<< Пред. стр. 159 (из 1179) След. >>
государственного хозяйства приводить к одному знаменателю,к неизменнымбезжизненным нормам.
По внутренней форме различают Б.: 1)валовой (брутто-бюджет), в
котором приводятся отдельно полные цифры государственных доходов и
полные цифры издержек по их взиманию; 2) чистый (нетто- бюджет), где
поступления показаны за вычетом расходов взимания. С точки зрения
финансовой науки предпочитается первая форма, т. е. брутто-бюджет, при
котором всего яснее представлена степень производительности каждой
отрасли государственного хозяйства и полнее развертывается общая его
картина, что так важно для соображений министра финансов и для
законодательной власти.
Самый порядок составлена бюджета выражается, во всех цивилизованных
государствах, в том, что все отдельные ведомства, выработав свои частные
сметы, представляют их министерству финансов, где составляется уже
общегосударственный бюджет, который, с приложением объясни тельных
записок и других материалов, вносится заблаговременно, как всякий другой
законопроект, на рассмотрение высшего законодательного учреждения:
государственного совета в России и палат в конституционных государствах,
при чем при поступлении в последние обыкновенно передается, для
предварительного анализа, в специальные финансовые комиссии; затем - с
заключениями этих комиссий бюджет представляется на рассмотрение палат
и, по одобрении с их стороны, поступает на окончательное утверждение
главы государства, а по утверждении обнародывается, как всякий другой
закон, после чего всем отдельным ведомствам, на основании его,
открываются подлежащие кредиты на предстоящий финансовый год.
Бюджет на предстоящий финансовый период рассматривается обыкновенно в
одно время с отчетом по исполнению государственной сметы за истекший
финансовый год; в государствах с представительным правлением подобный
законодательный контроль служит главным основанием так называемого
абсолюториума, состоящего в том, что палаты признают действия министров
правильными и снимают с них ответственность за истекший период.
Бюджет в его настоящем виде выработался недавно; прежде, вместо
бюджета, представлялись простые отчеты и счета, при том неполные, по
главным рубрикам финансового хозяйства. С образованием ответственного
правительства в некоторых государствах появились более систематические
отчеты, но все это еще не имело характера бюджета. Самый близтй к нему
по характеру, это - . известный отчет, составленный Неккером в 1781 г. и
представленный королю Людовику XVI (compte rendu au roi); отчет этот
принято считать за первый систематический бруттобюджет. Но только в
нынешнем столетии выработался правовой порядок составления бюджета, как
общего государственно - хозяйственного закона. Порядок обсуждения
бюджета в настоящее время в главных государствах таков. В Англии, пред
обсуждением в парламенте, бюджет рассматривается в двух парламентских
комиссиях: расходы - в committee of supplies, доходы - в committee of
ways and means; после того он вносится, с объяснениями министра
финансов, на одобрение (Appropriation Act) палат; всякое перенесение из
излишков одного счета на расходы по другой статье (Revirement)
запрещается; такие статьи, как содержание королевы, пенсии, жалованье
судьям и т. п., составляющие консолидированную часть бюджета, вовсе не
обсуждаются. Более всего работы и изменений вызывает подоходный налог
(in cometax).
Во Франции бюджет обсуждается весь по главным статьям (с 1869 г. -
481 глава); дополнительные кредиты и чрезвычайные рас ходы (credits
supplementaires, complementaires et extraordinaires) утверждаются
непосредственно палатами, а во время парламентских вакаций - декретами
государственного совета по предварительном одобрении в совета министров,
с тем, что по открытии палат им заявляется об этих кредитах с
объяснением мотивов назначения. В Пруссии, в общих чертах, тот же
порядок, введенный с 1849 г., а именно: сметы отдельных министерств
(Ministerialetats), представление их министру финансов (Vorlage an den
Finanzminister), составление госуд. сметы (Bildung des Voranschlags),
представление в палату (Vorlage an die Abgeordneten), рассмотрение в
комиссиях, одобрение палаты (Веschluss), санкция главы государства
(landesherliche Sanction) и обнародование (Publication des Budgets als
Staatsvirthschaftsgesetz). Во время парламентских вакаций сверхсметные
кредиты разрешаются советом министров, палатам же, согласно закону 1872
г., сообщается об этом в течение следующего года уже после отпуска
кредитов.
В Италии, Австрии в Соед. Штатах тот же порядок, с небольшими
изменениями. В Австрии новая система введена с 1866 г., при чем
составляются два самостоятельных бюджета для Австрии и для Венгрии.
В России до 1862 г. не было систематического, планомерного бюджета;
государственная смета представляла механическое соединение смет
отдельных ведомств; при ней не было данных, достаточных для проверки, да
и вообще не было единого законченного плана финансового хозяйства:
многие доходы получались и многие расходы производились отдельными
ведомствами самостоятельно, без ведома министерства финансов, так что
нельзя было построить никакого общего вывода о направлении
государственного хозяйства в ближайшем будущем. С 1862 г. стали
составляться правильные бюджеты, главным образом благодаря упорядочению
государственной отчетности при Татаринове (см. в т. I, ч. II, Свода
Законов, прилож. к ст. 221 - "Правила о составлении, рассмотрении,
утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет
министерств и главных управлений"). В настоящую свою форму русский
бюджет вылился с 1873 г.; в нем показываются валовые суммы доходов и
расходов, при чем нельзя выделить издержки взимания и определить чистые
поступления. Финансовая смета каждого министерства и главного управления
составляется на основании "расписаний доходов и расходов", доставляемых
подчиненными ведомствами по каждой губернии отдельно. Смета эта состоит
из: а) перечня доходов и расходов, b) подробной сметы доходов и
расходов, с) приложений и d) объяснительной записки. Против каждой
статьи излагаются объяснения или данные, оправдывающие испрашиваемое
назначение, как то: законы, Высочайшие повеления и штаты, на основании
коих поступают доходы и назначаются расходы. Сверхсметные кредиты,
испрашиваемые по предметам, уже занесенным в финансовые сметы, именуются
дополнительными, а по расходам, в смете непредвиденным, -
экстраординарными. Доходы и расходы земств, городов, сословий и
благотворительных учреждений в смету не вносятся; но о тех специальных
средствах, которые расходуются под контролем правительства, делаются
особые приложения; если же средства эти идут на потребности, однородные
с внесенными в министерские сметы, то их переносят в смету доходов под
наименованием "пособий государственному казначейству". Составленные
таким образом сметы рассматриваются сперва в советах министерств и
главных управлений; затем препровождаются, в печатных экземплярах,
министру финансов и в государственный контроль к назначенному для
каждого ведомства сроку (между 1 августа и 15 октября). Министерство
финансов проверяет эти сметы и составляет из них общую государственную
роспись, которую к 1 ноября и представляет в государственный совет, с
прибавлением, в случаях надобности, своих замечаний, а также соображений
о сокращении некоторых расходных смет, об изыскании новых источников
дохода, об усилении существующих, etc. С своей стороны, государственный
контроль проверяет представленные ему сметы и к 1 октября представляет
государственному совету особый отчет по исполнению финансовых смет за
истекший период. Как этот отчет, так и роспись подвергаются
предварительному обсуждению в департаменте государственной экономии,
который вносит и смету, и свое по ней заключение в общее собрание
государственного совета, откуда бюджет, не позже 15 декабря, поступает
на Высочайшее утверждение и, наконец, публикуется (с 1862 г. ) во
всеобщее сведение.
Воплощенный в бюджете финансовый закон действует в течение
определенного срока, при чем различают периоды: 1) бюджетный или
финансовый, и 2) счетный. Под первым разумеется то время, на какое Б.
утвержден, совпадающее обыкновенно с гражданским годом; в Англии же и
Пруссии считают его с 1 апреля по 31 марта следующего года. Счетный
период есть, так сказать, продолженный или отстроченный бюджетный; при
невозможности выполнить все сметные назначения к концу бюджетного
периода оказалось необходимым отстрочить действие бюджета на некоторое,
льготное, время сверх финансового года. Таких льготных месяцев дается во
Франции восемь, в Австрии три, в Бельгии десять, а в Пруссии даже
двенадцать; в России для окончательных расчетов, после 31 декабря,
оставляются еще четыре месяца, а для военного ведомства пять. По
истечении льготных сроков кредиты закрываются и на открывающиеся затем в
счет той же сметы расходы должны испрашиваться дополнительные
ассигнования; в России суммы, оставшиеся свободными ко дню заключения
сметы, возвращаются в распоряжение министерства финансов. По закрытии
кредитов следует последняя стадия заключение бюджета и свод итогов по
выполнению сметы; это служит для выяснения финансовых результатов
бюджетного года, т. е. закончился ли он при равновесии доходов и
расходов, или же с дефицитом, или, наконец, дал избыток доходов над
расходами. Эти выводы являются, в свою очередь, показателем успешности
хода всего государственного хозяйства.
Сочинения, специально трактующие о бюджете, общие: М. Алексеенко,
"Организация государственного хозяйства" (Харьков, 1870); В. П.
Безобразов, "Государственные доходы. Теоретические и практические
исследования" (Спб., 1868 - 72); R. Gneist, "Gesetz und Budget" (Берлин,
1879); Czornig, "Budget, Staatsrechnung und Controle"; Hock,
"Grundlinien der Kameralpraxis" (Тюбинген, 1819); Laband, "Budget"; M.
d'Audiffret, "Examen des revenus publics", (Пар., 1839); Desmousseaux de
Givre, "Etudes sur le budget"; "Correspondence relative to the budgets
of various countries" (изд. Cobden'club, 1877); H. Вессель, "Нормальный
государственный бюджет" (ст. в "Русском Вестнике" 1885 г., № 1); А.
Головачев, "Десять лет реформ" (Спб., 1872, стр. 88 - 146); "О бюджете и
единстве кассы" (ст. в "Морск. Сборн. " 1859, № 6 и 12).
О русском бюджете: А. Заблоцкий-Десятовский, "Обозрение государств.
доходов России" (Спб., 1868); "Отчеты по исполнению государственной
росписи" (на нем. яз. - "Amtliche Jahresberichte uber das russische
Budget und seine Durchfuhrung"); "Правила о поступлении государственных
доходов и о производстве государственных расходов" (Спб., 1863).
О бюджетах других государств: Англия. Noble, "Fiscal legislation 1842
- 65" (Лондон, 1867); "Parliament papers. Finance accounts" (ежег. ).
Германия. А. Заблоцкий-Десятовский, "Финансовое управление и финансы
Пруссии" (2 ч., Спб., 1871). Франция. Неккер, "Об управлении
государственных доходов Французского королевства" (перев. с франц. Спб.,
1786); В. Гольцев, "Государственное хозяйство во Франции XVII века"
(Москва, 1878); И. Задерштедт, "Бюджет Франции" (Казань, 1884); v. Hock,
"Die Finanzverwaltung Frankreichs" (Штутгарт, 1857); M. d'Audiffret,
"Systeme financier de la France" (Париж, 1870); Merlin, "Progression
comparee des budgets de l'etat sous le second empire" Шариж, 1869);
Horn, "Bilan de l'empire" (Париж, 1869); "Budget General de l'Exercice"
(ежег. ); "Comptes generaux de l'Administration des Finances" (Пap.,
1888, ежег. ); Lucay, "La Legislation du budget de 1789 a 1852" (ст. в
"Journal des Economistes", 1862, livraisons de janvier et de mai).
Австрия. A. Dessary, "Grundzuge der osterreichischen Finanzgesetzkunde"
(Вена, 1856); Czornig, "Das osterr. Budget"; A. Wagner, "Ordnung des
osterr. Staatshaushalts" (Вена, 1863); Beer, "Der Staatshaushalt
Oesterreich-Ungarns seit 1868" (Прага, 1881). Бельгия. "Budgets des
recettes et des depenses" (офф., ежег. ). Италия. Morpurgo, "La Finanza
italiana dalla fondazione del Regno fino a questi giorni" (Рим, 1874);
"Stati di Previsione dell'Entrata e della Spesa, e Conti generali
Consuntivi, pubblicazioni annuali del Ministero delle Finanze" (ежег. );
"Annuario del Ministero delle Finanze".
А. С-н.
Бюллетень - так называются периодически печатаемые извещения
разнородного содержания, напр. Б. о состоянии здоровья
высокопоставленных лиц, Б. о состоянии погоды по метеорологическим
наблюдениям, Б. биржевые и т. п.
Бюлов (Ганс-Гвидо фон), замечательный пианист, сын немецкого поэта
Карла фон Б., род. 8 января 1830 г. в Дрездене; игре на фортепиано
обучался у Фр. Вика, теоретическое же образование получил у Макса-Карла
Эбервейна (с 1844 г. ). В Штутгарте, где он поступил в гимназию, в 1846
г. Б. впервые выступил в качестве пианиста. В 1847 г. он переселился в
Лейпциг для изучения права и вместе с тем брал уроки контрапункта у
Гауптмана. В 1849 - 1850 гг. он продолжал свое юридическое образование в
Берлине. Между тем в нем созрело решение посвятить себя музыке, к
которой он чувствовал призвание. С этою целью Б. обратился в Цюрих к
Рих. Вагнеру, которого он знал еще в Дрездене, и после кратковременной
капельмейстерской деятельности в С.-Галлене и Цюрихе, в 1851 г.
отправился в Веймар, к Листу, который руководил Б., как пианистом, в
продолжение двух лет. На балленштедтском музыкальном фестивале Б.
составил себе имя как пианист, и с тех пор его репутация еще более
упрочилась, благодаря многократным концертным путешествиям.
С 1854 г. Б. избрал своим местожительством Берлин, и в 1858 г. был
назначен королевским прусским придворным пианистом. В конце 1864 г. Б.,
следуя призыву Вагнера, переселился в Мюнхен, где он с 1867 г. состоял
королевским придворным капельмейстером и директором реорганизованной
королевской музыкальной школы. Семейные дела Б. принудили его в 1869
отказаться от должностей, занимаемых им в Мюнхене. После этого он
отправился в Италию, жил там (большею частью во Флоренции) много лет,
давая концерты, но затем предпринял обширные по своим размерам
артистические путешествия и посетил Англию, а также и СевероАмериканские
Соединенные Штаты (в 1875). После своего пребывания, в 1878 - 79 гг., в
Ганновере, в качестве капельмейстера, Б. отправился в 1880 в Мейнинген
для занятия должности капельмейстера и главного заведующего музыкальными
делами. Большую сенсацию вызвало его артистическое путешествие с
Мейнингенской капеллой по Германии, в 1881 - 82 гг. Б. посещал также
неоднократно и Петербург, где он имел выдающийся успех, как пианист и
капельмейстер. Он дирижировал в концертах "Филармонического" и
"Императорского Русского Музыкального" обществ. Кроме того, он совершил
артистическое путешествие по России. В Петербурге Б. выказал себя
пропагандистом Брамса и многих русских композиторов. Во время своего
пребывания в Петербурге в 1885 г. Б, читал лекции по фортепианной
литературе, в зале петербургской консерватории. Подобного рода лекции Б.
читал и заграницей.
Репутация Б., как пианиста, установилась, благодаря всесторонней,
блестящей, преодолевающей все трудности виртуозности и его из ряда
выдающейся феноменальной памяти, которая давала ему возможность
исполнять наизусть самые обширные и сложные сочинения. Ему достаточно
было просмотреть, не проигравши, любое сочинение, чтобы сыграть его
безошибочно на память. Оркестровые сочинения и оперы Б. дирижировал без
партитур. Как композитор, Б. проявил себя в нескольких оркестровых,
фортепианных и вокальных сочинениях, в которых он явился последователем
Вагнера и Листа. Наибольшее значение имеет его увертюра для большого
оркестра, написанная к трагедии "Юлий Цезарь" Шекспира. Как деятельный
пропагандист Вагнера, Б. неоднократно выступал в печати со статьями в
пользу направления этого композитора. Сверх того, он издал, в целом ряде
выпусков, избранные фортепианные сочинения классических авторов,
редакция которых, однако, не была свободна от произвола. Б. принадлежат
также аранжировки и транскрипции произведений Берлиоза, Вагнера и Листа.
В качестве музыкального редактора, Б. принимал деятельное участие в
издании Зигмунда Леберта "Instructive Ausgabe klassischer Klavierwerke"
(Штутгарт, 1872). Н. С.
Бюро (франц. bureau) - первоначально письменный стол, конторка, затем
контора, канцелярия.
Бюрократия (от франц. bureau и греч. kratos, дословно значит:
господство канцелярии). Под этим словом разумеют то направление, которое
принимает государственное управление в странах, где все дела
сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти,
действующих по предписанию (начальства) и чрез предписание
(подчиненным); затем под Б. разумеют класс лиц, резко выделенный из
остального общества и состоящий из этих агентов центральной
правительственной власти. Иностранный термин: бюрократический вполне
соответствует русскому слову: приказный. В Западной Европе возникновение
и усиление Б. шло параллельно возникновению и усилены государственной
власти. Рядом с политической централизацией развивалась и централизация
административная, как орудие и подспорье первой. Она была необходима для
того, чтобы вытеснить феодальную аристократию и старые общинные власти
из всех, по возможности, сфер управления и создать особый класс
должностных лиц, непосредственно и исключительно подчиненных влияниям
центральной власти. С упадком и вырождением местных корпораций, союзов и
сословий появились новые задачи управления, круг деятельности
государственной власти расширялся непрерывно, пока не сложилось так наз.
полицейское государство (XVII - XVIII ст.), в котором все отправления
жизни духовной и материальной одинаково подчинялись опеке
государственной власти. В полицейском государстве Б. достигает высшего
развития, и здесь же с наибольшею отчетливостью выступают ее невыгодные
черты, - черты, которые она сохранила и в XIX веке в странах, управление
которых по-прежнему построено на началах централизации. При таком
характере управления правительственные органы не в состоянии совладать с
обширным материалом и обыкновенно впадают в формализм. Благодаря своей
значительной численности и сознанию своего могущества чиновничество
принимает особое исключительное положение: оно чувствует себя
руководящим центром всей общественной жизни и образует особую касту вне
народа. В общем дают себя чувствовать три невыгоды подобного
административного строя: 1) общественные дела, требующие вмешательства
государства, ведутся чаще дурно, чем хорошо; 2) управляемые должны
терпеть вмешательство власти в такие отношения, где в этом нет
надобности; 3) соприкосновение с органами власти редко обходится без
того, чтобы не страдало личное достоинство обывателя. Совокупностью этих
трех невыгод и отличается то направление государственного управления,
которое обыкновенно характеризуется одним словом: бюрократия.
Средоточием ее являются обыкновенно органы полицейской власти; но там,
где она укоренилась, она распространяет свое влияние на все
чиновничество, на власть судебную и законодательную.
Ведение всякого сложного дела в жизни, частной ли, или общественной,
неизбежно требует соблюдения известных форм. С расширением преследуемых
задач эти формы умножаются и "многописание" современного управления
является неизбежным спутником развития и усложнения государственной
жизни. Но тем именно отличается Б. от здорового строя администрации, что
при последнем форма соблюдается ради дела и в случае нужды приносится в
жертву делу, тогда как Б. соблюдает форму ради ее самой и ей приносит в
жертву существо дела. Подчиненные органы власти видят свою задачу не в
том, чтобы с пользою действовать в указанных ей пределах, а в том, чтобы
исполнять требования, предъявляемые свыше, т. е. отписаться, выполнить
ряд предписанных формальностей и тем удовлетворить высшее начальство.
Административная деятельность сводится к письмоводству; вместо
фактического исполнения довольствуются написанием бумаги. А так как
бумажное исполнение никогда не встречает препятствий, то высшее