гильома-Жювеналя дезЮрсин. Гораздо многочисленнее миниатюры Ф., в
 которых его талант выказывается с особенною яркостью. В XV стол., во
 Франции, существовали две школы миниатюристов: одна строго держалась
 нидерландского направления братьев ванЭйков; другая, примешивая к их
 стилю мотивы и приемы итальянского искусства, стремилась к благородству
 и грации. Ф. - самый значительный из представителей этой второй школы:
 его миниатюры проникнуты тонким чувством изящного, своеобразно прелестны
 как по замыслу, так и исполнению. Парижская национальная библиотека
 владеет рукописным переводом "Истории иудеев" Иосифа Флавия, содержащим
 в себе 9 миниатюр Ф., и двумя переводами Тита Ливия, в которых часть
 иллюстрацией принадлежит этому мастеру. В числе миниатюр французского
 перевода "Книги о несчастиях благородных мужчин и женщин" одна
 принадлежит самому Ф., а прочие - его ученикам. Но лучшие из всех его
 произведений по части миниатюрной живописи находятся у г.
 Брентано-Лароша (40 картинок из молитвенника, иллюстрированного для Э.
 Шевалье).
  Функция (мат.). - К сказанному следует еще прибавить несколько
 замечаний. Предположим, что у есть Ф. от независимой переменой х. Может
 случиться, что эта Ф. определена не для всех значений х, а только для
 некоторых. Напр., Ф.
  у = 1. 2. 3:.. (x - 1).x определена только для целых положительных
 значений х. При х = 1, 2, 3, 4,...
  у = 1, 1.2, 1.2.3, 1.2.3.4,...
  Функция у = 1 + x + х2 + х3 + ...
  определена для вещественных или комплексных значений х, модули
 которых меньше единицы. Ф. вида y = p0xn + p1xn - 1 + p2xn - 2 + ... +
 рn - 1x + pn, где коэффициенты, р0, р1, р2, ..., рn данные числа наз.
 целою функцией n-ой степени. Она определена при всяких вещественном или
 комплексном x. Частное двух целых Ф. наз. дробною функцию. Она
 определена для всех значений х, при которых знаменатель не обращается в
 нуль. Целые или дробные Ф. наз. рациональными. Очень часто это название
 придают только дробным Ф. Если в выражении uu буква u есть Ф. от x, а u
 величина постоянная, то uu есть показательная Ф. Если же u - постоянная,
 а u Ф. от x, то uu - степенная Ф. Может случиться, что u и u
 одновременно Ф. от х. В таком случае uu наз. Степенно-показательной Ф.
 Если выражение у = аx, где а данное число, примем у за независимую
 переменную, то х наз. логарифмическою Ф. от у. В тригонометрии
 встречаются Ф. тригонометрические и круговые. Из других Ф. особого
 внимания заслуживают: шаровые, цилиндрические, эллиптические и
 ультра-эллиптические.
  Д. С.
  Фьорд или вернее (фиорд (датское Fjord, в Шотландии ему соответствует
 Frith, от латинск., fretum, т. е. "пролив", в Шлезвиге Fohrde, на
 английских морских картах обыкновенно заменяется словом sound,
 равнозначащим нем. Sund и древнерусск. "суд", гавань в Цареграде) -
 обозначает глубоко вдавшуюся в материк, узкую и глубокую морскую бухту,
 в верхнем своем конце, т. е. в наиболее вдавшейся в сушу части
 разветвляющуюся на меньшие по объему заливчики, сохраняющие, однако,
 общий характер Ф. По большей части Ф. встречаются группами, придавая
 чрезвычайно ломанные очертания береговой линии и образуя так называемые
 фиордистые берега. Наиболее часто и притом наиболее характерные фиорды
 встречаются преимущественно под высокими широтами: в Европе - в западной
 и северной частях Скандинавского полуо-ва, в. Шотландии, в Ирландии,
 Исландии, в Бретани; в Северн. Америке - на Лабрадоре, Ньюфаунленде,
 Новой Шотландии, по берегам Сев. Америк. Соединенных Штатов до Мэна
 (Maine), на западном берегу до о-ва Ванкувера; в Южн. Америке - на
 западном Патагонском берегу в Смитовом канале, на Огненной Земле; в
 Австралии - на западном берегу Новой Зеландии; далее на Шпицбергене и на
 западном берегу Гренландии, Существование Ф. не ограничивается даже
 морским берегом, так как они встречаются даже на канадских озерах, в
 особенности на северном берегу озера Гурон. Берега Ф., по большой части,
 очень высоки и скалисты; глубина почти всегда очень значительная; по
 большей части, при входе в Ф. находится более или менее высокий порог,
 геологическое образование и состав которого совершенно неизвестны.
 Относительно происхождения Ф. мнения ученых до сих пор еще не сходятся.
 Наиболее вероятным кажется предположение, что Ф. суть речные долины,
 которые вследствие поднятия моря или, что в данном случае равносильно,
 опускания суши оказались ниже уровня морской поверхности и, в самом
 деле, продолжением Ф. во внутренние части, почти без исключения,
 являются речные долины. Предположение, что Ф. прорыты или протерты
 льдами, или что они образовались под действием прибоя или вообще слишком
 прибрежного волнения моря, может быть признано удовлетворительным только
 в некоторых отдельных случаях, но при многочисленности Ф. оно, как общее
 правило, принято быть не может. Изменение берегового контура
 доказывается береговой линией, которая при Ф., по большей части,
 выражается очень ясно. Если два Ф. соединяются один с другим верхними
 концами, образуя один для другого продолжение, то получается так наз.
 "фьордистый пролив", каков, напр., Маточкин Шар между северным и южным
 о-вами Новой Земли; если образуется соединение между двумя рядом или
 параллельно идущими Ф., то получается кажущееся дельтообразное деление
 Ф.; если, наконец, устье (вход) Ф. со стороны моря запружено и воды его
 не сливаются непосредственно с водами моря, то образуется "фьордистое
 озеро". Cp. Peschel, "Neue Probleme der vergleichenden Erdkunde" (4 изд.
 Лпц., 1883).
  Фьоравенти (Ридольфо Pioraventi), прозванный Аристотелем (некоторые
 полагают, что "Aristotele" было одно из его имен) - итальянский
 архитектор и инженер, род. в Болонье, в 1415 г.; ум., вероятно, там же,
 позже 1485 г. Образовавшись, повидимому, под руководством своего дяди,
 Бартоломео Ф., так же инженера, проводил каналы и строил на них шлюзы в
 окрестностях своего родного города и Модены, лил колокола, занимался
 золотых дел мастерством, в 1447 г. нивелировал местность вокруг Болоньи,
 в 1458 г. передвинул при помощи машин собственного изобретения
 колокольню болонской црк. Санта-Мариа-Маджоре с места на место, в 1459
 г. построил башню для миланского герцога и в 1460 г. выпрямил
 покачнувшуюся колокольню црк. Сан-Бьяджо в Ченто, не разбирая ее. После
 того, в 1467 г., по приглашению венгерского короля Матвея, отправился в
 Пешт, где выстроил мост. чрез Дунай, за что получил дворянское звание и
 право чеканить венгерскую монету. В 1471 - 73 гг. трудился в Риме. В
 1474 г., находясь в Венеции, принял приглашение посла царя Иоанна III
 Васильевича, Талызина, отправиться в Москву для постройки в тамошнем
 Кремле нового Успенского собора, с которой никак не могли справиться
 русские зодчие. Явившись в Москву вместе со своим сыном Андреа и
 учеником Пьетро и занимаясь означенною постройкою, научил русских делать
 хороший кирпич, готовить благонадежный цемент, употреблять для
 соединения стен железные связи, вместо деревянных, исполнять
 терракотовые орнаменты и вообще познакомил московских мастеров с
 усовершенствованными приемами строительной техники. В то же время он
 исполнял различные царские поручения: лил пушки, чеканил монету и пр.
 Успенский собор был достроен и освящен в 1479 г. Будучи вслед затем
 вызван сенатом Болоньи обратно в этот город, Ф. соорудил там несколько
 дворцов для аристократических фамилий и фасад палаццо дель-Подеста -
 прекрасный образец стиля раннего Возрождения.
  Фюсли Иоганн-Генрих (1742 - 1825) еще в детском возрасте занимался
 рисованием потихоньку от своего отца, который, вследствие недостаточной
 развитости его руки, не хотел пустить его на художественное поприще.
 Несмотря на то, что юношеские рисунки Ф. выказывали живость и богатство
 его фантазии, он готовился к духовному званию, изучая богословие,
 древние языки, а также новые, дававшиеся ему очень легко. Он не окончил
 своего образования, когда, вследствие сочинения, написанного им против
 одного нечестного должностного лица, ему пришлось бежать из Цюриха. Он
 скитался несколько лет по Германии, пока, благодаря своему переводу
 Шекспировского "Макбета" и "Писем леди Монтаг", не познакомился с
 английским посланником в Берлине и, по его приглашению, не отправился в
 1765 г. в Лондон. Здесь он сперва жил переводами английских и немецких
 книг (между прочим, сочинений Винкельмана) и, только наслушавшись
 академических речей Рейнольдса, снова заинтересовался искусством.
 Знаменитый корифей английской живописи, с которым Ф. вошел в личное
 знакомство, советовал ему бросить перо и приняться за карандаш и кисти.
 Послушавшись этого совета, Ф., в 1770 г., отправился в Рим, сблизился
 там с Винкельманом и Р. Менгсом и усердно изучал антики и Микеланджело.
 Возвратившись в Лондон в 1779 г. уже вполне готовым художником, он скоро
 вошел у англичан в известность с переиначенною фамилиею "Фюзели". После
 того, как лондонская корол. академия в 1788 г. избрала его в свои члены,
 он, кроме исполнения других работ, нарисовал 9 композиций для
 "Шекспировской галереи" Бойделя и 47 иллюстраций к "Потерянному Раю"
 Мильтона, много способствовавших его популярности. В 1799 г. Ф. был
 назначен профессором, а в 1804 г. директором академии. С того времени он
 посвятил себя почти исключительно литературным трудам, каковы
 переработка "Словаря живописцев" Пилькингтона (1805 - 10), "Fifteen
 lectures on painters" (1820) и перевод на англ. язык "Физиогномики"
 Лафатера. Как живописец, Ф. в свое время нравился английской публике
 почти столько же, сколько его современники, Рейнольдс и Уэст, хотя был
 слабее их во всех отношениях. Рисунок и вообще техническое исполнение
 его произведений небрежны; желание поражать необычайным нередко
 приводило его к странностям в композиции, к вычурной театральности поз и
 движения изображенных фигур, а в колорите к резкости и неестественности.
 Наиболее известные картины Ф.: "Титания и Основа" (из "Сна в летнюю
 ночь" Шекспира), "Кошмар", "Тезей, прощающийся с Ариадною при входе в
 Лабиринт", "Уголино в башне голода", "Шествие теней в Элизиуме" и
 "Смерть кардинала Бофора". Биография этого художника издана Дж. Ноулесом
 (Knowles) в 1831 г. (Лонд.).
  Хабаровск - обл. гор. Приморской обл., на правом берегу Амура,
 недалеко от впадения в один из его рукавов р. Уссури; основан в виде
 военного поста в 1858 г. Благодаря своему положению в узле, образованном
 судоходными путями Амура и Уссури, X. мог бы развиваться быстро, но
 вследствие отсутствия в его окрестностях мест, удобных для поселения,
 развитие его шло сравнительно медленно. Только с 1880 г., когда X. был
 сделан областным городом и сюда были переведены из Николаевска все
 административный учреждения, население его начинает увеличиваться. Еще
 быстрее X. стал развиваться после назначения его резиденций ген.
 губернатора Приамурского края в 1884 г. Жителей (в 1897 г.) 14933 (11674
 мжч. и 3259 жнщ.). Каменный православный собор, 3 црк. прав. и
 римско-катол., училищ 11, из них: 1 реальное, 1 кадетский корпус, 1
 техническое железнодорожное, женская гимназия и пр. Памятник гр.
 Муравьеву-Амурскому (с 1891 г.). Городской доход в 1901 г. - 143300 р.
 Торговый оборот в 1890 г. доходил до 1199500 руб. торговля мехами
 (соболей до 20 тыс. шт.). Городск. общ. банк и отд. банков госуд. и
 яросл. костром. земельного. Паровая мельница и несколько кирпичных зав.,
 на которых работают китайцы. В X. находится хабаровский отдел Имп.
 русск, географ, общ. с музеем и библиотекой, издаются офиц. орган
 "Приамурские Вед." и "Записки Отдела Географического Общ.". Станция жел.
 дор. и пароходная пристань.
  Хадж - т. е. пилигримство в Мекку на поклонение священной Каабе,
 главному святилищу мусульман, куда вход всем неверным воспрещен под
 страхом смерти, составляет непременную обязанность мусульманина,
 гарантирующую ему прощение за все грехи и достижение вечного блаженства
 в загробной жизни. Каждый мусульманин, но учению Мухаммеда, обязан хотя
 бы один раз в жизни совершить X. Срок для него наступает с момента
 совершеннолетия; за временное откладывание полагается принесение жертвы,
 которая, однако, не освобождает от X. Позднейшие законоведы стали
 разрешать неисполнение X. по уважительным причинам: слабости здоровья,
 отдаленности места жительства, за недостатком материальных средств,
 опасностью пути; по учению шафиитов можно даже нанимать другое лицо для
 исполнения обрядов X. Временем для X. определены священные месяцы:
 шевваль, зуль-каада и 10 дней месяца зуль-хиджэ. Когда пилигрим вступает
 в область Мекки, он должен исполнять установленные правила и обряды:
 скинуть дорожное платье и облачиться в ихрам - два куска не сшитой ткани
 для покрытия верхней и нижней частей туловища; перед этим надо подстричь

<< Пред.           стр. 1090 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу