<< Пред.           стр. 1157 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 ("Изв. Имп. Рус. геогр. Общ.", т. XXXV, в. II, стр. 201 - 223, СПб.,
 1899); W. Freshfield Douglas, "Travels in the Central Caucasus an
 Bashan, including visits to Ararat and Tabrez and ascents of Kazbek and
 E." (Л., 1869, стр. 357 - 370); G. Merzbacher, "Aus den Hochregionen des
 Kaukasus" (Лпц., 1901); В. М. Сысоев, "Эльбрус" (изд. общ. любит. изуч.
 Кубанской обл., Екатеринодар, 1899; заслуживает особенного внимания по
 полноте собранного материала).
  Н. Динник.
  Эльдорадо (испанское El-dorado) - баснословная страна золота и
 драгоценных камней, "где сокровища эти так же обычны, как у нас
 обыкновенный булыжник". Первое появление сказания об этой стране связано
 с открытием Америки. Повидимому, на мысль о ней натолкнули первых
 путешественников рассказы туземцев. Орелано, один из сподвижников
 Пизарро, разукрасил цветами собственной фантазии сказку индейцев и
 распространил ее в Европе. Страна Э., по его словам, должна находиться
 между реками Амазонской и Ореноко, в Гвиане, на берегах озера Париме.
 Испанец Мартинец пошел дальше: он сообщил всей Европе о своем
 семимесячном пребывании в столице Э. - Маноа, где царствует король
 Моасо, причем подробно описал устройство королевского дворца,
 великолепие которого превосходит всякое вероятие. Сам король Моксо, по
 его свидетельству, каждое утро вызолачивается, а перед отходом ко сну
 смывает с себя позолоту. Все эти рассказы так разожгли воображение и
 жадность искателей приключений в Европе, что в течение почти 250 лет не
 прекращались попытки найти Э. Первая попытка была сделана в 1535 г.
 Себастьяном де Бельальказаром, последняя, в 1775 - 1780 гг., Николаем
 Родригецом. Самая серьезная попытка была сделана в конце XVI в., Ралеем.
 Поиски легендарного Э. дали очень ценные географич. и этнографические
 результаты.
  Эльзевир (Elsevier или, чаще, Elzevier) - знаменитая семья
 голландских типографов-издателей XVI - XVII столетий. Основателем ее был
 Людовик Э. (1540 - 1617), родом из Лувена, по прозванию Helsevier. Он
 был сперва переплетчиком и изучал печатное дело у знаменитого Христофора
 Плантэна в Антверпене. Ревностный протестант, он бежал от преследований
 герцога Альбы, основался в Лейдене, устроил здесь книжную лавку и
 сделался гражданином г. Лейдена. Издания его на разных языках
 многочисленны (до 150), но не отличаются теми достоинствами, которыми
 славятся издания его потомков. У него было семь сыновей, из коих его
 продолжателями были: Людовик (1566 - 1621), основатель книжной торговли
 а Гаге, Эгидий (1570 - 1651), унаследовавший дело Людовика, Йост или
 Юстус, книгопродавец в Утрехте, и особенно Матвей (1565 - 1640) и
 Бонавентура (1583 - 1652), преемники отца; их издания носят надпись ex
 Officina Elzeviriana. Второй сын Матвея Исаак (1596 - 1651) - первый
 типограф в роде Э.; первые его работы, исполненные на средства деда,
 относятся к 1617 г. Получив звание присяжного типографа лейденского
 университета, он построил на университетском дворе типографию, которая
 сделалась первой в городе. Следующий сын Матвея, Яков (1597
  - 1652), помогал отцу, потом купил книжную торговлю Э. в Гаге.
 Бонавентура Э. (1583 - 1652), были настоящими основателями славы Э. Не
 доверяя своей научной подготовке, они передали свою научную сторону дела
 Даниилу Гейнзиусу, а сами занялись усовершенствованием типографской
 части, которую им довелось довести до высокого совершенства. В этом им
 помог Христофор Ван-Дейк, изобретатель изящного шрифта, носящего
 название Э. Победив сопротивление ученых, которых ловкие Э. вообще
 старались по возможности использовать, Абрагам произвел целую революцию
 в книжном деле введением формата in-12. Деятельность дома Э. была в эту
 эпоху чрезвычайно обширна; у него было много отделений, он был первым на
 знаменитых франкфуртских ярмарках и даже в Париже, благодаря изданию
 Корнеля и других выдающихся представителей французской литературы. Всего
 Бонавентура и Абрагам издали до пятисот названий; лейденская академия
 после смерти последнего выбила медаль его имени. Им наследовали сын
 Абрагама Иоанн (1622 - 1661) и сын Бонавентуры Даниил, но продолжали
 дело неудачно. Вдова Иоанна ликвидировала книжную торговлю, а при сыне
 его Абрагаме II (1653 - 1712) дела пришли в полный упадок. Старший сын
 Йоста Э., Людовик (1604 - 1670) долго путешествовал по Европе в качестве
 представителя лейденского дома Э., затем основал в Амстердаме книжное
 дело. Он издал более 350 названий, среди которых теперь особенно
 известен "Le pastissier francais" (1655), лишенный всякого внутреннего
 значения, но возведенный в чрезвычайную редкость библиоманами, платящими
 за него бешеные цены. Людовик Э. оставил свое дело своему компаньону,
 старшему сыну Бонавентуры, Даниилу (1626 - 1680), издателю 260 книг,
 (между прочим - сочинений Мольера). "Его смерть - общественная потеря",
 писал после его смерти известный Локк. В его лице сошел со сцены
 последний выдающийся представитель нидерландского печатного дела. Всего
 Э. издали более 1500 сочинений - 968 латинских, 44 греческих, 126
 французских, 32 фламандских, 22 на восточных языках, 11 немецких, 10
 итальянских. Их издания по точности и исправности текстов не могут
 соперничать с изданиями Мануциев или Этьенов, но выдаются своей
 своеобразной красотой и высоко ценятся любителями. Типографских знаков
 отличающих их, три: эмблемой Людовика I был орел с пучком семи стрел и
 девизом "Concordia res parvae crescund"; знаком Исаака был вяз, увитый
 виноградом, который срывает философ, стоящий перед деревом, девизом -
 Non solus (это знак лейденской типографии); Людовик III с 1642 г.
 обозначал свои издания изображением Минервы и маслины, с девизом Ne
 extra oleas. Особенно ценятся маленькие in-12 латинские издания Э.; из
 них более редкие - Плиний (1635), Вергилий (1636), "Imitatio". Важны
 также издания Тита Ливия, Тацита (1634), Цицерона, Гомера, Овидия,
 Гейнзиуса (1658), Нового Завета (1658). Есть много подложных изданий,
 прикрывшихся знаком Э.; с другой стороны есть подлинные издания Э. без
 означения их фирмы. Обширной библиографической и генеалогической
 литературе об Эльзевире подведены итоги в капитальном труде A. Willems,
 "Les Elsevier" (1880). Для русских читателей любопытны каталоги
 замечательной по достоинству и количеству экземпляров коллекции Э.,
 собранные в зале инкунабул Императорской Публичной Библиотеки в
 С.-Петербурге: Walther, "Les Elzevir de la Bibliotheque imperiale
 publique" (1864, также по-немецки). Эльслер (Фанни Elssler) - известная
 танцовщица (1810 - 78), родом из Вены, где она и дебютировала. Первый
 крупный триумф ее был в Берлине в 1830 г.; затем она была приглашена в
 Париж, где затмила тогдашнюю царицу балета, Тальони. Помимо
 удивительного искусства хореографического, Ф. Э. отличалась
 замечательной красотой и подкупающей привлекательностью. Мимика ее была
 полна тончайшей выразительности. Приглашенная затем в Америку, Э. и там
 очаровала зрителей. В сороковых годах Фанни посетила Россию с таким же,
 как везде, успехом. Последний выход ее был в Вене, в 1851 г.
  Эманация (филос.; от emanare - истекать) - одна из возможных форм
 объяснения мирового процесса. Э. противоположна эволюции. Эволюция
 полагает идею совершенства в конце процесса, Э., напротив, в его начале,
 а самый процесс рассматривает как постепенное ухудшение, путем
 истечения. На конкретном примере отношение эволюции к Э. представляется
 в следующем виде: эволюция объясняет возникновение жизни и сознания из
 мертвой материи - Э., наоборот, объясняет смерть из сознания и жизни.
 Нельзя сказать, чтобы теория Э. была отжившей, хотя несомненно, что
 эволюционизм в XIX в. взял верх над Э. В истории эманационных теорий
 выдаются три крупных имени: Плотин и его школа, Иоанн Скотт Эригена и
 Шеллинг (в последний период его жизни). Вообще говоря, Э. имеет
 некоторую связь и сродство с мистикой. Сторонники эманац. теорий охотно
 пользуются для определения отношения Бога и мира аналогией отношения
 солнца к свету, исходящему из него. Подобно тому, как сила света
 уменьшается соразмерно с удалением от своего источника - солнца, так и
 совершенство бытия уменьшается по мере отдаления от божества, причем
 последней, худшей ступенью является материя. Представление об Э.
 естественно влечет за собой требование перечислить главнейшие ступени
 бытия, расположенные между Богом и материей. По мнению Плотина, из
 Единого проистекает Дух (nouV), из него - мир сверхчувственных идей
 (kosloV nohtoV), из последнего - мировая душа, из мировой души -
 отдельный души, а из душ - телесный мир. Идею Э. с своеобразными
 видоизменениями проводили Ямвлих, Прокл, гностики, позднее Дионисий
 Ареопагит ("О небесной Иерархии"). Иоанн Скотт Эригена связал Э. с
 эволюционными представлениями: мир истекает из Божества, но в то же
 время возвращается к нему, поэтому мир остается в Боге, а Бог в мире; из
 творящей и несотворенной природы происходит мир сотворенных, но творящих
 идей, из которого проистекают сотворенные и не творящие существа,
 возвращающиеся в лоно Божества. Таким образом мир является
 самооткровением (теофанией) Божества. Родственные идеи встречаются у
 Экгарта и Якова Бэме. Эманационные представления распространены и в
 восточной философии (напр. в суфизме); в греческой философии Э.
 появилась, по всей вероятности, под влиянием Востока. Некоторую выгоду
 теория Э. представляет для объяснения зла в мире: положив целый ряд
 звеньев между Божеством и материей, мы тем самым отдаляем зло от
 первоисточника бытия; однако, эта выгода более кажущаяся, чем реальная.
 Так как Бог мыслится в большинстве эманационных систем не
 трансцендентным, а имманентным миру, то в самом Божестве приходится
 отыскивать "темную основу" (Шеллинг) для выяснения зла. В общем,
 возражения, которые могут быть сделаны против теории Э., тожественны с
 возражениями против эволюции: и здесь, и там мы имеем лишь картину,
 изображающую генезис явлений; между тем, указание генезиса известного
 явления нисколько не избавляет от обязанности рассмотрения логической
 его состоятельности. В этом отношении приходится признать, что Э.
 орудует с построениями фантазии, которые только в весьма малой степени
 могут быть оправданы указаниями опыта и умозрения. Понятия мировой души,
 интеллигибельного мира и тому подобные хотя и приняты в некоторых
 системах, но построены, однако, по аналогии с явлениями психического
 мира, которые вряд ли дают основание к подобным построениям. В этих
 понятиях мысль заключена в заколдованный круг: они должны служить
 объяснением явлений психического мира, и в то же время они в этом
 психическом мире ищут своего оправдания. Э. Р.
  Эмбарго - наложение ареста на имущество иностранных подданных,
 совершаемое одним государством по отношению к другому или в видах
 репрессалий, или в качестве предварительной конфискации на случай
 нарушения мирных отношений и начатия войны, с обязательством
 освобождения имущества из под ареста в случае восстановления нормальных
 отношений между государствами. Предметом Э. могут быть только имущества,
 подлежащие конфискации во время войны. Обыкновенно и главным образом это
 бывают суда и находящиеся на них товары, а также команда. Современное
 международное право относится неодобрительно к Э., в виду, главным
 образом, того обстоятельства, что международная торговля, основанная на
 взаимном доверии государств, терпит огромный ущерб, раз происходит
 захват судов в то время, когда мир еще не был нарушен, и владельцы судов
 имели основание рассчитывать на сохранение международного порядка
 отношений. Э. постепенно выходит и из практики. Самый видный случай ее
 применения в XIX столетии был в 1807 г., когда правительство Соединенных
 Штатов, опасаясь нарушения мира, задержало все суда, находившийся в его
 гаванях и не имевшие официального удостоверения на право выхода. Целью
 этой меры было причинение вреда торговле Англии, но потерпевшими явились
 и суда союза (так назыв. государственно-правовая Э.). В 1831 г.
 воспользовались Э. французы против Португалии, в 1839 г. - французы и
 англичане против Голландии, в 1864 г. - Дания против Германии. После
 этого времени в отношениях больших государств международного союза Э. не
 применялось.
  Эмблема (греч. emblhma) - условное изображение идеи в рисунке и
 пластике, которому присвоен тот или другой смысл. От аллегории Э.
 отличается тем, что она возможна только в пластических искусствах, от
 символа - тем, что смысл ее иносказания установлен и не подложит
 толкованиям. Якорь - надежда, змея, кусающая свой хвост - вечность,
 кадуцей Меркурия - торговля, лира - музыка: таковы примеры наиболее
 употребительных Э. Они должны быть непременно ясны и просты, зритель
 должен в них видеть то, что ему хотели сказать; наоборот, в символ он
 вкладывает содержание, которое может быть совершенно независимо от
 намерений художника. Символ есть воплощение идеи, Э. - условный знак, ее
 заменяющий, ее иероглиф. В символе выражена колеблющаяся, неопределенная
 группа пережитых впечатлений, которая и для самого художника в виде
 отвлеченного обобщения не существует, ибо художник мыслит образами, а не
 придумывает их для иносказательного выражения идеи. Там же, где
 отвлечение переводится в форму вещественного иносказания мы имеем Э.:
 это не символ, а аллегория - прозаическая схема, готовая идея, одетая в
 оболочку реального образа. Поэтому "Ночь" МикельАнджело или барельеф,
 изображенный Тургеневым в стихотворении в прозе
 "Necessitas-Vis-Libertas" - не Э., а символы, дающие движение мысли,
 осложняющие ее. Слово emblhma у греков и римлян означало рельефные
 украшения на предмете из другого материала, например, серебряную фигуру
 на бронзовой вазе, затем всякие наборные художественно-ремесленные
 произведения, каковы, напр., мозаичные полы, вещи, изготовленные из
 разнородного и разноцветного материала, вышивки на бордюрах одежд,
 декоративный группы предметов в стенной живописи, украшения на мебели и
 т. п. Нынешний свой смысл слово Э. получило лишь в XVI - XVII в., когда
 аллегории были весьма популярны и когда в Э. перелагали все области
 знания, от богословия до физики, от политики до грамматики. Библиография
 уделяет особенное внимание множеству сборников Э., обыкновенно
 превосходно изданных и интересных для истории декоративных искусств.
 Особенно популярны были "Э." миланца Альциати (1531), до 1781 г.
 выдержавшая до 130 изданий в разных странах Европы. У нас имели успех
 "Эмблемы и Символы" Максимовича-Амбодика, о роли которых в воспитании
 маленького Лаврецкого с такой теплотой говорит И. С. Тургенев. Сборники
 Э. для различного применения в прикладных искусствах издаются и теперь.
 А. Гоенфельд.
  Эмболия - означает закупорку кровеносных сосудов пробками,
 занесенными в них током крови. Эти заносные пробки (эмболы) могут
 состоять из открошившихся частиц тромбов, из кусочков ткани,
 отделившихся от стенки сосуда или клапанов сердца при язвенном их
 разрушении, из оторвавшихся частиц злокачественной опухоли (рак,
 саркома), вросшей в полость сосуда, из жировых капель, пузырьков
 воздуха, паразитов (бактерии, нитчатки, трихины, цистицерки,
 эхинококки). Смотря по величине пробки, она застревает в сосуде большего
 или меньшего калибра. Насколько тромбы чаще встречаются в венах, нежели
 в артериях и капиллярах, настолько Э., наоборот, реже в них, нежели в
 других сосудах. это объясняется тем, что по венам кровь течет из более
 мелких сосудов в более крупные, а по артериям, наоборот, из более
 крупных в более мелкие, где циркулирующие в крови частицы легче и
 застревают. Исключения из этого правила представляет воротная вена
 печени, которая разветвляется по типу артерий, переходя в волосные
 сосуды (капилляры). Обычный ход тромба, оторвавшегося из закупоренной
 (тромбозированной) вены таков, что он, следуя движению крови, попадает в
 крупные венозные стволы, отсюда в правое предсердие, правый желудочек,
 далее в легочную артерию, где в одном из ее разветвлений и оседает. Если
 же частицы тромба настолько мелки, что в состоянии проникнуть через
 легочные капилляры, а это случается обыкновенно с гнойными хлопьями или
 бактерийными колониями, то, попадая в левое предсердие, левый желудочек,
 уносятся в большой круг кровообращения, где улавливаются в разных
 органах, обыкновенно в так наз. конечных артериях. Конечными называются
 те артерии который пред местом их перехода в капилляры не имеют
 ответвлений или сообщений (анастомозы) с другими артериальными сосудами.
 Конечные артерии находятся, кроме легких, в печени, селезенке, почках,
 сердце, яичках, желудочно-кишечном канале, головном мозгу, глазу.
 Последствия Э. зависят от величины и состава заносной пробки и от
 важности для организма закупоренного сосуда. При закупорке ствола или
 крупной ветви легочной артерии, венечной артерии сердца, крупного
 мозгового сосуда, наступает быстрая и даже моментальная смерть. Э. менее
 важного сосуда ведет к расстройству кровообращения в области,
 обслуживаемой этим сосудом, причем степень расстройства зависит от того,
 насколько возможно снабжение кровью этой области по окольным
 (коллатеральным) путям. Если эмбол индифферентный, т. е. не содержит
 сильно раздражающих веществ, то реакция, вызываемая им в стенках сосуда
 и в окружности, незначительна, и он может со временем рассосаться,
 замещаясь соединительной тканью. Если же пробка инфицирована, т. е.
 содержит гноеродные бактерии, то на месте Э. образуется гнойник
 (абсцесс). Э. конечной артерии ведет к омертвению ограниченного участка,
 лишенного притока артериальной крови, к так наз. эмболическому инфаркту.
 Инфаркты реже образуются там, где между капиллярами конечных артерий
 имеются обильные анастомозы. Чаще всего встречаются инфаркты в почках,
 селезенке, легких и головном мозгу. Мозговая ткань в области инфаркта
 превращается в мягкую студенистую, а потом жидкую массу (размягчение
 мозга). В других органах инфаркт при благоприятных условиях
 рассасывается, замещаясь рубцовой тканью, причем форма инфаркта
 конусообразная, с обращенным к поверхности органа основанием. При
 неблагоприятных условиях инфаркт может подвергнуться творожистому
 размягчению или нагноению и вскрыться в соседнюю полость (брюшины,
 плевры), вызывая серьезные, нередко смертельный воспаления. Э. частицами
 злокачественной опухоли дают повод к развитию новых опухолей (так наз.
 переносные или метастатические опухоли). В. О.
  Эмбрион или зародыш - наименование, применяемое к яйцу после того,
 как оно пройдет сегментацию, хотя строгой определенности в применении
 этого термина не установлено. Иногда его применяют и к более ранним
 стадиям. По вылуплении из яйцевых оболочек или после рождения Э., если
 он не похож на взрослое животное, (imago), получает название личинки.
  Эмерсон (Ральф-Вальд Emerson) - известный американский писатель (1803
 - 1882). Сын унитарианского священника, он готовился к профессии отца,
 изучал теологию в Гарвардском унив. и был проповедником общины
 унитарианцев в Бостоне, но, отказавшись подчинить свою независимую и
 свободную мысль обязательному толкованию некоторых догматов, порвал с
 церковью и с тех пор занимался чтением публичных лекций и литературой,
 писал в журналах и основал религиознофилософский журнал "The Dial".
 Первые произведения Э. имеют чисто философский характер: "Man thinking"
 (1837), "Litterary Ethics" (1838), "Nature" (1832, много изд.),
 "Lectures on the Times", "Method of nature and man the reformer" (1841),
 "Essays on the nature" (1841 - 44), "On new England reformers" (1844).
 Путешествие в Англию, познакомившее его непосредственно с традиционными
 культурными формами Старого Света, раскрыло в нем талант психолога - и
 он написал знаменитую свою книгу: "Essays on Representative Men" (1849).
 Э. - самый выдающийся представитель американского трансцендентального
 индивидуализма, доводящего до крайних выводов понятие личной
 самостоятельности; от природы люди равны способностями, каждый нуждается
 лишь в условиях свободного развитая того зародыша гения, который он -
 герой, поэт, мыслитель - носит в себе; природа есть инобытие Божества,
 Бог есть мудрость, сила, красота. Э. написал еще: "English Traits"
 (1856), "The Conduct of Life" (1860), речь в память Линкольна (1865),
 "Society and Solitude" (1870), "Letters and social Aims" (1875) и
 "Parnassus. Selected Poems" (1871). Полные собрания его сочинений
 выходили не раз, последнее в II т. (Бостон, 1883). Ср. Аех. Ireland, "R.
 W. Emerson" (1882); Holmes, "R. W. Emerson" (1885); С. W. Cooke,
 "Emerson" (1882); Conway, "Emerson at, home and abroad" (1882); Benson,
 "Emerson as poet" (1883); E. Emerson, "Emerson in Concord" (1889);

<< Пред.           стр. 1157 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу