<< Пред.           стр. 1142 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 время, Ш. всего более нравились " Швейцарское семейство" Вейгеля,
 "Медея" Керубини, "Иоанн Парижский" Буальдье, "Сандрильона" Изуарда и
 особенно "Ифигения в Тавриде" Глюка. Итальянской оперой, которая была в
 его время в большой моде, Ш. интересовался мало; только "Севильский
 цирюльник" и некоторые отрывки из "Отелло" Россини прельщали его. Как
 утверждают биографы, Ш. в своих сочинениях никогда ничего не изменял,
 потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в
 расцвете лет и таланта скончался на 31 году. Последний год его жизни,
 несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно
 тогда он написал симфонию с-dur и мессу es-dur. При жизни он не
 пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса
 манускриптов, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и
 пр.). см. Kreisse, "Franz Shubert" (Вена, 1861); von Helborn, "Franz
 Schubert"; Risse, "Franz Schubert und seine Lieder" (Ганновер, 1871);
 Aug. Reissmann, "Franz Schubert, sein Leben und seine Werke" (Б., 1873);
 H. Bbarbedette, "F.Schubert, sa vie ses oeuvres, son temps" (П., 1866);
 m-me A.Audley, "Frans Schubert, sa vie et ses oeuvres" (П., 1871).
  Н.С.
  Шубин (Федот Иванович) - скульптор, сын крестьянина, род. 17 мая
 1740г. в Куроостровской вол., против Холмогор. Зимою 1759 г. пришел,
 подобно своему земляку, Ломоносову, в СПб. с обозом трески. По
 ходатайству Ломоносова, заметившего необыкновенную способность юноши к
 скульптуре по образцам его резьбы из кости, он был зачислен истопником в
 придворный штат и в 1761 г. по Высочайшему повелению определен в
 академию художеств, где вскоре сделался лучшим из учеников профессора
 Жиле. Во время прохождения академического курса был награжден двумя
 серебряными медалями, малою в 1763 г. и большою в 1765 г., а в 1766 г.
 окончил этот курс с золотою медалью и в следующем году отправлен для
 дальнейшего своего усовершенствования в Париж, в качестве пенсионера
 академии. В Париже Ш. обратил на себя внимание французской академии,
 которая ходатайствовала пред императрицей Екатериною II чрез Фальконета
 о продлении срока его пенсионерства для того чтобы он имел возможность
 посетить Рим. В 1772 г. Н. А. Демидов совершил с ним путешествие в
 Италию и заказал ему свой мраморный бюст. Возвратившись оттуда в СПб.,
 он исполнил, по воле Екатерины II, ее бюст с натуры, считающийся самым
 схожим из всех (наход. в Имп. Эрмитаже) и после того постоянно, в
 течение 20 лет, занимался работами из мрамора для высочайшего двора и
 для кн. Г. А. Потемкина, в лице которого нашел себе горячего
 покровителя. В 1774 г. академия избрала его в академики; но интриги
 товарищей Ш. по специальности, Гордиева и Ф. Щедрина, долго, во все
 время управления академией И. Бецкого, мешали Ш. получить высшее
 художественное звание, хотя он и приобрел себе репутацию мастера, не
 имеющего себе равного среди русских скульпторов, и только в 1794 г.
 академия возвела его в профессоры. Он умер в СПб., 12 мая 1805 г. Кроме
 других достоинств, произведения Ш. отличаются особенно мягкостью
 передачи натуры в рубке из мрамора. Конференц-зала академии худож.
 украшена превосходною статуей Екатерины II, исполненной Ш. для кн.
 Потемкина. Из прочих его работ известны: бюсты русских полководцев:
 Шереметева, Румянцева, Суворова и адмир. Чичагова, в Имп. Эрмитаже,
 барельефные изображения русских великих князей в Оружейной палате и
 Петровском дворце, в Москве, и бюст кн. Безбородка.
  Шувалов (Иван Иванович, 1727-97) - русский государственный деятель.
 Уроженец г. Москвы, с ранних лет хорошо знавший иностранные языки Ш. уже
 в 1749 г. начинает играть роль при дворе имп. Елизаветы Петровны,
 которая в конце своего царствования сделала его генерал-адъютантом и
 членом конференции (тогдашнего государственного совета). Он нередко
 объявлял сенату и высшим чиновникам именные повеления; к нему обращались
 в затруднительных случаях, когда нужно было особенное распоряжение
 императрицы: через него подавались просьбы и доклады на Высочайшее имя.
 Ш. действовал всегда бескорыстно, мягко и со всеми ровно и добродушно,
 благодаря чему у него почти вовсе не было врагов. Он отказался от
 предложенных ему императрицею графского титула и обширных поместий; не
 принял и предложения о выбитой в честь него медали. Главная заслуга Ш.
 заключается в покровительстве, оказанном им образованию. Самым видным
 делом его было учреждение по плану, составленному им вместе с
 Ломоносовым, первого русского университета, в Москве, для всех сословий,
 с двумя гимназиями при нем (1755). Как первый "куратор" московского
 университета, Ш. входил во все подробности его строя и положения;
 особенно трудился над улучшением преподавания как в университете, так и
 в гимназиях, для чего приглашал иностранных ученых, отправлял молодых
 русских людей для усовершенствования за границу, по возвращении откуда
 последние занимали профессорские кафедры в университете (таковы были
 Зыбелин, Вениаминов, Третьяков, Десницкий и др.), и "ради успешного
 распространения знаний" устроил университетскую типографию, в которой
 печатались заведенные им же "Московские Ведомости". По его же инициативе
 возникли в 1757 г. академия художеств и в 1758 г. казанская гимназия.
 Академия возникла из учеников, которые, по распоряжению Ш., готовились
 для этой цели в московской гимназии и находились под его
 непосредственным ведением до 1763 г. Впоследствии из-за границы он
 выслал для академии снятые по его распоряжению формы лучших статуй в
 Риме, Флоренции и Неаполе. Особенным покровительством Ш. с самого начала
 пользовался Ломоносов, воспевший его в нескольких своих одах и
 "рассуждениях". При непосредственном участии и наблюдении Ш. появилась в
 свет составленная Вольтером "Histoire de l empire de Russe sous Pierre
 le Grand". С воцарением Екатерины II положение при дворе Ш. пошатнулось,
 и он в 1763 г. уехал за границу, где пробыл 14 лет. За границей он был
 всюду принимаем с великими почестями и предупредительностью, всячески
 старался помогать русским художникам и ученым, и исполнил личное
 поручение императрицы Екатерины ходатайством перед папою о замене
 папского нунция в Варшаве Дурини лично известным Ш., и им же указанным
 папе, Грампи. Возвращение в 1777 г. Ш. на родину было приветствовано в
 печати целым рядом хвалебных стихотворений, среди которых особенно
 замечательно "послание" Державина. Императрица назначила его
 обер-камергером и сделала одним из любимых своих собеседников. У него
 постоянно собирались кн. Дашкова, Завадовский, Храповицкий, Козодавлев,
 Янкевич, Дмитриев, Шишков, Оленин, Державин и др. С кн. Дашковой он
 разделял труды по изданию "Собеседника любителей российского слова";
 один из первых восхищался стихами Державина и содействовал его
 известности. Замеченный им на акте московского университета Е. И.
 Костров трудился над переводом Илиады, живя в доме Ш. Ему много обязаны
 Фонвизин, Богданович, Херасков. В 1784 г. он выдвинул известного
 крестьянинасамоучку Свешникова. Сам Ш. писал немного: ему принадлежат
 лишь несколько переводов и стихотворений или без подписи, или под чужим
 именем. Ср. Н. Бартенев, "Биография И. И. Шувалова" (М., 1857).
  В. Р-в.
  Шувалов (Петр Иванович, граф, 1711-62) - русский госуд. деятель,
 генералфельдмаршал. Начал службу камер-пажем при дворе Цесаревны
 Елизаветы Петровны; за содействие возведению ее на престол пожалован в
 действительные камергеры; затем сделан был сенатором и в 1746 г.
 возведен в графское достоинство Российской империи. Сначала Ш.
 командовал армейскою дивизиею, расположенною в окрестностях
 С.-Петербурга, а затем обсервационным корпусом, им же сформированным.
 Был конференц-министром, управлял артиллерийскою и оружейною
 канцелярией, усовершенствовал артиллерию и устроил несколько оружейных
 заводов. благодаря влиянию на императрицу его жены Мавры Егоровны и
 двоюродного брата Ивана Ивановича Ш., он пользовался неограниченною
 властью во все царствование Елизаветы Петровны: без его согласия не
 решалось важное государственное дело, особенно в области экономического
 строя и военной организации. В 1753 г. Ш. представил сенату утвержденный
 императрицею проект уничтожения внутренних таможен и застав и повышения,
 взамен этого дохода, пошлин на привозимые из-за границы товары.
 Незадолго до смерти Елизаветы Петровны он настаивал на составлении
 нового Уложения, сообразно с потребностями и обычаями народа, и на
 всеобщем размежевании земель. Бескорыстным государственным деятелем он
 не был: много заботился о своих личным интересах, нередко в ущерб и
 государству, и частным лицам - напр. выхлопотал себе исключительное
 право на отпуск за границу леса, сала, ворвани, а также монополию
 тюленьего промысла. Ведя роскошную жизнь, оставил долгу в казну более
 миллиона рублей. Л. Р-в.
  Шуман (Роберт-Александр Schumann) - знаменитый германский композитор,
 род. 8 июня (27 мая) 1810 г., в саксонском городе Цвикау, ум. 29 (17)
 июля 1856 г. Композиторский дар проявился в Ш. очень рано. Его
 импровизации, его дирижирование маленьким оркестром товарищей по
 гимназии, когда ему было 12 лет, указывали на то, что в нем таится
 истинное музыкальное дарование. Хотя он, по желанию матери, и поступил в
 Лейпцигский унив., но занятия юридическими науками не особенно удачно
 подвигались вперед, так как Лейпциг - этот музыкальный центр Германии -
 давал много пищи его музыкальной натуре. К этому времени, т. е. к 1828 -
 29 г., относится изучение им игры на фортепиано у Фридриха Вика. Ш.
 перешел в гейдельбергский университет в надежде, что в этом городе,
 далеко не столь богатом музыкой, он найдет больше времени для
 университетских занятий; но и тут его стремление к музыке не ослабело.
 Знакомство с профессором гейдельбергского университета Тибо, большим
 знатоком музыки, советовавшим Ш. обратить внимание на свой талант, а
 также письмо Вика к матери Ш., убеждавшего ее согласиться на перемену
 карьеры сына, вызвали решительный поворот в деятельности Ш.: в 1830 г.,
 переселившись в Лейпциг, он окончательно посвятил себя музыке. Сначала
 он занялся игрою на фортепиано, но упорная работа над развитием пальцев
 привела к анемии правой руки, вследствие чего он обратился к композиции.
 Занятия у теоретика Дорна до 1832 г., изучение сочинений Баха, обширное
 знакомство с музыкальной литературой, чему немало способствовали
 многочисленные концерты в Лейпциге, быстро развили музыкально
 восприимчивую натуру Ш. и уже в 1833 г. он выступил с ор. 7, impromptu
 ор. 5 и др., который впоследствии стали в ряд его знаменитых сочинений.
 В 1834 г. он предпринял издание газеты: "Neue Zeitschrift fur Musik",
 восстававшей против рутины и музыкального застоя, с энергией и
 убеждением пропагандировавшей все талантливое. На столбцах этой газеты
 Мендельсон, Берлиоз, Шопен, Лист, Гиллер, Гаде, Брамс нашли достойную
 оценку своих дарований. Журнальная деятельность Ш. продолжались до 1844
 г. В 1854 г. статьи его о музыке и музыкантах вышли отдельным изданием
 ("Gesammelte Schriften uber Musik und Musiker", нов. изд.. Лпц., 1875).
 В 1834 - 35 гг. Ш. закончил свои бессмертные произведения для фортепиано
 - симфонические этюды ор. 13 и карнавал ор. 9. Позднее им были написаны:
 сонаты g-moll и f-moll, гениальнейшая фантазия c-dur, ор. 17,
 "Davidsbundlertanze" ор. 6, "Kinderscenen" ор. 15, "Крейслериана",
 "Faschingschwank" ор. 26 и пр. Наплыв творческой силы в 1836 - 39 гг.
 был у Ш. так велик, что, по его собственным словам, он "мог бы сочинять
 все дальше, дальше без конца". Особого распространения сочинения Ш. в то
 время не имели; им сочувствовали только такие знатоки, как Мошелес, Лист
 и отчасти Мендельсон. Страстно желая жениться на дочери Вика, Кларе, Ш.
 стал заботиться об увеличении своих материальных средств. С этой целью
 он намеревался перевести свою газету в Вену, рассчитывая на больший круг
 читателей. Поездка в Вену не увенчалась успехом, но, благодаря ей, Ш.
 познакомился с неизданными сочинениями покойного Шуберта, содействовал
 изданию многих из них и ознакомил публику с симфонией Шуберта c-dur,
 которая, после первого ее исполнения в Лейпциге, под управлением
 Мендельсона, вскоре обошла весь музыкальный мир. С женитьбой Ш. на Кларе
 Вик, в 1840 г., совпадает поворот его деятельности в сторону вокальной
 музыки. Более ста песен, из которых очень многие составляют перлы
 творчества Ш., были написаны в течение одного года, в том числе
 знаменитый цикл песен "Dichterliebe". В 1841 г. Ш. написал свою первую
 симфонию и начал вторую d-moll (впоследствии вышедшую под названием
 четвертой). В том же году написаны им симфониетта (увертюра, скерцо и
 финал) и фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии составившая
 первую часть знаменитого фортепьянного концерта a-moll. В 1842 г. Ш.
 обратился к камерной музыке: в один месяц он написал три квартета,
 посвященные Мендельсону, затем квинтет для фортепиано и струнных,
 посвященный Кларе, квартет для фортепиано и струнных и трио. В 1843 г.
 Ш. перешел к новому для него роду сочинения: он написал обширную кантату
 "Рай и Пери", на слова Томаса Мура., принятую как в Лейпциге, так и
 Дрездене с энтузиазмом. В том же году Ш. начал сочинение музыки к
 "Фаусту" Гете, но нервная болезнь от усидчивого труда помешала
 дальнейшей работе. Журнальная деятельность тоже была им оставлена.
 Путешествие в Россию, куда Ш. сопровождал свою жену, имело
 благодетельное влияние на его здоровье. Хотя у Виельгорского была
 исполнена первая симфония Ш., но особого значения, в смысле успеха
 композиций Ш., его поездка по России не имела. В 1845 г. Ш. принялся за
 контрапунктические сочинения, написав шесть фуг ор. 60 на темы b, a, c,
 h, четыре фуги ор. 72, каноны; затем он докончил фортепьянный концерт
 a-moll и сочинил вторую симфонию c-dur. В 1847 - 48 г. он написал оперу
 "Геновефа", в 1850 г. данную в первый раз в Лейпциге без выдающегося
 успеха, хотя знатоки, как напр. Шпор, отнеслись к ней с большим
 уважением. Окончив оперу, Ш. с увлечением принялся за сочинение музыки в
 "Манфреду" Байрона, окончил музыку к "Фаусту" Гете, написал цикл "Bilder
 aus Osten" в четыре руки. Музыка к "Фаусту" была исполнена одновременно
 в Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 г., в сотую годовщину дня рождения
 Гете. С 1850 г. начинается капельмейстерская деятельность Ш. в
 Дюссельдорфе, которая с каждым месяцем становилась тягостнее для Ш.,
 хотя Дюссельдорф и представлял прекрасную арену для успешной пропаганды
 его сочинений. Ко времени пребывания Ш. в этом городе относятся: третья
 симфония es-dur (написанная в один месяц), увертюры "Мессинская
 невеста", "Герман и Доротея" и "Юлий Цезарь", легенда "Странствование
 Розы" (1851), месса, реквием (1852), концерт для виолончели с оркестром,
 Tpио g-moll для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты для
 фортепьяно и скрипки, торжественная увертюра к "Фаусту", фантазия для
 скрипки и оркестра и пр. (1853). К 1852 г. имя Ш. настолько уже стало
 популярным, что в Лейпциге целая неделя была посвящена исполнению его
 произведений, но эта "шумановская неделя" имела лишь успех средний. Зато
 в следующем году успех концертов из сочинений Ш. в Голландии превзошел
 все ожидания. Ш. всегда отличался сдержанностью, молчаливостью,
 преобладанием мрачного настроения. Иногда его преследовали галлюцинации,
 во время которых ему как бы являлись Шуберт и Мендельсон, диктовали ему
 тему. В 1852 г. появились первые признаки душевной его болезни, скоро
 достигшей полного развития. Помещенный в 1854 г. в санаторий близ Бонна,
 Ш. скончался через два года. В 1880 г., на сумму, полученную с трех
 концертов, был поставлен памятник Ш. на его могиле в Бонне. -
 Композиторская деятельность Ш. продолжалась 24 года (1830 - 53). Первые
 10 лет были посвящены преимущественно фортепьянным произведениям, в
 которых Ш. сказал новое слово. Удивительное слияние самобытности с
 красотой, без всякой примеси деланности, широкий полет фантазии
 романтика идеалиста - все это придает фортепьянной литературе Ш.
 особенное значение. Даже в технической стороне фортепьянных произведений
 Ш., даже в пассажах, видны изобретательность и самостоятельность. Как
 богатый и своеобразный гармонист, как мелодист, полный необычайной
 прелести, выразительности и широты, Ш. стоит на большой художественной
 высоте. В его сочинениях чувствуется национальная струя. К наиболее
 гениальным произведениям Ш., отличающимся богатым музыкальным
 содержанием и новизной фактуры, принадлежат в особенности фантазия
 с-dur, карнавал и симфонические этюды, а также фортепьянный концерт
 а-moll с оркестром. От фортепьянной литературы Ш. перешел к вокальной.
 На его романсах и песнях лежит печать глубокой выразительности. В этой
 области Ш. выдвигал не только музыкальную сторону, но и поэтическую,
 сливаясь вполне с текстом, обращая внимание на малейшие его детали. Он,
 так сказать, не перекладывал стихотворения на музыку, но воспроизводил
 их в звуках. Аккомпанементу Ш. придавал особое значение и ставил его в
 органическую связь с вокальным текстом: это - скорее фортепьянная
 партия. Для своих романсов и песней Ш. пользовался стихами Кернера,
 Рюккерта, Гете, Эйхендорфа, Гейбеля, Байрона, всегда выказывая тонкий
 вкус в выборе текста. Наиболее близок к лирическому дару Ш. был Гейне,
 стихотворения которого в особенности вдохновляли Ш. В области симфонии,
 за которую Ш. взялся после романсов, он не стал мировым композитором;
 тем не менее его симфонии заняли очень видное место в музыкальной
 литературе, не смотря на далеко не виртуозную, хотя местами и
 своеобразную инструментовку, не смотря на формы, не являющиеся, в
 большинстве случаев, новым словом в искусстве. Сила симфоний Ш.
 заключается в богатстве и свежести музыки, полной чудных картин и
 образов. Среди четырех симфоний, первое место занимает третья es-dur,
 так называемая рейнская. Обаятельна симфония b-dur, которую сам Ш. хотел
 назвать весеннею симфонией. Четвертая симфония, помимо своих высоко
 музыкальных качеств, выделяется оригинальностью формы, связанной с
 тематизмом. Из увертюр крупнейшие - к "Манфреду" и "Геновефе". В
 камерной музыке и в концертной Ш. дал замечательные образцы, способные
 вызывать восторг и достойные глубокого изучения по совершенству фактуры.
 Творчество его с особенной силой сказалось в квартете и квинтете для
 фортепьяно и струнных. Оперная форма не далась Ш. вполне: его опера
 "Геновефа" редко появляется на сцене. Кантата, не требующая сценических
 условных приемов, более подходила в натуре Ш. : его "Рай и Пери" - одно
 из капитальнейших вокальных его произведений. Столь же замечательна и
 музыка к "Манфреду" Байрона и "Фаусту" Гете. В духовной музыке Ш.
 (мотет, месса, реквием) скорее чувствуется обаятельный лирик, чем
 истинно духовный композитор. Деятельность Ш. охватывает почти все
 области музыкального искусства. Если вспомнить, сколько духовной силы
 вложил Ш. в свои произведения, сколько он перечувствовал, передумал,
 испытал волнений, создавая чудные музыкальные образы, то станет понятным
 ранний конец его творчества. Ш. умер 46 лет, в том возрасте, когда
 многие другие художники только входят в более широкую область
 деятельности. cm. Wasielewski, "Robert Schumann" (Бонн, 1880); A.
 Reiszmann, "Robert Schumann, sein Leben und seine Werke" (Б., 1879); P.
 Spitta, "Ein Lebensbild Robert Schumann's" (Лпц., 1882); П. Трифонов,
 "Роберт Шуман" (СПб., 1885); Амброз, "Жизнь и произведения Роберта
 Шумана" (русский перев. в журн. "искусство", СПб., 1860); А. Волховская,
 "Роберт и Клара Шуман" (СПб., 1899). Н. С.
  Шумский (Сергей Васильевич) - талантливейший артист московской сцены.
 Род. в семье московского мещанина Чеснокова в 1821 г. и ребенком
 поступил в театральное училище, где обратил на себя внимание осмысленной
 игрой в роли актера Шумского (водев. Хмельницкого: "Первый дебют актрисы
 Троепольской"). Директор Кокошкин оставил за ним эту фамилию. Выпущенный
 из училища в 1848 г., Ш. играл незначительные роли, совершенствуясь под
 руководством Щепкина. Недолго пробыв в Одессе, где ему были поручены
 более видные роли, он вернулся в Москву и быстро выдвинулся вперед,
 заняв, после исполнения в "Женитьбе" и "Ревизоре" ролей Кочкарева и
 Хлестакова, одно из первых мест в труппе. С каждым годом он все больше
 имел успех в ролях фатов, повес, комических старичков, водевильных
 персонажей с переодеваниями, и создавал настоящие типы в пьесах
 Тургенева, в "Свадьбе Кречинского", в "Карьере" Королева, в "Приемыше"
 кн. Кугушева, в драмах и комедиях А. А. Потехина, в пьесах Мольера. В
 середине 50-х годов, гастролируя в Петербурге, он занимал амплуа
 Сосницкого, Мартынова, Самойлова и, кроме Мартынова, не уступал никому
 пальму первенства. По словам авторитетного театрала, "нельзя себе
 представить ничего уморительнее и оригинальнее созданного Ш. типа

<< Пред.           стр. 1142 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу