<< Пред. стр. 1094 (из 1179) След. >>
первоначальных школ; церковноприходская школа; 4 школы грамотности;школа при земском сиротском доме; евангелическо-лютеранская
церковноприходская школа; римско-католическая школа; еврейская
ремесленная школа; 12 частных начальных училищ; еврейская "талмуд-тора";
хедеры. Учащихся до 3000 мал. и 1500 дев. 5 типографий, 7 книжных лавок,
6 библиотек; филиальное отделение Херсонской общественной библиотеки,
имеющей до 25 тыс. томов; метеорологическая станция; археологический
музей с богатыми результатами местных раскопок (греко-скифского и
кочевого периодов). Больниц - 8, из них одна земская для душевнобольных,
с земледельческой колонией; 3 лечебницы; 5 аптек; 12 аптекарских
магазинов; 52 врача; городской санитарный персонал - врач, химик и 3
санитарных надзирателя; 6 зубных врачей. В 15 вер. от города лечебное
озеро с земской грязелечебницей и врачом. Благотворительные,
образовательные и ученые общества: Херсонское Крестовоздвиженское
братство; общество Херсонских врачей; музыкально-драматический кружок,
общество счетоводов, общество приказчиков и вольное пожарное; губернские
попечительства о народной трезвости и детских приютов; Николаевский
приют для девочек; Красный Крест с общиною сестер милосердия; Херсонское
благотворительное общество с приютом для престарелых женщин, домом
трудолюбия и ночлежным приютом для мальчиков; земский сиротский дом и
домик для подкидышей городские: ночлежный приют и дешевая столовая;
еврейская богадельня, попечительство о недостаточных учащихся мужской
гимназии; общество для пособия нуждающимся учащимся в мужской и женской
прогимназиях. Издаются ежемесячный журнал (земский) и 2 газеты; при
"Херсонских Губ. Ведомостях" - "Сельскохозяйственный Листок", орган
Херсонского общества сельского хозяйства. Паромная переправа через р.
Кошевую; 7 пристаней; 7 агентств пароходных обществ. Летом пароходное
сообщение с Одессой, Николаевым, Очаковым, Алешками, Голою Пристанью и
вверх по р. Днепру до города Александровска, зимою - дилижансы в городах
Николаев и Берислав. 59,3 вер. телефонных сообщений. Управление работами
по очистке днепровских гирл, судоходная дистанция и канцелярия
заведующего каботажным судоходством. Памятники старины: дворец
императрицы Екатерины II; Екатерининский собор (113 лет), выстроенный
кн. Потемкиным, с его могилою (1791 г.); в соборе, под почетным
балдахином, кресло императрицы, посетившей Х. в 1787 г.; в ризнице -
вышитая ею собственноручно риза. Иконопись собора - работы
Боровиковского; некоторые лики святых - точные изображения императрицы и
государственных деятелей ее времени. Внутри остатков земляных стен
бывшей крепости монументы и могилы героев Очакова и Килии (Корсакова,
Моллера-Закомельского, молдавского кн. Россета, принца А.
Вюртембергского, Мартынова). 2 памятника в городе: кн.
Потемкину-Таврическому и Джону Говарду, умершему в Х. Городск. доходов
389 тыс. руб. (1899), в том числе от городских недвижимых имуществ 331
тыс. руб. Расходов 395 тыс. руб., в том числе на содержание
правительственных учреждений - 70 тыс. руб., городского управления - 52
тыс. р., на учебные заведения - 49 тыс. р., врачебную часть 13 тыс. р.,
благотворительную часть - 71/2 тыс. руб., городское благоустройство - 61
тыс. руб. Около города, по балкам, хорошие сады и вербовый лес,
искусственно разведенный на 100 дес. болота.
А. Мурашкинцев.
Херувимы - один из девяти чинов ангельских, о которых упоминается в
Свящ. Писании. Отцы церкви усвояют обыкновенно херувимам место второго
чина первой степени (серафимы, Х., престолы). Самое подробное описание
Х. находится в 1 главе книги пророка Иезекииля. В первый раз слово
"херувим" встречается в книге Бытия при рассказе об изгнании
прародителей из рая: херувим с пламенным мечем поставлен был у сада
эдемского, чтобы охранять путь к древу жизни. В скинии Моисея и в храме
Соломоновом изображения Х. были помещены не только в святилище, но и во
святом святых; поставление двух Х. над Ковчегом завета с преклоненными к
ковчегу лицами свидетельствовало, что Х. удостоены особенной близости к
Богу (ср. Псал. LXVI, 2; CIII, 29; Иезек. XXI, 2 и др.) и благоговейно
служат Ему, проникая в тайны нашего спасения (1 Петр. 1, 12). На высшее
место Х. в ангельском мире указывают также те места Свящ. Писания, в
которых говорится, что Всевышний восседает на Х. (1 Цар. IV, 4; Псал.
XVII, 11; Исаии XXXVII, 16 и др.). В Апокалипсисе Х. изображаются, как и
у пророка Иезекиля, в виде шестокрылатых животных, усеянных по всему
телу очами; они обитают на небе пред престолом Божьим и непрестанно днем
и ночью взывают: "свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был,
есть и грядет" (Апокал. IV, 1-8). Х. окружены на небе бесчисленными
сонмами праведников и тьмами ангелов (Апокал. V, 11; VII, 9-11);
последние занимают в отношении Х. подчиненное, служебное положение.
Находясь в ближайшем общении с Богом, Х. отражают в себе неприступное
величие Божие и Его славу (Евр. IX, 5). См. еписк. Сильвестр, "Опыт
православного догматического богословия" (т. III, Киев, 1885);
"Миссионерское Обозр." (1900, сентябрь).
Хефрен (греч. Cejrhn, егип. Хафра) - пятый фараон 4-й дин.;
царствовал, по туринскому папирусу, 24 года. Строитель второй по
величине пирамиды в Гизе. Знаменитые статуи, найденные близ большого
сфинкса и называемые его именем, представляют, судя по исследованию
Борхардта, произведения позднейшего, может быть эфиопского времени.
Рассказы о его нечестии и угнетении народа - того же порядка, что и
ходившие относительно Хеопса. Культ его существовал еще при XXVI
династии. О его государственной деятельности ничего неизвестно.
Хибины или Хибинские горы - Архангельской губ., Александровского у.,
расположены между вост. берегом оз. Имандры и Умбозером, северное их
продолжение составляет так назыв. Бабья-тундра, южною их границею служит
Кандалажская губа Белого моря. Горы эти представляют собою возвышенное
нагорье с нагроможденными на них разнообразными остроконечными
вершинами, покрытыми частью мхом, частью полосами снега даже в летнюю
пору. Х. не исследованы. Несомненно они довольно высоки, так как их
видно уже за 100 вер. Со стороны оз. Имандры они отстоят от него на
расстоянии 2-3 вер.; подымаясь довольно круто, высокими террасами, Х.
представляются массами гранита, покрыты они белым мхом - ягелем, на
междугорных лужайках растет трава, а скаты одеты лесами, в которых
водится много зверей. Особенно живописны вершины сопок (варак)
Лявинской, Поутелле и Чудской смерти, где будто бы погибла масса чуди,
вошедшей в недра этой горы, которая разверзлась по слову одного
кудесника, впустила чудь и потом закрылась.
Хива - столица Хивинского ханства и резиденция хивинского хана, в
южной части оазиса, на границе песков, в 20 вер. к З от левого берега
Аму-дарьи, на каналах, принадлежащих к системе Полван-ата, одного из
самых крупных каналов ханства. Город окружен глинобитной стеной, более 6
вер. длиною, с башнями и остатками рвов. Внутри города другая стена
окружает цитадель, где находятся два ханских дворца, главные мечети и
медресе. Стены полуразрушены. Внутренность города - лабиринт узких,
грязных или пыльных (смотря по времени года), кривых улиц, извивающихся
среди глинобитных стен и домов с плоскими крышами; местами улицы
прерываются пустырями и кладбищами. По отсутствию какого бы то ни было
благоустройства, непроходимой грязи, вони, массе разрушенных кладбищ,
встречающихся в самом центре города, и множеству развалин, Х. является
едва ли не самым неприглядным городом Средней Азии. Зелени и садов мало.
17 мечетей, 22 медресе, несколько караван-сараев, крытый базар, 250
лавок. Жителей до 20 тыс. Из зданий выдаются: 1) мечеть Полван-ата,
мусульманского святого, покровителя Х., построенная в 1811 г. ханом
Мухаммедом Рахимом (внутри мечеть выложена изразцами, синими, голубыми и
пестрыми), с гробницей Полван-ата и 2) башня, облицованная в нижней
части голубыми изразцами. Вообще особо достопримечательных памятников
искусства в Х. нет. Хива ведет значительную торговлю; в ней немало живет
русских. В окрестностях города много обширных садов, принадлежащих хану
и сановникам и служащих летним местопребыванием.
В. М.
Хилиазм (ciliasmoV - тысячелетие) - учение о наступлении на земле
чувственного тысячелетнего царства Христова. Надежды на близость второго
пришествия Христова для основания земного тысячелетнего царства не
только находили многих приверженцев среди верующих, но и разделялись
некоторыми из отцов и учителей церкви, которые, не признавая их
необходимою принадлежностью общего церковного сознания, держались их как
своего частного мнения, не противоречащего общему церковному вероучению.
Начало Х. восходит к временам дохристианским. Большинство евреев видело
в обетованном Мессии не Искупителя от греха, проклятия и смерти, а
земного царя, который создаст свое царство на земле и предоставит силу и
власть еврейскому народу. Евреи, принявшие христианство, внесли такие
воззрения и в церковь, тем легче, что христиане, по слову Спасителя,
ожидали Его славного второго пришествия. Отцом и первым
распространителем грубого чувственного Х. является еретик апостольского
века Керинф. Он учил, что, когда Христос устроит 1000-летнее царство
свое на земле, то восстановит Иерусалим в прежнем его блеске и величии и
снова введет исполнение всех предписаний и постановлений обрядового
закона Моисеева, со всеми ветхозаветными жертвами; счастье и блаженство
праведников будет состоять тогда во всевозможных чувственных радостях и
наслаждениях. В учении евионитов ожидания близкого наступления
1000-летнего царства Христова на земле занимают довольно почтенное место
и отличаются тем же грубым чувственным характером, как и хилиастические
воззрения Керинфа. Совершенно другого характера и направления Х.
христианский. Христианские отцы и учители представляют земное
1000-летнее царство Христово как состояние полнейшего райского
блаженства и совершенства, как невозмутимое сожительство со Христом всей
общины святых, в которой прекратятся все бедствия и все лишения,
уничтожится даже возможность ко греху и будет восстановлена полнейшая
гармония между человечеством и всею обновленною и прославленною
природою. Они смотрят на 1000-летнее царство Христово не как на
окончательное завершение царства Божия на земле, но как на нечто среднее
между настоящим нашим состоянием унижения и будущим состоянием
прославления. Их хилиастические надежды и ожидания внушены гонениями,
которые испытывала церковь того времени. Чем более умножалось число
мучеников, проливавших кровь за веру во Христа, тем сильнее и энергичнее
возбуждалась в сердцах верующих мысль, что их настоящее униженное и
бедственное состояние совершенно прекратится в недалеком будущем и что
они на той же самой земле, на которой претерпевали бедствия и несчастия,
будут царствовать со Христом и Его святыми. Приверженцы христианского Х.
пытаются оправдать свои ожидания близкого наступления 1000-летнего
царства Христова ссылками на Библию, толкуя в прямом, буквальном смысле
еще не исполнившиеся, по их мнению, ветхозаветные обетования (Быт. XIII,
14-17; XV, 18; XXVII, 27-29, особенно же пророческие видения Исаии,
Иеремии, Иезекииля и Даниила), а также обетования самого Иисуса Христа
(Матф. XIX, 21; XXVI, 27-29; Лук. XIV, 12-14; XVIII, 29, 30) и многие
места из посланий апост. Павла. Главным основанием, на котором
христианские хилиасты пытаются утвердить свои представления, служит
Апокалипсис, ХХ-ая глава которого, по-видимому, особенно
благоприятствовала их страстным ожиданиям близкого наступления земного
1000-летнего царства Христова, Здесь, между прочим, говорится, что
сатана будет связан на "тысячу лет", что мученики за Христа оживут и
будут царствовать с Ним "тысячу лет". Х. особенно был распространен во
II веке, в церквах малоазийских. Папий иерапольский, Иустин Философ и
св. Ириней Лионский разделяли ошибочные хилиастические воззрения.
Впрочем, Ириней представлял тысячелетнее царство Meccии как переходную
ступень для благочестивых к царству небесному. Из числа представителей
Х. в III в. особенно выдаются монтанисты и между ними Тертуллиан, а
затем св. Ипполит, Коммодиан, Сульпиций Север, Мефодий, епископ тирский,
Викторин, епископ пиктавийский, и Лактанций. В том же III в. Х. сильно
распространился в Египте. Здесь, под руководством епископа Непота, целая
Арсеноитская область держалась Х. и отделилась из-за него от
александрийской церкви. В начале IV века, когда христиане освободились
от гонений и для церкви наступили более или менее спокойные времена,
мечтания хилиастов о тысячелетнем на земле царстве Христовом исчезли
сами собою - Х., как заблуждение у еретиков и как ошибочное мнение у
православных, встретил, при своем появлении, опровержение со стороны
церкви. Опровергая монтанистов, евионитов и гностика Керинфа, церковь,
вместе с тем, опровергала и хилиастичесткие воззрения, входившие в
учение этих еретиков. То обстоятельство, что Х. был составною частью
учения еретиков, особенно содействовало его уничтожению между
православными. Ревностным обличителем Х. был, между прочим, римский
пресвитер Кай (ум. около 217 г.), вступавший в диспут с главою римских
монтанистов, Проклом, и написавший сочинение об этом диспуте. Египетских
хилиастов обличал Дионисий, епископ александрийский, который, следуя
аллегорическому и таинственному объяснений Свящ. Писания александрийскою
школою, был ревностным противником буквального и чувственного понимания
пророческих сказаний. Непот, епископ арсеноитский, написал в
опровержение его сочинение: "Обличение аллегористов", в котором
тысячелетнее царство Христово, изображенное в Апокалипсисе, принимается
за царство земное, с земными удовольствиями. Дионисий александрийский, в
опровержение Непота, не только написал сочинение "Об обетованиях", но и
лично вел диспут с хилиастами, и на соборе 255 г. успел убедить многих
из арсеноитских христиан отказаться от Х. Из последующих отцов и
учителей церкви, ведших полемику с хилиастическими представлениями,
особенного внимания заслуживают на Востоке св. Григорий Богослов и св.
Ефрем Сирин, на Западе - блаж. Августин. Со смертью блаж. Августина
полемика с хилиастическими воззрениями оканчивается; Х. слабеет все
более и, наконец, почти совершенно исчезает из народного сознания, пока
снова не возрождается под влиянием других условий и в несколько иной
форме. Ср. "Ложность учения хилиастов" ("Христ. Чтение", 1852, ч. II);
А. Алфионов,. "Х. первых трех веков христианства" ("Православный
Собеседник", 1875, май - июнь, июль); Е. Смирнов, "История христианской
церкви" (СПб., 1901).
В средние века, в эпоху расцвета всяких мистических учений, идея Х.
также нашла свое место. Католическая церковь приняла догмат,
заключающийся в том, что церковь, воинствующая на земле, будет
победительницей на небесах. Вера в тысячелетнее личное царство Христа не
была церковью ни признана, ни осуждена. Х. держался помимо церкви. Одним
из наиболее коренных его выражений было всеобщее ожидание конца света к
1000 г.; паника, прекратившаяся было после 1000 г., возобновилась с
новой силою после взятия Иерусалима крестоносцами, в 1099 г. Монастыри
пользовались этим в своих выгодах. В эту пору раввинистическая
схоластика нашла широкий доступ в традиционные верования. Шесть дней
творения объясняли, вслед за еврейскими толковниками, как шесть
тысячелетий; за седьмое считали субботу, в которую опочил Господь от
трудов; к окончанию этого цикла приноравливали наступление царства
Христова. А так как библейско-раввинская арифметика совпадала с
вульгарной хронологией, то люди верили, страшились, приходили в отчаяние
и отдавали свое имущество церкви. Догматическое учение Х. в средние века
мало разрабатывалось. У некоторых сектантов и еретиков встречаются
родственные догматы (Вечное Евангелие Иоахима Флорийского; см. Евангелие
вечное), близко соприкасающиеся по духу с Х.; но самый Х., по миновании
паники, пошел на убыль. - Иначе обстояло дело в эпоху реформации.
Возврат к изучению подлинной Библии, страстная борьба с "Антихристом",
сидящим на римском престоле, невольно наталкивали на хилиастическое
толкование известных мест Апокалипсиса. Под впечатлением мистических
откровений, которые получали наиболее экзальтированные души, реформа
церкви представлялась неполной; возникали мечты о более радикальных
преобразованиях. Такие помыслы нашли особенно благоприятную почву в
среде анабаптизма. Попытка Иоанна Лейденского основать теократию в
Мюнстере, навеянная идеями Х., кончилась плачевно.
Радикальный мистицизм ("иудейские мечтания") был осужден как
Аугсбургским, так и Гельветическим исповеданием. Возродился Х. в Англии,
в мистике индепендентов; в речи, которою Кромвель закрыл Беребонский
парламент, слышатся отголоски хилиастических упований. - Хилиастические
идеи встречаются у Натаниэля Эолиана (1578), флорентийца Пацция (1592),
у некоторых социниан, у севеннских пророков при Людовике XIV, у
боссюэтова антагониста Жюрье (1686), у Пьера Пуаре (1687), у нидерландца
Серария, у лабадистов, у Дж. Мида, у Дженни Лэд, у Томаса Бернера,
Лафатера, у американских мормонов, даже у некоторых современных
протестантских богословов (Гофман, Делич, Тирш, Эбрар и др.). Ср.
(Corrodi, "Kritische Geschichte des Chiliasmus" (1794); Chiapelli, "Le
idee millenare dei Christiani" (1888); статью A. Reville в "Encyclopedie
des sciences religieuses" (т. III).
А. Дж.
Химера (Cimaira, Chimaera): 1) в греческой мифологии чудовище,
имевшее голову и шею льва, туловище козы (cimaira - коза) и хвост
дракона и изрыгавшее из пасти огонь; по Гесиоду, у Х., соответственно
трем животным породам, из которых состояло ее тело, были и три головы.
Дочь Ехидны и Тифаона, Х. была вскормлена ликийским (карийским) царем
Амисодаром (Иобатом) и обитала в Ликии, на горе Краге; здесь же она была
убита Беллерофонтом, который с помощью крылатого коня Пегаса
благополучно совершил этот подвиг, между тем как попытки других убить Х.
стоили им жизни. Благодаря гомеровскому эпосу (Ил. VI, 150-183),
ликийское сказание о Х. распространилось и в Греции: ее изображение
входило в состав герба Сикиона, Коринфа, Кизика, Зелеи. Вергилий
называет Х. в числе подземных чудовищ, обитающих в преддверии Орка,
помещая ее рядом с Кентаврами, Сциллами, Бриареем, Лернейскою гидрою,
Гарпиями, Горгонами и Цербером. Местопребыванием Х. на горе Краге
служила пропасть вулканического происхождения, называвшаяся также Х.:
сопоставляя это с тем, что Х. принадлежала к числу чудовищ, изрыгающих
огонь, можно видеть в ней олицетворение огнедышащей горы. Ср. Fischer,
"Bellerophon, eine mythologische Abhandlung" (Лпц., 1851). 2)
Огнедышащая гора в Линии, близ г. Фаселиды; здесь, по свидетельству
древних писателей, водились львы. 3) Укрепление в Эпире (Хаонии),
служившее в военное время убежищем для эпирских хионов, которые жили не
городами, а поселками. Х. была расположена на берегу Адриатического моря
в области Акрокеравнских гор, близ Диррахия и Панорма. Ныне именем
Chimara называется населенная албанцами часть древних Керавнских гор, в
пределах которой находилось укрепление Х. В орнаментике Х. называется
фантастический комплекс из фигур животных, представляющий собою
законченное, но ненатуральное целое. Отсюда, в переносном смысле,
употребление слово Х. для обозначения праздной, пустой фантазии, игры
воображения, несбыточной мечты и пр.
Н. О.
Хинаяна (санскритское слово) - "великая колесница" или "великое
средство переправы". Так называется учение древнейших буддийских сект, в
отличие от махаяны ("великая колесница"), возникшей со времен
Нагарчжупы, жившего спустя 4 века после смерти Будды Сакьямуни. Система
Х. представляла почти исключительно этико-философское учение, чуждое тех
политеистических представлений, которые свойственны позднейшему
буддизму. Важнейший отличительный признак Х. составляет взгляд, что
"спасение", т. е. освобождение от мира материального, доступно только
некоторым, тогда как по мнению приверженцев махаяны все существа, в
конце концов, достигнут спасения.
Хинин (медиц.) - главный алкалоид хинной корки, легкий, аморфный или
кристаллический порошок, растворяется в эфире и алкоголе, плавится при
57° Ц.; в медицине чистый алкалоид, в виду трудной растворимости в воде,
не нашел применения; употребляются почти исключительно соли его, главным