<< Пред. стр. 125 (из 1179) След. >>
Записках" 1857 г., №2) нашел следующие новеллы Б.: "О друзех, о Марке иШпинелете", это восьмая новелла восьмого дня в Декамероне; "О господине
Петре и о прекрасной Кассандре, и о слуге Николае" - седьмая новелла
седьмого дня; "О жене обольстившей мужа, якобы ввержеся в кладезь",
четвертая новелла того же дня. Далее, А. Н. Пыпин указывает, что была
переведена "Повесть утешная о купце, который заложился с другим о
добродетели жены своей" - девятая Новелла второго дня. Но число
перешедших к нам новелл было больше. Так, в сборнике "Смехотворные
повести", напечатанном в "Памятниках древней письменности" (Спб., 1878 -
79), находим несколько рассказов, напоминающих новеллы Б. и в том числе
повесть "О жене, всадивше гостя в полбочки". Наконец, в "Киевской
Старине" 1885 г., №6 напечатан южнорусский пересказ новеллы о Сигизмунде
и Гвискарде, сделанный силлабическими стихами и относящийся к концу XVII
или началу XVIII в. Это одна из прекраснейших новелл четвертого дня,
предназначенного у Б. для рассказов о любовных приключениях с
трагической развязкою.
Литература: Manni в "Storia del Decamerone" (Флоренция, 1742);
Бальделли (Флоренция, 1806); Diesdin, "Biographical Decameron" (Лондон,
1817); Чампи, "Manuscritto autografo di В. " (Флоренция, 1827), Бартоли,
"I precursori del B. " (1878); Ландау, "B-s Leben und Werke" (Штутгарт,
1877); Korting, "B-s Leben u. Werke" (Лейпциг, 1880); Ландау, "Die
Quellen des Decameron" (2 изд., 1884). А. Н. Веселовский, "Три письма
Джиованни Боккаччио к Майнардо де Кавальканти" (Спб., 1876 - издано к
500-летпему юбилею Б.); В. Лесевич, "Классики XIV в." ("Отеч. Записки"
1874 г., №12); А. Авой "Итальянская Новелла и Декамерон" ("Вестник
Европы" 1880 г., №2-4).
Боккерини (Boccherini) - известный композитор инструментальной
музыки, род. 19 февраля 1743 г. в Лукке; первоначальное музыкальное
образование получил у аббата Вануччи; под руководством же отца из него
выработался хороший виолончелист; для усовершенствования в теории
композиции, Б. уехал в Рим. Возвратившись на родину, он подружился со
скрипачом Филиппе Манфреди, и вместе с ним предпринял концертное
путешествие по северной Италии и Франции, и в 1768 г. прибыл в Париж,
где издал свое первое сочинение: "Шесть струнных квартетов", к которым
публика отнеслась с большим сочувствием. В Париже были напечатаны еще
многие из его сочинений, сделавшие имя Б. всемирно известным. Позже, в
1769, он со скрипачом Манфреди поехал в Мадрид; где и поселился на
продолжительное время, занимая сначала должность камерного виртуоза, а
затем придворного капельмейстера. Ум. Б. в Мадриде, при неблагоприятно
сложившихся для него материальных обстоятельствах, 28 мая 1805. В
течение десяти лет, с 1787 - 1797 г., он писал исключительно для короля
Фридриха Вильгельма II, от которого получал пенсию. Плодовитость Б. в
области инструментальной и, в особенности, камерной музыки была из ряда
выходящая. Между 366 сочинениями этого рода, находятся 125 струнных
квинтетов, 91 квартет, 42 струнных трио, много дуэтов, 16 секстетов, 20
симфоний и проч. Многие из них напечатаны и выдержали несколько новых
изданий. Из вокальных сочинений Б. наибольшею известностью пользуется
его "Stabat Mater". Подробную биографию Б. издал в 1851 г. Л. Пико
(Picquot).
Бокс - род кулачной борьбы, составляющий одну из национальных
особенностей Англии и состоящий в искусстве наносить противнику удары от
головы до живота включительно. Одной рукой, согнутой, наносят удары,
другая, вытянутая вперед, служит для собственного ограждения.
Боксированию обучают по выработанным правилам и эти правила, равно как и
некоторые установившиеся обычаи, считаются для всех обязательными. Пока,
напр., один из боксеров лежит на земле, другой не смеет наносить ударов.
Кто первый выказывает желание перестать, или кто не может подняться на
ноги, тот признается побежденным. Во многих местах существуют клубы
боксеров, в которых усердно занимаются боксом, как наилучшим средством
для развития физической силы и ловкости. В больших городах существуют
так называемые Sporting-Houses, в которых устраиваются помещения,
приспособленные к преподаванию боксерского искусства. Опытные боксеры,
делающие из своего искусства промысел, нередко устраивают публичные
состязания, на которых раздаются премии и держатся пари. Такие
состязания часто кончаются кровью и увечьями, так как они прекращаются
лишь тогда, когда один из соперников отделает другого так, что последний
становится неспособным к продолжению борьбы, или же признает себя
побежденным. С начала XIX века такие гладиаторские представления уже не
встречают прежнего сочувствия в публике, да и запрещено давать их за
деньги и для премий; но все же не совсем исчезли они из общественных
нравов и нередко посещаются даже лицами так называемого хорошего
общества. В последнее время боксерство, преподаваемое по всем правилам
искусства, введено в курс многих гимнастических школ в Германии, но
большинство гимнастов не одобрительно отнеслось к этому нововведению.
Ср. Egan, "Boxiana, or Sketches of ancient and modern Pugilism" (4 т.,
Лонд., 1824, с гравюрами на меди); Hoppel, "Die Boxkunst. Anleitung zur
selbststendigen Erlernung des Hand-und Fussboxens" (Лейпциг, 1863);
Kluge, "Ueber Boxen" (Берл., 1863); Коpell, "Das Boxen" (Лейпциг, 1882).
Болдино - ст. Московско-Нижегородской жел. дор., в 45 в. к западу от
Владимира, в промышленной местности, значительное движение грузов.
Болеро - национальные испанские танцы, введенные в балет. Танцоров
(мужчин и женщин) Б. называют boleros или boleras. Наиболее любимые и
известные Б. суть: качуча, аррагонская хота, мадрилена, оле, халео де
херес и проч. Эти танцы исполняются двумя или несколькими танцующими;
некоторые же, как напр., оле, исполняются одной балериной. Танцующие
болеро одеваются обыкновенно в андалузские костюмы. Шумная музыка к
большинству танцев болеро исполняется оркестром и имеет быстрый темп. Во
время пляски танцоры бьют в такт кастаньетами. По своей выразительности,
болеро напоминает пантомиму. При исполнении болеро в народе поют как
танцоры, так и зрители; в таком случае эти танцы сопровождаются игрою на
гитарах, тамбуринах, причем танцоры пользуются также и кастаньетами.
Танец, которому присвоено название именно Б., введен в употребление
Сересо в 1780 г. Темп его медленный. Форма Б. перешла в вокальную
музыку, напр., болеро Глинки.
Болеслав I Храбрый, сын Мечислава I-го, 992 - 1025, основатель
Польского государства, пределы которого простирались при нем от Эльбы и
Балтийского м. до Карпатов и Венгрии и от Чехии до Волыни. Он соединил
под своей властью все северо-западные славянские страны, завоевал
Данциг, Краков. Силезию и Моравию, затем, призванный своим зятем
Ярополком Окаянным, двинулся на Волынь, разбил Ярослава на берегах Буга,
овладел Киевом и, вместо того, что бы передать его Ярополку, сам засел в
нем с своими поляками. Но киевляне, возмущенные неистовствами его
дружины, начали избивать поляков, и Б. должен был бежать. За всем тем он
удержал за собою червенские города (Галицию). В 1000 г. он торжественно
принимал императора Оттона III в Гнезне, где по этому поводу было
основано архиепископство. После смерти Оттона III Б. вторгся в восточные
марки Германии и с трудом был вытеснен оттуда императором Генрихом III.
По Бауценскому миру в 1018 г. Генрих должен был признать за ним ленные
права на Лузацию. Б. очень много содействовал насаждению христианства в
Польше, за что, незадолго до его смерти, духовенство поднесло ему в 1025
г. королевский титул.
Болеслав III, Кривоустый, 1102 - 39. Сын короля Владислава Германа,
разделившего польские владения между ним и братом его, Сбигневом. Это
повело к долголетним усобицам между обоими братьями, окончившимся
победой Б. При помощи бамбергского епископа Оттона он обратил в
христианство померанских язычников и с успехом боролся против немецкого
императора Генриха V в Силезии. Последний вздумал воспользоваться
смутами в Чехии для расширения своей власти, но был разбит Б. при
Гундфельде, близ Бреславля. Тем не менее в 1184 г. мы встречаем Б. в
Мерзебурге приносящим присягу императору Лотарю в качестве вассала за
уступленную Померанию. Пред смертью он разделил государство между своими
четырьмя сыновьями и тем положил начало удельным усобицам в Польше,
продолжавшимся целых 150 лет.
Боливар (Симон Bolivar) - освободитель южно-американских колоний из
под владычества Испании (род. в Каракасе 24 июля 178З., ум. в
Санта-Марта 17 дек. 1830 г.), происходил из древнего испанского рода. В
1789 году в Мадриде изучал право, затем путешествовал по Италии,
Швейцарии, Германии, Англии и Франции. Живя в Париже, посещал некоторое
время Нормальную и Политехническую школы. В 1805 году Б. посетил
Соединенные Штаты и здесь задумал свой план освобождения родины от
испанского владычества. Начало 1810 года застает его в Венесуэле, в
эпоху, когда ясно обнаружилось инсуррекционное движение против Испании,
в особенности в Каракасской области. В 1810 г. Б. был послан
революционной юнтой в Лондон искать поддержки у английского
правительства, которое, однако, пожелало сохранить нейтралитет. Б.
оставил в Лондоне агента Луи-Лопес Мендеса для заключения от имени
Венесуэлы займа и вербования солдат, и вернулся обратно, с транспортом
оружия.
Б. назначен бы полковником и губернатором в Пуэрто-Кабелло. Революция
распространялась все более, когда вдруг последовало сильное
землетрясение 26 марта 1812 г., которое духовенство, преданное
метрополии, старалось истолковать обезумевшему народу, как небесную
кару, за которой должны последовать новые бедствия. Не смотря на все
старания Б. разубедить народ, огромные массы его вновь признали над
собою власть Испании. Б. удалился на остров Кюрасо, откуда, под влиянием
ужасных репрессалий, принятых Монтеверде, он отправился в Картагену, где
находилось много венесуэльских патриотов, и здесь обнародовал новый
призыв к революции; затем при содействии Торреса, президента Новой
Гренады, составил небольшую армию. Монтеверде был разбит у Матюрина (25
мая 1813 года). Боливар прогнал испанцев из долин Кукутты, поднял
восстание в Мериде, захватил Трухильо, овладел всей провинцией, Бариньяс
(в июне 1813 г.) и, преследуя по пятам Монтеверде, разбил его при
Тинакетто. Эти бдестящие победы устрашили сторонников Испании и
заставили Каракас открыть ворота инсургентам (4 авг. 1813 г.). Б. вошел
туда с триумфом; прозванный освободителем , он сделался диктатором и был
утвержден в этом звании 2 янв. 1814 г. конгрессом союзных провинций.
Доведенные до крайности, испанцы обратились за содействием к Ilaneros
Венесуэлы, полудиким обитателям колумбийских степей, и те разбили Б. у
Баркисемето, после чего война приняла жестокий характер; льянеросы
истребляли патриотов, не щадя ни женщин, ни детей, а Б., решившись
навсегда разделить "кровавой рекой" обе партии, велел умертвить всех
пленников. После нескольких удач, Б. был окончательно разбит при
Ла-Пуерте (15 июня 1814 г.) и едва спасшись от плена, бежал в Картагену.
Конгресс Новой Гренады предоставил в его распоряжение небольшое войско,
с помощью которого он атаковал Санта-Марту, но был разбит подоспевшими
на помощь испанскими отрядами, под начальством генерала Морилльо (в
марте 1815 г.) и должен был бежать сначала в Ямайку, а затем в Гаити.
Со свойственным ему умением находить средства в самые критические
минуты и благодаря своему организаторскому таланту, Б. быстро составил
новую армию и даже собрал флот, под начальством богатого голландского
негоцианта Брюна, снабдившего его деньгами и своими кораблями. 2 марта
1816 г. Брион разбил испанский флот и 3-го Б. высадился на остров
Маргариту. Национальное собрание провозгласило Венесуэлу республикой
"единой и нераздельной" и избрало Б. президентом (7 марта 1816 г.),
после чего он должен был снова отправится на Гаити за новой поддержкой и
к концу года добрался до провинции Барселоны. После неудачной попытки -
собрать вокруг себя всех предводителей революции: Пиара, Арисменди,
Марино, Бермудеса, чтобы действовать по общему плану, Б. при помощи
Бриона овладел Ангостурой (в мае 1817 г.) и поднял против Испании всю
Гвиану. Затем он велел арестовать Пиара и Марино. Пиар был казнен 16
окт. 1817 года. Столь энергический образ действий остановил дальнейшее
развитие анархии. В феврале 1818 г., благодаря присылке из Лондона
солдат, Б. составил новую армию, но был разбит несколько раз Морилльо.
Тогда он решился вступить в окончательную борьбу с испанцами, атаковал
их на самой территории Новой Южной Гренады, где они сильно укрепились.
Прежде чем предпринять этот поход, он созвал новый конгресс в Ангостуре
(15 февр. 1819 г.), на котором был утвержден президентом республики.
После долгого и изнурительного перехода через Кордильеры, 10 июля 1819
г. Б. вошел в Санта-Фэ и провозгласил соединение Новой-Гранады с
Венесуэлой в одно государство, под именем "Республики единой и
нераздельной Колумбии", после чего возвратился в Ангостуру и добился от
конгресса признания союза обоих государств (17 декабря 1819 г.).
Благодаря вспыхнувшей в 1820 г. революции в Испании, дело освобождения
испанских колоний пошло очень быстро. Испанцы терпели одно поражение за
другим. Б. постепенно овладел Меридой, Трухильо, Санта-Мартой, и нанес
решительное поражение испанцам при Карабобо (24 авг. 1821 г.). Квито
вошел в республиканский союз колумбийских провинций (22 мая 1822 г.). В
ноябре 1823 г. Паес овладел Пуэрто-Кабелло, и испанцы были изгнаны из
территории Колумбии. В тоже время Б., уполномоченный национальным
конгрессом, вступил в Перу, овладел Лимой (1 сент. 1823 г.) и сделался
диктатором. В 1824 г. он разбил испанцев, успевших захватить вновь Лиму,
и заставил их сдаться на капитуляцию после побед генерала Сюкра при
Аякучо (8 дек. 1824 г.) и Тумурле (1 апр. 1825 г.).
Вся страна объявлена была независимой и получила название Боливии, в
честь освободителя. Капитуляция 11 авг. 1826 г. отняла у испанцев их
последнее владение - Каллао. По окончании войны за независимость, Б.
стал заботиться об устройстве внутреннего управления. 25 мая 1826 г. он
представил конгрессу в Лиме свой знаменитый Боливийский кодекс. Б.
задумал грандиозный проект: он хотел образовать под именем Южных
Соединенных Штатов - единую огромную республику, в которую бы вошли
Колумбия, Перу, Боливия, Ла-Плата и Чили. 22 июня он созвал в Панаме
конгресс из представителей всех этих государств, который вскоре
распался, вследствие губительного действия лихорадки. Вскоре после того,
как проект Б. стал известен, его начали обвинять в желании создать
империю под своей властью в играть роль Наполеона. Колумбия начала
страдать от партийных раздоров: одни, с генералом Паэсом во главе,
провозглашали автономию, другие хотели принять Боливийский кодекс. Б.
быстро прибыл сюда, принял на себя диктаторство и созвал на 2 марта 1828
г., в Оканье, национальное собрание с целью обсудить: "должна ли быть
преобразована конституция государства"? Конгресс не мог прийти к
окончательным результатам, и после нескольких шумных заседаний закрылся.
Б. составил записку, в которой он косвенно обвинял национальное собрание
и заявлял, что все неурядицы в республике происходят, вследствие
слабости исполнительной власти. Посещая затем департаменты, он собирал
народные собранья в Боготе, в Картагене, Каракасе, на которых его
убедительно просили взять в свои руки высшую власть. Тем временем
перуанцы отвергли Боливийский кодекс и отняли у Б. его титул
пожизненного президента. Лишившись власти в Перу и Боливии, Б. 20 июня
1828 года вступил в Боготу, где учредил свою резиденцию: в качестве
главы правительства Колумбии; 25 сент. федералисты ворвались в его
дворец и умертвили часовых. Б. едва спасся. Народ стал на его сторону, и
вице-президент Сантандер, глава заговорщиков, приговоренный сначала к
смертной казни, был изгнан затем с 70 своими приверженцами. Но в
следующем году анархия усилилась; 25 ноября в самом Каракасе 486 знатных
граждан провозгласили отделение Венесуэлы от Колумбии. Б., дело которого
начало окончательно рушиться, постепенно терял всякое влияние и власть.
В своей записке, поданной им конгрессу, собравшемуся в Боготе в январе
1830 г. для реформы государственного устройства Колумбии, он горько
жаловался на несправедливые обвинения против него, которые слышались ото
всюду из Европы и Америки. Он отклонял от себя всякие монархические
стремления, какие хотели навязать ему, и предлагал несколько раз свою
отставку, но ее не принимали. Тогда он решил сделать последнее усилие и
начал борьбу с Паэсом, который укрепился на столько сильно в провинции
Маракаибо, что Б. не решался атаковать его. Б. вновь подал просьбу об
отставке (27 апр.). 4 мая президентом был избран X. Москера. Б. удалился
в Картагену, где вскоре умер, восклицая перед смертью: "единение,
единение!". В 1832 году прах Б. был перенесен с большим торжеством в
Каракас, где была сооружена триумфальная арка в память освободителя.
Богота поставила его статую в 1846 г. Город Лима воздвиг ему конную
статую в 1858 г. В 1866 г. была обнародована его переписка:
"Correspondencia general de Libertador Simon Bolivar" (2 т., Нью-Йорк,
1856 - 71). Cp. "Colleccion de documentos relatives a la vida publica
del libertador de Columbia у de Peru Simon B." (22 т., Каракас, 1826);
Larrazabel, "Life of Simon В." (Нью-Йорк); Kojas, "Simon В." (Мадр.,
1883).
Болонка - мелкая порода собак; она имеет от 15 до 30 см. длины и от
15 до 30 см. вышины и отличается густой, длинной шелковистой шерстью,
почти всегда белого цвета. Б. не отличаются умом и их держат
исключительно только для забавы, как комнатных собачек. Уже с древних
времен болонки были любимицами дам.
Болонская школа Карраччи. - Обыкновенно принято относить название
болонской школы всецело к академии, основанной в конце XVI столетия
братьями Каррачи. Это не совсем правильно. Уже в XIV в. Franco Bolognese
и Jacopo Avanzi, а в XV - Lorenzo Costa и Francia подарили миру
замечательные произведения, находящиеся в церквах Болоньи и ее
многочисленных дворцах. Не останавливаясь, однако, здесь на характерных
особенностях этих художников, о которых будет сказано в своем месте,
сделаем здесь исключительно обзор школы Каррачи.
Школа эта эклектическая: в конце XVI стол. все роды живописи достигли
в Италии наивысшего совершенства. Каррачи не искали новых путей; они
желала лишь путем глубокого изучения шедевров прежних мастеров усвоить
себе все их лучшие качества. На произведениях болонских художников не
лежал какой-либо особенный отпечаток. Но они успешно изучали и
прогрессировали в искусстве, в их работах сказывается известная манера и
последовательность. Образовавшаяся после Франчья школы Фонтаны и
Кальварта характеризуют собою период упадка в истории живописи; в школе
Каррачи наоборот начинается возрождение. Лодовико Каррачи получил свое
художественное образование путем долгого и терпеливого изучения старых
мастеров: в Венеции он изучал колорит в картинах Тициана и Тинторетто,
во Флоренции он проникся изяществом письма Андреа дель-Сарто. Копируя и
сличая копии с оригиналами, он пришел к мысли, что единственный путь к
возрождению искусства - это брать от каждого из старых мастеров лучшие
отличительные особенности его письма: "если бы возможно было сочетать в
одном произведении живописи чарующую прелесть Корреджио с энергией
Микель-Анджело, строгость линии в картинах Веронэзе с идеальной
нежностью Рафаэля, разве не значило бы этим приблизиться к
совершенству". Таково было основное положение новой школы.
Лодовико Карраччи, открывая школу, пригласил в сотоварищи двух своих
двоюродных братьев Аннибале и Агостино Карраччи. Он оставил за собою
высшее заведование школой. Аннибале преподавал искусство письма, которое
он знал в совершенстве. Агостино, получивший хорошее литературное и
научное образование, взял на себя более сложные занятия. Он преподавал
правила перспективы, строительное искусство, читал анатомию, прибегая
иногда для наглядного обучения к вскрытию трупов. Он беседовал с
учениками о мифологии, истории и религии, словом касался всего того, в
чем художник может черпать сюжеты для своего вдохновения. Ученики, в
доказательство правильно понятых уроков учителя, воспроизводили в
рисунках те факты из истории, о которых он им говорил; они часто
отправлялись за город писать с натуры пейзажи и памятники старины. Их