<< Пред.           стр. 1169 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 красного пятна), следующий как раз за пятном, наблюдался все время.
 Действительная длина красного пятна около 45000 км., ширина около 10000
 км., оно вытянуто по параллели. Различные пятна меняют в небольших
 пределах свое место по широте; вероятно, в зависимости от этого
 изменяется и скорость их вращения. Однако, даже пятна, образовавшиеся в
 различное время под одной и той же широтой, имеют часто несколько
 отличающихся между собой скорости, поэтому еще ничего нельзя сказать
 точного про вращение всей поверхности Ю. и необходимо ограничиться выше
 приведенными средними данными для экваториальной полосы и для остальных
 частей диска. Спектр Ю. был исследован Секки, Хёггинсом и особенно
 подробно Фогелем. Кроме довольно ясно выраженных Фраунгоферовых линий,
 принадлежащих отраженному свету солнца, в спектре Ю. заметны характерные
 линии поглощения; из них наиболее темна и широка полоса около лучей с
 длиной волны 618 mm. Следы ярких линий, полученные Дрэпером на его
 спектрограмме (что вполне доказывало бы излучение Ю. собственного
 света), не подтверждены вновь. Однако, самый размер переворотов,
 совершающихся непрерывно на Ю., заставляет остановиться на гипотезе
 внутреннего жара, так как воздействие солнца на таком громадном
 расстоянии едва ли достаточно. - Древнейшие наблюдения положения Ю.
 относятся к 240 г. до Р. Хр., когда отмечено его приближение к звезде
 Cancer. Халдеи называли Ю. Te-ut или Dapinou (посвящен был Мардуку). Ему
 соответствовал ярко красный цвет. Сохранились наблюдения оппозиций и
 гелических восходов Ю., произведенные в Вавилоне. Греки называли Ю.
 FaeJwn, затем ZeuV. В астрологии Ю. считался имеющим наиболее
 благоприятное и счастливое влияние среди всех планет. В алхимии Ю.
 соответствовал олову и янтарю. Планета обозначается знаком , в котором
 видят испорченную греческую букву Z. - У Ю. пять спутников. Четыре
 открыты Галилеем в январе 1610 года (почти одновременно открыл их Симон
 Мариус). Раcстояния их от Ю. (в радиусах планеты) равны: 5,9; 9,4; 15,1;
 26,5. Время обращений: 1d18 h .5; 3 d 13 h .2; 7 d 3 h .7; 16 d 16h. 5.
 Яркость их (по определению Пикеринга) 5,9; 6.0; 5,5; 6,7 (в звездных
 величинах). Эти спутники названы Кеплером "с разрешения богословов": Jo,
 Europa, Ganymedes и Callisto. Спутники движутся почти в плоскости
 экватора планеты; орбиты их едва отличаются от кругов. Теория движения
 четвертого, самого внешнего, во многом аналогична теории движения нашей
 луны. Три внутренних составляют отдельную систему. Иcследования их
 движения представляют весьма интересный вопрос Небесной Механики. По
 размерам все четыре спутника почти одинаковы; видимый диаметр их - от
 0".6 до 0".9. Яркость их подвержена колебаниям; впрочем, закономерность
 удалось установить лишь для четвертого спутника, яркость которого
 изменяется по-видимому в зависимости от положения его на орбите. Это
 указывает, что поверхность спутника имеет темные и светлые места, а
 вращение его на оси происходит в одно время с обращением вокруг планеты.
 Попадая в конус тени, отбрасываемой Ю., спутники затмеваются. Наблюдения
 этих затмений прежде служили для определения долготы. Из сравнения
 моментов затмений при различных положениях Ю. и земли Рёмер определил
 впервые (1672) скорость распространения света. Интерес представляют еще
 прохождения спутников перед диском Ю., а также прохождения пятнышка тени
 спутника по диску планеты. Пятый спутник, наиболее близкий к Юпитеру и
 гораздо меньший по размерам, открыт Барнардом 9 сентября 1892 года. По
 блеску он равен звезде 13-й величины и доступен для наблюдений лишь в
 несколько самых больших телескопов. Период его оборота 11h57m.
 Раcстояние до Ю. 2,55 радиусов планеты.
  В. С.
  Юргенсон (Петр Иванович) - учредитель и владелец крупной издательской
 фирмы и нотопечатни в Москве (1836 - 1903). Служил в магазинах Бернарда,
 Стелловского и Битнера; в 1859 г. переехал в Москву, где открыл свою
 нотную торговлю. У него впервые появились полные дешевые издания
 сочинений Мендельсона, Шумана, Шопена. Ю. был первым, а затем
 единственным издателем всех сочинений Чайковского. Почти все крупные
 сочинения А. Г. Рубинштейна, а также и других русских композиторов
 изданы у Ю., которому принадлежит право собственности на сочинения
 Глинки, Даргомыжского, Серова, Верстовского. Ю. издал полное собрание
 сочинений Бортнянского (12 томов) и около 2 тысяч духовно-музыкальных
 сочинений других авторов. В настоящее время издательский каталог Ю.
 разросся до 29 тыс. нумеров. Ю. способствовал основанию московской
 консерватории Императорского русского музыкального общества, в котором
 он был одним из директоров.
  Юродивые - люди, принимавшие на себя из любви к Богу и ближним один
 из подвигов христианского благочестия - юродство о Христе. Они не только
 добровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от выгод жизни
 общественной, от родства самого близкого и кровного, но принимали на
 себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда,
 дозволяющего себе иногда соблазнительные действия. Эти подвижники не
 стеснялись говорить правду в глаза сильным мира сего, обличали людей
 несправедливых и забывающих правду Божию, радовали и утешали людей
 благочестивых и богобоязненных. - Ю. нередко вращались среди самых
 порочных членов общества, среди людей погибших в общественном мнении, и
 многих из таких отверженных возвращали на путь истины и добра. Почти все
 Ю. Востока и некоторые из них на Руси были иноки. Выражение Апостола:
 "мы юроди Христа ради" (1 Кор. IV, 10) послужило основою и оправданием
 подвига юродства. Общее название этих подвижников - юродивые. В древнем
 языке часто употреблялось слово оурод, юрод; им переводилось греческое
 mwroV. В Житии блаж. Симеона он постоянно называется оуродом - юродом; в
 Печерском Патерике упоминается Исаакий, который "поча по Mиpy ходити
 оуродом ся творя". В Общей Минее 1685 г. тропарь юродивым читается так:
 "глас апостола твоего Павла услышав глаголющ: мы оуроди Христа ради, раб
 твой Христе Боже - оурод бысть на земли... ", а в Общей Минее 1860 г. :
 "глас апостола твоего Павла услышав - мы юроди Христа ради... юрод
 бысть".. Вместе с тем слово это издревле употребляется и для перевода
 греческого saloV - простый, глупый; отсюда прозвание юродивого Николы
 Новгородского Салос (Карамзин IX, прим. 297). Е. Е. Голубинский это
 прозвание дает Михаилу Клопскому. Первою по времени Христа ради юродивою
 была св. Исидора (ум. около 365 г.), подвизавшаяся в Тавенском женском
 монастыре Мен или Мин. Жизнь ее описал св. Ефрем Сирин, посетивший
 пустыни Египта в 371 г. Из других Ю. восточной (греческой) церкви
 известны препод. Серапион Синдонит, препод. Виссарион Чудотворец, св.
 Симеон, препод. Фома, св. Андрей. Вместе с христианством русские
 заимствовали от восточной церкви и подвижничество, в его разнообразных
 видах. На Руси первым по времени Ю. был киево-печерский чернец Исаакий,
 скончавшийся в 1090 г. Исторические судьбы и склад жизни древнерусского
 общества много способствовали процветанию на Руси юродства. Ни одна
 страна не может представить такого обилия Ю. и примеров такого
 необыкновенного уважения к ним, как древняя Русь. В продолжение лишь 3
 веков (XIV - XVI) на Руси насчитывается не менее 10 Ю. святых, тогда как
 в общем месяцеслове православной церкви в течение 5 веков (Vl - X) не
 более 4 Ю. святых, принадлежащих различным странам. Не говорим уже о Ю.
 неканонизованных, которых было очень много в древней России (весьма
 многие из них упоминаются в "Святой Руси", арх. Леонида) и которые
 народом больш. частью также считались святыми. См. Васильев, "История
 канонизации русских святых" (М., 1893); Яхонтов, "Жития св.
 северно-русских подвижников" (Казань, 1882); В. О. Ключевский,
 "Древнерусские жития святых, как исторический источник" (М., 1871, 4
 приложение). Древнерусское общество много страдало от неправды,
 корыстолюбия, эгоизма, личного произвола, от притеснения и угнетения
 бедных и слабых богатыми и сильными. При таких обстоятельствах
 печальниками русского народа являлись иногда Христа ради Ю. Общеизвестно
 смелое обличение Иоанна Грозного псковским юродивым Николою Салосом.
 Василий Блаженный нередко обличал Грозного Иоанна; блаженный Иоанн
 Московский беспощадно обвинял Бориса Годунова в участии в убийстве
 царевича Димитрия. Художественный тип юродивого древнерусской жизни
 создан Пушкиным в "Борисе Годунове". Л. Н. Толстой, в своем "Детстве",
 симпатизирует, по-видимому, юродивому и матери Иртеньева, считающей
 юродивого "Божьим человеком". - Во второй половине XVI в. в Русской
 земле было уже много храмов, в которых почивали мощи православленных
 церковью Ю. или которые были построены во имя их. Новгород славил
 Николая Кочанова, Михаила Клопского, Иакова Боровицкого, Устюг -
 Прокопия и Иоанна, Ростов - Исидора, Москва - Максима и Василия
 Блаженного, Калуга - Лаврентия, Псков - Николу Салоса. С конца ХVI в.
 число Ю. в Русской земле заметно уменьшается; только немногие из них
 достигли прославления. Нельзя сказать с определенностью, как рано на
 Востоке появились лже-юродивые; по всей вероятности, когда восточное
 иночество стало утрачивать дух древне-христианского подвижничества,
 вместе с истинно-юродивыми стали появляться и мнимо-юродивые. Как рано
 на Руси явились мнимо-юродивые - на это есть прямые указания лишь
 начиная с XVI века. Иоанн Грозный во втором послании к собору жаловался,
 что "лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы бегают из
 села в село, нагие и босые, с распущенными волосами, трясутся и бьются,
 и кричат: св. Анаcтacиa и св. Пятница велят им". В следующем затем
 столетии о таких лжеюродивых упоминают патриарх Иоасаф 1-й (в указе 1636
 г.) и собор 1666 - 1667 г. Церковная власть времен Петра I преследовала
 лже-юродивых (ханжей), которых предписывалось помещать в монастыри "с
 употреблением их в труд до конца жизни"; указом 1732 года воспрещалось
 "впускать юродивых в кощунных одеждах в церкви", где они кричали, пели и
 делали разные бесчинства во время богослужения, единственно из
 корыстного желания обратить на себя внимание богомольцев. И в настоящее
 время иногда являются лже-юродивые и находят немало почитателей. См.
 свящ. Иоанн Ковалевский, "Юродство о Христе и Христа ради юродивые
 восточной и русской церкви" (М., 1895; здесь же и жития Ю.).
  Юрта - слово, часто употребляемое для обозначения жилища большинства
 наших инородцев; на самом же деле его следовало бы применять лишь к
 жилищам монгольских кочевников (монголов, бурят и калмыков), так как оно
 происходит от монгольского "урто", что значит стойбище. Являясь жилищем
 кочевников, беспрестанно меняющих свое местопребывание, Ю, прежде всего
 должна быть пригодна для таких частых передвижений. Этому условию вполне
 удовлетворяет войлочная Ю., которая в полчаса или час может быть
 совершенно разобрана и в такой же короткий промежуток времени вновь
 составлена. Главными частями Ю. являются стенки, крыша и дверь. Стенки
 образуют решетки из деревянных планок, сколоченных крестообразно.
 Составленные вместе, т. е. связанные ремешками несколько таких решеток
 образуют Ю. имеющую довольно правильную цилиндрическую форму. С наружной
 стороны эта решетка обшивается войлоками; кроме того у самой земли остов
 Ю. опоясывается еще другим узеньким войлоком, чтобы не продувало. На
 остов Ю. ставится крыша, представляющая собой усеченный конус, основания
 которого соединены множеством лучеобразно расходящихся тонких
 палок-стропил. Этот конус также покрывается тщательно скроенными
 войлоками. Верхнее отверстие, служащее для выхода дыма, накрывается
 особым войлоком. Чтобы крыша держалась прочнее, внутри Ю. ставятся
 небольшие столбы, подпирающие верхний круг. Для входа в Ю. в решетчатом
 остове ее оставляется большое отверстие, в которое вделывается
 деревянная дверь; последняя же снаружи завешивается войлоком. Вход в Ю.
 обязательно должен быть обращен на юг. Свет проникает в Ю. или через
 дымовое отверстие, или через дверь, если войлок, закрывающий ее,
 приподнять. Окон Ю. не имеет; печей в них тоже не бывает; вместо печи в
 Ю., в самой ее середине, имеется на земле очаг, в котором по мере
 надобности, для варки пищи или согревания помещения, поддерживается
 огонь. Обстановка Ю., различная у бедных и богатых, монголов ламаитов
 или бурят шаманистов, но у всех этих кочевников правая половина женская,
 а левая - более почетная - мужская; кроме того у ламаитов бурханы
 обязательно стоят у северной стены. Буряты и калмыки с давних пор стали
 строить и деревянные Ю., которые представляют собою обыкновенную избу из
 сруба только без окон и печки; дверь и в них везде обращена на юг, а
 окном служит дымовое отверстие. Баргузинские и северо-байкальские буряты
 раньше строили 6-ти и даже 8-угольные Ю., причем деревянная крыша
 возводилась конусообразно и засыпалась землей. Понятно, что такие Ю.
 являются уже совершенно неподвижными жилищами. М. К.
  Юрьев день (26 ноября) - определенный законом срок, когда в
 Московской Руси поселившийся на господской земле и заключивший с
 владельцем "порядную" крестьянин имел право уйти от хозяина, выполнив
 предварительно все свои обязательства по отношению к нему. Это было
 единственное время в году, по окончании осенних работ (неделя до и после
 26 ноября), когда зависимые крестьяне могли переходить от одного
 владельца к другому. По традиционному взгляду, высказанному еще
 Татищевым, право крестьянского выхода отменено предполагаемым указом
 царя Федора Иоан. от 1592 г. (который, будто бы, подразумевается в указе
 24 ноября 1597 г.), и таким образом Ю. день потерял силу. Взгляд
 Татищева на отмену крестьянского перехода законодательным путем принят
 был Костомаровым и Сергеевичем; но теперь, после работ Погодина,
 Бердяева и особенно В. О. Ключевского и новейшего труда проф. Дьяконова,
 наиболее обоснованным является мнение, что Юрьев день не был отменен
 законом, а в силу тяжелых социальноэкономических условий (крайней
 задолженности крестьян, зависимости от сильных землевладельцев и т. д.)
 "крестьянское право выхода замирает само собою без всякой
 законодательной отмены его, прямой или косвенной, и крестьяне уже до
 предполагаемого указа царя Феодора Иоан. не пользовались (фактически)
 правом выхода" (Ключевский). В тверской вотчине кн. Симеона
 Бекбулатовича (по писцов, книг. 1580 г.) из 60 случаев, когда
 упоминается время перехода, на Ю. день приходится лишь два случая. Указ
 1597 г. сам по себе не создавал общего прикрепления: он говорил лишь о
 пятилетней давности для исков о беглых и в истории постепенно
 сложившегося крестьянского прикрепления не играл никакой роли. В конце
 XVI и нач. XVII вв. право перехода сменилось двумя явлениями: побегом
 крестьян на окраины и "свозом" их на земли крупных владельцев, и
 законодательство направлено было на устранение этих явлений (указы 1601
 и 1602 гг., 1642 г., указ о переписи 19 окт. 1645 г.).
 
  Литература. Беляев, "Крестьяне на Руси" (М., 1860); Костомаров,
 "Должно ли считать Бориса Годунова основателем крепостного права" (в
 "Монографиях" т. I); Погодин, "историко-критич. отрывки" (книга II, М.,
 1867 статья под тем же заглавием и "Ответ Костомарову"); J. Engelmann,
 "Die Leibeigenschaft in Russland" (Лпц., 1884); В. О. Ключевский, стат.
 в "Рус. Мысли" (1885, VIII и Х и 1886, V, VII, IX и X); В. Сергеевич,
 "Русск. юридич. древности" (т. I, СПб.); М. А. Дьяконов, "К истории
 крестьян. прикрепления" ("Журн. Мин. Нар. Просв."", 1893, июнь); С. Ф.
 Платонов, "Лекции по рус. истор. " (вып. 2, СПб., 1900).
  Юрьев-Георгиевский или Eгорьевский, мужской, 1-го класса (с 1764 г.)
 монастырь - Новгородской губ. и уезда, в 3 вер. к югу от Новгорода, на
 левом берегу р. Волхова, при устье ручья Княжева. Основание его
 относится к 1030 г. и приписывается вел. князю Ярославу Владимировичу
 (во св. крещении Юрию [Георгию]). Монастырь неоднократно подвергался
 разорениям и опустошениям то от неприятеля, то от пожаров. В начале XIX
 стол. м-рь пришел в упадок, и нынешним своим блестящим состоянием обязан
 щедрости графини Ан. Ал. Орловой-Чесменской и стараниям ее духовника
 архим. Фотия (1822 - 38 гг.). В 1786 г. сюда перенесли мощи св.
 Феоктиста, архиеп. новгородского. К монастырю приписаны м-ри Перынский и
 Пантелеймонов. м-рь содержит начальную школу.
  Юрьев (Ю. Польской) - уездн. гор. Владимирской губ., на обоих берегах
 р. Колокши (лев. прит. р. Клязьмы), при впадении рч. Гзы (Кзы); ст. жел.
 дор. В 1897 г. жит. было 5759 (2972 мжч., 2787 жнщ.); грамотных 62 %
 мжч. и 42 % жнщ. Главная масса населения состоит из мещан (2125) и
 крестьян (2889). 2 монастыря, 4 правосл. церкви, до 15 улиц, из коих
 большинство замощены, 2 богадельни, 3-х классн. город, учил., 4 приход,
 учил., 2 црк. прих. школы, зем. больница. В 1902 г. в доход города
 поступило 25051 р., в том числе оценочного сбора с недвижимых имуществ
 10430 р. и доходов от городских имуществ 3670 р. Израсходовано 22244 р.,
 в том числе на учебные зав. 3282 р., на медицину 1604 р. город имеет
 неприкосновенных капиталов 135187 р., пожертвованных разными лицами на
 благотворительные цели. По раскладке государственного налога на 1903 г.
 недвижимость в г. Ю. оценена в 672126 р. В последние два десятилетия
 число фабрик в Ю. сильно сократилось; осталось только несколько мелких
 промышленных заведений и 2 акционерных фабрики хлопчатобумажных тканей,
 с основн. капиталом в 1050 тыс. руб. Ремесленная промышленность
 удовлетворяет лишь местным нуждам. Сравнительно развита торговля хлебом
 и льном, так как Ю. расположен среди довольно xлебopoднoй местности.
  История. Название "Польской" (в большинстве случаев встречается
 неправильное написание "Польский") Ю. получил исстари по широким полям и
 безлесью, окружающим город, и в отличие от Ю. Лифляндского (быв.
 Дерпта). Ю. основан вел. кн. Георгием (Юрием) Владимировичем Долгоруким,
 который, по словам Новгородского летописца, в 1152 г. "в Суздальстей
 земли постави мнози церкви... и град Ю. основа" в память своего имени.
 До 1212 т. Ю. числился пригородом и зависел от г. Владимира или от г.
 Суздаля. В 1212 г., при разделе вел. княжества Суздальского, Ю. достался
 в удел младшему сыну Всеволода III, Святославу. Хотя с этого времени Ю.
 и сделался столицей удельного княжества, но самостоятельной роли не
 играл и Юрьевские удельные князья служили только подручниками великих
 князей. Ю. два раза попадал в руки татар: в 1238 г., при нашествии
 Батыя, и в 1382 г., при нашествии Тохтамыша. В XV, XVI и начале ХVII ст.
 Ю. неоднократно был отдаваем московскими князьями "в кормление" разным
 царственным изгнанникам, искавшим убежища в Московском государстве. Так,
 в 1408 г. велик. князь Василий Дмитриевич отдал Ю., вместе с Владимиром,
 Переславлем и др. городами в удел литовскому кн. Свидригайлу
 Ольгердовичу, который владел этим уделом только пять месяцев. В 1507 г.
 Ю. был отдан Василием Ивановичем в удел изгнанному казанскому хану
 Абдуллетифу; при Иоанне Грозном некоторое время владел Ю. астраханский
 царевич Кайбула; в 1609 г. Тушинский самозванец отдал Ю. в удел Магомету
 Мураду, сыну Касимовского царя Урана Магомета. В 1708 г. Ю. приписан к
 Московской губ.; в 1719 г. назначен провинциальным городом, в состав
 провинции которого входили гг. Шуя и Лух; в 1778 г. назначен уездным
 гор. Владимирского наместничества, впоследствии губернии. По описи 1760
 г. Ю. состоял из кремля и посада; кремль был обнесен валом, который
 сохранился местами и до сих пор, и рвом; последний уже и тогда был
 заплывшим; на валу имелись следы трех ворот. Внутри кремля находились
 лишь 2 церкви и Архангельский монастырь с 4 каменными церквами. Все дома
 на посаде были деревянные, за исключением одного каменного. Некоторые из
 купечества промышляли юфтью. В 1817 г. в Ю. было 2660 жит., в 1849 г. -
 3764. В прежнее время Ю. имел большое торговое значение, так как
 находился на большой Стромынской дороге, соединявшей Суздальский край с
 Москвою. В XVII ст. в Ю. находилась таможня, и оборот по торговле
 достигал значительной для того времени суммы 100000 руб. В XVIII ст. в
 Ю. были прядильная и шелковая фабрики; в начале XIX ст. насчитывалось 11
 полотняных фабр. и 2 кожевенн. зав. С проведением Моск. Нижегор. жел.
 дор. торговое значение Ю. сильно пало. В Георгиевском соборе,
 построенном в 1162 г. и перестроенном в 1234 году, в византийском стиле,
 сохранилась в неизмененном виде часть стен, изукрашенная снаружи
 рельефными изображениями человеческих фигур, зверей, птиц и растений;
 это замечательный памятник церковного зодчества XIII века (ср. реферат
 академ. Н. П. Кондакова "О научных задачах древнерусского искусства"). В
 соборе много исторических памятников, между проч. гробница вел. кн.
 Святослава III Всеволодовича, сконч. в 1252 г.
  Юрьевский уезд расположен в сев. зап. части Владимирской губ.;

<< Пред.           стр. 1169 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу