<< Пред. стр. 1156 (из 1179) След. >>
попытках объединить западное эллинство в одно государство: сиракузскиетираны и эпирские цари не раз пытались осуществить идею западного
эллинистического государства. Здесь на пути эллинизма стал сначала
Карфаген, а затем, и главным образом, Рим. Эллинизму пришлось в конце
концов удовлетвориться культурным влиянием на новую державу. Зато в этом
отношении побед было одержано немало: уже в это время Рим взял у Э. и
науку (главным образом проследить мы можем это на развитии истории), и
литературу, и искусство. Одно время казалось, что и литературным языком
будет греческий, но в этом направлении национальное самосознание
латинства не дало эллинизму одержать решительную победу. Почва для
поступательного движения Э. в Италии была подготовлена влиянием
этрусским и сношениями с греческими городами Италии и Сицилии. Менее
сильно, сначала, влияние Э. на политический строй Рима и Италии, хотя
провинциальная администрация уже теперь черпает полной чашей из
эллинистического административного и финансового опыта. Римское общество
последнего века республики в силу всего этого, а также чисто
эллинистического воспитания, мало чем отличалось от общества другого
какого-либо культурного центра Э.; верхи его приняли весь лоск и всю
humanitas эллинистического аристократа, хотя нередко и в их среде
прорывалась сущность упорного и грубого селянина, жестокого и
расчетливого солдата. Уже в эпоху республики начало сказываться и
политическое влияние Э. на Рим. Эллинистические образцы были, может
быть, перед глазами у Г. Гракха; ими пользовался несомненно Помпей, но
особенно ярко сказались они на деятельности Цезаря и Антония. Идеалом
Цезаря было создание мирового государства на базе эллинистической
монархии, с преобладанием эллинских элементов. На эллинистический лад
должны были сложиться и администрация этого государства, и его финансы,
и его внутренний строй. Такая попытка насильственной эллинизации
погубила Цезаря и возбудила сильную национальную реакцию. Вожаком ее
явился Август, выступивший со всей Италией и Западом против Антония,
объединившего в своих руках Восток если не под титулом, то под властью
последнего эллинистического монарха. Борьба кончилась победой
национализма и Августа и созданием двойственного принципата; но и в нем
следы Э. сильны и несомненны. Их улавливаем мы и в организации столицы,
и в администрации (институт чиновничества), и в финансовом устройстве, и
в культе властителя, и в сознательном насаждении городов, и т. д. Все же
сохранялся внешний римский облик и лозунгом оставалось: Рим и латинство.
Победное шествие Э. задержать, однако, было невозможно. Калигула
пытается всецело стать на точку зрения Цезаря, Клавдий или его
отпущенники проводят ее хотя не столь открыто, но гораздо более
интенсивно. В это же время Э. одерживает и одну культурную победу за
другой. Миссией Рима становится быть проводником Э. на всем Западе,
внести его быт, его искусство, его строй, его литературу, его науку -
правда, на латинском языке и иногда в италийской переработке - в Галлию,
Британию, Испанию и Африку. Эту миссию он выполняет успешно и уже в
начале II века по всему Западу тянется тонкий слой эллинистического
лака. К тому же времени относится и окончательная победа политического
строя Э., с его неограниченной монархией и чиновничеством. Завершителем
начавшегося еще при Цезаре движения является имп. Адриан. Национализм
латино-римский окончательно сходит со сцены, как политический фактор;
эллинистический, говорящий по гречески, Восток становится вполне
равноправен с Западом. На это же время, продолжающееся до III века,
падает и новый пышный расцвет эллинистич. литературы и философии,
последней - отчасти под влиянием новых религиозных идей, выделившихся из
старого религиозного синкретизма. Основной политический вопрос,
поставленный Э. - вопрос об отношении города (т. е. политии) к
государству единому и мировому - разрешен был Римом в смысле сирийской
системы превращения города в самоуправляющуюся административную и
податную единицу. Там, где не было городского строя, он вводится;
римское государство имеет тенденцию превратиться в комплекс городских
территорий. Временный расцвет городов под давлением обусловленной общим
экономическим упадком системы тягот, начало которой было положено еще во
время самостоятельного существования эллинизированных государств,
постепенно сводится на нет, и государственный строй с III в. все более и
более сводится к одному из своих прототипов - строго восточных
абсолютных монархий. В то же время, под влиянием долгой работы
латинского национализма, древний мир раскалывается на две половины -
греческую и латинскую, которые отныне идут каждая своей дорогой. Семена
развития, однако, и здесь и там одни: везде это тот комплекс культурных
приобретений, который выработался в государствах, управлявшихся
преемниками Александра Вел., тот комплекс, который соединяет эллинские
элементы и элементы восточной культуры и этим подчиняет Запад, комплекс,
который и обозначается словом Э. Вопрос об Э. во всей его полноте не был
еще трактован. Внешнюю и культурную историю Э. см. в больших
произведениях, занимающихся историей греческого мира во время и после
Александра: Droysen, "Geschichte des Hellenismus"; Holm, "Grriechisclie
Geschichte" (т. IV); Mahaffy, "Greek life and thought from the age of
Alexander to the Roman conquest" (Л., 1887; очень устарела); Niese,
"Gescnichte der griechischen und makedonischen Staaten seit der Schlacht
bei Chaeronea"; Kaerst, "Geschichte des hellenistischen Zeitaiters";
Niese, "Die Welt des Hellenismus" (Марбург, 1900); Beloch, "Grriechische
Geschichte" (т. III). Об Э. в римское время нет отдельных работ.
Некоторую сводку дает Е. Kornemann, "Aegyptische Einflьsse im rmischen
Kaiserreicho" (в "Neue Jahrb. tьr Phil. und Pаd.", 1899). Ср. Ростовцев,
"Мученики римской культуры" ("Мир Божий", 1900, апрель).
М. Ростовцев.
Эллины ('ўEllhneV). - Впервые с именем эллинов - небольшого племени,
жившего в южной Фессалии в долине Энипея, Апидана и др. притоков Пенея,
- мы встречаемся у Гомера: Э., вместе с ахеянами и мирмидонянами,
упоминаются здесь как подданные Ахилла, населяющие собственно Элладу.
Кроме того имя Эллады, как южнофессалийской области, мы находим в
нескольких позднейших частях обеих Гомеровских поэм. Этими данными
эпической поэзии о географическом местонахождении Э. пользуются Геродот,
Фукидид, Паросский Мрамор, Аполлодор; лишь Аристотель, основываясь на
Ил. XVl, 234 - 235. где упоминаются "жрецы Додонского Зевса Селлы, не
моющие ног и спящие на голой земле", и отожествляя названия Селлов
(подр. Геллов) и Эллинов, переносит древнюю Элладу в Эпир. Исходя из
того факта, что Эпирская Додона была центром древнейшего культа исконных
греческих богов - Зевса и Дюны, Эд. Мейер ("Geschichte des Altertums".
II т., Штуттгарт, 1893) полагает, что в доисторический период греки,
занимавшие Эпир, были вытеснены оттуда в Фессалию и перенесли с собою в
новые земли и прежние племенные и областные названия; понятно, что
упоминаемая у Гезиода Геллопия и гомеровские Селлы (Геллы) повторяются в
фессалийских Эллинах и Элладе. Позднее генеалогическая поэзия (начиная с
Гезиода) создала эпонима эллинского племени Эллина, сделав его сыном
Девкалиона и Пирры, переживших великий местный потоп и считавшихся
родоначальниками греческого народа. Та же генеалогическая поэзия создала
в лице брата Эллина, Амфиктиона, эпонима Фермопильско-Дельфийской
амфиктионии. Отсюда можно вывести заключение (Holm, "History of Greece",
I, 1894 стр. 225 след; см. также Белох, "история Греции", т. 1, стр. 216
- 217, М., 1897), что греки признавали тесную связь между союзом
амфиктионов и именем Э., тем более, что в центре народов, входивших
первоначально в состав союза, географически помещались фтиотийские
ахейцы, тожественные с древнейшими эллинами. Таким образом члены
амфиктионии, связывая себя по происхождению с фтиотийцами, мало помалу
привыкли называть себя эллинами и распространили это название по
Северной и Средней Греции, а доряне перенесли его в Пелопоннес. В VII в.
до Р. Хр., преимущественно на востоке, возникли соотносительные понятия
варваров и панэллинов: это последнее название было вытеснено уже
вошедшим в употребление именем эллинов, которое объединило все племена,
говорившие на греч. языке, за исключением македонян, живших обособленною
жизнью. Как общенациональное название, имя Э., по имеющимся у нас
сведениям, встречается впервые у Архилоха и в Гезиодовском Каталоге;
кроме того известно, что устроители Олимпийского празднества носили имя
Гелланодиков уже раньше 580 г. до Р. Хр. Потребность в создании
общенационального имени замечается уже в эпической поэзии: так у Гомера
греки носят обще-племенные имена данаев, аргивян, ахейцев, в
противоположность троянцам. Аристотель и некоторые представители
александрийской литературы упоминают еще одно, по мнению их древнейшее
обще-этническое название народа - Graikoi( (= graeci, = гpeки), под
которым в историческое время жители Э. были известны римлянам и которое
затем через римлян перешло ко всем европейским народам. Вообще, вопрос о
происхождении этнических названий греческого народа принадлежит к числу
спорных и нерешенных по настоящее время. Ср. Ed. Meyer, "Forschungen zur
alten Geschichte" (Штуттгарт, 1892); В. Niese, "Ueber den Volkstamm der
Graker" ("Hermes", T. XII, Б., 1877, стр. 409 и след.); Busolt,
"Griechische Geschichte bis znr Schlacht hei Chaironeia" (I т., 2 изд.,
Гота, 1893); Энманн, "Из области древнегреческой географической
ономатологии" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1899, апрель и июль).
Н. О.
Эллипс. - Предположим, что на плоскости даны две точки F и F1
Геометрическое место точки М, для которой сумма расстояний MF и MF1 -
величина постоянная, есть кривая линия, называемая Э. Точки F F1 суть
фокусы. Если в точке F или F1 поместить источник света, то лучи после
отражения от дуги Э. соберутся в F1 или F. Отсюда и происходит название
фокус (очаг, foyer, Brennpunkt). Точка О, делящая прямолинейный отрезок
FF1 пополам, есть центр кривой. Это значит, что в точке О делится
пополам всякая хорда, проходящая через эту точку. Введем обозначения:
МF + MF1 = 2а, FF1 = 2с, Если начало координат возьмем в точке О, ось
x-ов направим до линии FF1, ось уов по перпендикуляру к FF1 то уравнение
Э. будет Отложим по оси х-ов расстояние OD, равное , в ту сторону, где
находится точка F, и проведем прямую DE перпендикулярно к оси х-тов. Эта
прямая называется директрисою. Расстояние М до этой прямой обозначим
через МР. Для всякой точки М Э. отношение есть величина постоянная,
называемая эксцентриситетом и обозначаемая буквою е. В нашем случае Это
показывает, что для Э. е < 1. По другую сторону центра лежит фокус. F1 и
соответствующая ему директриса; D1E1. Точки пересечения Э. с осью х-ов
(на ней находятся фокусы) обозначим через А и А1, а с осью у-ов через В
и B1. В таком случай АА1 = 2a, ВВ1 = 2b.
АА1 назыв. большою осью Э., а ВВ1 - малою осью. Точки А, А1, В, B1
назыв. вершинами Э. Мы предполагаем, что А и В находятся на
положительных частях осей координат, а А1 и B1 - на отрицательных. Если
начало координата перенесем в А1 и сохраним прежнее направление осей
координат, то уравнение Э. будет у2 = 2pх + qx2, где Число 2р называется
параметром. Уравнение выражает Э. относительно полярной системы
координат, причем полюс находится в фокусе, а полярная ось проходит
через вершину Э. При пересечении конуса плоскостью, удовлетворяющею
некоторым условиям, получается Э.
Д. С.
Эллора (Elura, по-индийски Werule) - местечко в 750 жит., в Декане, в
Британской Индии. Кроме находящейся здесь чудотворной магометанской
святыни, это местечко знаменито своими древними пещерными храмами.
Высечены эти храмы в крутой гранитной скале длиной в 2,4 км. одни -
буддистами, другие - браманами, третьи - джаинитами. В южном конце скалы
находятся пещеры наиболее древние, буддистские, в северном - храмы
почитателей Индры, джаинитов. Выше расположена третья группа, браманская
"Kailas". Большинство храмов имеет свои имена. Самый замечательный из
храмов - "Kailas". великолепный, прекрасно сохранившийся образчик
дравидического зодчества, один из драгоценнейших памятников Индии. Самый
храм расположен в глубине двора, высеченного в цельной скале. В
гранитном навесе над входом высечены в камне колоссальные статуи Шивы,
Вишну и др. За этим навесом - большая статуя, изображающая богиню
Лакшми, возлежащую на цветах лотоса и окруженную слонами. По концам
двора, на южной и скверной сторонах - по гигантскому слону. Огромных
размеров слоны, львы, грифы в разных позах окружают храм. Самый храм,
хотя и посвященный Шиве, внутри заполнен статуями Вишну и других богов.
Но преданию этот храм был воздвигнут раджей эличпурским Эду в
благодарность за исцеление водой из близлежащего здесь источника.
Англичане, завладевшие Э. в 1818 г., в 1822 г. отдали его Низаму
Гайдебарада. Ср. Fergusson, "History of Indian and Eastern Architecture"
(Л., 1876); Fergusson and Burgess, "The Cave Temples of India" (1880);
Le Bon, "Les monuments de l'Inde" (Пар., 1893).
Эльба (Elba, в древности Aethalia, пли Ilva) - остров в Средиземном
море, между о-вом Корсикой (в 50 км. от него) и итальянским побережьем,
от которого он отделяется проливом в 9 - 12 км, напротив г. Пиомбино;
площадь - 223,5 кв. км.; жителей 24 тыс. Поверхность гористая
(Монте-Капанн 1019 м.). Лесов нет; почва плодородная, но сельское
хозяйство запущено; ввозятся зерновой хлеб и убойный скот. Главное
занятие жителей - горноделие; добываются железная, медная, свинцовая
руды. Выплавка, вследствие недостатка топлива, производится на
итальянском берегу. Ломки мрамора, гранита, песчаника; добыча каолиновой
глины и соли. Значительное рыболовство (тунцы и сардинки). Главный город
- ПортоФеррайо. На восточном берегу крепость Порто-Лонгоне, с хорошим
рейдом (4700 жит.). Третий более значительный город - Риоделль-Эльба
(6100 чел.). Э. еще в древности славилась металлами. В Х в. Э. перешла
во владение пизанцев; в 1290 г. была отнята у них генуэзцами. Позже Э.
сделалась ленным владением герцогов Сора и князей Пиомбино, но
неаполитанский король удержал за собою Порто-Лонгоне, а тосканский
герцог - цитадель Космополи, подаренную ему императором Карлом V. В 1736
г. о-в, вместе с княжеством Пиомбино, перешел под власть Неаполя; в 1801
г. по Люневильскому миру уступлен королевству Этрурийскому. После
первого отречения Наполеона I Эльба была отдана ему на правах суверена.
Он находился на Э. с 3 мая 1814 г. по 26 февраля 1815 г. На основании
актов венского конгресса и второго парижского мирного трактата Э. была
отдана Тоскане и вместе с последней отошла в 1860 г. в Пьемонту. Ср.
Fatichi, "Isola d'Elba" (Флор., 1885).
Эльбрус - высочайшая гора Кавказа, представляет собою громадный
горный массив, находящийся не в Главн. Кавказском хр., а в его отроге и
отстоящий от гребня главн. хр. на 15 вер. Э. имеет 2 вершины - западн. и
восточн. Первая достигает высоты 18470 фт. или 5629 м. (находится под
43°21'22" с. ш. и 42°6'35" в. д.), а вторая - 18347 фт. или 5592 м.
(43°21'11" с. ш. и 42°7'32" в. д.); таким образом Э. превышает Монблан
на 2700 фт. Первое определение высоты Э. было сделано в 1813 г. академ.
Вишневским, который нашел ее равной 17788 фт.; определял высоту Э. в
средине прошлого столетия акад. Савич с Фуксом и Саблером; по его
определению она равняется 18525 фт. Новейшее определение сделано в 90-х
г. Географическое положение Э. определено по Екатеринодарскому базису.
За исключением вершин в Центральной Азии, Э. - высочайшая гора России.
Вершины Э. отстоят друг от друга на 400 саж. и отделяются седловиной,
которая лежит ниже западн. вершины на 310 м. Обе вершины Э. имеют
воронкообразную форму с разорванными краями. Это бывшие кратеры. На
склонах Э. находятся огромные массы лавы по преимуществу черного и
красного цветов. На сев. склоне Э. множество черных скал, имеющих самые
причудливые формы и состоящих из затвердевшей лавы, напоминающей
базальт. Эти скалы рассеяны на пространстве 15 вер. в длину и ок. 3 вер.
в ширину. Красная лава находится в большом количестве на вост. склоне Э.
На западн. склоне его в верховьях р. Кукуртлу-су находится довольно
много серы, которая, вероятно, осаждалась на стенах кратера Э. Период
вулканической деятельности Э. совпадал, по мнению Абиха, со временем
ледникового периода, когда и Кавказские горы были покрыты громадными
ледниками. Э. поднялся позднее главного хребта, вероятно, в конце
третичного периода и сформировался в послетретичную эпоху, когда из недр
земли излилась огромная масса вулканических пород (авгитовые андезаты по
Мушкетову). Основание Э., по словам Г. Абиха, состоит из древнейших
кристаллических пород, а также из кристаллических сланцев, которые
выступают на поверхность во многих долинах и на горных хребтах,
окружающих Э. (на. Кубани. Малке и т. д.). Над этими по родами лежат
громадные застывшие потоки лав Э., которые тянутся от вершины горы до
дна окружающих ее глубоких ущелий и долин. Э., следов., подобно Арарату,
Алаизу и Казбеку принадлежит к потухшим вулканам. Э. покрыт самыми
обширными на всем Кавказе снежными полями, которые питают много больших
ледников. Величина поверхности Э., покрытой вечными снегами и ледниками,
до сих пор не определена точно. Абих считал ее равной 122 кв. вер.; в
настоящее время принимают ее равной приблизительно 250 кв. вер. Высота
снежной линии не одинакова в различных частях Э. : на запади, склоне она
равняется по Абиху до 10923 фт., на вост. - до 10500, а на сев. - 11233
фт. С Э. спускается не менее 15 ледников I-го и более полусотни II-го
разряда. Наибольшие ледники Э. уступают, однако, довольно сильно
ледникам, находящимся к В от него вблизи Дых-тау, Коштан-тау, Шхары и
Адай-хоха, а также многим ледникам Сванетии. К наибольшим ледникам Э.
относятся Азау (6 вер. дл.), Ирик (8 вер. дл.), Гара-баши, Терскол,
ледники Карачаул, Балк-башичиран, Кукуртлю и т. д. На сев. склоне Э.
ледники спускаются средним числом до 3000 м. или до 9840 фт. н. ур. м.,
но некоторые из ледников этой горы оканчиваются значительно ниже, напр.
Азау на 2329 м. или 7644 фт. Ледники Э. в течение полусотни лет
находятся в периоде убывания. Этот период начался с 50-х гг. прошл. ст.
В 1849 г. Абих при посещении ледника Азау видел высокие сосны, которые
были опрокинуты наступающим ледником; многие из них лежали на льду или
вмерзли в него и имели еще зеленые ветви. С 1883 по 1894 г. ледник Азау,
по наблюдениям Россикова, укоротился на 1105 саж. Большая часть склонов
Э. покрыта альпийскими лугами, а более или менее значительные леса
растут по ущелью Баксана ниже ледника Азау. У подножья Э. в верховьях
Малки находятся углекислые источники. На Э. было совершено довольно
много восхождений. Первым взошел на него горец Киллар в 1829 г., когда у
подножья Э. стояли русские войска под начальством ген. Эммануэля. В этом
восхождении принимали участие акад. Купфер и Ленц, а также Менетриэ и
Мейер, но они не достигли вершины Э. 31 июля 1868 г. на вершину Э.
поднялись члены английского альпийского клуба Фрешфильд, Мур и Текнер, в
1874 г. - Грове, Уоккер и Гардинер. В 1884 г. на вершину Э. взошел Мориц
Дении, а в 1890 г. - известный русский топограф А. В. Пастухов. Он же
взошел на, вершину Э. второй раз в 1896 г. В позднейшее время на вершину
Э. всходили Мерубахер и Новицкий.
Литература. Грове, "Холодный Кавказ" (изд. ред. журн. "Природа и
Люди", СПб., 1879); Н. Я. Динник,. "Горы и ущелья Терской обл." ("Зап.
Кавк. Отд. Ими. Рус. Геогр. Общ.", кн. XII, в. 1, стр. 1 - 48, Тифл.,
1884); его же "Современные и древние ледники Кавказа" ("Зап. Кавк. Отд.
Имп. Рус. Геогр. Общ. ", кн. XIV, в. I, 1890, стр. 282 - 417); его же,
"Э., его отроги и ущелья" ("Зап. Кавк. Отд. Имп. Рус. Геогр. Общ.", т.
VI, в. III, стр. 265 - 287, Тифл., 1879 - 1881); Д. Л. Иванов,
"Восхождение на Э." ("изв. Имп. Рус. Геогр. Общ.", т. XX, в. 5, СПб.,
1884, стр. 474 - 496); М. Kuppfer, "Rapport sur un voyage dans les
environs du mont E., dans le Caucase" ("Recueil des actes de la seance
publique de l'Acad. Imp. des Sciences de S. Ptrsb. 29 dec. 1829", СПб.,
1830, стр. 47 - 91); Н. В. Мушкетов, "Геологическая поездка на Кавказ"
("Изв. Имп. Рус. Геогр. Общ.", т. XVIII); А. В. Пастухов, "Сообщение о
восхождении на Э. 31 июля 1890 г." ("Зап. Кавк. Отд. Имп. Рус. Геогр.
Общ.", т. XV, стр. 22 - 37, Тифл., 1893); Н. В. Поггенполь, "К вопросу
об устройстве горной метеорологической станции на склонах Э. и о
восхождении, предпринятом с этою целыо на седловину Э., 21 авг. 1898 г."