<< Пред.           стр. 159 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 государственного хозяйства приводить к одному знаменателю,к неизменным
 безжизненным нормам.
  По внутренней форме различают Б.: 1)валовой (брутто-бюджет), в
 котором приводятся отдельно полные цифры государственных доходов и
 полные цифры издержек по их взиманию; 2) чистый (нетто- бюджет), где
 поступления показаны за вычетом расходов взимания. С точки зрения
 финансовой науки предпочитается первая форма, т. е. брутто-бюджет, при
 котором всего яснее представлена степень производительности каждой
 отрасли государственного хозяйства и полнее развертывается общая его
 картина, что так важно для соображений министра финансов и для
 законодательной власти.
  Самый порядок составлена бюджета выражается, во всех цивилизованных
 государствах, в том, что все отдельные ведомства, выработав свои частные
 сметы, представляют их министерству финансов, где составляется уже
 общегосударственный бюджет, который, с приложением объясни тельных
 записок и других материалов, вносится заблаговременно, как всякий другой
 законопроект, на рассмотрение высшего законодательного учреждения:
 государственного совета в России и палат в конституционных государствах,
 при чем при поступлении в последние обыкновенно передается, для
 предварительного анализа, в специальные финансовые комиссии; затем - с
 заключениями этих комиссий бюджет представляется на рассмотрение палат
 и, по одобрении с их стороны, поступает на окончательное утверждение
 главы государства, а по утверждении обнародывается, как всякий другой
 закон, после чего всем отдельным ведомствам, на основании его,
 открываются подлежащие кредиты на предстоящий финансовый год.
  Бюджет на предстоящий финансовый период рассматривается обыкновенно в
 одно время с отчетом по исполнению государственной сметы за истекший
 финансовый год; в государствах с представительным правлением подобный
 законодательный контроль служит главным основанием так называемого
 абсолюториума, состоящего в том, что палаты признают действия министров
 правильными и снимают с них ответственность за истекший период.
  Бюджет в его настоящем виде выработался недавно; прежде, вместо
 бюджета, представлялись простые отчеты и счета, при том неполные, по
 главным рубрикам финансового хозяйства. С образованием ответственного
 правительства в некоторых государствах появились более систематические
 отчеты, но все это еще не имело характера бюджета. Самый близтй к нему
 по характеру, это - . известный отчет, составленный Неккером в 1781 г. и
 представленный королю Людовику XVI (compte rendu au roi); отчет этот
 принято считать за первый систематический бруттобюджет. Но только в
 нынешнем столетии выработался правовой порядок составления бюджета, как
 общего государственно - хозяйственного закона. Порядок обсуждения
 бюджета в настоящее время в главных государствах таков. В Англии, пред
 обсуждением в парламенте, бюджет рассматривается в двух парламентских
 комиссиях: расходы - в committee of supplies, доходы - в committee of
 ways and means; после того он вносится, с объяснениями министра
 финансов, на одобрение (Appropriation Act) палат; всякое перенесение из
 излишков одного счета на расходы по другой статье (Revirement)
 запрещается; такие статьи, как содержание королевы, пенсии, жалованье
 судьям и т. п., составляющие консолидированную часть бюджета, вовсе не
 обсуждаются. Более всего работы и изменений вызывает подоходный налог
 (in cometax).
  Во Франции бюджет обсуждается весь по главным статьям (с 1869 г. -
 481 глава); дополнительные кредиты и чрезвычайные рас ходы (credits
 supplementaires, complementaires et extraordinaires) утверждаются
 непосредственно палатами, а во время парламентских вакаций - декретами
 государственного совета по предварительном одобрении в совета министров,
 с тем, что по открытии палат им заявляется об этих кредитах с
 объяснением мотивов назначения. В Пруссии, в общих чертах, тот же
 порядок, введенный с 1849 г., а именно: сметы отдельных министерств
 (Ministerialetats), представление их министру финансов (Vorlage an den
 Finanzminister), составление госуд. сметы (Bildung des Voranschlags),
 представление в палату (Vorlage an die Abgeordneten), рассмотрение в
 комиссиях, одобрение палаты (Веschluss), санкция главы государства
 (landesherliche Sanction) и обнародование (Publication des Budgets als
 Staatsvirthschaftsgesetz). Во время парламентских вакаций сверхсметные
 кредиты разрешаются советом министров, палатам же, согласно закону 1872
 г., сообщается об этом в течение следующего года уже после отпуска
 кредитов.
  В Италии, Австрии в Соед. Штатах тот же порядок, с небольшими
 изменениями. В Австрии новая система введена с 1866 г., при чем
 составляются два самостоятельных бюджета для Австрии и для Венгрии.
  В России до 1862 г. не было систематического, планомерного бюджета;
 государственная смета представляла механическое соединение смет
 отдельных ведомств; при ней не было данных, достаточных для проверки, да
 и вообще не было единого законченного плана финансового хозяйства:
 многие доходы получались и многие расходы производились отдельными
 ведомствами самостоятельно, без ведома министерства финансов, так что
 нельзя было построить никакого общего вывода о направлении
 государственного хозяйства в ближайшем будущем. С 1862 г. стали
 составляться правильные бюджеты, главным образом благодаря упорядочению
 государственной отчетности при Татаринове (см. в т. I, ч. II, Свода
 Законов, прилож. к ст. 221 - "Правила о составлении, рассмотрении,
 утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет
 министерств и главных управлений"). В настоящую свою форму русский
 бюджет вылился с 1873 г.; в нем показываются валовые суммы доходов и
 расходов, при чем нельзя выделить издержки взимания и определить чистые
 поступления. Финансовая смета каждого министерства и главного управления
 составляется на основании "расписаний доходов и расходов", доставляемых
 подчиненными ведомствами по каждой губернии отдельно. Смета эта состоит
 из: а) перечня доходов и расходов, b) подробной сметы доходов и
 расходов, с) приложений и d) объяснительной записки. Против каждой
 статьи излагаются объяснения или данные, оправдывающие испрашиваемое
 назначение, как то: законы, Высочайшие повеления и штаты, на основании
 коих поступают доходы и назначаются расходы. Сверхсметные кредиты,
 испрашиваемые по предметам, уже занесенным в финансовые сметы, именуются
 дополнительными, а по расходам, в смете непредвиденным, -
 экстраординарными. Доходы и расходы земств, городов, сословий и
 благотворительных учреждений в смету не вносятся; но о тех специальных
 средствах, которые расходуются под контролем правительства, делаются
 особые приложения; если же средства эти идут на потребности, однородные
 с внесенными в министерские сметы, то их переносят в смету доходов под
 наименованием "пособий государственному казначейству". Составленные
 таким образом сметы рассматриваются сперва в советах министерств и
 главных управлений; затем препровождаются, в печатных экземплярах,
 министру финансов и в государственный контроль к назначенному для
 каждого ведомства сроку (между 1 августа и 15 октября). Министерство
 финансов проверяет эти сметы и составляет из них общую государственную
 роспись, которую к 1 ноября и представляет в государственный совет, с
 прибавлением, в случаях надобности, своих замечаний, а также соображений
 о сокращении некоторых расходных смет, об изыскании новых источников
 дохода, об усилении существующих, etc. С своей стороны, государственный
 контроль проверяет представленные ему сметы и к 1 октября представляет
 государственному совету особый отчет по исполнению финансовых смет за
 истекший период. Как этот отчет, так и роспись подвергаются
 предварительному обсуждению в департаменте государственной экономии,
 который вносит и смету, и свое по ней заключение в общее собрание
 государственного совета, откуда бюджет, не позже 15 декабря, поступает
 на Высочайшее утверждение и, наконец, публикуется (с 1862 г. ) во
 всеобщее сведение.
  Воплощенный в бюджете финансовый закон действует в течение
 определенного срока, при чем различают периоды: 1) бюджетный или
 финансовый, и 2) счетный. Под первым разумеется то время, на какое Б.
 утвержден, совпадающее обыкновенно с гражданским годом; в Англии же и
 Пруссии считают его с 1 апреля по 31 марта следующего года. Счетный
 период есть, так сказать, продолженный или отстроченный бюджетный; при
 невозможности выполнить все сметные назначения к концу бюджетного
 периода оказалось необходимым отстрочить действие бюджета на некоторое,
 льготное, время сверх финансового года. Таких льготных месяцев дается во
 Франции восемь, в Австрии три, в Бельгии десять, а в Пруссии даже
 двенадцать; в России для окончательных расчетов, после 31 декабря,
 оставляются еще четыре месяца, а для военного ведомства пять. По
 истечении льготных сроков кредиты закрываются и на открывающиеся затем в
 счет той же сметы расходы должны испрашиваться дополнительные
 ассигнования; в России суммы, оставшиеся свободными ко дню заключения
 сметы, возвращаются в распоряжение министерства финансов. По закрытии
 кредитов следует последняя стадия заключение бюджета и свод итогов по
 выполнению сметы; это служит для выяснения финансовых результатов
 бюджетного года, т. е. закончился ли он при равновесии доходов и
 расходов, или же с дефицитом, или, наконец, дал избыток доходов над
 расходами. Эти выводы являются, в свою очередь, показателем успешности
 хода всего государственного хозяйства.
 
  Сочинения, специально трактующие о бюджете, общие: М. Алексеенко,
 "Организация государственного хозяйства" (Харьков, 1870); В. П.
 Безобразов, "Государственные доходы. Теоретические и практические
 исследования" (Спб., 1868 - 72); R. Gneist, "Gesetz und Budget" (Берлин,
 1879); Czornig, "Budget, Staatsrechnung und Controle"; Hock,
 "Grundlinien der Kameralpraxis" (Тюбинген, 1819); Laband, "Budget"; M.
 d'Audiffret, "Examen des revenus publics", (Пар., 1839); Desmousseaux de
 Givre, "Etudes sur le budget"; "Correspondence relative to the budgets
 of various countries" (изд. Cobden'club, 1877); H. Вессель, "Нормальный
 государственный бюджет" (ст. в "Русском Вестнике" 1885 г., № 1); А.
 Головачев, "Десять лет реформ" (Спб., 1872, стр. 88 - 146); "О бюджете и
 единстве кассы" (ст. в "Морск. Сборн. " 1859, № 6 и 12).
 
  О русском бюджете: А. Заблоцкий-Десятовский, "Обозрение государств.
 доходов России" (Спб., 1868); "Отчеты по исполнению государственной
 росписи" (на нем. яз. - "Amtliche Jahresberichte uber das russische
 Budget und seine Durchfuhrung"); "Правила о поступлении государственных
 доходов и о производстве государственных расходов" (Спб., 1863).
 
  О бюджетах других государств: Англия. Noble, "Fiscal legislation 1842
 - 65" (Лондон, 1867); "Parliament papers. Finance accounts" (ежег. ).
 Германия. А. Заблоцкий-Десятовский, "Финансовое управление и финансы
 Пруссии" (2 ч., Спб., 1871). Франция. Неккер, "Об управлении
 государственных доходов Французского королевства" (перев. с франц. Спб.,
 1786); В. Гольцев, "Государственное хозяйство во Франции XVII века"
 (Москва, 1878); И. Задерштедт, "Бюджет Франции" (Казань, 1884); v. Hock,
 "Die Finanzverwaltung Frankreichs" (Штутгарт, 1857); M. d'Audiffret,
 "Systeme financier de la France" (Париж, 1870); Merlin, "Progression
 comparee des budgets de l'etat sous le second empire" Шариж, 1869);
 Horn, "Bilan de l'empire" (Париж, 1869); "Budget General de l'Exercice"
 (ежег. ); "Comptes generaux de l'Administration des Finances" (Пap.,
 1888, ежег. ); Lucay, "La Legislation du budget de 1789 a 1852" (ст. в
 "Journal des Economistes", 1862, livraisons de janvier et de mai).
 Австрия. A. Dessary, "Grundzuge der osterreichischen Finanzgesetzkunde"
 (Вена, 1856); Czornig, "Das osterr. Budget"; A. Wagner, "Ordnung des
 osterr. Staatshaushalts" (Вена, 1863); Beer, "Der Staatshaushalt
 Oesterreich-Ungarns seit 1868" (Прага, 1881). Бельгия. "Budgets des
 recettes et des depenses" (офф., ежег. ). Италия. Morpurgo, "La Finanza
 italiana dalla fondazione del Regno fino a questi giorni" (Рим, 1874);
 "Stati di Previsione dell'Entrata e della Spesa, e Conti generali
 Consuntivi, pubblicazioni annuali del Ministero delle Finanze" (ежег. );
 "Annuario del Ministero delle Finanze".
  А. С-н.
  Бюллетень - так называются периодически печатаемые извещения
 разнородного содержания, напр. Б. о состоянии здоровья
 высокопоставленных лиц, Б. о состоянии погоды по метеорологическим
 наблюдениям, Б. биржевые и т. п.
  Бюлов (Ганс-Гвидо фон), замечательный пианист, сын немецкого поэта
 Карла фон Б., род. 8 января 1830 г. в Дрездене; игре на фортепиано
 обучался у Фр. Вика, теоретическое же образование получил у Макса-Карла
 Эбервейна (с 1844 г. ). В Штутгарте, где он поступил в гимназию, в 1846
 г. Б. впервые выступил в качестве пианиста. В 1847 г. он переселился в
 Лейпциг для изучения права и вместе с тем брал уроки контрапункта у
 Гауптмана. В 1849 - 1850 гг. он продолжал свое юридическое образование в
 Берлине. Между тем в нем созрело решение посвятить себя музыке, к
 которой он чувствовал призвание. С этою целью Б. обратился в Цюрих к
 Рих. Вагнеру, которого он знал еще в Дрездене, и после кратковременной
 капельмейстерской деятельности в С.-Галлене и Цюрихе, в 1851 г.
 отправился в Веймар, к Листу, который руководил Б., как пианистом, в
 продолжение двух лет. На балленштедтском музыкальном фестивале Б.
 составил себе имя как пианист, и с тех пор его репутация еще более
 упрочилась, благодаря многократным концертным путешествиям.
  С 1854 г. Б. избрал своим местожительством Берлин, и в 1858 г. был
 назначен королевским прусским придворным пианистом. В конце 1864 г. Б.,
 следуя призыву Вагнера, переселился в Мюнхен, где он с 1867 г. состоял
 королевским придворным капельмейстером и директором реорганизованной
 королевской музыкальной школы. Семейные дела Б. принудили его в 1869
 отказаться от должностей, занимаемых им в Мюнхене. После этого он
 отправился в Италию, жил там (большею частью во Флоренции) много лет,
 давая концерты, но затем предпринял обширные по своим размерам
 артистические путешествия и посетил Англию, а также и СевероАмериканские
 Соединенные Штаты (в 1875). После своего пребывания, в 1878 - 79 гг., в
 Ганновере, в качестве капельмейстера, Б. отправился в 1880 в Мейнинген
 для занятия должности капельмейстера и главного заведующего музыкальными
 делами. Большую сенсацию вызвало его артистическое путешествие с
 Мейнингенской капеллой по Германии, в 1881 - 82 гг. Б. посещал также
 неоднократно и Петербург, где он имел выдающийся успех, как пианист и
 капельмейстер. Он дирижировал в концертах "Филармонического" и
 "Императорского Русского Музыкального" обществ. Кроме того, он совершил
 артистическое путешествие по России. В Петербурге Б. выказал себя
 пропагандистом Брамса и многих русских композиторов. Во время своего
 пребывания в Петербурге в 1885 г. Б, читал лекции по фортепианной
 литературе, в зале петербургской консерватории. Подобного рода лекции Б.
 читал и заграницей.
  Репутация Б., как пианиста, установилась, благодаря всесторонней,
 блестящей, преодолевающей все трудности виртуозности и его из ряда
 выдающейся феноменальной памяти, которая давала ему возможность
 исполнять наизусть самые обширные и сложные сочинения. Ему достаточно
 было просмотреть, не проигравши, любое сочинение, чтобы сыграть его
 безошибочно на память. Оркестровые сочинения и оперы Б. дирижировал без
 партитур. Как композитор, Б. проявил себя в нескольких оркестровых,
 фортепианных и вокальных сочинениях, в которых он явился последователем
 Вагнера и Листа. Наибольшее значение имеет его увертюра для большого
 оркестра, написанная к трагедии "Юлий Цезарь" Шекспира. Как деятельный
 пропагандист Вагнера, Б. неоднократно выступал в печати со статьями в
 пользу направления этого композитора. Сверх того, он издал, в целом ряде
 выпусков, избранные фортепианные сочинения классических авторов,
 редакция которых, однако, не была свободна от произвола. Б. принадлежат
 также аранжировки и транскрипции произведений Берлиоза, Вагнера и Листа.
 В качестве музыкального редактора, Б. принимал деятельное участие в
 издании Зигмунда Леберта "Instructive Ausgabe klassischer Klavierwerke"
 (Штутгарт, 1872). Н. С.
  Бюро (франц. bureau) - первоначально письменный стол, конторка, затем
 контора, канцелярия.
  Бюрократия (от франц. bureau и греч. kratos, дословно значит:
 господство канцелярии). Под этим словом разумеют то направление, которое
 принимает государственное управление в странах, где все дела
 сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти,
 действующих по предписанию (начальства) и чрез предписание
 (подчиненным); затем под Б. разумеют класс лиц, резко выделенный из
 остального общества и состоящий из этих агентов центральной
 правительственной власти. Иностранный термин: бюрократический вполне
 соответствует русскому слову: приказный. В Западной Европе возникновение
 и усиление Б. шло параллельно возникновению и усилены государственной
 власти. Рядом с политической централизацией развивалась и централизация
 административная, как орудие и подспорье первой. Она была необходима для
 того, чтобы вытеснить феодальную аристократию и старые общинные власти
 из всех, по возможности, сфер управления и создать особый класс
 должностных лиц, непосредственно и исключительно подчиненных влияниям
 центральной власти. С упадком и вырождением местных корпораций, союзов и
 сословий появились новые задачи управления, круг деятельности
 государственной власти расширялся непрерывно, пока не сложилось так наз.
 полицейское государство (XVII - XVIII ст.), в котором все отправления
 жизни духовной и материальной одинаково подчинялись опеке
 государственной власти. В полицейском государстве Б. достигает высшего
 развития, и здесь же с наибольшею отчетливостью выступают ее невыгодные
 черты, - черты, которые она сохранила и в XIX веке в странах, управление
 которых по-прежнему построено на началах централизации. При таком
 характере управления правительственные органы не в состоянии совладать с
 обширным материалом и обыкновенно впадают в формализм. Благодаря своей
 значительной численности и сознанию своего могущества чиновничество
 принимает особое исключительное положение: оно чувствует себя
 руководящим центром всей общественной жизни и образует особую касту вне
 народа. В общем дают себя чувствовать три невыгоды подобного
 административного строя: 1) общественные дела, требующие вмешательства
 государства, ведутся чаще дурно, чем хорошо; 2) управляемые должны
 терпеть вмешательство власти в такие отношения, где в этом нет
 надобности; 3) соприкосновение с органами власти редко обходится без
 того, чтобы не страдало личное достоинство обывателя. Совокупностью этих
 трех невыгод и отличается то направление государственного управления,
 которое обыкновенно характеризуется одним словом: бюрократия.
 Средоточием ее являются обыкновенно органы полицейской власти; но там,
 где она укоренилась, она распространяет свое влияние на все
 чиновничество, на власть судебную и законодательную.
  Ведение всякого сложного дела в жизни, частной ли, или общественной,
 неизбежно требует соблюдения известных форм. С расширением преследуемых
 задач эти формы умножаются и "многописание" современного управления
 является неизбежным спутником развития и усложнения государственной
 жизни. Но тем именно отличается Б. от здорового строя администрации, что
 при последнем форма соблюдается ради дела и в случае нужды приносится в
 жертву делу, тогда как Б. соблюдает форму ради ее самой и ей приносит в
 жертву существо дела. Подчиненные органы власти видят свою задачу не в
 том, чтобы с пользою действовать в указанных ей пределах, а в том, чтобы
 исполнять требования, предъявляемые свыше, т. е. отписаться, выполнить
 ряд предписанных формальностей и тем удовлетворить высшее начальство.
 Административная деятельность сводится к письмоводству; вместо
 фактического исполнения довольствуются написанием бумаги. А так как
 бумажное исполнение никогда не встречает препятствий, то высшее

<< Пред.           стр. 159 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу