<< Пред.           стр. 1100 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 на своде главного купола, изображение Господа Саваофа, ветхого денми,
 сидящего, благословляющего обеими руками, имеющего на лоне Сына Божия в
 образе Младенца с хартией, на которой написано: гр. "LOGOS" (слово), и в
 персях Духа Святого в виде голубя. Исполнение живописи в куполе принял
 на себя профессор живописи А. Т. Марков в 1861 г. и кончил ее в 1866 г.
 Этот громадный труд, стоивший 110 тыс. руб., исполнен со всею
 тщательностью и согласно строгим требованиям науки и искусства. В поясе
 главного купола представлены лица ветхозаветной и новозаветной церкви,
 имеющие особенное значение по отношению к Спасителю мира: на восточной
 стороне изображен Спаситель, сидящий в белом хитоне с раскрытой книгой,
 в которой написано: "Аз есмь свет миру" (Иоан. VIII, 12). По обеим
 сторонам Его расположено тридцать священных изображений, вышиною каждое
 до 8 арш. В алтаре помещены священные картины, напоминающие как о самом
 рождении Спасителя, так и о событиях последних дней Его земной жизни.
 Ниже свода на площади восточной стены изображено "Рождество Христово",
 согласно божественной песни: "Дева днесь Пресущественного раждает". Оно
 исполнено В. П. Верещагиным. Ниже этой картины над Горним местом
 помещено изображение "Тайной Вечери". Исполнено также в больших размерах
 академиком Семирадским. По левую сторону от нее: "Моление о чаше", "Се
 человек" (уничижение Господа во время суда над Ним) и "Несение Креста",
 а направо: "Распятие", "Снятие со Креста" и "Положение во гроб". Все 6
 картин исполнены проф. В. И. Верещагиным. Ниже свода, на северной стене
 над аркою - изображение Х. Спасителя, как великого Архиерея церкви, в
 архиерейском облачении, благословляющего обеими руками, окруженного
 ангелами в диаконском облачении, которых озаряет свет, исходящий от Х.
 По сторонам хорной арки помещены вселенские святители и учители,
 составители чина божественной литургии; на каждой стороне по два
 изображения, одно над другим: св. Иаков, брат Господен, и св. Василий
 Великий, св. Иоанн Златоуст и св. Григорий Двоеслов. Исполнил академик
 Ф. С. Журавлев. Храм Х. Спасителя вмещает в себе до 10000 чел. Общая
 стоимость его сооружения, со включением расходов на покупку строений,
 бывших на этом месте, а равно и на содержание комиссии по построению
 храма, простирается до 15200000 руб. Ср. М. Мостовский, "История храма
 Х. Спасителя в Москве" (М., 1884); Ф. Рычин, "Путеводитель по московской
 святыне" (М., 1890); В. Зелинский, "Храм Х. Спасителя в Москве" (изд. 2,
 М., 1894).
  Христианский социализм - учение, признающее существование социального
 зла в современном общественном строе и стремящееся исправить его при
 помощи подъема религиозно-нравственных начал в различных слоях народа,
 не выходя за рамки нынешних государственных форм и сохраняя господство
 частной собственности. В этих широких пределах заключаются учения,
 весьма далеко расходящиеся между собою и имеющие весьма различные
 источники. Иногда христианский социализм исходит главным образом из
 сознания несовершенств существующего строя, и в таком случае идет очень
 далеко навстречу социализму демократическому или революционному, по
 крайней мере во всех практических требованиях, предъявляемых им
 современному государству, отказываясь идти за ним лишь в его конечных
 стремлениях, т. е. домогаться перемены всех основ государственной и
 общественной жизни. Таков характер имел Х. социализм в Англии, имеет
 теперь в Бельгии. В других случаях Х. социализм возникает в среде
 консервативных групп общества, в виде реакции против распространения в
 народе социализма демократического; он указывает, что самые существенные
 для интересов народной массы требования социализма (братство, равенство,
 помощь бедным) заключаются уже в Евангелии, нисколько, в принципе, не
 противоречат основам семьи, религии и государства, и могут быть
 осуществлены этим последним. В этих случаях Х. социализм подчеркивает по
 преимуществу не социальные, а религиозные основания своего учения,
 являясь консервативным, иногда даже прямо враждебным социализму
 агитационным средством; не редко он даже вырождается в антисемитизм.
 Таким в своем главном течении он является, в Германии и еще больше в
 Австрии. Сообразно с тем, появляется ли он в среде католиков или
 протестантов, он принимает форму католического социализма или
 евангелического. Впервые Х. социализм возник во Франции, затем в Англии.
 Здесь, рядом со сравнительно слабым католическим социализмом, довольно
 рано возникло среди членов и духовенства протестантских церквей другое
 направление, не имевшее, однако, узко конфессионального характера и
 потому называвшее себя просто Х. социализмом. Главным провозвестником
 его был англиканский священник Морис, затем другой священник Кингслей;
 весьма близко к Х. социализму стояли Карлейль и член парламента лорд
 Ашлей (граф Шафтсбюри). Этот Х. социализм был под сильным влиянием Р.
 Овена, не смотря на ярко выраженный атеизм последнего; основанием его
 было стремление улучшить положение народа. Расцвет его совпадает с
 эпохой чартистского движения и первым десятилетием после его поражения.
 Английские Х. социалисты принимали деятельное участие (Ашлей - в
 парламенте, другие - в литературе и при помощи агитации) в выработке и
 развитии фабричного законодательства и других отделов социального
 законодательства, в устройстве библиотек и организации рабочих союзов;
 тред-юнионы всегда пользовались поддержкой и сочувствием Х. социалистов.
 При этом, однако, Х. социалисты в Англии никогда не организовывались в
 политическую парию, всегда оставаясь лишь более или менее обширною
 группою людей или сообществ, связанных только общностью взглядов. В
 1880-х гг., в период упадка Х. социализма, возник существующий доныне
 Christian Social Union, основанный Гедламом (Headlam): это - сообщество
 интеллигентных деятелей для агитации, при помощи печати и митингов, за
 разрешение специального вопроса при помощи религиозно-нравственных
 средств. Немало Х. социалистов входит в состав Фабианского общества. В
 Бельгии сторонники католического социализма составляют вполне
 организованную политическую партию (во главе ее стоит Даенс), борющуюся
 против клерикалов, либералов и социалдемократов за политическое
 господство и имеющую своих сторонников в парламенте. Они являются одной
 из оппозиционных партий и гораздо чаще вотируют с социалдемократами, чем
 с клерикалами. В Германии рядом с Кеттелером, давшим толчок развитию
 католического социализма, еще в 1840-х гг. Вихерн положил начало
 евангелическому социализму. Сперва это было течение, имевшее отчасти
 благотворительный характер, отчасти пиетистический. Основывались "союзы
 христианских молодых людей", "христианских девушек" и т. п., для
 совместного отдыха и чтения религиозно-нравственных книг; учреждались
 народные дома, всевозможные убежища и т. д.; с 1860-х гг. в значительных
 размерах стали возникать христианские, как конфессиональные
 (католические и протестантские), так и внеконфессиональные религиозные
 союзы рабочих, в противовес социалдемократическим союзам. Особенный
 успех они имели на западе и юге, т. е. в католической Германии, где
 число таких союзов считается сотнями, а число их членов - сотнями тысяч;
 там они ведут политическую борьбу, поддерживая клерикальную парию. Во
 главе их стоит Volksverein fur das Katholische Deutschland в
 Мюнхен-Гладбахе, основанный Виндгорстом и развивающий обширную
 литературно-издательскую деятельность. Социальные элементы в учении этих
 Х. социалистов весьма слабы; над ними доминируют элементы религиозные. В
 1878 г. придворный пастор (евангелик) Штеккер основал в Берлине
 христианско-социальную партию, которая быстро усилилась и в его руках
 была сильным орудием против социал-демократии. В ее программе социальные
 элементы также были весьма слабы. Это была собственно одна из
 организаций консервативной партии, с некоторыми отличиями, из которых
 важнее были элементы антисемитизма, чем социальные. Она дала толчок
 развитию антисемитической партии и сама скоро выродилась в одну из
 разновидностей. В 1890 г. тот же Штеккер, вместе с проф. Адольфом
 Вагнером и др., основал "Евангелические социальные конгрессы",
 собирающиеся доныне ежегодно в различных городах Германии и для
 обсуждения способов разрешения социального вопроса на основе
 существующего государства и христианства. В этих конгрессах принимали
 участие весьма разнообразные элементы, от крайних
 консерваторовпиетинистов - Штеккера и Ад. Вагнера - до радикалов вроде
 пастора Гере (позднее перешедшего в лагерь социал-демократов) и
 свободомыслящего богослова Гарнака. В их протоколах заключается весьма
 ценный материал, но большого практического значения конгрессы не имели.
 В Австрии в 1896 г. возникла политическая партия под названием
 христианско-социальной рабочей партии, с д-ром Луегером во главе; она
 имеет резко выраженный антисемитический характер; социальные элементы,
 весьма слабые даже в программе, оказались совершенно отсутствующими на
 практике, когда в руки этой партии перешла власть в городском управлении
 Вены и в нижнеавстрийском ландтаге. Она преследовала народных учителей и
 других городских служащих за мнения, уменьшила школьный бюджет,
 увеличила расходы на постройку церквей, ничего не сделала ни для
 улучшения положения рабочих и низших городских служащих, ни для
 городского благоустройства. См. Lujo Brentano, "Die ChristlichSoziale
 Bewegung in England" (Лпц., 1883); Kaufmann, "Christian Socialism"
 (Лонд., 1888); Schulze Gavernitz, "Zum socialen Frieden" (т. I); Ностиц,
 "Рабочий класс Англии" (М., 1902); Jorg, "Gesch. der sozialpolitischen
 Parteien in Deutschland" (Фрейбург, 1867); Guerin, "Socialism chretien"
 (в "Nouveau Dictionnaire de l'Economie politique"); Stocker,
 "Christlichsocial (2 изд., Берл., 1890); Gohre, "Die
 Evangelisches-oziale Bewegung" (Лпц., 1896); многочисленные брошюры
 Hayманна; "Berichte uber die Verbandlungen der Evangelisch-Sozialen
 Kongresse" (Берлин и Геттинген, 1890 и сл.); статья "Sozial-Konservative
 Bestrebungen" в "Handworterbuch der Staatswissenschaften" (2 изд., т.
 VI).
  В. Водовозов.
  Хромистый железняк (хромит) - минерал правильной системы. Кристаллы
 встречаются редко; обыкновенно руда встречается плотными массами,
 образуя иногда мощные пласты, гнезда, жилы, которые большею частью
 залегают в перидотитовых (оливиновых) породах, процессу метаморфизации
 которых и обязаны своим происхождением Х. железняки. Излом несовершенно
 - раковистый или неровный. Цвет буровато- черный. Блеск слабо
 металлический, слегка жирный. В очень тонких пластинках просвечивает
 буровато-красным цветом. Некоторые куски слабо магнитны. Тверд. 5,5. Уд.
 вес 4,4-4,6. Перед паяльною трубкою не плавится, в восстановительном
 пламени становится магнитным. С бурой и фосфорной солью дает реакцию
 хрома и железа. Сплавленный с селитрой растворяется в воде, окрашивая
 раствор в желтый цвет; раствор дает реакцию на хром. Кислотами не
 разлагается. Химический состав - [(Cr, Fe)O2]2(Fe, Cr), причем
 содержание хрома обыкновенно 40-65%, железа 20-39%. Месторождения
 хромита чрезвычайно многочисленны: в России очень много хромитов на
 восточном склоне Урала. Особенно значительные: Сарановская гора
 (Бисерский округ), Корельское, Полдневское, Сысертское, Уральские,
 Каркадинские и друг. месторождения. Кроме России встречается и во многих
 других странах. Разрабатывается и употребляется для приготовления
 хромистой стали, хромовых красок, различных хромовых препаратов.
  Хронология - учение об измерении времени. Различают астрономическую
 Х. и техническую или историческую Х. Астрономическая Х. рассматривает
 различные более или менее закономерно повторяющиеся небесные явления как
 средство для исчисления времени. Она дает для технической Х. опорные
 точки, масштаб и средство для сравнения различных приемов и способов
 счета времени, употребляемых разными народами. Техническая или
 историческая Х. учит о том, как именно отдельные народы и века
 пользовались движениями небесных тел для измерения времени и как их
 хронологические определения событий должны быть переводимы на нашу
 систему время и летосчисления.
  Лучшим и наиболее естественным мерилом времени служит вращение земли
 на ее оси; происходящее вполне равномерно. Полный оборот (на 360° в
 угловой мере) земли называется звездными сутками, так как во времени он
 равен промежутку между двумя последовательными кульминациями какой-либо
 звезды (прохождениями ее через определенную часть, северную или южную,
 меридиана данного места на земле). Вследствие обращения земли около
 солнца; солнечные истинные сутки, т. е. промежуток времени между двумя
 кульминациями солнца, немного больше звездных суток. Эта разница
 непрестанно меняется в зависимости от неравномерности обращения земли в
 плоскости эклиптики; поэтому истинные сутки не могут служить единицей
 времени. Вместо них употребляются в общежитии средние сутки, т. е.
 промежуток между кульминациями фиктивного светила - "среднего" солнца,
 движущегося равномерно по экватору, его место на небесной сфере в
 известные эпохи совпадает с местом истинного солнца. Для крупных
 периодов времени вместо суток необходимо употреблять иные единицы
 времени, заимствованный из наблюдений над видимым положением луны и
 солнца среди звезд на небесной сфере. Промежуток времени, в который луна
 по истечении полного оборота вокруг земли приходится против тех же
 звезд, есть сидерический (звездный) месяц (27д7ч43м). В зависимости от
 перемещения земли вместе с луной вокруг солнца по истечении
 сидерического месяца взаимное размещение трех светил несколько
 изменится, поэтому фаза луны, видимая с земли, будет нисколько иная, и
 промежуток, через который луна возвращается к прежней фазе, так наз.
 синодический месяц, больше сидерического (29д12ч44м). Летосчисление
 некоторых народов ограничивается исключительно счетом синодических
 месяцев. Промежуток времени, через который, вследствие обращения земли
 около солнца, это последнее возвращается видимо к тем же созвездиям, к
 "той же звезде" носит название звездного года. Блеск солнца затмевает
 днем звезды, и вместо созвездий, против которых приходится солнце, можно
 сравнивать созвездия, противоположные им, кульминирующие в полночь в
 данное время года. Вследствие прецессии изменяется линия пересечения
 плоскостей экватора и эклиптики, точка равноденствия, от которой ведется
 на небесной сфере счет долгот и прямых восхождений, медленно отступает,
 поэтому тропический год, т. е. промежуток, через который солнце
 возвращается к точке (наприм. весеннего) равноденствия, на 20 минут
 меньше звездного. Величина звездного года не изменяется, величина
 тропического колеблется в зависимости от измерений величины прецессии; в
 наше время он заключает в средних сутках и часах 365с5ч48м46с, в
 звездных сутках и часах 366с5ч48м46с. Во времена Гиппарха (II ст. до Р.
 Хр.) тропический год был на 12 секунд длиннее. Тропический год
 обусловливает наступление так наз. времен года и потому он принят как
 единица времени в солнечных календарях. Отдельные календарные годы
 необходимо должны заключать в себе целое число суток; между тем длины
 года и суток несоизмеримы. Различные системы солнечных календарей
 явились как следствие большей или меньшей точности принятой в календаре
 длины года в сутках и тех или иных приемов подсчета накапливающихся
 дробей суток, т. е. распределения вставных дней. В свою очередь лунный
 месяц несоизмерим с солнечным годом; в лунно-солнечных календарях
 выбраны различные приемы уравнивать накопляющуюся невязку вставными
 месяцами. Затем месяц потерял свой характер лунного оборота и стал
 условной дробью солнечного года. Древние астрономы, не умея наблюдать
 кульминации звезд, довольствовались грубым приемом наблюдения восхода и
 захода звезд. Особое значение имел так наз. гелический восход звезды.
 Длина периодов, построенных на гелических восходах, требует каждый раз
 особого подсчета в зависимости от данной звезды (т. е. места ее
 относительно небесного экватора и эклиптики), широты данного места
 наблюдения на земле и величины прецессии.
  В. В. С.
  Цикл индиктионов (indictio, indiktiwn, indiktoV) обнимает собою 15
 лет. До IV в. по Р. Хр. индикты в хронографии не встречаются. Вероятно,
 они были связаны с пятилетними периодами обложения налогами в Египте.
 Известие Chronicon paschale, что с 312 года начинаются индикты
 Константина, надо понимать так, что в царствование Константина 312-й год
 был первым, в который начинался новый цикл индиктионов. Для индикта
 принимают за начало третий год до Р. Хр.
  Исходный пункт каждого летосчисления называется эрой. Ни эра Олимпиад
 (776 г. до Р. Хр.), ни эра города Рима (обыкновенно 753 г. до Р. Хр.) не
 имели гражданского значения. И в Греции, и в Риме годы обозначали по
 сановникам (последний консул - Flavius Basilius Junior в 541 г. по Р.
 Хр.; далее считали post consulatum Basilii). Кроме того, существовало
 обозначение временя по годам правления императоров. В Египте было
 издревле в обычае считать по правителям; отсюда там возникла эра
 Диоклетиана, т. е. 29 августа 284 г. после Р. Хр. Александрийские
 пасхальные таблицы была основаны на эре Диоклетиана; христиане дорожили
 ею, но называли эрой мучеников. Эры от сотворения мира крайне
 разнообразны. Теперь (с IV в. по Р. Хр.) у евреев эра сотворения мира -
 3761 г. до Р. Хр.; итак, к нашим годам надо прибавить 3760 лет. Из
 христианских эр от сотворения мира важна эра александрийского монаха
 Панодора, писавшего при имп. Аркадии. Эту эру, с некоторыми поправками,
 распространил другой египетский монах Анниан. Первый год от
 александрийской эры Панодора-Анниана, 5493-5492 до Р. Хр., был первым
 после високосного года, т. е. первым в високосных циклах по 4 года,
 первым для солнечного круга в 28 лет, первым для лунного круга в 19 лет,
 но вторым для цикла индиктов в 15 лет. Поэтому, византийцы решились эту
 александрийскую эру изменить так, чтобы первый год от сотворения мира
 был первым после високосного года и первым во всех циклах. Если бы они
 просто прибавили 1 (5492+1), то получили бы в 5493 г. первый год для
 индиктов, но зато и високосный (т. е. четвертый в цикле високосов).
 Поэтому кроме единицы они прибавили еще 15, т. е. отодвинули эру назад
 на целый индиктионный период. Итак, 15+1 = 16 лет - разница между
 сотворением мира у александрийцев (5493 г. до Р. Хр.) и византийцев
 (5509 до Р. Хр.); зато первый год после сотворения мира у византийцев
 (т. е. сентябрь 5509-5508 г. до Р. Хр.) есть первый во всех циклах и
 первый после високосного. Чтобы получить для византийского летосчисления
 индикт, солнечный круг и т. д., надо к нашему году прибавить 5508 г., а
 затем делить на 15, 28 и т. п.; остаток дает искомый признак года.
 Следует, впрочем, заметить, что только новый год и индикт византийцы
 начинали с 1 сентября; солнечный круг они начинали с 1 октября 5509 г.
 до Р. Хр., лунный круг - с 1 января 5508 г. Итак, если искомый день, о
 котором идет речь, падает между 1 сентября и 1 октября, то найденный
 солнечный цикл надо уменьшить на единицу; точно так же надо уменьшить и
 золотое число на единицу, если день этот дожить между 1 сентября и 1
 января. Чтобы для нашего года по Р. Хр. найти византийские характерные
 признаки года (индикт и циклы), лучше всего перевести их на эру от
 сотворения мира, прибавляя для чисел до 1 сентября - 5508, для чисел
 после 1 сентября - 5509. В общем, византийский лунный цикл начинается на
 три года позднее сравнительно с cyclus decemnovennalis, который на
 Западе называется циклом луны. Византийский солнечный круг разнится на
 11 лет и 3 месяца от западноевропейского. Наконец, эру от Р. Хр. ввел
 Дионисий Малый (Dionysius Exiguus); он приравнял 248-й год эры
 Диоклетиана 532-му году после Р. Хр. По мнению некоторых хронологов, он
 сделал крупную ошибку при определении года рождения Иисуса Христа;
 впрочем, вполне точно вряд ли и может быть установлен этот год. В
 официальных актах эра от Р. Хр. встречается уже в капитулярии Карломана
 от 21 апр. 742 г. В папских актах она в ходу с Иоанна XIII (X в.). С
 папы Евгения IV (1431 г.) годы от Р. Хр. обязательно отмечаются в
 папских актах. Так же разнообразно установлялось и начало года: а) 1-го
 января - это начало года по юлианскому календарю, совпадавшее со
 вступлением консулов в должность; оно стало господствующим в Зап. Европе
 лишь с XVI в. (в Англии с 1752 г., в Венеции с 1797 г.). б) 1 марта. Это
 начало у христиан, вероятно, находилось в связи с желанием считать
 первым месяцем тот, на который приходилось первое весеннее полнолуние
 долее всего это начало удерживалось в Венеции. в) 25 марта. Кто желал

<< Пред.           стр. 1100 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу