<< Пред.           стр. 122 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 вполне отразиться сознание Богом Себя, как бесконечного Духа. Если Б. в
 конечных и ограниченных существах доходит до Сознания Себя, а сам в Себе
 не имеет Самосознания, то необходимо допустить, что Сознание его не
 отвечает Существу Его: Сам по Себе, по Существу своему, он неограничен и
 всесовершен, а сознание имеет ограниченное и несовершенное. Здесь нельзя
 не видеть противоречия. Против понятия о личном Боге ратуют Шлейермахер
 и Штраус. Всю эту контроверсию можно читать в книге Н. П.
 Рождественского, "Христианская Апологетика".
  П. Васильев Богара, богарой или богарными полями (иначе ляльми)
 называются в Туркестане и вообще в Средней Азии поля, засеваемые под
 дождь, т. е. без искусственного орошения и, главным образом яровой
 пшеницей. Богарные посевы вследствие недостатка воды играют чрезвычайно
 важную роль в хозяйстве среднеазиатского жителя и неурожай богары влечет
 часто за собой голод. В ходжентском у. около трети всех посевов
 производятся под дождь, а в остальных местностях Самаркандской области
 от 1/4 до 1/2. Урожай хлеба на богарных полях зависит от количества
 влаги в почве весной (снежная зима) и от весенних дождей, а
 следовательно чаще всего дают урожай богарные поля, расположенные в
 подгорной полосе (около 4000 ф. над ур. моря). Площадь богарных полей
 постоянно изменяется в зависимости от видов на более или менее обильную
 влагой весну.
  Богданова (Надежда Константиновна) - знаменитая балерина, род. в 1836
 г. в бедной артистической семье. Ее отец был первым танцовщиком
 московского балета, а впоследствии и режиссером (умер 1877). Будучи
 воспитан в строгой школе Дидло, он с большим тщанием обучал Н. К.,
 которая 12 лет впервые появилась на сцене в Ярославле. Объехав с успехом
 почти все главные города Европейской России, Б. в марте 1850 года
 вернулась в Москву и, по совету Фанни Эльслер, отправилась в Париж, где,
 благодаря участию принцессы Мюрат, была принята в танцевальную школу при
 оперном театре. Знаменитый Сен-Леон, впоследствии балетмейстер в Спб.
 (1859
  - 69), усердно занялся ею и 20 окт. 1851 г. Б. дебютировала в балете
 "Маркитантка", в заглавной роли, смело выступив в балете вместо Карлотты
 Гризи. Успех превзошел ожидания, пресса признала в ней крупный талант. С
 той поры Б. стала любимицей парижан. На представлении "Juif Errant" ее
 забросали цветами, Мейербер переделал для нее сцену в "Роберте". 4 года
 танцевала Богданова в Париже с большим успехом вплоть до Крымской войны,
 когда патриотизм и сознание личного достоинства не позволили артистке
 оставаться в враждебном городе. По дороге в Петербург она посетила
 Берлин и Варшаву, где ей был оказан восторженный прием. 2 февраля 1856
 г. Б. дебютировала с громадным успехом в Петербурге в балете "Жизель".
 Танцевала Б. очень изящно, с грациозною живостью, необыкновенно ловко, с
 выразительною мимикою. На сцене пробыла до 1863 г. Ныне живет в
 Петербурге. Об успехах Б. см. в кн. "Артистическое семейство Богдановых"
 (Спб., 1856) и "Хронику" Вольфа (Спб. 1884, III).
  А. Ум.
  Богданович(Ипполит Федорович) - поэт екатерининских времен, род. 23
 декабря 1743 г. в Переволочне; десяти лет был записан в военную службу,
 но по окончании московского университета в 1761 году определен был
 надзирателем за классами в университет, а в 1762 г. в комиссию о
 строении триумфальных ворот, для которых сочинял надписи. В 1763 г. был
 прикомандирован в штат гр. П. И. Панина, а с 1764 начал службу в
 иностранной коллегии; с 1766 по 1769 г. был секретарем русского
 посольства при саксонском дворе. В 1799 г. переведен в департамент
 герольдии, а в 1780 г. членом в государственный архив, где с 1788 г. был
 председателем. 1 мая 1795 г. уволен от службы и в следующем году оставил
 Петербург. Умер в Курске 6 января 1802 года. Писать стихи начал в
 детстве и уже 14 лет печатал их, благодаря Хераскову и Meлиссино. В 1763
 г. он познакомился с гр. Дашковой и принимал участие в журналах,
 выходивших при ее участии. Около 1775 г. сочинил вольную повесть в
 стихах - "Душеньку", подражая Лафонтену, заимствовавшему свой сюжет из
 Апулея; напечатана в первый раз была она в 1783 в Спб. и до 1841 г.
 выдержала 15 изд.; последнее в 1887 г. А. Суворина в "Дешевой
 библиотеке". Сочинение это доставило Б. известность и обратило на него
 внимание Екатерины II. По ее поручению он написал для эрмитажного
 театра: "Радость Душеньки" (1786 г.), "Славяне" (1787 год) - пьесы, не
 имевшие успеха. С сентября 1775 года он издавал "С. Петербургский
 Вестник", а с 1775 - 1782 гг. редактировал "Спб. Ведомости". Кроме того
 он написал: "Сугубое блаженство" (поэма Спб., 1765); "Добромысл", (др.
 пов. в стихах. М., 1805); "Блаженство народов" (поэма, М. 1810); "Берег"
 (Спб., 1812); "Русские пословицы" (3 ч. Спб., 1785; здесь народные
 пословицы переделаны в двустишия); "Лира, или собрание разн. соч. "
 (Спб., 1773). Плодом его исторических занятий осталось: "Историческое
 изображение России" (Спб., 1777) и переводы: "Малая война, описанная
 майором в службе короля Прусского" (с фр., Спб., 1768); "Сокращение из
 проекта о вечном мире Руссо(из Сен-Пьера)" (Спб., 1771) и "Вертота,
 история о бывших переменах в Римской республике" (с фр. 3 ч. Спб., 1771
 - 75). Б. оставил автобиографию (напечатана в "Отеч. Зап. ", 1853, № 4).
 Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809 - 1810 гг., 6 ч.; 2е изд. -
 М. 1818 - 19 гг., 4 ч.; З-е - Смирдинское, в 2 ч.. в 1848 г.
  Из всего написанного Б. историко-литературное значение имеет только
 "Душенька". Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII в.,
 занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники были
 поражены новизною ее содержания и формы и произвели Б. в "гении".
 "Душенька" породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь
 "классическое" произведение. Смерть Б. вызвала массу эпитафий, в которых
 Б. превозносится, именно за написание "Душеньки":
 
  Зачем нам надписьми могилу ту чернить.
  Где Душенька одна все может заменить говорится в одной из них. В наше
 время в "Душеньке" можно отметить легкость стиха и желание, насколько
 позволяет официальная и нравственная цензура, побеседовать о
 "клубничке", благодаря которой поэма, главным образом, и имела успех у
 современников.
  М.M. Богема (франц. Boheme, т. е. цыганщина) - так французский
 писатель Мюрже (Неnri Murger) назвал студентов Латинского квартала и с
 тех пор богемой называют всякую интеллигентную бедноту, которая
 артистически весело и беззаботно переносит лишения и даже с некоторым
 презрением относится к благам земным. Боголюбово (Боголюбимое,
 Боголюбое, Боголюбый, Боголюб) - теперь село в 11 в. к СВ. от г.
 Владимира, при впадении р. Нерли в Клязьму, близ МосковскоНижегородской
 железной дор., с мужским второклассным монастырем, который ныне
 предполагают возвести на степень первоклассного. Построение здесь церкви
 Рождества Пр. Богородицы, потом основание монастыря, около которого,
 затем, образовалось селение, летописные сказания приписывают следующему
 случаю. В 1155 г. Андрей Юрьевич, впоследствии великий князь
 суздальский, тайно от отца уехал из киевского Вышгорода в Суздальскую
 землю, захватив с собой греческий Чудотворный образ Богоматери
 (Владимирская икона Богоматери, писанная, по преданию, евангелистом
 Лукой и находится теперь в московском Успенском соборе); на месте
 Боголюбова монастыря лошади, на которых везли икону, остановились и не
 могли ехать далее; впряжены были новые, но и эти не могли тронуться с
 места. После такого знамения князь счел эту местность за излюбленную
 Богоматерью, за "место Боголюбимое", и основал тут церковь, а потом
 монастырь, около которого образовалось селение Боголюбово - любимое
 местопребывание его, от которого он получил и прозвание "Боголюбского".
 В монастыре, в 1174 году, князь-основатель и погиб от руки убийц, причем
 в последовавшем возмущении много пострадал и Боголюбов. Года через три,
 во время распри в. кн. Всеволода III с рязанскими князьями, Б. сильно
 пострадал от Глеба Ростиславича Рязанского и приведенных им половцев:
 тогда уцелели только церковь, кельи и молельня князя, но первая была
 ограблена. Монастырь до учреждения духовных штатов имел с лишком 700 душ
 крестьян. С 1846 г. в Б. открыта выставка сельских произведений для
 Владимирской, Ярославской, Костромской и Вологодской губ. Теперь в селе
 более 1000 д. об. пола; жители, кроме земледелия, занимаются
 иконописанием и др. промыслами; в сентябре бывает ярмарка.
  А. Э.
  Богомол (Mantis religiosa) - насекомое, принадлежащее к отряду
 Прямокрылых (Orthoptera), достигает 42 - 52 (самец) или 48 - 75 мм.
 (самка) длины. Окраска его очень изменчива и бывает то зеленою, то
 буросерою; внутренний край надкрылий и крылья, за исключением верхушки;
 обыкновенно прозрачные. Это насекомое отличается тем, что его
 треугольная, весьма подвижная голова сидит на длинном, почти
 палочкообразном переднегрудии, а передние ноги хватательные. Брюшко
 яйцевидное, довольно длинное и Богомол двигается с места на место
 посредством четырех шественных ног, бедра которых не утолщены и которые
 вследствие этого не приспособлены к прыганию. Надкрылия почти такой же
 длины, как и туловище и часто пергаментообразны; крылья складываются
 веерообразно, как у прочих прямокрылых. Передние хватательные ноги имеют
 сильные лапки, которые переходят в кривой острый крючок. Голень и лапка
 вкладывается в борозду бедра, как лезвие перочинного ножика в черенок;
 внутренняя сторона лапки и голень по краям борозды усажены острыми
 шипами. Б. водится в Алжире, на Кавказе, в Крыму, вообще Южной, а
 отчасти и Средней Европе, в южной Сибири и в некоторых провинциях Китая.
 Он встречается с авг. до окт. в траве, в садах и виноградниках. Это
 чрезвычайно прожорливое насекомое обыкновенно сидит в траве с
 приподнятою переднегрудью и с направленными кверху передними ногами,
 которые в таком положении напоминают руки, воздетые к небу во время
 молитвы; отсюда произошло и название этого насекомого. В таком положении
 Б. подстерегает добычу, состоящую из насекомых (а у близких к Б. крупных
 экзотических видов также и из мелких ящериц и маленьких птиц);
 попавшуюся добычу он схватывает передними ногами и съедает. Самки
 откладывают яички кучками, кот. окружают пенистою отвердевающею
 оболочкою и прикрепляют к камням или к стеблям растений. Б. полезен тем,
 что истребляет много вредных насекомых.
  Э. Б.
  Богоматерь-Богородица (Qeomhtwr, QeotokoV, MaterDei, dei para, Unsere
 Liebe Frau, Heilige Jungfrau, Notre Dame, Madonna), Пресвятая Дева Мария
 (друг. форм. Мариам), Матерь Господа Бога Нашего Иисуса Христа. Имя Ее
 несколько раз упоминается в Свящ. Писании (Матф. 1, 16, 18 - 25, XIII,
 55. Марка III, 31 - 32. Луки I, 26 - 56, II, 1 - 40, 48. Иоан. XIX,
 25-27. Деян. I, 12 - 14), но мы имеем из этого источника лишь весьма
 немногие сведения о жизни Б., так-так евангелисты имели первою и главною
 задачею повествовать о земной жизни и делах Иисуса Христа. Недостаток
 сведений о жизни Богородицы, получаемых нами из Священного Писания,
 обильно восполняется многими преданиями, из которых некоторые имеют
 несомненную печать глубокой древности и во всяком случае отражают веру
 христианского общества с древних времен. Предание называет нам родителей
 Пресвятой Девы: Иоакима из Назарета, от колена Иудина, племени царского,
 и Анну из Вифлеема, колена Левиина, племени Ааронова. Эта благочестивая
 чета, прожившая до старости в горести безчадия, была утешена, по
 усердной молитве, предвозвещением архангельским, что от них родится
 благодатная дщерь. Далее, тоже благочестивое предание повествует, что
 св. Дева с четвертого года своей жизни, по обету родителей. отдана была
 во храм на воспитание, как посвященная Богу. На четырнадцатом году своей
 жизни она была обручена старцу Иосифу, из племени Давидова, и жили они в
 неизвестности в Назарете. Здесь Архангел Гавриил благовестил Святой Деве
 рождение от Нее Спасителя мира, как изложено евангелистом Лукою (I. 26 -
 38), после чего Она три месяца пробыла у родственницы своей Елисаветы,
 уже зачавшей Предтечу Христова (Лук. I, 39 - 56). Между тем и Иосифу,
 обручнику Mapии, смущавшемуся о Ней, последовало откровение от ангела
 тайны воплощения, рассеявшее его сомнения относительно Mapии (Матф. I,
 18 - 25). Далее, евангелисты упоминают о Пресвятой Деве при
 повествованиях о Рождестве Христа, обрезании Его по закону в восьмой
 день, бегстве в Египет и возвращении в Назарет, и еще при повествовании
 о беседе отрока Иисуса с мудрецами в храме. Повествуя о делах Христа со
 времени Его общественного служения, евангелисты упоминают немного раз о
 Богоматери. В Кане Галилейской она ходатайствует пред Сыном за
 новобрачных, не имевших вина, и Он, исполняя Ее просьбу, положил здесь
 начало своим чудесам. В Капернауме, во время сильного спора Христа с
 фарисеями в синагоге, 0на хочет видеть Его, чтобы охранить от опасности.
 На конец, мы видим Ее при кресте, когда Христос поручил Ее попечению
 своего любимого ученика. Не много событий рассказали евангелисты из
 жизни Богоматери, но вполне достаточно, чтобы ясно очертить идеальный
 нравственный образ Пречистой и Пресвятой Девы, смиренной в величии, и во
 всем покорной воле Всевышнего. Благочестивое предание говорит, что
 Богоматерь жила до 48 г., и в этом году почила при многих чудесных
 событиях, была погребена в веси Гефсиманской, но потом чудесно взята на
 небо. Предание приписывает ей и проповедническую деятельность. О
 фактических подробностях в этом случае затруднительно судить с
 несомненностью. Но мы имеем право утверждать, что Богоматерь была в
 тесном союзе с первою христианскою церковью, собранной в Горнице
 Сионской в ожидании Духа Утешителя, и, конечно, имела великое значение в
 первой христианской общине. Высокое почтение к Матери Божией в
 христианском обществе восходит к глубокой древности и несомненно, по
 свидетельству древних преданий. Но догматическое учение о почитании
 Богородицы вырабатывалось и определялось частнейшими чертами постепенно,
 как это было и с другими догматами. Неправые мнения, лжеучения и ереси
 заставляли церковных учителей точнее и определеннее изложить
 общецерковное учение о почитании Богоматери в тоже время, как шли споры
 о лице Иисуса Христа. В IV веке было неправильное мнение, основанное на
 произвольном толковании Матф. I, 25, что Пресвятая Дева, после
 бессемянного зачатия и рождения Спасителя, находилась в браке с своим
 обручником Иосифом, от которого были дети. Такого мнения держались,
 между прочим, строгие ариане: Евдоксий и Евномий. Православные считали
 такое мнение противным истинному христианскому чувству. Но уже св.
 Епифаний Кипрский людей, державшихся такого мнения в Аравии, так
 называемых антидикомарианитов (противников Марии), прямо зачисляет в
 разряд грубых еретиков. Блаж. Иероним также сурово порицает за такое
 мнение некоего Гельвадия. Собор иллирийских епископов за это же лишил
 сана Боноза, епископа сардийского. Монашество, развившееся в церкви с IV
 в., сильно ратовало за приснодевство Богоматери и это учение сделалось
 общим церковным учением. Великие отцы и учители церковные: Ефрем Сир.,
 Григорий Наз., Амвросий Мил. и друг. превозносят Ее как чистейшую и
 святейшую всех, очищенную св. Духом от греховной скверны. Даже блаж.
 Августин свое основное убеждение, что никакой человек не может быть
 свободен от греха, не хочет прилагать к Mapии и из благоговения пред Нею
 отказывается рассуждать об этом вопросе. Но при этом нужно заметить, что
 церковь не признавала Ее свободною от первородного греха, как свободен
 от него безсеменно рожденный от Ее Иисус Христос. Высоко чествуя
 Богородицу, церковь осуждала и порицала суеверное чествование и
 языческое обожание Ее. Тот же св. Епифаний, осудивший
 антидикомарианитов, порицает и так называемых коллиридиан, простиравших
 свое почтение к Богородице, как Царице Небесной, до обожания, в роде
 служения Астарте, и выразительно говорит, что Богородицу надо чтить, но
 не боготворить. Решительное влияние на определение учения о почитании
 Богоматери имел исход несторианского спора, после которого название
 QeotokoV - Богородица, встречающееся еще у св. Афанасия Великого, было
 признано всеми и сделалось общеупотребительным. Православная церковь в
 согласии со всею древнею Вселенскою церковью чтит Богородицу святою и
 пренепорочною приснодевою; как к скорой помощнице и заступнице прибегает
 к Ней в молитвах; славит Ее за оказанные благодеяния; в честь Ее
 установила многие праздники и освятила многие храмы, имеет и чтит Ее
 чудотворные иконы. Церковь католическая в почитании Богородицы пошла
 дальше и установила новый догмат, которого церковь древняя не знала, а
 церковь православная отвергает. Еще в XII в. стало на Западе
 распространяться мнение о непорочном зачатии и рождении Богородицы, и
 лионские каноники в 140 г. установили праздник в честь непорочного
 зачатия. Доминиканцы порицали праздник и отрицали справедливость такого
 мнения. Но тем не менее уже в XIV в. как праздник, так и учение,
 благодаря главным образом францисканцам, были признаны в католической
 церкви повсеместно. Папы этому благоприятствовали и, наконец, Пий IX,
 при усердной помощи иезуитов, торжественно провозгласил непорочное
 зачатие Богородицы в Риме, 8 декабря 1854 г., в качестве обязательного
 для всех католиков догмата. И в практике католической относительно
 почитания Богоматери, особенно в средние века, было немало излишнего,
 иногда странного и даже просто нелепого с церковной точки зрения и дурно
 влиявшего на нравственность. Эта практика нашла для себя осуждение
 иногда справедливое по содержанию, но очень резкое и глумительное по
 форме у Лютера и других реформатов XVI в. Вместе с нелепыми легендами и
 подложными святынями, реформаты отвергли благоговейное чествование икон
 и молитвенное призывание Богородицы, основав, впрочем, некоторые
 праздники в честь ее.
  П.Васильев.
  Богослужебные книги содержат в себе службы и священнодействия
 церковные по которым совершается богослужение. Одни из них относятся к
 частному богослужению (требам), т. е. к такому, которое совершается по
 нужде, требованию одного или нескольких лиц, напр. Kpeщениe, брак,
 погребение и т. под. Другие относятся к общественному богослужению,
 которое совершается повседневно в храмах, как: вечерня, утреня, часы,
 литургия и проч. Все необходимое для частного богослужения находится в
 одной книге - Требнике. Для совершения общественного богослужения
 необходимы многие книги, как то: Служебник, Чиновник, Часослов, Октоих,
 Минея Месячная, Минея Праздничная. Минея Общая, Триодь Цветная,
 Ирмологион, Типикон. Некоторые книги употребляются как в частном, так и
 в общественном богослужении, как то: Евангелие, Апостол и Псалтирь - Б.
 книги, приспособленные для богослужебных. целей, с разделением для
 чтения в известные дни и при известных случаях. Не касаясь каждой книги
 в частности по ее составу и содержанию, ограничимся здесь общим
 замечанием о богослужебных книгах. Богослужение частное совершается по
 одной книге - Требнику. Но для богослужения общественного, как мы
 видели, существует обширный круг богослужебных книг. Многочисленность
 книг для общественного богослужения обусловливается изменчивостью
 состава одних и тех же служб, в частных молитвословиях, от дней недели и
 дней года (чисел). В одних и тех же книгах, в Служебнике, Часослове,
 Октоихе, мы встречаем одни и те же службы: утреню, вечерню, литургию; и
 ни в одной книге не находим всех молитвословий для этих служб, не
 находим полной вечерни, утрени и литургии. Таким образом, частные
 молитвословия для этих служб должно искать во многих книгах. Это зависит
 от того, что в составе каждой службы есть нечто непременное, что
 постоянно читается и поется на этой службе, когда бы она ни совершалась,
 и нечто изменчивое, зависящее от дня недели и дня года, в которые
 совершается эта служба. Каждая служба изменяется семь раз в неделю и
 триста шестьдесят пять раз в году. Таким образом, если бы изложить одну
 какуюнибудь службу целиком для целого года, потребовалась бы громадная
 книга или даже несколько томов книг для одной только службы. Но и этим
 не устранились бы все затруднения. Изменчивость службы зависит, мы
 сказали, от дней года, чисел. А числа, как известно, в продолжение семи
 лет подряд падают на разные дни недели. Вследствие этого одна и та же
 служба в течение семи лет может являться с многочисленными частными

<< Пред.           стр. 122 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу