<< Пред. стр. 1164 (из 1179) След. >>
однажды в году, остатки гроба Эрехтея и других героев Аттики, трофеи,добытые на войне, и т. п. Э. заменил собою находившийся на том же месте
более древний храм, разрушенный персами при их нашествии; постройка
нового храма была начата при Перикле и продолжалась с перерывами,
вероятно, до 407 г. до Р. Хр. Так как он стоял на неровной почве и был,
собственно говоря, не одним храмом, а совокупностью нескольких святилищ,
то его план представлял значительное отступление от обычного
расположения греческих храмов; он не имел снаружи окружной колоннады, но
был украшен с трех сторон отдельными портиками. Перед входом в восточную
целлу, посвященную Афине-Палладе (градохранительнице), находился портик
о шести стройных колоннах, вытянутых в ряд, без антов. Лицевая стена
западной целлы посвященной трем древним аттическим божествам земли, была
с наружной стороны ограничена двумя антами и расчленена четырьмя
великолепными, также аттическими полуколоннами, в пространствах между
которыми были проделаны четыре высоких окна. К этой целле примыкали два
портика, один с северной стороны, другой-с южной. В северный портик
выходила главная входная дверь целлы, роскошно обрамленная и осененная
карнизом на консолях. Южный портик, называвшийся Пандрозейоном, по имени
одной из дочерей Кекропса, Пандрозы, не имел фриза, и его архитрав,
состоявший из трех горизонтальных полос, подпирали не колонны, а шесть
кор или кариатид, помещенных на высоком парапете, -шесть фигур молодых
женщин, одетых в афинский костюм (тунику, гемидиплодий и пеплос) и
несущих на головах корзины и лежащие на этих последних квадратные плиты,
Здесь мы встречаем первый в истории искусства случай употребления
подобных женских фигур для поддержки балок - употребления, перешедшего
из греческого зодчества во всемирное. Пять кариатид Пандрозейона еще
стоят на своих местах; шестая увезена, вместе с частями архитрава и
парапета, лордом Эльджином в Лондон и теперь хранится в тамошнем
Британском музее; в Афинах она заменена теперь терракотовой копией. В
позах этих здоровых, стройных фигур незаметно ни малейшего принуждения;
они несут лежащую на их головах тяжесть легко, что особенно выражается
тем, что у них только одна нога плотно упирается в землю, а другая
слегка согнута в колене и выдается вперед. Одежда ниспадает с них
плавными, красивыми складками, напоминающими собою каннелюры; на их
правильных, благородных лицах рисуется строгое спокойствие, как бы
сознание важности их служения Афине. Обломки фриза Э., сюжетом которого
был, очевидно, миф об Эрехтее и кекропидах, хранящиеся в акропольском
музее, свидетельствуют о том, что и прочие скульптурные украшения Э.
были превосходны. Он отличался большой оживленностью и тонкостью
отделки, и его эффектность увеличивалась темным фоном элевзинского
мрамора, на котором были укреплены фигуры, изваянные из белого
паросского мрамора. В архитектурном отношении все части Э. должны были
очаровывать зрителя чистою красотою своих форм, гармоничностью пропорций
и тонкою обработкой деталей; ни одно из созданий древнегреческого
зодчества не было так свободно и живописно по расположению, так
грациозно и изящно, как это образцовое сооружение аттическо-ионического
стиля. До XVII стол. Э. существовал еще в довольно сохранном виде; но
венецианцы в 1687 г., при осаде Афин, страшно изуродовали его. В
настоящее время он, насколько было возможно, исправлен при помощи
принадлежавших к нему фрагментов, но все-таки представляет собою
печальные развалины; лучше других его частей уцелел портик Пандрозы.
Эри (Erie, произнес. Ири) - самое южное из больших
северо-американских озер, расположено между 41°25'-42°55' с. ш. и
78°52'- 83°33' з. д. от Гр. Берега его на С принадлежат Канаде, на 3, В
и Ю-штатам Мичиган, Огайо, Пенсильвания и НьюЙорк. Озеро расположено на
высоте 172 м над ур. м., на 4 м. ниже, чем озеро Гурон, и 102 м. выше,
чем озеро Oнтаpиo, с которым оно соединяется Ниагарским водопадом.
Площадь его занимает 24491,94 кв км при наибольшей длине 402 км и ширине
с 50 до 100 км. В Э. вносится много ила с озера Гурон и с его состоящих
из мягких горных пород берегов, почему Э. самое мелкое из
северо-американских озер; лишь в редких местах глубина превышает 37 м;
наибольшие встречающиеся глубины достигают 76 м. В Э. изливаются лишь
короткие речки. Самые крупные из них Гранд-ривер (195 км.) на С и Моми
на 3. С озером Онтарио озеро Э. соединяется через Велландский канал. С
р. Гудзон озеро соединяется каналом Э.; последний начинается недалеко от
г. Буффало и простирается на В. до г.г. Трой и Альбани на р. Гудзоне.
Длина канала 585 км, ширина на дне 16 м, на поверхности 21,3 м, глубина
2 м; канал сооружен в 1817-25 гг., расширен и углублен в 1836-42 гг.;
канал снабжен 72 шлюзами. По каналу ходят плоскодонные барки 27,7 м.
длины, 5,3 м. ширины, с осадкой 1,3 м. и вместимостью в 240 тонн. Так
как со времени сооружения жел. дорог значение канала для грузового
движения между Атлантическим побережьем и приозерными штатами упало, то
проектируется его углубить и сделать доступным для судов со вместимостью
в 1000 тонн. Другие каналы соединяют г. Кливленд с г. Портсмут на р.
Огайо (канал Огайо), г. Толедо с г. Цинциннати (Майами-канал); к
последнему примыкает канал Вабаш-Эри. Затем озеро Э. связано густой
железнодорожной сетью с соседними штатами, откуда через озеро
перевозится уголь, лес, железо, керосин, хлеб и др. товары, направляясь
к р. Св. Лаврентия и Миссиссипи. С декабря по март гавани замерзают.
Осенью господствуют частые бури. Течения на озере очень сильные.
Естественных хороших гаваней нет на озере; все гавани сооружены
искусственно. Главнейшие-Буффало, Дэнкирк, Эри, Кливлэнд, Сандуски и
Толедо.
Эрозии (медиц.) - поверхностные изъязвления слизистой оболочки,
обусловливаемые большею частью дегенеративно-воспалительными процессами.
Эрозия и эрозионные процессы - термин, употребляемый в геологии для
обозначения процессов размывания.
Эрот (ЕrwV) = лат. Аmоr - Амур) - у древних греков бог любви,
понимавшийся как особое мировое божество и как безотлучный спутник и
помощник Афродиты. Как Mиpовoe божество, соединяющее богов в брачные
пары, Э. считался порождением Хаоса (темной ночи) и светлого дня или
Неба и Земли. Отцом его называли также Урана, Хроноса, Орфея и др. В
позднейшем предании, Э. обыкновенно называется сыном Афродиты и Арея. Он
господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром
людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям
природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и
вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с
крыльями, в более древнее время - с цветком и лирой, позднее со стрелами
любви или пылающим факелом. Художественное развитие тип Э. получил под
резцом ваятелей младшей аттической школы-Скопаса, Праксителя и Лизиппа.
Скопасу принадлежала статуя Э., находившаяся в Мегарах; Пракситель
изваял Э. для Пария (город в Мизии при Геллеспонте) и - шедевр греческой
скульптуры-для Феспий, где находилась также статуя Э. работы Лизиппа.
Культ Э. существовал в Парии и главным образом в Феспиях, где
первоначально грубый камень служил изображением бога. В Феспиях через
каждые четыре года устраивалось в честь Э. празднество - Эротидии -
сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того
Э., как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и мужчин, пользовался
почитанием в гимназиях, где статуи Э. ставились рядом с изображениями
Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой
приносили Э. жертву; лучший фиванский (так наз. священный) отряд имел в
Э. своего покровителя и вдохновителя; самицы посвятили Э. гимназий и
праздновали в честь его свои элевтерии. Взаимная любовь юности нашла
себе символическое изображение в группе Эрота и Антэротае находившейся в
элейском гимназии: рельеф с этою группою изображал Э. и Антэрота,
оспаривающими пальму победы друг у друга. Э. служил одним из любимых
сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно-живым
образом как серьезной мироуправляющей силы, так и личного сердечного
чувства, порабощающего богов и людей. Позднейшему времени принадлежит
возникновение группы Э. и Психеи (т. е. Любви и плененной ею Души) и
развившейся из этого представления известной народной сказки. Н. О.
Эсквайр (англ. Esquire, обыкн. сокращенно Esq.) - почетный титул,
происходящий от англо-норманского слова escuier, франц. есuyеr, лат.
scutifer, т. е. "щитоносец". Первоначально титул этот носили в Англии
все те, которые, не будучи пэрами или рыцарями, пользовались правом
иметь свой герб, т. е. весь обширный класс английского дворянства -
джентри. Лица низших классов могли получать этот титул только
посредством королевских грамот. Титул передавался потомству. Теперь в
Англии титул Э. дают: 1) все государственные должности, начиная от
мирового судьи, 2) степень доктора и 3) звание барристера (поверенного
при высших судах). Из вежливости титул Э. дается всем лицам образованным
и принадлежащим к хорошему обществу. Титул Э. становится излишним для
лиц, обладающих каким-либо другим титулом. Сокращенная форма Сквайр
обозначает: 1) в Англии - помещика, 2) в Северной Америке - мирового
судью.
Эскироль (Esquirol) - знаменитый французский психиатр (1772-1840),
изучал медицину в Париже и Монпелье, и сделавшись учеником Пинеля,
основателя научной психиатрии, посвятил себя разработке душевных
болезней. В 1800 г. он открыл в Париже первую частную лечебницу для
душевно-больных, а в 1817 г. первую клинику, в которой читал лекции для
врачей, приезжавших к нему из разных стран. С 1825 г. до смерти состоял
директором заведения Шарентон (около Парижа), где ему в 1862 г.
воздвигнут памятник. Главное его произведение (Париж, 1838 г.) - было
переведено почти на все европейские языки. Кроме того ему принадлежат
несколько монографий об обманах чувств, о мономаниях, об устройстве
заведений для умалишенных. Он много содействовал улучшению быта
душевнобольных, более гуманному обращению с ними в заведениях и
устранению жестоких способов усмирения их, крайне распространенных в те
времена.
П. Розенбах.
Эскулап или, правильнее, Эскулапий (Aesculapius, из греческого
AsklhpioV)натурализовавшийся у древн. римлян греческий бог врачебного
искусства, которое, вместе с его божественным представителем, проникло в
Рим в начале III-го века до Р. Хр. Когда в 293 г. до Р. Хр. тяжелая
моровая язва посетила Рим, обратились за указанием к Сивиллиным книгам,
которые дали знать, что эпидемия прекратится, если перевезут в Рим бога
Эскулапия из его Эпидаврского святилища. После однодневного молебствия
снарядили в Эпидавр посольство за священной змеей бога, которая, по
преданию, добровольно последовала за римлянами на их корабль и, по
прибыли в Рим, выбрала для своего жилища Тибрский остров; этот остров
так и остался посвященным богу, в воспоминание о чем при устройстве
набережной берегам острова была дана форма плывущего корабля,
украшенного спереди статуей Э. В 291 г. здесь состоялось освящение храма
в честь Э.; этот храм и состоявшие при нем службы напоминали собою
типичные греческие Асклепии. Как и в Эпидавре, в тибрском храме Э.
практиковался способ лечения больных посредством инкубации, во время
которой они получали во сне необходимые советы; выздоровевшие посвящали
богу обетные дары и благодарственные надписи. Вместе с о. в надписях
упоминается весьма часто богиня, родственная с ним по культу-Гипея или
Салюс (Здоровье). Другой храм Э. находился в Анции (в Лавдуме), где, по
преданию, змея Эскулапа, при возвращении в Рим снаряженного в 293 г.
посольства, высадилась на берег и три дня обвивалась вокруг высокой
пальмы в роще Аполлона. - Культ Э. был греческий; жрецы при храме бога
были из греков; как и греческому Асклепию, римскому Э. были посвящены из
животных змея, собака и петух. В лице Э. греческое врачебное искусство
было официально принято государством, хотя римляне, вообще смотревшие на
медицину с отвращением, негостеприимно относились к поселявшимся в Риме
греческим врачам. Позднее, медицина сделалась специальностью греков,
среди которых бывало всегда множество шарлатанов. Суеверие и страдания
приводили людей к Э.; культ этого бога принадлежал к числу самых
популярных и стойких. Ср. Preller, "Romische Mythologie" (Б., 1881-1883,
II-й т., стр. 240 и след.); Wissowa, "Religion und Kultus der Romer"
(Мюнхен, 1902).
Эспарцет (Onobrychis Gaertn.) - родовое название растений из сем.
мотыльковых Рарiliоnасеае). Известно до 80 видов, дико растущих в
средней и южной Европе, в сев. Африке и в западной Азии. Это- травы,
полукустарники или мелкие кустарники, усаженные обильными шипами. Листья
не парноперистые, с прилистниками. Главный черешок иногда превращается в
шип. Цветки пурпурные, розовые, беловатые или желтоватые, собранные в
пазушные кисти или в колосья. Чашечка колокольчатая, о пяти зубчиках, из
которых нижний короче остальных. Флаг обратно яйцевидный или обратно
сердцевидный, с узким основанием, почти сидячий; крылья короткие,
лодочка с тупой или косо притупленной верхушкой, одинаковой длины с
флагом или длиннее его. Тычинки двубратственные, верхняя тычинка
свободная до основания. Пестик с короткою плодоножкой; завязь о 1 или 2
семянопочках; столбик прямой или согнутый, с небольшим рыльцем. Боб
сплющенный, полушаровидный, реже свернутый улиткой, кожистый,
морщинистый, не вскрывающийся, о 1-2 семенах. Из всех видов наиболее
обыкновенным является О. viciaеfolia Scop. (иначе О. sativa Lam.), дико
растущий по полям, холмам, лугам. Эта многолетняя трава (до 60 см
высоты), голая или прижатопушистая, а иногда даже мохнатопушистая, с
простыми или ветвистыми приподнимающимися стеблями. Перистые листья о
13-25 овальных, продолговатых или почти линейных листках. Розоватые
цветки собраны в пазушные кисти, которые во много раз длиннее листьев.
Зубцы чашечки вдвое длиннее ее трубочки; флаг равен лодочке, короче или
длиннее ее; крылья длиннее трубочки чашечки, но короче ее зубцов. Боб
полукруглый, прижатопушистый, морщинистый, по килю и морщинкам быть
может зубчато-шиповатый, с шипами не длиннее его ширины. Этот вид
образует много разновидностей, принимаемых некоторыми авторами за
самостоятельные виды. Таковы: О. montana DC., отличающийся укороченными
и простертыми стеблями, овальными или овально-продолговатыми листками,
густыми кистями и крупными цветками (растет на Кавказе). О. inermis
Stev., отличающийся почти линейными листками, длинными, густыми кистями,
ячеисто-морщинистыми бобами, больш. частью с цельным килем (в Крыму,
Кубанской обл.). О. vulgaris Gaud. (О. confirta DC.), с
продолговатолинейными листками, довольно густыми кистями и бобами, с
плотной оболочкой и короткими шипами, которые короче половины ширины
киля (повсюду). О. arenaria DC. походит на предыдущий, но верхние листья
линейные, цветки мелкие (до 9 мм.), а шипы на бобах длинные (=ширине
киля). О. tomentosa отличается от предыдущего серовато-шершистыми
бобами. О. gracilis Bess., отличающийся линейными листками, мелкими (до
7 мм.) цветками и еще тем, что флаг длиннее лодочки, а бобы мелкие, с
зазубринками (в юго-вост. России) и др. Ср. Шмальгаузен, "Флора России"
(т. I, стр. 259). О. viciaefolia разводится как кормовая трава. С. Р.
Эсперанто (Esperanto) - один из многочисленных всемирных языков,
придуманный доктором М. Заменгофом в Варшаве.
Эстафета (франц. estafette) - конная почта, посылка нарочных гонцов,
особенно верховых. В большинстве государств она в настоящее время
отменена. В России и Австро-Венгрии до сих пор через Э. могут
доставляться телеграммы в места, где нет телеграфных станций. В России
при подаче телеграмм, назначенных для доставления в сторону от адресного
телеграфного учреждения с нарочным или по Э., взимается с отправителей
плата по 10 коп. с версты (но не менее 50 к. за каждую телеграмму).
Эстрагон (Artemisia Dracunculus L.) - многолетняя трава из сем.
сложноцветных (Compositae), дико растущая по степям, берегам рек во
многих местностях Средней и Южной России, на Кавказе и в Азии, и часто
разводимая в садах и огородах, как пряное растение. Стебель прямой,
ветвистый, голый, до 1 метра высотою; листья цельные, голые. Головки
мелкие, шаровидные, поникающие, собранные в кисти; покрывало голое,
внутренние листки его широко перепончатые, венчик беловатый, краевые
цветки женские, плодущие, срединные бесплодные.
С. Р.
Эсxатология - учение о последних вещах, о конечной судьбе мира и
человека - искони занимала религиозную мысль. Представления о загробном
существовании - томлениях в подземном царстве мертвых, мучениях,
странствованиях в призрачном мире или упокоении и блаженстве в стране
богов и героев - распространены повсеместно и имеют, повидимому,
глубокие психологические корни. По мере проникновения религии
нравственными идеями, появляются и представления о загробном суде и
возмездии, хотя религия стремится обеспечить верующему загробное
блаженство помимо его нравственных заслуг-посредством заклинаний или
иных религиозных средств, как мы видим это у египтян, а впоследствии у
греков или у гностиков. Наряду с вопросом о судьбе единичной
человеческой личности может возникнуть вопрос и о конечной судьбе всего
человечества и всего мира - о "кончине Mиpa", напр. у древних германцев
(сумерки богов), или в парсизме (хотя трудно определить время
возникновения его эсхатологии), или, наконец, у евреев, мусульман и в
христианстве. У ветхозаветных евреев индивидуальная Э., т. е.
совокупность представлений о загробном существовании отдельной личности,
вытесняется из области собственно религиозного интереса, который
сосредоточивается на Э. национальной или универсальной, т. е. на
представлениях о конечной судьбе Израиля, народа Божия, а следовательно,
и дела Божия на земле. В народных верованиях таким концом естественно
являлось возвеличение Израиля и его национального царства, как царства
самого Ягве, Бога Израиля, и Его Помазанника или Сына - народа Израиля,
олицетворяемого в царе, пророках, вождях, священниках. Пророки вложили в
представление о царстве Божием высшее духовное содержание. Это царство
не может иметь исключительно национальное значение: его осуществление -
конечная реализация святой воли Божией на земле - имеет универсальное
значение для всего мира, для всех народов. Оно определяется прежде всего
отрицательно, как суд и осуждение, обличение и ниспровержение всех
безбожных языческих царств и вместе с тем всей человеческой неправды и
беззакония. Этот суд, по своей универсальности, касается не одних
язычников, врагов Израиля: он начинается с дома Израиля, и, с этой точки
зрения, все исторические катастрофы, постигающие народ Божий,
представляются знамениями суда Божия, который оправдывается самой верой
Израиля, является божественнонеобходимым. С другой стороны конечная
реализация царства определяется положительно, как спасение и жизнь, как
обновление, касающееся духовной природы человека и самой внешней
природы. Во время пленения вавилонского и после него Э. евреев получает
особенно глубокое и богатое развитие, вместе с мессианическими чаяниями.
Со II в. в апокалиптической литературе с нею соединяются верования и
представления о личном бессмертии и загробном возмездии. Различные
памятники этого периода отличаются разнообразием представлений; можно
говорить об апокалиптических преданиях, а не об апокалиптическом
предании. Одни памятники говорят о личном Мессии, о воскресении мертвых,
о пророке последних времен; другие об этом умалчивают. Тем не менее
постепенно, вплоть до христианских времен (и впоследствии),
вырабатывается определенный комплекс апокалиптических представлений,
которые вошли и в христианскую Э. Изучая систематически, начиная со II
в. до Р. Хр., представления евреев о "последних вещах", можно принять в
общем следующую схему: 1) скорби и казни, бедствия и знамения последних
времен, видимое торжество язычников, нечестивых и беззаконных, крайнее
напряжение зла и неправды, предшествующее "концу" (безусловно общая
черта всех апокалипсисов); 2) в широких кругах распространенное ожидание
пророка, предтечи великого "дня Господня", Илии (Малахия; Втор. 18, 15;
Mф. 16, 14, Иоан. 6, 14); 3) появление самого Мессии (не во всех
памятниках), последняя борьба вражьих сил против царства Божия и победа
над ними десницей Мессии или самого Бога; во главе вражьих сил
помещается иногда богопротивный царь (впоследствии - антихрист) или сам