<< Пред. стр. 14 (из 1179) След. >>
(Иома 10 а) объясняет А. другим не совсем ясным именем Башкар или Кашкар(упоминаемым также в тр. Шаб. 139а). Новейшие раскопки в развалинах
древней Ассирии внесли больше света в это темное слово. Из летописей
трех ассирийских царей Тиглат Фаласара I, Салманасара III и Санхерива
видно, что именем А. обозначалась целая страна в южн. Мессопотамии,
населенная особым культурным народом, говорившим на особом аккадском
языке. Это именно та страна, где лежал город Вавилон. См. об аккадском
народе и языке: Вармундта, "Babyionierthum etc. ";Гоммеля, "Assyrische
Alterthumer"; Фр. Ленорман, "Manuel d'histoire de l'orient etc.".
Акклиматизация. Распределение живых существ на поверхности земли
зависит, кроме других причин, главным образом от климата. Каждой
климатической полосе соответствуют особые типы людей и формы животного и
растительного царства, Определением и ограничением животных и
растительных климатических групп, которые можно рассматривать как одно
целое, занимается география растительного и животного царства; но
границы этих полос не обозначены резко и они не одни и те же для всех
животных и растений, принадлежащих известной местности. У каждого вида
(species) - свой отдельный закон распространения. Между тем, как одни из
них встречаются только в очень узких границах и никогда не переходят их,
- другие распространяются на очень значительные пространства. С самых
древних времен человек чувствовал потребность завоевывать для себя новые
места жительства в других климатах и поселять там животных и растения,
которые могли ему быть в чем-нибудь полезными, и которые первоначально
этому климату не принадлежали. Это приспособление к другому климату и
называют акклиматизациею, которая может иметь место только после
известной борьбы, и при которой обнаруживается различие между отдельными
расами и видами касательно легкости, с какою происходит приноровление к
новому климату. Чем обширнее первоначальный круг распространения данного
вида, тем легче эта борьба, тем незначительнее вызываемые ею
акклиматизационные болезни, от которых всегда гибнет известный процент
пришельцев. Чем менее резки переходы при переселении, тем незаметнее
проходить акклиматизационный период. Далее не подлежит сомнению, что
измененные условий жизни производят некоторые изменения в самых
акклиматизованных видах. Так замечено, что переселившиеся в северную
Америку европейцы в следующих поколениях приобретают жесткие волосы,
тонкую, длинную шею, худощавое телосложение и делаются настоящими янки;
что домашние животные претерпевают изменения, особенно относительно
постановки ушей, качества и цвета волос - это особенно заметно на шерсти
овец; что голос изменяется, как это показывает лай собак, пение птиц и
т.п. Часто переселение оказывает также влияние и на размеры тела, как и
вообще замечено, что виды на границе их круга распространения меньше и
мельче, чем в его центре.
В противоположность к принятому прежде предположению, что человек
обладает наибольшею способностью к акклиматизации, новейшие
статистические исследования (в особенности Будена) доказали, что и
отдельные человеческие расы тоже ограничены известным климатом, и что
они в других гибнут неизбежно по прошествии известного ряда поколений.
Так, принадлежащие к белой расе европейцы не переносят, как земледельцы
или скотоводы, даже североафриканского климата. Можно принять за
правило, что человек переносить легче акклиматизацию из более теплого
климата в более холодный, чем наоборот, но что и эта акклиматизация
имеет известные границы, - напр. негры вымирают на севере так же
неизбежно, как европейцы на юге. Только евреи составляют особенное
племя, которое везде акклиматизуется. Напротив, люди, происходящие от
помеси пришельцев с местным населением, по крайней мере в некоторых
странах (Мексика, Бразилия) сохраняются весьма хорошо; конечно, это
обусловливается существованием в данной стране готовой, прирожденной
человеческой расы.
Не подлежит сомнению, что для домашних животных имеет силу тот же
закон более легкого приспособления к более холодному климату, что и для
отдельных человеческих рас. Однако же животные, переселенные из более
теплого в более холодный климат, могут, правда, там существовать, но
сохраняются только при помощи человека. Только местности, климат которых
сходен с первоначальным, способствуют сохранению переселенных туда
домашних животных без помощи человека, как это напр. имеет место в
южноамериканских пампасах с лошадями и рогатым скотом. Как в наружности,
так и в обычаях акклиматизованных животных А. ведет за собою перемены,
которые часто происходят только постепенно. Нубийский гусь на своей
родине высиживает яйца около нового года; будучи же переселен в Европу,
он в первом году выбирает тоже время, но затем, применяясь ко времени
года, все опаздывает, пока наконец не начнет высиживать их, как наши
гуси, в апреле. Точно также австралийский черный лебедь проходит
постепенно все шесть месяцев, чтобы перенести время, когда он кладет
яйца, из весны антиподов в весну нашей половины земного шара. Вместе с
человеком и домашними животными переселяется и акклиматизуется множество
животных, существующих главным образом на счет человеческого
обзаведения, как то: мыши, крысы и всевозможные паразиты. Но вообще
завоевания, сделанные человеком над животным царством, оказываются
сравнительно еще весьма незначительными, так как во всей Европе
существует не более пятидесяти видов домашних животных, из которых
только четыре (в том числе индейский петух) происходят из других частей
света, между тем, как все остальные принадлежат к полосе, лежащей вокруг
Средиземного моря и к среднеазиатским плоскогорьям.
Относительно полудиких и диких зверей, которых переселяют с тем,
чтобы они сохранились собственными усилиями, без непосредственной помощи
человека, следует руководиться теми же законами; вообще акклиматизации
этого рода бывали удачны только из Европы в другие части света, но не в
обратном направлении, напр. воробьев в северную Америку, лососей в
Австралию. Но и о них можно сказать, как о домашних животных, что в
большинстве случаев Европа имеет то преимущество, что принадлежащие ей
виды побеждают в борьбе за существование внеевропейские на их
собственной почве; тоже следует сказать вообще и о диких растениях:
число растений, переселенных из Европы в Америку и Австралию и
распространившихся там, гораздо больше числа растении, перенесенных в
Европу из новых частей света.
Результаты растений гораздо значительнее результатов животных; стоит
только вспомнить о картофеле, табаке, коже и хлопчатой бумаге. Кроме
того, количество видов полезных растении значительно больше количества
видов полезных животных, которых большинство враждебно и вредно
человеческому хозяйству.
В новейшее время основаны во многих странах общества для а., которые
стараются разъяснить дело научно и подвинуть его вперед посредством
практических опытов, в особенности посредством так называемых
акклиматизационных садов. Однако, не смотря на систематические попытки,
не следует слишком рассчитывать на введение новых видов полезных
животных, частью потому, что число животных, которыми в других странах
пользуются как домашними, также весьма ограничено, частью потому, что
наши домашние животные имеют перед большинством иностранных видов те же
преимущества, которые имеют наши культурные растения перед такими же
растениями тех стран. Кроме того, в эти стремления закрались некоторые
преувеличения. Если напр. нам предлагают ввести в Европу страуса,
казуара, верблюда и ламу и заботиться об их сохранении и разведении, то
можно спросить, какая же положительная польза должна возникнуть в конце
концов из удавшегося введения этих животных? Однако можно надеяться, что
распространенные уже в настоящее время по всей Европе и даже по северной
Америке акклиматизационные общества своими многократными и во всех
местностях производимыми опытами со временем достигнут утешительных
результатов и добудут для ощущающей потребности в пропитании Европы,
некоторые новые виды полезных растении и животных. Но во всяком случае
А. будет только медленно вырабатываемым продуктом времени. Немаловажную
пользу принесут в по большей части отрицательные результаты этих опытов,
так как они выяснят до сих пор весьма мало исследованные законы
распространения и а. животных и растений, и доставят таким образом
возможность избежать впоследствии дорогих опытов и отыскать настоящую
дорогу для действительно полезных нововведений.
Аккомодация. Так называется вообще приспособление, приурочение себя к
таким мнениям и желаниям других, с которыми сами не находим возможности
быть согласными. В богословском смысле, под словом этим понимают в
особенности приспособление Божественного откровения к человеческой
слабости. Так как в священном писании, в особенности ветхом завете,
находили много такого, в чем можно было видеть лишь нравственное
представление истины, причем принимали божественное откровение за
непосредственное божественно-сверхъестественное наставление, то и
считали возможным согласовать это с предположением, что в качестве
мудрого воспитателя, Библия приурочила свое учение к нравственной
восприимчивости людей, которые поэтому лишь шаг за шагом приводятся от
чувственных представлений к нравственным и приноравливаются не только к
форме уделенного им учения, но и смотря по существующей в данное время
силе человеческой восприимчивости, к содержанию его.
Аккомпанемент (accompagnamento) accompagnement) - музыкальный термин,
обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее
гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий
инструментами.
Аккомпанемент бывает гармонический, состоящий из аккордов, и
контрапунктический, в котором несколько парий сохраняют полную
самостоятельность, наравне с сопровождаемой мелодией.
В современном музыкальном искусстве принято выписывать весь
аккомпанемент. В прежние же времена, в музыкальных сочинениях задача
сопровождения представляла большее затруднение для аккомпаниатора. Так
как большая часть сопровождающих голосов не выписывалась, а обозначалась
приблизительно только цифрами под басом, то аккомпаниатору
представлялась большая свобода в воспроизведении намеченного
композитором сопровождения.
Подобного рода сопровождение давало большую свободу изобретательности
аккомпаниатора, и имело существенное значение в музыке XVII и XVIlI
столетий, как аккомпанемент для клавесина и органа.
Бас с цифрами, обозначавший аккомпанемент, назывался цифрованным
басом или генерал-басом. По своей обработке, в особенности, замечателен
аккомпанемент Генделя. Вышеупомянутый генерал-бас первоначально
обозначал также учение о гармонии, находившейся в тесной связи с
аккомпанементом.
Самые лучшие учебники генерал-баса, в смысле искусства
аккомпанемента, составлены Гаспарини, Маттесоном, Гейнихеном и Ф.Е.
Бахом.
В настоящее время, при самостоятельном развитой науки о гармонии,
генерал-бас потерял свое прежнее значение; им пользуются только для
музыкальной скорописи. Генерал-бас играет роль музыкальной, стенографии.
Для инструментальной или вокальной мелодий аккомпанементы пишутся:
органные, фортепианные, квартетные, оркестровые; для вокальной мелодии
бывают и хоровые аккомпанементы.
Аккорд (музыкальный; итал. accordo) или гармония есть соединение
нескольких различных звуков, не менее трех.
Гармоническое соединение основывается на естественных акустических
законах, которые прежде всего были открыты слухом, а впоследствии
установлены наблюдениями над колебаниями струн и воздушного столба в
духовых инструментах.
Это акустическое, гармоническое чередование звуков (октава, чистая
квинта, чистая кварта, большая терция, малая терция) называется
натуральною гаммою.
Аккорды (мажорные консонирующие трезвучия и доминантаккорд), данные
натуральной гаммой, легли в основание науки об аккордах или гармонии.
Аккорды состоять из 3, 4, 5, 6 и 7 различных тонов, отстоящих друг от
друга на терции. Интервал, состоящий из двух звуков, не составляет
аккорда, а только намекает на него. Подобного рода намеки на гармонию
встречаются в двухголосном сочетании. Аккорды разделяются на
консонирующие и диссонирующие, коренные (данные натуральной гаммой) и
производные аккорды (добытые искусственным путем). Все аккорды
составляются из терций (больших и малых)и образуют трех, четырех и
пятизвучия. В начале развития гармонии, многие прекрасные сочинения,
преимущественно духовные, состояли из одних трезвучий.
Во всяком трезвучии две верхние ноты отстоят от нижней, или так
называемого основного тона, на терцию и квинту.
Аккорд с большой терцией () называется мажорным, а с малой ()
минорным.
С малой терцией () и уменьшенной квинтой - уменьшенным; с большой
терцией () и увеличенной квинтой - увеличенным или чрезмерным.
Через прибавление терции к мажорному доминантовому трезвучию,
построенному на пятой ступени (домананте) мажорной и минорной гамме
(напр., в гамме до на соль - соль, си, ре, фа), образуется
четырехголосный септаккорд, называемый доминантсептаккордом.
Это название дается по малой септиме, образующейся между крайними
нотами аккорда.
Доминантаккорд заключает в себе большую терцию, чистую квинту и малую
септиму.
Септаккорды, образовавшиеся через прибавление терции к другим
трезвучиям сверху, называются просто септаккордами или септаккордами в
пределах лада.
Эти аккорды строятся на всех ступенях мажорной и минорной гамм, и
заключают в себе большую септиму (), малую ( ) и уменьшенную ( - в
минорной гамме).
Как доминантсептаккорд, так и все септаккорды требуют разрешения, т.
е. плавного перехода одного аккорда в другой, сродный ему аккорд,
отстоящий на квинту вниз от данного, "напр., соль, си, ре, фа в до, ми,
соль; до, ми, соль, си в фа, ля, до, и т. д.
Интересный отдел в науке о гармонии составляют уменьшенные
септаккорды, из которых каждый, вследствие энгармонического изменения,
может иметь четыре разрешения, напр., си, ре, фа, ля-бемоль разрешается
в до, ми-бемоль, соль; до бемоль, ре, фа, ля бемоль разрешается в ми
бемоль, соль бемоль, си бемоль; си, ре, ми диэз, содь диэз в фадиэз, ля,
до диэз; си, ре, фа, соль диэз в ля, до, ми.
Не менее интересен отдел о септаккордах вообще, в которых повышаются
и понижаются разные ступени, вследствие чего эти аккорды получают другое
разрешение, напр., септаккорд ре, фа, ля, до, с повышенными ре и фа,
разрешается не в соль, си, ре, а в до, ми, соль. Через присоединение 4-й
терции сверху из четырехзвучия образуется пятизвучиe; оно, по интервалу
ноты, на которой отстоят крайние ноты, называется нонаккордом. Через
прибавление пятой терции получается шестиголосный ундецимаккорд; шестой
терции - семиголосный терпдецимаккорд.
За исключением нонаккорда, все эти аккорды, вследствие сильно
диссонирующего характера, никогда не применяются полностью.
Каждый из вышеприведенных аккордов (трезвучия, септаккорды,
нонаккорд) может быть обращен через перенесение нижнего тона на октаву
вверх.
Трезвучие в первом обращении называется секстаккордом, имея с
основании терции (до, ми, соль - первое обращение, ми, соль, до);
квартсекстаккордом, имея в основании квинту (соль, до, ми); септаккорд в
первом обращении называется квинтсекстаккордом с терцией в основании
(соль, си, ре, фа в первом обращении си, ре, фа, соль); во втором
обращении терцквартаккордом с квинтою в основании (ре, фа, соль, си); в
третьем обращении секундаккордом с септимою в основании (фа, соль, си,
ре).
Консонирующим трезвучием называется такой аккорд, с котором верхние
тоны отстоят от баса на консонирующие интервалы.
Если в аккорде одна из верхних нот отстоит баса на диссонанс, то
такой аккорд называется диссонирующим, и требует разрешения, как напр.
доминантаккорд, уменьшенное трезвучие, все септаккорды и нонаккорды.
Первую систему обращения аккордов составил Рамо в 1722 г. Во всех
учебниках гармонии, генерал-баса и композиции, которые появились со
времени Рамо, изложено учение об обращениях аккордов, для обозначения
которых применяются цифры под басом, называемым цифрованным басом или
генерал-басом.
Аккордеон или гармоника - музыкальный инструмент, изобретенный в 1829
г. Дамианом в Вене; произошел из губной гармоники, известной нам как
детская игрушка, и состоящий из ряда тонких, стальных язычков,
устроенных таким образом, что они при вдувании издают один звук, а при
втягивании воздуха другой, и образуют два аккорда, построенные на тонике
и доминанте; при вдувании получается аккорд тоники, при выдувании -
аккорд доминанты. Аккордеон тот же инструмент, в большем против
гармоники масштабе, для которого дыхание уже недостаточно, чтобы вызвать
в нем звуки. Он устраивается в виде четырехугольного ящика, боковые
стенки которого состоят из сложенной в складки кожи, и образуют мехи,
которые надуваются посредством поднимания и опускания дна играющим на
аккордеоне. На верхней доске находятся клавиши. Каждая клавиша дает два
звука: один при вытягивании, другой при сжимании инструмента. На дне
инструмента один или два клапана, служащие для произведения аккордов
доминанты и тоники. Бывают простые и двойные аккордеоны: простые имеют
один, двойные - два ряда клавишей. Для изучения игры на аккордеоне
существуют следующие сочинения на немецком языке: "A. Unterricht
dasselbe spielen zu lernen" (Лейпц., 1834), и Циммермана, "Tabelle fur
A., mit 58 Tonen". В большом количестве аккордеоны изготовляются в
Клингентале, в Саксонии.
Аккредитовать - обозначает прежде всего поручение, данное другому
кредитовать третьему лицу, т.е. заключить с последним кредитную сделку,
затем поручение заплатить третьему лицу; в первом случае третье лицо
становится ссудополучателем, должником уполномоченного, в последнем же
таковым не делается. Обыкновенно выражение это понимается в последнем
смысле. Поручение заплатить выражается обыкновенно в письменном акте,
называемом аккредитивом или кредитным письмом, которое вручается
поручающим тому, кто должен получить платеж. Кредитив большей частью
бывает лимитирован, ограничен, т.е. в нем обозначается сумма, являющаяся
максимумом того, что поверенный уполномочен уплатить; он может быть дан
и на несколько фирм, таким образом, что все вместе не обязаны платить
сверх определенной в нем суммы, предъявитель же кредитного. письма
может, смотря по надобности, получать от каждой отдельной фирмы или на
сто или всю сумму. Юридически кредитное письмо входит под определение
перевода. Наконец, аккредитовать значит ввести кого-либо перед другим и
принять на себя поручительство в его действиях, входящих в круг его
полномочия. Так, государство или его правитель аккредитуют посредством
акта, называемого аккредитивом, кредитивом или верительной грамотой,
посланника, уполномоченного министра или поверенного в делах, на
обязанности которых лежит лично вручить в первую торжественную аудиенцию
свои аккредитивы представителю верховной власти иностранной державы.
Аккумуляторы. Так называются в машиностроительном деле приборы для
накопления механической энергии. Изобретены они Армстронгом и основаны
на постепенном поднятии на высоту большого груза или на сильном сжатии
воздуха. Применяются они в тех случаях, где требуется периодически,
после долгих промежутков бездействия, такая кратковременная, но