<< Пред.           стр. 1130 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 зарегистрировано 13446 больных, в Москве 10035. Таким образом мы видим
 преобладание заболеваний в больших городах. Из данных того же автора мы
 узнаем, что взаимное отношение венерических заболеваний в С.-Петербурге
 выражается 42,0% для сифилиса, 33,6% для триппера и 24,4% для мягкого Ш.
 Высший класс населения несравненно реже заражается мягким Ш., нежели
 низшие слои; сифилис же, по мнению Петерсена, господствует в
 образованных классах не менее, если не сильнее, чем среди простонародья.
 В отношении пола отличается значительное преобладание мягкого Ш. у
 мужчин над женщинами, а именно в отношении 3:1 в других городах России,
 и 4:1 в Петербурге и Москве; иными словами, каждая женщина с мягким Ш.
 заражает средним числом трех мужчин. Впрочем, есть и противоречащие
 этому статистики. Судя по исследованиям К. Л. Штюрмера, наиболее
 способствует распространению мягкого Ш. бесконтрольная проституция. Но и
 среди поднадзорных проституток процент заболеваний немалый, причем
 наблюдаются большие колебания. За 1889 - 93 гг. в домах терпимости в
 Петербурге было ежегодно от 3,3% до 14,8% заболеваний, в Москве - от 9,1
 % до 17,9 %, в Харькове - от 13,9% до 22,6 %, в Екатеринбурге - от 8,7 %
 до 53,7 % и т.д. Течение мягкого Ш. представляется в следующем виде.
 После заражения почти отсутствует скрытый (инкубационный) период, в
 противоположность твердому Ш., при котором скрытый период довольно
 продолжительный, иногда в несколько недель. Уже спустя 12 - 24 часа на
 месте заражения появляется узелок в булавочную головку, который скоро
 превращается в гнойничок (пустула); на 3 - 5 день гнойничок лопается,
 оставляя после себя характерную шанкерную язву, круглых или овальных
 очертаний, покрытую как будто салом с круто обрезанными, подрытыми,
 зубчатыми краями. Дно язвы мягкое, что составляет очень важный
 отличительный признак от сифилиса. Язва разрастается с большей или
 меньшей скоростью, достигает величины полукопеечной монеты и больше.
 Этот период длится около 3 недель, иногда же 6 - 7 недель. Язва окружена
 красной каймой, которая остается до тех пор, пока не наступает период
 заживления язвы. Мало-помалу воспалительные явления уменьшаются, сальный
 вид краев исчезает, кайма также исчезает, на дне вырастают красные
 грануляции, и язва вступает в период заживления, всегда сопровождаемого
 образованием рубца. Благодаря сильной заразительности шанкерного гноя,
 мягкая язва редко бывает единичной, большею же частью множественной -
 это также важное отличие от сифилитического шанкра - или с самого
 начала, или она размножается посредством самозаражения больного
 (автоинокуляция); на местах, где есть постоянное соприкосновение частей,
 мягкий Ш. обыкновенно дает отпечатки. Фурнье сообщил о шести больных, у
 которых было от 20 до 80 Ш. Продолжительность течения мягкого Ш. зависит
 от общего состояния больных, от локализации и осложнений, а также от
 применяемого лечения. Обыкновенно мягкий Ш. причиняет мало страданий
 больным; но при раздражении язвы, а также при осложнениях бывают сильные
 боли и даже лихорадочное состояние. Из осложнений мягкого Ш. упомянем
 так наз. фагедэнизм и гангрену. Причины их могут быть общие и местные. К
 первым относится истощение, преклонный возраст, хронический алкоголизм,
 цинга, золотуха; особенно у пьяниц мягкие Ш. имеют резкую наклонность к
 злокачественному течению. К местным причинам относятся неопрятность,
 трение, неуместные прижигания. Ш. имеет острое или хроническое течение.
 В первом случае он развивает свою разрушительную силу преимущественно
 вглубь; как и при гангрене, здесь возможно полное уничтожение полового
 члена, а у женщин малых и больших губ. При хроническом течении
 фагедэнический Ш. ползет по поверхности (серпигинозная язва), причем
 может проползать значительные пространства; так, напр., начавшись на
 половых органах, дойти до пупка. Профилактика личная состоит в избежании
 подозрительных половых сношений, общественная - в надзоре за
 проституцией. Лечение многообразно. Применяются прижигания каленым
 железом, химические прижигающие, выскабливание (Петерсен) с последующей
 перевязкой йодоформом, ксероформом, танноформом и т. д.
  В.М. О-ий Шанхай-гуань - китайский город, у восточной оконечности
 Великой китайской стены, упирающейся здесь в берег Ляодунского залива.
 Некогда имел важное стратегическое значение, как крепость на границе
 Маньчжурии и собственно Китая. Через город проходила главная дорога из
 Китая в Маньчжурию; тут учреждена была застава для регистрации
 путешественников. По этой дороге направлялась главная масса переселенцев
 в северные области Китайской империи. Город разделяется на две части:
 южная, Лин-юй, лежит в пределах Чжилийской провинции, северная,
 собственно Ш.-хай-гуань - на Маньчжурской стороне. Станция Китайской
 железной дороги. Город после волнений 1900 г. был оккупирован русскими
 войсками и очищен лишь в 1902 г.
  Л. Б.
  Шар - геометрическое тело, ограниченное сферическою или шаровою
 поверхностью. Все нормали к поверхности сферы сходятся в центре шара и
 все точки сферы отстоят на равных расстояниях от центра. Расстояние это
 есть радиус Ш.
  Шарден - (Жан-Баптист-Симеон Chardin, 1699 - 1779) - франц.
 живописец, ученик П. Ж. Каза и Ноэля Куапеля. Помогая последнему
 исполнять аксессуары в его картинах, приобрел необычайное искусство
 изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя
 исключительно их воспроизведению. В начале своей самостоятельной
 деятельности писал плоды, овощи, цветы, битых животных, хозяйственные
 принадлежности, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители
 искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и
 голландских художников, и только с 1739 г. расширил круг своих сюжетов
 сценами домашнего быта небогатых людей и портретами. Картины этой второй
 категории, отличающиеся наивною простотою содержания, силою и
 гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти, еще более, чем
 прежние работы Ш., выдвинули его из ряда современных ему художников и
 укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи. В
 1728 г. он был сопричислен к парижской академии худ., в 1743 г. избран в
 ее советники, в 1755 г. принял на себя должность ее казначея; кроме
 того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности и
 изящных искусств. Произведениями Ш. особенно богата луврская галерея в
 Париже. Они имеются также во многих других французских публичных и
 частных коллекциях, а за пределами Франции - в собрании прусского
 короля, в великогерцогской галлерее в Карлсруэ, в стокгольмском музее, в
 имп. Эрмитаже, в СПб., в галерее кн. Лехтенштейна, в Вене, и в друг.
 местах. Наиболее известные между ними - "Карточный замок", "Молитва
 перед обедом", "Трудолюбивая мать", "Битый заяц и охотничьи
 принадлежности", "Плоды на мраморном столе" и "Атрибуты искусства" (все
 - в луврск. галл.), "Три мальчика, пускающие мыльные пузыри" (в гаврск.
 муз.), "Кухонный стол с провизией и посудой" (в руанск. музее), портрет
 г-жи Жофрен (в муз. Монпелье), "Девушка, читающая письмо", "Возвращение
 с рынка", "Кухарка, чистящая репу", и повторения "Молитвы перед обедом"
 (в корол. дворце в Берлине), повторение "Карточного замка" и "Молитвы
 перед обедом" и "Прачка" (в Эрмитаже), "Молодая женщина, вышивающая
 ковер", "Служанка, наливающая воду в кувшин", "Битый заяц и медный коте"
 и повторения "Прачки" и "Молитвы перед обедом" (в стокгольмск. муз.) и
 "Мать и дитя" (в галл. кн. Лихтенштейна).
  Шарж (от франц. charger - нагружать, тождественному по значению и
 происхождению с итальянским саriсаre, от которого карикатура) -
 изображение действительности, преувеличенное до неправдоподобия с
 комическими целями. Итак, Ш. прежде всего воспроизводит
 действительность; подобно всякому художественному изображению, он
 отбирает характерные черты действительного явления и заставляет эти
 черты выступать с большей отчетливостью, чем это имеет место в жизни. В
 этом смысле можно сказать, Ш. идеализирует действительность. Но, чтобы
 выставить на вид ее смешную сторону, Ш. идет дальше: он подчеркивает
 характерные черты не в той только степени, в какой это необходимо для
 того, чтобы оттенить их - он преувеличивает их до неправдоподобия.
 Смешное вообще опирается на известную разницу между готовым
 представлением о явлении и тою случайною формой, в которую, по тем или
 иным причинам, оно отливается в данном случае. В Ш. эта разница
 увеличивается намеренно - и смех вызывают именно неожиданные размеры
 преувеличения. Когда говорят, что парижская пожарная команда приезжает
 на место пожара через пять минут после его начала, лондонская - через
 две минуты, а казанская - за пять минуть до пожара, то смех вызывают
 именно размеры преувеличения, превосходящие ожидание. Подобно
 карикатуре, Ш. оперирует с представлениями, уже готовыми в уме
 воспринимающего; он переносит мысль в мир неправдоподобный, условный, но
 подчиняющийся особым законам, им самим для себя предначертанным. В этом
 смысле Ш. может быть назван стилизацией действительности, ее ирреальным,
 но по своему законосообразным воплощением. Когда рассказывают, что
 известный французский слесарь Х. так хорошо и быстро открывал секретные
 замки, что они открывались от одного его взгляда, или когда у Чехова
 кондуктор три раза подряд будит принимающего в промежутках морфий
 пассажира, то и для автора, и для читателя совершенно очевидно, что дело
 происходит за пределами действительности, но читатель принимает законы
 этой особой, неправдоподобной действительности, предложенные ему
 автором. Ясное представление о художественной форме затуманивается тем
 смыслом, который это слово часто имеет в обиходе: Ш. называют - с
 оттенком неодобрения - всякое, особенно в комическом роде,
 художественное преувеличение, свидетельствующее об отсутствии чувства
 меры.
  Шариат - писанное право мусульман.
  Шарко (Жан-Мартен Charcol) - знаменитый французский врач и
 невропатолог (1825 - 93). Медицинское образование получил в Париже. С
 1860 г. профессор-агреже парижск. медиц. факультета, с 1862 г. главный
 врач женской больницы в Сальпетриере; с 1866 г. читал здесь привлекшие
 огромный круг слушателей лекции, с 1872 г. занял кафедру патологической
 анатомии в парижском медицинском факультете; в 1882 г. для него была
 учреждена специальная кафедра нервных болезней. Первые научные работы Ш.
 относятся к области суставного ревматизма и подагры (напечатаны были в
 "Отчетах биологического общества" в 1851 в 1852 гг. и в его докторской
 диссертации, 1853). К этой же области принадлежат его труды: "Les
 alterations des carlilages dans la goutte" (1858); "Les concretions
 tophacees de l'oreille externe chez les goutteux" (1860); "Les
 alterations du rein chez les goutteux" (в сотрудничество с Корнилем,
 1864); "Les rapports de la goutte et de l'intoxication saturnine"
 (1864). Затем Ш. занимался изучением пневмонии, результатом чего явились
 его две блестящие работы "De la pneumonie chronique" (1860) и
 "Observations sur la pneumonie de vieillards" (1868). Но главным образом
 слава Ш. зиждется на его работах в области невропатологи, которую он не
 только обогатил множеством новых фактов и идей, но открыл в ней новые
 пути и истинно научные методы исследования; патология нервных болезней
 XIX в. может считаться созданием Ш. и его школы. Таковы его работы об
 истерии, истеро-эпилeпсии, спинно-мозговой сухотке, мышечной атрофии,
 параличах, афазии и др. Одна из групп этих работ была опубликована
 постепенно в ряде лекций с 1861 по 1871 г. и издана под заглавием
 "Arthropathies liees a l'ataxie locomotrice progressive" (1868); другая
 группа, читанная в 1876 - 80 гг., издана под заглавием "Localisations
 dans les maladies du cerveau et de la moelle epiniere" (1880).
 Классическими признаются сборники его лекций, переведенные на многие
 европейские языки; таковы: "Lеcons sur les maladies du foie des voies
 biliaires et des reins" (1877); "Lecons cliniques sur les maladies des
 vieillards et les maladie chroniques." (1868, 1874); "Lecons sur les
 maladies du systeme nerveux faites a la Salpetriere" (1880 - 84);
 "Lecons du Mardi a la Salpetriere" (1890 и 1898); "Clinique des maladies
 du systeme nerveux a l'hospice de la Salpetriere" (1892 - 1893). Ш. и
 его ученикам принадлежит также ряд интересных работ по гипнотизму.
 Полное собрание трудов Ш. издано в 1886 - 90 гг. Ш. был основателем и
 соредактором ряда специальных медицинских журналов: "Archives de
 physiologie normale et pathologique" (с 1868 г.); "Archives de
 nevrologie" (с 1880 г.); "Revue de Medecine" (с 1878 г.); "Nouvelle
 Iconographie de la Salpetriere" (с 1880 г.) и "Archives de medecine
 experimentale et d'anatomie pathologique" (с 1889 г.). В 1898 г. Ш.
 воздвигнут памятник в Париже. На pyccкий язык переведены: "Лекции о
 болезнях печени, желчных путей и почек" (СПб., 1879); "Болезни нервной
 системы" (СПб., 1876); "О локализациях в болезнях мозга. О мозговых
 параличах" (СПб., 1880, 1885); "Клинический очерк большой истерии или
 истеро-эпилeпсии" (Харьков, 1886); "Брайтова болезнь и интерстициальный
 нефрит" (М., 1882); "Альбуминурия" (СПб., 1882); "О лечении спинной
 сухотки пoдвешивaниeм" (1890).
  Шарманка - небольшой ручной орган без клавиш, приводимый в действие
 рукояткою. В настоящее время его заменили в домашнем обиходе аристоны.
  Шартр (Chartres) - гл. гор. франц. дпт. Эры и Луары, на р. Эре. 20
 тыс. жителей. Город состоит из древнего верхнего города, нижнего города
 и предместья С.-Морис. Старинные укрепления в настоящее время превращены
 в бульвары. Собор в готическом стиле (XII - XIII вв.), один из
 красивейших во Франции; городская библиотека (80 тыс. томов, 1800
 рукописей), музеи естественно-исторические и древностей. Производство
 кожевенных, железных и медных изделий, шерстяного белья.
 
  История. В Римскую эпоху Ш. был известен под именем Антрикум народа
 карнутов. В средние века город сделался столицей графства, получившего
 также название Ш. В 1286 г. оно было куплено французским королем и в
 1528 г. возведено Франциском 1 в герцогство. С 1623 г. герцогство
 сделалось удельным владением Орлеанского дома, и старший сын герцога
 Орлеанского стал носить титул герцога Шартрского. В настоящее время
 титул герцога Шартрского принадлежит принцу Роберту Орлеанскому. 21
 октября 1870 г. Ш. был занят немецкими войсками и в борьбе с луарской
 армией служил важным опорным пунктом для немцев.
  Шатобриан (Франсуа-Огюст, виконт de Chateaubriand) - знаменитый
 французский писатель и политический деятель. Род. 4 сент. 1768 г. в
 бретонской дворянской семье, младшим из десяти детей; провел
 безрадостное детство в Сен-Мало, учился довольно беспорядочно в Доле,
 Ренне и Динане; предназначался родителями то в военные, то - согласно
 его собственному желанию - в священники, но 18-ти лет вступил в
 наваррский полк. Связи отца доставили ему аристократические знакомства и
 доступ ко двору, но он здесь терялся и больше интересовался литературой;
 сблизился с писателями - Парни, Шенье, Шамфором - и напечатал в
 "Almanach des Muses" (1790) меланхолическую пастораль: "Amour de la
 campagne". Революция, ненавистная этому роялисту, и уничтожившая его
 полк, побудила его исполнить заветную мечту - отправиться в Америку, с
 целью найти путь, через полярные страны, в Индию. Он пробыл там недолго,
 но успел видеть многое. В 1792 г. он женился и, хотя это был брак по
 требованию родных, нашел в жене преданного друга. Возвратясь в Европу,
 он эмигрировал, вступил в армию эмигрантов и был ранен при осаде
 Тионвилля; больной и измученный, перебрался в Англию, где вел тяжкую
 борьбу за существование, голодая, перебиваясь уроками и готовя обширный
 труд: "Essai politique, historique et moral sur les revolutions
 anciennes et modernes" (1797). Это сочинение, еще проникнутое духом
 отживавшего века, не имело успеха; его стали читать лишь впоследствии,
 ввиду разительной противоположности между ним и позднейшими воззрениями
 автора. Последующие издания были очищены от материалистических выходок.
 Перемена настроения была близка; смерть матери, удрученной ужасами
 революции и безверием сына, и сестры, получившей от матери завет
 возвратить брата христианству, возродили его веру. "Я уступил не великим
 сверхъестественным светочам, - писал он, - мое убеждение вышло из
 сердца: я заплакал и уверовал". В это время им был задуман "Genie du
 christianisme" (1802, 5 т.). Подзаголовок этого произведения: "ou les
 beautes de la religion chretienne" хорошо характеризует его: это
 вдохновенная апология христианства, не догматическая, не богословская,
 но поэтическая, естественная реакция против бурной, насмешливой и иногда
 грубой антирелигиозности XVIII в., попытка показать, "что из всех
 существовавших религий христианская - самая поэтичная, самая человечная,
 самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан
 ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до
 храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; нет ничего
 божественнее ее морали, ничего привлекательнее и торжественнее ее
 догматов, ее доктрины и ее культа; она покровительствует гению, очищает
 вкус, развивает благородные страсти, даст мысли силу, сообщает писателю
 прекрасные формы и художнику совершенные образцы". Догматическая и
 философская, историческая и логическая стороны сочинения Ш. слабы. Он
 побеждает искренностью, наивностью, захватом лиризма, силой вдохновения.
 Католицизм не умер, но замер: Ш. воскрешал его, связывая его с наиболее
 возвышенными представлениями живой действительности. Он вел своих
 читателей по тому пути, который прошел сам, основывая религию на
 индивидуальных эмоциях, эстетических по преимуществу. Его книга должна
 была потерять значение вместе с падением того общественного настроения,
 при котором она была создана. Литературное влияние ее было громадно; она
 создала школу. Идеализм и реализм равно могли обресть в ней новое слово.
 Вместе с глубиной индивидуального лиризма, мистическим захватом
 религиозного чувства и ораторским пафосом - субъективными элементами,
 которым равных еще не знала литература, - здесь были образы, картины и
 описания невиданной еще красоты, яркости и изобразительности;
 искусственность смешивалась с наивностью, элементарные промахи - с
 проблесками гения. Два эпизода из "Гения христианства" были выделены:
 один, "Atala", появился в "Mercure" за год до выхода главного сочинения,
 другой, "Rene", был отделен от него впоследствии (1807). "Atala ou les
 amours de deux sauvages dans le desert", проникнутая грандиозными
 впечатлениями, вынесенными автором из его скитаний по первобытному миpy
 Америки, поразила читателей столько же новым настроением, сколько
 блеском формы, и имела большой успех не только во Франции. "Rene ou les
 effets des passions" - французский и, как его иногда называли
 "христианизованный Вертер", сходен с немецким прообразом некоторыми
 чертами сюжета, но более всего тем, что это такое же изображение
 личности поэта; скорбь его героя театральна; "он носит свое сердце на
 перевязи" - как сказала одна англичанка о самом Ш.; в героине не трудно
 заметить черты влиявшей на него сестры, Люсили. Одно из наиболее сильных
 выражений "мировой скорби", это произведение произвело очень сильное и
 устойчивое впечатление. Изданные через семь лет "Les Martyrs" (1809, 5
 т.) должны были явиться практическим образцом применения той эстетики,
 теория которой дана в "Гении христианства". До тех пор борьба между
 "старыми" и "новыми" не позволяла искусству отказаться от рабского
 подражания древним образцам. Ш. провозглашает национальное искусство,
 вводит религиозность в ряд эстетических настроений, отрешается от
 холодного рационализма классиков. "Я нашел, что христианство более чем
 язычество благоприятно развитию характеров и игре страстей в эпопее. Я
 говорил, что чудеса этой религии могут, пожалуй, поспорить с чудесами,
 взятыми у мифологии. Эти спорные воззрения я пытаюсь здесь подкрепить
 примером". Это поэма в прозе из эпохи Диоклетиана, полная красот, но не
 в изображении сверхъестественного, к которому охотно обращается автор, а
 в земных сценах и рассказах, в великолепных картинах природы и описаниях
 мест, которые за время работы над "Мучениками" посетил автор - Афин,
 Рима, Иерусалима. Результатом путешествия в Святую Землю, куда Ш.,
 остановив работу, отправился искать впечатлений местного колорита, был
 "Itineraire de Paris a Jerusalem" (1811, 3 т.) - не только путешествие,
 но, так сказать, оправдательный документ к "Martyrs". Путешествие в
 Испанию дало (1809) материалы для изящного и законченного рассказа: "Les

<< Пред.           стр. 1130 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу