<< Пред.           стр. 142 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 также некоторыми другими металлами или металлоидами (свинцом, марганцем,
 фосфором, кремнием и др., в небольших количествах). Присутствие
 посторонних металлов в настоящей бронзе (сплавах меди с оловом) носит
 иногда случайный характер и обусловливается неполной чистотой исходного
 материала (некоторые образчики античной бронзы), но обыкновенно прибавка
 известного количества тех или других веществ производится заведомо, с
 определенными целями, и тогда такая бронза получает особые названия
 (марганцовая бронза, фосфорная бронза и т.д.). От прибавки олова медь
 становится более легкоплавкой, твердой, упругой, а следовательно
 звучной, способной к полировке, но менее тягучей, а потому бронза,
 главным образом, идет на отливку различных предметов. Качества бронзы
 зависят от состава, способов приготовления и последующей обработки. Если
 сплавы меди с оловом, содержащие от 7% до 15% этого последнего и
 наиболее употребительные в практике, подвергнуть медленному охлаждению,
 то происходит разделение сплава и часть более богатая медью застывает
 ранее; такое явление, называемое ликвацией бронзы, служит большой
 помехой при отливке больших бронзовых предметов; его до известной
 степени можно устранить прибавкой некоторых веществ (напр., фосфористой
 меди, цинка) или быстро охлаждая отлитые предметы (обратно, примесь
 свинца обусловливает более легкое разделение сплава, так что следует
 избегать прибавки этого последнего свыше 3%). При закалке бронзы
 происходит явление совершенно обратное тому, которое наблюдается для
 стали: бронза становится мягкой и до известной степени ковкой.
  Цвет бронзы, с увеличением процентного содержания олова, переходит из
 красного (90% - 99% меди) в желтый (85% меди), белый (50%) и
 стально-серый (до 35% меди). Что касается тягучести, то при 1% - 2%
 олова сплавы ковки на холоду, но менее нежели чистая медь; при 5% олова
 бронзу можно ковать только при температуре красного каления, а при
 содержании свыше 15% олова ковкость совершенно пропадает; сплавы с очень
 большим процентом олова опять становятся несколько мягкими и вязкими.
 Сопротивление разрыву зависит частью от состава, частью от агрегатного
 состояния, обусловливаемого способом охлаждения; при полной однородности
 и одинаковом составе, бронза с мелко кристаллическим строением обладает
 большею способностью сопротивления. Удельный вес бронзы обыкновенно
 больше, чем среднее из удельного веса составных частей, и меняется от
 проковки и более или менее быстрого охлаждения. По исследованиям Риша
 (Riche), сплав, отвечающий формуле SnСu3, имеет наибольший уд. вес 8,91
 (следовательно, при его образовании происходит наибольшее сжатие);
 строение его кристаллическое, цвет синеватый; при медленном охлаждении
 он остается совершенно однородным; по всей видимости, здесь имеется
 определенное химическое соединение. Подобными же свойствами обладает
 сплав SnCu4. Под влиянием влажности и углекислоты воздуха и тому
 подобных причин, на бронзе, с течением времени, появляется иногда
 превосходный голубовато-зеленый налет, или слой основных медных солей,
 столь ценимый в бронзовых предметах знатоками и носящий название Aerugo
 nobilis, Patina, Verde antico. Patina предохраняет бронзу от дальнейшего
 изменения; имеет ли влияние на быстроту появления ее состав бронзы -
 вопрос спорный; известно, что образование patina можно ускорить
 искусственным образом, но только в ущерб красоте. Не так давно был
 поднят вопрос по поводу того, что бронзовые статуи в больших городах
 (Лондоне, Берлине) или прямо чернеют, или же образовавшаяся на них
 зеленая patina постепенно приобретает более темный, почти черный цвет.
 Комиссия, собранная по этому поводу в Берлине, решила, что такое явление
 зависит от дымной и пыльной атмосферы больших городов, где здания
 отапливаются по преимуществу каменным углем, содержащим сернистые
 соединения. Для сохранения статуй рекомендуют чистить их раствором
 спермацета в бензине.
  Античная бронза была известна людям гораздо раньше латуни; в очень
 отдаленные времена ею, как известно, пользовались для выделки оружия,
 монет, различных украшений и т.п. (бронзовый век). Бронзу получали тогда
 выплавкой медных и оловянных руд, а потому в античной бронзе нередко
 содержатся, в виде примеси, железо, кобальт, никель, свинец, цинк,
 серебро и др. Наиболее старинная бронза, золотистого цвета, содержит
 приблизительно 88% меди и 12% олова (F. Wibel, "Die Cultur der
 Bronzezeit Nord- und Mittel-europas", Киль, 1865).
  Пушечный или артиллерийский металл состоит (в круглых цифрах) из 90 -
 91 ч. меди и 9 - 10 ч. олова (содержит также иногда небольшие количества
 цинка и свинца). Сплавы с таким составом весьма склонны к ликвации. Уд.
 вес артиллерийского металла, содержащего 10% олова, равен 8,87. Бронза
 для орудий должна отличаться твердостью, вязкостью, упругостью, обладать
 большим сопротивлением разрыву и возможной индифферентностью по
 отношению к химическим агентам; этим требованиям удовлетворяют сплавы
 указанного состава, но только до известной степени. Так называемая
 стальная бронза Ухациуса (Stahlbronze) содержит 8% олова. Для увеличения
 сопротивления разрыву такую бронзу подвергают сильному давлению, загоняя
 при помощи гидравлического пресса в высверленное жерло пушки стальной
 конус большего диаметра.
  Колокольный металл отличается от предыдущего большим содержанием
 олова; средний состав его: 78% меди и 22% олова; уд. вес 8,368.
 Содержание серебра в некоторых колоколах составляет случайную или
 излишнюю примесь: ошибочно думают, что серебро увеличивает звучность
 колоколов. Сплав меди с оловом указанного состава обладает всеми теми
 свойствами, которые можно требовать от хорошего колокола, т.е.
 звучностью, достаточной твердостью и прочностью (противодействием
 разрыву). В изломе он мелкозернист, желтовато-серого цвета) легкоплавок,
 хрупок. Известный тон колокола зависит от его формы, отливки и состава.
 Сплавы, идущие на изготовление музыкальных ударных инструментов и для
 китайских там-там или гонг-гонг, имеют состав подобный колокольному
 металлу. Особенная звучность китайских инструментов достигается быстрым
 охлаждением сплава (закалкой) и продолжительной проковкой.
  Новая статуйная бронза. Употребление для литейных работ бронзы,
 состоящей только из меди и олова, кроме сравнительной дороговизны,
 представляет не мало и других неудобств: такая бронза довольно
 трудноплавка, не так хорошо отливается в форму, при затвердевании легко
 подвергается ликвации, что невыгодно отражается на наружном виде отлитых
 предметов и на образовании равномерного слоя медных солей (patina);
 притом она трудно поддается обработке резцом. Эти неудобства могут быть
 устранены известным изменением состава бронзы, а потому в настоящее
 время при отливке статуй часть олова в бронзе заменяют цинком. Сплавы с
 10% - 18% цинка и 2% - 4% олова отличаются красивым красновато-желтым
 цветом, хорошо выполняют малейшие углубления формы, достаточно вязки для
 обработки и приобретают от действия атмосферных влияний красивый зеленый
 налет (patina). Большее содержание олова делает бронзу слишком хрупкой,
 а от излишней прибавки цинка она теряет свой цвет и покрывается
 некрасивым темным налетом металлических соединений. От примеси свинца
 бронза становится более способной к обработке, но уже при количествах
 свыше 3% сплавы весьма легко подвергаются ликвации. По Д'Арсе, наиболее
 пригодна для отливки статуй бронза, состоящая из 82% меди, 18% цинка, 3%
 олова и 1,5% свинца. Нормальная бронза Эльстера содержит 862/3 % меди,
 62/3 % олова, 31/3 % свинца и 31/3 % цинка.
  Фосфорная бронза, предложенная Кюнцелем в 1871 г., состоит из 90%
 меди, 9% олова и 0,5% - 0,5% фосфора; употребляется для отливки пушек,
 колоколов, статуй, подшипников, различных частей машин и т.п. Прибавка
 фосфора (в виде фосфорной меди или олова) увеличивает упругость бронзы,
 сопротивление разрыву и твердость; расплавленный металл легко отливается
 и хорошо выполняет углубления формы. Изменяя весовые отношения составных
 частей, можно придать сплавам желаемые свойства: сделать их мягкими как
 медь или вязкими как железо, и твердыми как сталь; от ударов и толчков
 строение фосфористой бронзы не меняется; при содержании фосфора свыше
 0,5% цвет ее золотистый.
  Алюминиевая бронза - сплавы меди с алюминием, содержащие от 5% до 10%
 этого последнего и 90% - 95% меди. Цвет бронзы, при содержании 5%
 алюминия, весьма похож на золото; кроме красоты, она отличается многими
 другими превосходными качествами (между прочим сплавы с 8% - 5% алюминия
 весьма тягучи). В торговле имеется алюминиевая бронза пяти сортов, с
 различной степенью тягучести и противодействия разрыву; она хорошо
 сопротивляется окислению и действию морской воды, гораздо лучше, чем
 другие сплавы. Примесь кремния меняет цвет и свойства алюминиевой
 бронзы. Как материал для изготовления различных частей машин, она
 вытесняет на бумажных фабриках и пороховых заводах фосфорную бронзу
 ("Jahresber. ub. d. Leist. d. chem. Technol.", 1890, 359).
  Кремневая бронза обладает таким же сопротивлением разрыву, как
 фосфористая бронза и отличается большой электропроводностью,
 употребляется для телефонных проволок. Вейлеровская кремневая бронза
 (для телефонных проволок) содержит, по анализу Гампе, 97,12% меди, 1,62%
 цинка, 1,14% олова и 0,05 кремния.
  Марганцовая бронза получается сплавлением марганцовистого чугуна
 (ферромангана) с медью, затем с медью и цинком или же с медью, цинком и
 оловом. Вronce Сompany в Англии изготовляет пять сортов ее, которые
 отличаются друг от друга по своим свойствам (твердости, вязкости,
 сопротивлению разрыву) и применяются для различных целей (Heinzerling,
 "Abriss d. Chem. Technologie", 1888).
  Кроме этих сортов бронзы, существуют еще многие другие сплавы,
 имеющие различные применения; такова, напр., бронза для зеркал, медалей,
 монет, подшипников и различных частей машин и т.д.
  Подробная статья о бронзе, с указанием литературы предмета, имеется в
 руководстве: Keri и Stohmann (Maspratt), "Handbuch d. technisch. Chemie"
 (3 изд., см. отд. Kupfer, 4-е изд. еще не доведено до конца).
  В. Р-о.
  Бронте (Шарлотта Bronte) - английская писательница, более известная
 под своим псевдонимом Коррер-Бэль (Currer-Bell), родилась 21 апреля 1816
 года в семье сельского священника в Йоркшире. Шарлотте Б. едва минуло
 пять лет, когда умерла ее мать, оставив бедному священнику семью из 5
 дочерей и сына. Слабый здоровьем и любивший уединение, Патрик Б. мало
 обращал внимания на воспитание детей, которые редко и видали его.
 Заключенные в изолированно стоявшем у кладбища мрачном церковном доме,
 дети были предоставлены самим себе и заботам 8-летней старшей сестры
 Марии, на которую пала обязанность вести скудное хозяйство. Болезненные
 дети не знали ни веселого детского общества, ни свойственных их возрасту
 игр и занятий: душевные и умственные их силы развивались и крепли с
 ненормально ускоренной быстротой в особом замкнутом мире, сотканном из
 образов и их грез не по-детски настроенной фантазии. Суровая, лишенная
 разнообразия и теплых красок окружавшая их болотистая местность,
 невеселая картина кладбища, неприветливость и грубость немногих
 обывателей, с которыми детям приходилось сталкиваться - такова была
 безотрадная действительность, побуждавшая детей еще глубже уйти в свой
 внутренний идеальный мир, в котором ничего не было похоже на окружающее.
 С самого раннего детства одно из любимых занятий Шарлотты было
 выдумывать фантастические сказки и облекать свои мысли и чувства в
 сказочную форму. В этих занятиях принимала участие и остальная семья,
 вплетая причудливые узоры в канву рассказа, задуманного Шарлоттой.
 Событие, оставившее глубокий след в замкнутой жизни этой странной семьи
 - было вступление старших сестер, Марии и Елисаветы в школу в
 Ковэн-Брилже (1824), недалеко от их селения Гаворт. Неприветливая школа,
 не давшая никакой пищи для их умственного развития и подорвавшая их без
 того слабое здоровье - была яркими красками описана Шарлоттой в романе
 "Jane Eyre". Не долго, впрочем, оставались сестры в школе. Через год
 старшая, Мария, больная возвратилась домой и умерла, а чрез несколько
 месяцев за ней последовала в могилу и вторая сестра, Елисавета.
 Оставшись старшей в доме, 9-летняя Шарлотта вынуждена была взять на себя
 обязанности хозяйки и продолжать дома свое образование, в тиши и
 уединении отдаваясь своей склонности к писательству. В 1835. г. Шарлотта
 поступила на место гувернантки, но слабое здоровье и непривлекательность
 жизни в чужом доме вынудили ее отказаться от этих занятий. Шарлотта
 задумала вместе с младшими сестрами открыть школу, и, чтобы
 подготовиться к этому делу, она с сестрой Эмилией решилась пополнить
 свои знания по французскому языку и литературе на континенте. При
 материальной поддержке старой тетки, они провели два года в Брюсселе
 (1842 - 44), и перед нервной, впечатлительной Шарлоттой открылся новый
 мир, обогативший и расширивший ее кругозор запасом наблюдений другой
 природы, незнакомых типов и характеров людей, чуждой ей частной и
 общественной жизни. Возвратившись на родину, сестры наконец решились
 выступить с первыми плодами своей литературной деятельности. Весной 1846
 появился небольшой томик их стихотворений под псевдонимом Koppep
 (Шарлотта), Эллис (Эмилия) и Актон (Анна) Белль, оставшийся незамеченным
 публикой. Неудача эта не обескуражила сестер-писательниц и они с тем же
 увлечением взялись за писание рассказов в прозе: Шарлотта написала
 повесть "The professor", Эмилия - "Wuthering Heights", а Анна - "Agnes
 Grey". Последние две повести нашли себе издателя, a "The professor" был
 отвергнут всеми. Несмотря на это, Шарлотта с свойственным ей пылом и
 страстью продолжала свою литературную деятельность. В октябре 1849 года
 появился ее новый роман "Jane Eyre" сразу завоевавший себе решительный
 успех и переведенный на многие европейские языки, в том числе и на
 русский (Спб., 1857). Немного книг с неизвестным именем автора на
 заголовке было встречено с таким общим и бесспорным одобрением. Полное
 пренебрежение ко всякой условности, яркость и сила в обрисовке
 характеров, неприкрашенный, жизненной правдой дышащий реализм - все это
 увлекательно действовало на читателя и предвещало появление крупного,
 оригинального таланта на литературном горизонте. Картина суровой
 северной природы с ее грубоватыми, но мужественными типами обывателей,
 казалось, открывал новый неизвестный литературе мир и вызывал общий
 интерес к автору, скрывавшемуся под псевдонимом. Но секрет строго
 сохранялся скромной писательницей. "Shirley", второй роман Ш. Б.,
 вызвавший к себе особый интерес мастерски нарисованной картиной жизни
 рабочих в провинции, - был написан при крайне грустных обстоятельствах
 жизни писательницы; в сент. 1848 г. умер ее брат Патрик Б.,
 многообещавший талантливый юноша, после нескольких лет рассеянной жизни,
 сведшей его в могилу. В декабре 1848 г. умерла Эмилия и в мае 1849 -
 Анна. Когда после появления второго ее романа (1849) псевдоним Ш. Б. был
 раскрыт, перед Шарлоттой открылись двери лучших литературных кружков
 Лондона, но для болезненной и привыкшей к уединению девушки было
 тягостно общественное внимание, и она большую часть времени проводила в
 старом церковном доме в Гаворте. В 1853 появился ее последний роман
 "Villette", который по живому и правдивому описанию жизни в пансионе не
 уступает первым, но слаб в отношении стройности самой фабулы.
  В 1854 г., несмотря на приступы недуга, сведшего в могилу ее сестер,
 Шарлота вышла замуж за священника в приходе своего отца Никольса Белля,
 но уже 31 марта 1855 она умерла. После ее смерти был издан ее первый
 литературный опыт, повесть "The Professor". Шарлотта Б. считается одной
 из талантливейших представительниц школы Теккерея, ее любимого писателя.
 Обладая крайне нервным и впечатлительным темпераментом, она в высокой
 степени владела тем, что Гёте называет секретом гения - способностью
 проникнуться индивидуальностью и субъективным настроением постороннего
 лица. При ограниченном кругозоре наблюдений, она с поразительной
 яркостью и правдой изображала все, что ей приходилось видеть и
 чувствовать. Если иногда чрезмерная яркость образов переходит в
 некоторую грубость красок, а излишний мелодраматизм в положениях и
 сантиментальное заключение ослабляют художественное впечатление, то
 полный жизненной правды реализм делает незаметными эти недостатки.
 Произведения ее сестер Эмилии и Анны хотя и отличаются богатой
 фантазией, но литературное их значение незначительно. Полное собрание
 сочин. Шарлотты и ее сестер издано в 1875 с биографиею Шарлотты.
 Gaskell, "Life of Charlotte В." (отд. в 2 т., изд. 1857); G. Lewes,
 "Life of Charlotte В." (1850). Cp. Bayne, "Two great Englishwomen M-rs
 Browning and MrsB." (1880).
  Бронхи (Bronchi) - ветви дыхательного горла (trachea), на которые оно
 разделяется у третьего (у женщин четвертого) грудного позвонка. Сохраняя
 строение дыхательного горла, бронхи заключают и хрящи, а именно правый
 Б. 6 - 8, левый 9 - 12. Каждый Б. делится на столько ветвей, сколько
 долей в соответствующем легком, т. е. правый на три, левый на две,
 которые затем делятся далее. Слизистая оболочка Б. представляет, как и в
 дыхательном горле, цилиндрический мерцательный эпителий. По мере
 разделения на ветви бронхи теряют хрящевые кольца и эпителий их
 становится ниже. Как у человека, так и у большинства млекопитающих
 дыхательное горло разделяется на две ветви. У некоторых, например у
 жвачных и у дельфина, Pontoporia Blaivillei, оно делится на три ветви.
 Разветвление бронхов в легких свойственно не всем позвоночным: у амфибий
 и низших пресмыкающихся бронхи идут только до легкого, лишь у
 крокодилов, черепах, птиц и млекопитающих бронхи ветвятся внутри легких.
  Н. К.
  Бронхит. - А) Острый бронхиальный катар, Bronchitis acuta. - Название
 "катар" явилось вследствие господствовавшего в средние века
 предположения, будто в черепе накопляется слизь, которая может стекать в
 бронхи. В начале текущего столетия слово катар бронхов заменили во
 Франции словом "bronchitis", бронхит, но прежнее название продолжает
 существовать и до сих пор. Причины Б. составляют: 1) климатические
 условия, быстрые переходы температуры, сухие холодные ветры и т.п.
 атмосферные влияния; 2) вдыхание пыльного и раздражающего воздуха, едких
 газов и т.п, 3) охлаждение отдельных частей тела, в особенности ног, при
 предрасположении к бронхиту; 4) разные инфекционные заболевания, каковы:
 оспа, тиф; корь, скарлатина. и т.д. не протекают обыкновенно без
 бронхита; 5) пороки сердца, эмфизема и т.д.
  Острый катар бронхов может поразить крупные, средние и мелкие бронхи
 и характеризуется набуханием слизистой оболочки, которая становится
 красной и сначала выделяет скудный секрет, но затем секрет увеличивается
 и становится вязкой, прозрачной, трудно отделяемой слизью. Если в этих
 случаях разрывается сосуд, то выделяемое окрашено кровью. Особенно
 опасным надо считать воспаление мелких бронхов (Bronchitis capillaris),
 вследствие того, что секрет, закупоривающий просвет мелких бронхов, не
 дает возможности пройти до альвеол вдыхаемому воздуху, отчего
 затрудняется газообмен в легких. Припадки острого бронхита следующие: у
 детей появляется лихорадочное состояние, озноб, обыкновенно исчезающие
 через несколько дней, В начале болезни замечается одышка, более или
 менее упорный кашель, причем количество мокроты крайне незначительно.
 При перкуссии не определяется ничего особенного, При выслушивании
 (аускультации) определяется более жесткое и грубое дыхание и сухие, то
 крупные, то мелкие хрипы. Острый бронхит протекает обыкновенно в 6 - 12
 дней без следа или переходит в хроническое состояние. Наилучшее
 предупреждающее средство против острого бронхита - это приучить себя к
 холоду (в комнате должно быть не выше 14° Ц., холодные обтирания всего
 тела и т.д.). При развившемся бронхите, против него лучше всего
 действует русская народная баня. Кроме того, если есть кашель, то его
 нужно успокоить наркотическими средствами, или горчичниками на грудь,
 икры и т.д. При сухом кашле, надо дышать над самоваром или посредством
 пульверизатора.
  В) Хронический бронхиальный катар. Bronchitis chronica. Хронический
 катар обыкновенно распространяется на бронхи обоих легких, причем
 слизистая оболочка представляет следы хронического воспаления, т.е.
 слизистая оболочка утолщена, набухла, и покрыта слизисто-гнойным
 секретом, соединительная ткань бронхов гипертрофированна (утолщена);

<< Пред.           стр. 142 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу