<< Пред. стр. 1119 (из 1179) След. >>
милосердия, городская амбулатория, 5 аптек и аптечных складов. Крупныхфабрик и заводов в Ч. нет. Казенный спиртоочистительный завод,
епархиальный свечной, пивомедоваренный, паровая мельница, лесопильня,
заведение искусственных минеральных вод, 3 типографии, 1 сукновальная и
181 мелких мастерских разного рода, часовых, слесарных, кондитерских,
колбасен и т. п. заведений.
Городской бюджет в среднем за трехлетие 1895-97 г.: доходы - 118876
руб., в том числе сбор с недвижимых имуществ - 11543 р., доходов с гор.
недв. Имуществ - 34180, с городских сооружений и предприятий - 21828
руб. Расходы - тоже 118876 руб., в том числе на содержание городской
полиции - 11050, пожарной команды - 6033, городского общественного
управления и сиротского суда - 16576, на благоустройство города - 13845,
на городские сооружения - 15539, на народное образование - 12223, на
общественное призрение - 1045, на медицинскую, ветеринарную и санитарную
части - 3292 руб.
Черниговский уезд лежит на лев. стороне Днепра и пересекается
течением его притока Десны. Образуя фигуру четырехугольника и находясь
между 51°16' и 51°42' с. ш. и 30°29' и 31°54' в. д., он имеет в длину (с
В на З) 85-90 в., а в ширину (с C на Ю) - 40-45 в. Десна разделяет уезд
на две неравные части, из которых южная Задесенье, более низкая. Долина
р. Десны, заливаемая весенними водами, в некоторых местах доходит до
8-10 в. На Ю от этой долины поднятие поверхности - незначительно. В
сев.-вост. части у. более возвышенные места находятся у Седнева,
Березного и Клачкова; абс. высота этих возвышенностей доходит до 450,
490 и 515 фт. над ур. моря; другие такие же местности встречаются
западнее - у Сибережа (480 фт.), Хмельницы (475), Сядрич (475) и Певцов.
На З ближе к Днепру поверхность понижается, причем почва из глинистой
переходит в песчаную, заросшую лесом; там же, где он уничтожен,
оголенные пространства представляют песчаную пустыню перелетных песков,
образующих в одних местах "выдуи", а в других - "кучугуры". Лучшие
глинисто-черноземные почвы расположены на границе с Городнянским у.
вокруг с. Осняков, а также ок. Ильгова, бывш. имения кн. Олега
Черниговского (Ольгово) и в Задесеньи - у с. Салтыковой Девицы и
Ковчина. Пространство Ч. у., по измерению его при генерал. межевании
1860-1890 г., определено в 3222,5 кв. в. или 333022 дес. 4,2% находилось
под усадьбами и огородами, 53,2 - пахотными полями, 14,5 - сенокосами,
16,6 - лесами, 4,1 - выгонами; остальные - под водами, болотами,
оврагами, песками и т. п. Реки на территории Ч. уезда все почти впадают
в р. Десну; именно: с прав. ее стороны - Снов, Замглай, Стрижень,
протекающий у устья через г. Чернигов, Белоус с прит. с правой стор. -
Ховхлою, Залозьем, Рудой, Свишенью и Бычалкой; дальнейшие прит. Десны -
Козел и Верепуть (почти совершенно пересохли и воды по ним текут только
весной). Такой же характер имеют и левый приток Десны - Угорь, Здвиж,
Иржавець, Лыбедь, которые представляют ряд болотистых мест,
соединяющихся между собой в полую воду. Проба осушения этих болот при
помощи прокопанного на Здвижи канала приносит очевидные результаты, но
дальнейшие осушительные работы почему то приостановлены. Таким образом
среди сенокосов много мокрых болотных лугов с плохим сеном, остающихся в
своем естественном состоянии. Тоже нужно сказать и о пахотных полях и о
лесах. Пахотные поля, составляющие более 1/2 пространства, большей
частью глинистые (50%), на З - чисто песчаные (22%), не выносящие
обработки два года сряду, ибо превращаются в летучие пески, затем
сернопесчаные
- более плотные (18%) и, наконец, глинисто-черноземные, в
перечисленных выше пунктах. Последние дают в среднем озимой ржи 55-60
пд. с 1 дес., а чисто песчаные едва возвращают семена (8-9 пд.);
особенно много их в сев.-зап. волостях Редьковской (82%) и Палжевской
(92%), жители которых снискивают себе пропитание в отхожем промысле,
называемом "осначеством" (сгонка плотов вниз по Днепру до г. Херсона).
Из местных промыслов в Ч. у. существуют древодельные, кожемятные,
выделка кирпича, а также ремесла плотников, кровельщиков (крытчиков) под
солому, столяров, кузнецов и т. п. Скота (по данным центр, стат. комит.)
в 1900 г. в Ч. у. было: лошадей 48860, крупн. рогат. 30008, овец и коз
86814, свиней 37784; 97% всего скота принадлежало крестьянам. Главные
населенные пункты, кроме губернского города: заштатный г. Березный, с
9400 жителей, не отличающийся по внешнему виду и быту жителей от
большого села; мст. Седнев (2000 жит.), со старинным домом XVI или XVII
в., такой же архитектуры, как и "камяныця", находящаяся в Чернигове;
мст. Салтыкова Девина (2500 жит.). Из остальных поселений 43 имеют более
1000 жит., 37 - от 500 до 1000, 76 - от 100 до 500; затем идут более
мелкие хутора и деревни. Поселений, в которых бывают ярмарки, 6, а
ярмарок в них бывает 13. Торговых документов в селениях уезда взято 26
второй гильдии и 165 на мелочной торг; билетов к свидетельствам 2-й
гильдии - 33 и к свидетельствам на мелочной торг - 145. Жит. в Ч. у. по
переписи 1897 г. - 161695 (80504 мжч. и 81191 жнщ.), а без городов
Чернигова и Березного
- 126105. Без городов в среднем на 1 кв. в. приходится по 39 душ, а с
городами Черниговом и Березным - по 50 душ. 27,7% казаков, 23,1 бывш.
помещ. крестьян, 19,3 бывш. гос. крестьян и 16% мещан; остальные 13,9%
делятся между дворянами, духовенством, почетными гражданами, купцами и
др.
Землевладение. Из 294774 дес. земель, записанных в окладных книгах
уезд. зем. управы, в 1894 г. принадлежало: дворянам - 78434 дес.,
духовным - 2704, почетным гражданам - 2502. Купцам - 5740, мещанам -
2784, частным владельцам из казаков - 10651, из крестьянам - 9358,
отставным солдатам и пр. - 1544; всего у 4681 частных владельцев было
113717 дес. Сел. общества и товарищества владели 167252 дес. (в том
числе собственно казачьи общ. - 49343, общ. госуд. кр. - 70264 и бывш.
помещ. кр. - 29108). Казне принадлежали 6594 дес., церквам и монастырям
- 4549, городам - 2380, разным учреждениям и пр. - 283 дес. Средний
размер одного частного дворянского владения составлял 91 дес., духовного
лица - 15,5, почетного гражданина - 132, купца - 130; мещанина - 6,
казака - 6,3, крестьянина
- 7,2 дес. Надельных земель 7,2 дес. на 1 двор казака, 12,5 дес. на 1
двор госуд. крестьянина и 4,3 дес. на 1 бывш. пом. крестьянина.
Народное образование. За исключением г. Чернигова, в Ч. у. в 1897 г.
было 84 начальные школы; из них 1 двухклассная и 1 одноклассная
министерские, 1 городская начальная, 52 земские, 12 церковноприходских и
26 школ грамоты. В земских школах было 23 учителя, 43 учительницы и 30
законоучителей, а учащихся - 3538 (3002 мальчика и 536 девочек).
Окончило ученье 331 (300 мальч. и 31 дев.), что составляет 9,4 на 100
учащихся.
Медицина. В 1895 г. врачебная помощь населению уезда (за исключением
г. Чернигова) была оказываема 10 врачами, жившими в 10 врачебных
участках, и 12 фельдшерами и фельдшерицами; в 5 участках кроме приемных
покоев были еще больницы, с 14 кроватями.
Бюджет Ч. уездного земства на 1901 г. составлял 151040 руб. Из них на
народное образование ассигновано 36020 руб., на медицину - 27047 руб.,
на дорожную повинность - 31512, на содержание земского управления -
15320 р. Между доходами первое место занимали сборы с недвижимых
имуществ - 87485 р. (в том числе с земель и лесов - 66548 р.).
Р.
Черника (Vaccinium myrtillus L.) - низкорослый кустарник из сем.
брусничных (Vacciniaceae), дико растущий по лесам северной и средней
России, на Кавказе, в Средней Европе, Малой Азии, Сибири, Северной
Америке. Стебель достигает высоты 40 стм.; ветви его острогранистые;
листья светло зеленые. яйцевидные, мелко городчато-пильчатые; в мае-июне
в пазухе листьев на коротких ножках развиваются одиночные
зеленовато-розовые шаровидные цветки; чашечка цельнокрайная, венчик
пяти-зубчатый; тычинок пять, пыльники с рожками; пестик один, плод -
шарообразная черная ягода.
С. Р.
Чернобыль или Черноболь - мст. Киевской губ., Радомысльского у., в
140 вер. от г. Радомысля, при впадении р. Ужа в Припять и при
многочисленных озерах. В летописях впервые упоминается под 1193 г. После
свержения татарского ига составлял особое старост во, которое в 1566 г.
названо местечком. В 1775 г. сюда переселились раскольники из
Стародубского у. Усадьба владельца помещается на древнем городище;
сохранился глубокий ров, отделяющий городище от местечка. Около села
группа из 28 курганов и большой курган. назыв. "Татарским", в котором
найдено было железное оружие. Вблизи найден клад серебряных. римских
монет. времени Антонинов. 3 церковно-прих. школы. 14362 жителей, 2
правосл. церкви, костел (постр. в начале XVI-го ст.); до 1832 г.
существовал доминиканский м-рь. 2 часовни, 2 церк. прих. школы. Водяная
мельницы, 3 кирпичных и 7 кожевенных зав., казенн. винный склад. Амбул.
больница, аптека, еврейская богадельня; 3 больших ярмарки. Главные
занятия жителей - судоходство, рыболовство и огородничество (одного лука
в год вывозится до 30 тыс. пуд.). Пароходная пристань, где грузятся
ежегодно в значительном количестве лес, смола, деготь, табак, рыба и
огородные продукты, и верфь для постройки деревянных грузовых судов.
Близ Ч. в Припяти большая "Чернобыльская мель", ныне значительно
расчищенная.
П. Т.
Черновиц или Черновцы, Черневцы (малорусск. Чернивцы, польск.
Czernowce, румынск. Cernauti, нем. Czernowitz, чешск. Сeгnovice) - гл.
гор. австр. провинции Буковины, на высоте 248 м., недалеко от русской
границы, на правом берегу р. Прута, который здесь становится сплавным.
До присоединения Буковины к Австрии представлял собой чуть не простую
деревню, затем стал быстро увеличиваться: в 1816 г. в нем было всего
5416 жит., в 1880 г. - 45600. в 1890 г. со включением предместий - 54171
(10384 малоруссов, около 10000 немцев, 17356 евреев, 7624 румын, 7610
поляков, есть армяне и др.), не считая 2174 чел. гарнизона. Улицы узки и
кривы; строений около 6000. Красивый православный собор, с
величественным куполом, построенный в 1864 г. по образцу Исаакиевского
собора в СПб.; дворец православного архиепископа и митрополита в
византийском стиле, с великолепным залом торжественных заседаний и с
высокой башней, откуда прелестный вид на окрестности; еврейская синагога
в мавританско-восточном стиле. По поводу столетнего юбилея присоединения
Буковины к Австрии в Ч. воздвигнута мраморная статуя Австрии на цоколе
из зеленого карпатского песчаника. Предместье ФранцаИосифа богато
роскошными садами. В 1875 г. в Ч. открыт университет Франца-Иосифа (с
немецким преподавательским языком) с 3 факультетами
(православнобогословским, юридических и государственных наук и
философским), с библиотекой (ок. 60000 тт.), ботаническим садом и
химической лабораторией; в 1891-92 академии, году в нем было около З00
слушателей и 36 доцентов. Гимназия, реальное училище, ремесленное
училище, соединенное с коммерческим, учительская семинария (мужск и
женск.), православная дух. семинария, областная сельскохозяйственная
школа, акушерская школа. Театр, ремесленный музей. Много обществ, в том
числе общество для развития гончарного искусства в Буковине.
Промышленность в городе развита слабо (паровые мельницы, пивоваренный
завод); торговля гораздо значительнее и находится всецело в руках евреев
и армян: вывозятся преимущественно в Россию и Румынию пшеница, убойный
скот, кожи, шерсть, водка, лес, поташ. В истории Ч. ничем не
замечателен. Первое упоминание о нем в исторических памятниках
встречается под 1407 г. В 1823 г. здесь произошло свидание Франца I с
имп. Александром I. С недавнего времени Ч. сделался центром
национального и политического движения Буковинской Руси; здесь возникло
много товариществ и кружков, с целью распространения просвещения и
национального возрождения среди русскаго населения Буковины. Таковы
"Русска Бесида", политическая "Руска Рада", "Руский Дим Народний"
("Русский Народный Дом") для устройства русского театра и др.,
драматическо-литературное товарищество, "Русска Школа", "Власна помочь"
(собственная помощь) и академический кружок "Союз".
Ир. П.
Чернышев (Феодосий Николаевич) - выдающийся современный русский
геолог и палеонтолог, особенно известный своими исследованиями тектоники
и палеозойских образований Урала и севера России. Род. в Киеве в 1856 г.
Учился в киевской гимназии, морском училище и горном институте; по
окончании курса в 1880 г. производил геологические исследования в
Среднем Урале. В 1882 г. избран геологом геологического комитета, а с
1903 г. состоит директором этого учреждения. В 80-х гг. работал ежегодно
в Южном Урале. В 1889-90 гг. начальствовал ученой экспедицией,
снаряженной горным ведомством для изучения Тиманского кряжа. С 1892 г.,
в течение нескольких лет, руководил работами по геологической съемке
Донецкого бассейна; в 1895 г. стоял во главе экспедиции на Новую Землю.
В 18991902 гг. был начальником экспедиции по производству градусных
измерений на Шпицбергене. В 1903 г. занимался изучением Андижанского
землетрясения в Ферганской области. Ч. состоит членом академии наук и
председателем отделения физич. географии Имп. рус. геогр. общества. По
настоящее время им напечатано, по преимуществу в изданиях геологического
комитета и Имп. с.-петербургского минералогического общества, свыше60
ученых работ, в том числе несколько объемистых монографий по фауне
палеозойских образований Урала и Тимана, а также и других местностей
России. За свои труды Ч. получил ряд премий и медалей от минералог.
общества, академии наук и высшую Константинов скую медаль Имп. русс.
геогр. общества. Главнейшие из ученых трудов Ч.: "Материалы по изучению
девонских отложений России" (1884); "Фауна нижнего девона западного
склона Урала" (1885); "Фауна среднего и верхнего девона зап. склона
Урала" (1887); "Общ. геол. карта России. Л. 139"; "Описание центр, части
Южн. Урала" (1889); "Apercu sur les depots posttertiaires an Nord et u
l'Est de la Russie d'Europe" (1891); "Фауна нижнего девона восточного
склона Урала" (1893); "Орографич. очерк 139 листа геолог. карты России"
(совместно с А. Карпинским, 1897); "Верхнекаменноугольные брахиоподы
Урала и Тимана" (1902).
Черский (Иван Дементьевич, 1845-1892) - известный исследователь
Сибири, геолог и палеонтолог. Литвин по происхождению, уроженец
Виленской губ., Ч., будучи в выпускном классе виленского дворянского
института, принял участие в польском восстании 1863 г. Взятый среди
повстанцев, Ч. был сослан в Сибирь и зачислен рядовым в лин. батальон,
расположенный в Омске. В 1869 г. освобожден от военной службы. В 1871 г.
переселился в Иркутск, где провел 15 лет, перебиваясь уроками и работая
в Вост. Сиб. отд. Имп. русск. географ, общ. В 1886 г., по приглашению
академии наук, приехал в СПб. для научных занятий. Отправленный
академией начальником научной экспедиции в Вост. Сибирь для исследования
pp. Яны, Индигирки и Колымы, скончался в Якутской тундре. Лишенному
правильной научной подготовки Черскому пришлось самоучкой восполнить
пробелы своего образования и притом при крайне неблагоприятных условиях.
Уже в Омске, в казармах, он урывками, но страстно и неутомимо, учился,
найдя поддержку и руководство в некоторых окружающих. Более систематично
пошли научные занятия Ч. в Иркутске, благодаря руководству двух
выдающихся земляков-натуралистов, Дыбовского и Чекановского. В изданиях
Bocт.-Сиб. отд. Имп. русск. геогр. общ., а затем и академии наук, за
время пребывания Ч. в Иркутске, помещен ряд самостоятельных работ Ч. по
геологии Сибири и по остеологии современных и вымерших позвоночных
животных Сибири; работы эти поставили Ч. в ряды весьма сведущих, опытных
остеологов. Появление наиболее важных трудов Ч. относится к
петербургскому периоду его деятельности. В 1886 г. появился его отчет о
геологическом исследовании береговой полосы оз. Байкала, с детальной
геологической картой; в 1888 г. - геологическое исследование Сибирского
почтового тракта от оз. Байкала до вост. склона Урала, а в 1891 г.
объемистое "Описание коллекций послетретичных млекопитающих, собранных
Ново-Сибирской экспедицией", представляющее полную остеологическую
монографию остатков послетретичных млекопитающих не только НовоСибирских
о-вов, но и всей Сибири.
Черт (черт, от черный) - термин употребляемый народом, как родовое
название, для обозначения всякого рода злых духов старинной
дохристианской веры, а также в смысле христианского образа сатаны,
дьявола, искусителя и врага рода человеческого ("нечистая сила"). В
обоих этих значениях, генетически связанных между собой и переживших
целую эволюцию, фигура и идея Ч. проходит через историю всех религий,
начиная с самых первобытных. Начало этой идеи кроется в самых ранних
стадиях человеческого мышления. Еще задолго до возникновения каких бы то
ни было религиозных идей, в уме первобытного человека, под влиянием
опыта, сложилось представление о двух категориях явлений и деятелей
окружающей его среды: одних - благоприятных и полезных для него, других
- вредных, страшных, гибельных. С возникновением анимизма,
одухотворявшего явления и объекты неодушевленной природы и наделявшего
их психикой и волей человека, указанные две категории явлений и живых
деятелей природы обращаются в категории высших существ, с одной стороны
добрых, т. е. сознательно благодетельствующих человеку. и злых, т, е.
сознательно ему вредящих и несущих гибель. В природе, действительно,
немало явлений, заставляющих первобытного человека, не поднявшегося до
понимания ее законов, видеть во всех явлениях, близко его затрагивающих,
результат целесообразной воли разумных существ, вызывающих эти явления.
Рыбы, являющиеся в определенные сезоны, без чего на севере человек не
мог бы существовать, гигантские плодовые деревья тропических стран,
дающие человеку пищу и кров, бушующее море, выбрасывающее на берег
съедобные водоросли, моллюски и даже огромных животных, и масса тому
подобных явлений вызывают представление о добрых. божествах, сознательно
благодетельствующих ему. С другой стороны первобытный человек не может
себе представить, напр., чтобы близкий ему человек, которого он только
что видел здоровым и бодрым, вдруг стал корчиться от боли или пал
бездыханным трупом, без того, чтобы тут в дело не вмешалось могучее злое
существо, сознательно злоумышляющее против него. Точно также должны ему
рисоваться грозные явления природы - грозы, бури, наводнения,
землетрясения - действиями страшных божеств, злоумышляющих либо против
него, либо против равных им существ, вступивших с ними в борьбу. Всякие
неприятности и бедствия, возможные в житейском обиходе, даже случайная
потеря какой-нибудь вещи, случайное спотыкание, усышка масла в сосуде,
порча провизии в амбаре и т. п. мелочи - все это дело духов, которые
кишмя кишат вокруг человека, принимая тысячи образов, начиная с мелкой
мухи, ящерицы, жабы и кончая крупными зверями в роде медведей, тигров,
крокодилов и т. д. Первобытные представления не знают, однако, единого
общего представителя зла позднейших религий; да и в этих последних
единый представитель зла - напр. Ариман Заратустры - только хозяин,
начальник целого сонма злых духов. Злые существа, главным образом
животные, чаще всего живут целыми родами, породами, как люди, и хотя
каждый род имеет своих хозяев, но последние вовсе не управляют злыми
делами своих сородичей. Очень часто творцами зла в первобытных религиях,
как и в позднейших, являются своего рода падшие ангелы, отвергнутые
своими "хозяевами" и действующие вопреки их воли. Так у северных народов
медведи считаются добрыми божествами, и если случайно медведь задерет
человека, то это медведь сумасшедший, изверг, отверженец, покинутый на